|
||||
|
"70" (Ту-12, Ту-70) Пассажирский самолет, опытный ![]() Самолет "70" на заводских испытаниях 1947 г. ![]() В начале 1946 года, когда КБ уже заканчивало основные проектные работы по Б-4 (Ту-4), А.Н.Туполев принимает решение в кратчайшие сроки спроектировать и построить на базе агрегатов самолета Б-4 четырехмоторный пассажирский самолет с герметическими кабинами, который отвечал бы мировым требованиям, предъявлявшимся к магистральным самолетам того периода. Идея проектирования пассажирского самолета на базе военных разработок КБ красной нитью проходила через все творчество этого коллектива вплоть до конца 50-х годов. Все пассажирские проекты 30-х годов были осуществлены или как прямые модификации самолетов военного назначения,или с использованием максимально возможного количества технических решений и агрегатов последних. Позже, в 50-ые годы, подобный подход позволил в кратчайшие сроки дать отечественному гражданскому воздушному флоту первоклассные реактивные пассажирские самолеты Ту-104 и Ту-114. Такая концепция проектирования пассажирских машин имела в конкретных временных, экономических и соцально-политических условиях СССР массу положительных моментов. Опыт, накопленный в ходе создания и эксплуатации базового военного самолета, позволял с высокой степенью безопасноcти освоить созданный путем глубокой модификации его пассажирский вариант.Очень важным фактором являлось и то, что обеспечивалась приемственность подготовки опытного и серийного производства и, как следствие, уменьшение затрат и себестоимости самолета. Кроме того, положительным фактором, влиявшим на эксплуатацию, было то, что уже имелись подготовленные летные и технические экипажи, прошедшие подготовку на близкий тип машины в ВВС. К недостаткам подобного подхода можно было отнести относительно более низкие экономические показатели пассажирских самолетов, спроектированных подобным образом, но этот недостаток почти полностью нивелировался методами тоталитарного управления советской экономической системы. ![]() Самолет "70"в полете. Во втором прямоугольном иллюминаторе - А.Н.Туполев Новый проект получил по КБ обозначение самолет "70". В феврале 1946 года началась постройка макета нового пассажирского самолета. В середине марта вышло Постановление Совета Министров СССР № 472-191, а 27 марта Приказ МАП №159, согласно которым ОКБ поручалось спроектировать и построить на базе Б-4 пассажирский самолет Ту-12 (такое официальное обозначение получил самолет). Самолет должен был строиться в одном экземпляре, вопрос о серии должен был решиться после проведения испытаний и доводок. Для ускорения процесса постройки первого опытного самолета решено было максимально использовать агрегаты двух В-29: машины, которая была разобрана для копирования , и четвертого самолета, поврежденною при вынужденной посадке на Дальнем Востоке. От В-29 были использованы отъемные части крыла, гондолы двигателей, закрылки, шасси и механизм его уборки шасси, хвостовое оперение, часть агрегатов самолетных систем и оборудование. Так как новая машина выполнялась по схеме низкоплана, центроплан изготовлялся вновь и был несколько увеличен по размаху. Совершенно новым был герметический фюзеляж диаметром 3,6 м (впервые в СССР), рассчитанный на перепад 0,57 атм, с герметической клепкой и тиоколовой лентой (клепка впотай с раззенковкой). В ходе постройки самолета, впервые в СССР была произведена проверка его герметичности наддувом воздухом на расчетный перепад. Нововведением на самолете "70", по сравнению с Б-4, стало применение более рациональной ступенчатой формы передней части кабины экипажа. Согласно проекта самолет "70" представлял собою пассажирский самолет, предназначавшийся для полетов на международных, в частности на трансокеанских, и на дальних внутренних авиалиниях. Возможность быстрой переброски большого количества пассажиров на дальние расстояния в комфортабельных условиях ставило этот самолет в разряд первоклассных тяжелых пассажирских самолетов-лайнеров. Предполагалось самолет "70" строить в трех вариантах: - в специальном правительственном варианте; - в смешанном варианте на 40-48 мест (две передние пассажирские кабины - люкс, задняя кабина первого класса); - в линейном вариант на 72 места (две пассажирские кабины первого класса). В октябре 1946 года закончилась постройка самолета. Первый этап заводских испытаний проходил с 19 октября 1946 г по 16 февраля 1947 года. Первый полет был выполнен 27 ноября 1946 года. Экипаж пилотировали командир корабля летчик-испытатель Ф.Ф.Опадчий и второй пилот А.Д.Перелет, ведущий инженер -М.М. Егоров. На четвертом испытательном полете самолет был поврежден при вынужденной посадке. В воздухе развалился один из двигателей, возник пожар, Ф.Ф.Опадчий, спасая опытную машину, сумел выполнить вынужденную посадку с убранным шасси. Дальнейшее детальное исследование случившегося, в том числе и работы силовой установки, которое провело КБ, позволило найти серьезный конструктивный схемотехнический дефект в исходном американском варианте системы управления наддувом двигателей. В этих исследованиях огромная заслуга была ведущего инженера по машине М.М.Егорова, который смог скурпулезно разобраться в построении и во всех нюансах работы американской системы. (Кстати, именно этот же конструктивный дефект в силовой установке привел к гибели в 1943 г первого опытного самолета В-29 в ходе заводских испытаний в США). В дальнейшем на основании этих исследований были доработаны все выпущенные к тому времени самолеты Ту-4. Поврежденный самолет "70" восстановили в полевых условиях, провели доработки по силовой установке, и испытания были продолжены до октября 1947 года. После серии доработок и доводок в сентябре 1948 года самолет под новым официальным обозначением Ту-70 принимается на государственные испытания, которые завершаются 14 декабря того же года. В заключении по испытаниям отмечалось, что самолет соответствует ТТТ, оговоренным в Постановлении Правительства. В июне 1948 года было принято правительственное решение о постройке серии в двадцать самолетов Ту-70. Но в серии машины не было. Причины были в следующем: все, подходящие для ее постройки серийные заводы, были перегружены выпуском новых боевых машин для ВВС, в том числе и Ту-4, и, что самое важное, пассажиропотоки на отечественных линиях ГВФ того периода не требовали такого крупного пассажирского самолета, их вполне удовлетворял парк из Ли-2 и Ил-12. В 1949 году рассматривался вопрос по установке на Ту-70 новых более мощных двигателей типа АШ-2ТК, но из стадии технического предложения эти работы так и не вышли. Были предложения о постройке на базе Ту-70 самолетов-заправщиков для бомбардировщиков типа Ту-4. В декабре 1951 года Ту-70 был передан на контрольные испытания в НИИ ВВС с целью выяснения возможности использования самолета как военно-транспортного. После этих испытаний самолет участвовал до 1954 года в различных испытательных программах, а также выполнял специальные пассажирские и транспортные перевозки. В 1954 году самолет был списан и утилизирован. Основные данные опытного самолета "70" 4АШ-73ТК: - длина самолета - 35,40 м - размах крыла - 44,25 м; - высота самолета - 9,75 м; - площадь крыла - 166,1 кв.м; - нормальная взлетная масса - 51400 кг; - максимальная скорость на высоте 9000 м - 568 км/ч; - практический потолок - 11000 м; - максимальная дальность полета при нормальной взлетной массе - 2500 км; - количество пассажиров - 72 чел; - экипаж - 7-8 чел. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|