МИГ-29 ВСТУПАЕТ В XXI ВЕК


Владимир ИЛЬИН


Фронтовой истребитель МиГ-29 в 1990-х годах стал одним из наиболее массовых боевых самолетов четвертого поколения. Как и его зарубежные собратья - американские F-16 и F/A-18, а также французский "Мираж"2000, "двадцатьдевятый" относится к легким истребителям четвертого поколения. Эти машины составляют сегодня основу самолетного парка ВВС ведущих стран мира. К началу 1998 года МАПО было построено более 1300 истребителей МиГ-29 "9-12" и "9-13". Более 200 учебно-боевых МиГ-29УБ "9-51" выпущено, также, в Нижнем Новгороде. Однако глубокий экономический кризис, переживаемый страной, а также непродуманная политика руководства МО привели в 1992 году к прекращению закупок МиГов для отечественных ВВС. Это повлекло за собой неизбежное моральное и физическое старение самолетного парка боевой авиации. Если США постоянно "подпитывают" свои военно-воздушные силы новыми легкими истребителями F-16, выводя машины выпуска 1980-х годов в резерв или передавая их национальной гвардии (что позволяет поддерживать "средний возраст" самолетов этого типа в пределах пяти-шести лет), то наши МиГ-29 уже давно разменяли второй десяток. Однако высокие летные характеристики самолета, не уступающие или даже превосходящие характеристики лучших зарубежных истребителей (в том числе и более новых), а также мощное вооружение "МиГа" до последнего времени позволяли поддерживать качественный паритет с НАТОвскими соседями.

Вопреки неблагоприятным для российского экспорта обстоятельствам (утрата традиционных рынков и союзников, экономический спад внутри страны и политическая нестабильность, подрывающая доверие покупателей к поставщику) МиГ-29 продолжал сохраняться на мировом рынке истребителей в качестве одного из лидеров. К 1996 году 18 зарубежным странам было поставлено более 300 самолетов этого типа. Лишь в 1993-94 гг. "МиГи" были проданы Венгрии, Ирану, Румынии и

Словакии. В 1994 году был заключен контракт на поставку 16 МиГ-29 и двух МиГ-29УБ Малайзии (где раньше полностью господствали авиационные фирмы США и Великобритании), в январе 1995 года было подписано соглашение о поставке восьми МиГ-29 и двух МиГ-29УБ Индии.

В ходе многолетней "службы" подтвердились высокие боевые и эксплуатационные качества истребителя. Так, по мнению летчиков ВВС Германии, участвовавших в совместных учениях с авиацией других стран НАТО, самолеты МиГ-29 продемонстрировали более высокую маневренность, надежность и боеготовность, а также лучшую управляемость, чем американские истребители четвертого поколения F-15, F-I6 и F/A-18. МиГи выигрывали учебные воздушные бои несмотря на то, что их противники в полной мере использовали возможности своей бортовой электроники и оружия. При этом следует учесть, что в составе Люфтваффе несут службу самолеты МиГ-29 раннего выпуска, в конструкции которых отсутствует ряд усовершенствований, внедренных позднее.

Однако даже самые хорошие машины стареют. Созданный на основе авиационных технологий конца 1970-х годов, МиГ-29 оснащен авионикой и вооружением, уже не в полной мере отвечающими требованиям времени. Вызывает критику и недостаточная дальность этого самолета. В то же время в 1990-е годы "подняли планку" зарубежные авиастроители, с продукцией которых призван вести борьбу МиГ-29. ВВС США пополнились самолетами F-16C Block 50/52, имеющими более мощные двигатели, новейшие ракеты класса "воздух-воздух" средней дальности AIM-120, позволяющие вести ракетный бой на дистанциях до 60 км, а также оснащенный навигационной-прицельной системой LANTIRN, придавшей этим самолетам всепогодность и всесуточ-ность при действиях по наземным целям. Немногим уступают этим машинам и усовершенствованные варианты F-16, предлагаемые США на экспорт.

Изменился и французский "Ми-раж"2000. Его последняя версия - "Ми-раж"2000-5 - тоже получила новое БРЭО и вооружение, значительно расширившее боевые возможности самолета.

Микояновцы также не стояли на месте. Большой потенциал, заложенный в конструкции МиГ-29, позволил ОКБ создать ряд новых, многоцелевых модификаций самолета, имеющих улучшенные ударные возможности. В 1986 году начались летные испытания глубокой модернизации МиГ-29 - легкого многоцелевого истребителя МиГ-29М ("9-15"). Эта машина, относящаяся к поколению "4+", имела усовершенствованную аэродинамику и планер, выполненный с широким использованием перспективных конструкционных материалов - алюминиево-литиевых сплавов. Самолет оснастили элсктродистанцион-ной системой управления, более мощными двигателями РД-ЗЗК, бортовым радиоэлектронным оборудованием, включающим, в частности, многофункциональную радиолокационную станцию Н-010 "Жук", а также принципиально новым кабинным приборным оборудованием, основу которого составили два крупноформатных монохромных дисплея на ЭЛТ, способные выдавать летчику большой объем разнообразной информации. В состав вооружения нового истребителя были включены не только ракеты класса "воздух-воздух", но и высокоточное ударное вооружение - УР Х-29МЛ и Х-29Л с лазерным наведением, Х-29Т с телевизионным самонаведением, противорадиолокацион-ные ракеты Х-25МП и Х-31П, противокорабельные Х-31А, а также корректируемые авиабомбы КАБ-500КР калибром 500 кг. По сравнению с самолетом МиГ-29 новая машина, имевшая более емкие внутренние топливные баки, обладала значительно большей дальностью полета. Боевой радиус действия при решении задач завоевания господства в воздухе составил 1250 км, при выполнении перехвата с дозвуковой (М=0,85) скоростью -1440 км, а при действии по наземным целям - 1190 км.

По отзывам ряда ведущих российских военных летчиков, испытавших в воздухе эту машину, МиГ-29М мог бы стать идеальным самолетом для российских ВВС конца 1990-х - начала 2000-х годов. Анализ, проведеный специалистами ОКБ им.А.И.Микояна, свидетельствовал, что по совокупному боевому потенциалу при решении задач завоевания господства в воздухе МиГ-29М превзошел на 20-25% самолеты Лок-хид-Мартин F-I6C и Макдоннелл-Дуг-лас F/A-18C последних серий, а также обладал некоторым преимуществом над истребителями Еврофайтер EF2000 и Дассо "Рафаль", не уступая зарубежным аналогам и при решении ударных задач.

К середине 1990-х годов самолет МиГ-29М, остро необходимый военно-воздушным силам, был практически подготовлен к передаче в серийное производство. Появление в строю этой недорогой и мощной машины, совместно с модернизированными тяжелыми самолетами семейства Су-27, могло за счет качественного улучшения самолетного парка компенсировать сокращение численности Военно-Воздушных Сил, а экспортный вариант МиГ-29М, получивший обозначение МиГ-33, укрепил бы позиции нашей страны на мировом авиационном рынке, практически не имея конкурентов среди серийных зарубежных легких истребителей. Однако нехватка средств не позволила ВВС заказать истребители МиГ-29М, что, в свою очередь, "перекрыло кислород" и экспортному варианту машины (мировая практика показывает, что страны-импортеры авиационной техники, как правило, избегают закупки самолетов, не принятых на вооружение страной-изготовителем).

Была создана и менее "радикальная" модификация МиГ-29, получившая усовершенствованную БРЛС и высокоэффективные ракеты класса "воздух-воздух" средней дальности с радиолокационным наведением РВВ-АЕ. Несколько возросла и маневренность самолета. Модернизированная машина была запущена в серийное производство, однако вскоре закупки "МиГов" для отечественных ВВС были прекращены.

С 1995 года начались испытания многоцелевого самолета МиГ29СМ ("9-13М"), являвшегося развитием истребителя предыдущей модификации и обладающего способностью с одинаковой эффективностью поражать как воздушные, так и наземные цели. На машине установили модернизированную БРЛС "Топаз" с синтезированной апертурой, способную осуществлять картографирование, обнаруживать малоразмерные наземные и морские цели, а также обеспечивать применение высокоточного оружия класса воздух-поверхность (в частности, КАБ-500КР). Боевой радиус действия МиГ-29СМ увеличился до 800 км: по сравнению с исходным МиГ-29 была значительно повышена емкость подвесных топливных баков (самолет оснастили подфюзеляжным баком на 1500 л и двумя подкрыльевыми баками по 1150 л). МиГ-29СМ явился как бы переходным этапом к созданию новой, значительно более совершенной модификации серийного самолета.

27 ноября 1997 года летчик-испытатель Марат Алыков впервые поднял в воздух прототип многоцелевого истребителя МиГ-29СМТ ("9-17"), а 20 апреля 1998 года новый шеф-пилот фирмы Владимир Горбунов взлетел на самолете "9-17" с полным комплектом доработок. Несмотря на внешнее сходство со своим предшественником -фронтовым истребителем МиГ-29, МиГ-29СМТ несет в себе ряд важнейших усовершенствований, приблизивших его по боевому потенциалу к самолету МиГ-29М. Фактически создана машина, соответствующая уровню поколения "4+" и ставшая в один ряд с наиболее современными истребителями мира. В то же время новая модификация "двадцатьде-вятого" имеет одно весьма существенное отличие от зарубежных аналогов: она не является в полном смысле слова новым самолетом. В этот вариант намечено дорабатывать ранее выпущенные истребители МиГ-29.

По словам Генерального директора АН ПК "МИГ" Михаила Коржуева, самолет "9-17" - полностью многофункциональный истребитель с большой дальностью действия, который может использовать всю номенклатуру как отечественного, так и западного авиационного вооружения. В новых, более компактных российских ВВС он будет применяться не только в традиционной для МиГ-29 роли самолета завоевания превосходства в воздухе, но и возьмет на себя задачи, ранее решавшиеся ис-требителями-бомбардировщикам МиГ-27 и Су-17, к настоящему времени снятыми с вооружения.

Зарубежные авиационные аналитики неоднократно называли в качестве одного из основных недостатков МиГ-29 малую, по сравнению с американскими машинами, дальность полета. Модернизированный МиГ-29 полностью сравнялся по этому параметру с лучшими зарубежными аналогами. Без ПТБ перегоночная дальность МиГ-29СМТ составляет 2400 км, а с подвесными баками - 3500 км. Истребитель может вести воздушный бой на удалении 1550 км от аэродрома базирования, а поражать наземные цели - на удалении 1100 км.

Задача повышения дальности решена за счет увеличения внутреннего запаса топлива. Для истребителя разработаны большой накладной топливный бак, размещенный в гаргроте, а также бак меньшего объема, установленный в хвостовой части фюзеляжа. В результате запас топлива на борту МиГ-29СМТ возрос по сравнению с МиГ-29 на 1475 кг. Конструкция малого накладного бака позволяет устанавливать его на модернизированные машины непосредственно- в авиачастях, а большой бак может монтироваться на авиаремонтных предприятиях ВВС. Дальнейшее увеличение запаса топлива на борту истребителя может быть обеспечено на следующем этапе модернизации за счет отказа от верхнего входа воздухозаборника и установки на его месте, а также на месте демонтированной системы управления верхним входом дополнительных емкостей. При этом для защиты двигателей от попадания посторонних предметов в канале воздухозаборника предполагается разместить убирающиеся решетки. Таким образом запас топлива во внутренних баках может быть увеличен, в общей сложности, на 1650 кг (т.е. более чем на 2000 л).

В 1995 году на самолете МиГ-29 уже прошла испытания демонтируемая система дозаправки топливом в полете. Подобная система будет применена и на самолете МиГ-29СМТ. Модернизируемый истребитель получит и новые подвесные топливные баки емкостью по 1800 л.

Маневренные характеристики МиГ-29СМТ по сравнению с исходным истребителем также несколько возросли за счет оптимизации работы поверхностей управления на больших углах атаки. Диапазон допустимых углов атаки удалось расширить до 28-30°.


МиГ-29СМТ


Однако основной упор при модерни-зацие истребителя сделан на расширении спектра поражения наземных целей. Самолет оснащен доработанной бортовой радиолокационной станцией "Топаз". Модернизация БРЛС стоит в 10-15 раз дешевле, чем установка новой станции. Введение режима картографирования на принципе синтезирования апертуры резко повышает разрешение при работе по земле (составляет 15 м). Станция способна обнаруживать на фоне земли малоразмерные цели, в том числе и движущиеся с минимальной скоростью (до 15 км/ч). В режиме "воздух-воздух" обеспечена возможность применения УР средней дальности с активным радиолокационным самонаведением РВВ-АЕ.

Сектор обзора БРЛС +/-70°, в горизонтальной плоскости и +5-/-400 - в вертикальной. Дальность обнаружения воздушной цели с ЭПР=5 м2 (что соответствует легкому истребителю) достигает 90 км. Обеспечено одновременное сопровождение до 10.воздушных целей и одновременный пуск ракет по двум из них.

С новым БРЭО МиГ-29СМТ может использоваться и как самолет-разведчик, обеспечивающий сбор и представление на наземные пункты управления информации в режиме реального масштаба времени. При этом передача информации может осуществляться по каналам спутниковой связи, через самолет радиолокационного дозора и управления или непосредственно наземным "потребителям". При "работе" по наземным целям БРЛС осуществляет поиск, просматривая участки местности размером 15x15, 24x24, 50x50 или 77x77 км. Разрешающая способность станции позволяет выделять отдельные радиолокационноконтрастные цели -мосты, дороги, движущиеся по ним автомобили и боевую технику. Для уточнения информации по команде с земли или непосредственно летчиком при помощи кнюппеля на экране дисплея с радиолокационным изображением в кабине летчика в интересуемом месте устанавливается метка. По метке наводится головка телевизионного визира, имеющего более высокое разрешение, чем БРЛС. После опознавания цели летчиком или по команде с земли осуществляется пуск управляемого оружия. Таким образом, самолет превращается в элемент разведывательно ударной системы, позволяющей с высокой точностью поражать цели непосредственно после их обнаружения.

Бортовая аппаратура обеспечивает поражение высокоточным оружием таких "трудных" целей, как мосты, корабли, отдельные укрепления. Полученные на наземном КП в реальном масштабе времени данные о целях автоматически передаются на борт самолета и по ним, без участия летчика, может производится пуск управляемых ракет. Такой способ использования разведывательной информации позволяет резко повысить боевую эффективность МиГ-29СМТ, особенно при нанесении ударов с малых высот.

Для самолета "9-17" разработана принципиально новая кабина, которая должна стать типовой и для других российских перспективных истребителей. Впервые на отечественных самолетах применена авионика пятого поколения, обеспечивающая принципиально новые способы управления информационными полями. На приборной доске в кабине летчика установлено два цветных крупноформатных многофункциональных жидкокристаллических индикатора МФИ-68 с экранами размером 6x8 дюймов (152x203 мм) и кнопочным обрамлением. На экраны может выводится вся пилотажная, навигационная и тактическая информация, а также цифровая цветная карта местности. В отличие от монохромных индикаторов на электронно-лучевых трубках, примененных на истребителях МиГ-29М и Су-27М, вызывающих неоднозначную оценку опытных летчиков, новые дисплеи, созданные на фирме "Русская авионика" и соответствующие самому высокому мировому уровню, не боятся прямой солнечной засветки, обеспечивают высокое разрешение и четкость изображения.

На приборной доске сохранен и комплекс традиционных электромеханических приборов, выполняющий дублирующую функцию и упрощающий летчикам процесс перехода на экранную индикацию. Самолет получил также усовершенствованный индикатор на лобовом стекле (ИЛС).

На боковых панелях в кабине летчика размещены три многофункциональных пульта управления МФПУ с жидкокристаллическими монохромными табло (размер экранов - 96x77 мм), заменивших многочисленные тумблеры и переключатели. Табло позволяют контролировать работу основных бортовых систем и вооружения.

Открытая архитектура БРЭО позволяет МиГ-29СМТ нести практически псе современное вооружение как отечественного, так и зарубежного производства (естественно, в пределах грузоподъемности самолета). Бортовые системы и вооружение объединены цифровой шиной, соответствующей между на родному стандарту MIL-STD-152B.


Кабина МиГ-29СМТ


В систему вооружения истребителя в дополнение к ракетам класса "воздух-воздух" Р-27Р, Р-27Т и Р-73 включена новейшая УР средней дальности РВВ-АЕ с комбинированной (инерциальиой с радиокоррекцией на маршевом участке траектории и активной радиолокационной - на конечной) системой наведения, а также ракеты увеличенной дальности Р-27ЭР и Р-27ЭТ. Это значительно повысило возможности самолета по ведению дальнего ракетного боя, дав ему преимущество перед зарубежными легкими истребителями, даже оснащенными новейшими УР AIM-120 AMRAAM и MICA.

Комплекс ударного вооружения представлен высокоточными управляемыми ракетами Х-29Т и Х-29ТЕ с телевизионным самонаведением, противорадио-локационными ракетами Х-31П, высокоскоростными противокорабельными ракетами Х-31А, не имеющими зарубежных аналогов. Другими высокоточными системами оружия МиГ-29СМ являются корректируемые авиабомбы с телевизионным корреляционным самонаведением КАБ-500КР. По словам генерального директора АНПК "МИГ" Михаила Коржуева, прорабатывается вариант вооружения модернизированного "МиГа" поворотной пушечной установкой.

Ведутся работы по оснащению самолета МиГ-29СМТ и двигателями с управляемым вектором тяги. Однако, по утверждению представителей ОКБ, это направление не пользуется наивысшим приоритетом и в значительной степени сдерживается недостатком финансирования.

Для эксплуатации самолета с поврежденных ВПП и небольших полевых аэродромов возможно использование наземного быстросборного трамплина, хотя и без трамплина на полном форсаже длина разбега МиГ-29 составляет всего 200 м.

В результате доработок первого этапа самолеты МиГ-29СМТ по боевому потенциалу фактически сравнялись с истребителем МиГ-29М. Они могут на равных вести борьбу за завоевание господства в воздухе не только с последними модификациями истребителей стран НАТО (в частности, самолетами F-16C Block 50/52), но и с перспективными машинами поколения "4+" -EF2000, "Рафаль" и "Супер Хорнит"; которые появятся на вооружении лишь в начале 2000-х годов. Однако АНПК "МИГ" не останавливается на достигнутом. Долгосрочная программа дальнейшего развития самолета рассчитана на сохранение высокой боевой эфектив-ности и эксплуатационной надежности истребителя в течение ближайших 10-15 лет с учетом того, что модернизированным "МиГам" может предстоять встреча в воздушных боях с зарубежными истребителями пятого поколения (F-22A "Рэптор" и JSF), поступление которых на вооружение ожидается в 2005-10 гг.

Рассматривается возможность применения в конструкции модернизируемого истребителя отъемной части крыла, разработанной для самолета МиГ-29М и имеющей восемь, а не шесть точек внешней подвески.

Маневренные и разгонные характеристики машины предполагается улучшить за счет установки новых двигателей РД-43 с тягой, увеличенной до 10000 кгс. В конце 1998 года планируется начать испытания опытного МиГ-29 с "трехмерной" системой управления вектором тяги двигателей. В случае получения положительных результатов, система У ВТ может быть внедрена и на модернизируемых истребителях.

Важнейшим элементом повышения боевой эффективности самолета является снижение его радиолокационной заметности. В ОКБ ведется большая работа по уменьшению ЭПР истребителя за счет использования специальных радиопоглощающих покрытий и материалов. Полученные результаты позволяют снизить и без того незначительную заметность МиГ-29 в несколько раз, до величины менее 1 м2, без внесения изменений в конструкцию планера. Для сравнения, минимальная ЭПР в курсовой плоскости американских самолетов F-117A и F-22A, специально спроектированных с максимально широким использованием технорлогии "стеле" (в ряде случаев - в ущерб летным характеристикам), по различным оценкам, составляет в см-диапазоне радиоволн величину порядка 0,5-0,1 ›м2.

Возможна установка на самолетах в ходе очередного цикла их модернизации и новой радиолокационной станции "Жук", разработанной объединением "Фазотрон" для истребителя МиГ-29М. БРЛС этого типа способна одновременно обнаруживать до 12 целей и обеспечивать пуск ракет с радиолокационным наведением по четырем из них. Истребитель может получить усовершенствованную оптико-локационую станцию ОЛС-М, также созданную для МиГ-29М.

Подвергнется дальнейшему совершенствованию бортовое радиоэлектронное оборудование и средства радиоэлектронного противодействия. В состав вооружения будут, мо мере их отработки, включаться и перспективные высокоточные средства поражения.

На модернизированном МиГ-29, предназначенном для ВВС, могут найти применение и отдельные элементы корабельного истребителя МиГ-29К, обеспечивающие возможность эксплуатации с коротких или разрушенных ВПП. Не исключена возможность создания и корабельного варианта самолета, "9-17К", который может найти применение, в частности, в ВМС Индии.

Одним из наиболее важных элементов повышения эффективности самолетов является снижение эксплуатационных расходов. На МиГ29СМТ проведен комплекс работ по доведению назначенного ресурса самолета до 4000 часов с возможностью дальнейшего продления, что на 60% снижает стоимость амортизации за каждый полет. В настоящее время проводится комплекс работ по увеличению ресурса "МиГа" до первого ремонта, а также межремонтного ресурса, что позволит отказаться в общем жизненном цикле самолета от одного ремонта.

После проведения модернизации ежегодные эксплуатационные расходы МиГ-29СМТ снизятся, как минимум, на 20-30% по сравнению с МиГ-29 за счет перехода к принципу эксплуатации по состоянию. Установленная на борту самолета аппаратура системы "Регата" будет автоматически фиксировать наработку ресурса, при помощи специальных датчиков будут замеряться нагрузки в наиболее подверженных деформации местах (стойках шасси, поверхности крыла, элементах двигателя), на основании показаний датчиков будет делаться вывод о необходимости проведения ремонта самолета.

В конструкции самолета заложены принципы повышенной живучести: широкое применение получило резервирование основных жизненноважных систем, комплексов и элементов конструкции; повышен уровень бортового встроенного контроля и эксплуатационной технологичности. Все это создает предпосылки для внедрения более совершенных, эффективных и экономически оправданных методов технического обслуживания.

Летные испытания самолета МиГ-29СМТ планируется завершить осенью 1998 года. Уже в текущем году российские ВВС должны получить 10-15 модернизированных истребителей. А всего модернизацию в вариант МиГ-29СМТ должны пройти 300 МиГ-29 из 430 машин этого типа, имеющихся в настоящее время в Воснно-Воздушных Силах России. Предполагается, что работы будут проводится на авиаремонтных предприятиях ВВС с привлечением авиационной промышленности.

Поступление на вооружение МиГ-29СМТ позволит ВВС России с минимальными потерями пережить нынешний тяжелый период, сохранив достаточно высокий боевой потенциал до перевооружения на истребители нового поколения.


МиГ-29СМТ

Фото Алексея Михеева и Виктора Друшлякова








 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх