Ночной истребитель "Кауц"


До начала лета 1940 г явно прослеживалось нежелание высшего командования люфтваффе и самого Геринга учитывать возможную потребность в ночных истребителях. Оборонительное мышление было не для немецких лидеров. Фюрер уже решил й середине 1941 г начать войну с Советским Союзом, а на Западе уже были достигнуты фантастические успехи, и новая война, полагали, будет вестись на один фронт, а задачи люфтваффе рассматривались как чисто наступательные.

Отдельные попытки создания ночных истребителей предпринимались в сентябре 1939 г - последние оставшиеся Аг 68 были направлены в ночные истребительные части для патрулирования германо-французской границы. Была организована и примитивная система взаимодействия истребителей с прожектористами. Для ночных полетов была сформирована 10./JG-26 на истребителях Bf 109Е, но в целом ночная оборона "третьего рейха" строилась исключительно на основе зенитной артиллерии. Полагали, этого достаточно в виду обещания Геринга, что ни один вражеский самолет не пересечет Рура.

В ночь на 16 мая 1940 г это благодушие штаба лютф-ваффе было в значительной мере поколебленно ударом бомбардировочного командования британских ВВС. 99 "Вел-лингтонов", "Уитли" и "Хемпденов" из 3-й, 4-й и 5-й бомбардировочных групп были брошены на бомбежку индустриальных центров и железнодорожных путей. Низкий туман рассеивал свет прожекторов и, соответственно, снижал эффективность зенитной артиллерии. Поспешно началось формирования "ночников". Две эскадрильи 1-ой группы 1-й эскадры "охотников" с Bf И ОС были переведены в Дюссельдорф для отработки ночной тактики, а 20 июля 1940 г 1-й полк 1-й ночной истребительной эскадры был выдвинут в Вентло в Нидерландах.

"Ночники", во главе которых Геринг назначил полковника Йозефа Каммхубера, предназначались не только для ведения оборонительных действий, которые с выводом Франции из войны, рассматривались, как мало вероятные, а в первую очередь нацеливались для участия в "битве за Англию", рассматриваемой прелюдией вторжения на Британские острова. В результате 2-я группа эскадры "ночников" с самого начала считало» группой дальних ночных истребителей. Их основной целью были ночные рейды на базы британских бомбардировщиков в Восточной Англии. В результате "Дорнье верке" было предложено создать на базе Do 17Z-3 дальний ночной истребитель и "охотник". Самолет должен был обладать необходимой продолжительностью полета, чтобы вести патрулирование вблизи британских аэродромов и атаковать возвращающиеся самолеты, имевшие при посадке лишь небольшой запас скорости, что не позволяло уклониться от атаки.

Первый вариант Do 17Z-6, известный как "Кауц" (Сыч), практически был идентичен Do 17Z-3, и отличался лишь наличием носовой части от Ju 88С-2, имевшей 11-мм бронеперегородку и неподвижное вооружение из трех 7,9-мм пулеметов MG 17 и одной 20-мм пушки MG FF. Экипаж был сокращен до трех человек: пилота, радиста и инженера. Радиооператор мог использовать верхний и нижний пулеметы MG 15, а инженер должен был перезаряжать магазины MG FF через порт в кабине. Задний бомбоотсек был сохранен и мог вмещать десять 50-кг бомб или две 250-кг, а передний отсек был занят 900-л баком.

Хотя сечение фюзеляжа Ju 88С-2 и Do 17Z-3 было одинаковым, Дорнье посчитал, что такой "брак по расчету" не является удовлетворительным. После выпуска одного Do 17Z-6 была спроектирована совершенно новая носовая секция фюзеляжа. В результате последующие девять Do 17Z-3 были закончены уже в варианте Do 17Z-10 "Кауц"-!!. Аэродинамически новая носовая часть была более чистой и вмещала четыре 7,9-мм пулемета MG 17 в верхней ее части и две 20-мм MG FF в нижней части. Магазины пушек должен был все также менять бортинженер, а магазины пулеметов были размещены подобно магазинам автоматического пистолета. В самом носу располагался инфракрасный локатор - так называемая "сапожная колодка" (Spanner-Anlage), который позволял обнаруживать горячие выхлопные газы летящего перед истребителем самолета. Данные с локатора отображались на небольшом экране, известном как Q-Rohr (Q-трубка), смонтированном перед левой частью лобового остекления. Отличить свой самолет от чужого с помощью этого устройства было невозможно, и пилот должен был сам решать атаковать ли обнаруженный самолет. Для стрельбы использовался прицел "Реви" C12/D.

II/NJG-1 была сформирована в качестве группы дальних ночных истребителей. Ядро ее составила эскадрилья "охотников" их KG-30, которые вели патрульные полеты из Тронхейма в Норвегии с использованием Bf НОС и Ju 88А. В сентябре 1940 г II/NJG-1 была переименована в I/NJG-2 и приступила к полетам над Восточной Англией с использованием 20 Ju 88С-2, переделанных на сборочной линии из бомбардировщиков Ju 88А-1. Новая II/NJG-1 получила из состава трех эскадрильей I/ZG-76 истребители Bf 110D-1/U1 и базировалась в Деелене, в Голландии. Тем временем 3-я эскадрилья из NJG-1 получила Do 17Z-10 "Кауц"-П и была включена в состав II/NJG-1, как 4-я эскадрилья, а бывшая четвертая эскадрилья на Bf 110 была переведена в состав 1-ой группы, уже как 3-я эскадрилья. Действуя с Деелена в качестве отдельной части в составе спецкоманды "Схипхол", 4-я эскадрилья NJG-1 достигла своего первого успеха, ставшего и первой победой всего полка. В ночь на 19 октября 1940 г Do 17Z-10 обер-лейтенанта Людвига Беккера с помощью "деревянной колодки" перехватил "Веллингтон", направлявшийся в Цюндер-Цее.

Двумя днями ранее, 16 октября Каммхубер получил звание генерал-майора и должность начальника "ночных истребителей". В его подчинении были четыре группы, треть эскадрилий которых предназначались на роль "охотников". Из них I/NJG 62 действовала из Гилца-Рейна, а 4./NJG1 из Деелена. Пилоты Ju 88С и Do 17Z-10 отработали технику атаки британских бомбардировщиков, находившихся на круге ожидания перед посадкой. Несколько самолетов было сбито, но большими были косвенные потери - многие бомбардировщики получили тяжелые повреждения при поспешных посадках пилотов, стремившихся сократить этап ожидания на посадочном круге. Гораздо меньше были успехи при обороне своих городов, так как британские бомбардировщики научились обходить прожекторные поля - необходимый атрибут системы ПВО с тогдашними истребителями.

Помимо боевых операций 4-я эскадрилья NJG-1 также использовалась для отработки новой истребительной техники. В конце декабря 1940 г, к моменту начала перевооружения эскадрильи с Do 17Z-10 на Do 215В-5 и ее переводу на Лееуварден, к ним прибыла команда из испытательного центра в Рехлине с двумя радарами "Вюрбург"-А для испытания новой техники наведения. Один расчет сопровождал истребитель, второй - цель, а наземный диспетчер выдавал истребителю направление на цель. Эта система была окрещена "химмельбетт" ("кровать с балдахином"), намекая на четыре компонента системы ("Фрея" - система предупреждения, два "Вюрбурга" и "Зеебург" - планшет воздушной обстановки). С успешным завершением испытаний в Лееувардене с помощью 4./NJG-1, "Химмельбетт" была запущена в серийное производство.

С поступлением Do 215В-5 оставшиеся Do 17Z-10 "Кауц"-И переводились из 4./NJG1 в I/NJG-2, которая продолжала со своими Ju 88С рейды к базам британских бомбардировщиков до 12 октября 1941 г, когда лейтенант Ганс Ган - популярный ночной ас не вернулся с такого задания. Все ночные рейды были запрещены личной директивой Гитлера. Через два месяца I/NJG-2 была переведена в Каталонию на Сицилии, практически полностью уже перевооруженная на Ju 88С. Оставшиеся Do 17Z-10 были переданы 4./NJG-2. 4-я группа 2-й эскадры ночников была сформирована 1 ноября 1941 г.

В первые месяцы 1942 г Do 17Z-10 "Кауц"-II были окончательно выведены из боевых частей. Учитывая небольшое число таких истребителей и рискованность стоявших перед ними задач, их служебная карьера была на удивление долгой. Самолет был популярен среди экипажей, а его летные данные, хотя и не позволяли догонять британские бомбардировщики, были достаточны для ночных действий, когда можно было выждать свой момент, а вооружение было эффективным. Некоторые самолеты оснащались дополнительным 7,9-мм пулеметом MG 15, стоявшим за пилотом и стрелявшим через люк вверх под углом к горизонту. Эта схема была предложена обер-лейтенантом Шенертом из I/NJG-2 и позже была развита в "шраге мюзик", хотя фактов применения такой установки в реальном бою на "Кауце"-П отмечено не было.


Тактико-технические характеристики Do 17Z-2

Тип: четырехместный средний бомбардировщик Двигатели: два "Брамо"-323Р "Фафнир" - 9-цилиндровые, радиальные, мощностью 1000 л с. на взлете и 940 л. с* на высоте 4000 м.

Вооружение: два неподвижных пулемета MG 15 вперед, два MG 15 в боковых окнах, и два MG 15 назад над и под фюзеляжем; максимальная бомбовая нагрузка - 1000 кг в комбинации 20 бомб по 50 кг, либо четыре по 250 кг*

Максимальная скорость: с максимальным взлетным весом - 300 км/ч у земли, 360 км/ч на высоте 4000 м; с весом 8050 кг - 342 км/ч у земли, 410 км/ч на высоте 4000 м.

Крейсерская скорость: с максимальным взлетным весом - 270 км/чу земли, 300 км/ч на высоте 4000 м.

Радиус действия: с нормальным запасом топлива и 1000 кг бомб - 330 км.

Максимальная дальность полета: с дополнительным топливным баком и 500 кг бомб -1150 км*

Потолок: при весе 8550 кг - 7000 м, при весе 8050 кг - 8200 м.

Вес: пустого - 5200 кг, максимальный - 8600 кг, перегрузочный - 8850 кг.

Размеры: размах крыла - 18 м; длина - 15,8 м; высота - 4,5 м; площадь крыла - 55,1 м.


Боевая карьера

На 2 сентября 1939 г девять групп из KG 2, 3, 76 и 77 были оснащены Do 17, имея 370 самолетов, из которые 319 были боеспособными. Из них 212 были Do 17Z-1 и Z-2 (188 боеспособных). Оставшиеся были Do 17М-1 и небольшое число Do 17Е-1, ожидавшие близкой замены. 23 разведывательные эскадрильи имели 262 Do 17 (235 боеспособных). Все, кроме одной эскадрильи, имели Do 17Р-1, оставшаяся - Do 17F-1. Кроме того штабная эскадрилья каждой из девяти групп с Ju 87 имела по три Do 17М-1, также как и штаб KG-51cHelll.

Эскадрильи дальней разведки с Do 17 были распределены между четырьмя воздушными флотами. Девять эскадрилий - 3.(F)/110, 2., 3., 4.(F)/11, L(F)/120 и l.,2.,3.,4.(F)/121 были включены в состав 1-го воздушного флота на северо-востоке Германии; три эскадрильи 1.,2.,3.(F)/122 - в состав 2-го воздушного флота на северо-западе Германии; шесть эскадрилий- l.v2.,3.(F)/22 и 1.,2.,3.‹F)/123 - в состав 3-го воздушного флота на юге Германии; три эскадрильи - 4.(F)/14, ЗЛР)/31 и l.(F) /124 вошли в 4-й воздушный флот в Австрии, Силезии и Чехословакии. Две оставшиеся эскадрильи с Do 17 - 7. и 8.(F)/LF-2 были в составе второй учебной эскадры люфтваффе.

Первый боевой вылет Do 17 во 2-й мировой войне был выполнен Do 17Z-2 из состава III/KG-3, которые взлетели с Гейлигснбейля в Восточной Пруссии в 5.30 утра - через 45 минут поле официального объявления войны -для бомбежки подходов к важному железнодорожному мосту под Диршау - главной артерии через "польский коридор". Правда, большинство из четырех эскадр с Do 17 (KG-2 и -3 на севере и KG-76 и -77 на юге) были брошены в атаку на польские аэродромы, склады, места концентрации войск и основные центры обороны - главные цели в течении всей польской кампании.

Эскадры с Do 17 не участвовали в норвежской операции в апреле 1940 г, но все они участвовали во вторжении во Францию. Пик их боевого напряжения был 27 мая - во время атаки KG-2 и -3 на Дюнкерк. "Битва за Англию" началась атакой конвоев в Ла-Манше в июле 1940 г. Командир KG-2 полковник Финк получил даже титул "каналкампф-фюрера". Ему было поручено "очистить" Ла-Манш с помощью Do 17Z из состава своей эскадры. Первая атака на конвой у Дувра была проведена 10 июля. 13 августа в 7-7.30 утра Do 17Z из штабной эскадрильи и IH/KG-2 бомбили Ис- * тчерч и потеряли пять Do 17. Через два дня 88 Do 17Z - практически все самолеты 3-й эскадры бомбили Истчерч и Рочестер. 16 августа "Дорнье" из I/KG-2 и III/KG-76 атаковали Вест-Маллин, 18 aeiycra - I и III/KG-75 бомбили Кенлей и Биггин-Хилл.

Кроме хорошей маневренности Do 17Z был способен развивать при атаке в пологом пикировании до 600 км/ч. Это позволяло бомбардировщику "Дорнье" действовать, пожалуй, наиболее эффективно среди других немецких бомбардировщиков в период "битвы за Англию". Несмотря на отсутствие бронезащиты у экипажа, Do 17Z был способен выдерживать серьезные боевые повреждения» Но тоща, когда над Польшей практически не было серьезного противодействия со стороны истребителей, над Британией достаточно быстро выявилась слабость оборонительного вооружения. В результате части технического обеспечения установили по паре боковых 7,9-мм пулеметов MG 15, огонь из которых вел радист. В боях над Британией Do 17 следовали обычно строем на малой высоте, огибая рельеф и максимально используя эффект внезапности, но число Do 17 в боевых частях уже пошло на убыль.

2-я группа KG-76 с самого начала получила Ju 88А, и концу 1940 г 1-я и 3-я группы были перевооружены с Do 17Z на самолеты гЮнкерса'\ Еще до начала 'битвы за Англию'гКС-77, понесшая большие потери еще в июле, была выведена для переформирования с Do 17Z на Ju 88A. KG-3, которая участвовала вместе с KG-2 в первом ночном налете на Лондон в сентябре 1940 г, также стала получать Ju 88А, но сохранила бомбардировщики "Дорнье". Таким образом к началу вторжения в Советский Союз 22 июня 1941 г* только одна эскадра - KG-2 была полностью укомплектована на Do 17Z, хотя II и III/KG-2 были уже близки к перевооружению на Do 217Е.

Весной 1941 г Do 17Z из KG-2 были переведены на юго-восток для участия в наступлении на Грецию и Балканские страны в составе 4-го воздушного флота. В конце мая эскадра с Татои в Греции охотилась за кораблями в восточном Средиземноморье. На следующий месяц Do 17Z из I и III/KG^2 вместе с III/KG-3 уже участвовали в боях на Восточном фронте. На западе этот тип ь.ил уже заменен на Do 217Е. Две оставшихся группы эскадры были перевооружены на последний тип до конца года. Таким образом, кроме IH/KG-3, Do 17Z уже был снят с вооружения люфтваффе.

Последней группе с Do 17Z, действовавшей на центральном секторе Восточного фронта, была III/KG-3 вместе с эскадрильей хорватских ВВС, прошедшей переподготовку на Do 17Z в Грейфсвальде. Хорваты вступили в бой до нового года с аэродрома Витебска. С выводом III/KG-3 в Германию для перевооружения на Ju 88 группа сдала свои Do 17Z хорватам, которые с начала 1942 г действовали уже как IV/KG-3, хотя больше эскадрильи никогда не имели. После потери шести экипажей, часть была возвращена в Хорватию. Она вернулась в Россию, опять же с Do 17Z в июле

1942 г, переименованная в 15(КгоаО KG-53. Окончательно эта эскадрилья покинула Восточный фронт в ноябре 1942 г, и потом использовалась против партизан в Югославии.

В начале 1942 г Геринг подарил 15 Do 17Z-2 финн-ским ВВС, которые заменили в составе PLeLv-46 британские "Бленхеймы'Ч С апреля 1942 г они действовали с известным успехом ночью и днем. Ко времени наступления русских в июне 1944 г в PLeLv-46 остались только пять боеспособных и четыре неисправных Do 17Z.

С полным выводом Do 17 из бомбардировочных частей люфтваффе, "Дорнье" освоили новую роль - буксировщиков планеров. В начале 1943 г Do 17 использовались для буксировки планеров DFS 230 из 1-го полка 1-й воздушно-десантной эскадры, которая использовалась для снабжения, а потом и для эвакуации кубанской группировки. Эта oneрация проводилась с февраля по март) 943 г. За ней последовала эвакуация Крыма. В марте 1944 г эта часть была перевооружена на Не 111 и Go 242. Do 17 продолжали служить буксировщиками планеров до окончания войны в Европе. Последней их операцией стало снабжение окруженного Будапешта в начале 1945 г.








 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх