ПРОДОЛЖЕНИЕ МПК пр. 1141 – МПК пр. 11451

История создания МПК пр. 11451

В 1979 г. ВМФ и МСП СССР приняли совместное решение о строительстве серии МПК на ПК на базе пр. 1141. Поскольку в состав оружия, конструкцию и технологию постройки предполагалось внести существенные изменения, то проекту был присвоен номер 11451. При его проектировании Зеленодольское ПКБ при участии отраслевых НИИ выполнило ряд НИР:

– изменение геометрии ПК с целью повышения мореходности, управляемости и снижения сопротивления движению;

– замена материала корпуса АМГ-61Н на менее прочный, но традиционный и технологичный сплав АМГ-61;

– замена среднего ГГТА М10 на ГГТА М16 мощностью 10 ООО л.с. с двухскоростным редуктором для обеспечения движения малым ходом. При этом аннулировались агрегаты ДРА-211 и водометные движители малого хода;

– увеличение глубины погружения антенны ГАС до 200 м.

Весной 1980г. началась разработка ТП МПК пр. 11451 и ЭП РК пр. 11452 на базе единой платформы. ЭП ракетного корабля пр. 11452 был закончен осенью 1980 г. Гидродинамическая платформа и механическая установка -те же, что в техническом проекте МПК пр. 11451, разработка которого была завершена в августе 1980 г. Полное водоизмещение противолодочного корабля составило 475 т, боевая (спецификационная) скорость хода -50 узлов.

Его отличие от опытного пр. 1141 заключались в следующем:

– предусмотрена установка ГАК «Звезда М1-01» с увеличенной дальностью обнаружения ПА и глубиной погружения антенны до 200 м;

– торпедные аппараты перенесены в корму и сделаны поворотными;

– вместо носовой АУ АК-630М установлена АУ АК-176;

– установлены 2 ПУ пассивных помех ПК-16;

– незначительно изменена геометрия носовых ПК с целью снижения их влияния на кормовое крыло;

– изменена геометрия кормового КУ, что позволило снизить сопротивление движению корабля;

– взамен двух бортовых рулей установлен один средний, что обеспечило приемлемую управляемость при ходе на крыльях;

– для обеспечения маневрирования на малом ходу предусмотрены две кормовые выдвижные поворотные колонки и носовое подруливающее устройство;

– ГЭУ принята в составе двух ГТУ М10Д мощностью по 20 000л.с. и одной ГТУ М16 мощностью 10 000 л.с. При этом средний агрегат должен обеспечить движение малым ходом;

– взамен вспомогательного ДГН-200 установлен второй ДГР-200. Для гидропитания ПОУ КТ приняты два электроприводных насоса;

– якорная лебедка АЯГ5 заменена на серийный шпиль ШЭГ5;

– в состав механизмов добавлен малогабаритный автоматизированный котлоа- грегат КВА 0,25/3 для обеспечения корабля паром в холодное время года.

Строительство Строительство серии МПК было запланировано на ПО «Море» в г.Феодосии со сдачей головного корабля в 1985г.

Наблюдение за работами вели: главный наблюдающий по проекту -М.И.Малышев; 1 ЦНИИ МО; разработка РКД, ЭТД и техсопровождение – В.Б.Костылев, 1749 ВП МО; постройка на заводе-строителе – 745 ВПМО во главе с Ф.А.Кучумовым.

Зеленодольское ПКБ начало свою работу по выпуску РКД в апреле 1981г. и практически завершило её к лету 1983 г. При этом, осенью 1982 г. пришлось перевыпустить почти все чертежи КУ, где электронно-лучевую сварку заменили обычной аргонодуговой, поскольку на заводе отсутствовало необходимое сварочное оборудование.

Строительство корабля сразу же пошло с отставанием от графика. Основной причиной была физическая неспособность завода-строителя обеспечить необходимое продвижение, когда не хватало кадровых рабочих и специалистов, ИТР, площадей цехов, станочного оборудования. Отсутствовали сварочная электронно-лучевая камера, спусковое устройство. Закладка на стапеле состоялась в апреле 1982 г. Секции подводных крыльев изготовлялись на Северном Машиностроительном предприятии. Достаточно быстро шло изготовление корпусов последующих кораблей: в 1983 г. был заложен второй корпус, в 1985 г. -третий.

Заметное оживление началось с 1986г., однако, оно постоянно тормозилось несвоевременной поставкой приборов ГАК и КАСУ.

Из-за малых глубин в заводском «ковше», которые исключали спуск корабля с крыльевыми устройствами, пришлось изготовить технологический спусковой понтон (проектант -Западное ПКБ), и разработать следующую схему строительства:


Приниципиальная схема ГЭУ корабля пр. 11451

Основная ГТУ М1 ОД: 1. ГТД ДД50; 2. Верхний редуктор РД50; 3. Нижний конический редуктор Р1Д50. Маршевая ГТУ М16; 4. ГТД АН71; 5. Двухскоростной редуктор Р016; 6. Верхний редуктор РД50; 7. Нижний редуктор Р1Д501.


– корпус корабля без крыльев спускается на воду и докуется в спусковом понтоне, который затем поднимается на береговую достроечную площадку;

– крыльевые устройства, угловые редукторные передачи и механизмы привода закрылков монтируются под кораблем в спусковом понтоне;

– корабль после окончания монтажа и спуска на воду устанавливается у запад – ного мола, ограничивающего заводской «ковш», где имеются достаточные глубины.

Весной 1987 г. корпус корабля был спущен на воду, поставлен на понтон и поднят на берег для монтажа и окончательной достройки. Спуск готового корабля состоялся в августе 1987г., а в сентябре был первый выход в море, в ходе которого МПК легко вышел на крыло.

В октябре корабль своим ходом перешел в Феодосийскую ВМБ для проведения дальнейших испытаний.

Испытания дали следующие результаты:

– ходовой дифферент был очень близок к расчетному;

– скорость хода 50 узлов достигалась при мощности 25 000 л.с. (по проекту – 30 000 л.с.), что увеличивало дальность плавания;

– максимальная скорость составила 65 узлов (по проекту -60 узлов);

– выход на крыло происходил под любым углом к волне на волнении V баллов;

– параметры качки были ниже расчетных;

– корабль легко управлялся на любой скорости;

– полностью отсутствовали трещины в ПК и стойках;

– практически отсутствовала коррозия корпуса;

– стрельба торпедами была успешной на всех скоростях движения до 50 узлов при высоте волны до 4 м.

Были выявлены следующие недостатки:

– при очередном доковании обнаружилась кавитационная эрозия гребных винтов, которая со временем остановилась;

– начались течи в ОДУ (как и на пр. 1141);

– тепловыделения приборов ГАК оказались существенно выше расчетных, что потребовало переделки системы приборной вентиляции.

Порой возникали нестандартные ситуации:

– при стрельбах практическими торпедами на ходу одна из торпед, выпущенная аппаратом ЛБ, захватила головкой самонаведения собственный корабль и гналась за ним в течение 6 мин, но не догнала;

– во время перехода на очередные стрельбы корабль попал в зону VI-балльного волнения и в течение 30 мин двигался со скоростью 50 узлов.

Государственные испытания корабля проводились под руководством О.Н.Жижина и оказались вполне успешными. Все основные ТТХ были подтверждены, и 30 декабря 1987 г. был подписан приемный акт. Корабль находился на заводе до апреля 1988г., а затем убыл своим ходом в г.Севастополь, где вошел в состав БрОВР под тактическим номером «МПК-215».

Для успешной эксплуатации корабля, учитывая опыт МПК пр. 1141, был доработан проект СПД, который получил номер «СПД-201». Док построили в Николаеве весной 1987 г. Местом постоянной дислокации корабля и дока стала Южная бухта г.Севастополя. Служба «МПК-215» проходила в целом успешно за исключением протечек в ОДУ.

Весной 1989 г. корабль вышел в море. При ТНВ + 32° С и температуре забортной воды +26°С и общей мощности 45 000 л.с. была достигнута скорость 62 узла.

В январе 1990 г. были проведены в полном объеме мореходные испытания. Высота волн достигала 3,2-3,4м. Замерами установлено:

– длительность выхода на крыльевой режим -около 50 с;

– скорость хода при общей мощности ГГТА 25 000 л.с. – 47 узлов;

– килевая качка при ходе на крыльях -3-5°;

– бортовая качка при ходе на крыльях -6-10°;

– параметры качки и уровни перегрузок существенно зависят от работы системы управления закрылками «Коралл-451»;

– носовые закрылки мало эффективны;

– килевая качка при движении малым ходом -2-3°;

– бортовая качка при движении малым ходом -4-6°;

– уровни перегрузок ниже расчётных и замеренных на корабле пр. 1141;

– все виды оружия исправно и безотказно работают в условиях V-балльного волнения.

По результатам испытаний было принято решение отключить носовые закрылки от системы управления, демонтировать механизмы и трубопроводы, что существенно упростило корабль. Сами закрылки были приварены в фиксированных положениях таким образом, чтобы компенсировать гидродинамическую несимметрию, возникшую вследствие неточностей (погрешностей) при постройке.

Окончание строительства второго корабля планировалось в 1989 г., однако, летом 1989 г. произошло стихийное бедствие на заводе: во время сильнейшего ливня поток дождевой воды хлынул в открытое мазутохранилище, мазут всплыл и потек к морю через цех, где строился корабль. Поэтому срок его сдачи пришлось перенести на следующий год.

Испытание второго корабля начались осенью 1990 г. Были проведены расширенные замеры вибрации, показавшие очень низкие значения -существенно ниже нормативных. Приемный акт подписан 30 декабря 1990 г. Весной 1991г. корабль, получивший тактический номер «МПК-220», перешел в г.Севастополь, где в Южной бухте пришвартовался к плавдоку «СПД-201» рядом с «МПК-215».

При разделе ЧФ оба корабля подняли Андреевский флаг.

Окончание строительства третьего корабля планировалось в 1992г., но по причине развала СССР было перенесено на 1993 г. Затем Россия передала Украине права на этот корабль.

По состоянию на 1992 г. на заводе строился еще один корабль. Его корпус имел готовность около 40%. Были попытки достроить четвертый для иностранного заказчика, причем с разными вариантами вооружения, но Россия и Украина не смогли договориться по этому вопросу. В 2007 г. недостроенные корабли все еще находились на заводе.

Создатели кораблей пр. 11451: главный конструктор -Е.И.Овсиенко (в 1980- 2003гг.); заместители главного конструктора -Н.Г.Кондратьев (в 1981-89гг.), Г.Я.Кузин (в 1986-95 гг.), В.В.Леонов (в 1991-96 гг.); старшие строители -А.Ф.Гор – бенко, В.И.Чебаненко.

Следует отметить еще одно обстоятельство. Учитывая выдающиеся показатели МПК пр. 1141, решено было выдвинуть ряд его создателей на соискание Государственной премии СССР. Весной 1981г. в ЗПКБ состоялся Техсовет, на котором тайным голосованием были выдвинуты в соискатели от бюро следующие сотрудники:

Е.И.Овсиенко – главный конструктор;

А.М.Шейдвассер -заместитель главного конструктора;

К. Г. Коротаев -начальник отдела гидромеханики;

Э.Т.Пасечник -начальник отдела корпусных конструкций и расчетов прочности. Но руководство бюро не спешило представлять проект 1141, а решило дождаться окончания строительства и сдачи серийного МПК на ПК пр. 11451.

В декабре 1990 г. Э.Т.Пасечник в Киностудии МО СССР подобрал группу для съемки фильма о серийном корабле. В феврале 1991г. фильм «Противолодочные корабли на подводных крыльях» был готов. Но из-за распада СССР выдвижение соискателей на Государственную премию СССР уже потеряло смысл. Так создание самых больших в мире боевых кораблей на подводных крыльях осталось без общественного признания.


Назначение и решаемые кораблем задачи

Корабль предназначался для борьбы с ПЛ противника в прибрежных районах морей и океанов в пределах операционных зон ВМБ самостоятельно, в составе КПУГ, во взаимодействии с другими силами и средствами ПЛО. МПК пр. 11451 официально был классифицирован как противолодочный корабль 3 ранга, осуществляющий циклический поиск ПЛ противника с помощью ОГАС. После обнаружения и классификации ПЛ корабль должен был на высокой скорости перемещаться в район контакта с ПЛ и применять по ней оружие. Высокая скорость корабля резко повышала эффективность ПЛО в прибрежной зоне. Наиболее эффективным был противолодочный поиск двумя или тремя однотипными кораблями. Корабли этого проекта отличались высокой мореходностью, не теряли своих ходовых качеств даже в условиях V-VI-балльного волнения.

Групповая атака ПЛ под управлением КАСУ МВУ-226-1 по данным ГАК «Звезда-М1-01», сопряженного с аппаратурой «Герань» и навигационным комплексом «Бейсур» КПУГ в составе двух (схема слева) и трех (схема справа) МПК пр. 11451.

Состав КПУГ из двух кораблей пр. 11451, приступивший к поиску П/1 по вызову, с высокой степенью вероятности мог лодку обнаружить, осуществить длительное слежение за ней, передавая друг-другу ЭДЦ, а по распоряжению и уничтожить на любом этапе слежения, при этом один из кораблей брал на себя функцию наводящего, другой-атакующего.

Боевые возможности КПУГ из трех кораблей были еще эффективнее: расширялся район поиска ПЛ; обнаруженную ПЛ одновременно контролировали два корабля (один на переходе); с принятием решения на уничтожение ПЛ, сокращалось время нанесения удара, т.к. второй из наводящих кораблей уже заранее занимал выгодное тактическое положение для выполнения ЦУ (это имело особо важное значение при решении на уничтожение ПЛ сразу же после классификации цели); при неуспешной атаке сохранялась возможность повторения удара без обмена функций атакующего и наводящих кораблей, что сокращало время выхода в атаку; появлялся ряд других преимуществ.

С принятием на вооружение РПК «Медведка» ударные возможности КПУГ возрастали еще больше: увеличивалась дистанция удара и атака проходила скоротечнее.

Кроме этого, мощный ГАК «Звезда», установленный на «Соколах», в комплексе с КАСУ «Гангут» мог обеспечить ЦУ ударному оружию любого корабля, вооруженному системой групповых атак. Так, УРПК «Метель» или УРК «Раструб» имели большую дальность действия, но она не обеспечивалась собственными корабельными радиотехническими средствами, этим комплексам для применения на полную дальность необходим был выносной пост ЦУ.


Альбом чертежей МПК пр. 11451

Теоретический чертеж (проекция «Корпус» увеличена в два раза).


Боковой вид

1. Огонь «Хмель-Ш»; 2. Огонь кормовой; 3. Огонь кильватерный; 4. Шпиль швартовный; 5. Биконическая антенна; 6. Торпедный аппарат ТР-224; 7. АУ АК-630М; 8. Визирная колонка РЛС МР- 123-01; 9. Огонь кильватерный; 10. Контрольный штырь МГС-407К; 11. Антенна МГС-407К; 12. Антенна РТС «Герань»; 13. Антенна К-698-2; 14. Огонь «Хмель-Ill»; 15. Огонь топовый; 16. Антенна РЛС МР-220; 17. Тифон; 18. Антенна РЛС 6730-5; 19. Антенна штыревая 6 м; 20. ПУ комплекса ПК-16; 21. Антенна РЛС МР-123-01; 22. Огонь якорный белый; 23. Огонь якорный синий; 24. Огонь маневроуказания; 25. Радиопеленгатор АРП-50СВ; 26. Антенна комплекса АДК-3; 27. Антенна штыревая 10 м; 28. АУ АК-176; 29. Шпиль якорный; 30. Якорь Матросова; 31. Брызгоотбойник; 32. Подруливающее устройство; 33. Шахта контейнера ГАК «Звезда М1-01»; 34. Отвод газовыхлопа дизельгенераторов; 35. Обтекатель нижнего редуктора УПР; 36. Руль; 37. Выдвижная поворотная колонка. 81. Помещение газоходов; 82. Шахта воздухозабора ГТУ М16; 83. Шахта воздухозабора ГТУ лб; 84. Шахта воздухозабора ГТУ пб; 85. СПТ; 86. Бокс; 87. Санузел комсостава; 88. Тамбур; 89. Коридор надстройки; 90. Помещение ЭТД; 91. ГКП; 92. Вентиляторные; 93. Помещение ПЗРК; 94. Подбашенное отделение АУ АК-630М; 95. Помещение тросоукладчика; 96. В/ч блоки МР-123-01; 97. АП МР-123-01; 98. Ходовая рубка; 99. Приборы торпедиста; 100. Камбуз; 101. Станция ОХТ; 102. Водолазное имущество; 103. Тамбур; 104. Кладовая инвентаря; 105. Головка вентилятора; 106. Лотовая площадка.


Вид сверху и планы надстроек


Продольный разрез

38. Газоход ГТУ М16; 39, 72. Шахта воздухозабора ГТУ М16; 40. Подбашенное отделение АК-630М; 41, 68. Помещение осмотра контейнера; 42. Помещение тросоукладчика; 43. Коридор надстройки; 44. В/ч блоки МР-123-01; 45, 47. ГКП; 46. АП МР-123-01; 48. Сквозной проход-закрытый мостик; 49. Ходовая рубка; 50. Вентиляторная №2; 51. Помещение (кранец) ПЗРК (в ДП); 52. Хозяйственная; 53. Шкиперская; 54. Подбашенное отделение АК-176; 55. Форпик-помещение подруливающего устройства; 56. Отсек ГАК; 57, 58. Каюты офицеров; 59. Пост ГАК; 60. Каюта мичманов; 61. Топливная цистерна №1; 62. Топливная цистерна №3; 63. Коридор команды; 64. Пост РЛС; 65. Выгородка эхолота; 66. Гиропост; 67. Шахта контейнера; 68. Помещение осмотра контейнера (в ДП), кладовая провизии по пб, помещение ВЧ-блоков НРЛС МР-220, кладовая химимущества по лб; 69. Лебедочное отделение; 70. ПЭЖ; 71. Помещение воздухозаборных шахт ГГТА; 73. ГО; 74.ТО; 75. МО; 76. Помещение ГРЩ №2 (в ДП); 77. Нижнее редукторное отделение; 78. Верхнее редукторное отделение; 79. Нижнее румпельное отделение; 80. Верхнее румпельное отделение.


Нижняя палуба и платформа

107. ВПК-1-1; 108. Шкаф для шлангов питьевой воды; 109. Вьюшка; 110. Цистерна циркуляционного масла редуктора М10Д; 111. Верхнее редукторное отделение; 112. Помещение ГРЩ; 113. Турбинное отделение; 114. ГГТА М10Д; 115. ГГТА М10Б; 116. Шахта воздухозабора среднего ГГТА; 117. Шахта воздухозабора ГГТА лб; 118. Помещение осмотра контейнера; 119. ВЧ-блоки МР-220; 120. Коридор; 121. Приборы химической разведки; 122. Коридор команды; 123. Кубрик №2; 124. Каюта мичманов; 125. Коридор комсостава; 126. Каюты офицеров; 127. ЗИП БЧ-2; 128. Шкиперская; 129. Хозяйственная; 130. Цепной ящик; 131. Агрегатная АК-176; 132. Подбашенное отделение АК-176; 133. Кают-компания; 134. Каюта командира; 135. Радиорубка; 136. Трансляционная; 137. Кубрик №1; 138. Сухая провизия; 139. Мокрая провизия; 140. Рефрижераторная камера; 141. ПЭЖ; 142. Помещение воздухозаборных шахт; 143. Шахта воздухозабора ГГТА пб; 144. Цистерна циркуляционного масла редуктора М10Б; 145. Кладовая взрывателей; 146. Ручное оружие; 147. Верхнее румпельное отделение; 148. Нижнее румпельное отделение; 149. Цистерны запасного масла ДГ, редукторов бортовых ГГТА и циркуляционного масла редуктора среднего ГГТА; 150. Вспомогательный котел; 151. Машинное отделение; 152. Цистерна отработанного масла; 153. ГГТА М16; 154. Топливная цистерна №8; 155. Генераторное отделение; 156. Топливная цистерна №6; 157. Лебедочное отделение; 158. Цистерна пресной и опресненной воды; 159. Агрегатная РЛС; 160. Гиропост; 161. Пост РЛС; 162. Помещение панелей гидравлики; 163. Отсек ГАК; 164. Форпик; 165. Пост ГАК; 166. Ппомещение вычислительного комплекса; 167. Агрегатная вычислительного центра; 168. Шахта контейнера; 169. Топливная цистерна №5; 170. ДГ-200; 171. Топливная цистерна №9; 172. Нижнее редукторное отделение.


Вид с носа, вид с кормы, поперечные разрезы

173. Пост РЛС; 174. Кубрик №2; 175. ГКП; 176. Коридор команды; 177. Кубрик №1; 178. Пост вычислительного комплекса; 179. ПЭЖ; 180. Уиывальная команды; 181. Подбашенное отделение АК-630М; 182. ОХТ; 183. Водолазное имущество.


Кораблестроительные элементы и характеристики*

* данные приведены по заказу №501

Главные размерения (по проекту):

водоизмещение, т:

стандартное 362,1 (364,0)

нормальное 415,1 (417,0)

полное 468,1 (470,0)

длина корпуса, м

наибольшая 49,97 (49,97)

по КВЛ 44,75 (44,80)

ширина корпуса, м

наибольшая 9,90 (9,89)

по КВЛ 9,19 (9,2)

габаритная по крыльям 21,10 (21,13)

высота борта от ОП, м:

в носу 6,05 (6,00)

на миделе 5,53 (5,52)

в корме 5,52 (5,40)

высота корабля габаритная 17,29 (17,29)

осадка при водоизмещении, м:

габаритная при нормальном 7,13 (7,2)

расчетная при стандартном 1,83 (1,82)

расчетная при нормальном 1,99 (1,99)

расчетная при полном 2,16 (2,16)

габаритная высота корабля от ОП, м:

корпус 5,727

палуба надстройки 1 яруса 7,346

палуба надстройки 2 яруса 9,961

мачта 16,000

антенна основная 17,290

габаритная высота при заваленной мачте 13,500


Мореходность, непотопляемость, остойчивость.

В целом, соответствовали данным опытного корабля. Мореходность по безопасности плаванья ограничивалась VIII баллами, по использованию оружия -V баллами волнения моря. Выдерживаемая скорость ветра при качке-52,5м/с при нормальном водоизмещении. Запас плавучести при нормальном водоизмещении составлял-1343 м3 . Площадь парусности при нормальном водоизмещении -290 м2 . Начальная поперечная метацентрическая высота при нормальном водоизмещении – 2,11м, продольная -при нормальном водоизмещении -84 м.


Маневренные характеристики, инерция.

Были такие же, как и у опытного корабля. Из положения ГТУ «Стоп» до ПХ в водоизмещающем положении проходит не более Змин, а на крыльях до скорости 50уз -не более 3,5мин. С ПХ вперед в водоизмещающем положении до «Стоп» проходит не более 45 с, до ПХ назад -59с.


Запасы и автономность.

Запас топлива полный составлял 105 т, наибольший -123,2 т, масла полный – 1,0 т, наибольший -3,12 т.

Автономность по запасам провизии и воды составляла 7 суток. Пресная вода принималась из расчета 15 л воды на человека в сутки (всего на 3 суток), в дальнейшем использовались опреснители.


Общее расположение и устройства
Архитектура и общее расположение.

Корабль имел практически аналогичную архитектуру с пр. 1141, но ТА были перенесены в кормовую часть корпуса в связи с необходимостью удифферентовки корабля из-за размещения в носу более тяжелой АУ АК-176. Для обеспечения надлежащего угла установки ТА по условиям приводнения торпед за габаритами нового КУ и зарядки предусматривались кринолины, обеспечивающие также сквозной проход экипажа по верхней палубе. Ходовая рубка была приподнята на пол-яруса для улучшения обзора из-за более крупной АУ АК-176.

Принципиально общее расположение, номенклатура и площади помещений изменений, в сравнении с опытным кораблем, не претерпели. ЭУ была расположена в корме и отделялась (как основной источник шума) от БП и жилых помещений лебедочным и другими вспомогательными отделениями, играющими роль шумового буфера. Все жилые помещения были расположены под верхней палубой и оборудовались бортовыми иллюминаторами. На нижнем твиндеке размещались все БП и агрегатные кроме радиорубки, находившейся в офицерском отсеке. В надстройке находились: ГКП, ходовая рубка, камбуз, рубка дежурного и торпедиста, санитарный блок команды, блоки высокой частоты РЛС «Вымпел» и другие помещения. Пост сигнальщика был расположен на палубе надстройки 1-го яруса. Расположение помещений обеспечивалось закрытым проходом без выхода на верхнюю палубу. На серийном корабле дополнительно выделялись: помещение эксплуатационно-технической документации, станция пенотушения и отдельное помещение для второго главного распределительного щита.


Корпус и крыльевое устройство, обводы, компоновка, выбор материала.

При разработке ТП нового корабля был введен ряд изменений, позволивших улучшить дифферентовку, остойчивость и ходовые качества. Были подняты килевая линия и батоксы в кормовой части, видоизменена форма реданов и увеличена общая ширина корпуса на 200 мм. Это позволило увеличить клиренс в районе кормового редана на 0,3 м, так как при движении на крыльях опытного МПК при умеренном волнении наблюдалось замывание днища гребнями волн. Все изменения производились с учетом разрабатываемого пр. 11452 и итогом стало наличие скулы, простирающейся от форштевня до транца, V-образная форма шпангоутов в носовой части и наличие двух реданов, установленных в районе 9 и 16 теоретических шпангоутов.

Создание цельносварного корпуса из алюминиевых сплавов было сложной технической задачей, связанной с многочисленными трудностями. Главная из них – обеспечение прочности при минимально допустимом весе, что определяло боевые и эксплуатационные характеристики корабля. На серийном корабле для обеспечения технологичности конструкции корпуса и снижения трудоемкости постройки были приняты и отличные от опытного корабля марки сплавов, клеесварные и цель- нопрессованные панели, что повлекло некоторое увеличение весов корпуса, но, тем не менее, весовая отдача осталась на достаточно высоком уровне. Применялись сплавы малой прочности (АМГ-61) и средней прочности (АМГ-61Н и АМГ-62Т).

Система набора корпуса была продольной с расстоянием между продольными ребрами жесткости – 200 мм и со шпацией по бортам, палубе и днищу -800 мм. Для исключения надстройки из общей прочности был применен стальной расширительный гофр, соединенный с надстройкой клепкой.

Соединение конструкций корпуса осуществлялось аргоно-дуговой и контактной сваркой. Шпангоуты таврового типа по днищу выполнялись сварными из листового материала, по бортам и палубе -из прессованного. Всего 56шп., 7 водонепроницаемых отсеков.

Принятая в проекте крыльевая схема была аналогична пр. 1141. Два расположенных побортно передних крыла включали в себя стартовые и пересекающие свободную поверхность воды элементы. Передние крылья имели переменную килева- тость с углом стреловидности в 45° и относительной толщиной 4-6,6%, обеспечивая непрерывное обтекание до максимальных скоростей. При этом кавитационные явления носили местный характер и не влияли на подъемную силу крыла. На участке от стойки до слома несущего элемента были установлены закрылки, но длина их, по сравнению с пр. 1141, была сокращена. Стойки имели параболический профиль со срезанной задней вентилирующей кромкой. Кормовое крыло было выполнено глубокопогруженным, с килеватостью 8° и в плане имело (в отличие от пр. 1141) переменную по размаху стреловидность: по передней кромке -14° на центральном и 29° на внешних участках; по задней кромке – 5°45\ На кормовом крыле также были предусмотрены закрылки, облегчавшие выход корабля на крыло. Площадь кормового крыла была увеличена на 8%, а для увеличения клиренса носовое и кормовое крылья были опущены на 0,25 м.

Крыльевое устройство из титанового сплава 48-ОТЗВ прошло натурную проверку на опытном корабле типа «Сокол» и показало вполне удовлетворительные прочностные и усталостные характеристики, хорошую коррозионно-усталостную

прочность. Этот сплав был использован для КУ и серийных кораблей. Предполагалось для соединения узлов и секций КУ применить электронно-лучевую сварку, но к сожалению, на выбранном для постройки кораблей заводе такое оборудование отсутствовало. В процессе проработки проекта продолжалось изучение вопроса о применении для КУ сталей марок: ДИ-21, ЗИ-80, АК-25. КУ были выполнены сварными наборной конструкции с обеспечением непроницаемости. К корпусу корабля крепились с помощью болтовых фланцевых соединений с обеспечением электроизоляции болтами, втулками, применением стеклопластика.

По результатам опытной эксплуатации «Сокола» пр. 1141 были внесены изменения в комплексную защиту корпуса и крыльев корабля пр. 11451 от коррозии и обрастания.


Движительный комплекс.

Выбор типа движителя для корабля на ПК обуславливался достижимыми про- пульсивными качествами для заданной скорости хода, надежностью эксплуатации двигателей и движителей, производственными мощностями страны. Наиболее высокие пропульсивные качества на скоростях около 60 узлов оставались у гребного винта. В плане обеспечения надежности эксплуатации предпочтительнее были водометы. Но в СССР в то время отсутствовал опыт создания водометных установок большой мощности, а промышленность не располагала необходимыми мощностями для их производства. Впрочем, работы по их проектированию продолжали вестись непрерывно и успешно. В ЗПКБ также выполнялась проработка проекта МПК с водометными движителями (шифр «Орлик») и различным составом оружия ПЛО и ПВО. С учетом вышеназванных обстоятельств серийному «Соколу» в качестве движителя определили гребной винт.

Для обеспечения движения МПК на ПК пр. 11451 было предусмотрено шесть соосных разновращающихся гребных ВФШ: два бортовых носовых трехлопастных винта правого вращения диаметром 1175 мм, два бортовых кормовых трехлопастных винта левого вращения диаметром 1120 мм, один средний носовой трехлопастный винт правого вращения диаметром 1270 мм, один средний кормовой трехлопастный винт левого вращения диаметром 1230 мм. Винты размещались попарно на обтекаемых гондолах трех вертикальных колонок кормового комплекса под крылом.

Испытания и опытная эксплуатация корабля пр. 1141 выявили недостаточные тяговые характеристики водометов для обеспечения хода в водоизмещающем положении. Фактически, скорость на тихой воде не превышала 7,0 узлов при работе двигателей на полную мощность. При волнении моря в V баллов и движении против ветра скорость падала до нуля, и для обеспечения приемлемых скоростей часто использовались главные двигатели, что было неэкономично. По этой причине для серийного корабля была разработана специальная маршевая ГТУ, обеспечивавшая движение корабля малым ходом парой винтов средней колонки.


Устройство управления закрылками.

Управление передними и задними закрылками осуществлялось автоматической системой «Коралл» с помощью гидроцилиндров. Гидроцилиндры размещались в стойках непосредственно у закрылков, а их работа обеспечивалась насосами, установленными на ГТД газотурбинных установок М10Д. Максимальные углы перекладки закрылков до упора +15°. С включением системы автоматического управления «Коралл» на волнении моря с высотой волн до Зм размахи качки (удвоенная амплитуда) уменьшались по крену до 4,6°, по дифференту -до 4,9°, по рысканию -до 3,5°. Включение системы «Коралл» производилось на пульте ходового поста.


Рулевое устройство.

На серийном «Соколе» был принят только один средний небалансирный руль весом 960 кг с площадью пера 2,38 м и углом перекладки ±30°. Время перекладки руля на полном ходу 10с, на малом ходу -40с. Привод гидравлический. Гидроцилиндры устанавливались в верхнем румпельном отделении. Питание гидроцилиндров на ПХ обеспечивалось от насосов (рабочее давление -250 кг/см2 ) на ГТУ Ml0Д, на MX -от насосных агрегатов MX из нижнего румпельного отделения. Управление рулем было автоматическим, следящим, дистанционным от системы «Коралл»; дублирование управления – местным, от рукоятки гидроусилителя. Имелось два поста управления рулем: в ходовой рубке и в верхнем румпельном отделении.


Подруливающие устройства.

Обеспечивали маневрирование на малых ходах (до 6 узлов) передних и задних малых ходах и без хода, отхода и подхода к причалу при неработающих главных двигателях. Для этого предназначались две выдвижные движительно-рулевые колонки ВДРК и одно подруливающее устройство ПУ7. ВДРК были установлены в нижнем румпельном отделении, ПУ7 -в форпике. Управление было дистанционным из ходовой рубки и местным из мест установки устройств.


Швартовное и якорное устройства.

Для швартовки на корабле были установлены две носовых и две кормовых кипо- вых планки, четыре носовых и два кормовых кнехта, две носовых и кормовых вьюшки. Имелось два мягких кранца. В носовой части корабля устанавливался электрогидравлический швартовный шпиль ШЭГ 8 (номинальное тяговое усилие -1250 кгс) со скоростью выборки швартовного каната 0,333 м/с. Имелся электроручной шпиль ШЭР, рассчитанный на усилие 600 кгс. Корабль укомплектовывался двумя носовыми и двумя кормовыми швартовными канатами длиной по 75 м и окружностью 90 мм.

Якорное устройство обеспечивало постановку корабля на якорь при глубинах до 40 м. В верхней части форштевня был размещен один якорь Матросова Л-150 массой 150 кг. Диаметр якорной цепи из пяти смычек (по 25 м) 17,5 мм, общий вес – 771кг. Имелся один цепной стопор, а выборка цепи шпилем ШЭГ 8 происходила за 40-50с.


Подъемно-опускное устройство ГАС.

Для Для обеспечения работы опускаемой части ГАК М-369 «Звезда-М1-01» на корабле было предусмотрено ПОУ КТ. Оно было разработано на основе опытного ПОУ КТ корабля пр. 1141. Изменения в части конструкции и характеристик были обусловлены принятием в качестве средства обнаружения ПА более мощного гидроакустического комплекса. Были применены два отдельно стоящих электроприводных насоса (вместо насосов на ДГН-200), установлена механическая связь лебедки с насосами (вместо электроследящей), увеличена длина кабель-троса до 200 м, внесены другие изменения. ПОУ КТ обеспечивало опускание контейнера на глубину до 200 м, удержание контейнера на заданной глубине, подъем контейнера с любой до промежуточной глубины, заводку, удерживание и закрепление контейнера в корабельной шахте, дополнительный подъем контейнера в герметичный отсек для осмотра приборов, определение положения контейнера в шахте относительно ДП корабля и другие функции. Основные механизмы ПОУ КТ размещались в лебедочном отделении.


Комплектация и обитаемость

Штат команды составляли: 5 офицеров, 6 мичманов и главстаршин, 28 старшин и матросов. Такая комплектация обеспечивала работу всех боевых и технических средств корабля при повышенных степенях боевой готовности и основных -при пониженных.

Еще на опытном «Соколе» был достигнут уровень обитаемости, присущий водоизмещающим кораблям. На МПК пр. 11451 условия обитаемости, невзирая на увеличившуюся численность экипажа, стали еще более комфортными. Площади жилых помещений увеличились, а приемлемый микроклимат в каютах и на БП мог поддерживаться при плавании во всех морях СССР, что отвечало ТТЗ.

Весь командный состав занимал один отсек: офицеры -в одной одноместной и двух двухместных каютах, мичманы и главстаршины -в одной шестиместной каюте. Для приема пищи и отдыха командного состава предусматривалась кают-компания. Старшины и матросы были размещены в двух шестнадцатиместных кубриках купейного типа с двухъярусным расположением коек.


Вооружение и защита

Гидроакустический комплекс МГ-369 «Звезда-М1-01».

На серийных «Соколах» впервые стал устанавливаться гидроакустический комплекс нового поколения с цифровой обработкой акустических сигналов МГ-369 «Звез- да-М1-01» с опускаемой приемоизлучающей антенной. ГАК предназначался для обнаружения, сопровождения и определения координат ПЛ, выдачи координат в системы сбора и обработки информации и в систему управления стрельбой противолодочным оружием, опознавания и гидроакустической связи с ПЛ в погруженном состоянии.

Глубина погружения опускаемой антенны находилась в пределах от 20 до 200 м. Точность измерения по дальности – 1%, по пеленгу-1,8°. Пределы работы по скорости дрейфа корабля ограничивались V баллами волнения моря. ГАК был сопряжен с КАСУ МВУ-226-1, навигационным комплексом «Бейсур-431», УСГ-1, ПОУКТ 1-1. Время постановки или выборки антенны равнялось 2 мин, время непрерывной работы комплекса -72ч. Готовность к работе из «холодного» состояния -30 мин, из состояния «подогрева» – 300с.


Аппаратура приема информации от РГАБ.

Корабль оборудовался приемно-индикаторным постом системы МГС-407 (МГС-407К) предназначенной для приема и обработки данных от радиогидроакустических систем и РГАБ: от 20 РГС системы МГС-407 или 10 РГАБ системы МГ-409. Время непрерывной работы 240 ч, со средним временем восстановления не более 1ч.


Средства уничтожения ПЛ.

В кормовой части корпуса побортно устанавливались два четырехтрубных ТА ТР-224, предназначенных для стрельбы по ПЛ и НК противника. Аппаратный угол обстрела в нос -35° от ДП. Высота линии огня -0,95 м. Способ стрельбы пороховой, скорость вылета торпеды не более 22 м/с. Пределы использования торпедного оружия -бортовая качка с амплитудой 4,2° и периодом 4,86 с; килевая качка с амплитудой 3,5° и периодом 5,4 с; волнение моря не более V баллов. Время загрузки торпед в аппараты составляло 40 мин. Погрузка торпед производилось в базе при помощи торпедопогрузочных устройств. Торпеды СЭТ-72 хранились в трубах ТА (срок хранения до одного года), контактные взрыватели -в герметичном шкафу в погребе взрывателей. Электроподогрев и вентиляция торпед производились от корабельных систем. Использование торпед было ограничено скоростью хода МПК – не более 46 узлов.

Первые отечественные универсальные самонаводящиеся малогабаритные (калибр 40,25 см) электрические торпеды СЭТ-72 (главный конструктор В.И.Сендерихин) были приняты на вооружение ВМФ СССР в 1972 г. и предназначались для уничтожения ПЛ и НК противника.


Система управления противолодочным оружием и групповыми действиями кораблей.

КАСУ предназначалась для наглядного отображения надводной и подводной обстановки, управления групповым взаимодействием кораблей КПУГ и управления противолодочным оружием.

На опытном корабле типа «Сокол» была установлена опытная КАСУ МВУ-226 «Гангут-1141». Ее испытания прошли успешно и на серийных кораблях было принято решение устанавливать усовершенствованный вариант -МВУ-226-1, сопряженный с аппаратурой «Герань». КАСУ МВУ-226-1, как было отмечено выше, управляла противолодочным оружием и тактической группой кораблей. Она обеспечивала выдачу ЦУ и сопровождение ПЦ гидроакустическим комплексом МГ-369 «Звезда-М1-01». КАСУ МВУ-226-1 производила сбор, обработку и одновременное наглядное отображение воздушной, надводной и подводной обстановки; осуществляла взаимный обмен информацией, взаимное ориентирование и индивидуальное опознавание кораблей КПУГ при решении ими задач поиска, преследования, уничтожения ПЛ и НК противника; наглядно отображала текущее состояние радиотехнического вооружения и оружия корабля; обеспечивала сигнализацию об обнаружении ПЛ противника и выдачу ЦУ ГАК «Звезда М1-01» своего корабля; обеспечивала выдачу ЦУ по НЦ и ПЦ РЛС МР-123-01; осуществляла управление групповыми действиями КПУГ и управление оружием ПЛО своего корабля; обеспечивала решение учебно-тренировочных задач, документирование решенных задач с определением предельной дальности ГАК и определением оптимальной глубины погружения контейнера; обеспечивала вычисление и воспроизведение на ИКО пульта командира сектор относительно опасных курсов. Дальность приема ЦУ составляла 22 км, дальность работы визирного устройства-8 км, при скорости цели до 60 узлов и собственной скорости МПК 60 узлов. Пределы бортовой и килевой качки не должны были превышать 5°. Готовность к стрельбе из «холодного» состояния не превышала 3 мин.

Аппаратура «Герань» предназначалась для обмена информацией и взаимной ориентацией кораблей ПЛО, вооруженных системами МВУ-226, МВУ-226-1, СУ-504 или «Дозор». В состав аппаратуры входили: антенное устройство, детекторное устройство, прибор ввода, выдачи и отображения информации, приемопередатчик и фильтр. Время готовности к работе не более Змин и время непрерывной работы не менее 24 ч.


Зенитно-артиллерийское вооружение.

Для борьбы с ВЦ, НК малого водоизмещения и уничтожения плавающих мин зе- нитно-артиллерийское вооружение корабля состояло из АУ АК-176 и АК-630М.

Одноствольная автоматическая 76,2-мм артиллерийская установка АК-176 была расположена в носовой части корабля перед ходовой рубкой.

Перезарядка (подпитка) АУ была безостановочной с непрерывным водяным охлаждением ствола. Основная система управления стрельбой была радиолокационной от РЛС МР-123/176, резервная полуавтоматическая-от прицельного устройства (конденсора) 221А, входящего в состав АУ и ручная-с помощью приводов от прицельного устройства ВД-221.

Применение АУ ограничивалось скоростью ВЦ до 700 м/с и скоростью своего корабля до 60 узлов. Использование АУ было возможным при максимальных значениях волнения моря V баллов, бортовой качки ±20° с периодом не менее 5 с, суммарной скорости ветра не более 45 м/с.

Шестиствольная автоматическая 30-мм артиллерийская установка АК-630М размещалась на палубе первого яруса кормовой части надстройки. Основная СУАО – РЛС МР-123/176 «Вымпел» с предусмотренным каналом резервного управления от визирной колонки, а ручное управление -с помощью приводов от прицельного устройства ВД-221. Условия использования оружия те же, что и для АК-176.


Артиллерийская установка АК-176


Основные ТТХ АУ АК-176:

длина ствола, калибров…………………………………………………………………………….. 58

режимы скорострельности, выстр/мин…………………………………………………….. 30, 60, 120-130

дальность стрельбы, км…………………………………………………………………………….. 10,2-11,6

(самоликвидация)

боекомплект унитарных снарядов, шт……………………………………………………… 152

углы вертикального наведения………………………………………………………………… -Г +85°

углы горизонтального наведения …………………………………………………………….. по 140° на борт

время приведения в боевую готовность:

из «холодного» состояния, мин ……………………………………………………………….. 4

из дежурного состояния, с ………………………………………………………………………… 10


Ракетное вооружение.

Для поражения низколетящих малоскоростных целей на встречных и догонных курсах на серийных кораблях был принят ПЗРК 9К34 «Стрела-3», представленный восемью ракетами 9М36 в пусковых трубах. Ракеты хранились в помещении ПЗРК, а подача их на посты производилась вручную. Пуск ракет осуществлялся по командам с ГКП со свободных мест на верхней палубе и надстройках при нахождении корабля в водоизмещающем положении по соображениям безопасности и повышения эффективности применения. Масса ракеты 9М36 составляла 10,2 кг, длина -1,427 м, диаметр -0,07 м, скорость полета -1,75 М, дальность стрельбы -300-6000 м, высота поражаемой ВЦ-10-2 500м. На ракете были применены: РДТТ, инфракрасная ГСН, одноканальная система управления.


Средства постановки пассивных помех.

В отличие от опытного «Сокола», на серийном корабле для создания помех управлению ракетами с устройствами самонаведения и радиолокационным средствам обнаружения и наблюдения на палубе первого яруса надстройки были размещены две установки ПК-16 с минимальной дальностью стрельбы 0,5 км и максимальной 3,5км. Высота постановки помех в пределах 150-700м (РЛС). Время стояния помех не превышало 4-6 мин при общей площади поля в 100м2 . Количество снарядов для создания одной ложной дезинформационной цели 3-4 шт., для одной ложной отвлекающей цели 2-4 шт. Использование комплекса было возможным при волнении моря до V баллов.

Пусковая установка ПК-16 имела пакет с 16 направляющими калибра 82 мм для 16 снарядов ложных радиолокационных целей. Скорострельность установки -2 выстрела/мин. Вертикальные углы наведения в пределах 10-60° с фиксацией интервалов в 10°, горизонтальные углы наведения -фиксированный угол в 12° на каждом борту. Неуправляемый реактивный снаряд ТРСРБ имел массу 3,7- 3,9 кг при длине 0,643м. Снаряд снаряжается металлизированными дипольными отражателями (на стекловолокне) различной длины. Общий боекомплект 32 снаряда. Пульт управления стрельбой был размещен в посту торпедиста, команды на постановку помех поступали с ГКП.


Средства радиосвязи.

Для обеспечения радиосвязи с береговыми пунктами, кораблями и летательными аппаратами серийный «Сокол» оснащался аппаратурой автоматизированного комплекса средств связи «Тайфун-4» в сокращенном варианте. Учитывая опыт эксплуатации МПК пр. 1141 и повышение общего технического уровня радиотехники, принятый сокращенный вариант средств связи в полной мере обеспечивал выполнение кораблем боевых задач. Корабль укомплектовывался: шестью радиопередатчиками, радиостанциями и радиоприемниками различных диапазонов; приемо-передающей оконечной аппаратурой сверхбыстродействующей связи, аппаратурой автоматического засекречивания радиотелефонных переговоров в КВ и УКВ диапазонах, аппаратурой автоматического засекречивания телеграфного режима в КВ диапазоне, аппаратурой централизованного дистанционного управления средствами связи; шестью антенными устройствами и другими средствами связи.


Средства навигации.

В качестве средств навигации на корабле были предусмотрены: навигационный комплекс «Бейсур-451», гирокурсоуказатель ГКУ-1, лаг ИЭЛ-1, спутниковая навигационная доплеровская корабельная аппаратура АДК-3, прибор автоматического счисления АСЧ, магнитный компас КМ-69-2, эхолот НЭЛ-МЗБ, радиопеленгатор АРП-58СВ, приемоиндикатор фазовый КПФ-5, преобразователь гиперболических координат ПКГ-2. Изменения в составе навигационных средств с комплектацией по ТП были вызваны снятием некоторой части оборудования с производства.

Для совместного плавания в темное время суток на МПК устанавливалась электронно-оптическая аппаратура «Хмель-Ш» функционирующая при полном затемнении и обеспечивающая подсветку объектов на расстоянии до 8 миль.


РЛС обнаружения, управления стрельбой АУ и государственного опознавания.

Для обнаружения НЦ, НЛЦ, навигации, совместной работы с РЛС опознавания на корабле устанавливалась РЛС МР-220 «Рейд», проверенная на опытном «Соколе». НРЛС МР-220 «Рейд», помимо перечисленных задач, обеспечивала передачу данных надводной обстановки в КАСУ МВУ-226-1. Дальность обнаружения малых НЦ-169 каб., морского буя -40 каб. Точность измерения: по дальности -1%, по пеленгу -1,2°. Разрешающая способность: по дальности -от 30 м в навигационном режиме, от 190 м – в режиме обнаружения целей. Мертвая зона: по дальности – 36 м, по пеленгу -1,5°. Время непрерывной работы -13 ч, время готовности из холодного состояния -4 мин.

Артиллерийская РЛС МР-123/176 «Вымпел-А» размещалась над ходовой рубкой корабля и была предназначена для обнаружения, автоматического сопровождения ВЦ и НЦ, для совместной работы с системой госопознавания, а также для дистанционного управления АУ АК-176 и А-630М. Дальность обнаружения самолета Ил-28 составляла 36 км, а его сопровождение осуществлялось с 30 км. Зона обнаружения ВЦ по курсовому углу 32° ПБ-180°-32° ЛБ, а по углу места 0-40°. Пределы работы – сопровождение по углу места 0- 85°, по курсовому углу 0- 360°. Максимальная скорость цели до 700 км/ч, при собственной скорости 60 узлов, бортовой качке ±20° с периодом 5с и килевой качке ±7° с периодом 4с. Разрешающая способность по дальности Юм, время непрерывной работы 8ч. Время приведения в боевую готовность: при полностью выключенной системе 4 мин, при включенном высоком напряжении – 5 с. Система работает при волнении до V-VI баллов, от корабельной сети в 220 В, 400 Гц, 30 кВт. Зона просачивания СВЧ 220 м. Высота антенны от уровня моря в крыльевом режиме 12,6 м, в водоизмещающем положении корабля -8,6 м.


АП артиллерийской РЛС МР-123/176 «Вымпел-А»


Для определения государственной принадлежности обнаруженных РЛС МР-220 и РЛС МР-123/176 целей была предназначена РЛС опознавания (запросчик-ответчик) 6330-01 «Нихром-М» с автономной антенной для работы с РЛС МР-123/176 и совмещенной антенной для совместной работы с РЛС МР-220.

Средства защиты серийных серийных МПК повторяли отработанные в натуре на опытном «Соколе» идеи, заложенные в конструкцию корабля и ею обеспеченные.

Защита личного состава при взрыве ядерной бомбы средней мощности обеспечивалась на той же дистанции и теми же конструкторско-техническими решениями, что и на МПК пр. 1141, но с изменениями в обеспечении работы ГЭУ в условиях РХБЗ. При этом обеспечивалась работа ГТУ М16 и дизель-генераторов путем подачи воздуха в воздухоприемники, машинное отделение и ГО через фильтры грубой очистки. ФВУ обеспечивали подпор воздуха в ПЭЖ, пост коллективной защиты, пост санитарной обработки. Стравливание избы точного подпора происходило в ГКП и ходовой рубке, где подпор был негарантированным.

Противогидроакустическая защита обеспечивалась, в основном, такими же техническими решениями, что и на предсерийном корабле, но с применением более качественного оборудования и материалов. Дополнительно для снижения подводного шума были применены гидродинамические глушители.

Защита корабля от неконтактных мин, реагирующих на магнитное, электрическое и электромагнитное поля корабля, обеспечивалась маломагнитным исполнением корпуса, КУ, механизмов, систем, оборудования, дельных вещей. Устанавливалось размагничивающее устройство, аналогичное опытному кораблю, но с автоматическим регулятором токов. Уровни динамических магнитных полей корпуса и КУ были незначительными. Для снижения электрического поля корабля и низкочастотного электромагнитного поля предусматривалось электроизолирующее ЛКП корпуса, КУ, рулевых устройств; изготовление винтов ПУ и ВДРК из пластмасс; электроизоляция устройств; применение приборов, стабилизирующих токи в устройствах и другие технические решения.

Защита от неконтактных гидродинамических мин обеспечивалась при наихудшем состоянии нагрузки (полное водоизмещение) и при глубинах 100 м. Безопасные скорости рассчитывались для трех значений гидродинамического замыкателя.


Энергетическая установка и системы

Главная энергетическая установка для серийного «Сокола» была выбрана газотурбинной в составе двух ГТУ М10Д и одной ГТУ М16 с передачей мощности на гребные ВФШ через УРП. Совместная работа трех ГТУ обеспечивала движение корабля на крыльях. ГЭУ размещалась в четырех смежных помещениях корабля исходя из условий компоновки КУ, живучести и обеспечения нормальной работы ГТД. Компоновка механизмов, оборудования, постов управления в принципе соответствовала уже опробованной на опытном «Соколе», но были внесены изменения, связанные с отказом от применения двигателей водометов, размещением ГТУ нового образца вместо них, высвобождением дополнительных площадей.

ГТУ М10Д практически не отличалась от М10, М10А, М10Б, но была с более мощным двигателем ДД50 (Ne -20000л.с.) с улучшенными характеристиками и повышенной эксплуатационной надежностью. Состав редукторов в угловых передачах не изменился, но была доработана система смазки и улучшены технологические подходы, что упростило обслуживание. Полный ресурс установки был доведен до 4000 ч (по УРП), межремонтный -до 2000 ч (также по УРП). Полный ресурс двигателя ДД50 составлял 8000 ч.

На «МПК-215» по правому борту была установлена нештатная установка М10Б из-за неготовности штатной ГТУ М10Д.

ГТУ М16. РРабота одной маршевой ГТУ М16 (первоначальное название ГГТА М71) обеспечивала ПХ и ЗХ корабля в водоизмещающем положении. Решение о создании маршевой ГТУ для корабля пр. 11451 было принято 20 февраля 1980г. Для нее был выбран реверсивный ГТД ДН71 (более поздняя модификация ДС71) класса М70 (UGT 6000), используемый ранее в качестве маршевого в установках М21 и М21А для РКР пр. 1164.

Газотурбинный реверсивный двигатель ДН-71 (ДС-71) трехвальный с 8 ступенями КНД и 9 ступенями КВД, степенью сжатия-16,5, турбины высокого и низкого давления одноступенчатые, КС трубчато-кольцевая противоточная с 10 жаровыми трубами, СТ – 6 ступеней со скоростью вращения-4750 об/мин. ТВГ 470°С. Мощность-8500 (10000)л.с. Габариты-3,4 х 1,7 х 1,8 м. Вес-3,5т.

Редукторы оставались прежними: верхний РД50 и, модернизированный под маршевый ГТД с измененным обозначением, но неизменными ТТХ, нижний Р1Д501. Особенностью новой УРП стал, дополнительно установленный, двухскоростной редуктор Р016

(несерийного исполнения), обеспечивающий оптимальные условия работы ГТУ при малых ходах и на крыле. Вес -2,0т, передаточное отношение 1,04/1,94.

Полный ресурс установки составлял 20 000 ч, межремонтный -10000 ч.


Состав и расположение ГЭУ на корабле пр. 11451. Демонстрационный рисунок.


Электроэнергетическая система корабля.

В качестве источников электроэнергии для серийных кораблей были приняты два дизель-генератора ДГР 2А-200/1500 в маломагнитном исполнении мощностью по 200 кВт каждый. Электрооборудование корабля функционировало на трехфазном переменном токе напряжением 380 В и частотой 50 Гц. ЭЭСК состояла из носовой и кормовой электростанций, в каждую из которых были включены ГРЩ и дизель-генератор с генератором типа МСКМ 100/4 мощностью 200 кВт. Носовая электростанция: ГРЩ вынесен в ПЭЖ, а дизель-генератор -в ГО (как и на пр. 1141). Кормовая электростанция была перенесена из машинного отделения на нижнюю палубу в РО и размещалась в специальной выгородке для обеспечения пожаробезопасности. Управление электростанциями осуществлялось системой дистанционно-автоматического управления СОЖ-5 из ПЭЖ. На МПК также была предусмотрена дополнительная запасная группа аккумуляторных батарей.


Системы обеспечения ЭУ.

Система воздухоприема боковых ГТУ М10Д не отличалась от принятой на опытном «Соколе» и полностью обеспечивала нормальную работу ГТД. Приемная шахта ГТУ М16 была расположена по ДП между воздухоприемниками Ml ОД, оборудовалась двухступенчатым блочным влагоотделяющим устройством в составе сепаратора и сетчатого фильтра грубой очистки из пропиленового материала. Забор воздуха паровым котлом и дизель-генераторами производился из помещений, где они устанавливались, через специальные воздухоприемные клапаны на верхней палубе. В режиме РХБЗ забор воздуха предусматривался через фильтры грубой очистки.

Система газовыхлопа полностью повторяла систему опытного корабля, с обеспечением отвода газов от вспомогательного котла через кожух газоходов.

Топливная, масляная системы и система охлаждения приняты, в основном, аналогичными опытному «Соколу» с незначительными конструктивными и эксплуатационными улучшениями.

Система воздуха высокого давления была представлена двумя электрокомпрессорами типа ЭКПА 2/150 с производительностью 1,33 л/ч, при давлении 200 кгс/см2 .


Основные ходовые элементы корабля, обеспеченные ГЭУ и достигнутые на испытаниях

Корабельные системы и технические средства
Средства пожаротушения.

Система водяного пожаротушения предусматривала одновременное охлаждение АУ АК-176, орошение одного из охраняемых объектов, работу двух пожарных стволов и систем охлаждения корабельного оборудования. Для тушения пожаров предусматривалось два чисто пожарных насоса НЦВ-25/80Б производительностью 25м3 /ч при давлении 8кгс/см2 . Имелся резервный третий пожарный насос – НЦВ-40/65Б производительностью 40 м3 и напором 6,5кгс/см2 . Производительность пожарных насосов выбиралась из условий обеспечения откачки воды из отсеков для аварийных случаев, управление -из ПЭЖ или местное. В отсутствие электроэнергии должна была использоваться пожарная мотопомпа МП-800Б производительностью 48 м3 /ч и напором 6 кгс/см2 .

Система водяного орошения обеспечивала, помимо подбашенных отделений и кладовой взрывателей (как на опытном корабле), район настила ТО, стенки топливных цистерн в ГО и помещение ПЗРК «Стрела-3». Вода подавалась от пожарной магистрали, управление -ручное на месте.

Система пенотушения (2 резервуара по 125 л, два стационарных и два переносных пеногенератора ГСП-200) обеспечивала тушение пожаров в турбинном, машинном и генераторном отделениях.

На серийном «Соколе» увеличилось число объектов, охраняемых СОХТ, предназначенной для тушения пожаров в турбинном, машинном, генераторном, редукторном, лебедочном и румпельном отделениях, отсеке воздухозаборных шахт и в БП над топливными цистернами. Всего имелось 7 огнетушителей ПОФк-Ю, подсоединенных трубами к единому коллектору. Обеспечивалось двукратное тушение пожара в любом охраняемом отсеке с помощью 1-3 огнетушителей, время пуска 1 мин, управление от станции ОХТ.


Система парового отопления.

В целях экономии электроэнергии, пожаробезопасности, повышения живучести и надежности на серийном корабле была принята система парового отопления, хозяйственного пароснабжения и обогревания. Система частично обеспечивала снятие ледяного покрова с верхней палубы, надстройки и вооружения. Потребители пара обеспечивались вспомогательным паровым котлом КВА-0,25/3-М паропроизводительностью 0,25 т/ч, давлением пара до 3,0 кгс/см2 и температурой пара 132°С. На опытном корабле предусматривался электроподогрев.


Спасательные средства.

Согласно штатному расписанию корабль снабжался четырьмя (позднее -пятью) спасательными плотами ПСН-10 и 10 спасательными кругами. Каждый член экипажа обеспечивался индивидуальным спасательным жилетом..


Другие системы.

В системе кондиционирования воздуха использовались 6 автономных автоматизированных кондиционеров АКМГ-10-30У-1 холодопроизводитель- ностью по 10000ккал/ч.

На корабле было предусмотрено устройство для приема топлива, масла и грузов на ходу. На случай дальнего перехода обеспечивалась возможность приема в перегруз 16,55т топлива и масла, что позволяло увеличить дальность плавания 8-узловым ходом до 1 800 миль.

Корабль оборудовался системой сбора нефтесодержащих трюмных вод и системой сточных вод.


Автоматизация

Управление ГЭУ, вспомогательными механизмами, корабельными системами и ЭЭСК на МПК пр. 11451 осуществлялось рядом систем управления, сигнализации и контроля, которое обеспечивалось из ПЭЖ (в основном) и из ходовой рубки (с минимальным количеством контрольно-измерительных приборов). Предусмотрено было аварийное управление ГТУ. Экстренная остановка двигателей могла производиться из ходовой рубки. Управление закрылками и рулем производилось из ходовой рубки гидравлической системой «Коралл», доработанной с учетом замечаний эксплуатации опытного «Сокола». Управление ПОУ (в отличие от предсерийного корабля), ПУ и ВДРК производилось локальными системами, также из ходовой рубки.


Нагрузка масс МПК пр. 11451


Боевая работа «МПК-215»

Головной МПК третьего ранга на ПК (заказ №501) был заложен 17 апреля 1982 г. на заводе Феодосийское производственное объединение им. XXVI съезда КПСС МСП СССР в п. Приморский под Феодосией. 12 июля 1985 г. корабль был включен в состав ВМФ СССР. Старшим строителем корабля, практически до окончания постройки, был Александр Федорович Горбенко, строивший еще и корабли на ПК пр. 133. На завершающем этапе строительства его сменил Василий Иванович Чебаненко, который впоследствии строил все корабли этой серии (заказы №502, 503, 504). Спуск на воду состоялся 08.08.1987 г. Корабль был принят для проведения ГИ 15.12.1987 г. и с 16 по 25 декабря 1987 г. проходил их под председательством капитана 1 ранга О.Н.Жижина. Ответственным сдатчиком был В.И.Чебанен- ко. Еще на стапеле 17 февраля 1987 г. новому кораблю присвоили бортовой №056. ЗХИ и ГИ «МПК-215» проходил на Феодосийском военном полигоне. ЗХИ продолжались 52 суток (в том числе 32 ходовых дня). МПК провел на ходу 271 ч, из них 3,5 ч -на ПХ. Всего было пройдено 2109 миль и израсходовано 895 т топлива. ГИ продолжались 16 дней (9 ходовых дней и 7 дней ревизии). Корабль провел на ходу 93 ч, из них 4,5 ч -на ПХ. Всего было пройдено 895 миль, израсходовано 176 т топлива. С момента закладки до вступления в строй прошло 5 лет, 8 месяцев и 14 дней. Во время испытаний проводились АС из АУ АК-176 на дистанциях от 70 каб и из АК-630М на дистанциях от 30 каб с отличными результатами. Отмечалась малая наработка ГАК «Звезда-М1-01» на отказ из-за «детских болезней». На ревизии были выявлены трещина 190 мм длиной на левом носовом КУ в районе сварочного шва и трещина трубопровода откачки масла из ГТУ М16. Было принято решение об изменении расположения спасательных плотов ПСН-10. Во время ГИ мореходные испытания не проводились в соответствии с совместным решением МСП и ВМФ (№СП-21/5280 от 25.12.1987 г.) и были перенесены на более позднее время. Приемосдаточный акт был подписан 31 декабря 1987 г. с выводом, что корабль соответствует спецификации, а водоизмещение и скорость -непревзойденные в мировой практике. На МПК были заложены и осуществлены прогрессивные решения по поиску скоростных ПА (свыше 25 узлов) способом «скачка» с помощью опускаемой до 200 м антенны ГАК «Звезда-М1-01».

В состав ЧФ корабль вступил 19.02. (15.05. ?) 1988 г. и был включен в состав 68 БрОВР. Участвуя в учениях «Осень-88», «МПК-215» в течение 8 ч обследовал всю северо-западную акваторию Черного моря: м.Тарханкут – о. Змеиный до изобаты 50 м. Командующий ЧФ адмирал М.Н.Хронопуло (прежде тихоокеанец) был потрясен «океанской» работоспособностью «Сокола»: всему дивизиону ПАК, состоящему из водоизмещающих кораблей, для выполнения такой работы потребовалось бы 12 ч.

Днем 13 апреля 1997г. «МПК-215» успешно выполнил поставленные задачи совместно с РКВП «Бора». 27 июля 1997 г. «МПК-215» сменил Военно-Морской флаг СССР на Андреевский флаг. Активную работу по поддержанию двух «Мух» (НАТОвское обозначение МПК пр. 11451) в боеготовом состоянии проводил командующий флотом адмирал В.А.Кравченко, но с его переводом в 1998 г. на должность заместителя главнокомандующего ВМФ попытки доведения «до ума» двух оставшихся единиц успеха не имели. В море «Сокол» (некоторое время это имя корабль неофициально носил на трапе) больше не выходил. 3 декабря 2000 г. корабль был подан на списание. 15 марта 2001г. «МПК-215» был исключен из боевого состава флота. Утром 5 июля 2001 г. корабль ввели в «ТПД-82» для разборки. К вечеру 8 сентября были срезаны правые ПК, а 9 сентября -левые ПК. С 11 ноября началась резка корпуса и к 22 ноября срезана носовая часть, а 27 ноября срезаны рубка и остатки кормовой части. К началу декабря 2001 г. от «МПК-215» остались лишь воспоминания.

Командиры корабля:

капитан 3 ранга Александр Андреевич Гришин -со дня принятия в состав ВМФ СССР 19.02.1988 по 13.10.1989гг.,

капитан-лейтенант (капитан 3 ранга) Сергей Владимирович Кузнецов -с 13.10.1989 г. до списания МПК.

Бортовые номера: 056 -с 17.02.1987г., 058 -с 28.03.1990г.


Боевая работа «МПК-220»

Корабль был заложен 12 мая 1984 г. на Феодосийском ПО им. XXVI съезда КПСС, заказ №502, старший строитель В. И. Чебаненко. В списки флота корабль был включен 6 апреля 1989 г. Спуск на воду состоялся 20 августа 1990 г. Приемосдаточный акт на был подписан 30 декабря 1990 г. 14 марта 1991г. он был включен в состав 68 БрОВР и с недоделками принят от промышленности 10 июня 1991г. В 1997 г. корабль вступил в строй с эксплуатационными ограничениями по скорости хода (из-за заводских недоделок).

Под личным присмотром командующего Краснознаменным Черноморским флотом вице-адмирала Виктора Андреевича Кравченко в 1997 г. активно вводились в строй обе «Мухи». Командир «МПК-215» на весеннем сбор-походе кораблей ЧФ оказывал помощь командиру «МПК-220» капитан-лейтенанту Г.Добынде. Практическую помощь молодому командиру оказал в походе и ком андир дивизиона капитан 2 ранга Е.Погорлюк. В 1997г. на «МПК-220» был торжественно спущен советский Военно-Морской флаг СССР и поднят Андреевский флаг.

На учениях 1999г. в составе КПУГ «МПК-220» (3 апреля 1998г. он получил новое имя «Владимирец» в честь города-шефа Владимир) завоевал приз Главноко – мандующего ВМФ по противолодочной подготовке.

После этого активная часть его биографии пошла на спад, несмотря на несколько выходов в море вплоть до весны 2007г. А шторм 11 ноября 2007г., наделавший немало бед в Крыму и Севастополе, едва не поставил крест на дальнейшей судьбе последнего «летающего» «Сокола.


Боковой вид «МПК-220»


Циклон обрушился на город ранним воскресным утром 11 ноября. Уже к 7 часам утра сила западного ветра составила 15 м/с, а через час достигла своего максимума-40 м/с. Именно с этого времени для экипажей нескольких кораблей и судов ЧФ и ВМСУ началась борьба за сохранение своих боевых единиц. Буря посеяла невероятный хаос и разрушения в «самых тихих и уютных бухтах» на Черном море. Стоявший в ковше 13-го СРЗ, плавкран «ПК-119025» ударами волн был сорван со швартовов. После этого неуправляемый кран оборвал кормовые швартовы у стоявшего рядом МПК «Владимирец». Хрупкий кораблик получил восемнадцать пробоин, из них не менее восьми крупных, и едва не затонул с креном более 15° на левый борт. Экипаж корабля сразу же включился в борьбу за живучесть, но неукомплектованная команда самостоятельно не могла противостоять разбушевавшейся стихии. На место катастрофы прибыли командующий ЧФ, военный прокурор, начальники АСС и тыла ЧФ. Лишь энергичное вмешательство командующего флотом и действия спасателей сохранили «Владимирец» на плаву. Водолазам с большим трудом удалось завести три кольчужных пластыря на самые крупные пробоины и тем самым спасти корабль. На МПК воду откачивали почти двое суток. Корпус от ударов волнами о причал и плавкран «повело», значителен ущерб и от затопления чуть ли не половины внутренних помещений.

Очевидно, что в произошедшей трагедии без пресловутого «человеческого фактора» не обошлось, а на восстановление боеспособности корабля уйдет много времени, сил и средств.

Командиры корабля:

капитаны 3 ранга

Александр Андреевич Гришин -с 20.08.1990 по 24.03.1991гг.,

Андрей Николаевич Лушин – с 24.03.1991 по 02.12.1995 гг.,

Григорий Дмитриевич Добында -с 19.09.1996 по 21.08.2000 гг.,

Юрий Владимирович Алексеев -с 23.08.2000 по 04.07.2003гг.,

Николай Александрович Анисимов -с 02.10.2003 по 31.08.2005 гг.,

Денис Александрович Берге -с 31.08.2005 г.

Бортовой номер-060-е 28.03.1990г.


Заказы №503 и №504

В настоящее время в цеху Феодосийской судостроительной компании «Море» находится два корабля: не оконченных постройкой: заказ №503 «Львов» и заказ №504 «Луганск». «Львов» в очень высокой степени готовности, «Луганск»-40%.

Украинские кораблестроители ищут покупателей на эти корабли уже более 10 лет. Скорее всего, два эти корпуса будут утилизированы.







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх