АПКР пр. 667А и пр. 667АУ- 34 (8) ед.

(Здесь и далее первая цифра указывает обдщее количество построенных кораблей данного типа, цифра в скобках -количество кораблей, находящихся в строю по состоянию на декабрь 1991 г.)

ОСНОВНЫЕ ТТЭ

Водоизмещение, т:

– надводное     7 850

– подводное 10 100

Длина наибольшая, м   128,0

Ширина корпуса наибольшая, м  11,7

Осадка средняя, м  7,9

Архитектурно-конструктивный тип  двухкорпусный

Глубина погружения, м:

– рабочая  320

– предельная 400

Автономность, сут . 60

Экипаж, чел 114

Энергетическая установка:

Главные механизмы:

– тип АЭУ

– ППУ:

– марка  ОК-700

– количество х тип ЯР  2 х ВВР

– марка ЯР . ВМ-2-4

– суммарная тепловая мощность ЯР, МВт 180

– ПТУ:

– тип ГТЗА с эшелонным расположением

– количество х мощность ГТЗА, л. с 2 х 20 000

– марка ГТЗА . T3A-635

– количество х мощность АТГ, кВт  2 х 3 000

– количество х тип движителей 2 х ВФШ

Резервные источники энергии и средства движения:

– количество х мощность ДГ, кВт  2 х 460

– аккумуляторная установка:

– тип АБ . свинцово-кислотная

– количество групп х элементов в каждой группе  2 х 112

– количество х мощность ГЭД на линии вала, кВт 2 х 225

Скорость хода наибольшая, уз:

– надводная 16,5

– подводная   27

Вооружение:

Ракетное:

– тип ракетного комплекса . Д-5 или Д-5У 1*

– боекомплект (тип) БР 16 Р-27 (РСМ-25 мод.1)

или 16 Р-27У (РСМ-25 мод. 3) 2*

– вид старта… подводный, из РШ в ПК

Торпедное-.

– количество х калибр ТА, мм 4 х 533

– боезапас (тип) торпед 6, 16 2* (СЭТ-65, САЭТ-60М,

53-65К или 53-65М)

– количество х калибр ТА, мм . 2 х 400

– боезапас (тип) торпед . 4 (СЭТ-40)

Радиоэлектронное:

– БИУС «Туча»

– НК  л  «Сигма-667»1* или «Тобол»3*

– КСС… «Молния» или «Молния-Л» 4*

– система СС «Циклон» 5*

– ВВАБТ «Зубатка» или «Параван»

– ГАК… «Керчь» (МГК-100)

– РАК… «Альбатрос» (РЛК-101), «Каскад» (МРК-50)

с приставкой «Корма» (МРК-57)6*

– СОРС  «Накат» или «Залив-П» (МРП-10) 6*

– ТК… МТ-70

– перископы   ПЗНГ-8М и ПЗНС-8

1* На пр. 667АУ.

2* На К-26, К-32, К-216 и К-207.

3* Устанавливался на кораблях, вступавших в строй после 1972 г., а на кораблях ранней постройки, кроме К-26, К-32, К-216 и К-207,-в процессе проведения среднего ремонта.

4* Устанавливался на всех кораблях начиная с 1982 г. в процессе проведения среднего ремонта.

5* На кораблях, вступавших в строй после 1972 г.

6* Устанавливалась на К-137, К-219, К-241, К-245, К-403, К-423 и К-444 при среднем ремонте.


АПКР пр. 667А (шифр «Навага») разработан ЦКБ МТ «Рубин» под руководством С.Н. Ковалева. Корабль являлся РПКСН второго поколения и вооружался ракетным комплексом Д-5 с баллистическими ракетами Р-27 (РСМ-25 мод.1), которые имели дальность стрельбы 2 400 км. АПКР пр. 667АУ (шифр «Мурена»)-модификация пр. 667А и в отличие от него вооружался ракетным комплексом Д-5У с БР Р-27У (РСМ-25 мод. 3), обладавшими увеличенной до 3 000 км дальностью стрельбы и разделяющейся (точнее, «рассеивающейся», без индивидуального наведения) головной частью. Кроме того, пр. 667АУ имел более совершенный НК «Тобол» с инерциальной системой, позволявшей осуществлять плавание и точно определять место в высоких широтах (на пр. 667А был установлен НК «Сигма»), и лучшие характеристики первичных акустических полей. Часть лодок пр. 667А достраивалась по пр. 667АУ, а часть проходила модернизацию во время среднего ремонта.

По конструкции пр. 667А – двухкорпусная лодка. Прочный корпус выполнен в форме цилиндра (диаметром 9,4 м) с носовой оконечностью овальной формы, а кормовой -веретенообразной, наружными шпангоутами и толщиной стенок 40 мм. Он делился водонепроницаемыми переборками на 10 отсеков. Шпангоуты изготавливались из симметричных по- лособульбовых и сварных тавровых профилей высотой 330 мм. Прочный корпус лодки был облицован звукоизолирующей резиной, легкий – нерезонансным противогидролокацион- ным и звукоизолирующим резиновым покрытием, а фундаменты под главные и вспомогательные механизмы – вибродемпфирующей резиной.

На лодке устанавливались размагничивающее устройство и система активной компенсации электрического поля. ГЭУ включала в себя два автономных блока левого и правого бортов. Каждый блок состоял из ППУ ОК- 700 с водо-водяным реактором ВМ-2-4, турбо-зубчатого агрегата T3A-635 и АТГ. Оба реактора с парогенераторами размещались в одном (седьмом) отсеке, в двух выгородках, один за другим в диаметральной плоскости корабля; паротурбинная установка, ГТЗА и АТГ каждого борта – в отдельных отсеках (в восьмом – левого, в девятом – правого борта). АТГ обеспечивали всех потребителей переменным током напряжением 380 В.

Резервные источники энергии использовались для пуска и расхолаживания ГЭУ, а также снабжали лодку электроэнергией при авариях и обеспечивали ее движение в надводном положении или под РДП. Они включала в себя два ДГ постоянного тока (ДГ-460), размещенных в шестом отсеке, две группы АБ по 112 элементов в каждой (обе группы во втором отсеке) и два реверсивных ГЭД (ПГ-153). На АПКР пр. 667А и 667АУ впервые в отечественной практике была реализована комплексная система автоматизированного управления, обеспечивавшая программное управление кораблем по курсу и глубине, а также стабилизацию без хода по глубине. Носовые горизонтальные рули (как и на американских ПЛАРБ) располагались на ограждении выдвижных устройств и рубки, что позволяло кораблю без дифферента изменять глубину погружения и упрощало его удержание на заданной глубине.



АПКР пр. 667А



Продольный разрез АПКР пр. 667АУ:


1 – основные антенны ГАК «Керчь»; 2 – цистерна безпузырной торпедной стрельбы; 3 – 533-мм ТА; 4 – цистерна кольцевого зазора; 5 – торпедозамести- тельная цистерна; 6 – носовой люк; 7 – носовой аварийный буй; 8 – запасные 533-мм торпеды; 9 – торпедопогрузочный люк; 10 – носовой (торпедный) отсек; 11 – носовая группа АБ; 12 – гидродинамический лаг; 13 – ЦГБ; 14 – шпиль и шпилевая машина; 15 – баллоны ВВД; 16 – второй (жилой) отсек; 17 – кормовая группа АБ; 18 – репитер гирокомпаса, пеленгатор и секстан на кардановом подвесе; 19 – перископ системы МТ-70-8; 20 – перископ ПЗНГ-8; 21 – боевая рубка; 22 – третий (центральный) отсек; 23 – центральный пост; 24 – перископ астрокорректора; 25 – радиосекстан «Сайга»; 26 – антенна радиопеленгатора «Завеса»; 27 – антенна РАК; 28 – РДП; 29 – антенна СОРС «Залив-П»; 30 – четвертый (носовой ракетный) отсек; 31 – ракетная шахта; 32 – пятый (кормовой ракетный) отсек; 33 – шестой (вспомогательных механизмов) отсек; 34 – цистерны дизельного топлива; 35 – седьмой (реакторный) отсек; 36 – реактор; 37 – парогенератор; 38 – теплообменный блок; 39 – рессиверные баллоны; 40 – восьмой (носовой турбинный) отсек; 41 – паровая турбина; 42 – конденсатор; 43 – муфта эластичная; 44 – планетарный редуктор; 45 – главный упорный подшипник (ГУП); 46 – маслоохладитель; 47 – девятый (кормовой турбинный) отсек; 48 – электронасос конденсаторный; 49 – автономный турбогенератор (АТГ); 50 – всплывающая камера (ВСК); 51 – кормовойлюк; 52 – гребной ЭД (ГЭД); 53 – муфта эластичная; 54 – десятый (кормовой) отсек; 55 – кормовой аварийный буй; 56 – приводы кормовых рулей


Ракетные шахты высотой 10,1 ми диаметром 1,7 м являлись равнопрочными с прочным корпусом и располагались в 4-м и 5-м отсеках корабля в два ряда позади ограждения выдвижных устройств и боевой рубки. Они оснащались автоматизированными системами орошения, газового анализа и поддержания микроклимата в заданных параметрах. Пуск БР мог выполняться из затопленной шахты только в подводном положении АПКР, на глубинах от 35 до 40 м и при волнении моря до 5 баллов. Первоначально стрельба производилась четырьмя последовательными четырехракетными залпами. Интервал между пусками в залпе составлял 8 с. Причем после отстрела четвертой БР лодка выходила из «допустимого» коридора стартовых глубин. После каждого залпа требовалось примерно 3 мин для возвращения корабля на заданную глубину и еще 20 – 35 мин -для перекачки воды из цистерн кольцевого зазора в ракетные шахты, а также для дифферентовки корабля. АПКР пр. 667АУ и пр. 667А после модернизации могли производить восьмиракетный залп.

В процессе строительства лодок пр. 667А и 667АУ был проведен комплекс работ, направленных на снижение уровня первичных физических полей, что позволило на последних кораблях серии значительно снизить уровень шумности. Эти работы выполнили благодаря выбранной эшелонной схеме расположения ГТЗА. То, что каждый из агрегатов располагался в отдельном отсеке, позволило постоянно совершенствовать систему их амортизации. Свободные на пр. 667А турбинные отсеки, на последующих модификациях, вплоть до пр. 667БДРМ, постепенно заполнялись различными конструкциями, связанными со снижением шумности. С другой стороны, эшелонное расположение оказалось наиболее оптимальным в отношении живучести. Авария в одном турбинном отсеке никак не влияла на другой турбинный отсек, а реакторы могли работать на любой из ГТЗА.

Характерно то, что все лодки «семейства» 667 для судостроительных заводов являлись продолжением одной и той же серии, с определенными дополнениями и усовершенствованиями. Переход от одного проекта к другому не требовал переоснащения заводов и не заставлял их осваивать принципиально новые технологии.

Благодаря постройке АПКР пр. 667А и пр. 667АУ удалось создать высокоэффективную морскую стратегическую ядерную систему, сопоставимую с американской системой „Polaris". Вместе с тем корабли данного типа обладали большой шумностью и низким коэффициентом оперативного напряжения. Кроме того, незначительные точность и дальность стрельбы БР комплексов Д-5 и Д-5У вынуждали их оперировать у берегов США, в районах активности ПЛО вероятного противника.

В период с 1964 г. по 1974 г. на СМП и ССЗ им. Ленинского комсомола были построены 27 кораблей по пр. 667А и семь (К-219, К-228, К-252, К-430, К-436, К-446 и КК-451) по пр. 667АУ. Ежегодно флоту передавали по шесть лодок. Для этого был организован поточно-позиционный метод производства. Например, на СМП одновременно строилось до восьми кораблей. Подобные темпы не имеют аналогов в мире. В начале 1980-х годов восемь кораблей пр. 667А (К-26, К-137, К-214, К-236, К-241, К-245, К-258 и К-444) модернизировали по пр. 667АУ. Кроме того, девять лодок модернизировали или переоборудовали 7* в корабли различного назначения.

К-140 в период с декабря 1971 г. по апрель 1976 г. прошла модернизацию по пр. 667АМ. Проект этой модернизации был разработан ЦКБ МТ «Рубин» под руководством О.Я. Марголина. В ходе работ ракетный комплекс Д-5 заменили на Д-11 8* с двухступенчатой твердотопливной БР РСМ-45 (Р-31) с дальностью стрельбы до 3 900 км. Причем из-за увеличения массогабаритных характеристик ракет пришлось сократить их боекомплект до 12 единиц и за ограждением выдвижных устройств смонтировать «горб» обтекателя шахт. Данное обстоятельство сформировало силуэт К-140, во многом схожий с силуэтом пр. 667Б. Кроме того, на этом корабле заменили НК «Тобол» на «Тобол-А» и усовершенствовали средства связи.

По состоянию на декабрь 2001 г. в составе флота не осталось ни одного АПКР пр. 667А и пр. 667АУ.


К-207 (зав. № 400). СМП (г. Северодвинск): 04.11.1966 г.; 20.09.1968 г.; 30.12.1968 г. 0*

Входил в состав СФ. В сентябре 1969 г. первым в отечественном флоте погрузился на глубину 400 м.

30.05.1989 г. К-207, по условиям договора ОСВ-1, вывели из состава МСЯС, передали ОФИ на долговременное хранение и после того, как вырезали ракетные отсеки, в порту г. Северодвинска поставили на отстой. В 2001-2002 гг. на МП «Звездочка» разобрали на металл.

7* В соответствии с принятыми в ВМФ СССР, а затем и ВМФ РФ стандартами модернизацией считаются работы, направленные на улучшение характеристик систем вооружения, без коренной перестройки корабля и изменения его основного боевого предназначения. Переоборудование связано с изменением состава вооружения или сменой назначения корабля.

8* В отличие от остальных отечественных комплексов БР, данный комплекс был спроектирован КБ «Арсенал» под руководством П.А.Тюрина.

0* Здесь и далее приведены сведения о заводе-строителе и датах закладки, спуска и ввода в состав ВМФ. При отсутствии сведений о какой-либо дате вместо нее ставится точка.



АПКР пр. 667АУ 27 шп. см. в нос



АПКР пр. 667АУ 78 шп. см.в нос



АПКР пр. 667АУ 113 шп. см. в корму



АПКР пр. 667АУ 123 шп. см. в корму


К-210 (зав. № 401). СМП (г. Северодвинск): 16.12.1966 г.; 29.12.1968 г.; 06.08.1969 г.

Входил в состав СФ. 17.07.1988 г. корабль, по условиям договора ОСВ-1, вывели из состава МСЯС, передали ОФИ на долговременное хранение и после того, как вырезали ракетные отсеки, в порту г. Северодвинска поставили на отстой. С марта 1997 г. по ноябрь 1998 г. на МП «Звездочка» (г. Северодвинск) корабль разобрали на металл.

К-249 (зав. № 402). СМП (г. Северодвинск): 18.03.1967 г.; 30.03.1969 г.; 27.09.1969 г.

Входил в состав СФ. 17.07.1988 г. корабль, по условиям договора ОСВ-1, вывели из состава МСЯС, передали ОФИ на долговременное хранение и после того, как вырезали ракетные отсеки, в порту г. Северодвинска поставили на отстой. С ноября 1992 г. по декабрь 1993 г. на МП «Звездочка» (г. Северодвинск) разобрали на металл

К-253 (зав. № 414). СМП (г. Северодвинск): 26.06.1967 г.; 05.06.1969 г.; 28.11.1969 г.

Входил в состав СФ. С 17.05.1984 г. по 20.12.1988 г. был переоборудован по пр. 667AT (см. АПКРРК пр. 667AT].

К-395 (зав. № 415). СМП (г. Северодвинск): 08.09.1967 г. 9*; 28.07.1967 г.; 05.12.1969 г.

Входил в состав СФ. С 24.06.1988 г. по 30.12.1991 г. был переоборудован по пр. 667AT (см. АПКРРК пр. 667AT).

К-408 (зав. № 416). СМП (г. Северодвинск): 20.01.1968 г.10*; 10.09.1968 г.; 25.12.1969 г.

После вступления в строй входил в состав СФ, а с 27.03.1971 г.- в состав ТОФ.11* В 1982 году корабль, в соответствии с договором ОСВ-1, вывели из состава МСЯС и в бух. Чажма (пос. Дунай) поставили на отстой. 17.03.1983 г. вывели в резерв на СРЗ «Звезда», поставили в средний ремонт и переоборудование по пр. 667AT. 17.07.1988 г. из-за отсутствия финансирования исключили из боевого состава флота, передали ОФИ на долговременное хранение и в бух. Чажма (пос. Дунай) поставили на отстой. В 1994- 1995 гг. на СРЗ «Звезда» (г. Владивосток) разобрали на металл.

К-140 (зав. № 421). ССЗ № 402 (г. Северодвинск): 19.09.1965 г.; 23.08.1967 г.; 30.12.1967 г.

Входил в состав СФ. 20.12.1969 г. впервые в мире выполнил ракетную стрельбу восемью БР в одном залпе. С декабря 1971 г. по апрель 1976 г. на СПМ прошел средний ремонт и модернизацию по пр. 667АМ 12*. 19.04.1990 г. корабль, по условиям договора ОСВ-1, вывели из состава МСЯС и передали ОФИ на долговременное хранение. Он самостоятельно перешел на МП «Звездочка» (г. Северодвинск), где был поставлен на отстой. В 1997-1998 гг. разобрали на металл.

К-26(зав. № 422). ССЗ № 402 (г. Северодвинск): 30.12.1965 г.; 23.12.1967 г.; 03.09.1968 г.

Входил в состав СФ. С 13.11.1983 г. по 1985 г. на МП «Звездочка» (г. Северодвинск) прошел средний ремонт и модернизацию по пр. 667АУ. 17.07.1988 г. лодку, по условиям договора ОСВ-1, исключен из боевого состава флота, передали ОФИ на долговременное хранение и в бух. Ягельная поставлен на отстой. В декабре 1992 г. отбуксировали в Северодвинск и на МП «Звездочка» до марта 1993 г. разобрали на металл.

К-32 (зав. № 423). СМП (Северодвинск): 25.02.1966 г.; 25.04.1968 г.; 26.10.1968 г.

Входил в состав СФ. 19.04.1990 г. по условиям договора ОСВ-1 исключен из боевого состава флота, передан ОФИ на долговременное хранение и в порту г. Северодвинска поставлен на отстой. В 1997- 1998 гг. на МП «Звездочка» (г. Северодвинск) лодку разобрали на металл.

К-216 (зав. № 424). СМП (г. Северодвинск): 28.06.1966 г.; 06.08.1968 г.; 27.12.1968 г.

Входил в состав СФ. В 1985 г. по условиям договора ОСВ-1 выведен из состава МСЯС, передан ОФИ на долговременное хранение и после того, как были вырезали ракетные отсеки (с августа 1985 г. по июнь 1986 г. на МП «Звездочка»), в порту г. Северодвинска поставлен на отстой. В 1994 г. на МП «Звездочка» разобрали на металл.

К-411 (зав. № 430). СМП (г. Северодвинск): 25.05.1968 г.; 16.01.1970 г.; 31.08.1970 г.

Входил в состав СФ. С 20.10.1983 г. по 30.12.1990 г. прошел переоборудование по пр. 667АН (см. ПЛАСН (л) пр. 667АН).

К-418 (зав. № 431). СМП (г. Северодвинск): 29.06.1968 г.; 14.03.1970 г.; 22.09.1970 г.

Входил в состав СФ. 17.03.1989 г. по условиям договора ОСВ-1 выведен из состава МСЯС, передан ОФИ на долговременное хранение и, после того, как были вырезаны ракетные отсеки, в порту г. Северодвинска поставлен на отстой. С мая 1998 г. по июнь 1999 г. на МП «Звездочка» (г. Северодвинск) разобран на металл.

9* По другим данным, 04.09.1967 г.

10 * По другим данным, 15.01.1968 г.

11* К-408 прошла из бух. Ягельная в бух. Крашенинникова без всплытия в надводное положение с боевым патрулированием, в готовности к использованию ракет в двух специально назначенных районах Тихого океана. Переход обеспечивала ПМ-150. Лодка вышла из бух. Ягельная 08.01.1971 года и после выполнения боевого патрулирования (03 – 09.03.1971 г.) 19.03.1971 г. прибыла в бух. Крашенинникова.

12* Первый пуск БР Р-31(РСМ-45) из подводного положения был произведен с борта К-140 в декабре 1976 г. В ноябре 1977 г. корабль успешно прошел государственные испытания и 30.12.1977 г. прибыл к месту постоянного базирования в бух. Ягельная. Однако работы над комплексом Д-11 продолжались до марта 1980 г. После модернизации на первую боевую службу К-140 вышла 14.09.1980 г. Всего промышленность изготовила 36 ракет Р-31. В ходе испытаний комплекса и практических стрельб было израсходовано 20 из них. В середине 1990 г. вышел приказ МО СССР об утилизации ракетного комплекса Д-11. После необходимой подготовки с 17.10 по 01.12.1990 г. все остававшиеся БР Р-31 были отстреляны в Баренцевом море.



АПКР пр. 667А:


1- АП СОРС «Залив-П»; 2 – ПМУ РДП; 3 – АП РАК «Альбатрос»; 1 – АП радиопеленгатора «Завеса-П»; 5 – ПМУ ВАН-С; б – перископ ПР-14; 7 – перископ ПЗНГ-8М; 8 – ПМУ «Ива-М»; 9 – перископ МТ-70-8; 10 – перископ ПЗНС-8; 11 – пеленгатор и секстан на кардановом подвесе.



АПКР пр. 667АУ:


1 – АП СОРС «Залив-П»; 2 – ПМУ РДП; 3 – АП РАК «Альбатрос»; 4 – АП радиопеленгатора «Завеса-П»; 5 – обтекатель шахты радиосекстана «Сайга»; 6 – перископ ПР-14; 7 – перископ ПЗНГ-8М; 8 – ПМУ «Ива-М»; 9 – перископ МТ-70-8; 10 – перископ ПЗНС-8; 11 – пеленгатор и секстан на кардановом подвесе; 12 – вход антенны ВБАУ «Фосфор» (перед выходом в море антенна вручную вытягивалась и раскладывалась на ракетной палубе, после погружения разворачивалась, втягивалась при помощи механического привода перед всплытием в надводное положение).


К-420 (зав. № 432). СМП (г. Северодвинск): 12.10.1968 г.; 25.04.1970 г.; 29.10.1970 г.

Входил в состав СФ. С 25.09.1979 г. по 15.10.1982 г. прошел переоборудование по пр. 667М (см. АПКРРК пр. 667М).

К-423 (зав. № 440). СМП (г. Северодвинск):13.01.1969 г.; 4.07.1970 г.; 13.11.1970 г.

Входил в состав СФ. С 16.10.1978 г. по 27.12.1987 г. корабль был переоборудован по пр. 667AT (см. АПКРРК пр. 667AT).

К-426 (зав. № 441). СМП (г. Северодвинск): 17.04.1969 г.; 28.08.1970 г.; 22.12.1970 г.

Входил в состав СФ. 19.04.1990 г. корабль по условиям договора ОСВ-1 вывели из состава МСЯС, передали ОФИ на долговременное хранение и после того, как вырезали ракетные отсеки, в порту г. Северодвинска поставили на отстой.

К-415 (зав. № 442). СМП: 04.07.1969 г.; 26.09.1970 г.; 30.12.1970 г.

После вступления в строй входил в состав СФ, а с 08.04.1972 г.- в состав ТОФ 13*. 06.08.1987 г. корабль в соответствии с договором ОСВ-1 вывели из состава МСЯС и на СРЗ «Звезда» (г. Владивосток) поставили в средний ремонт и переоборудование по пр. 09780 (шифр «Аксон-2»),

Однако из-за неготовности предприятия к проведению столь сложных работ и отсутствия финансирования К-415 исключили из боевого состава флота 14*, передали ОФИ на долговременное хранение и первоначально в бух. Павловского (г. Фокино), а с 28.09.1992 г. – в бух. Чажма (пос. Дунай) поставили на отстой.

К-403 (зав. № 450). СМП (г. Северодвинск): 18.08.1969 г.; 25.03.1971 г.; 12.08.1971 г.

Входил в состав СФ. С января 1982 г. по декабрь 1983 г. был переоборудован по пр. 667АК (шифр «Аксон-1») в лодку-лабораторию для испытаний перспективных ГАК. (см. ПЛАСН (л) пр. 667АК и пр. 09780).

К-214 (зав. № 452). СМП (г. Северодвинск): 19.02.1970 г.; 01.09.1971 г.; 08.02.1972 г.

Входил в состав СФ. С 26.04.1979 по 14.08.1980 г. на МП «Звездочка» (г. Северодвинск) прошел средний ремонт и модернизацию по пр. 667АУ.

24.06.1991 г. по условиям договора ОСВ-1 выведен из состава МСЯС, передан ОФИ на долговременное хранение и после того, как вырезали ракетные отсеки, в порту г. Северодвинска поставлен на отстой. С середины 1999 г. по ноябрь 2000 г. на МП «Звездочка» корабль разобрали на металл.

К-219(зав. № 460, пр. 667АУ). СМП (г. Северодвинск): 28.05.1970 г.; 08.10.1971 г.; 31.12.1971 г.

Входил в состав СФ. 03.10.1986 г. во время несения боевой службы в 600 милях к востоку от Бермудских островов на К-219 произошла утечка топлива в одной из ракетных шахт. Попытки личного состава откачать топливо не удались. При смешивании топлива с окислителем произошел взрыв. Корабль был вынужден всплыть в надводное положение. Из-за разгерметизации шахты началось бесконтрольное поступление воды в прочный корпус. Через трое суток лодка затонула. При аварии погибли четыре человека. Экипаж был снят СС Агатан.

К-339 (зав. № 151). ССЗ им. Ленинского комсомола (Комсомольск-на-Амуре): 23.02.1968 г.;

23.06.1969 г.; 24.12.1969 г.

Входил в состав ТОФ. 18.01.1982 г. корабль вывели в резерв 2-й категории и на СРЗ «Звезда» (г. Владивосток) поставили в средний ремонт и модернизацию по пр. 667AT.

19.04.1990 г. К-339, из-за отсутствия финансирования, была исключена из боевого состава флота, передана ОФИ на долговременное хранение и в бух. Павловского (г. Фокино), а с 28.09.1992 г.- бух. Чажма (пос. Дунай) поставлена на отстой. В 1997- 1998 гг. на СРЗ «Звезда» корабль разобрали на металл.

К-434 (зав. № 152). ССЗ им. Ленинского комсомола (Комсомольск-на-Амуре): 23.02.1969 г.;

29.05.1970 г.; 30.11.1970 г.

Входил в состав ТОФ. С 07.04.1976 г. по 31.07.1989 г. на СРЗ «Звезда» (г. Владивосток) корабль был модернизирован по пр. 667АУ.

17.03.1989 г. К-434, по условиям договора ОСВ-1, вывели из состава МСЯС, передали ОФИ на долговременное хранение и после того, как вырезали ракетные отсеки, в бух. Чажма (пос. Дунай) поставили на отстой.

К-236 (зав. № 153). ССЗ им. Ленинского комсомола (Комсомольск-на-Амуре): 06.11.1969 г.; 04.08.1970 г.; 27.12.1970 г.

Входил в состав ТОФ. С 23.11.1979 г. по 06.1983 г. на СРЗ «Звезда» (г. Владивосток) корабль прошел средний ремонт и модернизацию по пр. 667АУ. 01.09.1990 г. лодку, по условиям договора ОСВ-1, вывели из состава МСЯС, передали ОФИ на долговременное хранение и в бух. Павловского (г. Фокино) поставили на отстой. К-236 предполагалось переоборудовать по пр. 667АТ. С сентября 1994 г. по ноябрь 1995 г. на СРЗ «Звезда» (г. Владивосток) корабль разобрали на металл.

13* К-415 прошла из бух. Сайда (пос. Гаджиево) в бух. Крашенинникова (г. Вилючинск) вокруг Южной Америки без всплытия в надводное положение с боевым патрулированием, в готовности к использованию ракет в двух специально назначенных районах Тихого океана. Лодка прошла почти 19 000 миль.

14* По пр. 09780 было решено переоборудовать КС-403 (пр. 667АК).



АПКР пр. 667Б и пр. 667БД:


1 – АП СОРС «Залив-П»; 2 – ПМУ РДП; 3 – ПМУ «Анис» (за ним находится ПМУ с АП РАК «Каскад»); 4 – АП радиопеленгатора «Завеса-П»; 5 – ПМУ радиосекстана «Сайга»; 6 – перископ астрокорректора «Волна»; 7 – перископ ПЗНГ-8М; 8 – ПМУ «Ива-МВ»; 9 – перископ МТ-70-8; 10 – ПМУ «Синтез» системы космической навигации.



АПКР пр. 667БДР:


1 – АП СОРС «Залив-П»; 2 – ПМУ РДП; 3 – ПМУ «Анис» (за ним находится ПМУ с АП РАК «Каскад»); 4 – АП радиопеленгатора «Завеса-П»; 5 – ПМУ радиосекстана; 6 – перископ астрокорректора «Волна»; 7 – перископ ПЗНГ-8М; 8 – ПМУ «Ива-МВ»; 9 – перископ МТ-70-8; 10 – ПМУ «Синтез» системы космической навигации.


К-389 (зав. № 154). ССЗ им. Ленинского комсомола (Комсомольск-на-Амуре): 26.07.1970 г.;

27.06.1971 г.; 25.11.1971 г.

Входил в состав ТОФ. 19.04.1990 г. корабль по условиям договора ОСВ-1 вывели из состава МСЯС, передали ОФИ на долговременное хранение и поставили на отстой в бух. Чажма (пос. Дунай). В 1994- 1995 гг. на СРЗ «Звезда» (г. Владивосток) его разобрали на металл.

К-252 (зав. № 155, пр. 667АУ). ССЗ им. Ленинского комсомола (Комсомольск-на-Амуре): 25.12.1970 г.; 12.09.1971 г.; 31.12.1971 г.

Входил в состав ТОФ. 17.03.1989 г. корабль по условиям договора ОСВ-1 вывели из состава МСЯС, передали ОФИ на долговременное хранение и в бух. Чажма (пос. Дунай) поставили на отстой. С декабря 1994 г. по ноябрь 1995 г. на СРЗ «Звезда» (г. Владивосток) его разобрали на металл..

К-258(зав. № 156). ССЗ им. Ленинского комсомола (Комсомольск-на-Амуре): 30.03.1971 г.;

26.05.1972 г.; 30.09.1972 г.

Входил в состав ТОФ. В 1974- 1975 гг. на СРЗ «Звезда» (г. Владивосток) корабль прошел средний ремонт и модернизацию по пр. 667АУ. 16.06.1991 г. по условиям договора ОСВ-1 его вывели из состава МСЯС, передали ОФИ на долговременное хранение и в бух. Чажма (пос. Дунай) поставили на отстой. С октября 1997 г. по август 1998 г. на СРЗ «Звезда» разобрали на металл.

К-451 (зав. № 158, пр. 667АУ, с 29.01.1978 г. по 15.02.1992 г.-60 лет ВЛКСМ). ССЗ им. Ленинского комсомола (Комсомольск-на-Амуре): 23.02.1972 г.; 29.04.1973 г.; 07.09.1973 г.

Входил в состав ТОФ. 16.06.1991 г. по условиям договора ОСВ-1 его вывели из состава МСЯС, передали ОФИ на долговременное хранение и после того, как вырезали ракетные отсеки, в бух. Чажма (пос. Дунай) поставили на отстой. С июля 1998 г. по ноябрь 1999 г. на СРЗ «Звезда» (г. Владивосток) его разобрали на металл.

К-137(зав. № 420). ССЗ № 402 (г. Северодвинск): 04.11.1964 г. 11.09.1966 г.; 06.11.1967 г.15*

Головной АПКР пр. 667А. Входил в состав СФ.

Единственный корабль данного типа, после вступления в строй не имевший противогидролокационного покрытия легкого корпуса. После первого боевого похода (в 1970 г.) его посещали Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев, Председатель Верховного Совета СССР А.Н. Косыгин, министр обороны СССР А.А. Гречко и Главком ВМФ СССР С.Г. Горшков. С 24.10.1972 г. по 28.01.1976 г. на МП «Звездочка» (г. Северодвинск) корабль прошел средний ремонт, а с 06.01.1984 г. по 18.09.1985 г. – средний ремонт и модернизацию по пр. 667АУ. За период своего жизненного цикла он совершил 30 боевых служб. В декабре 1993 г. самостоятельно перешел в г. Северодвинск. 03.04.1994 года из-за достижения предельного срока службы исключен из боевого состава флота, передан ОРВИ для утилизации и в 2001 -2002 гг. на МП «Звездочка» разобран на металл.

К-245 (зав. № 451). СМП (г. Северодвинск): 16.10.1969 г.; 09.08.1971 г.; 16.12.1971 г.

Входил в состав СФ. 21.10.1972 г. корабль первым среди РПКСН отечественного флота всплыл в районе Северного полюса и выполнил ракетную стрельбу. С апреля 1977 г. по октябрь 1978 г. на МП «Звездочка» (г. Северодвинск) К-245 прошла средний ремонт и модернизацию по пр. 667АУ. С 13.11.1981 г. по 18.08.1982 г. на МП «Звездочка»- средний ремонт. 27.12.1983 г. при следовании в район боевой подготовки в Мотовском заливе у м. Пикшуев из-за ошибки в счислении она села на прибрежные камни, повредив при этом легкий корпус и обтекатель основной антенны ГАК. 14.03.1992 г. лодку, по условиям договора ОСВ-1, вывели из состава МСЯС, передали ОФИ на долговременное хранение и в бух. Сайда (г. Гаджиево) поставили на отстой. В ноябре 1994 г. ее отбуксировали в г. Северодвинск и в 1995- 1996 гг. на МП «Звездочка» разобрали на металл.

К-228 (зав. № 461, пр. 667АУ). СМП (г. Северодвинск): 04.09.1970 г.; 03.05.1972 г.; 30.09.1972 г.

Входил в состав СФ. С 06.01 по 11.12.1984 г. на МП «Звездочка» (г. Северодвинск) корабль прошел средний ремонт. 03.09.1994 г. по условиям договора ОСВ-1 его вывели из состава МСЯС, передали ОРВИ для утилизации и в бух. Сайда (г. Гаджиево) поставили на отстой. Летом 1997 г. ее отбуксировали в г. Северодвинск и с сентября 1997 г. по октябрь 1998 г. на МП «Звездочка» разобрали на металл.

К-241 (зав. № 462). СМП (г. Северодвинск): 24.12.1970 г.; 09.06.1972 г.; 23.10.1972 г.

Входил в состав СФ. С 23.04 по 27.08.1984 г. на МП «Звездочка» (г. Северодвинск) корабль прошел средний ремонт и модернизацию по пр. 667АУ. 16.06.1992 г. К-241, по условиям договора ОСВ-1, вывели из состава МСЯС, передали ОРВИ на долговременное хранение и в бух. Сайда (г. Гаджиево) поставили на отстой. В ноябре 1994 г. корабль отбуксировали в г. Северодвинск и в 1996- 1997 гг. на МП «Звездочка» разобрали на металл.

К-444 (зав. № 470). СМП (г. Северодвинск): 08.04.1971 г.; 01.08.1972 г.; 23.12.1972 г.

Входил в состав СФ. Весной 1974 г. корабль первым в отечественном флоте отработал приемы стрельбы БР на стабилизаторе глубины без хода. С 15.09.1982 г. по 14.03.1984 г. на МП «Звездочка» (г. Северодвинск) прошел средний ремонт и модернизацию по пр. 667АУ. 30.09.1994 г. из-за износа материальной части и отсутствия средств для проведения среднего ремонта был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации. Корабль самостоятельно перешел в Северодвинск и в 1995 г. на МП «Звездочка» был разобран на металл.

15* По другим данным, 04.08.1964 г.



АПКР К-249 пр. 667А



АПКР К-228 пр. 667АУ


К-446 (зав. № 157, пр. 667АУ). ССЗ им. Ленинского комсомола (Комсомольск-на-Амуре): 07.11.1971 г.; 08.08.1972 г.; 22.01.1973 г.

Входил в состав ТОФ. С 28.04.1980 г. по 03.12.1981 г. на СРЗ «Звезда» (г. Владивосток) корабль прошел средний ремонт.

17.03.1993 г. из-за износа материальной части и отсутствия средств для проведения среднего ремонта его исключили из боевого состава флота, передали ОРВИ на долговременное хранение и в бух. Крашенинникова (г. Вилючинск), а с 01.07.1995 г.- в бух. Павловского (г. Фокино) поставили на отстой.

К-436 (зав. № 159, пр. 667АУ). ССЗ им. Ленинского комсомола (Комсомольск-на-Амуре): 07.11.1972 г.; 25.07.1973 г.; 05.12.1973 г.

Входил в состав ТОФ. С 20.03.1981 г. по 23.01.1984 г. на СРЗ «Звезда» (г. Владивосток) корабль прошел средний ремонт.

14.03.1992 г. из-за износа материальной части и отсутствия средств для проведения среднего ремонта его исключили из боевого состава флота, передали ОФИ на долговременное хранение и в бух. Павловского (г. Фокино) поставили на отстой. С мая 1998 г. по ноябрь 1999 г. на СРЗ «Звезда» корабль разобрали на металл.

К-430 (зав. № 160, пр. 667АУ). ССЗ им. Ленинского комсомола (Комсомольск-на-Амуре): 27.07.1973 г.; 28.07.1974 г.; 25.12.1974 г.

Входил в состав ТОФ. 09.03.1982 г. по 03.02.1986 г. на СРЗ «Звезда» (г. Владивосток) корабль прошел средний ремонт. 12.01.1995 г. его исключили из боевого состава флота, передали ОРВИ для утилизации и в бух. Крашенинникова (г. Вилючинск) поставили на отстой.


Примечания:



АПКР пр. 667А и пр. 667АУ- 34 (8) ед.

(Здесь и далее первая цифра указывает обдщее количество построенных кораблей данного типа, цифра в скобках -количество кораблей, находящихся в строю по состоянию на декабрь 1991 г.)

ОСНОВНЫЕ ТТЭ

Водоизмещение, т:

– надводное     7 850

– подводное 10 100

Длина наибольшая, м   128,0

Ширина корпуса наибольшая, м  11,7

Осадка средняя, м  7,9

Архитектурно-конструктивный тип  двухкорпусный

Глубина погружения, м:

– рабочая  320

– предельная 400

Автономность, сут . 60

Экипаж, чел 114

Энергетическая установка:

Главные механизмы:

– тип АЭУ

– ППУ:

– марка  ОК-700

– количество х тип ЯР  2 х ВВР

– марка ЯР . ВМ-2-4

– суммарная тепловая мощность ЯР, МВт 180

– ПТУ:

– тип ГТЗА с эшелонным расположением

– количество х мощность ГТЗА, л. с 2 х 20 000

– марка ГТЗА . T3A-635

– количество х мощность АТГ, кВт  2 х 3 000

– количество х тип движителей 2 х ВФШ

Резервные источники энергии и средства движения:

– количество х мощность ДГ, кВт  2 х 460

– аккумуляторная установка:

– тип АБ . свинцово-кислотная

– количество групп х элементов в каждой группе  2 х 112

– количество х мощность ГЭД на линии вала, кВт 2 х 225

Скорость хода наибольшая, уз:

– надводная 16,5

– подводная   27

Вооружение:

Ракетное:

– тип ракетного комплекса . Д-5 или Д-5У 1*

– боекомплект (тип) БР 16 Р-27 (РСМ-25 мод.1)

или 16 Р-27У (РСМ-25 мод. 3) 2*

– вид старта… подводный, из РШ в ПК

Торпедное-.

– количество х калибр ТА, мм 4 х 533

– боезапас (тип) торпед 6, 16 2* (СЭТ-65, САЭТ-60М,

53-65К или 53-65М)

– количество х калибр ТА, мм . 2 х 400

– боезапас (тип) торпед . 4 (СЭТ-40)

Радиоэлектронное:

– БИУС «Туча»

– НК  л  «Сигма-667»1* или «Тобол»3*

– КСС… «Молния» или «Молния-Л» 4*

– система СС «Циклон» 5*

– ВВАБТ «Зубатка» или «Параван»

– ГАК… «Керчь» (МГК-100)

– РАК… «Альбатрос» (РЛК-101), «Каскад» (МРК-50)

с приставкой «Корма» (МРК-57)6*

– СОРС  «Накат» или «Залив-П» (МРП-10) 6*

– ТК… МТ-70

– перископы   ПЗНГ-8М и ПЗНС-8

1* На пр. 667АУ.

2* На К-26, К-32, К-216 и К-207.

3* Устанавливался на кораблях, вступавших в строй после 1972 г., а на кораблях ранней постройки, кроме К-26, К-32, К-216 и К-207,-в процессе проведения среднего ремонта.

4* Устанавливался на всех кораблях начиная с 1982 г. в процессе проведения среднего ремонта.

5* На кораблях, вступавших в строй после 1972 г.

6* Устанавливалась на К-137, К-219, К-241, К-245, К-403, К-423 и К-444 при среднем ремонте.


АПКР пр. 667А (шифр «Навага») разработан ЦКБ МТ «Рубин» под руководством С.Н. Ковалева. Корабль являлся РПКСН второго поколения и вооружался ракетным комплексом Д-5 с баллистическими ракетами Р-27 (РСМ-25 мод.1), которые имели дальность стрельбы 2 400 км. АПКР пр. 667АУ (шифр «Мурена»)-модификация пр. 667А и в отличие от него вооружался ракетным комплексом Д-5У с БР Р-27У (РСМ-25 мод. 3), обладавшими увеличенной до 3 000 км дальностью стрельбы и разделяющейся (точнее, «рассеивающейся», без индивидуального наведения) головной частью. Кроме того, пр. 667АУ имел более совершенный НК «Тобол» с инерциальной системой, позволявшей осуществлять плавание и точно определять место в высоких широтах (на пр. 667А был установлен НК «Сигма»), и лучшие характеристики первичных акустических полей. Часть лодок пр. 667А достраивалась по пр. 667АУ, а часть проходила модернизацию во время среднего ремонта.

По конструкции пр. 667А – двухкорпусная лодка. Прочный корпус выполнен в форме цилиндра (диаметром 9,4 м) с носовой оконечностью овальной формы, а кормовой -веретенообразной, наружными шпангоутами и толщиной стенок 40 мм. Он делился водонепроницаемыми переборками на 10 отсеков. Шпангоуты изготавливались из симметричных по- лособульбовых и сварных тавровых профилей высотой 330 мм. Прочный корпус лодки был облицован звукоизолирующей резиной, легкий – нерезонансным противогидролокацион- ным и звукоизолирующим резиновым покрытием, а фундаменты под главные и вспомогательные механизмы – вибродемпфирующей резиной.

На лодке устанавливались размагничивающее устройство и система активной компенсации электрического поля. ГЭУ включала в себя два автономных блока левого и правого бортов. Каждый блок состоял из ППУ ОК- 700 с водо-водяным реактором ВМ-2-4, турбо-зубчатого агрегата T3A-635 и АТГ. Оба реактора с парогенераторами размещались в одном (седьмом) отсеке, в двух выгородках, один за другим в диаметральной плоскости корабля; паротурбинная установка, ГТЗА и АТГ каждого борта – в отдельных отсеках (в восьмом – левого, в девятом – правого борта). АТГ обеспечивали всех потребителей переменным током напряжением 380 В.

Резервные источники энергии использовались для пуска и расхолаживания ГЭУ, а также снабжали лодку электроэнергией при авариях и обеспечивали ее движение в надводном положении или под РДП. Они включала в себя два ДГ постоянного тока (ДГ-460), размещенных в шестом отсеке, две группы АБ по 112 элементов в каждой (обе группы во втором отсеке) и два реверсивных ГЭД (ПГ-153). На АПКР пр. 667А и 667АУ впервые в отечественной практике была реализована комплексная система автоматизированного управления, обеспечивавшая программное управление кораблем по курсу и глубине, а также стабилизацию без хода по глубине. Носовые горизонтальные рули (как и на американских ПЛАРБ) располагались на ограждении выдвижных устройств и рубки, что позволяло кораблю без дифферента изменять глубину погружения и упрощало его удержание на заданной глубине.



АПКР пр. 667А



Продольный разрез АПКР пр. 667АУ:


1 – основные антенны ГАК «Керчь»; 2 – цистерна безпузырной торпедной стрельбы; 3 – 533-мм ТА; 4 – цистерна кольцевого зазора; 5 – торпедозамести- тельная цистерна; 6 – носовой люк; 7 – носовой аварийный буй; 8 – запасные 533-мм торпеды; 9 – торпедопогрузочный люк; 10 – носовой (торпедный) отсек; 11 – носовая группа АБ; 12 – гидродинамический лаг; 13 – ЦГБ; 14 – шпиль и шпилевая машина; 15 – баллоны ВВД; 16 – второй (жилой) отсек; 17 – кормовая группа АБ; 18 – репитер гирокомпаса, пеленгатор и секстан на кардановом подвесе; 19 – перископ системы МТ-70-8; 20 – перископ ПЗНГ-8; 21 – боевая рубка; 22 – третий (центральный) отсек; 23 – центральный пост; 24 – перископ астрокорректора; 25 – радиосекстан «Сайга»; 26 – антенна радиопеленгатора «Завеса»; 27 – антенна РАК; 28 – РДП; 29 – антенна СОРС «Залив-П»; 30 – четвертый (носовой ракетный) отсек; 31 – ракетная шахта; 32 – пятый (кормовой ракетный) отсек; 33 – шестой (вспомогательных механизмов) отсек; 34 – цистерны дизельного топлива; 35 – седьмой (реакторный) отсек; 36 – реактор; 37 – парогенератор; 38 – теплообменный блок; 39 – рессиверные баллоны; 40 – восьмой (носовой турбинный) отсек; 41 – паровая турбина; 42 – конденсатор; 43 – муфта эластичная; 44 – планетарный редуктор; 45 – главный упорный подшипник (ГУП); 46 – маслоохладитель; 47 – девятый (кормовой турбинный) отсек; 48 – электронасос конденсаторный; 49 – автономный турбогенератор (АТГ); 50 – всплывающая камера (ВСК); 51 – кормовойлюк; 52 – гребной ЭД (ГЭД); 53 – муфта эластичная; 54 – десятый (кормовой) отсек; 55 – кормовой аварийный буй; 56 – приводы кормовых рулей


Ракетные шахты высотой 10,1 ми диаметром 1,7 м являлись равнопрочными с прочным корпусом и располагались в 4-м и 5-м отсеках корабля в два ряда позади ограждения выдвижных устройств и боевой рубки. Они оснащались автоматизированными системами орошения, газового анализа и поддержания микроклимата в заданных параметрах. Пуск БР мог выполняться из затопленной шахты только в подводном положении АПКР, на глубинах от 35 до 40 м и при волнении моря до 5 баллов. Первоначально стрельба производилась четырьмя последовательными четырехракетными залпами. Интервал между пусками в залпе составлял 8 с. Причем после отстрела четвертой БР лодка выходила из «допустимого» коридора стартовых глубин. После каждого залпа требовалось примерно 3 мин для возвращения корабля на заданную глубину и еще 20 – 35 мин -для перекачки воды из цистерн кольцевого зазора в ракетные шахты, а также для дифферентовки корабля. АПКР пр. 667АУ и пр. 667А после модернизации могли производить восьмиракетный залп.

В процессе строительства лодок пр. 667А и 667АУ был проведен комплекс работ, направленных на снижение уровня первичных физических полей, что позволило на последних кораблях серии значительно снизить уровень шумности. Эти работы выполнили благодаря выбранной эшелонной схеме расположения ГТЗА. То, что каждый из агрегатов располагался в отдельном отсеке, позволило постоянно совершенствовать систему их амортизации. Свободные на пр. 667А турбинные отсеки, на последующих модификациях, вплоть до пр. 667БДРМ, постепенно заполнялись различными конструкциями, связанными со снижением шумности. С другой стороны, эшелонное расположение оказалось наиболее оптимальным в отношении живучести. Авария в одном турбинном отсеке никак не влияла на другой турбинный отсек, а реакторы могли работать на любой из ГТЗА.

Характерно то, что все лодки «семейства» 667 для судостроительных заводов являлись продолжением одной и той же серии, с определенными дополнениями и усовершенствованиями. Переход от одного проекта к другому не требовал переоснащения заводов и не заставлял их осваивать принципиально новые технологии.

Благодаря постройке АПКР пр. 667А и пр. 667АУ удалось создать высокоэффективную морскую стратегическую ядерную систему, сопоставимую с американской системой „Polaris". Вместе с тем корабли данного типа обладали большой шумностью и низким коэффициентом оперативного напряжения. Кроме того, незначительные точность и дальность стрельбы БР комплексов Д-5 и Д-5У вынуждали их оперировать у берегов США, в районах активности ПЛО вероятного противника.

В период с 1964 г. по 1974 г. на СМП и ССЗ им. Ленинского комсомола были построены 27 кораблей по пр. 667А и семь (К-219, К-228, К-252, К-430, К-436, К-446 и КК-451) по пр. 667АУ. Ежегодно флоту передавали по шесть лодок. Для этого был организован поточно-позиционный метод производства. Например, на СМП одновременно строилось до восьми кораблей. Подобные темпы не имеют аналогов в мире. В начале 1980-х годов восемь кораблей пр. 667А (К-26, К-137, К-214, К-236, К-241, К-245, К-258 и К-444) модернизировали по пр. 667АУ. Кроме того, девять лодок модернизировали или переоборудовали 7* в корабли различного назначения.

К-140 в период с декабря 1971 г. по апрель 1976 г. прошла модернизацию по пр. 667АМ. Проект этой модернизации был разработан ЦКБ МТ «Рубин» под руководством О.Я. Марголина. В ходе работ ракетный комплекс Д-5 заменили на Д-11 8* с двухступенчатой твердотопливной БР РСМ-45 (Р-31) с дальностью стрельбы до 3 900 км. Причем из-за увеличения массогабаритных характеристик ракет пришлось сократить их боекомплект до 12 единиц и за ограждением выдвижных устройств смонтировать «горб» обтекателя шахт. Данное обстоятельство сформировало силуэт К-140, во многом схожий с силуэтом пр. 667Б. Кроме того, на этом корабле заменили НК «Тобол» на «Тобол-А» и усовершенствовали средства связи.

По состоянию на декабрь 2001 г. в составе флота не осталось ни одного АПКР пр. 667А и пр. 667АУ.


К-207 (зав. № 400). СМП (г. Северодвинск): 04.11.1966 г.; 20.09.1968 г.; 30.12.1968 г. 0*

Входил в состав СФ. В сентябре 1969 г. первым в отечественном флоте погрузился на глубину 400 м.

30.05.1989 г. К-207, по условиям договора ОСВ-1, вывели из состава МСЯС, передали ОФИ на долговременное хранение и после того, как вырезали ракетные отсеки, в порту г. Северодвинска поставили на отстой. В 2001-2002 гг. на МП «Звездочка» разобрали на металл.

7* В соответствии с принятыми в ВМФ СССР, а затем и ВМФ РФ стандартами модернизацией считаются работы, направленные на улучшение характеристик систем вооружения, без коренной перестройки корабля и изменения его основного боевого предназначения. Переоборудование связано с изменением состава вооружения или сменой назначения корабля.

8* В отличие от остальных отечественных комплексов БР, данный комплекс был спроектирован КБ «Арсенал» под руководством П.А.Тюрина.

0* Здесь и далее приведены сведения о заводе-строителе и датах закладки, спуска и ввода в состав ВМФ. При отсутствии сведений о какой-либо дате вместо нее ставится точка.



АПКР пр. 667АУ 27 шп. см. в нос



АПКР пр. 667АУ 78 шп. см.в нос



АПКР пр. 667АУ 113 шп. см. в корму



АПКР пр. 667АУ 123 шп. см. в корму


К-210 (зав. № 401). СМП (г. Северодвинск): 16.12.1966 г.; 29.12.1968 г.; 06.08.1969 г.

Входил в состав СФ. 17.07.1988 г. корабль, по условиям договора ОСВ-1, вывели из состава МСЯС, передали ОФИ на долговременное хранение и после того, как вырезали ракетные отсеки, в порту г. Северодвинска поставили на отстой. С марта 1997 г. по ноябрь 1998 г. на МП «Звездочка» (г. Северодвинск) корабль разобрали на металл.

К-249 (зав. № 402). СМП (г. Северодвинск): 18.03.1967 г.; 30.03.1969 г.; 27.09.1969 г.

Входил в состав СФ. 17.07.1988 г. корабль, по условиям договора ОСВ-1, вывели из состава МСЯС, передали ОФИ на долговременное хранение и после того, как вырезали ракетные отсеки, в порту г. Северодвинска поставили на отстой. С ноября 1992 г. по декабрь 1993 г. на МП «Звездочка» (г. Северодвинск) разобрали на металл

К-253 (зав. № 414). СМП (г. Северодвинск): 26.06.1967 г.; 05.06.1969 г.; 28.11.1969 г.

Входил в состав СФ. С 17.05.1984 г. по 20.12.1988 г. был переоборудован по пр. 667AT (см. АПКРРК пр. 667AT].

К-395 (зав. № 415). СМП (г. Северодвинск): 08.09.1967 г. 9*; 28.07.1967 г.; 05.12.1969 г.

Входил в состав СФ. С 24.06.1988 г. по 30.12.1991 г. был переоборудован по пр. 667AT (см. АПКРРК пр. 667AT).

К-408 (зав. № 416). СМП (г. Северодвинск): 20.01.1968 г.10*; 10.09.1968 г.; 25.12.1969 г.

После вступления в строй входил в состав СФ, а с 27.03.1971 г.- в состав ТОФ.11* В 1982 году корабль, в соответствии с договором ОСВ-1, вывели из состава МСЯС и в бух. Чажма (пос. Дунай) поставили на отстой. 17.03.1983 г. вывели в резерв на СРЗ «Звезда», поставили в средний ремонт и переоборудование по пр. 667AT. 17.07.1988 г. из-за отсутствия финансирования исключили из боевого состава флота, передали ОФИ на долговременное хранение и в бух. Чажма (пос. Дунай) поставили на отстой. В 1994- 1995 гг. на СРЗ «Звезда» (г. Владивосток) разобрали на металл.

К-140 (зав. № 421). ССЗ № 402 (г. Северодвинск): 19.09.1965 г.; 23.08.1967 г.; 30.12.1967 г.

Входил в состав СФ. 20.12.1969 г. впервые в мире выполнил ракетную стрельбу восемью БР в одном залпе. С декабря 1971 г. по апрель 1976 г. на СПМ прошел средний ремонт и модернизацию по пр. 667АМ 12*. 19.04.1990 г. корабль, по условиям договора ОСВ-1, вывели из состава МСЯС и передали ОФИ на долговременное хранение. Он самостоятельно перешел на МП «Звездочка» (г. Северодвинск), где был поставлен на отстой. В 1997-1998 гг. разобрали на металл.

К-26(зав. № 422). ССЗ № 402 (г. Северодвинск): 30.12.1965 г.; 23.12.1967 г.; 03.09.1968 г.

Входил в состав СФ. С 13.11.1983 г. по 1985 г. на МП «Звездочка» (г. Северодвинск) прошел средний ремонт и модернизацию по пр. 667АУ. 17.07.1988 г. лодку, по условиям договора ОСВ-1, исключен из боевого состава флота, передали ОФИ на долговременное хранение и в бух. Ягельная поставлен на отстой. В декабре 1992 г. отбуксировали в Северодвинск и на МП «Звездочка» до марта 1993 г. разобрали на металл.

К-32 (зав. № 423). СМП (Северодвинск): 25.02.1966 г.; 25.04.1968 г.; 26.10.1968 г.

Входил в состав СФ. 19.04.1990 г. по условиям договора ОСВ-1 исключен из боевого состава флота, передан ОФИ на долговременное хранение и в порту г. Северодвинска поставлен на отстой. В 1997- 1998 гг. на МП «Звездочка» (г. Северодвинск) лодку разобрали на металл.

К-216 (зав. № 424). СМП (г. Северодвинск): 28.06.1966 г.; 06.08.1968 г.; 27.12.1968 г.

Входил в состав СФ. В 1985 г. по условиям договора ОСВ-1 выведен из состава МСЯС, передан ОФИ на долговременное хранение и после того, как были вырезали ракетные отсеки (с августа 1985 г. по июнь 1986 г. на МП «Звездочка»), в порту г. Северодвинска поставлен на отстой. В 1994 г. на МП «Звездочка» разобрали на металл.

К-411 (зав. № 430). СМП (г. Северодвинск): 25.05.1968 г.; 16.01.1970 г.; 31.08.1970 г.

Входил в состав СФ. С 20.10.1983 г. по 30.12.1990 г. прошел переоборудование по пр. 667АН (см. ПЛАСН (л) пр. 667АН).

К-418 (зав. № 431). СМП (г. Северодвинск): 29.06.1968 г.; 14.03.1970 г.; 22.09.1970 г.

Входил в состав СФ. 17.03.1989 г. по условиям договора ОСВ-1 выведен из состава МСЯС, передан ОФИ на долговременное хранение и, после того, как были вырезаны ракетные отсеки, в порту г. Северодвинска поставлен на отстой. С мая 1998 г. по июнь 1999 г. на МП «Звездочка» (г. Северодвинск) разобран на металл.

9* По другим данным, 04.09.1967 г.

10 * По другим данным, 15.01.1968 г.

11* К-408 прошла из бух. Ягельная в бух. Крашенинникова без всплытия в надводное положение с боевым патрулированием, в готовности к использованию ракет в двух специально назначенных районах Тихого океана. Переход обеспечивала ПМ-150. Лодка вышла из бух. Ягельная 08.01.1971 года и после выполнения боевого патрулирования (03 – 09.03.1971 г.) 19.03.1971 г. прибыла в бух. Крашенинникова.

12* Первый пуск БР Р-31(РСМ-45) из подводного положения был произведен с борта К-140 в декабре 1976 г. В ноябре 1977 г. корабль успешно прошел государственные испытания и 30.12.1977 г. прибыл к месту постоянного базирования в бух. Ягельная. Однако работы над комплексом Д-11 продолжались до марта 1980 г. После модернизации на первую боевую службу К-140 вышла 14.09.1980 г. Всего промышленность изготовила 36 ракет Р-31. В ходе испытаний комплекса и практических стрельб было израсходовано 20 из них. В середине 1990 г. вышел приказ МО СССР об утилизации ракетного комплекса Д-11. После необходимой подготовки с 17.10 по 01.12.1990 г. все остававшиеся БР Р-31 были отстреляны в Баренцевом море.



АПКР пр. 667А:


1- АП СОРС «Залив-П»; 2 – ПМУ РДП; 3 – АП РАК «Альбатрос»; 1 – АП радиопеленгатора «Завеса-П»; 5 – ПМУ ВАН-С; б – перископ ПР-14; 7 – перископ ПЗНГ-8М; 8 – ПМУ «Ива-М»; 9 – перископ МТ-70-8; 10 – перископ ПЗНС-8; 11 – пеленгатор и секстан на кардановом подвесе.



АПКР пр. 667АУ:


1 – АП СОРС «Залив-П»; 2 – ПМУ РДП; 3 – АП РАК «Альбатрос»; 4 – АП радиопеленгатора «Завеса-П»; 5 – обтекатель шахты радиосекстана «Сайга»; 6 – перископ ПР-14; 7 – перископ ПЗНГ-8М; 8 – ПМУ «Ива-М»; 9 – перископ МТ-70-8; 10 – перископ ПЗНС-8; 11 – пеленгатор и секстан на кардановом подвесе; 12 – вход антенны ВБАУ «Фосфор» (перед выходом в море антенна вручную вытягивалась и раскладывалась на ракетной палубе, после погружения разворачивалась, втягивалась при помощи механического привода перед всплытием в надводное положение).


К-420 (зав. № 432). СМП (г. Северодвинск): 12.10.1968 г.; 25.04.1970 г.; 29.10.1970 г.

Входил в состав СФ. С 25.09.1979 г. по 15.10.1982 г. прошел переоборудование по пр. 667М (см. АПКРРК пр. 667М).

К-423 (зав. № 440). СМП (г. Северодвинск):13.01.1969 г.; 4.07.1970 г.; 13.11.1970 г.

Входил в состав СФ. С 16.10.1978 г. по 27.12.1987 г. корабль был переоборудован по пр. 667AT (см. АПКРРК пр. 667AT).

К-426 (зав. № 441). СМП (г. Северодвинск): 17.04.1969 г.; 28.08.1970 г.; 22.12.1970 г.

Входил в состав СФ. 19.04.1990 г. корабль по условиям договора ОСВ-1 вывели из состава МСЯС, передали ОФИ на долговременное хранение и после того, как вырезали ракетные отсеки, в порту г. Северодвинска поставили на отстой.

К-415 (зав. № 442). СМП: 04.07.1969 г.; 26.09.1970 г.; 30.12.1970 г.

После вступления в строй входил в состав СФ, а с 08.04.1972 г.- в состав ТОФ 13*. 06.08.1987 г. корабль в соответствии с договором ОСВ-1 вывели из состава МСЯС и на СРЗ «Звезда» (г. Владивосток) поставили в средний ремонт и переоборудование по пр. 09780 (шифр «Аксон-2»),

Однако из-за неготовности предприятия к проведению столь сложных работ и отсутствия финансирования К-415 исключили из боевого состава флота 14*, передали ОФИ на долговременное хранение и первоначально в бух. Павловского (г. Фокино), а с 28.09.1992 г. – в бух. Чажма (пос. Дунай) поставили на отстой.

К-403 (зав. № 450). СМП (г. Северодвинск): 18.08.1969 г.; 25.03.1971 г.; 12.08.1971 г.

Входил в состав СФ. С января 1982 г. по декабрь 1983 г. был переоборудован по пр. 667АК (шифр «Аксон-1») в лодку-лабораторию для испытаний перспективных ГАК. (см. ПЛАСН (л) пр. 667АК и пр. 09780).

К-214 (зав. № 452). СМП (г. Северодвинск): 19.02.1970 г.; 01.09.1971 г.; 08.02.1972 г.

Входил в состав СФ. С 26.04.1979 по 14.08.1980 г. на МП «Звездочка» (г. Северодвинск) прошел средний ремонт и модернизацию по пр. 667АУ.

24.06.1991 г. по условиям договора ОСВ-1 выведен из состава МСЯС, передан ОФИ на долговременное хранение и после того, как вырезали ракетные отсеки, в порту г. Северодвинска поставлен на отстой. С середины 1999 г. по ноябрь 2000 г. на МП «Звездочка» корабль разобрали на металл.

К-219(зав. № 460, пр. 667АУ). СМП (г. Северодвинск): 28.05.1970 г.; 08.10.1971 г.; 31.12.1971 г.

Входил в состав СФ. 03.10.1986 г. во время несения боевой службы в 600 милях к востоку от Бермудских островов на К-219 произошла утечка топлива в одной из ракетных шахт. Попытки личного состава откачать топливо не удались. При смешивании топлива с окислителем произошел взрыв. Корабль был вынужден всплыть в надводное положение. Из-за разгерметизации шахты началось бесконтрольное поступление воды в прочный корпус. Через трое суток лодка затонула. При аварии погибли четыре человека. Экипаж был снят СС Агатан.

К-339 (зав. № 151). ССЗ им. Ленинского комсомола (Комсомольск-на-Амуре): 23.02.1968 г.;

23.06.1969 г.; 24.12.1969 г.

Входил в состав ТОФ. 18.01.1982 г. корабль вывели в резерв 2-й категории и на СРЗ «Звезда» (г. Владивосток) поставили в средний ремонт и модернизацию по пр. 667AT.

19.04.1990 г. К-339, из-за отсутствия финансирования, была исключена из боевого состава флота, передана ОФИ на долговременное хранение и в бух. Павловского (г. Фокино), а с 28.09.1992 г.- бух. Чажма (пос. Дунай) поставлена на отстой. В 1997- 1998 гг. на СРЗ «Звезда» корабль разобрали на металл.

К-434 (зав. № 152). ССЗ им. Ленинского комсомола (Комсомольск-на-Амуре): 23.02.1969 г.;

29.05.1970 г.; 30.11.1970 г.

Входил в состав ТОФ. С 07.04.1976 г. по 31.07.1989 г. на СРЗ «Звезда» (г. Владивосток) корабль был модернизирован по пр. 667АУ.

17.03.1989 г. К-434, по условиям договора ОСВ-1, вывели из состава МСЯС, передали ОФИ на долговременное хранение и после того, как вырезали ракетные отсеки, в бух. Чажма (пос. Дунай) поставили на отстой.

К-236 (зав. № 153). ССЗ им. Ленинского комсомола (Комсомольск-на-Амуре): 06.11.1969 г.; 04.08.1970 г.; 27.12.1970 г.

Входил в состав ТОФ. С 23.11.1979 г. по 06.1983 г. на СРЗ «Звезда» (г. Владивосток) корабль прошел средний ремонт и модернизацию по пр. 667АУ. 01.09.1990 г. лодку, по условиям договора ОСВ-1, вывели из состава МСЯС, передали ОФИ на долговременное хранение и в бух. Павловского (г. Фокино) поставили на отстой. К-236 предполагалось переоборудовать по пр. 667АТ. С сентября 1994 г. по ноябрь 1995 г. на СРЗ «Звезда» (г. Владивосток) корабль разобрали на металл.

13* К-415 прошла из бух. Сайда (пос. Гаджиево) в бух. Крашенинникова (г. Вилючинск) вокруг Южной Америки без всплытия в надводное положение с боевым патрулированием, в готовности к использованию ракет в двух специально назначенных районах Тихого океана. Лодка прошла почти 19 000 миль.

14* По пр. 09780 было решено переоборудовать КС-403 (пр. 667АК).



АПКР пр. 667Б и пр. 667БД:


1 – АП СОРС «Залив-П»; 2 – ПМУ РДП; 3 – ПМУ «Анис» (за ним находится ПМУ с АП РАК «Каскад»); 4 – АП радиопеленгатора «Завеса-П»; 5 – ПМУ радиосекстана «Сайга»; 6 – перископ астрокорректора «Волна»; 7 – перископ ПЗНГ-8М; 8 – ПМУ «Ива-МВ»; 9 – перископ МТ-70-8; 10 – ПМУ «Синтез» системы космической навигации.



АПКР пр. 667БДР:


1 – АП СОРС «Залив-П»; 2 – ПМУ РДП; 3 – ПМУ «Анис» (за ним находится ПМУ с АП РАК «Каскад»); 4 – АП радиопеленгатора «Завеса-П»; 5 – ПМУ радиосекстана; 6 – перископ астрокорректора «Волна»; 7 – перископ ПЗНГ-8М; 8 – ПМУ «Ива-МВ»; 9 – перископ МТ-70-8; 10 – ПМУ «Синтез» системы космической навигации.


К-389 (зав. № 154). ССЗ им. Ленинского комсомола (Комсомольск-на-Амуре): 26.07.1970 г.;

27.06.1971 г.; 25.11.1971 г.

Входил в состав ТОФ. 19.04.1990 г. корабль по условиям договора ОСВ-1 вывели из состава МСЯС, передали ОФИ на долговременное хранение и поставили на отстой в бух. Чажма (пос. Дунай). В 1994- 1995 гг. на СРЗ «Звезда» (г. Владивосток) его разобрали на металл.

К-252 (зав. № 155, пр. 667АУ). ССЗ им. Ленинского комсомола (Комсомольск-на-Амуре): 25.12.1970 г.; 12.09.1971 г.; 31.12.1971 г.

Входил в состав ТОФ. 17.03.1989 г. корабль по условиям договора ОСВ-1 вывели из состава МСЯС, передали ОФИ на долговременное хранение и в бух. Чажма (пос. Дунай) поставили на отстой. С декабря 1994 г. по ноябрь 1995 г. на СРЗ «Звезда» (г. Владивосток) его разобрали на металл..

К-258(зав. № 156). ССЗ им. Ленинского комсомола (Комсомольск-на-Амуре): 30.03.1971 г.;

26.05.1972 г.; 30.09.1972 г.

Входил в состав ТОФ. В 1974- 1975 гг. на СРЗ «Звезда» (г. Владивосток) корабль прошел средний ремонт и модернизацию по пр. 667АУ. 16.06.1991 г. по условиям договора ОСВ-1 его вывели из состава МСЯС, передали ОФИ на долговременное хранение и в бух. Чажма (пос. Дунай) поставили на отстой. С октября 1997 г. по август 1998 г. на СРЗ «Звезда» разобрали на металл.

К-451 (зав. № 158, пр. 667АУ, с 29.01.1978 г. по 15.02.1992 г.-60 лет ВЛКСМ). ССЗ им. Ленинского комсомола (Комсомольск-на-Амуре): 23.02.1972 г.; 29.04.1973 г.; 07.09.1973 г.

Входил в состав ТОФ. 16.06.1991 г. по условиям договора ОСВ-1 его вывели из состава МСЯС, передали ОФИ на долговременное хранение и после того, как вырезали ракетные отсеки, в бух. Чажма (пос. Дунай) поставили на отстой. С июля 1998 г. по ноябрь 1999 г. на СРЗ «Звезда» (г. Владивосток) его разобрали на металл.

К-137(зав. № 420). ССЗ № 402 (г. Северодвинск): 04.11.1964 г. 11.09.1966 г.; 06.11.1967 г.15*

Головной АПКР пр. 667А. Входил в состав СФ.

Единственный корабль данного типа, после вступления в строй не имевший противогидролокационного покрытия легкого корпуса. После первого боевого похода (в 1970 г.) его посещали Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев, Председатель Верховного Совета СССР А.Н. Косыгин, министр обороны СССР А.А. Гречко и Главком ВМФ СССР С.Г. Горшков. С 24.10.1972 г. по 28.01.1976 г. на МП «Звездочка» (г. Северодвинск) корабль прошел средний ремонт, а с 06.01.1984 г. по 18.09.1985 г. – средний ремонт и модернизацию по пр. 667АУ. За период своего жизненного цикла он совершил 30 боевых служб. В декабре 1993 г. самостоятельно перешел в г. Северодвинск. 03.04.1994 года из-за достижения предельного срока службы исключен из боевого состава флота, передан ОРВИ для утилизации и в 2001 -2002 гг. на МП «Звездочка» разобран на металл.

К-245 (зав. № 451). СМП (г. Северодвинск): 16.10.1969 г.; 09.08.1971 г.; 16.12.1971 г.

Входил в состав СФ. 21.10.1972 г. корабль первым среди РПКСН отечественного флота всплыл в районе Северного полюса и выполнил ракетную стрельбу. С апреля 1977 г. по октябрь 1978 г. на МП «Звездочка» (г. Северодвинск) К-245 прошла средний ремонт и модернизацию по пр. 667АУ. С 13.11.1981 г. по 18.08.1982 г. на МП «Звездочка»- средний ремонт. 27.12.1983 г. при следовании в район боевой подготовки в Мотовском заливе у м. Пикшуев из-за ошибки в счислении она села на прибрежные камни, повредив при этом легкий корпус и обтекатель основной антенны ГАК. 14.03.1992 г. лодку, по условиям договора ОСВ-1, вывели из состава МСЯС, передали ОФИ на долговременное хранение и в бух. Сайда (г. Гаджиево) поставили на отстой. В ноябре 1994 г. ее отбуксировали в г. Северодвинск и в 1995- 1996 гг. на МП «Звездочка» разобрали на металл.

К-228 (зав. № 461, пр. 667АУ). СМП (г. Северодвинск): 04.09.1970 г.; 03.05.1972 г.; 30.09.1972 г.

Входил в состав СФ. С 06.01 по 11.12.1984 г. на МП «Звездочка» (г. Северодвинск) корабль прошел средний ремонт. 03.09.1994 г. по условиям договора ОСВ-1 его вывели из состава МСЯС, передали ОРВИ для утилизации и в бух. Сайда (г. Гаджиево) поставили на отстой. Летом 1997 г. ее отбуксировали в г. Северодвинск и с сентября 1997 г. по октябрь 1998 г. на МП «Звездочка» разобрали на металл.

К-241 (зав. № 462). СМП (г. Северодвинск): 24.12.1970 г.; 09.06.1972 г.; 23.10.1972 г.

Входил в состав СФ. С 23.04 по 27.08.1984 г. на МП «Звездочка» (г. Северодвинск) корабль прошел средний ремонт и модернизацию по пр. 667АУ. 16.06.1992 г. К-241, по условиям договора ОСВ-1, вывели из состава МСЯС, передали ОРВИ на долговременное хранение и в бух. Сайда (г. Гаджиево) поставили на отстой. В ноябре 1994 г. корабль отбуксировали в г. Северодвинск и в 1996- 1997 гг. на МП «Звездочка» разобрали на металл.

К-444 (зав. № 470). СМП (г. Северодвинск): 08.04.1971 г.; 01.08.1972 г.; 23.12.1972 г.

Входил в состав СФ. Весной 1974 г. корабль первым в отечественном флоте отработал приемы стрельбы БР на стабилизаторе глубины без хода. С 15.09.1982 г. по 14.03.1984 г. на МП «Звездочка» (г. Северодвинск) прошел средний ремонт и модернизацию по пр. 667АУ. 30.09.1994 г. из-за износа материальной части и отсутствия средств для проведения среднего ремонта был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации. Корабль самостоятельно перешел в Северодвинск и в 1995 г. на МП «Звездочка» был разобран на металл.

15* По другим данным, 04.08.1964 г.



АПКР К-249 пр. 667А



АПКР К-228 пр. 667АУ


К-446 (зав. № 157, пр. 667АУ). ССЗ им. Ленинского комсомола (Комсомольск-на-Амуре): 07.11.1971 г.; 08.08.1972 г.; 22.01.1973 г.

Входил в состав ТОФ. С 28.04.1980 г. по 03.12.1981 г. на СРЗ «Звезда» (г. Владивосток) корабль прошел средний ремонт.

17.03.1993 г. из-за износа материальной части и отсутствия средств для проведения среднего ремонта его исключили из боевого состава флота, передали ОРВИ на долговременное хранение и в бух. Крашенинникова (г. Вилючинск), а с 01.07.1995 г.- в бух. Павловского (г. Фокино) поставили на отстой.

К-436 (зав. № 159, пр. 667АУ). ССЗ им. Ленинского комсомола (Комсомольск-на-Амуре): 07.11.1972 г.; 25.07.1973 г.; 05.12.1973 г.

Входил в состав ТОФ. С 20.03.1981 г. по 23.01.1984 г. на СРЗ «Звезда» (г. Владивосток) корабль прошел средний ремонт.

14.03.1992 г. из-за износа материальной части и отсутствия средств для проведения среднего ремонта его исключили из боевого состава флота, передали ОФИ на долговременное хранение и в бух. Павловского (г. Фокино) поставили на отстой. С мая 1998 г. по ноябрь 1999 г. на СРЗ «Звезда» корабль разобрали на металл.

К-430 (зав. № 160, пр. 667АУ). ССЗ им. Ленинского комсомола (Комсомольск-на-Амуре): 27.07.1973 г.; 28.07.1974 г.; 25.12.1974 г.

Входил в состав ТОФ. 09.03.1982 г. по 03.02.1986 г. на СРЗ «Звезда» (г. Владивосток) корабль прошел средний ремонт. 12.01.1995 г. его исключили из боевого состава флота, передали ОРВИ для утилизации и в бух. Крашенинникова (г. Вилючинск) поставили на отстой.







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх