|
||||
|
АПКРРК пр. 667М- 1 (1) ед. ОСНОВНЫЕ ТТЭВодоизмещение, т: – надводное … 10 500 – подводное … 13 600 Длина наибольшая, м . 152,0 Ширина корпуса наибольшая, м … 14,7 Осадка средняя, м … 8,7 Архитектурно-конструктивный тип … двухкорпусный Глубина погружения, м: – рабочая . 320 – предельная 400 Автономность, сут . 70 Экипаж, чел… 112 28* Энергетическая установка: Главные механизмы: – тип АЭУ – ППУ: – марка О К 700 – количество х тип ЯР . 2 х ВВР – марка ЯР ВМ-2-4 – суммарная тепловая мощность ЯР, МВт… 180 – ПТУ: – тип ГТЗА с эшелонным расположением – количество х мощность ГТЗА, л. с … 2 х 20 000 – марка ГТЗА . T3A-635 – количество х мощность АТГ, кВт 2х 3 000 – количество х тип движителей… 2 х ВФШ Резервные источники энергии и средства движения: – число х мощность ДТ, кВт… 2 х 460 – аккумуляторная установка: – тип АБ . свинцово-кислотная – количество групп х элементов в каждой группе… 2 х 112 – количество х мощность ГЭД на линии вала, кВт 2 х 225 Скорость хода наибольшая, уз: – надводная 16,5 – подводная . 27 Вооружение: Ракетное: – тип ракетного комплекса . «Метеорит-М» – боекомплект (тип) КР . 12 (ЗМ-25) – вид старта подводный и надводный, из РК вне ПК Торпедное: – количество х калибр ТА, мм . 4 х 533 – боезапас (тип) торпед . 12 (СЭТ-65, САЭТ-60М и 53-65М) – количество х калибр ТА, мм . 2 х 400 – боезапас (тип) торпед . 4 (СЭТ-40) Радиоэлектронное: – БИУС «Алмаз» – НК «Тобол-АТ» – система КН «Шлюз» (АДК-ЗМ) – КСС… «Молния-ЛМ 1» – ГАК . «Рубикон» (МГК-400)29* – ВВАБТ… «Параван» – ВБАУ «Ласточка» – РЛК… «Альбатрос» (РЛК-101) с приставкой «Корма» (МРК-57) – СОРС . «Залив-П» (МРП-10) – ТК … МТ-70 – перископ ПЗНГ-8 и ПЗНС-8 28* По другим данным, 120 чел. 29* В дополнение к ГАК «Рубикон» на советских атомных подводных лодках второго поколения устанавливались: станция миноискания «Арфа-М» (МГ-519), станция определения скорости звука «Шкерт» (МГ-553), станция определения кавитации «Винт» (МГ-512), эхоледомер «Север» (МГ-518), навигационный обнаружитель круговой НОК-1 и навигационный обнаружитель разводной НОР-1. Продольный разрез АПКРРК пр. 667М: 1 – основные антенны ГАК «Рубикон»; 2 – навигационный обнаружитель круговой (НОК); 3 – цистерна безпузырной торпедной стрельбы; 4 – 533-мм ТА; 5 – цистерна кольцевого зазора; 6 – торпедозаместительная цистерна; 7 – носовой люк; 8 – носовой аварийный буй; 9 – запасные 533-мм торпеды; 10 – торпедопогрузочный люк; 11 – носовой (торпедный) отсек; 12 – носовая группа АБ; 13 – гидродинамический лаг; 14 – ЦГБ; 15 – шпиль и шпилевая машина; 16 – баллоны ВВД; 17 – второй (жилой) отсек; 18 – кормовая группа АБ; 19 – антенна навигационного обнаружителя разводий (НОР); 20 – закрытый ходовой мостик; 21 – репитер гирокомпаса; 22 – перископ системы МТ-70-8; 23 – перископ ПЗНГ-8; 24 – боевая рубка; 25 – третий (центральный) отсек; 26 – центральный пост; 27 – перископ астрокорректора «Волна»; 28 – антенна РАК; 29 – антенна радиопеленгатора «Завеса»; 30 – антенна СОРС «Залив-П»; 31 – РДП; 32 – антенна комплекса связи «Анис»; 33 – четвертый (носовой ракетный) отсек; 34 – ракетные контейнеры с ПУ РК «Метеорит-М»; 35 – пятый (кормовой ракетный) отсек; 36 – кладовая сухой провизии; 37 – пятый-бис (жилой) отсек; 38 – ВВАБТ «Параван» и ее лебедка; 39 – шестой (вспомогательных механизмов) отсек; 40 – цистерны дизельного топлива; 41 – седьмой (реакторный) отсек; 42 – реактор; 43 – парогенератор; 44 – тепло- обменный блок; 45 – рессиверные баллоны; 46 – восьмой (носовой турбинный) отсек; 47 – паровая турбина; 48 – конденсатор; 49 – муфта эластичная; 50 – планетарный редуктор; 51 – главный упорный подшипник (ГУП); 52 – маслоохладитель; 53 – девятый (кормовой турбинный) отсек; 54 – электронасос конденсаторный; 55 – автономный турбогенератор (АТГ); 56 – всплывающая камера (ВСК); 57 – кормовой люк; 58 – гребной ЭД (ГЭД); 59 – муфта эластичная; 60 – десятый (кормовой) отсек; 61 – кормовой аварийный буй; 62 – приводы кормовых рулей Технический проект переоборудования АПКР пр. 667А в АПКРРК по пр. 667М (шифр «Андромеда») разработало ЦКБ МТ «Рубин» в 1979 г. После переоборудования корабль был вооружен комплексом «Метеорит» со стратегической КР ЗМ-25, имевшей дальность полета свыше 5 000 км. Данная величина определялась стремлением избежать захода носителя в зону активной противолодочной обороны США. Кроме того, требовалось поражать территорию противника на достаточно большую глубину. КР ЗМ-25 хранилась в контейнере со сложенными консолями крыльев, на стартовом агрегате и с загерметизированным маршевым двигателем. Пуск мог производиться с глубины 40 м и при скорости хода носителя до 10 уз. Перед стартом контейнер заполнялся водой кольцевого зазора и для открывания крышки давление воды в нем сравнивалось с забортным. Одновременно шел наддув самой ракеты (для избежания ее деформации). Первые два двигателя стартового агрегата выносили ракету на поверхность. После схода с направляющих ПУ раскрывались консоли крыльев и запускался маршевый двигатель. На поверхности запускались два оставшихся двигателя стартового агрегата, которые отделялись от ракеты после достижения заданной скорости полета. Разработка комплекса «Метеорит» началась в декабре 1976 г. в ОКБ № 52 под руководством В.Н. Челомея в морском («Метеорит-М») и авиационном («Метеорит-А») вариантах. Изначально в качестве носителя для морского варианта предполагалось использовать АПКРРК пр. 949, модернизированный по пр. 949М. Однако проектные проработки, которые выполнило ЦКБ МТ «Рубин», показали, что для размещения КР ЗМ-25 на пусковой установке ПКРК «Гранит» необходимо радикальное изменение конструкции последней, а для размещения второго комплекта АУ КСППО комплекса «Метеорит» потребуется увеличить длину АПКРРК на 5 – 7 м. Попытки же создания унифицированной АУ КСППО для комплексов «Гранит» и «Метеорит» не увенчались успехом. Поэтому было принято решение переоборудовать в носитель комплекса «Метеорит-М» один из АПКР пр. 667А, в соответствии с договором ОСВ-1 выведенный из состава МСЯС. Для этих целей выбрали К-420. Вместо двух вырезанных отсеков с шахтами для БР корабль получил блок из трех отсеков, который увеличил его длину примерно на 20 м. В первых двух отсеках (четвертом и пятом) блока разместили АППП «Клевер», АУ КСППО «Корш- ун-44», пневмогидросистемы КСППО, другую аппаратуру управления комплексом и провизионные камеры. В третьем отсеке блока (V-бис) находились жилые и общественно-бытовые помещения для экипажа. 12 контейнеров с ПУ для КР ЗМ-25 расположили вне прочного корпуса -в междубортном пространстве под углом 45° к основной плоскости лодки. Значительные габариты КР комплекса «Метеорит-М», а также количество контейнеров оказали существенное влияние на архитектурно- конструктивный облик АПКРРК. В районе размещения контейнеров ширина легкого корпуса была увеличена до 15 м. Диаметр прочного корпуса наоборот -был уменьшен по сравнению с диаметром прочного корпуса демонтированных отсеков. Кроме того, на корабле заменили ГАК, НК и КСС. С целью удержания лодки в стартовом коридоре при залповой стрельбе установили систему стабилизации по глубине «Бор». Работы были проведены на СМП в период с 25.09.1979 г. по 15.10.1982 г. (дата спуска лодки на воду). Одновременно с переоборудованием АПКРРК шла отработка ракет пусками с наземного стенда (на полигоне в Капустином Яре) и плавучего стенда ПСК на Черном море. В период с 1982 г. по 1987 г. произведено более 30 пусков КР ЗМ-25. С 26.12.1983 г. 30* начались летно-конструкторские испытания комплекса «Метеорит-М» с АПКРРК. Они продолжались вплоть до декабря 1986 г. В этот период с К-420 произвели два пуска ракет. Совместные (государственные) испытания ракетного комплекса начались только в 1988 г. В этом году с лодки произвели три пуска ракет. Количество успешных пусков на всех этапах испытаний примерно соответствовало числу неудачных. Это объяснялось большим числом принципиально новых технических решений в комплексе «Метеорит-М» (подводный старт КР столь больших размеров при помощи стартово-разгон- ной ступени, инерциальная система наведения с коррекцией по радиолокационным картам местности, многофункциональный комплекс защиты и т. д.). Данное обстоятельство, а также необходимость постройки специальных носителей привели к тому, что работы над комплексом «Метеорит-М» в конце 1989 г. свернули. АПКРРК пр. 667М в 1994 г. исключен из боевого состава флота. 30* Дата первого пуска КР с борта ПЛ. К-420 (зав. № 432). СМП (г. Северодвинск). 12.01.1968 г.; 25.04.1970 г.; 29.10.1970 г. Входил в состав СФ. В мае 1978 г. корабль вывели из состава МСЯС и после того, как на МП «Звездочка» (г. Северодвинск) вырезали ракетные отсеки (в ноябре -декабре 1978 г.), поставили на прикол в порту г. Северодвинск. С 25.09.1979 г. по 15.10.1982 г. на СМП прошел средний ремонт и переоборудование по пр. 667М. С 01.11.1982 г. по 04.08.1983 г. он прошел швартовные и заводские испытания. С 26.12.1983 г. по 15.12.1989 г. на корабле проходили летно-конструкторские и совместные (государственные) испытания комплекса «Метеорит-М». В этот период К-420 был приписан к Беломорской ВМБ. В декабре 1990 г. корабль в торпедном варианте был включен в состав СФ и перешел в г. Гаджиево. 05.07.1994 г. лодку исключили из боевого состава флота, передали ОРВИ на долговременное хранение и в бух. Сайда (г. Гаджиево) поставили на прикол. АПКРРК пр. 667АТ АПКРРК пр. 667М АПКРРК пр. 667АТ: 1 – ПМУ РДП; 2 – АП СОРС «Залив-П»; 3 – АП радиопеленгатора «Завеса»; 4 – АП РАК «Альбатрос»; 5 – перископ ПЗНГ-8М; 6 – ПМУ «Ива-М»; 7 – перископ ПЗНС-8; 8 – ПМУ «Синтез» системы «Шлюз» (космической навигации); 9 – обтекатель АП НОР (навигационного обнаружителя разводий). АПКРРК пр. 667М: 1 – ПМУ «Анис»; 2 – ПМУ РДП; 3 – АП СОРС «Залив-П»; 4 – АП радиопеленгатора «Завеса-П»; 5 – АП РАК «Альбатрос»; 6 – ПМУ «Ива- М»; 7 – перископ астрокорректора «Волна»; 8 – перископ ПЗНГ-8М; 9 – перископ ПЗНС-8; 10 – перископ МТ-70-8; 11 – ПМУ «Синтез» системы «Шлюз»; 12 – обтекатель АП НОР. Примечания:АПКРРК пр. 667М- 1 (1) ед. ОСНОВНЫЕ ТТЭВодоизмещение, т: – надводное … 10 500 – подводное … 13 600 Длина наибольшая, м . 152,0 Ширина корпуса наибольшая, м … 14,7 Осадка средняя, м … 8,7 Архитектурно-конструктивный тип … двухкорпусный Глубина погружения, м: – рабочая . 320 – предельная 400 Автономность, сут . 70 Экипаж, чел… 112 28* Энергетическая установка: Главные механизмы: – тип АЭУ – ППУ: – марка О К 700 – количество х тип ЯР . 2 х ВВР – марка ЯР ВМ-2-4 – суммарная тепловая мощность ЯР, МВт… 180 – ПТУ: – тип ГТЗА с эшелонным расположением – количество х мощность ГТЗА, л. с … 2 х 20 000 – марка ГТЗА . T3A-635 – количество х мощность АТГ, кВт 2х 3 000 – количество х тип движителей… 2 х ВФШ Резервные источники энергии и средства движения: – число х мощность ДТ, кВт… 2 х 460 – аккумуляторная установка: – тип АБ . свинцово-кислотная – количество групп х элементов в каждой группе… 2 х 112 – количество х мощность ГЭД на линии вала, кВт 2 х 225 Скорость хода наибольшая, уз: – надводная 16,5 – подводная . 27 Вооружение: Ракетное: – тип ракетного комплекса . «Метеорит-М» – боекомплект (тип) КР . 12 (ЗМ-25) – вид старта подводный и надводный, из РК вне ПК Торпедное: – количество х калибр ТА, мм . 4 х 533 – боезапас (тип) торпед . 12 (СЭТ-65, САЭТ-60М и 53-65М) – количество х калибр ТА, мм . 2 х 400 – боезапас (тип) торпед . 4 (СЭТ-40) Радиоэлектронное: – БИУС «Алмаз» – НК «Тобол-АТ» – система КН «Шлюз» (АДК-ЗМ) – КСС… «Молния-ЛМ 1» – ГАК . «Рубикон» (МГК-400)29* – ВВАБТ… «Параван» – ВБАУ «Ласточка» – РЛК… «Альбатрос» (РЛК-101) с приставкой «Корма» (МРК-57) – СОРС . «Залив-П» (МРП-10) – ТК … МТ-70 – перископ ПЗНГ-8 и ПЗНС-8 28* По другим данным, 120 чел. 29* В дополнение к ГАК «Рубикон» на советских атомных подводных лодках второго поколения устанавливались: станция миноискания «Арфа-М» (МГ-519), станция определения скорости звука «Шкерт» (МГ-553), станция определения кавитации «Винт» (МГ-512), эхоледомер «Север» (МГ-518), навигационный обнаружитель круговой НОК-1 и навигационный обнаружитель разводной НОР-1. Продольный разрез АПКРРК пр. 667М: 1 – основные антенны ГАК «Рубикон»; 2 – навигационный обнаружитель круговой (НОК); 3 – цистерна безпузырной торпедной стрельбы; 4 – 533-мм ТА; 5 – цистерна кольцевого зазора; 6 – торпедозаместительная цистерна; 7 – носовой люк; 8 – носовой аварийный буй; 9 – запасные 533-мм торпеды; 10 – торпедопогрузочный люк; 11 – носовой (торпедный) отсек; 12 – носовая группа АБ; 13 – гидродинамический лаг; 14 – ЦГБ; 15 – шпиль и шпилевая машина; 16 – баллоны ВВД; 17 – второй (жилой) отсек; 18 – кормовая группа АБ; 19 – антенна навигационного обнаружителя разводий (НОР); 20 – закрытый ходовой мостик; 21 – репитер гирокомпаса; 22 – перископ системы МТ-70-8; 23 – перископ ПЗНГ-8; 24 – боевая рубка; 25 – третий (центральный) отсек; 26 – центральный пост; 27 – перископ астрокорректора «Волна»; 28 – антенна РАК; 29 – антенна радиопеленгатора «Завеса»; 30 – антенна СОРС «Залив-П»; 31 – РДП; 32 – антенна комплекса связи «Анис»; 33 – четвертый (носовой ракетный) отсек; 34 – ракетные контейнеры с ПУ РК «Метеорит-М»; 35 – пятый (кормовой ракетный) отсек; 36 – кладовая сухой провизии; 37 – пятый-бис (жилой) отсек; 38 – ВВАБТ «Параван» и ее лебедка; 39 – шестой (вспомогательных механизмов) отсек; 40 – цистерны дизельного топлива; 41 – седьмой (реакторный) отсек; 42 – реактор; 43 – парогенератор; 44 – тепло- обменный блок; 45 – рессиверные баллоны; 46 – восьмой (носовой турбинный) отсек; 47 – паровая турбина; 48 – конденсатор; 49 – муфта эластичная; 50 – планетарный редуктор; 51 – главный упорный подшипник (ГУП); 52 – маслоохладитель; 53 – девятый (кормовой турбинный) отсек; 54 – электронасос конденсаторный; 55 – автономный турбогенератор (АТГ); 56 – всплывающая камера (ВСК); 57 – кормовой люк; 58 – гребной ЭД (ГЭД); 59 – муфта эластичная; 60 – десятый (кормовой) отсек; 61 – кормовой аварийный буй; 62 – приводы кормовых рулей Технический проект переоборудования АПКР пр. 667А в АПКРРК по пр. 667М (шифр «Андромеда») разработало ЦКБ МТ «Рубин» в 1979 г. После переоборудования корабль был вооружен комплексом «Метеорит» со стратегической КР ЗМ-25, имевшей дальность полета свыше 5 000 км. Данная величина определялась стремлением избежать захода носителя в зону активной противолодочной обороны США. Кроме того, требовалось поражать территорию противника на достаточно большую глубину. КР ЗМ-25 хранилась в контейнере со сложенными консолями крыльев, на стартовом агрегате и с загерметизированным маршевым двигателем. Пуск мог производиться с глубины 40 м и при скорости хода носителя до 10 уз. Перед стартом контейнер заполнялся водой кольцевого зазора и для открывания крышки давление воды в нем сравнивалось с забортным. Одновременно шел наддув самой ракеты (для избежания ее деформации). Первые два двигателя стартового агрегата выносили ракету на поверхность. После схода с направляющих ПУ раскрывались консоли крыльев и запускался маршевый двигатель. На поверхности запускались два оставшихся двигателя стартового агрегата, которые отделялись от ракеты после достижения заданной скорости полета. Разработка комплекса «Метеорит» началась в декабре 1976 г. в ОКБ № 52 под руководством В.Н. Челомея в морском («Метеорит-М») и авиационном («Метеорит-А») вариантах. Изначально в качестве носителя для морского варианта предполагалось использовать АПКРРК пр. 949, модернизированный по пр. 949М. Однако проектные проработки, которые выполнило ЦКБ МТ «Рубин», показали, что для размещения КР ЗМ-25 на пусковой установке ПКРК «Гранит» необходимо радикальное изменение конструкции последней, а для размещения второго комплекта АУ КСППО комплекса «Метеорит» потребуется увеличить длину АПКРРК на 5 – 7 м. Попытки же создания унифицированной АУ КСППО для комплексов «Гранит» и «Метеорит» не увенчались успехом. Поэтому было принято решение переоборудовать в носитель комплекса «Метеорит-М» один из АПКР пр. 667А, в соответствии с договором ОСВ-1 выведенный из состава МСЯС. Для этих целей выбрали К-420. Вместо двух вырезанных отсеков с шахтами для БР корабль получил блок из трех отсеков, который увеличил его длину примерно на 20 м. В первых двух отсеках (четвертом и пятом) блока разместили АППП «Клевер», АУ КСППО «Корш- ун-44», пневмогидросистемы КСППО, другую аппаратуру управления комплексом и провизионные камеры. В третьем отсеке блока (V-бис) находились жилые и общественно-бытовые помещения для экипажа. 12 контейнеров с ПУ для КР ЗМ-25 расположили вне прочного корпуса -в междубортном пространстве под углом 45° к основной плоскости лодки. Значительные габариты КР комплекса «Метеорит-М», а также количество контейнеров оказали существенное влияние на архитектурно- конструктивный облик АПКРРК. В районе размещения контейнеров ширина легкого корпуса была увеличена до 15 м. Диаметр прочного корпуса наоборот -был уменьшен по сравнению с диаметром прочного корпуса демонтированных отсеков. Кроме того, на корабле заменили ГАК, НК и КСС. С целью удержания лодки в стартовом коридоре при залповой стрельбе установили систему стабилизации по глубине «Бор». Работы были проведены на СМП в период с 25.09.1979 г. по 15.10.1982 г. (дата спуска лодки на воду). Одновременно с переоборудованием АПКРРК шла отработка ракет пусками с наземного стенда (на полигоне в Капустином Яре) и плавучего стенда ПСК на Черном море. В период с 1982 г. по 1987 г. произведено более 30 пусков КР ЗМ-25. С 26.12.1983 г. 30* начались летно-конструкторские испытания комплекса «Метеорит-М» с АПКРРК. Они продолжались вплоть до декабря 1986 г. В этот период с К-420 произвели два пуска ракет. Совместные (государственные) испытания ракетного комплекса начались только в 1988 г. В этом году с лодки произвели три пуска ракет. Количество успешных пусков на всех этапах испытаний примерно соответствовало числу неудачных. Это объяснялось большим числом принципиально новых технических решений в комплексе «Метеорит-М» (подводный старт КР столь больших размеров при помощи стартово-разгон- ной ступени, инерциальная система наведения с коррекцией по радиолокационным картам местности, многофункциональный комплекс защиты и т. д.). Данное обстоятельство, а также необходимость постройки специальных носителей привели к тому, что работы над комплексом «Метеорит-М» в конце 1989 г. свернули. АПКРРК пр. 667М в 1994 г. исключен из боевого состава флота. 30* Дата первого пуска КР с борта ПЛ. К-420 (зав. № 432). СМП (г. Северодвинск). 12.01.1968 г.; 25.04.1970 г.; 29.10.1970 г. Входил в состав СФ. В мае 1978 г. корабль вывели из состава МСЯС и после того, как на МП «Звездочка» (г. Северодвинск) вырезали ракетные отсеки (в ноябре -декабре 1978 г.), поставили на прикол в порту г. Северодвинск. С 25.09.1979 г. по 15.10.1982 г. на СМП прошел средний ремонт и переоборудование по пр. 667М. С 01.11.1982 г. по 04.08.1983 г. он прошел швартовные и заводские испытания. С 26.12.1983 г. по 15.12.1989 г. на корабле проходили летно-конструкторские и совместные (государственные) испытания комплекса «Метеорит-М». В этот период К-420 был приписан к Беломорской ВМБ. В декабре 1990 г. корабль в торпедном варианте был включен в состав СФ и перешел в г. Гаджиево. 05.07.1994 г. лодку исключили из боевого состава флота, передали ОРВИ на долговременное хранение и в бух. Сайда (г. Гаджиево) поставили на прикол. АПКРРК пр. 667АТ АПКРРК пр. 667М АПКРРК пр. 667АТ: 1 – ПМУ РДП; 2 – АП СОРС «Залив-П»; 3 – АП радиопеленгатора «Завеса»; 4 – АП РАК «Альбатрос»; 5 – перископ ПЗНГ-8М; 6 – ПМУ «Ива-М»; 7 – перископ ПЗНС-8; 8 – ПМУ «Синтез» системы «Шлюз» (космической навигации); 9 – обтекатель АП НОР (навигационного обнаружителя разводий). АПКРРК пр. 667М: 1 – ПМУ «Анис»; 2 – ПМУ РДП; 3 – АП СОРС «Залив-П»; 4 – АП радиопеленгатора «Завеса-П»; 5 – АП РАК «Альбатрос»; 6 – ПМУ «Ива- М»; 7 – перископ астрокорректора «Волна»; 8 – перископ ПЗНГ-8М; 9 – перископ ПЗНС-8; 10 – перископ МТ-70-8; 11 – ПМУ «Синтез» системы «Шлюз»; 12 – обтекатель АП НОР. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|