5. ИСТОЧНИКИ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА

Исходя из буквального толкования ст. 1 УПК поря–док производства по уголовным делам определяется только законами, общепризнанными принци–пами и нормами международного права и меж–дународными договорами. К числу законов, уста–навливающих порядок уголовного судопроизводства, относятся Конституция РФ, основанный на ней УПК и некоторые другие федеральные законы.

1. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей терри–тории Российской Федерации (ст. 15), поэтому и в уго–ловном процессе конституционные нормы могут при–меняться непосредственно как нормативные акты высшей юридической силы.

2. УПК состоит из 6 частей, 19 разделов, 477 ста–тей. В части 1 «Общие положения» изложены нормы, действующие на всех стадиях процесса. Это нормы, в которых выражены назначение, принципы уголов–ного судопроизводства, указаны основные права участников процесса, правила о доказательствах и доказывании, определены основания избрания мер пресечения и выбора конкретного вида этих мер. Часть вторая регламентирует досудебное производ–ство, а часть третья – судебное производство. В ча–сти четвертой содержатся нормы, регулирующие осо–бый порядок уголовного судопроизводства. Часть пятая устанавливает порядок международного сотруд–ничества в сфере уголовного судопроизводства. В шестой части регламентируется порядок примене–ния бланков процессуальных документов.

3. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные до–говоры РФ являются составной частью ее право–вой системы (ч. 4 ст. 15 Конституции). Применительно к уголовному судопроизводству это означа–ет, что если международным договором РФ уста–новлены иные правила, чем предусмотренные УПК, то применяются правила международного дого–вора.

4. Другие законы в системе источников уголов–но-процессуального права (о прокуратуре, о милиции) также регулируют уголовно-процессуальные отноше–ния, но в значительно меньшем объеме. В основном им присущ свой предмет правового регулирования, например правовое положение судьи.

Подзаконные нормативные акты, в том числе ве–домственные, не содержат уголовно-процессуальных норм. Приказы, указания, инструкции руководителей министерств и ведомств могут касаться организации следственной работы, розыска обвиняемых, исполь–зования криминалистической техники, кадровых во–просов, но не могут изменять, дополнять уголовно-процессуальный закон.

Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ способ–ствуют правильному применению закона, по которому дано разъяснение, всеми органами государства и должностными лицами. Однако они могут лишь разъяснять нормы, но не создавать их.

Несколько иначе решается вопрос о том, содер–жат ли уголовно-процессуальные нормы постанов–ления Конституционного Суда. В соответствии со ст. 6 ФКЗ о Конституционном Суде РФ решения Кон–ституционного Суда РФ обязательны на всей тер–ритории РФ.

Иными словами, органы и должностные лица, осу–ществляющие уголовное судопроизводство, при раз–решении дел должны руководствоваться не положе–ниями статей закона, по которым было принято решение о признании их не соответствующими Кон–ституции РФ, а предписаниями, установленными в по–становлении Конституционного Суда РФ.







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх