|
||||
|
33. РАЗВИТИЕ И МЕХАНИЗМЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КУЛЬТУРЫ Социальная культура – это регулятивный механизм, обеспечивающий взаимодействия, между людьми. В культурологии принято выделять следующие источники развития культуры: 1) инновацию как изобретение или выработку новых идей, образов, моделей или принципов действия, политических или социальных программ, нацеленных на изменение общественного бытия, выдвижение новых форм деятельности или организации общества; 2) обращение к культурному наследию, под которым следует понимать сумму всех культурных достижений данного общества, его исторический опыт, сохранившийся в арсенале общественной памяти, включая и подвергшееся переоценке прошлое. Такое наследие обладает вневременной ценностью для общества, так как к нему относятся достижения, которые сохраняют способность перехода к новым поколениям в новой эпохе; 3) заимствования (диффузионизм, распространение культуры). Если традиция – передача культуры из поколения и времени, то заимствования – это ее распространение в социальном или географическом пространстве, освоение тех или иных элементов культуры из одного общества как источника в другое как принимающее. Среди факторов, влияющих на характер займа культурных ценностей, их степень и эффективность, выделяют: а) степень интенсивности контакта; б) условия контакта; в) состояние и степень дифференциации общества; 4) синтез – взаимодействие и соединение разнородных элементов, при котором возникают культурное явление, течение, стиль или модель социокультурного устройства, отличающиеся от обоих составляющих компонентов и имеющие собственное качественное содержание и форму. Распространение ценностей культуры осуществляется через общественную систему образования (общего, специального, политического, художественного и т. д.). От степени развития и качественных характеристик данной системы во многом зависят уровень духовной жизни общества и состояние кадров производства. Важную роль играют средства массовой информации. Важным механизмом распространения культуры является тиражирование, в ходе которого уникальный образец воспроизводится во многих экземплярах. Распределение многообразной духовной деятельности членов общества по различным родам и видам делает необходимым обмен элементами культуры, осуществлению которого способствуют духовное общение людей, обмен опытом, достижениями науки. Важны коммуникативное сохранение и передача информации, составляющей достижения культуры. В этой связи используются устные, письменные, аудио-визуальные или электронные типы передач. Разработчик общей теории коммуникаций – социолог и культуролог Г. Мак-луэн. По его концепции именно развитие коммуникативных средств определяет и общий характер культуры, и смену исторических эпох. Безусловно, здесь трудно переоценить важность введения письменности. Во-первых, она служила сохранению прошлого опыта знаний. Во-вторых, возникла возможность принятия новых элементов. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|