32. ФОРМЫ И РАЗНОВИДНОСТИ КУЛЬТУРЫ

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень в обществе, в социологии принято различать три формы культуры: элитарную, народную, массовую.

Элитарная (высокая) культура создается привилегированной часть общества или по ее заказу профессионалами. К высокой относятся специфические формы культуры, создаваемые в расчете на то, что они будут понятны лишь только небольшой группе людей, обладающих особой художественной восприимчивостью, и в силу этого называемые элитой общества. Ее культура трудна для понимания неподготовленного человека. Потребителями элитарной культуры являются высокообразованные члены общества. Однако нередко высокое искусство оказывается временной и преходящей формой эстетического соутверждения разных общественных групп, которые выделяются по социальному или возрастному признаку. Ярчайшими примерами элитарного искусства могут служить опера и балет.

Массовая (общедоступная) культура появилась относительно недавно, в середине XX в., когда средства массовой информации проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Понятие массовой культуры отражает такие существенные сдвиги в механизме современной культуры, как:

1) развитие средств массовой коммуникации;

2) становление индустриально-коммерческого типа производства;

3) распространение стандартизированных духовных благ.

Люди обладают сознанием природы. Они не только способны создавать культурные формы и в свою очередь поддерживаться этими формами, но также теоретизировать о культуре как таковой. Во многих социологических подходах скрыто присутствовали идеи об относительных достоинствах некоторых жизненных путей и культурных форм. Например, теоретики культуры и в рамках своей дисциплины, и вне ее провели различия между «высшими» и «низшими» культурами, популярной культурой, народной и массовой культурой. Последнее понятие использовалось и радикальными, и консервативными критиками для выражения неудовлетворенности современным состоянием искусства, литературы, языка и культуры в целом. Принадлежа к весьма различным политическим идеологиям, обе группы утверждают, что культура XX столетия обеднела и ослабела.

Место независимой, хорошо осведомленной и критически настроенной публики заняла неструктурированная и в значительной степени безразличная масса.

Радикальные теоретики видят угрозу качеству культуры не со стороны этой массы, а со стороны упомянутой публики.

Наиболее четко это выражено в определении «капиталистической индустрии культуры» Франкфуртской школы критической теории, ибо капиталистические средства массовой информации имеют способность управлять вкусами, недостатками и потребностями масс.

Однако консервативные и элитарные теоретики культуры, возглавляемые Ортегой-и-Гассетом (1930) и Т. С. Элиотом (1948), придерживаются противоположной точки зрения: благодаря возрастанию власти массы подвергают опасности творческие в культурном отношении элиты.







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх