|
||||
|
36. РАБОЧАЯ СИЛА В рыночных условиях функционирования экономики рабочая сила выступает предметом купли-продажи. Товар «рабочая сила» имеет ряд специфических особенностей, важнейшими из которых являются: 1) работник как собственник рабочей силы наделен определенными правами, защиту которых обеспечивает государство. Работодатель обязан соблюдать установленные и принятые в обществе нормы законодательного права в сфере трудовых отношений; 2) товар «рабочая сила» является ведущим фактором производства, обеспечивающим конкурентоспособность и экономический рост; 3) работнику необходимо поддерживать свою функциональную способность к производительному труду независимо от продажи рабочей силы путем потребления определенного набора жизненных благ; 4) работник дает возможность работодателю использовать его рабочую силу до момента ее оплаты в денежном выражении, тем самым кредитуя предпринимателя; 5) потребительная стоимость рабочей силы определяется рядом характеристик, среди которых важное значение имеют опыт, знания, квалификация. Специфика рабочей силы обусловливает различные модели ценообразования. С позиции воспроизводственного подхода, примененного к товару «рабочая сила», выделяются четыре основные фазы: 1) формирование. Фаза формирования качественных функциональных способностей к трудовой деятельности включает школьную, вузовскую, производственную подготовки, повышение квалификации идр.; 2) распределение и обмен. Фазы распределения и обмена рабочей силы предполагают найм, увольнение и перемещение работников; 3)использование. Фаза использования рабочей силы подразумевает непосредственное ее участие в целесообразной, практической деятельности. Цена рабочей силы с позиции воспроизводственного подхода должна покрывать расходы, которые осуществил собственник рабочей силы по всем четырем рассматриваемым фазам. Цена рабочей силы, денежным выражением которой выступает заработная плата, должна обеспечивать расширенное воспроизводство и качественное развитие рабочей силы. К важнейшим функциям заработной платы в рыночной экономике относятся стимулирование работника к высокопроизводительному труду, обеспечение социальной справедливости, учет меры живого труда в процессе формирования цены продукта. Маркетинг и рабочая сила. Маркетинг рабочей силы направлен на обеспечение баланса сил спроса и предложения рабочей силы с целью оптимального удовлетворения потребностей сторон социально-трудовых отношений. Целью маркетинга рабочей силы служит создание эффективной системы регулирования занятости населения. Маркетинговый подход к исследованию рынка рабочей силы позволяет: 1) повысить степень информируемости, избирательности и результативности социально-трудовых отношений; 2) обеспечить эффективное регулирование процессов формирования, распределения, обмена и использования трудовых ресурсов; 3) сформировать высокую экономическую культуру работников и работодателей; 4) повысить уровень и качество жизни населения страны через обеспечение эффективного использования рабочей силы в производственной деятельности и удовлетворения интересов и потребностей всех сторон социально-трудовых отношений. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|