|
||||
|
13. ПОНЯТИЕ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА. РЫНОЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО В современных условиях рынок из саморегулирующегося трансформировался в регулируемый. Это привело к усложнению субъектно-объектной структуры рыночного хозяйства. Субъектно-объектная структура рыночного хозяйства – это система взаимоотношений между субъектами, отражающая их цели. Субъекты рыночного хозяйства: 1)домашнее хозяйство – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая: а) обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала; б) самостоятельно принимает решения; в) является собственником какого-либо фактора производства; г) стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей; 2) предприятие – экономическая единица, которая: а) использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи; б) стремится к максимизации прибыли; в) самостоятельно принимает решения; 3) государство – представлено правительственными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспечения контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей. Все субъекты рыночного хозяйства тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи. Объектами рыночного хозяйства являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только производственная продукция, но как факторы производства (земля, труд, капитал) услуги. В качестве денег – все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги. Деньги – это выражение стоимости всех товаров и услуг. Рынок как самостоятельное образование включает 3 основных элемента: 1) рынок товаров и услуг; 2) рыноктруда; 3) рынок капитала. Все эти 3 рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Развитость рынка рыночных отношений зависит от развития всех его составляющих. Рынок предполагает наличие следующих признаков: – неограниченное число участников актов купли-продажи, свободный доступ на рынок и свободный выход из него. Это значит, что каждый человек имеет право заняться предпринимательством или прекратить его. Производители выбирают любой вид деятельности. В свою очередь, потребители могут купить все что угодно; – мобильность материальных, трудовых, финансовых ресурсов, так как предпринимательская деятельность преследует цель увеличения дохода, а на это можно рассчитывать только при расширении производства, освоения новой техники, внедрения новых технологий и т.д.; – наличия у каждого субъекта рынка достоверной информации о предложении, спросе, ценах и т.д. Без этого он не сможет ориентироваться на рынке и принять правильное решение о целесообразности покупки и продажи; – отсутствие монополии производителя, однородность одноименных товаров, иначе на рынке не будет свободы экономического поведения продавцов и покупателей. В действительности не всегда существуют эти признаки. Поэтому в жизни функционирует конкурентный рынок. Конкуренция – это соперничество, состязательность на рынке, борьба между производителями за потребителей, за наилучшие условия сбыта своей продукции. Конкуренция является механизмом рынка, с помощью которого повышается качество продукции, снижаются производственные затраты. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|