|
||||
|
69. УСТРОЙСТВО ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Важным моментом при открытии торгового предприятия является его внутренняя планировка. Общая площадь магазина по функциональному назначению делится на следующие части и группы помещений: 1) торговые помещения – торговые, демонстрационные и выставочные залы; 2) помещения для приемки, хранения и подготовки товара к продаже – разгрузочные, приемочные, кладовые для хранения товаров, охлаждаемые камеры; 3) подсобные помещения – для хранения тары, посуды, инвентаря, моечные и др.; 4) служебные и бытовые помещения – кабинет директора, бухгалтерия; 5) технические помещения – вентиляционные камеры, лифты и др. Состав и размеры каждой из перечисленных частей зависят от целого ряда факторов: 1) типа магазина; 2) ассортиментного профиля; 3) способов продажи товаров; 4) системы товароснабжения. Ассортимент товаров магазина существенно влияет на наличие отдельных помещений и их взаимосвязь. Так, например, в магазинах, торгующих товарами, требующими предварительной фасовки (крупой, сахаром, кондитерскими изделиями и др.), выделяют специальные помещения для выполнения этих операций. В магазинах, торгующих скоропортящимися товарами (мясом, маслом, рыбой), необходимы помещения для установки специального холодильного оборудования. При продаже в магазинах одежды выделяются помещения для подготовки ее к продаже (утюжка, устранение мелких дефектов). Формы продвижения товаров (самообслуживание, продажа товаров по образцам) определяют ^размеры и расположение отдельных помещений, количество и размещение товарных запасов, узлов расчета и т. д. Организация торгово-технологического процесса в магазине оказывает существенное влияние на распределение помещений по функциональному размещению и взаимосвязь между ними, а также размещение торговой мебели и другого торгового оборудования. Планировка магазина должна обеспечивать: 1) максимальное удобство для покупателей в отборе и покупке товаров; 2) возможность организации торговли по современным методам; 3) связь последовательности помещений с последовательностью совершаемых операций; 4) рационализацию движения товарных потоков внутри магазина; 5) возможность широкого внедрения средств механизации торгово-технологических процессов; 6) нормальные для работников магазина условия работы; 7) сохранность товарно-материальных ценностей. Показатели эффективности использования магазинов: 1) пропускная способность – количество покупателей, обслуживаемых в одну смену работы магазина; 2) удельный розничный товарооборот, приходящийся на 1 м2торговой площади; 3) структура площадей магазина – удельный вес отдельных видов площадей в общей площади магазина; 4) коэффициент установочной и демонстрационной площади – это отношение площади, занятой торговым оборудованием, к торговой. Установочная площадь должна занимать 27–30 % торговой площади; 5) коэффициент емкости оборудования – отношение запаса товаров, размещенного на торговом оборудовании, к установочной площади; 6) уровень механизации торгового процесса – отношение объема работ, выполняемых механизированным путем, к общему объему работ. Расчет показателей позволяет изыскивать резервы повышения эффективности работы магазина. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|