|
||||
|
36. ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И ЕГО ПРИНЦИПЫ Возникновение теоретического знания относят к IX–IV гг. до н. э. Возникновение областей теоретического знания может быть представлено как построение особых идеализированных структур с помощью принципов мышления. Данный процесс был бы невозможен, если бы не получила развития его внутренняя основа – ориентирующая функция речи. Она является основой возникновения теоретической науки. Постепенное формирование естественного языка привело к перевороту в процессах общения между людьми, что позволило открыть ряд новых возможностей. Например, моделировать события на основе речевых и знаковых средств. Интерпретация событий и явлений, выбор различных смысловых значений, использование простейших логических методов доказательства, включая дедукцию (когда речь шла о подведении конкретных случаев под установленную норму или, наоборот, о выведении из нормы, предназначенной для решения конкретного случая, некоторого общего правового принципа), и, наконец, способ рассуждения от противного, когда утверждается одно и тем самым отрицается другое, – все эти методы аргументации многократно применялись и стали общепринятыми. Доказав свою необходимость, приемы логической аргументации нашли свое применение в практике и использовались в качестве средства объяснения всей окружающей человека природы. Поэтому ничто не мешало разъяснить данные приемы как законы мышления. В настоящее время наука стала основой, на которой базируются большинство сфер человеческой жизнедеятельности. Изобретение новых и улучшение старых технологий, построение высокой индустрии знаний, преобразование жизненной среды человека и другие процессы имеют своим источником развитие научного знания. Современная наука строится на позициях, которые были выражены еще Декартом. Это онтологические, методологические и социальные принципы. В онтологии говорится, что: 1) природа стабильна и универсальна, человеческий разум действует с помощью таких же устойчивых и идеализированных категорий мышления; 2) материя отличается от сознания, являющегося началом традиционной рациональной деятельности; 3) сознание находится в своем внутреннем мире каждого индивидуального тела. К методическим принципам науки относятся следующие: 1) предметом науки является «общее». Науки об индивидуальном не существует; 2) открытые законы значимы всегда и для всех; 3) любая наука должна стремиться к математическому выражению данных законов; К социологическим принципам относятся: 1) наука направлена на поиски истины с помощью собственной цели и ценности; 2) в ней преобладают рациональные принципы и аргументы; 3) субъект познания призван контролировать и подчинять себе ход ее процессов. Существует также огромная сфера ненаучного знания – эзотеризм. Данную сферу знаний используют оккультные науки, мистицизм. Эзотеризм основывается на опыте поколений. Данный опыт действует на уровне подсознания, традиций. Развитие любой науки начинается с накопления фактов, на основе которых выявляется обобщение и выдвижение гипотез для их объяснения. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|