1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН: ОТРАСЛЬ ПРАВА, НАУКА, УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Конституционное право как отрасль права– система внутренне согласованных юридических норм (правил особого рода, обеспечиваемых государственным принуждением), которые содержатся в различных правовых актах – конституциях, законах, декретах президента – и регулируют определенную группу общественных отношений (прежде всего основы устройства общества и государства, правового положения личности).

Конституционное право как особая отрасль права в зарубежных странах регулирует основы связей в отношениях: личность – коллектив – государство – общество.

Нормы конституционного права – общеобязательные правила, установленные нормативными правовыми актами – законами, указами и др. (либо путем судебного прецедента, конституционного обычая).

В конституционном праве доминируют отношения субординации (подчинения), отношения же координации (согласования) применяются реже.

Конституционное право как наука – совокупность различных теорий, учений, взглядов, гипотез по вопросам конституционного права, изложенных в книгах, статьях, научных докладах.

Вклад в науку внесли:

1) Платон, Аристотель и другие (Греция), Цицерон, Гай и др. (Древний Рим);

2) Г. Гроций, Ш. Л. Монтескье, Дж. Локк и др. (Декларация независимости США 1787 г. и др.);

3) У. Беджгот (Великобритания), Ж. П. Эсмен (Франция) – в XIX в.;

4) Ф. Ардан (Франция), Ф. Снайдер (Канада) и др. – в настоящее время.

Основные направления и школы в современной науке конституционного права:

1) радикалистское направление – конституционное право рассмотрено с позиций классовой борьбы и нередко – с позиций диктатуры определенного класса или блока классов;

2) либеральное направление – конституционное право – выражение социального контракта между различными группами населения, правящими и управляемыми;

3) юридическая школа (до 20-х гг. XX в.) – изучение государства, его органов, прав человека;

4) политологическая школа (середина XX в.) – изучение не столько норм конституционного права, сколько реальной роли институтов государственности, политических институтов;

5) теологическая школа – исследования мусульманских юристов, труды пронизаны идеями халифата – справедливого правления;

6) марксистская школа – представлена с позиций классовой борьбы и нередко – с позиций диктатуры определенного класса или блока классов.

Конституционное право как учебная дисциплина – предмет преподавания в высшей школе.

В высших юридических учебных заведениях изучаются лишь основы действующего конституционного права зарубежных стран и основы науки о нем, причем речь идет далеко не обо всех существующих государствах, даже в порядке упоминаний.

Курс конституционного права зарубежных стран состоит из Общей и Особенной частей. В первой, Общей, части изучаются основные институты конституционного права в зарубежных странах в обобщенном и сравнительном плане, во второй, Особенной – основы конституционного права отдельных стран: крупных государств мира, представителей различных правовых систем, некоторых соседей России (стран СНГ).







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх