|
||||
|
1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН: ОТРАСЛЬ ПРАВА, НАУКА, УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА Конституционное право как отрасль права– система внутренне согласованных юридических норм (правил особого рода, обеспечиваемых государственным принуждением), которые содержатся в различных правовых актах – конституциях, законах, декретах президента – и регулируют определенную группу общественных отношений (прежде всего основы устройства общества и государства, правового положения личности). Конституционное право как особая отрасль права в зарубежных странах регулирует основы связей в отношениях: личность – коллектив – государство – общество. Нормы конституционного права – общеобязательные правила, установленные нормативными правовыми актами – законами, указами и др. (либо путем судебного прецедента, конституционного обычая). В конституционном праве доминируют отношения субординации (подчинения), отношения же координации (согласования) применяются реже. Конституционное право как наука – совокупность различных теорий, учений, взглядов, гипотез по вопросам конституционного права, изложенных в книгах, статьях, научных докладах. Вклад в науку внесли: 1) Платон, Аристотель и другие (Греция), Цицерон, Гай и др. (Древний Рим); 2) Г. Гроций, Ш. Л. Монтескье, Дж. Локк и др. (Декларация независимости США 1787 г. и др.); 3) У. Беджгот (Великобритания), Ж. П. Эсмен (Франция) – в XIX в.; 4) Ф. Ардан (Франция), Ф. Снайдер (Канада) и др. – в настоящее время. Основные направления и школы в современной науке конституционного права: 1) радикалистское направление – конституционное право рассмотрено с позиций классовой борьбы и нередко – с позиций диктатуры определенного класса или блока классов; 2) либеральное направление – конституционное право – выражение социального контракта между различными группами населения, правящими и управляемыми; 3) юридическая школа (до 20-х гг. XX в.) – изучение государства, его органов, прав человека; 4) политологическая школа (середина XX в.) – изучение не столько норм конституционного права, сколько реальной роли институтов государственности, политических институтов; 5) теологическая школа – исследования мусульманских юристов, труды пронизаны идеями халифата – справедливого правления; 6) марксистская школа – представлена с позиций классовой борьбы и нередко – с позиций диктатуры определенного класса или блока классов. Конституционное право как учебная дисциплина – предмет преподавания в высшей школе. В высших юридических учебных заведениях изучаются лишь основы действующего конституционного права зарубежных стран и основы науки о нем, причем речь идет далеко не обо всех существующих государствах, даже в порядке упоминаний. Курс конституционного права зарубежных стран состоит из Общей и Особенной частей. В первой, Общей, части изучаются основные институты конституционного права в зарубежных странах в обобщенном и сравнительном плане, во второй, Особенной – основы конституционного права отдельных стран: крупных государств мира, представителей различных правовых систем, некоторых соседей России (стран СНГ). |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|