|
||||
|
Глава 6. Дизайн интерьера кабинета Во время ремонта, обустройства кабинета прежде всего все работы планируют в зависимости от будущего интерьера и планировки. Для того чтобы кабинет был уютным и комфортным, необходимо учитывать многие параметры, в том числе возможности семейного бюджета, вкусы. Учитывая все это, каждый cможет использовать свои возможности и фантазию для создания хорошей обстановки. Интерьер должен полностью отвечать интересам хозяина. Так, например, если этот человек ведет активный образ жизни, то и обстановка дома тоже будет построена по динамическому принципу. Спокойный ритм жизни обитателей диктует более спокойную обстановку: преобладание пастельных тонов, рассеянный приглушенный свет, сдержанность меблировки. При обустройстве кабинета можно придерживаться тех же правил создания интерьера (хотя и здесь строгих правил нет). Поскольку кабинет является местом, где человек занимается умственной работой, требующей внимания и благоприятных условий для этого, прежде всего необходимо позаботиться об освещении комнаты, сочетании цветов интерьера. Благодаря этому можно добиться уютной обстановки в кабинете. Выбор помещения и зоны кабинета Для того чтобы правильно разделить комнаты на функциональные зоны, очень важно знать несколько правил. Первое из них заключается в расположении зон, другое касается правильного распределения освещения, третье – цветового решения. Но это еще не все. Без этих и многих других элементов невозможно создать хорошую атмосферу. При планировании кабинета необходимо исходить из его расположения по отношению к сторонам света. Следует учитывать, куда обращены окна кабинета. Так, например, если комната обращена на запад, то с наступлением сумерек можно будет долго не включать электрический свет и смотреть на заходящее солнце. Если говорить о зонировании кабинета, то необходимо выделить несколько функциональных зон: для письменной работы, чтения, отдыха. Способы зонирования Как же следует проводить зонирование кабинета? Разделить небольшую площадь данной комнаты можно, воспользовавшись одним из нескольких способов. Это достигается методом установки стационарных или передвижных перегородок, с помощью занавеса, а также с помощью различных отделочных материалов, освещения, изменения высоты потолка или уровня пола. Следует рассмотреть подробнее каждый метод зонирования жилого помещения. Стационарные или передвижные перегородки Стационарные или передвижные перегородки могут быть глухими (полностью закрывающими выделенную зону) и неполными (частично закрывающими выделенную зону). Передвижные перегородки удобны тем, что их можно убрать и тем самым перепланировать жилое помещение, обновить его. Передвижные и стационарные перегородки можно установить в любом месте комнаты. Однако нельзя забывать о том, что они – часть интерьера и не должны нарушать общего стиля. Самым популярным видом передвижных перегородок являются ширмы. Они могут быть выполнены из обыкновенного дерева, а могут быть украшены различными инкрустациями, рисунками, орнаментами. Иногда используют стеклянные ширмы из однотонного или разноцветного стекла. Они красивы и при попадании на них солнечного или электрического света придают зоне и всей комнате в целом загадочный колорит. Глухие перегородки могут быть прозрачными или непрозрачными. С их помощью можно перекрывать помещения в так называемых угловых квартирах и в однокомнатных квартирах с большим количеством окон. Это связано с тем, что перекрытое помещение окажется темным и в нем будет необходимо использовать только искусственное освещение. Глухие перегородки могут быть высокими и длинными, то есть перекрывать комнату от стены до стены и от пола до потолка, а могут быть низкими и короткими. С помощью глухих перегородок можно создать рабочий кабинет при условии, что работать в нем придется только при искусственном освещении. Неполные перегородки, как правило, отличаются небольшой высотой. Они являются более удобными, так как закрывают помещение только наполовину и оставляют доступ для солнечного света. Неполные перегородки могут быть не только низкими, но и короткими: они перекрывают помещение только с одной стороны, а другую оставляют незагороженной. Глухие и неполные перегородки могут быть непрозрачными или прозрачными. Непрозрачные перегородки делаются из деревоплиты или специальной непрозрачной ширмы. Они не пропускают свет и создают впечатление изолированного помещения. Прозрачные перегородки служат для зрительного зонирования комнаты. Они могут быть стеклянными, решетчатыми (деревянными) и др. Эти перегородки пропускают много света, они удобны, и зачастую отгороженная зона не требует в дневное время дополнительного освещения. Занавес Иногда в комнатах для выделения функциональных зон применяют занавес. Следует отметить, что перегородки из занавеса могут закрывать комнату полностью или только наполовину. Кроме того, они могут быть стационарными и неподвижными, а могут раздвигаться или подниматься. Зонирование с помощью различных отделочных материалов Этот вид деления комнаты на зоны заключается в различном оформлении отдельных зон комнаты (в частности, кабинета). Его можно выполнить с помощью разноцветных обоев (для этой цели иногда применяют фотообои), ковров, напольных покрытий и т. д. Зонирование помещения с помощью различного освещения Зонирование кабинета с помощью освещения может зависеть от характера направления света и от применения разноцветных светильников. Поток света может направляться прямо и диагонально. Различное направление светового потока создает ощущение возникновения нескольких функциональных зон. Комнату можно разделить и с помощью различных светильников. Так, в месте для отдыха и чтения можно установить цветной декоративный светильник, а остальное пространство кабинета освещать с помощью общего (центрального) освещения. Зонирование с помощью изменения уровня потолка или пола Чтобы выделить какую-либо функциональную зону, можно использовать метод изменения уровня потолка или пола. В зависимости от того, какую функциональную зону необходимо выделить, половое покрытие можно приподнять или опустить. Так, в маленькой двухкомнатной или однокомнатной квартире кабинет можно отгородить не только с помощью ширмы, но и путем поднятия пола на 10–15 см. Этот метод можно сочетать с применением раздвижных занавесок. Приподнять пол можно и в том случае, если нужно выделить то или иное место в интерьере: например, пианино или крупногабаритные декоративные растительные композиции из живых и искусственных цветов. Таким образом, правильное зонирование комнаты придает ей не только уют, но и удобство, а также создает ощущение психологического комфорта. Цвет в интерьере Цветовая гамма обстановки каждой комнаты (в том числе и кабинета) напрямую зависит от характера и вкуса жильцов. Цвет является одной из главных ее составляющих. Он может влиять на психологический микроклимат, на состояние каждого человека, воздействовать на условные и безусловные рефлексы. Кроме того, с его помощью можно зрительно увеличить или уменьшить размеры квартиры. Необходимо помнить, что вся цветовая гамма делится на теплые и холодные цвета. К теплым относятся красный, оранжевый и желтый, а также их многочисленные оттенки. При их комбинации образуются малиновый, коричневый, терракотовый и многие другие оттенки. Они ассоциируются с солнцем, огнем и теплом. Холодными цветами считаются синий, голубой, зеленый и сине-зеленый. Они образуют такие цвета, как индиго, морской волны, фиолетовый, бирюзовый и др. Когда смотрят на них, в памяти возникают холод, лед, снег, вода, небо и т. д. Однако на практике теплые и холодные цвета могут очень часто сочетаться. Например, на зеленых обоях может быть коричневый или желтый рисунок, на красных – серебристо-серый и т. д. Особое значение для интерьера любой комнаты имеют фотообои, на которых так же, как и в природе, одновременно могут сочетаться и теплые, и холодные тона. Актуально будет украсить такими обоями и кабинет, что позволит создать благоприятный климат для работы. При выборе основного цвета кабинета (любой комнаты квартиры) необходимо учитывать расположение квартиры (и кабинета) по отношению к сторонам света. Если окна выходят на южную сторону, и комната или даже вся квартира в течение целого дня освещается солнцем, то для ее убранства подходят как холодные, так и теплые цвета. Например, в комнате, в которой мало солнечного света, которая в течение дня остается в тени, следует применять больше теплых цветов. Они не только создадут ощущение тепла и гармонии, но и сделают комнату более светлой. Зачастую бывает так, что квартиры, расположенные на нижних этажах, из-за разросшихся деревьев и небольшого доступа солнечного света остаются темными. Чтобы избежа-ть этого, их следует оформлять в более светлых и нежных тонах. Как уже отмечалось выше, цвет может зрительно изменить объем кабинета, то есть увеличить или уменьшить его. Это связано с физиологическим устройством человече-ского глаза. В зависимости от степени психологического воздействия на человека с точки зрения ощущения расстояния, все цвета делятся на отступающие (холодные цвета) и выступающие (теплые цвета). Отступающие цвета имеют способность увеличивать комнату, а выступающие – уменьшать. Внутри каждой группы (теплых или холодных оттенков) все цвета подразделяются по степени близости или отдаленности их психологического восприятия. Так, многие цвета соз-дают у человека впечатление близости, приближения, удаления и т. д. Например, если в убранстве комнаты будут преобладать теплые цвета, то помещение будет казаться меньше. Эту особенность цвета можно использовать при дизайне непропорционально больших комнат, высоких потолков и т. д. Если комната маленькая, то ее рекомендуется окрашивать в зеленый, голубой, синий, фиолетовый и другие холодные тона. Влияние каждого цвета на его психологическое восприя-тие человеком с точки зрения степени близости (удаления) и зрительного увеличения (уменьшения) масштабов комнаты, предназначенной для кабинета, различно. Белый цвет создает ощущение близости и увеличения в объеме. Черный цвет создает ощущение отдаленности и уменьшения в объеме. Серый цвет создает ощущение отдаленности. С точки зрения изменения масштабов помещения он нейтрален, то есть не уменьшает, но и не увеличивает объем. Зеленый цвет является нейтральным во всех отношениях. Синий цвет создает ощущение отдаленности и уменьшения в объеме. Голубой цвет вызывает ощущение удаленности и легкости формы. Красный цвет подчеркивает ощущение большой близо-сти и увеличения в объеме. Оранжевый цвет создает впечатление близости и увеличения в объеме. Коричневый цвет зрительно приближает. С точки зрения изменения масштабов является нейтральным. Фиолетовый цвет создает ощущение отдаленности и уменьшения в объеме. Желтый цвет приближает и немного увеличивает в объеме. Розовый цвет создает ощущение приближения. С точки зрения изменения масштабов может слегка уменьшать или увеличивать объем. Чтобы кабинет выглядел комфортно, нужно также уметь правильно сочетать цвета. Существует несколько видов цветовых решений, которые можно рекомендовать при оформлении комнаты. Сочетание контрастных цветов Как правило, этот вид предусматривает совмещение в одной комнате как теплых, так и холодных тонов и оттенков, причем один из них можно принять за основной (более яркий), а другие – как дополнительные и сопутствующие ему. Чтобы кабинет выглядел нарядным и уютным, надо знать, какие цвета можно применять при дизайне интерьера комнаты. В противном случае он будет выглядеть крикливо и безвкусно и может стать причиной психологической или даже физической усталости. С красным цветом безупречно будут сочетаться зеленый или синий. Последний хорошо будет сочетаться также с оранжевым цветом. Желтый цвет можно сочетать со светло-фиолетовым или темно-фиолетовым цветами. Сочетание оттенков, близких по расположению в цветовом круге В том случае, если убранство комнаты состоит из оттенков одного и того же цвета, необходимо помнить, что более яркие и насыщенные цвета подходят к обстановке, а более светлые – к различным аксессуарам: коврам, покрывалам, накидкам и т. д. Потолок, стены и пол рекомендуется оформлять в более светлых тонах. Если же интерьер кабинета планируется выполнить в цветах, близких по расположению в цветовом круге, то при их сочетании допускается объединение светлых и нежных оттенков желтого, зеленого, коричневого и других цветов. Важно, чтобы они гармонировали друг с другом. Следует помнить, что именно это цветовое решение нужно применять при дизайне маленьких комнат. В этом случае особенно рекомендуется использовать цвета одного спектра. При сочетании в интерьере комнаты близких цветов и оттенков необходимо избегать перенасыщенности. Оптимальным вариантом будет выбор основного и 1–2 дополнительных цветов. Сочетание ахроматических оттенков Такие сочетания принято называть нейтральными. К ахроматическим цветам относятся черный, серый и белый. Контрастное сочетание черного и белого цветов придает комнате нежилой вид. Оно прежде всего подходит для офисов, именно поэтому и рекомендуется использовать (при желании) эти оттенки при обустройстве кабинета. Если же к черному и белому цветам добавить серый, серо-голубой или серебристо-серый, то в такой гамме можно оформить весь кабинет. При этом варианте дизайна рекомендуется приобретать обстановку черного цвета, а стены, полы, потолки и аксессуары можно оформить белым или серым цветами и оттенками. При выборе цветового решения интерьера нужно помнить, что многие цвета под воздействием света могут изменяться, а впоследствии даже выгорать (например, зеленый цвет). Так, при большом количестве света синий, голубой, фиолетовый и другие оттенки этого спектра способны темнеть, а зеленый, желтый, красный и оранжевый – светлеют. Кроме того, при ярком свете цвета могут менять свои оттенки. Например, ярко-фиолетовый цвет приобретает темно-красный, винный оттенок, красный становится более насыщенным, желтый – более светлым, а синий теряет яркость. Искусство освещения Чтобы в кабинете всегда было светло (от этого во многом зависит работоспособность), необходимо помнить следующее: – если позволяют размеры комнаты, стены ее нужно окрашивать только в светлые тона (это правило следует выполнять и при оклеивании комнаты обоями); – чтобы днем в комнате было больше света (особенно, если окна выходят на северную сторону), рекомендуется использовать тюлевые гардины белого цвета или нежных пастельных тонов (розового, светло-желтого, светло-зеленого и др.), так как они очень хорошо отражают солнечный свет; – чтобы создать в кабинете полноценное искусственное освещение, способствующее психологическому комфорту, необходимо уметь правильно использовать различные источники искусственного освещения: люстры, светильники, настольные лампы, бра и т. д.; – чтобы стекла хорошо пропускали солнечный свет, их необходимо содержать в чистоте. Проблема искусственного освещения очень значима при разработке убранства каждой комнаты, в том числе и кабинета. Она имеет не только эстетическое, но и психологическое значение. При дизайне освещения для кабинета необходимо помнить и о зрительном комфорте, который создает тот или иной источник света. Он заключается в создании наиболее благоприятной обстановки для отдыха, выполнения той или иной работы и т. д. Необходимо помнить, что свет, так же как и цвет, способен увеличивать или уменьшать размеры комнаты. Например, для того чтобы уменьшить размер комнаты, при разработке свето-цветового решения нужно отдать предпочтение теплым тонам. Если же комната небольшая, то для ее увеличения можно использовать люминесцентные лампы или обычные лампы накаливания с абажурами (плафонами) холодных оттенков. Эстетическая функция освещения состоит в совпадении подсветки с меблировкой комнаты, ее цветовым решением и другими элементами дизайна кабинета. Здесь следует знать, что световое оформление комнаты способно влиять на состоя-ние здоровья человека. Неправильное световое решение может вызывать головную боль, утомляемость, учащение пульса, ухудшение обмена веществ. Таким образом, свет может влиять не только на ощущение цвета, но также способствовать созданию рабочей обстановки, вместе с тем он может стать причиной болезненного состояния и психологической неудовлетворенности. Распределение света зависит от назначения каждой зоны кабинета. Освещение может быть центральным (как правило, это светильники, подвешенные к потолку) и местным. Каждый из этих видов освещения имеет свое назначение: центральное охватывает всю комнату, местное – места для работы или отдыха. Все источники освещения разделяются на лампы накаливания и люминесцентные лампы (лампы дневного света). Лампы накаливания могут различаться не только мощностью, но и цветом излучения, формой и т. д. Для центрального или местного освещения они могут использоваться в различных жилых помещениях, в том числе и в кабинете. Люминесцентные лампы имеют более ограниченное применение, нежели лампы накаливания. Они различаются по форме и своему целевому назначению и чаще всего применяются как для местного, так и для общего освещения. Кроме того, следует помнить о том, что люминесцентные лампы потребляют гораздо меньше энергии, чем лампы накаливания. Поэтому их использование является более экономичным. Виды осветительных приборов Освещение жилого помещения по целевому назначению разделяется на несколько видов: – ориентирующее; – рабочее; – декоративное. Ориентирующее освещение Этот вид предназначен для освещения всей площади кабинета. Используются лампы накаливания большей или меньшей мощности и люминесцентные лампы. Рабочее освещение Это вид освещения, предназначенный для выполнения той или иной деятельности. Как правило, в качестве рабочего применяется местное освещение. В тех местах, где планируется создание такого освещения (обычно над столами), в зависимости от характера работ можно применять лампы направленного освещения, чтобы поток света падал только на рабочее место. Декоративное освещение Этот вид освещения предназначен для того, чтобы с помощью подсветки и цвета светильника выделить в комнате (кабинете) какое-либо место в интерьере: угол, столик с красивой вазой, картину, тюль, портьеры и т. д. Иногда его называют экспозиционным. В качестве декоративного освещения используются различные настольные лампы с цветными абажурами, бра и другие светильники. Одной из главных составляющих оптимального светового решения является правильное распределение ярких участков света, а также интенсивность света в отдельной его части. Она заключается в сочетаемости степени освещенности и цветового решения предмета или участка комнаты. При разработке освещения в кабинете нужно помнить, что оно должно производиться по направлению от потолка к полу, а не наоборот. Это связано с психологическим восприятием уровней освещенности. В противном случае это вызывает зрительное неудобство и будет вызывать раздражение. Так, наиболее светлым участком комнаты должен быть потолок, который, как неоднократно отмечалось выше, следует красить (белить или оклеивать) материалами светлых тонов или белого цвета. Стены могут быть темнее, в соответствии с размерами комнаты и ее интерьером. Самым темным местом комнаты должен быть ее пол. Таким образом, большая или меньшая освещенность кабинета может зависеть не только от расположения и интенсивности источника света, но и от ее цветового решения, интерьера и других элементов дизайна. Другим немаловажным элементом при разработке светового решения жилого помещения является способность различных предметов отражать свет. Весь световой поток делится на прямой и отраженный свет. Прямой свет является результатом попадания светового луча на освещаемую поверхность. Отраженный свет – результат отражения светового луча от какой-либо поверхности. Необходимо помнить, что меньшей степенью светоотражения обладают шероховатые и неполированные предметы, а также ковры, паласы и т. д. Из всех предметов интерьера, пожалуй, только полированные изделия способны наиболее ярко отражать падающий на них свет. Поэтому они кажутся более светлыми, чем на самом деле. Кроме правильного распределения ярких участков и способности отражения света теми или иными предметами, большое значение в световом решении кабинета имеет различие между бледными и ярко выделяющимися участками света. Например, для того чтобы избежать зрительного и эмоционального переутомления, необходимо, чтобы в комнате было центральное освещение, а место работы дополнительно освещалось настольной лампой, свет которой падал бы непосредственно на книгу, рукопись и т. д. Кроме того, для абажура настольной лампы следует выбирать такие цвета, которые менее всего раздражают глаза. Среди них наиболее благоприятным является зеленый цвет, так как он полезен для глаз и не вызывает усталости. Еще одним немаловажным аспектом при разработке освещения кабинета является способность предметов отбрасывать тень в зависимости направления света. Необходимо отметить, что освещение бывает двух видов: прямое и отраженное. Прямое освещение, с его способностью к тенеобразованию, способствует выявлению четких граней поверхностей интерьера. Основным достоинством отраженного света считается создание приглушенного освещения, которое, как правило, не способно к тенеобразованию. Чтобы распределение световых и теневых участков было равномерным, рекомендуется использовать одновременно не более двух источников света. При этом один из них должен обеспечивать прямое, а другой – отраженное освещение. Кроме того, желательно, чтобы при дополнительном освещении (особенно при трех и более источниках света), световые лучи не пересекались. В противном случае такое освещение будет способствовать ощущению неестественности и вызывать раздражение. А теперь немного о светильниках, которым отводится важное место при дизайне интерьера и световом решении кабинета. Все светильники разделяются на несколько групп: – светильники общего освещения; – светильники местного освещения; – светильники комбинированного освещения. К светильникам общего освещения (рис. 27) относятся различные многоламповые люстры или одноламповые светильники, снабженные одним плафоном. Плафоны для светильников выпускают из различных материалов: хрусталя, прозрачного или матового стекла, термостойкой пластмассы и т. д. Их цель – равномерное рассеивание света по всему пространству комнаты. Рис. 27. Светильники общего освещения Форма светильников, как правило, зависит от характера рассеиваемого ими света. Следует помнить, что по характеру рассеиваемого света все светильники общего освещения делятся на 5 категорий: – светильники прямого света; – светильники преимущественно прямого света; – светильники равномерно рассеянного света; – светильники преимущественно отраженного света; – светильники отраженного света. Осветительные приборы местного освещения могут иметь самую разнообразную форму (рис. 28). Рис. 28. Светильники местного освещения Они выпускаются в виде настольных ламп, одноламповых или двуламповых настенных бра, торшеров и т. д. Их задача – рассеивание света в конкретной функциональной зоне: на рабочем столе, месте для чтения. Среди ламп для местного освещения большим спросом пользуются такие светильники, части которых могут передвигаться и изменять свое положение, в результате чего происходит изменение направления светового потока. Эти лампы очень удобны, так как в зависимости от настройки они могут давать как прямой, так и отраженный свет. Осветительные приборы комбинированного освещения (рис. 29) могут одновременно использоваться как для общего, так и для местного освещения. Они могут быть настольными и настенными и предполагают применение лампы накаливания высокой мощности и большого рассеивающего матово-белого или цветного абажура. Рис. 29. Светильник комбинированного освещения Так как они способны выполнять декоративную функцию, их зачастую делают из различных дорогих материалов. Как правило, эти светильники красивы, престижны. Их часто используют для оформления в кабинете интерьера зоны для отдыха. Как уже отмечалось выше, в отдельных случаях при разработке дизайна и светового решения кабинета большое внимание уделяется экспозиционному виду декоративного освещения комнаты. Для этого используют различные настенные или настольные комбинированные светильники. Кроме того, для подсветки отдельных участков комнаты существуют специальные низкие напольные светильники с изменяемым или стационарным направлением светового потока. В рабочем кабинете рекомендуется обеспечить также и какое-либо местное освещение (например, настольную лампу). Таким образом, правильное сочетание центрального (общего) и местного источников света, общих, местных и декоративных светильников может создать уют, психологический комфорт, а также подчеркнуть достоинства интерьера. Размещение картин, скульптур, ковров и других элементов Гармоничное сочетание формы и цвета мебели в общем колорите кабинета, удачное светоцветовое решение, тщательный подбор предметов и аксессуаров интерьера в едином стиле способствует созданию благоприятной обстановки для работы и психологического комфорта. Как же наилучшим образом расположить в кабинете предметы интерьера? Кабинет не следует чрезмерно украшать. Можно поставить здесь один букет живых цветов с ненавязчивым запахом, повесить одну картину, написанную в спокойных тонах. Будут уместны также оригинальные светильники, настенные часы. Как уже говорилось, светильники могут быть как настенными, так и настольными и даже напольными. Они должны не только освещать комнату, но и придавать ей особый колорит, по желанию делая ее нарядно-праздничной, строгой или таинственной. Картину лучше всего повесить на стену, а не ставить на предметы мебели. Она должна находиться в поле зрения всех присутствующих в комнате. Если для картины не находится места, где бы она хорошо смотрелась, то не стоит вешать ее где-нибудь сбоку или в глубокой нише – лучше не вешать совсем. Кроме того, ее габариты должны соответствовать размерам кабинета. Для нормального обзора картины необходимо иметь возможность встать от нее на определенном расстоянии. Чем больше размеры полотна, тем большее расстояние для обзора должно быть предусмотрено. Поэтому не следует большую картину вешать в маленькой комнате. Чтобы правильно подобрать размер графического или живописного полотна (оно не должно быть ни слишком большим, ни слишком маленьким), нужно правильно соотнести габариты картины со свободным участком стены и всем пространством комнаты. Колорит картины должен гармонировать с цветовой гаммой окружающих предметов мебели и кабинета в целом. Это касается и оформления самой картины, то есть ее рамы. Например, если мебель, предметы интерьера выдержаны в стиле с элементами барокко или классики, то и картина, включая раму, должна ему соответствовать. Вазы рекомендуется располагать на журнальном столике или декоративных полках, в нишах мебельной стенки. В них можно поставить живые цветы. Иногда вазы ставят на пол (крупные напольные вазы). Часто кабинет украшают различными сувенирами, статуэтками и др. Ими можно украсить полки мебели, секретер, горку и т. д. Следует помнить о том, что таких предметов не должно быть слишком много. Если полка большая, ее можно украсить с двух сторон одинаковыми предметами, например небольшими вазочками или комнатными растениями. Хорошим украшением кабинета могут стать красивые настенные или напольные часы. Напольные часы рекомендуется поставить у стены или в углу, повернув их к центру кабинета. Большой мягкий ковер будет уместен на полу, в центре кабинета. Не рекомендуется вешать ковер на стену, он будет смотреться громоздко и старомодно. Необходимо уделить внимание оформлению таких важных элементов интерьера кабинета, как окна и дверные проемы. Для этого используются горизонтальные, вертикальные жалюзи, шторы, гардины и др. Оформление окон и дверных проемов В прошлом занавеси использовались для защиты комнаты от сквозняков и любопытных взглядов. Однако постепенно шторы и гардины стали играть важную роль в создании интерьера. С их помощью легко подчеркнуть стиль оформления комнаты и при минимальных затратах преобразить ее. При выборе способа оформления окон необходимо учитывать стилистические особенности кабинета. Если интерьер решен в современном стогом стиле, то вместо штор вполне могут подойти и жалюзи. Их цвет (иногда комбинации цвета) рекомендуется подбирать в соответствии с цветом, рисунком обоев и мебели. Современный интерьер кабинета, стилизованный под старину, могут дополнить и украсить тяжелые шторы из дорогого материала, соответственно скроенные. Декорирование оконных и дверных проемов является завершающим этапом обустройства кабинета. Способы оформления различаются в зависимости от общего стиля интерьера, формы окон. Различают собственно занавески, шторы, гардины, портьеры, жалюзи. Для того чтобы помещение имело законченный вид, важно правильно подобрать их, руководствуясь размерами комнаты. От этого зависит покрой занавесок и выбор материала, необходимого для их изготовления. Для пошива этих изделий можно использовать как натуральные, так и синтетические ткани. Культурные традиции разных стран оказывали влияние на конструкцию штор и гардин, их рисунок и способы украшения. Зная эти особенности, можно оформить окна в определенном стиле: английском, французском, восточном и т. д. Так, в Англии для портьерных тканей часто используется рисунок в виде букетов цветов, в Шотландии – классическая клетка, во Франции – узор в виде геральдических лилий. Интерьеры в восточном стиле предполагают применение богато украшенных тканей со сложным рисунком, широкое распространение имеют различные виды драпировок. В настоящее время дизайнеры по интерьерам используют, наряду с классическими, современные способы декорирования окон. Особый эффект достигается за счет применения тканей, изготовленных по новым технологиям (травление, резиновая накатка, лазерная перфорация, вплетение металлизированных нитей и многое другое). Кроме того, в кабинетах иногда используют различные виды жалюзи, сочетая их с традиционными шторами, смело комбинируют ткани разной фактуры и расцветки. Сегодня практически в любом городе имеются специализированные салоны, сотрудники которых не только дадут советы по выбору ткани и конструкции штор, но и быстро изготовят их по заказу. Однако гораздо интереснее сшить занавеси самостоятельно. Прежде всего следует подобрать подходящую ткань. В кабинете, оформленном в классическом стиле, умест-ны шторы из дорогого материала, отличающегося оригинальной фактурой: бархата, парчи, муара. Их цвет должен сочетаться с обоями и обивкой мебели. Прекрасным дополнением являются ламбрекены, изготовленные из той же ткани. Можно также использовать шторы на подкладке или драпировку. Гардины из полупрозрачной ткани (тюля, шифона, крепдешина), дополненные шторами из плотного материала, могут защитить комнату от яркого солнечного света, если окна ориентированы на южную сторону. Гардины можно красиво задрапировать, украсить фестонами, воланами, декоративной тесьмой. Портьеры используют для оформления дверных проемов. Их можно шить из тех же тканей, что и шторы. Жалюзи чаще всего используются в офисах, однако в по-следнее время их применяют и для оформления домашних кабинетов. Они могут являться как самостоятельным способом оформления оконного проема, так и сочетаться со шторами, обеспечивая дополнительную защиту от солнца и пыли. Шторы и гардины не только украшают комнату, но и позволяют визуально изменить размер помещения, подчеркнуть архитектурные особенности или скрыть недостатки стен и оконных проемов. Окна современных домов могут иметь различную форму: прямоугольную, круглую, арочную, стрельчатую и т. д. В зависимости от этого можно использовать различные виды занавесей. Окна неправильной формы проще всего украсить драпировкой. Размер кабинета также имеет важное значение при выборе способа оформления окон. В комнате с высокими потолками можно использовать шторы и гардины со складками, ламбрекенами и другими декоративными элементами. В маленьком кабинете лучше повесить на окно легкие занавеси простого покроя, которые помогут зрительно расширить пространство. При выборе материала для занавесок рекомендуется обратить внимание на освещенность комнаты. Для окон, выходящих на южную или западную сторону, подойдут плотные ткани и многослойные занавеси. Для темного кабинета следует использовать шторы из полупрозрачных тканей светлых тонов. Для подвешивания занавесей необходимы карнизы. Они прикрепляются к стене над окном, к потолку или боковым стенам. Для того чтобы зрительно увеличить высоту комнаты, рекомендуется расположить карниз как можно ближе к потолку. Длина карниза может соответствовать ширине окна или выступать за его пределы, доходя до боковых стен. Последний вариант можно посоветовать в том случае, если необходимо зрительно расширить помещение. В настоящее время в продаже имеется широкий ассортимент карнизов различных стилей и размеров, поэтому можно без труда выбрать подходящий. Шторы и гардины можно приобрести в специализированных салонах, где их шьют, учитывая все требования заказчика. Однако при наличии некоторых навыков нетрудно сшить занавеси самостоятельно. Занавеси могут быть разного покроя, например закрывающие только верхнюю часть окна или занавеси с круглой выемкой, прямоугольные занавеси. Края деталей обрабатывают подрубочным швом, боковые часто украшают фестонами, вышитыми гладьевым валиком. Полотнища занавесей декорируют вышивкой в технике глади или рококо (используется цветочный орнамент). Шторы могут быть раздвижными или подъемными. Раздвижные шторы шьют, как правило, из плотных тканей различной фактуры и расцветки. Их ширина должна быть в 1, 5–2 раза больше ширины карниза, а длина доходить до пола. Для того чтобы они выглядели красиво, полотнища драпируют складками различной формы или присбаривают. Рекомендуется сшить два комплекта штор – летние и зимние, используя ткани разной плотности и расцветки. Летние занавеси должны пропускать свежий воздух, поэтому для них подойдет материал, изготовленный из натуральных волокон. Зимние шторы, помимо декоративных качеств, часто выполняют защитную функцию, препятствуя проникновению холодного воздуха. Ткань для них должна быть теплых оттенков – это создаст ощущение уюта в комнате. Шторы к карнизам можно прикрепить несколькими способами. Самый распространенный – с помощью нашитой с изнаночной стороны специальной ленты с готовыми петлями. Они позволяют легко сдвигать и раздвигать занавеси, а при необходимости их очень просто снять с крючков карниза. Такой способ подходит практически для любых штор и гардин независимо от плотности и расцветки ткани, из которой они сшиты. Однако крепеж может не только выполнять свою утилитарную функцию, но и служить украшением занавесей. При этом используются различные дополнительные материалы: контрастные ткани, тесьма, шнур. Они придают занавесям современный вид и оригинальность. Следует отметить, что такие способы крепления больше подойдут для летних штор и легких занавесей, чем для изделий классического покроя. Зимние шторы рекомендуется шить на подкладке. Она может выполнять несколько функций одновременно: предохранять основную ткань от выгорания и преждевременного износа, придавать шторам дополнительный объем, а также служить своеобразной отделкой. Подкладочная ткань должна гармонировать с основной, совпадая с ней по тону. Это особенно важно, если основная ткань не слишком плотная, подкладка станет просвечивать сквозь нее. Кроме того, подкладочная ткань должна быть достаточно плотной, чтобы шторы лучше держали форму. Свои преимущества имеются у штор с контрастной подкладкой – двусторонних штор. Их можно вешать, обратив любой стороной внутрь кабинета, важно только, чтобы обе поверхности по своему цвету и рисунку гармонировали с обстановкой комнаты. Многослойные шторы могут состоять из нескольких отдельных полотнищ, закрепленных на одном карнизе. Сшить их гораздо проще, чем шторы на подкладке. Слои можно менять местами или добавлять новые; таким образом, без лишних затрат занавеси будут выглядеть каждый раз по-новому. Подъемные шторы позволяют украсить оконный проем, существенно сократив при этом расход ткани. Они могут выполнять как декоративную, так и защитную функции, использоваться в сочетании с классическими портьерами и ламбрекенами. Существуют следующие разновидности подъемных штор: французские, римские и рулонные. Для их изготовления можно использовать ткани из натуральных или синтетических волокон различной расцветки. Французские шторы, или маркизы, собирают крупными волнообразными складками. Чаще всего их применяют для оформления окон большого размера (раньше ими украшали концертные залы, рестораны, кинотеатры). Они хорошо сочетаются с классическим интерьером, придают помещению торжественный вид и подходят для оформления окон нетрадиционной формы, например арочных. Французские шторы шьют из тонкой полупрозрачной шелковой ткани. Обычно используют материал белого цвета, однако подойдут также бежевый, светло-голубой, светло-розовый и другие неяркие оттенки. Французские шторы достаточно декоративны сами по себе, но при желании можно дополнить их ламбрекеном или раздвижными шторами из плотной ткани длиной до пола. Римские шторы похожи на французские. Они представляют собой прямоугольное полотнище, собирающееся ровными горизонтальными складками, напоминающими гармошку. Такие шторы обычно шьют из более плотной ткани, но можно использовать также вуаль, тюль, органзу. Допускается использование материи с рисунком. Подъем штор может производиться вручную с помощью шнуров или механизма с электроприводом и дистанционным управлением. Римские шторы уместны практически в любом интерьере – от классического до современного. Ими можно закрыть нестандартные окна или дверные проемы, украсить выход на веранду или балкон. Рулонные шторы позволяют одновременно практично и функционально оформить оконный проем. Они изготавливаются из любой плотной ткани: льна, натурального или искусственного шелка, дамаста и т. д. Для дополнительной защиты помещения от солнца рекомендуется использовать материалы, обладающие светоотражающими свойствами. Их можно дополнить гардинами из тюля или других полупрозрачных тканей, подходящих по цвету. Рулонные шторы можно заказать в специализированных салонах, где предлагается широкий выбор тканей и механизмов управления (пружинных, цепных или кассетного типа). Гардинами называются занавеси из прозрачной или полупрозрачной ткани. Для их пошива чаще всего используют тюль, сетку, кружево, тонкие ткани светлых тонов с рисунком или без него, с широкой каймой по нижнему краю. В дневное время гардины, в отличие от штор, обычно не раздвигают. Они способны рассеивать солнечный свет, делая освещение более мягким, придавать комнате уютный вид в любое время суток. Ткань для гардин должна хорошо драпироваться и сочетаться по цвету со шторами и обоями. По рекомендациям специалистов следует использовать материю, слегка отличающуюся по цвету от стен. В настоящее время в магазинах представлен широкий ассортимент гардинных тканей высокого качества. Сшитые из них занавеси легко стираются, не выгорают на солнце и при надлежащем уходе могут прослужить много лет. Портьеры – занавеси из тяжелой материи, предназначенные для оформления дверных проемов. Они используются как в декоративных целях, так и для изоляции кабинета от соседних помещений, защиты от света и сквозняков. Портьеры могут состоять из одного или двух вертикальных полотнищ, которые по желанию дополняются ламбрекеном. Обычно для изготовления портьер используют плотные тяжелые ткани: бархат, вельвет, тик. Их фактура и рисунок должны гармонировать со шторами и гардинами, которыми оформлены окна в той же комнате, с цветом стен и мебели. Портьеры можно сшить на подкладке, которая придаст им дополнительный объем и защитит основную ткань от прежде-временного износа. Ламбрекеном называется горизонтальная драпировка, украшающая верхнюю часть оконного или дверного проема. Обычно длина ламбрекена составляет 1/5 высоты окна. Ламбрекены используют для различных целей: украшения штор и придания им завершенного вида, маскировки верхнего края жалюзи или деталей крепления занавесей. Они могут быть мягкими (свободно драпирующимися) или жесткими (с основой правильной геометрической формы). Для их изготовления используют те же ткани, что и для пошива штор, отделывая края бахромой, тесьмой, тканью контрастного цвета, оборками и воланами. Драпировки представляют собой альтернативу традиционным шторам и гардинам в оформлении кабинета. Окно в данном случае украшают одним или несколькими полотнищами ткани, собирая их красивыми складками. Для драпировок можно использовать различные ткани: муслин, шелк, вуаль, органди. Особенно эффектно смотрятся муар или тафта, переливающиеся на солнце. В зависимости от выбранного материала окно можно оформить в богатом восточном или сдержанном современном стиле. Классическая драпировка представляет собой длинный отрез ткани, перекинутый через карниз и свободно ниспадающий по обе стороны оконного проема. Она подходит для комнат, оформленных в классическом стиле, и хорошо сочетается со стилизованными под старину коваными карнизами с декоративными наконечниками. Жалюзи – светозащитные устройства, состоящие из горизонтальных или вертикальных пластин. Они выполняют традиционную функцию защиты от солнца и посторонних взглядов, при этом не препятствуя циркуляции воздуха. В зависимости от конструкции жалюзи подразделяются на ламельные, рулонные и плиссированные. Ламельные жалюзи, в свою очередь, могут быть горизонтальными или вертикальными. Они состоят из металлических, пластиковых или деревянных пластин (ламелей), нанизанных на основу. Поворачивая ручку, можно менять наклон пластин, регулируя уровень освещения. Горизонтальные жалюзи изготавливаются из дерева, пластика, алюминия. Они чаще всего применяются для декорирования окон офисных помещений, хотя благодаря современным материалам и широкой цветовой гамме с успехом могут использоваться в квартире и, в частности, в кабинете. Горизонтальными жалюзи рекомендуется оборудовать окна, выходящие на южную сторону, и маскировать при желании тонкими гардинами, раздвижными шторами или ламбрекеном. Они хорошо подходят для оконных проемов небольшого размера. Вертикальные жалюзи, в отличие от горизонтальных, больше подходят для кабинета. Для их изготовления, наряду с пластиком, используются ткани, которые могут быть различных цветов, плотности и фактуры. Это позволяет подобрать жалюзи, гармонирующие с обоями и обстановкой комнаты. В последнее время в моду вошли мультифактурные жалюзи, элементы которых изготавливаются из нескольких материалов (наиболее часто встречается комбинация ткани и пластика). Они могут иметь различную форму, имитировать гардины и ламбрекены. Вертикальные жалюзи могут великолепно выглядеть и успешно заменяют традиционные занавеси. Поворот ламелей регулируется так же, как и у горизонтальных жалюзи, а сдвигание полотен производится от одного края к противоположному или от центра к краям. Рулонные жалюзи изготавливают из соломки и тонких деревянных реек. Обычно их размещают в проеме окна и сочетают с занавесями из легкой ткани. Необходимо использовать современные материалы и средства обстановки, грамотно осуществляя выбор и расстановку мебели, бытовых приборов для создания уюта, гармонии и психологического равновесия. Все это поможет создать интерьер, соответствующий не только требованиям хорошего вкуса, но и отражающий индивидуальность обитателей дома. Не последнюю роль здесь играет фантазия хозяев. Стили интерьера Цивилизация породила множество стилей, элементы которых и по сей день используются в убранстве квартир. Именно их наличие может полностью изменить интерьер комнат, а также стиль жизни и иерархию ценностей их обитателей. Порой только один предмет мебели – покрывало на диване, стилизованный светильник или небольшая статуэтка в углу, но на видном месте, перенесет человека в совершенно другой мир, в иную эпоху. Поэтому при обустройстве кабинета очень важно тщательно продумать каждую деталь интерьера, от чего напрямую зависит работоспособность. Стиль Древнего Египта Спокойная симметрия интерьера, характерная для Древнего Египта, и сейчас продолжает интересовать многих стилистов. Это по праву первый из грандиозных стилей мировой культуры, который складывался на протяжении многих веков. В итоге из разнообразных деталей родилась самобытная си-стема, которая основывалась на фризообразном построении сцен в росписях, сочетании элементов фигур, изображенных на плоскости в фас и профиль, разномасштабности в изображении людей, как великих и богоподобных фараонов, так и простых смертных. Для того чтобы передать стиль этой эпохи, достаточно лишь сделать несколько штрихов на наличниках дверных проемов, имитировав древнеегипетские иероглифы, поставить на столик небольшую фигурку кошки или черной собаки, симметрично расставить мебель, а на пол постелить добротную циновку. Только для украшения можно выбрать очень красивый, хорошей выделки коврик. А можно застелить обычным паласом, но при этом обязательно необходимо уделить внимание цвету, который полностью должен напоминать циновку. Стиль Древней Эллады Эллинская культура до сих пор вдохновляет дизайнеров на великие подвиги. Это не только возвращение к истокам истории человечества, где на первом месте стояла природа, это и возвращение к мировой гармонии. Зародившись в VIII в. до н. э. и просуществовав до I в. н. э., культура Древней Эллады явилась основой для возникновения всей европейской цивилизации. Особая гармоничность во всех сферах культуры и их целостность отличает ее от всех остальных. Чтобы как-то стилизовать интерьер кабинета под древнегреческую эпоху, можно украсить его различными статуэтками, амфорами, колоннами или постаментами в виде колонн. Прежде всего стилизация касается цветового решения комнаты, которое должно максимально соответствовать краскам природы. Кроме того, убранство комнаты всегда должно передавать особый стиль мышления. Здесь и поэтика, и цифровой расчет, которые всегда одинаково использовались в строительстве домов, росписи ваз, скульптуре, живописи и зодчестве. Постоянно возникающие изменения заданной нормы, как и сама норма, были направлены только на гармоническое соединение появляющихся новшеств. Ножки стульев, столиков и кресел всегда были изогнутыми и представляли собой ордера колонн, которые крепились к основанию ножек. Зачастую такие украшения использовались в качестве подлокотников для кресел. Поэтому некоторые элементы этого стиля можно использовать и в дизайне кабинета. Стиль эпохи Возрождения Во главе угла стоит не только простота, но и экономия материала. Весь быт этой эпохи строился на основе удобства: минимум ненужных вещей, максимум свободного места, которое скрашивается различными мелочами. Среди таких мелочей можно назвать разнообразные подсвечники, статуэтки, ободки для небольших зеркал, которые представляют собой скульптуры и сюжетные композиции на античную тему. Из всех стилей интерьера это, пожалуй, самый простой и не требующий больших затрат на его воссоздание в кабинете. Здесь потребуется всего несколько штрихов: сводчатый потолок, орнамент на стенах, особая мебель. Стиль барокко Барокко характеризуется разным оформлением интерьера комнат. Для каждой из них специально подбирается мебель, каждая из них выполняет определенную функцию. При этом в интерьере кабинета обязательно должны присутствовать письменный стол, шкафы для книг и бюро. Иногда такой интерьер украшается большим глобусом или развешенными на стенах картами. Стиль барокко требует большого пространства, использования массивных предметов мебели и украшений. При небольших размерах комнаты можно использовать минимум деталей данного стиля. Здесь необходимо продумать цветовое решение комнаты, разграничить ее на верхний и нижний уровни, сделать в стенах небольшие ниши и разместить статуэтки. Стиль рококо Для того чтобы стилизовать интерьер кабинета и хоть как-то создать в нем атмосферу того давнего времени, можно воспользоваться несколькими деталями. Если полностью передать интерьер рококо, то он может не вписаться в небольшую площадь комнаты. При этом лучше всего выбирать мелкий рисунок на бледном голубоватом или сиреневатом фоне. Для стилизации кабинета потребуется больше деталей. Это и изысканная обивка мебели, и подобранные в тон занавеси, роскошно спадающие на пол, многочисленные вазы (от больших напольных до миниатюрных) с вылепленными цветами или нарисованной сюжетной композицией на тему загородных развлечений. Также комнату можно украсить лепниной с тонким слоем бронзовой или золотой краски. Здесь очень важным моментом является умеренность использования отдельных деталей данного стиля применительно к интерьеру кабинета. Современный интерьер На протяжении всего XX в. развивалось самобытное искусство украшения интерьера, которое периодически то отвергало старые принципы, то опять к ним возвращалось. Современное обустройство дома имеет столько разновидностей, сколько есть на Земле людей. Это объясняется прежде всего тем, что интерьер каждый создает сам, по своему желанию, ориентируясь только на собственный вкус. Смешение стилей, разнообразие красок (от самых ярких и контрастных сочетаний до пастельных переливающихся тонов), взаимодействие прямых и кривых линий, которые делают мебель удобной, а интерьер более красивым, – все направлено на служение человеку. Кроме того, предпочтение здесь всегда отдается синтетическим материалам, которыми богат уходящий век. Это полиэтилен, пенопласт, поплен, пластик, оргстекло и многие другие. Что касается обстановки современной квартиры, в том числе и кабинета, то в основном предпочтение отдается мягкой мебели разных стилей и с разной фактурой обивки. Но все больше используется мебель с наличием металлических конструкций, вставок из пластмассы и разнообразных синтетиче-ских материалов. Из всех стилей интерьера современный стиль остается наиболее доступным. Он не только позволяет сэкономить средства, но и сделает интерьер всегда соответствующим послед-ней моде. При этом не придется ездить по всем магазинам в поисках какой-то одной безделушки. Этот стиль строится на сочетании множества разноплановых вещей. И чем их больше, чем они разнообразнее, тем больший эффект при этом достигается. Кроме того, поменяв местами отдельные вещи, можно без труда создать совершенно другую обстановку. Оформление интерьера кабинета с помощью композиций из цветов Цветы – важный атрибут жилого помещения. С их помощью можно сочетать различные элементы дизайна; кроме того, они способны создавать состояние психологического комфорта. Расположение и сочетаемость растений зачастую говорят о характере и вкусах хозяев квартиры. С их помощью можно выразить настроение, различные образы, а также отношение людей друг к другу. Наконец, помимо того, что цветы великолепно оживляют интерьер жилища, они также способны улучшать кислородный баланс в квартире, поглощать вредные вещества. При решении вопроса о том, как и каким образом расположить цветы в кабинете, следует учитывать некоторые правила. 1. Комнатные растения и композиции из них должны сочетаться с интерьером и составлять с ним единое целое. 2. При планировании интерьера необходимо заранее подумать о размерах букета, из каких цветов он будет составлен, в каких вазах он будет размещен и т. д. 3. Разрабатывая проект размещения комнатных растений, необходимо учитывать размеры комнаты. 4. Располагать цветы и композиции следует так, чтобы они способствовали эстетическому восприятию и психологическому комфорту. Какие же комнатные растения лучше всего использовать при оформлении кабинета? Следует знать, что все комнатные растения разделяются на несколько видов, а именно: суккулентные растения, лианы, эпифитные растения и ампельные растения. Суккулентные растения имеют толстые сочные стебли, в которых долгое время сохраняется большой запас влаги. К суккулентам относятся алоэ, кактусы, агавы и некоторые другие растения. Ассортимент комнатных растений Существует множество представителей комнатных растений, подходящих для украшения кабинета. В качестве крупного одиночного напольного растения (солитер) можно использовать пальму, монстеру, разные виды фикусов, цитрусовые и др. Чтобы композиция выглядела эстетично, красиво, ставят цветы в напольные вазы или кашпо. Не исключаются и совершенно оригинальные решения. Например, можно поставить на металлическую опору торшера любое пышное растение. Сочетание света и зелени придаст всей комнате непо-вторимую оригинальность. Все комнатные растения разделяются на светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые. Некоторые растения не выносят жары, поэтому зимой их следует располагать на подоконнике ближе к стеклу, подальше от батареи центрального отопления. При достаточном освещении и пространстве в кабинете можно отвести для цветов часть стены, предусмотрев прочные опоры, для выращивания такой мощной лианы, как тетрастигма. Она способна очень быстро покрыть всю отведенную ей поверхность крупными декоративными листьями, образуя сплошной настенный ковер. Своеобразие и оригинальность могут придать интерьеру композиции из суккулентных растений в широких декоративных вазонах. Большого вкуса и умения требует составление декоративной группы из горшечных растений с разной окраской листьев, различных размеров и с разными требованиями к произрастанию. Наиболее популярные красивоцветущие растения способны не просто украсить интерьер кабинета, но даже преобразить его (глоксиния, фиалка, фуксия, бегония, роза, гибискус, бальзамин и многие другие). Если опыта по выращиванию тропических комнатных растений недостаточно, следует обратиться к использованию наиболее неприхотливых представителей флоры. Это хлорофитум, алоэ, сингониум, циссус и другие распространенные комнатные растения. Каждое растение требует определенных условий выращивания, и если таковых нет, то приобретать его не рекомендуется. Следует остановить свой выбор на растениях, которые будут хорошо себя чувствовать при определенных влажности воздуха, освещении, температурном режиме. Для нормального развития лиан необходима опора, позволяющая побегам обвиваться вокруг нее. Эти растения цепляются за натянутые прочные нити или специальные столбики с помощью специальных щупалец-усиков или воздушных корней. Чтобы помочь растению, время от времени побеги лиан рекомендуется обвивать вокруг опоры, что облегчит им дальнейший путь наверх. Эпифитные растения развиваются на стволах и ветках деревьев. Поглощение влаги у них происходит с помощью специальных воздушных корней, через поверхность листовых пластин. Часто они требуют опоры (для нее подойдет дубовая или сосновая кора). При посадке эпифита в горшок необходимо заранее позаботиться о том, чтобы почва была очень легкой и рыхлой. Основными разновидностями эпифитов являются бромелии, орхидеи, некоторые виды папоротников и др. Ампельные растения образуют множество побегов, каскадом спадающих из цветочного горшка. У некоторых ампельных эти побеги достигают 1 м и более. Как правило, их подвешивают на стены, окна и т. д. К ампельным растениям относятся традесканция, аспарагус, хлорофитум, некоторые виды папоротников и многие другие. Не следует заставлять весь подоконник высокими цветами. Лучше всего здесь разместить низкорослые, например кактусы или фиалки. Удобно использовать подвесные керамические и пластиковые кашпо, небольшие деревянные или металлические решетки для вьющихся растений. Выбор растений, которые можно использовать для оформления кабинета, достаточно широк. Аспарагус – многолетнее светолюбивое растение с гибкими стеблями, длина которых достигает 1, 5 м. Его следует подкармливать не менее 1 раза в 10 дней. Размножается высеванием семян, а также делением куста во время пересадки. Белые цветки появляются в конце весны или в начале лета. После цветения завязываются небольшие ягоды, которые при созревании становятся красными. Они очень декоративны. При составлении земляной смеси нужно использовать листовую землю, дерн, перегной, песок. Нефролепис возвышенный (папоротник) – тенелюбивое розеточное растение. Его следует содержать в прохладном помещении. Плохо переносит сухой микроклимат и нуждается в опрыскивании. Размножается делением куста. При ежегодной перевалке рекомендуется использовать торф, перегной, листовую землю с добавлением песка. Поливать папоротник нужно 3–7 раз в неделю, не допуская пересыхания земляного кома. Кроме того, его следует ежедневно опрыскивать прохладной водой. Амариллис – многолетнее луковичное светолюбивое растение. При высаживании в землю надо следить, чтобы его луковица была заглублена лишь наполовину. Пересадку рекомендуется делать 1 раз в 2, 5 года. Ему подходят небольшой горшок, рыхлая земляная смесь, хороший дренаж. Поливать растение нужно 1 раз в 2 дня небольшим количеством воды (не заливать). При составлении земляной смеси следует использовать листовую почву, торф, дерн и небольшое количество песка. В период цветения амариллис выбрасывает стреловидные побеги, на которых распускается по 5–6 цветков оранжевого или красного цвета. Герань – многолетнее растение. Хорошо растет и цветет на солнечном окне. Размножается черенками. Поливать герань нужно часто (каждый день или 1 раз в 2 дня). Цветет в течение нескольких месяцев. Цветки красного, розового или белого цвета. В феврале, после окончания цветения, нужно срезать стебель, оставив на нем 2–4 почки в пазухах листьев. При посадке растения следует использовать дерновую почву с добавлением песка. Филлокактус – многолетнее светолюбивое растение. Время цветения – март, апрель, май, октябрь, ноябрь. Цветки розового, красного или белого цвета. Поливать растение нужно 1 раз в 2–3 дня. Для его посадки используется дерновая земля с добавлением древесного угля, перегноя и песка. Кротон – многолетнее теплолюбивое и очень эффектное декоративно-лиственное растение. Имеет толстые кожистые красно-желто-зеленые листья разнообразной формы. Его содержание требует умеренного полива. Время цветения – весна и лето, когда появляются желто-белые цветки кистевидной формы. В летнее время кротон необходимо подкармливать и время от времени опрыскивать водой. Глоксиния – красиво цветущее клубневое растение, листья которого покрыты тонким бархатистым пушком. Цветки очень крупные, колокольчатой формы, всевозможных цветов. Существуют сорта с махровыми цветками, которые необыкновенно красивы. Размножается семенами, но чаще с помощью черенков, клубней и листьев. Поливать растение лучше в поддон чуть теплой водой. В период развития и цветения его необходимо подкармливать минеральными удобрениями. После того как растение отцветет, его следует выкопать из земли, очистить корни и хранить в полиэтиленовом пакете в прохладном месте до середины зимы. В январе клубень нужно посадить в свежую земляную смесь, не заглубляя, и осторожно поливать, избегая переувлажнения почвы, которое может привести к загниванию корней. Филодендрон – многолетняя теплолюбивая вечнозеленая декоративнолистная лиана. Некоторые виды филодендронов имеют крупные листья. В качестве опоры можно использовать декоративные решетки. Размножается растение верхушечными черенками. Пересаживать его рекомендуется 1 раз в 2 года, однако верхний слой земли желательно менять 1 раз в год. При посадке следует использовать непросеянную лиственную, дерновую землю, смешанную с древесным углем и песком, торф и немного мха. Плющ – теневыносливое вечнозеленое растение, лиана, которой при разрастании требуется опора. Размножается весной черенкованием. Имеет способность надежно прикрепляться к опоре. Поливать растение следует 1 раз в 2–3 дня. Кроме того, оно требует регулярного опрыскивания. При посадке и пересадке рекомендуется использовать дерновую и листовую землю с добавлением песка и перегноя. Камнеломка – вечнозеленое многолетнее тенелюбивое ампельное растение. Его небольшие округлые листья собраны в розетки. Размножается с помощью отпрысков, появляющихся на длинных усах. Цветет в любое время года. При цветении образуется много мелких невзрачных цветков. Поливать растение рекомендуется каждый день или 1 раз в 2 дня. Опрыскивать камнеломку нельзя. При посадке и пересадке следует использовать дерновую и листовую землю с добавлением песка и торфа. Алоэ – вечнозеленое растение, суккулент. Хорошо переносит сухой климат. Легко размножается, как правило, весной с помощью черенков, укореняемых в воде. Рекомендуется подкормка минеральными удобрениями в слабой концентрации. Летом растение следует обильно поливать 3 раза в неделю, зимой – 1 раз в неделю. Некоторые виды алоэ используются в медицине в качестве лекарственного сырья. Камелия – очень декоративное тенелюбивое кустарниковое растение, которое требует большого количества влаги и влажного воздуха. При цветении покрывается красными, розовыми или белыми цветками. В жаркий период лета растение рекомендуется выносить на балкон, притеняя его. Размножается черенкованием. Черенки следует сажать в почву с нижним подогревом, в микропарник. При посадке и пересадке камелии рекомендуется использовать смесь из торфяной, листовой и дерновой почвы с добавлением небольшого количества песка. Камелия очень хорошо растет при добавлении вересковой почвы. Бегония рекс – влаголюбивое и теплолюбивое растение. Обладает очень красивыми крупными листьями изумрудно-зеленого, багряного, серебристого или медного цветов. Размножается зимой и весной листовыми черенками, укореняемыми в микропарник (под банку или прозрачный полиэтиленовый пакет). Весной, летом и осенью растение следует поливать 1 раз в 2 дня, а зимой – 1 раз в 3 дня. При посадке бегонии рекс рекомендуется использовать смесь из перегноя, листовой и торфяной земли с небольшим количеством песка. Веерная пальма – растение с крупными веерообразными листьями зеленого цвета. В летнее время пальму следует поливать каждый день, а зимой – редко и умеренно. Вода для полива должна быть слегка подогретой. Следует поливать растения так, чтобы вода появилась в поддоне. Она не должна там застаиваться. Летом требуется делать подкормку растения навозной жижей, разведенной водой 1: 10, раз в месяц. Веерная пальма очень боится сквозняков. Летом рекомендуется выносить ее на балкон в защищенное от ветра место. При посадке или пересадке веерной пальмы следует использовать листовую и дерновую землю с добавлением песка. Фиалка – небольшое красивоцветущее растение. Размножается с помощью листовых черенков, пасынков, укореняемых в воде. Цветет почти круглый год. В период цветения образует цветки синего, темно-сиреневого, розового, белого и других цветов. Поливать фиалку требуется не чаще 1 раза в 2 дня, зимой – еще реже. При посадке и пересадке рекомендуется использовать легкую листовую землю с добавлением небольшого количества дерновой земли, песка и торфа. Это далеко не полный перечень комнатных растений, которые можно использовать для оформления кабинета. Общие сведения по выращиванию комнатных растений Осенью и зимой растения следует поливать редко, 1–2 раза в неделю, а подкормку и вовсе прекратить до наступления весны, потому что растения в это время находятся в периоде покоя. Пересаживать цветы желательно весной, в конце февраля – начале марта. В холодное время года необходимо следить, чтобы в помещении не было сквозняков, так как это отрицательно сказывается на росте и развитии цветов. Во время проветривания комнаты горшки с цветами следует отодвинуть подальше от форточки или перенаправить поток холодного воздуха с помощью полиэтиленовой пленки. Для нормального развития растениям необходимо обеспечить достаточное количество света. Многие представители фауны лучше переносят зиму, если в помещении достаточно прохладно. Так, например, аспарагус, аукуба, агава, зигокактус, кливия, комнатный клен, герань, примула, восковой плющ, розы, филлокактус, цикламен любят температуру 6–12 °C. Поэтому в зимнее время эти растения можно поставить рядом с балконной дверью или рамой окна. Бальзамин, кампанула, лантана, жасмин, розан китайский, седум, фикус хорошо зимуют при температуре 12–18 °C. Любят тепло (18–25 °C) амазонская лилия, антуриум, бегония рекс, диффенбахия, колеус, маранта, сансевьера, узамбарская фиалка, сциндапсус. Очень опасен для растений горячий воздух, который идет от батареи, поэтому, если цветы стоят у края подоконника, их следует отгородить бумажной ширмочкой. Плохо переносят комнатные растения и сухой воздух, поэтому следует позаботиться о его увлажнении. Для этого можно использовать фонтанчики или подвесные баллоны, но лучше всего поставить растения на какой-нибудь поднос или алюминиевый противень, положить на него мох и постоянно поддерживать его во влажном состоянии. Испаряющаяся с подноса вода создаст достаточное для цветов увлажнение воздуха. Есть и другой вариант: поставить под отопительную батарею ванночку с водой. Для цветов лучше всего использовать глиняные или пластмассовые горшки. Фаянсовые или металлические емкости, а также горшки, окрашенные масляной краской, не годятся для растений. Перед посадкой или пересадкой растения цветочные горшки нужно как следует вымыть горячей водой. Кадки или ящики для цветов должны быть сделаны из сосны или дуба, так как они более прочные. Внутреннюю поверхность желательно обжечь с помощью паяльной лампы – это позволит им прослужить гораздо дольше. Чтобы во время полива избыток воды стекал, чтобы был достаточный доступ воздуха, кадки должны иметь ножки, а ящики – планки. Следует иметь в виду, что если в семье есть маленькие дети, при разработке фитодизайна кабинета не рекомендуется включать в оформление ядовитые растения, например олеандры, у которых очень ядовитый сок. После соприкосновения с растением необходимо вымыть руки. Нельзя допускать попадания сока олеандра в глаза. Если это произошло, глаза необходимо быстро промыть, а затем безотлагательно обратиться к врачу. Искусство декоративных композиций из цветов XX в. открыл новые перспективы в развитии искусства флористики – науки о цветах (по имени римской богини Флоры, покровительницы цветов и растений). Начало XX в. было ознаменовано многочисленными модернистскими течениями в европейской культуре. Не обошли они и искусство составления букетов, причем во многих европейских странах оно развивалось по-разному. Кроме классических роз, ирисов, лилий и других цветов, стали использоваться ярко-розовые цикламены, белые каллы, гладиолусы и другие цветы. Изменилась и форма ваз. Теперь они могут быть разной высоты и глубины, однако их объединяют гибкие обтекаемые формы. Стали применяться вазы из однотонного цветного стекла. Расставляя в кабинете цветы, следует учитывать освещение, которое будет зависеть от таких факторов, как величина окон, расположение квартиры по отношению к сторонам света, наличие под окнами деревьев, создающих дополнительную затененность. Кроме того, следует заранее подумать о подсветке комнатных растений в зимнее время или в пасмурную погоду. При размещении цветов не рекомендуется применять многоярусные полки (лестницы). Если же решено использовать такую полку в интерьере кабинета, то нужно воспользоваться некоторыми советами. Не следует ставить на верхнюю полку раскидистые вьющиеся цветы. Их лучше поместить на специальных подвесках. На полку же лучше всего поставить красивый низкорослый цветок или аранжировочную композицию. Их надо размещать так, чтобы они смотрелись с выгодной стороны. Поэтому необходимо точно рассчитать направление светового потока искусственного освещения. Очень важно также выбрать правильный фон. Контрастный фон будет привлекать внимание к предмету, а нюансный даст возможность подробно его рассмотреть. Не менее важно подобрать наиболее подходящие к интерьеру подставки и вазы для цветов. Очень оригинально и эффектно в кабинете, как правило, смотрятся напольные композиции. В таком качестве можно использовать как одиночные крупные растения (например, фикус, пальму, папоротник, аспарагус), так и небольшие группы, состоящие из цветов разной величины (например, фикус с лавром, иглицей, бересклетом). Немного фантазии, и интерьер кабинета приобретет законченность и оригинальность. Чтобы композиция выглядела красиво, цветы следует поставить в напольную вазу или кашпо. С этой целью можно использовать и корзину из ивовых прутьев. Дно корзины необходимо предварительно застелить пленкой, тогда во время полива вода не будет вытекать. Землю в цветочных горшках можно украсить мхом. Такой цветник лучше всего устроить в углу комнаты. Горшки с цветами следует ставить в пластмассовый или оцинкованный поддон, на дно которого необходимо насыпать песок или щебень. Пространство между горшками заполняют торфом. Поддон и светильники сверху следует замаскировать деревянной панелью. Мини-сад не должен быть громоздким. Необходимо решить, какие цветы подойдут к интерьеру кабинета. Эффектно, по-летнему, выглядит сочетание вечнозеленых тропических и субтропических растений – таких, как фикус, лавр, пальма, папоротник, аспарагус, традесканция, кактус. Коллекцию цветов можно подобрать так, что процесс цветения будет продолжаться в течение всего года. Вот один из примеров такого подбора: можно посадить в кабинете пуансеттию, которая будет цвести первой, в начале года. Затем наступает время луковичного амариллиса, розана китайского, бегонии. Бальзамин, фикус, герань цветут летом. В настоящее время продается очень много различных искусственных цветов и растений, которые похожи на живые. Они недороги, за ними легко ухаживать, с их помощью можно составить интересные декоративные композиции. К тому же такие украшения имеют еще одно достоинство: за ними не надо ухаживать, поливать и т. д. Единственный уход, который им требуется – уборка пыли с их пластмассовых листьев. Однако искусственные цветы никогда не заменят настоящих. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|