|
||||
|
ЧАСТЬ ВТОРАЯ СОВРЕМЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ НИН-ДЗЮТСУ фото 44. Масааки Хатсуми демонстиует технику "Босикен дзюн-цуки юти-коми". "Метод успешного преодоления любой опасности"- таково, пожалуй, наилучшее определение, которое можно дать боевому искусству ниндзя. По смыслу это значительно шире, самооборона; речь идёт об образе жизни в целом, побуждающему ниндзя резко менять оценку вещей и действий. В современное обучение нин-дзютсу входят девять основных стилей, носителем традиции которых является Масааки Хатсуми. К этим стилям относятся: ТОГАКУРЭ-РЮ НИН-ПО ГЁККО-РЮ КОСИ-ДЗЮТСУ КУКИ-ТСИНДЭН-РЮ ХАППО ХИКЭН-ДЗЮТСУ ГЬОКУСИН-РЮ НИН-ПО СИНДЭН-ФУДО-РЮ ДАКЭНТАЁ-ДЗЮТСУ КОТО-рю коппо-дзютсу ГИКАН-РЮ КОППО-ДЗЮТСУ ТАКАГИ ЙОСИН-РЮ ДЗЮТАЙ-ДЗЮТСУ КУМОГАКУРЭ-РЮ НИН-ПО В большинстве традиционных боевых искусств, исходящих от самурайства, каждый ученик обучается распознавать опасность, встречать её, используя известные разученные приёмы и таким образом или побеждать, или гордо признать себя побеждённым. В противоположность этому, искусство нин-дзютсу предоставляет своим ученикам целый ряд возможностей быть готовыми к возможным опасностям. Прежде всего следует уяснить, что те теории, которые обнаруживаются в истории, не могут исчерпываться их внешними проявлениями, как, в частности, приведённые в «Бан-сэнсукай» приемы, оружие или стратегия. Истинная ценность этих вещей состоит не в совершенствовании техники, рассмотренной в десятитомном труде трёхвековой давности, а в по-нимании того, что оружие, инструменты и другие вспомогательные средства можно найти повсюду вокруг нас в форме незаметных, повседневных предметов. Так что, если уж дело доходит да того, чтобы эффективно действовать в современной окружающей обстановке, то нужно оставить в музее все древности и сконцентрироваться на наилучшем использовании теперешних возможностей. Исторический взгляд занимателен, однако он не должен находиться в основе обучения и тренировок. Сегодняшнее подлинно японское Тогакурэ-рю нин-дзютсу обучение содержит всеобъемлющие методы предупреждения и устранения опасностей и обеспечения единственно полнокровной жизненности, которую еще можно встретить. Исторические теории и творческое современное применение дополняют друг друга и предоставляют обучающемуся комплексный и вдохновенный курс самоутверждения, который образует основу прогрессивной жизни. фото. 45. "Синоби сёдзоку" — маскировочный костюм ниндзя. Для овладения мастерством определяются следующие предметы: ЮНАН-ТАЙСО — управление телом подобно ЙОГА. Содержит в себе основные разделы: — КОКЬЮ XО: дыхательные упражнения; — ЮНАН УНДО упражнения на гибкость и подвижность; — КЭЙКОМАЭ ЗЭНСИН: точечный массаж для усиления потока внутренней энергии КИ. НИН-ПО ТАЙ-ДЗЮТСУ — бой без оружия. Состоит из: — ТАЙХЭН-ДЗЮТСУ — методы перемещения тела в пространстве: 1. УКЭМИ — техника падений и перекатов; 2. ТАИ-САБАКИ — методы уклонов и повортов; 3. ТОБИ — техника прыжков; 4. СИНОБИ ИРИ (АРУКИ) — методы бесшумных передвижений. — ДАКЭНТАЙ-ДЗЮТСУ — техника ударов. Подразделяется на: 1. К0ПП0-ДЗЮТСУ — методы переламывания костей и повреждения суставов; 2. КОСИ-ДЗЮТСУ — приёмы поражения мышц и внутренних органов. — ДЗЮТАЙ-ДЗЮТСУ — "мягкая техника". Включает в себя: 1. НАГЭ — броски; 2. ТОРИТЭ — болевые выкручивания и ущемления, в также сваливания; 3. СИМЭ — удушения. БО-ДЗЮТСУ — техника боя с шестом (1 м 86 см). ХАНБО-ДЗЮТСУ — техника боя с короткой палкой (1 м). НИНДЗЯ КЭН-ПО — бой с мечом ниндзя. Включает в себя: — КЭН-ДЗЮТСУ — фехтование; — ЙАЙ-ДЗЮТСУ — техника молниеносного выхвата меча из ножен с последующим ударом. ТАНТО-ДЗЮТСУ — приёмы боя с ножом. СЮРИКЭН-ДЗЮТСУ — метание стрелок, звёздочек и т. п. КУСАРИ-ДЗЮТСУ — техника боя с короткой цепью. КИОКЭТСУ СЁГЁ — приёмы с верёвкой и клинком с двумя лезвиями, из которых один прямой, а второй изогнутый (выходящие из одного основания и однонаправленные). КУСАРИКАМА — техника боя с комбинированным оружием: серпом на длинной цепи. ТЭППО — огневое оружие. Иногда назывыается КАЙАКУ-ДЗЮТСУ НИНКИ — специфические инструменты и снаряжение ниндзя. ФУКИДЗЯ (ФУКИБАРИ-ДЗЮТСУ) — метание стрелок через духовую трубку. ХЭЙ-XО — стратегия боя. ГОТОН-ПО — использование Пяти Первостихий для бегства и маскировки. ИН-ЙО ДО — таоитские принципы. СЭЙСИН ТЭКИ КЁЙО — духовная чистота. Включает в себя множество духовных практик, среди которых основными являются: — МЭСО — размышление (медитация); — СИНПИ — аспекты мистицизма; — НИН-ПО МИККЁ — тайные знания ниндзя о Вселенной. КУДЗИ-КИРИ — овладение электромагнитными силовыми полями. КУДЗИ-ИН — канализирование потоков внутренней энергии. фото. 46,47. «Мэцубуси» — миниатюрные пылевые бомбы ниндзя в оболочке от скорлупы грецкого ореха. Масааки Хатсуми демонстрирует их использование против двоих нападающих с мечами. Современные ученики-ниндзя никак не могут удержаться, чтобы не изучить другие, не перечисленные выше предметы и искусства. Каждый вид борьбы, кроме присущих "ДО"-искусству, которые для практического использования вообще не интересны, так как ограничены определённым числом технических приёмов, приводит к тяжёлым повреждениям учеников, поскольку они в случае опасности связаны методическими, заорганизованными структурами ответов. При механических тренировках задерживается сознание, которое позволило бы сравнить каждую возникшую ситуацию с деталями уже проведенных тренировок и включить её в определённую категорию. Так как сознание гордо ограничено определённым количеством своих приёмов и орудий, то естественно, что применение всех предметов или действий, не содержащихся в этом перечне, просто не предусматривается. фото 48. Музей "Ниндзя — ясики". «Кагинава» — крюк с верёвкой для влезания и связывания противника. С другой стороны, ограниченное число приёмов и предметов имеет то преимущество, что такое искусство легче просматривается и поддаётся комерческим целям. При попытке систематизировать подлинное нин-дзютсу, быстро наталкиваешься на большие трудности. Искусство ниндзя предназначено для индивидуального использования; отдельный ученик не приучается подчиняться определённым ограничениям или приспосабливаться к искусству. На этом основании нин-дзютсу в его высшей степени не годится в качестве профессионального военного обучения. Рекруты имеют в своем распоряжении определённый период времени, в течение которого они при солидной постановке обучения усваивают необходимые для своей профессии знания. Нин-дзютсу, напротив, не ограничено ни временем, ни содер-жанием и в основном базируется на индивидуальной оценке развития той или иной ситуации. Подражание таким действиям солдатами, которые должны продвигаться единым подразделением и получать приказы от далеко находящихся начальников, представляется совершенно невероятным. Приказная концепция основывается на безукоризненном подчинении, а ниндзя полагается на интуитивное чувство реальности и на почти бессознательный, самопроизвольный процесс принятия решения. Нин-дзютсу никогда не было чисто военным искусством. В истории войн ниндзя обычно воевали против солдат и должны были бросать на весы всю свою творческую фантазию и силу воли для того, чтобы овладеть положением в невыгодных условиях. Когда ниндзя впутывался в какой-либо чисто военный вопрос, то он чаще всего действовал как советник. В этом случае он становился в такое положение, в котором он мог наилучшим образом использовать свои психические, и, если нужно, физические способности для того, чтобы сломать узкие рамки тогдашнего общепринятого военного мышления. фото. 49. Стивен К. Хайес с «Манрики-кусари» — короткой боевой цепью ниндзя. С чего же следует начать обучение самозащите в духе ниндзя? Многие читатели, которые считают нин-дзютсу чисто боевым искусством, могут подумать, что в данном случае прежде всего используются физические приёмы и методы борьбы. На самом же деле им отводится последнее место — это в самой меньшей степени подходящий способ для восстановления в жизни гармонии и естественности — основной цели искусства нин-дзютсу и, кроме того, он не исключает возможность промахов. Первый и основной способ состоит в том, чтобы устранить опасность, не позволив ей возникнуть. Ключ к овладению этим лежит в глубоком понимании себя самого и, исходя из этого, — поведения ближних. Здесь очень важно уделение внимания нормальным привычкам. Для этого, в частности, следует развивать тонкую чуствительность (утончённость, деликатность и т. д.), что помогает каждый раз оказываться в нужном месте в нужное время. В подтверждение моим словам приведу маленький отрывок из "6 заповедей Ига-рю Нин-по", принадлежащий перу одного из дзёнинов Ига-рю Хидзаэмону Иенаге Ига: "Основная цель тренировки ниндзя — почувствовать опасность и, опередив её, вернуть мир и спокойствие…" Важно заметить, что подобный способ совсем не предполагает ожидания в любой ситуации только самого худшего или постоянного поиска злого умысла во всём, что Вас окружает. Совсем наоборот. Если на определенную ситуацию у Вас позитивная точка зрения и Вы, полагаясь на свой опыт, сразу почувствовали ход событий, то вскоре Вы обнаружите, что часто возможно так манипулировать деталями или всей обстановкой, что в последующий момент никто, кроме Вас, не будет знать что данная ситуация могла бы закончиться совсем по-другому. В феодальной Японии такая способность считалась значительно важнее, чем умение ночью преодолевать крепостные стены или хитростью добиваться победы над жестокими самураями, получив тем самым лишний шанс в бою с численно превосходящим врагам. Главным образом, это изощрённое ис- кусство определять течение событий и делает ниндзя исто-рически опасным и повсюду уважаемым противником. ПЕРВОЕ ПРАВИЛО: работайте над таким порядком и поведением в Вашей жизни, чтобы враг никогда и не подумал появляться перед Вами, Такая цель достигается умственной тренировкой и соблюдением некоторых простых правил, которые Вы сами определите для себя (исходя из особенностей вашей жизни). фото. 50. Современная тренировка ниндзя с традиционным оружием — один из способов постичь адаптационную направленность искусства ниндзя. На снимке — поединок воина с мечом против двоих противников, вооружённых копьями. Если личных качеств ниндэя не хватает для того, чтобы помешать возникновению опасной ситуации, то существует возможность преодолеть опасность. Конкретизируя, — очень важна способность подавить в себе взрыв своих эмоций. Так, чтобы угрожающая обстановка не обязательно требовала Вашего ответа или какого-либо действия, а скорее воспринималась безучастно с тем, чтобы обдумать — какая же реакция действительно необходима в данный момент, Как уже упоминалось в начале главы об истории искусства ниндзя, в одном из прочтений иероглиф «НИН» означает "ВЫДЕРЖКУ, ТЕРПЕЛИВОЕ ОЖИДАНИЕ И СВОЕВРЕМЕННОЕ ПОЯВЛЕНИЕ' в отношении как физических, так и умственных явлений, В то время как самурай должен не только достичь своей цели, но ещё и использовать при этом признанные и достойные способы, то для ниндзя предоставляется возможность сконцентрироваться исключительно на своей цели. Любое общественное одобрение или порицание ниндзя игнорирует. По этой причине он мог позволить себе сделать вид поражения или унижения, хотя в действительности он достигал этим своей цели. Поскольку ниндзя изменяет свою собственную и чужую оценку обстановки, то он может добиться желаемого результата, не вызывая у противника желания мести, расплаты, или чего-либо подобного. Научиться такому волевому процессу, то есть, например, делать вид, что Вы делаете что-то нехотя, хотя на самой деле для Вас это жизненно важно, значительно труднее, чем это может показаться на первый взгляд. Когда Вам угрожает опасность, в обычном случае налицо очень неприятное самочувствие, которое будет продолжаться до тех пор, пока эта опасная ситуация Вас не минует. И только после этого Вы можете расслабиться и успокоиться. Однако так бывает далеко не всегда. Особенно тогда, когда наши действия происходят на виду или тем, чтовы делаете, создаётся ещё большая опасность. Ещё труднее выдержать и перенести опасность, если приходится стоически смотреть смерти в лицо, ничем не выдавая своих намерений и при этом не препятствуя угрозе идти своим чередом. фото. 51. Куноити демонстрирует технику дакентай-дзютсу — "Ура-сюто китэнкэн". ВТОРОЕ ПРАВИЛО: вырабатывайте привычку подавлять свои истинные чувства для того, чтобы не защищаться автоматически тогда, когда отражать нападение вообще не нужно, Такое качество также вырабатывается умственной тренировкой. Если не удаётся так изменить ход событий, чтобы опас-ность исчезла сразу или, по крайней мере, угроза не оста-вила негативных последствий, то необходимо предусмотреть активные меры защиты. Современное обучение нин-дзютсу в основном и начинается с физических приемов борьбы, так как солидное овладение ими необходимой предпосылкой для любого интеллектуального роста. Техника невооружённого ближнего боя или приемы с оружием могут использоваться в ходе моделей каких-либо схваток, чтобы потом при их обсуждении научиться распознавать свои чувства и настроения. фото 52. Масааки Хатсуми показывает использование «Танто» — ножа ниндзя против нападения с мечом (1977 г.). ТРЕТЬЕ ПРАВИЛО: отработайте свои физические способности до такого совершенства, чтобы в ЛЮБОЙ схватке оказаться победителем. Эта цель достигается физической тренировкой. Телесные составляющие самообороны ниндзя, о которых пойдёт речь в следующих томах этой серии, предполагают целый ряд естественных видов оружия. Вместе с использованием других средств и методов борьбы, они обьединяются общим терминам — искусство боя. Применяют ли в дакэнтай-дзютсу приёмы ударов, в бо-дзютсу — технику шеста или в сюрикэн-дзютсу метание лезвий, динамика тела и принципы энергетического выигрыша везде одни и те же. Использует ли ниндзя вместо кулака палку, — от этого в его движениях в бою ничего не меняется. Удар мечам ниндзя вызывает в нём такое же чувство, как и другой какой-нибудь приём, например, удар ногой. В целом это означает, что боевые методы ниндзя лучше характеризовать определённым рядом чувств (ощущений), чем набором технических приёмов. Так как каждая личность и каждое тело единственны в своем роде, в нин-дзютсу, не делается попытки заставить своих учеников научиться и подражать некоему застывшему ряду движений. Скорее им предлагаются руководящие направления в обучении и они поощряются а своём стремлении к эффективному выражению всех, естественных эмоциональных и физических реакций, связанных с каким-либо конфликтом или схваткой. Поэтому не следует полагать, что приводимая мною ниже программа обучения до 2-го Киу (ученическая степень мастерства по яп.) является исчерпывающей. Я привёл её здесь лишь для того, чтобы показать, насколько быстро возрастают требования к обучающемуся и какой обьём техники при этом прорабатывается. фото. 53. Учебный поединок ниндзя. Масааки Хатсуми демонстрирует технику «Дзютай-дзютсу» против троих нападающих. МУ КИУ: 10 КИУ.РЭЙ ХО — формы приветствия РИТСУ РЭЙ — приветствие стоя СИЦЕН РЭЙ — поклон в естественной стойке ТЭНРИАКУ УЧУ ГАССО РЭЙ — поклон со сложенными руками СА РЭЙ — приветствие сидя СЭЙЗА РЭЙ — на коленях ФУДОЗА РЭЙ — сидя по-турецки ДЗИНЧУ РЭЙ — стоя на одном колене СИНЗЕЙ РЭЙ (КОТОДАМА) — ритуальная молитва "Сикин харамитсу дай комио!" — Прошу защиты и просветления СЭНСЭЙ РЭЙ — приветствие учителю "Сисэй отодаситэ сэнсэй ни рэй!" — Склонитесь перед учителем и приветствуйте его! "Онэгай симасу!" — Пожалуйста, научите меня! "Аригато гораймасита!" — Спасибо Вам! ДОДЗЭ РЭЙ — поклон при выходе и входе с места тренировок КУ КИУ: 9 КИУ.ЮНАН ТАЙСО — РАЗОГРЕВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ КЭЙКОМАЭ ЗЭНСИН — массаж, усиливающий поток жизненной энергии КОКЬЮХО — дыхательные упражнения ЮНАН УНДО — упражнения на гибкость УКЭМИ КАТА ТАИ ХЭН ДЗЮТСУ — ФОРМЫ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ, ТЕХНИКА ПАДЕНИЙ И ПЕРЕКАТОВ ЗЭНТЭН КАЙТЭН РИОТЭ — кувырок вперёд с помощью двух рук КОХО КАЙТЭН — кувырок назад СОКУХО (ЙОКО) КАИТЭН — кувырок вбок ОТЭН — колесо КАМАЭ — СТОЙКИ СИЦЕН-НО-КАМАЭ — естественная стойка СЭЙЗА — положение на каленях ГАССО-НО-КАМАЭ — стойка для приветствия ИЧИМОНДЗИ-НО-КАМАЭ — защитная стойка "единицы" ДЗЮМОНДЗИ-НО-КАМАЭ — атакующая стойка "десятки" ХИЧО-НО-КАМАЭ — стойка птицы (на одной ноге) ХИРА-ИЧИМОНДЗИ-НО-КАМАЭ — воспринимающая стойка ХОКО-HO-КАМАЭ — открытая стойка медведя ДАКЭН ТАЙ ДЗЮТСУ — ТЕХНИКА УДАРОВ СИКАН КЭН — удар вторыми суставами пальцев ОМОТЭ СЮТО (КИТЭН КЭН) — удар ребром руки наружу УРА СЮТО — удар ребром руки внутрь ЦЕНПО КЭРРИ (СОКУ ЙАКУ КЭН) — пинок вперёд ДЗЕДАН УКЭ — верхняя защита ГЭДАН УКЭ — нижняя защита ХАТИ КИУ: 8 КИУУКЭМИ КАТА ТАЙ ХЭН ДЗЮТСУ — ФОРМЫ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ — ПАДЕНИЯ И ПЕРЕКАТЫ ЦЭНТЭН КАЙТЭН КАТАТЭ — кувырок вперёд через одну руку ЙОКО НАГАРЭ — падение вбок ТАЧИ (УСИРО) НАГАРЭ — падение назад ГЬЯКУ НАГАРЭ — разноимённое падение ДЗЮН НАГАРЭ — падение по диагонали САБАКИ КАТА ТАЙ ХЭН ДЗЮТСУ — ФОРМЫ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ — УКЛОНЫ И ПОВОРОТЫ ТЕЛА НАНАМЭ KOXО САБАКИ — уход назад по диагонали САЙУ САБАКИ — уход вперёд по диагонали ЙОКО САБАКИ — уход в сторону КОХО САБАКИ — уход назад ТАЙОТОСИ САБАКИ — уход вниз КАМАЭ — СТОЙКИ СЭЙГАН-НО-КАМАЭ — оборонительная стойка ДОКО-НО-КАМАЭ — защитная стойка тигра КОСЭЙ-НО-КАМАЭ — агрессивная стойка САНЧИН-НО-КАМАЭ — оборонительная стойка ИХЭН-НО-КАМАЭ — стойка для ударов ДАКЭН ТАЙ ДЗЮТСУ — ТЕХНИКА УДАРОВ ФУДО КЭН — удар передней частью кулака БОСИ (ШИТО) КЭН — удар большим пальцем ШИХАН КЭН — удар клювом ШИТАН КЭН — удар тремя пальцами (тычок) СОКУ ЙАКУ КЭН ЦЭНПО, — удар пяткой вперёд, ЙОКО, КОХО вбок, назад ДЗЮ ТАЙ ДЗЮТСУ — ТЕХНИКА БРОСКОВ ОМОТЭ ГЬЯКУ — опрокидывание за кисть выкручиванием наружу УРА ГЬЯКУ — опрокидывание за кисть выкручиванием и сгибанием внутрь ТЭ О ДОРИ — ОСВОБОХДЕНИЕ ОТ ЗАХВАТОВ УЧИ МАВАСИ ДОРИ — освобождение вращением внутрь СОТО МАВАСИ ДОРИ — освобождение вращением наружу САНЧИН НО КАТА — ТЕХНИКА ПЯТИ ЭЛЕМЕНТОВ ЧИ — земля СУЙ — вода КА — огонь ФУ — воздух (ветер) КУ — пустота НАНА КИУ: 7 КИУТАЙ КЭН — ДЗЮГСУ — ФОРМЫ ПЕРЕДВИЖЕНИИ ЦЭНТЭН КАЙТЭН МУТЭ — кувырок без помощи рук ХИЧО КАЙТЭН (ТОБИ КОМИ) — прыжковый кувырок ЙОКО АРУКИ — боковое передвижение САГУРИ АРУКИ — скрытное передвижение КАМАЭ — СТОЙКИ ФУДОЗА — положение сидя по-турецки СУВАРИ ГАТА — то же, но руки упираются в колени ХАППО-НО-КАМАЭ — восьмисторонняя стойка ДАКЭН ТАЙ — ДЗЮТСУ — ТЕХНИКА УДАРОВ ШАКО КЭН — удар когтями ШУКИ КЭН — удар локтём ЧУДАН УКЭ — защита среднего уровня СОККИ КЭН — удар коленом СОККУ СИ КЭН — удар большим пальцем ноги СОКУТО КЭН — удар ребром ноги ДЗЮ ТАЙ — ДЗЮТСУ — ТЕХНИКА БPOCKОB ОМОТЭ ГЬЯКУ ХЭНКА — вариант Омотэ Гьяку УРА ГЬЯКУ ХЭНКА — вариант Ура Гьяку ЯХАЗУ ГАКЭ — выворачивание руки ГОДЗЯ (МУША) ДОРИ — перегибание руки сверху вниз с упором в плечо и локоть МУСО ДОРИ — перегибание и выкручивание руки в локте захватом под мышку О ГОСИ — бросок через бедро О СОТО ГАРИ — отхват ТЭ — О — ДОКИ — ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ЗАХВАТОВ РУК (по два приёма на захват) КАТАТЭ ТОРИ — захват одной руки НАНАМЭ КАТАТЭ ТОРИ — захват одной руки диагонально РИОТЭ ТОРИ — захват двух рук спереди УСИРО РИОТЭ ТОРИ — захват двух рук сзади КАТАТЭ РИОТЭ ТОРИ — захват двумя руками одной руки ГО ГИО НО КАТА — ФОРМА ПЯТИ ЭЛЕМЕНТОВ ЧИ (САНЧИН ЦУКИ) — земля СУЙ (САНЧИН СЮТО) — вода КА (САНЧИН ЮЧИ УРА СЮТO) — огонь ФУ (САНЧИН СИТО ЦУКИ) — воздух (ветер) КУ (САНЧИН ХОКО НО КЭРИ) — пустота РОКУ КИУ: 6 КИУТАЙ КЭН — ДЗЮГСУ — ФОРМЫ ПЕРЕДВИЖЕНИИ КИТЭН (ЦЭМПО ТЭНКАЙ) — прыжок на руки через удар (подьём — переворотом) ХАППО ХИЧО ТОБИ — прыжок на восемь сторон ТЭНЧИ ТОБИ — прыжок вверх СИНОБИ АРУКИ — кошачье передвижение ДАКЭН ТАЙ — ДЗЮТСУ — ТЕХНИКА УДАРОВ ХАППА КЭН — удар в ухо СЮКО КЭН — удар обратной стороной кулака СОКУ ГЬЯКУ КЭРИ — «футбольный» удар ногой СОККО КЭРИ — удар подьёмом ноги КЭРИ КАЭСИ — контрудар ногой ЦУКИ ТАЙХЭН — тычок рукой с передвижением вперёд ТОБИ КЕРИ ТАЙХЭН — прыжковый удар ногой с передвижением вперёд ДЗЮ ТАЙ — ДЗЮТСУ — ТЕХНИКА БРОСКОВ ОM0TЭ ГЬЯКУ КИМЭ — Омотэ Гьяку с последующим УРА ГЬЯКУ КИМЭ ВАЗА РОППО — Ура Гьяку с последующим добиванием или удержанием ХОН ГЬЯКУ — боковое выкручивание руки ОНИ КУДАКИ — узел локтя от удара сверху ГАНСЭКИ НАГЭ — "бросок с утёса" ХАРАИ ГОСИ — подхват под две ноги О СОТО КЕРИ — захват руки сверху высоким с маховым ударом ноги ТЭ — О — ДОКИ — ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ЗАХВАТА РУК СОДЭ ТОРИ — захват рукава (на уровне локтя либо плеча) КАТАТЭ КАТА ТОРИ — захват плеча спереди УСИРО КАТА ТОРИ — захват плеча сзади ТАЙ — О — ДОКИ — ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ЗАХВАТОВ ТУЛОВИЩА КАКАЭ ДОРИ — обхват туловища спереди УСИРО КАКАЭ ТОРИ — обхват туловища сзади ГО КИУ: 5 КИУТАЙ ХЭН — ДЗЮТСУ — ТЕХНИКА ПЕРЕМЕЩЕНИЙ ЦЭНПО УКЭМИ — падения вперёд (на руки и грудь) МАЭ УКЭМИ — падения вперёд с кувырком ЙОКО УКЭМИ — боковое падение УСИРО УКЭМИ — падение назад ДАКЭН ТАЙ — ДЗЮТСУ — ТЕХНИКА УДАРОВ НИО КЭН — удар сгибом мизинца ЦУЙ КЭН — удар кулаком — "молотом" КО КЭН — удар сгибом большого пальца ЧИН КЭН — удар пятью пальцами КЭРИ ХАРАИ — горизонтальный удар ногой КЭРИ АГЕ — поднимающийся удар ногой вверх КЭРИ ОТОСИ — падающий удар ногой вниз КАТАТО КЭРИ — удар пяткой КАКУСИ КЭРИ — скрытый удар ногой (с финтом или изменяющий траекторию) ДЗЮ ТАЙ — ДЗЮТСУ — ТЕХНИКА БРОСКОВ УРА ОНИ КУДАКИ — обратный они-кудаки ТАКЭ ОРИ — перегибание руки УРА ТАКЭ ОРИ — обратный Такэ Ори ОЙА ГОРОСИ — выкручивание большого пальца руки КО ГОРОСИ — выкручивание мизинца руки ГАНСЭКИ ОТОСИ — "разбивание скаль, вдребезги" ГАНСЭКИ ОРИ — "разламывание скалы" ГАНСЭКИ КЭРИ — "растаптывание скалы" СЭОИ НАГЕ РИОТЭ — бросок через плечо захватом двумя руками ТЭ — О — ДОКИ — ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ЗАХВАТОВ РУК ТАЙ — О — ДОКИ — ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ЗАХВАТОВ КОРПУСА ЙОН КИУ: 4 КИУТАИ ХЭН — ДЗЮТСУ — ФОРМЫ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ ОТЭН КАТАТЭ — «колесо» на одной руке КИТЭН КАТАТЭ — подъем — переворот на одной руке КУТЭН — сальто ДАКЭН ТАЙ — ДЗЮТСУ — ТЕХНИКА УДАРОВ ОСУ — удар пятой ладони СИСИН КЭН — укол мизинцем ХОСЭН КЭН — удар запястьем и (или) предплечьем КИКАКУ КЭН — удар головой ЦУКИ КЭРИ — стоп — удар ногой ХЭНКА КЭРИ — стоп — удар ногой с йоко аруки НАИСАИ АСИУРА КЭРИ — удар ногой снаружи внутрь в колено ГАИСАИ КАКАТО КЭРИ — удар ногой изнутри наружу в бедро ДЗЮ ТАЙ — ДЗЮТСУ — ТЕХНИКА БРОСКОВ ТАЙ ГЬЯКУ — перегибание тела О ГЬЯКУ — высокое выкручивание ЦУДОРИ ГЬЯКУ — выкручивание затылка СИХО НАГЭ — бросок на четыре стороны СЭОЙ НАГЭ КАТАТЭ — бросок через плечо одной рукой ТЭ МАКУРА — бросок подушечкой руки О СОТО НАГЭ — наружный бросок через бедро СИММЭ — ВАЗА — ТЕХНИКА УДУШЕНИЙ КУБИ СИМЭ — удушение пальцами ХОН СИМЭ — удушение ребрам руки ГЬЯКУ СИМЭ — обратное удушение САН КАКУ СИМЭ — «треугольное» удушение СИМЭ — о — дори — ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ УДУШЕНИЙ СЕЙЗА — ВАЗА — ТЕХНИКА БОЯ СИДЯ НА КОЛЕНЯХ РАНДОРИ — УЧЕБНЫЙ БОЙ ЦУНЭ ИРИ — удар с ввинчиванием во внутрености КОСИ ОРИ — переламывание бедра КУКИСИН-РЮ — ПРИЁМЫ С ПАЛКАМИ КАТАЙА ГОРИ-НО-КАМАЭ — позиция: палка впереди в двух руках ОТОНАСИ-НО-КАМАЭ — позиция: палка сзади в двух руках МУНЭН МУСО-НО-КАМАЭ — позиция «старика» или "бродячего монаха" САН КИУ: 3 КИУДАКЭН ТАЙ — ДЗЮТСУ — ТЕХНИКА УДАРОВ РИУ КЭН — укол указательным пальцем СУЙ КЭН — укол пальцами в Китэн Кэн СОСУ — захват тремя пальцами ТАЙ КЭН — удар (толчок) плечом СИ КЭН — укус зубами CОKKO КЭРИ — удар ногой снаружи под руку ХАППО КЭРИ — удар ногой вперёд, назад и вбок КОЭ КЭРИ — удар голенью ЙОКО ТАКЭ ОРИ — баковой удар в колено ХА ДЗЮТСУ НО ХО КИХОН КАТА — ФОРМЫ ЗАЩИТНЫХ ОСВОБОЖДЕНИЙ КОСИ КУДАКИ — защита от броска КЭН КУДАКИ — защита от удара рукой КЭРИ КУДАКИ — защита от удара ногсй ДЗЮ ТАЙ — ДЗЮТСУ — ТЕХНИКА БРОСКОВ АТАМИ ВАЗА — давление на нос или ухо ИТАМИ ВАЗА — техника надавливания на нервные центры ВАКИ ГАТАМЭ — скручивание тела ГЬЯКУ ЦЭОИ КАТАТЭ, РИОТЭ — бросок за руку захватом одной рукой и двумя руками ФУДО РИУ — бросок через плечи (мельница) УТИ МАТА — подхват под одну ногу ТОМОЭ НАГЭ — бросок через голову (с упором ноги в живот) КОТЭ ГАЭСИ — КОНТРПРИЕМЫ ПРОТИВ ВЫКРУЧИВАНИЙ ОМОТЭ ГЬЯКУ ГАЭСИ — техника против Омотэ Гьяку УРА ГЬЯКУ ГАЭСИ — техника против Ура Гьяку ГОДЗЯ ДОРИ ГАЭСИ — техника против Годзя Дори МУСО ДОРИ ГАЭСИ — техника против Мусо Дори ФУДОЗА ВАЗА — ТЕХНИКА СИДЯ ПО-ТУРЕЦКИ (ФУДОЗА) ОСАЭ КОМИ — КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ЗАХВАТЫ И УВЁРТКИ ОТ НИХ РАНДОРИ — УЧЕБНЫЙ БОЙ КУКИСИН-РЮ — ПРИЁМЫ С ПАЛКАМИ КЭН ДЗЮТСУ. — ТЕХНИКА С МЕЧОМ МУТО ДОРИ — ТЕХНИКА БЕЗОРУЖНОГО ПРОТИВ ВООРУЖЕННОГО НИ КИУ: 2 КИУДАКЭН ТАЙ — ДЗЮТСУ — ТЕХНИКА УДАРОВ КОБУРА ОРИ — удар ногой в икроножную мышцу ХИДЗА УРА КИНТЭТСУ КЭРИ — удар ногой (пальцами) в подколенную впадину МУКОЦУНЭ КЭРИ — удар ногой в голень СОККО ФУМИ ОРИ — штампующий удар ногой по стопе КУРУБУСИ КЭРИ — удар ногой по суставам УСИРО МУКИ НАИСАИ КЭРИ — удар ногой наискось назад КЭРИ КАКАЭ ДОРИ — перехват заднего удара ногой плечом КЭРИ СЭ ДОРИ — перехват заднего удара ногой со спины УКИ ОТОСИ — уклон с толчком корпуса ДЗИГОКУ ОТОСИ — уклон с переломом колена СИКА АСИ — выкручивание и раздрабливание колена ЭБИ ТОРИ — захват за пятку и выворачивание ноги ДЗЮ ТАЙ — ДЗЮТСУ — ТЕХНИКА БРОСКОВ СУЙ РИУ — подобен Томоэ Нагэ ЙОКО СИХО НАГЭ — боковой бросок с падением СОТО СЭОИ — внешний бросок через плечо ХИ САКУ — бросок, сдавливающий тело котз гаэси — контрприёмы против выкручиваний ОНИ КУДАКИ ГАЭСИ — техника против Они Кудаки ТАКЭ ОРИ ГАЭСИ — техника против Такэ Ори О ГЬЯКУ ГАЭСИ — техника против О Гьяку СЭОИ ГАЭСИ — КОНТРПРИЁМЫ ПРОТИВ БРОСКОВ СЭОИ НАГЭ ГАЭСИ — техника против Сэои Нагэ О СОТО ГАКЭ ГАЭСИ — техника против О Cotо Гакэ ТОМОЭ ГАЭСИ — техника против Томоэ Нагэ КУРУМА ГАЭСИ — техника против Томоэ Нагэ и кувырок РАНДОРИ — УЧЕБНЫЙ БОЙ КУКИСИН-РЮ — ПРИЁМЫ С ПАЛКАМИ КЭН ДЗЮТСУ — ТЕХНИКА С МЕЧОМ МУТО ДОРИ — ТЕХНИКА БЕЗОРУЖНОГО ПРОТИВ ВООРУЖЕННОГО ТАНТО ДЗЮТСУ — ТЕХНИКА С НОЖОМ фото. 54. Масааки Хатсуми с «Яри» — длинным копьём ниндзя. В заключение мне хотелось бы напомнить тем легкомысленным читателям, которые полагают, что прочитав книгу и начав заниматься по ночам, они сразу же станут ниндзя. Это далеко не так. Потребуются годы на то, чтобы в корне изменить своё миропонимание, закалить волю, укрепить тело. И конечно же, огромный запас знаний, частью которого я хочу поделиться с Вами путём написания этих книг. Если отбросить все предрассудки, свойственные общественному сознанию и трезво понять и оценить искусство ночных воинов, то можно смело сказать, что нин-дзютсу — это одна из немногих удачно реализованных попыток взрастить человека как всесторонне развитую личность. И если даже малая часть из тех, кто прочтёт эту книгу, станет на трудный путь ниндзя, глубоко впитав в себя идеалы и убеждения ночных воинов, я буду считать свою задачу выполненной. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|