• Тренировка ума
  • Мантры – утверждения, или внушения, для чтения второго
  • Чтение 2. Умственная природа Я

    В первом чтении мы дали указания и привели описание упражнений, предназначенных для того, чтобы пробуждать ученика к осознанию, как реальности, истинного Я. Мы окончили наши наставления утверждением о реальности Я и описанием средств, при помощи которых ученик может быть приведен к сознанию своего истинного Я, своей независимости от тела и всего материального мира. Мы старались показать читателям, как они могут пробуждать у себя сознание реальности своего Я, его истинной природы, его независимости от тела, его бессмертия, непобедимости и неповреждаемости. Насколько это вам удалось, может судить только каждый читатель сам по себе. Мы можем указать путь, а что будет достигнуто на этом пути, зависит только от того, кто пойдет по нему.

    Но остается еще очень много сказать относительно пробуждения и осознания Я. До сих пор мы говорили только, каким образом различать материальную оболочку Я от самого Я. Мы попытаемся теперь показать вам, что у вас есть истинное Я и что оно не имеет ничего общего с тем, что вы подразумеваете под этим словом. Но есть еще дальнейший шаг в этом самоанализе – гораздо более трудный шаг: даже тогда, когда человек уже пробудился к сознанию своей независимости от тела и материальных оболочек, он смешивает свое Я с низшим началом ума. Это – большое заблуждение. Ум во всех своих фазах и на всех плоскостях своего проявления есть только орудие истинного Я, а ни в коем случае не само Я. Мы постараемся объяснить эту идею в настоящем чтении и в относящихся к нему упражнениях. Насколько возможно, мы будем стараться избегать метафизической стороны вопроса и будем ограничиваться только психологией йогов. Мы не будем касаться теории, не будем пытаться объяснить причину, природу и цель существования ума, как орудия для проявления Я. Вместо этого мы постараемся указать пути или способы, при помощи которых человек может проанализировать свой ум и сам решит, что есть Я и что – не-Я в его психологическом аппарате. Для понимания данного вопроса нет никакой необходимости загромождать свой ум теориями или метафизическими рассуждениями. Идея может быть доказана гораздо проще, если только человек подойдет к ней с правильной стороны. Пользуясь своим умом, вы будете в состоянии расчленить его и заставить его дать вам правильный ответ на интересующий вас вопрос.

    Во втором и третьем чтениях нашей книги «Основы миросозерцания индийских йогов» мы указывали читателям на тот факт, что человек заключает в себе три ментальных начала, или три подразделения ума, которые все находятся ниже плоскости духа. Я – есть дух, а ментальное начало, которым мы пользуемся для своего проявления в физическом мире, принадлежит к низшему порядку. Желая избежать повторений, мы только вкратце напоминаем читателям значение трех начал в уме человека.

    Низшей частью ума является то, что мы называем инстинктивным умом. Эту часть своего ума человек разделяет с животным миром. Это – первое начало ума, и оно является первым на пути эволюции. В его низших фазах в нем едва заметно сознание, и кажется, что оно состоит из простых ощущений; на своих более высоких ступенях оно уже почти достигает плоскости разума или интеллекта. Как мы указывали, инстинктивный ум иногда резко, иногда незаметно переходит в интеллект, как бы сливаясь с ним. Инстинктивный ум совершает очень ценную работу, направляя и поддерживая животную жизнь наших тел и неся на себе обязанность поддерживать внешние стороны нашего существования. Он заведует постоянной работой починки и переделки наших тел, обменом веществ, пищеварением, усвоением и прочим – всем тем, что совершается ниже плоскости сознания.

    Но это – только небольшая часть работы инстинктивного ума. В этой части ум представляется как бы складом всех наших жизненных опытов, и не только наших, но и опытов всех наших предков по пути эволюции. Все, что осталось в сознании от первобытных форм животной жизни, до привычек, унаследованных нами от наших родителей – все находится под контролем инстинктивного ума. Все стороны животных инстинктов (которые в свое время и на своем месте были необходимы для поддержания жизни) оставили следы на нашем инстинктивном уме, и эти следы иногда заявляют о своем существовании под давлением каких-нибудь необычайных обстоятельств, даже тогда, когда нам кажется, что мы уже давно переросли какую бы то ни было возможность их проявления. В инстинктивном уме сохраняются следы старых боевых инстинктов животного, все желания, страсти, ненависть, зависть, ревность и пр., – словом, все то, что мы наследовали от прошлого. Затем, инстинктивный ум есть ум привычек, которые все складываются в нем – большие и малые. Вообще, инстинктивный ум обладает странным содержимым: в нем так много всего, и так разнообразно все, что в нем находится. Есть многие вещи, которые кажутся совсем ненужными и которые на самом деле очень полезны; и есть вещи, кажущиеся нужными, и которые на самом деле давно следовало бы отбросить.

    Инстинктивный ум также является центром, откуда исходят все вожделения, страсти, желания, инстинкты, чувства, ощущения и эмоции. У животных и у первобытного человека инстинктивный ум не имеет над собой никакого контроля, но у развивающегося человека нашего времени инстинктивный ум уже в значительной степени подчинен высшим началам ума; у человека, достигающего определенной степени развития, уже появляются высшие желания – стремления, которые идут от высших частей ума. Инстинктивному уму принадлежат слепые чувства, а также все желания тела. Стремление к физическому обладанию, страсти также принадлежат этой области ума.

    Заметьте, что мы совсем не осуждаем деятельность инстинктивного ума и не хотим сказать, что его влияние в каком бы то ни было отношении вредно. Все, что в нем заключается, имеет свое место; многое было необходимо в прошлом, а многое необходимо до сих пор для поддержания физической жизни. Все правильно на своем месте; есть чувства и эмоции, которые совершенно естественны у существа на определенной степени развития, но они же совсем неправильны, когда владеют существом, уже переросшим их. К сожалению, очень часто случается, что личность не может отделаться от атрибутов, которые ей уже давно не нужны. В настоящий момент мы совсем не хотим говорить о моральной стороне вопроса и упоминаем об этом только для того, чтобы читатели ясно видели различные стороны ума и понимали их значение. Мы хотим, чтобы читатели совершенно ясно запомнили, что инстинктивный ум, принадлежа человеку, ни в каком отношении не есть Я человека.

    Следующим по порядку над инстинктивным умом идет то, что мы называем интеллектом, то есть та часть ума, которая рассуждает, анализирует, думает и пр. Стараясь понять нашу книгу, вы пользуетесь этой способностью, но заметьте, что вы пользуетесь ей, что эта способность не вы сами. Точно так же ваше Я отлично и от вашего инстинктивного ума, который мы только что рассматривали. Вы очень легко отделите себя от своего разума, если подумаете об этом хоть одну минуту. Мы вовсе не хотим занимать выше внимание подробным описанием деятельности ума, что вы найдете в любом элементарном курсе психологии. Мы упоминаем об этой способности человека, т. е. об интеллекте и его значении, только для того, чтобы помочь читателям возможно ясно представить себе, что интеллект есть только орудие истинного Я, а вовсе не само Я, как многие себе рисуют.

    Третье и высшее умственное начало есть то, что называется духовным умом. Эта часть ума почти совершенно неизвестна многим представителям современного человечества, но интерес к рассматриваемому здесь вопросу уже показывает, что в уме читателя это начало достигло некоторого развития. Кого привлекают темы и рассуждения по вопросу о духе, тот уже не может быть чужд развитию духа в себе самом. Эта область ума есть источник того, что мы называем «гением», «вдохновением», «духовностью», и всего того, что мы считаем «высшим» в нашей психике. Все великие идеи и мысли проникают в наше сознание из этой части ума; все развитие человечества идет отсюда; все высокие отвлеченные идеи, которые приходили к человеку на пути его эволюционного развития, все, что клонится к облагорожению, к истинному религиозному чувству, к справедливости, к неэгоистической любви, к милосердию, к симпатии – все это идет из медленно раскрывающегося духовного ума. Идея братства человечества пришла к человеку таким же путем. Все знание великих оккультных истин только этим путем могло достичь ума человека. Постижение Я, идею которого мы стараемся передать читателям в этих чтениях, идет к нам от духовного ума, стремящегося раскрыть свое содержание нашему обыденному сознанию.

    Но даже эта великая и удивительная часть ума есть только орудие – необыкновенно тонкое и сложное, но все-таки орудие истинного Я или истинного существа человека.

    В конце этого чтения мы имеем намерение дать читателям указания для небольшой умственной тренировки, которая поможет им отделить Я от ума или от его состояний. В связи с этим мы должны сказать, что каждая часть ума, каждое его проявление, каждая функция – по-своему хороши и необходимы. Читатель ни в коем случае не должен думать, что мы хотим обесценить в его глазах деятельность ума; наоборот, мы стремимся указать, что только пользуясь своим умом, человек способен достигать знания своей собственной природы и своего истинного Я. Мы именно говорим, что постепенный прогресс через многие промежуточные стадии может совершиться только путем развития и совершенствования умственных способностей человека.

    Человек в настоящее время пользуется только низшими и несовершенными частями своего ума, и внутри его душевного мира лежат большие неизведанные области, которые далеко превосходят все, о чем только мог грезить человеческий ум. И частью задач раджа-йоги является помощь раскрытию этих высших способностей, открытию новых областей душевного мира. И поэтому, не ограничиваясь только одним описанием ума и его деятельности, учителя раджа-йоги стремятся главным образом заставить признать силы и возможности, заложенные в уме, и направить человека, изучающего йогу, по правильному пути к раскрытию этих сил.

    И только при помощи ума излагаемые здесь учения могут быть схвачены, поняты и использованы с наибольшей выгодой. Мы обращаемся прямо к умам читателей и просим эти умы с интересом раскрыться перед тем, что сойдет в них из их собственных высших областей. Мы обращаемся к интеллекту и просим его направить все свое внимание на это необыкновенно важное дело. Это важно для того, чтобы интеллект не ставил препятствий истинам, готовым проникнуть в него из области духовного ума, знающего Истину.

    Тренировка ума

    Создайте себе спокойную, тихую обстановку, чтобы вы могли свободно размышлять на темы, которые мы будем перед вами ставить. Встречайте сочувственно предлагаемые нами идеи, и пускай ваше душевное состояние будет таким, чтобы в вас легко могло проникать то, что ждет вас в высших областях вашего собственного ума.

    Мы хотим обратить ваше внимание на некоторые умственные впечатления и состояния в определенной последовательности, чтобы вы могли сознать, что эти состояния ума – лишь случайные проявления вашего Я, а не вы сами. Это необходимо для того, чтобы вы могли отстранить их и рассматривать их, как любую другую вещь, которой вы пользуетесь. Вы не может отстранить от себя Я и рассматривать его таким образом, но можно изучать так разнообразные формы не-Я.

    Первое чтение дало вам возможность осознать ваше Я, как нечто независимое от тела, являющегося лишь орудием, которым пользуется Я. Вы теперь достигли той ступени, когда ваше Я представляется вам некоторой умственной сущностью – клубком мыслей, чувств, настроений и т. п. Но вы должны пойти дальше. Вы должны научиться отличать Я от этих умственных состояний, которые являются орудиями Я точно так же, как и тело и его члены.

    Начнем с рассмотрения мыслей, более тесно связанных с телом, и затем перейдем постепенно к высшим умственным состояниям.

    Такие телесные ощущения, как голод, жажда, боль, приятные ощущения, плотские вожделения и т. п. едва ли будут ошибочно приняты многими из изучающих йогу за существенные свойства Я. Такие лица уже прошли эту стадию и научились отрешаться, в большей или меньшей степени, от этих ощущений при помощи усилия воли и более не являются рабами их. Не то, чтобы они не испытывали этих ощущений, но они привыкли смотреть на них, как на случайности физической жизни – полезные на своем месте, – но только в том случае, когда человек овладел ими и не принимает их более за свое Я. И однако, для некоторых людей эти ощущения настолько близки к их пониманию своего Я, что они, думая о себе, представляют себя только комком этих ощущений. Они не способны мысленно отойти от этих ощущений в сторону и рассматривать их, как вещь отдельную от себя, такую вещь, которой можно пользоваться, когда это полезно и необходимо, но которую нельзя прикреплять к своему Я. Чем больше растет человек внутренне, тем более далекими ему кажутся эти ощущения. Это не значит, что он не чувствует, например, голода. Совсем наоборот, потому что он ощущает голод и удовлетворяет его в пределах разумного, зная, что этим ощущением физическое тело требует к себе внимания и что это требование должно быть услышано. Но – заметьте разницу – вместо того, чтобы чувствовать «я голоден», человек чувствует, что «его тело» голодно, точно так же, как он мог бы сознавать, что его лошадь или собака голодны и настойчиво просят, чтобы их покормили. Читатели должны ясно понять, что мы хотим этим сказать. Мы хотим сказать, что человек в этом случае более не отождествляет себя, то есть свое Я, с телом; следовательно, все мысли, которые обыкновенно тесно связаны с физической жизнью, кажутся ему отделенными от его идеи Я. Такой человек часто думает вместо Я – «мой желудок», или «моя нога», или «мое тело». То есть он способен почти автоматически думать о теле и его ощущениях, как о вещах отдельных от него и только принадлежащих ему, о вещах, которые требуют заботы и внимания, но которые ни в каком случае не составляют реальных частей его Я. И он образует идею Я, как существующего отдельно от всех этих вещей – отдельно от тела и его ощущений – и этим он делает первый шаг к осознанию истинного Я.

    Прежде чем идти дальше, мы просим читателя остановиться на несколько минут и мысленно пройти через все ощущения тела. Образуйте мысленный образ этих ощущений и старайтесь сознать, что это просто случайности на данной стадии роста и развития Я, но что они совсем не образуют реальной части Я. И в дальнейшем развитии Я они могут быть оставлены позади. Очень может быть, что читатели давно уже образовали себе такое умственное понятие, но мы все-таки находим полезным просить их проделать это умственное упражнение для того, чтобы запечатлеть в уме высказанные идеи.

    Сознав, что он может мысленно как бы отставить в сторону эти ощущения, держать их на некотором расстоянии от себя и рассматривать как нечто «внешнее», человек мысленно решает, что эти вещи принадлежат к не-Я. И он мысленно соединяет их со всем прочим, относящимся к области не-Я. Мы попробуем высказать эту идею еще яснее, даже рискуя утомить читателя повторениями. Дело в том, что эта идея должна очень прочно укрепиться в уме. Для того чтобы быть способным отнести данную вещь к области не-Я, человек должен различать разделение Я и не-Я и ясно видеть это разделение во всех случаях жизни. Пока человек не может точно дать себе отчет, к чему относится данная вещь, к Я или к не-Я, он не должен идти дальше.

    Дальше человек должен рассматривать некоторые из своих эмоций: гнев, ненависть, любовь в ее наиболее обыкновенных формах, ревность, гордость и сотню других эмоций, непрерывно проходящих в душе человека. И он увидит тогда, что он способен отойти от каждой из этих эмоций в сторону и изучать ее со стороны, рассекать ее, разлагать, анализировать, думать о ней, как о вещи отдельной от себя. И он получит тогда возможность понимать возникновение, развитие и конец каждого из этих чувств; вызывая их в памяти, он будет наблюдать их так, как будто бы они проходили не в нем и не с ним, а с его другом. Он увидит, что все испытанные им раньше чувства сохраняются в различных уголках его памяти, и он может заставить их все пройти перед собой и показать ему себя. И тогда он ясно увидит, что это не «он», что это просто нечто, что он носит с собой в своей памяти. И человек легко может представить себе, что он живет без этих чувств и все-таки остается самим собой, сохраняя то же самое Я.

    Уже один тот факт, что человек может отойти от этих ощущений и рассматривать их со стороны, является доказательством, что они принадлежат к миру не-Я – потому что в данном случае действуют как бы две стороны. Во-первых, вы, тот, кто рассматривает и рассуждает, и во-вторых, то, что вы рассматриваете и о чем рассуждаете, то есть то, что является объектом вашего рассмотрения и обсуждения. Таким образом к миру не-Я постепенно переходят все эти эмоции, желательные и нежелательные. И область не-Я постепенно растет, принимая угрожающие размеры.

    Читатель не должен воображать, что целью настоящих чтений является борьба с эмоциями, хотя если наши указания помогут ему освободиться от нежелательных эмоций – тем лучше. Но наша цель иная, потому что мы просим на этот раз объединить желательные эмоции с нежелательными, главным образом для того, чтобы помочь читателю уяснить себе тот факт, что Я выше всех этих эмоций и независимо от них настолько, что когда человек осознает истинную природу своего Я, он может вернуться назад и, как господин, пользоваться вещами, которым совсем недавно служил, как раб. Поэтому читатели не должны бояться отбрасывать все эмоции, добрые и злые вместе, в одну сторону, в сторону не-Я. Вы можете вернуться к ним, когда умственная тренировка будет кончена, и пользоваться теми из них, которые найдете полезными. Сколько вы бы ни думали, что связаны той или другой эмоцией, тщательный анализ все-таки покажет вам, что эти эмоции относятся к области не-Я; потому что Я существовало раньше, чем возникла эта эмоция, и будет существовать когда даже след ее исчезнет из вашей памяти. Но главное доказательство заключается в том, что вы можете отделить себя от этих эмоций, держать их как бы на некотором расстоянии от себя и рассматривать их со стороны.

    Просмотрите все свои чувства, эмоции, настроения, стараясь думать, что они принадлежат не вам, а вашему хорошему другу или родственнику, и вы увидите, что каждая из этих эмоций относится к не-Я.

    Затем, переходя к интеллекту, вы точно так же возьмете для рассмотрения все умственные процессы и принципы. Если вам кажется, что это невозможно, тогда возьмите какую-нибудь хорошую книгу по психологии, и вы научитесь разлагать и анализировать все интеллектуальные процессы, определять их, ставить на них соответствующие ярлыки. Изучайте психологию по какому-нибудь хорошему учебнику или общему курсу, и вы увидите, как постепенно будут классифицироваться в вашем уме все умственные процессы и как легко вы будете определять их, точно растения по ботаническому определителю. Если это не удовлетворит вас, возьмите какую-нибудь книгу по логике, и вы должны будете допустить, что можете держать умственный процесс как бы на некотором расстоянии от себя, рассматривать его стороны и говорить о нем с другими. Таким образом эти удивительные орудия человека – интеллектуальные силы – тоже могут быть отнесены к области не-Я, потому что Я может стоять в стороне и рассматривать их – способно отделить их от себя. Самая замечательная вещь во всем этом – то, что, допуская такой факт, вы вместе с тем убеждаетесь в том, что Я может пользоваться этими умственными способностями для изучения их самих. Кто же тот господин, который заставляет эти умственные способности анализировать самих себя? Господин ума – это Я.

    Достигая высших областей ума – даже духовного ума – вы будете принуждены допустить, что все, что переходит в сознание из этой области, может быть изучено совершенно так же, как все, что вы раньше отнесли к области не-Я. Вы можете возражать и говорить, что последние соображения не доказывают, что можно рассматривать, как не-Я, все идущее от духовного ума, – что среди этого могут быть вещи, относящиеся к Я. Мы не будем спорить об этом, потому что люди вообще еще мало знают о духовном уме, кроме только того, что он бесконечно выше и очень мало похож на то, что люди вообще называют умом. Но свидетельство внутренне-просветленных людей, тех, в ком раскрыл свои удивительные силы духовный ум, говорит нам, что даже на самых высших степенях развития, у посвященных и даже у Учителей, всегда было ощущение, что выше их самых высоких идей в них все-таки было Я, смотревшее на эти идеи сверху, как солнце смотрит на озеро. Эти же свидетельства говорят нам, что самая высшая идея Я есть только слабое отражение того Я, которое пробивается через духовный ум, хотя духовный ум чист и светел, как прозрачный кристалл, в сравнении с нашими обыкновенными, тусклыми и мутными умственными состояниями. И самое высшее умственное состояние – это только орудие Я, а совсем не само Я.

    И однако, Я можно найти в самых слабых формах жизни. Оно одушевляет даже жизнь, кажущуюся бессознательной. Я – всегда пребывает неизменным. Его видимый рост есть только результат умственного развития индивидуума. Как мы описывали в одном из чтений книги «Пути достижения», Я можно сравнить с электрической лампочкой, закрытой несколькими слоями прозрачной ткани. Если снимать по очереди слой за слоем, то свет начнет делаться постепенно сильнее и ярче. И однако, он сам не меняется; перемена состоит только в удалении закрывающих и затемняющих его оболочек. Мы совсем не надеемся помочь читателям осознать Я во всей его полноте – это недоступно людям даже самого высокого развития из живущих в настоящее время на земле. Но мы надеемся привести каждого из читателей к постижению высшей идеи Я, возможной для него на настоящей стадии его развития. Процесс осознания Я заключается в постепенном спадении его оболочек, которые оно уже переросло. Оболочки готовы упасть и требуют только умелого прикосновения для того, чтобы отлететь от человека. Мы желаем привести читателей к возможно более полному (для них) осознанию Я, как реальности, для того, чтобы они стали настоящими индивидуальностями – понимали бы значение и смысл орудий и инструментов, находящихся в их распоряжении, и имели бы смелость взять эти орудия и работать при помощи их.

    Возвращаемся теперь к тренировке ума. После того, как человек убедится, что почти все, о чем он может подумать, относится к области не-Я – что это есть лишь орудие или инструмент, которым он может пользоваться – он спросит: но что же, наконец, не может и не должно быть отнесено к области не-Я? И на этот вопрос мы ответим: только само Я. И когда читатель потребует доказательств, мы скажем: «Попробуйте отделить от себя Я и посмотреть на него со стороны». Вы можете пробовать это хоть тысячу лет, и вам никогда не удастся отделить от себя ваше истинное Я. Иногда вы можете думать, что вам удалось это сделать, но короткое размышление покажет вам, что вы отделили от себя только некоторые из ваших умственных свойств или способностей. Где же в этом процессе Я? Оно рассматривает вещи со стороны. Вы должны понять, что Я не может быть одновременно рассматривающим и вещью, которую рассматривают – исследователем и исследуемым предметом. Солнце не может светить на себя своим светом. Вы можете рассматривать Я какого-нибудь другого человека, но ваше Я – это то, что рассматривает. И вы не можете отойти в сторону, как Я, и рассматривать себя, как Я. Тогда, что же доказывает нам, что в нас есть Я? Следующее: во-первых, то, что вы всегда сознаете себя, как рассуждающего и исследующего, а не чувствуете себя рассматриваемой и исследуемой вещью, а во-вторых, то, что называется самосознанием. Что говорит нам наше самосознание? – «Я есмь». Только это и больше ничего. Это все, что сознает Я относительно себя: «Я есмь». Но это самосознание стоит всего остального, потому что все остальное – это только не-Я, орудие которое Я может брать и пользоваться им.

    Итак, при конечном анализе вы найдете, что существует нечто, что Я не может отделить от себя и рассматривать со стороны. Это нечто и есть само Я – вечное и неизменное, капля из великого океана духа, искра священного пламени.

    Точно так же, как вы не можете себе представить ваше Я мертвым, вы найдете невозможным и отделить от себя Я и рассматривать его со стороны. Все, что будет приходить к вам, будет только новым свидетельством сознания «Я есмь».

    Если бы вы были способны отделить от себя Я для его рассмотрения, кто бы, собственно, стал его рассматривать? Кто мог бы рассматривать его, кроме самого Я? А если бы оно было здесь, то как бы оно могло быть там? Я не может стать не-Я даже для самого дикого полета фантазии; воображение со всей его восхваляемой свободой и силой признает себя побежденным и отказывается, если его просят сделать это.

    Мы желаем нашим читателям скорее прийти к истинному познанию того, чем они в действительности являются. Мы желаем им как можно скорее осознать факт, что они – спящие боги, что в них находятся все силы вселенной, ждущие только слова, чтобы проявиться в действии. Много веков вы боролись за то, чтобы достичь настоящего положения, и длинный путь еще лежит перед вами, прежде чем вы достигнете первого великого храма; но вы теперь вступаете в сознательную стадию духовной эволюции. Ваши глаза теперь будут открыты; вы будете видеть все ваше движение по пути; начиная с настоящего момента, каждый шаг будет делаться для вас все яснее и яснее, все больше и больше будет освещаться светом вашего сознания.

    Вы находитесь в соприкосновении со всей жизнью, и отделенность вашего Я от великого мирового Я только кажущаяся и временная. Мы будем говорить об этих вещах в третьем чтении, но прежде, чем вы будете в состоянии вполне усвоить эти идеи, вы должны развить в себе сознание Я; не смотрите на это, как на неважное и несерьезное дело, не относитесь иронически к нашим объяснениям, хотя бы они и казались вам повторением одного и того же. Мы указываем вам на великую истину. Старайтесь следовать указаниям духа, который даже теперь, в то время, когда вы читаете это, стремится вас направить по пути достижения. Обдумайте все сказанное в этом чтении и практикуйтесь в умственной тренировке до тех пор, пока ваш ум не схватит вполне ее значения; затем старайтесь, чтобы понятое вами значение дошло до самой глубины вашего сознания. Тогда вы будете готовы для восприятия дальнейших чтений.

    Практикуйте умственную тренировку до тех пор, пока в своем уме вы не будете вполне уверены в реальности Я и в относительности не-Я. Как только вы схватите эту истину, вы сразу увидите, что получили способность пользоваться вашим умом с гораздо большей силой и достигая б?льших результатов, чем раньше, потому что вы будете теперь сознавать, что это ваше орудие, приспособленное для нужной вам работы. Вы будете в состоянии, когда это нужно, владеть своими настроениями и эмоциями и из положения раба перейдете в положение господина.

    Наши слова кажутся очень бедными и бессильными, когда мы подумаем об огромности истины, которую мы пытаемся передать. Но кто может найти слова для выражения невыразимого? Все, что мы можем надеяться сделать, это пробудить в вас интерес и внимание настолько, чтобы вы практиковали умственную тренировку и таким образом получили свидетельство своего собственного сознания относительно истинности того, что мы говорим. Истина не будет истиной для вас до тех пор, пока вы не докажете ее себе своим собственным опытом, а раз вы докажете ее себе, ее нельзя будет отнять у вас, и никакие споры не докажут вам, что она не существует.

    Вы должны сознать, что в каждом умственном усилии за ним стоите Вы, то есть ваше Я. Вы заставляете ум работать, и он подчиняется вашей воле. Вы господин, а не раб вашего ума. Вы ведете его, а не он ведет вас. Стряхните с себя тиранию вашего ума, которая вас так долго давила. Утвердитесь в своем понимании себя и будете свободны. Мы будем помогать вам в этом отношении в этих чтениях, но прежде всего вы должны стать господином своего ума. Провозгласите умственную вашу независимость от настроений, эмоций и бесконтрольных мыслей и утвердите над ними свою власть. Войдите в свое царство и помните, что вы проявление духа.

    Это чтение предназначено главным образом для того, чтобы дать вам ясное сознание того факта, что ваше Я есть реальность, отдельная и отличная от своих умственных орудий. Управление умственными способностями при помощи воли входит в следующие чтения. Но мы находим полезным теперь же указать вам те выгоды, которые явятся от осознания истинной природы Я и относительности ума.

    Мы часто предполагаем, что наш ум является нашим господином и позволяем мучить и терзать себя «невольным мыслям», являющимся в различные ненужные моменты. Посвященный свободен от этих тревог, потому что он умеет устанавливать свое господство над различными частями своего ума, умеет контролировать и направлять свои умственные процессы совершенно так же, как человек управляет сложной машиной. Он способен управлять своими сознательными мыслительными способностями и направлять их работу к наибольшей выгоде для себя, и он умеет также отдавать приказы подсознательной области своего ума и заставлять ее работать в то время, когда он спит, или в то время, когда его сознательный ум направлен на другое дело. Мы еще вернемся к этому вопросу в дальнейших чтениях.

    Но в связи с этим может быть интересно прочитать то, что Эдуард Карпентер говорит о способности человека контролировать свои умственные процессы. В своей книге «От Адамова пика до Элефанты», описывая свое посещение индусского жнани-йога, он говорит:

    «Если мы не согласны поверить в возможность этого внутреннего господства над телом, мы одинаково не привыкли к идее возможности господства над нашими внутренними мыслями и чувствами. Тот факт, что человек становится добычей каждой мысли, которая случайно завладевает его умом, всем нам кажется почти неизбежным. Он может сожалеть, что целую ночь ему не дают спать мысли о деле, результат которого выяснится утром, но ему покажется экстравагантностью утверждение, что от него самого зависит, спать или не спать. Картина надвигающегося несчастья может быть очень тяжела, но уже сама ее тяжесть делает то, что она необыкновенно упорно держится за наш ум и нам, как нам кажется, почти бесполезно пытаться прогнать ее.

    Но это нелепое положение, потому что зачем человеку, наследнику всех веков, подчиняться и поддаваться всем пустым творениям своего собственного ума? Если нас беспокоит маленький камень, попавший в наш сапог, мы выбрасываем его. Снимаем сапог и трясем его, чтобы выскочил камень. Но раз мы правильно поймем положение вещей, мы можем точно так же легко прогонять все беспокоящие нас и вредные мысли, возникающие в нашем уме. Относительно этого не может быть никакой ошибки и не может быть разных мнений. Вещь совершенно очевидна, ясна и несомненна, и прогонять вредную мысль из ума должно быть так же легко, как выкидывать маленький камень из сапога. Пока человек не может делать этого, полная бессмыслица говорить о какой-то его власти над природой и о подобных вещах. Он простой раб, добыча привидений с крыльями, летучих мышей, летающих в темных пещерах его собственного ума.

    И однако, усталые и измученные лица, которые мы постоянно видим, особенно у людей культурных классов наших стран, ясно показывают нам, как редко достигается это господство, как редко в самом деле мы встречаем человека и как часто, наоборот, сталкиваемся мы с существами, совершенно загнанными их собственными тираническими мыслями (или желаниями, или заботами). И мы видим, как эти существа дрожат и жмутся под ударами бича, или наоборот, гордясь собой, весело бегут в своей сбруе, повинуясь вознице, который крепко держит вожжи; им кажется, что они свободны, но в действительности с ними нельзя даже поговорить наедине, потому что около них всегда чувствуется это чужое присутствие.

    Одна из главных доктрин раджа-йоги заключается в том, что способность удаления ненужных мыслей или, если это нужно, уничтожения их на месте, должна быть приобретена. Естественно, всякое искусство требует практики, но так же, как во всех других искусствах, в этом, раз оно постигнуто, нет больше никакой тайны и никакой трудности, и этому искусству стоит поучиться. Без преувеличения можно сказать, что жизнь начинается только тогда, когда приобретено это искусство, потому что очевидно, что когда человек вместо того, чтобы подчиняться всем отдельным мыслям, которые теперь управляют им, научится сам управлять этими летучими стаями огромного количества, разнообразия и силы, подчинит их себе, научится посылать их куда хочет и заставит служить себе («Потому что Он делает ветры Своими вестниками и пылающий огонь исполнителем Своей воли»), тогда жизнь становится такой огромной и обширной в сравнении с тем, чем она была раньше, что первоначальное состояние человека можно считать почти как бы состоянием его до рождения.

    Если вы можете убить мысль хотя бы на время, вы можете сделать с ней также и все другое, если захотите. Поэтому так важна эта способность уничтожать мысли. Она не только освобождает человека от душевных мучений, которые составляют по меньшей мере 9/10 всех мучений жизни, но она дает ему концентрированную силу производить умственную работу – такую силу, какую он совершенно не знал раньше. Освобождение ума от тирании ненужных мыслей и рост его силы взаимно обусловливают друг друга. Как уже было сказано раньше, это один из главных принципов раджа-йоги.

    Когда вы за работой, ваша мысль должна быть абсолютно сосредоточена на этой работе и не должна отвлекаться ничем не относящимся к работе. Тогда вы будете мчаться вперед, как огромный паровоз, развивающий огромную силу и работающий с соблюдением полной экономии. Никакого ненужного трения или изнашивания, никакого замедления работы в одних частях и усиления в других благодаря неправильному распределению силы. И когда нужная работа кончается, когда нет больше надобности пользоваться механизмом ума – машина должна останавливаться, останавливаться совершенно; не должно быть никакого думания, заботы, тревожных мыслей. Эти ненужные мысли подобны тому, как если бы по возвращении паровоза в депо целой толпе мальчишек позволили играть с паровозом и делать с ним все, что они хотят. Кончив свою работу, человек должен уходить в ту область своего сознания, где обитает его истинное Я.

    Я говорю, что сила мыслительной машины бесконечно увеличивается, если человек научается сосредоточивать все свои силы на том, что он делает, а затем, кончив работу, давать им полезный отдых. Ум становится тогда настоящим инструментом, который рабочий кладет в сторону, окончив работу; только бродяга постоянно таскает свой инструмент с собой, желая показать себя рабочим».

    Мы просим читателя обратить внимание на приведенное место из книги Карпентера. Здесь очень много мыслей, которые могут быть полезны людям, стремящимся освободиться от рабского подчинения своим умам и старающимся подчинить ум контролю высшего Я при посредстве воли.

    В следующем чтении мы будем рассматривать вопрос об отношении человеческого Я к мировому Я, и это чтение озаглавлено «Расширение Я». Мы будем рассматривать вопрос не с теоретической точки зрения, но главным образом стараясь заставить читателей познать в глубине самих себя истину высказываемых нами положений. Мы совсем не стремимся к тому, чтобы наши читатели овладели какою-нибудь теорией, но стараемся поставить их в такое положение, чтобы они сами узнали и действительно испытали то, о чем мы говорим.

    И поэтому мы очень просим читателей не удовлетворяться простым прочтением этих страниц. Необходимо много размышлять обо всех вещах, высказанных в чтении об умственной тренировке, пока в уме не станут совершенно ясными все различия и пока читатели не только будут верить, что многое из того, что мы говорим, истинно, но узнают это сами в себе, ощутят разницу между Я и его орудиями.

    Имейте терпение и настойчивость. Задача может быть трудной, но и награда за решение ее велика. Ради того, чтобы сознать громадность, величие, силу и могущество вашего истинного существа, стоит отдать много лет труда. Поэтому изучайте и практикуйтесь прилежно, внимательно и с надеждой на будущее. Мир да будет с вами.

    Мантры – утверждения, или внушения, для чтения второго

    Я – существо. Мой ум – только орудие для моего выражения.

    Я существую независимо от моего ума, бытие мое не находится в зависимости от него.

    Я господин моего ума, а не его раб.

    Я могу отойти в сторону от моих чувств, эмоций, страстей, желаний, умственных способностей и от всей совокупности моих душевных орудий, потому что это все не Я. Но кроме них есть еще нечто, и это нечто есть Я – то, от чего я не могу отойти и что я не могу отставить от себя, потому что это я сам, мое единственное Я, мое истинное Я. То, что остается после того, как откинуто все, что можно откинуть, и есть настоящее Я – я сам, вечный, постоянный, неизменный.

    Я есмь







     

    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх