|
||||
|
ГЛАВА 4 ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ТАЙ-ЦЗИ ЦЗЯНЬ Несмотря на общность приемов тай-цзи цюань и тай-цзи цзянь, между ними есть существенная разница. Каждое базовое движение цзянь можно применять при осуществлении техник, описанных в следующей главе. Если вы поймете их смысл и сумеете сочетать их с соответствующими техническими приемами, то значительно повысите уровень мастерства. В противном случае не следует и мечтать о том, чтобы улучшить свою форму тай-цзи цзянь. Изучение базовых движений является первым этапом тренировки в традиции цзянь. Эти ключевые навыки закладывают основу для дальнейшего совершенствования. Тем не менее в наши дни многие пренебрегают изучением основ. Для выполнения каждого базового движения существуют определенные правила, которые до недавнего времени хранились в секрете и были доступны лишь узкому кругу избранных. Более того, даже среди посвященных эти стандарты были известны далеко не всем. Как правило, наставник показывал движения, а ученикам оставалось лишь следовать его примеру и в процессе упорных тренировок постигать их внутренний смысл. Принято считать, что если базовые движения фехтовальщика оставляют желать лучшего, значит, наставник не уделил ему должного внимания или у него вообще не было никакого наставника. ПРИНЦИПЫ ДВИЖЕНИЙ КОРПУСА В форме тай-цзи цзянь движения корпуса должны полностью соответствовать девяти базовым принципам тай-цзи цюань, которые изложены ниже. Каждый из этих принципов соответствует конкретному движению и определенной акупунктурной точке (или паре акупунктурных точек). Для определения местоположения этих точек сверяйтесь с таблицами «Приложений». Расслабить плечиРасслабление плеч (сунцзянь) помогает расслабить руки, способствует насыщению их ци и внутренней силой. Если же мышцы рук напряжены, это лишит движения силы и плавности. Внимание следует сосредоточить на точках цзянь-цзин. Опустить локтиОпущенные локти (жуйжоу) направят ци и внутреннюю силу в руки, что усилит кисти и сделает их более ловкими. Опуская локти, вы способствуете большей согласованности своих движений. Внимание сосредоточено на точках цюй-чи. «Опустошить» грудьДля «опустошения» груди (хансионь) следует слегка втянуть грудную клетку и создать в корпусе ощущение пустоты. В результате ци плавно опустится в дань-тянь по переднесрединному меридиану. Это упражнение способствует также тренировке ног. Сосредоточьте внимание на ключевой точке тань-чжун, расположенной в центре груди. Выпрямить спинуСпина всегда должна быть прямой (бабэй). Никогда не сутультесь и не откидывайтесь назад. Правильная осанка помогает ци плавно и легко подниматься вдоль заднесрединного меридиана. В сочетании с «опустошенной грудью» бабэй позволяет энергии циркулировать по телу от головы до пальцев ног и обратно по кругу. Круговое движение ци способствует высвобождению внутренней силы и является наиболее важным элементом внутренней базовой тренировки. Сосредоточьте внимание на цзя-цзи, акупунктурной точке, расположенной в центре спины. Расслабить поясницуРасслабление поясницы (соньяо) является одним из ключевых моментов, связанных с центром тяжести тела и контролем над всеми движениями. При напряженной пояснице вам не удастся полностью расслабить ни одну часть тела. Поток ци будет ослаблен, внутренняя сила — деморализована, руки лишатся гибкости, а ноги — проворства. Ключевыми точками при расслаблении поясницы являются мин-мэнь, расположенная по центру нижней части спины, и шан-цюй, расположенная на пупке. Внимание направляется на область, лежащую между этими двумя точками. Задействовать бедраЭтот прием, известный как чоукуа, выполняется следующим образом. В тот момент когда вы собираетесь сделать шаг, попытайтесь ощутить, что бедро делающей шаг ноги поднимается и располагается поверх бедра опорной ноги. В результате ваши ноги станут более мощными, стремительными и устойчивыми. Начиная движение, сосредоточивайте внимание на бедре делающей шаг ноги, а затем — на бедре опорной. Изгибать и растягивать промежностьЭтот прием называется гуодань. С его помощью концентрированный поток ци свободно и плавно опускается в ноги. Гуодань также увеличивает силу ног, устойчивость и делает тело подвижным. Ключевыми акупунктурными точками являются ян-лин-цюань, расположенные на коленях. Внимание следует сосредоточить на этих точках и следить за тем, чтобы колени располагались непосредственно над пальцами ног. Подтянуть ягодицыЭтот прием называется лиутун. Благодаря ему поясница остается расслабленной, а шэнь поднимается вверх. Ключевой точкой является чжун-ляо, расположенная на копчике. «Подвесить» головуДиньтоусиань означает, что вы всегда должны держать голову прямо, словно она находится в подвешенном состоянии. Этот момент является одним из ключевых. Несоблюдение его не позволит правильно выполнять движения тай-цзи цзянь и применять боевую технику. Диньтоусиань способствует гармоничному развитию шэнь, и, ци, делает тело подвижным и энергичным, помогает сохранять равновесие и сосредоточивать внимание на акупунктурных точках. Ключевой точкой является бай-хуэй, расположенная на макушке головы. Представьте, что все тело подвешено в воздухе, «привязанное» к этой точке. Сосредоточьтесь на ней и убедитесь в том, что она находится строго над точкой хуэй-инь, расположенной между гениталиями и анусом. Дополнительные указанияНельзя обойти вниманием еще три аспекта движения при выполнении формы тай-цзи цзянь. Первым из них является угол наклона корпуса. Некоторые приемы цзянь требуют отклонения корпуса в том или ином направлении. Во всех случаях следует следить за тем, чтобы точки бай-хуэй и хуэй-инь оставались на одной линии. Если вы преуспеете в этом, то даже существенные отклонения корпуса не нарушат безупречности исполнения формы. В противном случае вы потеряете равновесие, а ваши движения — силу. Согласно главной заповеди тай-цзи, когда внутренние компоненты гармоничны, внешним можно не придавать принципиального значения. У мастеров высокого уровня, искусных в применении внутренних компонентов, внешние правильны даже в тех случаях, когда они не соответствуют общепринятым нормам. Второй важный аспект движения связан с поясницей. В форме цзянь ее движения отличаются большей амплитудой, чем в безоружной форме тай-цзи. Эта особенность дает практикующим форму цзянь прекрасную возможность более глубоко осмыслить движения в области пояса. Во всех формах тай-цзи поясница является своего рода командным пунктом, управляющим движениями тела. Поэтому она всегда должна оставаться расслабленной и подвижной. Как только поясница приходит в движение, добейтесь максимально устойчивого положения бедер. Третьим объектом тщательного изучения являются движения нижней части тела. В форме тай-цзи цзянь существует много позиций, предполагающих наклоны корпуса. Поэтому новичкам надо обратить пристальное внимание на усиление ног и способность сохранять равновесие. ДВИЖЕНИЯ РУК Несмотря на то что в процессе выполнения формы цзянь удерживается в одной руке, другой также следует уделять внимание. Иными словами, внимание следует уделять обеим рукам в равной мере. В движении, равно как и в сознании фехтовальщика, свободная рука и рука, удерживающая меч, должны быть симметричны. В главе 2 мы рассматривали разные варианты хватки цзянь. Несмотря на их многообразие, основное правило тай-цзи — оставаться расслабленным — следует соблюдать при любом положении рук. Расслабление ладоней сообщает движению меча скорость и проворство. Расслабленные руки пропускают поток ци и цзин к клинку, что значительно повышает силовые и скоростные качества движений с мечом. Способность направлять поток ци на острие меча является главным боевым качеством, необходимым для овладения формой тай-цзи цзянь, а ладони — едва ли не главными частями тела, отвечающими за развитие этой способности. Как и в безоружной форме, поток ци в равной мере зависит от свободной руки, будь то положение цзяньцзюэ или цзяньфа, и от удерживающей цзянь руки. Сосредоточенность на свободной руке создает равновесие между ци, внутренней силой, сознанием и движением. Пристальное внимание к первой убережет ее от травм, которые могут стать результатом случайных касаний лезвия или острия клинка. СТОЙКИ Стойкой — бусинь — считается устойчивое положение ног. Отработка правильных стоек является важнейшим аспектом тренировки тай-цзи цюань. Неправильные стойки не позволяют достичь высоких уровней мастерства и могут стать причиной травм. Правильные же повышают устойчивость, чувство равновесия, способность к расслаблению, усиливают поток ци и взаимодействие внутренних компонентов. Принято считать, что мастеру достаточно кинуть взгляд на вашу стойку, чтобы определить уровень вашего кунг-фу. Как и в случае с базовыми движениями, между стойками форм тай-цзи цюань и тай-цзи цзянь много общего. В обеих формах важно расстояние между ногами, определяемое длиной ступни практикующего. В традиционной стойке, называемой жэньбу, расстояние между пяткой впереди стоящей ноги и кончиками пальцев сзади стоящей, равно как и горизонтальное расстояние между ступнями, равно длине ступни (рис. 4.1). В большинстве стоек практически весь вес тела приходится на одну ногу. Название стойки часто указывает на то, какая из ног является опорной. Стойка с наклоном влево, например, — это стойка, при которой сила сосредоточивается в левой ноге. При несубстанциональных стойках безразлично, на правую или левую ногу делается упор. Только при левой несубстанциональной позиции левая нога становится опорной, а правая — неустойчивой. Запомнив это, можно избежать досадных ошибок. Определение стоек в этой главе не зависит от того, какая нога является опорной, поэтому ссылки на ту или иную ногу отсутствуют. Описание каждой стойки соответствует традиционным стандартам, которые формировались на протяжении долгих лет практики. Тем не менее, как только вы освоите форму тай-цзи цзянь, необходимость в соблюдении этих стандартов отпадет сама по себе и вы будете руководствоваться собственным внутренним чувством. В боевых ситуациях ими можно пренебречь. Во время схватки стойки, как правило, более компактны, что позволяет фехтовальщику двигаться быстрее. И все же не следует пренебрегать изучением традиционных стоек даже в том случае, если вашей основной целью является развитие боевых навыков. Значимость стандартов на разных этапах практики тай-цзи цзянь распространяется не только на стойки, но и на технику перемещений, о которой пойдет речь в следующем разделе. В этом разделе приводятся фотографии и схемы, дающие представление о стойках формы тай-цзи цзянь и положении ступней. Незаштрихованная часть рисунка обозначает место, в котором ступня оторвана от пола. Сомкнутая стойкаВ стойке, называемой биньбу, ступни сомкнуты и параллельны друг другу, а вес тела равномерно распределен на обе ноги (рис. 4.4). Несмотря на это, сознание должно быть сосредоточено лишь на одной ноге. В противном случае вы будете нести двойную нагрузку. Стойка следованияВ стойке гэнбу ноги почти сомкнуты, но фактически вес тела приходится на одну из них, а вторая, «пустая» (не загруженная) нога лишь подушечками пальцев касается пола. Существуют две стойки следования. В задней — хоу гэнбу — основание пальцев «пустой» ноги расположено сразу за «полной», или опорной ногой, а ноги обычно слегка согнуты в коленях (рис. 4.5). В боковой стойке следования — цэ гэнбу — основание пальцев «пустой» ноги касается пола рядом с «полной» ногой и ноги всегда согнуты (рис. 4.6). Стойка лучникаВ стойке лучника — гоньбу — на согнутую ногу приходится весь вес тела. Другая нога — прямая и «пустая». Существует четыре таких стойки: стандартная, широкая, боковая и диньба. В первой позе лучника — жэнь гоньбу — впереди стоящая нога согнута и является опорной, а сзади стоящая нога — прямой и «пустой»; пальцы обеих ног указывают вперед (рис. 4.7). Ноги разведены на длину ступни, как в ширину, так и в длину. Широкая стойка лучника аналогична стандартной, за исключением того, что ноги разведены на 1,5 длины ступни в ширину и на полступни в длину (рис. 4.8). В боковой стойке лучника — цэ гоньбу (пубу) — ступни расположены параллельно друг другу на расстоянии 2,5 длины ступни (рис. 4.9). Опорная нога согнута в колене, а «пустая» — прямая. Стойка диньба, или диньбабу, является переходной между стандартной и боковой. Сначала принимается стандартная поза лучника, а затем впереди стоящая нога разворачивается на пятке внутрь под углом 90° (рис. 4.10). Сзади стоящая нога при этом неподвижна. Впереди стоящая согнута в колене и является опорной, а сзади стоящая остается прямой и «пустой». Сидячая стойкаВ стойке жуобу сзади стоящая нога согнута и является опорной. Впереди стоящая — прямая и «пустая»; ее пятка касается пола, а пальцы указывают вверх. Существуют три разновидности такой стойки: стандартная (жэнь жуобу), в которой расстояние между ступнями равно длине стопы (рис. 4.11); широкая (ю жуобу) — расстояние между ступнями составляет 1,5 длины стопы (рис. 4.12); боковая (цэ жуобу), в ней «пустая» нога отведена в сторону от опорной (рис. 4.13). Несубстанциональная стойкаВ несубстанциональной стойке — сюбу — одна нога согнута в колене и на нее приходится большая часть веса тела. Вся поверхность ее ступни прижата к полу. Другая нога, которую называют «пустой» или «несубстанциональной», также согнута в колене, но на нее приходится меньшая часть веса. Лишь основания пальцев этой ноги слегка касаются пола. Обычно в такой стойке вес тела распределяется между ногами в следующих пропорциях: 100 % — 0 %; 80 % — 20 %; 70 % — 30 %; 60 % — 40 %. Существуют три разновидности этой стойки. В стандартном исполнении, также называемом сидячей несубстанциональной стойкой — жуо сюбу, «пустая» нога выставлена вперед (рис. 4.14). В боковой стойке — цэ сюбу — отставлена в сторону, а ее колено и пальцы развернуты в сторону (рис. 4.15). В задней — хоу сюбу — «пустая» нога отведена назад (рис. 4.16). Принимая несубстанциональные стойки, нужно следить за вертикальным сопряжением колена и лодыжки «пустой» ноги. Стойка всадникаВ стойке мабу, называемой также жэнь мабу, ступни расположены параллельно и ноги разведены на 2,5 длины ступни (рис. 4.17). Оба колена согнуты, каждое находится строго над пальцами соответствующей ноги. Существуют два вида этой стойки: вариант мабу, когда вес тела равномерно распределен на обе ноги, и вариант бан мабу, когда одна нога развернута вперед и на нее приходится 60 % веса тела, а вторая развернута в сторону (рис. 4.18). В любом случае сознание сосредоточено лишь на одной ноге. Стойка отдыхаВ стойке сиэбу ноги скрещены и согнуты в коленях. Впереди стоящая нога всегда развернута вперед, и на нее приходится практически весь вес тела. Сзади же стоящая касается пола лишь основанием пальцев, а ее колено — внутренней поверхности коленного сгиба впереди стоящей. Существуют два варианта исполнения этой стойки: низкая стойка отдыха (сиэбу) и высокая стойка отдыха (гао сиэбу). В первом варианте вес тела приходится на впереди стоящую ногу (рис. 4.19). Во втором случае ноги лишь слегка согнуты в коленях, а вес тела распределен, хотя и неравномерно, между обеими ногами (рис. 4.20). Стойка прикрытияВ стойке гайбу ноги скрещены. Ступня впереди стоящей всегда развернута наружу. На согнутую опорную ногу приходится большая часть веса тела, а другая практически выпрямлена. На рис. 4.21 показано прямое положение впереди стоящей ноги, а на рис. 4.22 — прямое положение сзади стоящей. В отличие от других стоек, варианты исполнения этой не имеют конкретных названий. Более того, даже шаг, с помощью которого она принимается, также именуется гайбу. Стойка на одной ногеПо очевидным причинам стойку дулибу также называют стойкой удержания равновесия. В ней одна нога оторвана от пола и весь вес тела приходится на другую. Существует множество вариантов исполнения этой стойки. Опорная нога бывает и прямой, и согнутой, а оторванная от пола может принимать множество положений (рис. 4.23—4.26). Стойки на одной ноге развивают ощущение внутренней силы и повышают способность эффективно использовать ее. В основном такие стойки применяются во время тренировок и крайне редко — в реальном бою. В широкой стойке, именуемой юбу, это же расстояние равно половине длины стопы, а ширина между ступнями — 1,5 длины стопы (рис. 4.2). В боковой стойке, называемой хэнькайбу, ступни расположены параллельно друг другу, а расстояние между ними равно 2,5 длины ступни (рис. 4.3). ШАГИ Термином «буфа» в практике тай-цзи цзянь называют работу ног как таковую. Считается, что искусство фехтования мечом зависит от нее на семьдесят процентов, а от техники рук — лишь на тридцать. Работа ног является основой всех других движений. При неправильном перемещении любое движение будет неадекватным. Это базовый компонент способности к расслаблению, стремительному движению и устойчивости. В той же мере от нее зависят развитие искусства владения мечом и усиление потока цзин. В этом разделе приведены фотографии и схемы перемещений. На схемах незаштрихованный контур стопы соответствует ее положению перед тем, как сделать шаг. Заштрихованный же означает либо сделанный шаг, либо положение на месте. Стрелками показаны направления движения ног. Цифрами указана последовательность выполнения шагов. Шаг вперед, сзади стоящей ногойЭтот шаг, называемый шаньбу, предполагает движение вперед по дуге сзади стоящей ноги (рис. 4.27). После его выполнения расстояние между ступнями равно либо длине ступни, либо 1,5 длины, в зависимости от принимаемой стойки. В силу того что шаньбу является длинным шагом, скорость его исполнения уступает скорости коротких шагов, и им пользуются лишь при необходимости значительного продвижения вперед. Шаг назад, впереди стоящей ногой Шаг чебу предполагает отход назад впереди стоящей ногой, так что она оказывается позади фиксированной ноги (рис. 4.28). Она также движется по дуге. Подобно шаньбу, чебу — это длинный и медленный шаг, используемый для значительного отхода назад. Шаг вперед, впереди стоящей ногой Цзинбу используется для быстрого выдвижения вперед впереди стоящей ноги (рис. 4.29). Этот способ перемещения используется очень часто и применяется, когда возникает необходимость стремительного выдвижения вперед. Шаг назад, сзади стоящей ногой Шагом туйбу отводят назад сзади стоящую ногу (рис. 4.30). Подобно цзинбу, этот быстрый шаг часто используется в ситуациях, требующих стремительного отхода назад. Шаг вбок Термином хэнькайбу называют шаг, когда одна нога отводится в сторону, а другая остается на месте (рис. 4.31). Используется для быстрого перемещения в сторону. Шаг назад с перехлестом и обманный шаг При выполнении шага даочабу одна нога заводится за другую (рис. 4.32). При этом опорная нога совершает полшага назад и разворачивается на пятке носком наружу. Другая нога отводится назад по прямой, останавливаясь за первой ногой и касается пола только подушечками пальцев. Этот шаг всегда завершается стойкой отдыха. Шаг даочабу выполняется лицом вперед. Если при этом меняется направление корпуса, то шаг называют тоубу, или «обманный шаг», так как противник не подозревает о готовящемся развороте. Даочабу — это быстрое и часто используемое перемещение назад и в сторону. Прикрывающий шаг Гайбу осуществляется движением сзади стоящей ноги вперед и заведением ее за впереди стоящую с разворотом носка наружу (рис. 4.33). Шаг можно завершить стойкой отдыха, когда практически весь вес тела приходится на одну ногу, или стойкой прикрытия, в которой вес тела распределен между двумя ногами. Гайбу применяется для быстрого перемещения вперед и бокового разворота. Пристяжной шаг Коубу исполняется движением сзади стоящей ноги вперед (рис. 4.34). Вначале она касается пола пяткой, затем — носком, развернутым в сторону пальцев другой ноги. Колени сводятся и иногда даже касаются друг друга. Коубу применяется для быстрого разворота корпуса внутрь. Маховый шаг При выполнении байбу сзади стоящая нога движется вперед, затем отводится в сторону и пяткой опускается на пол (рис. 4.35). Ее носок развернут наружу под углом 90°. Байбу применяется для быстрого разворота корпуса наружу. Вспомогательный шаг Иногда дьянбу напоминает передвижение вприпрыжку. Его выполняют до или после других шагов (рис. 4.36). Например, при шаге вперед сзади стоящей ногой впереди стоящая, опережая ее, может сделать полшага вперед. Если сзади стоящая нога делает шаг вслед за впереди стоящей, то по выдвижении вперед сзади стоящей впереди стоящая нога также может сделать полшага вперед. Дьянбу не предполагает изменения стойки или смещения веса тела. Это широко распространенный быстрый шаг, позволяющий сохранять стойку и повышающий стремительность передвижения. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДВИЖЕНИЙ И ВНУТРЕННИХ КОМПОНЕНТОВ Внешние компоненты формы тай-цзи цзянь: руки, глаза, корпус, шаги — и внутренние: шэнь, и, цзин и ци — должны тесно взаимодействовать друг с другом. С опытом ученик становится искушенным в технике «шести взаимодействий», и составляющие его формы начинают работать как единое целое. В процессе тренировки движения меча следует координировать с движениями тела. В свою очередь, последние должны следовать за цзин или внутренней силой, а та — за ци. Со временем вы научитесь мгновенно направлять поток цзин и ци в любое место. Далее эти два компонента будут подчиняться сознанию (и), которое, в свою очередь, сосредоточено на конкретных точках. И, наконец, и подчинится шэнь, который является определяющим элементом всей последовательности. На первых этапах тренировки внимание сосредоточено в основном на внешних движениях, которые с опытом становятся все более плавными и скоординированными. Постепенно вы начнете ощущать и внутренние компоненты, и это чувство будет становиться все более отчетливым. Координация между внешними и внутренними составляющими является одной из основных задач внутренней школы кунг-фу, без решения которой достижение высокого уровня мастерства в принципе невозможно. Развитие взаимодействия компонентов требует не только упорной практики, но и глубокого осмысления принципов тай-цзи. Их изучение не допускает небрежного и поверхностного отношения. Поэтому следует обращать внимание на любые мелочи, пока движения не станут второй натурой, а принципы тай-цзи не найдут отклик в сердце. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|