|
||||
|
СЛОВАРЬ Аватар — воплощение Божественного Существа. Адхара — букв. «сосуд», система из пяти элементов или оболочек, которые представляют собой физическое, витальное (жизненно-энергетическое), ментальное (мысленное), супраментальное (сверхмысленное) и духовное существо человека.[4] Амрита — эликсир бессмертия, напиток богов. Ананда — блаженство, радость духа. Ананта — бесконечный. Ануманта — тот, кто дает согласие. Апана — см. Прана. Атмаджняна — самопознание, познание своего истинного Я, Атмана (см.). Атман — Я, истинная «самость» всего сущего. Брахман — Абсолют; субстанциальная основа и источник всего сущего. Буддхи — здесь: рассудок (низший Буддхи) и разум (высший Буддхи). Бхарта — тот, кто оказывает поддержку. Бхокта — тот, кто наслаждается. Вибхути — воплощение одной из сил Божественного Существа. Гуны — три основные качества вещей: действие или становление, бездействие или разрушение и равновесие или сохранение (Раджас, Тамас и Саттва). Джнята — тот, кто знает. Индрии — органы чувств. Ишвара — букв. «господин, хозяин». Божественное Существо которому принадлежит все сущее. Кали — букв. «черная»; Шакти (см.) как всепорождающая и всепожирающая Божественная Мать мира. Калиюга — наша эпоха мирового цикла. Кундалини — Шакти (см.), скрытая в Муладхаре (см.). Майявада — учение об иллюзорности мира. Манас — здесь: воспринимающий ум как противоположность уму рассуждающему (рассудку). Муладхара — нижняя Чакра (см.). Нади — проводники Праны (см.). Ниргуна — без качеств (см. Гуны). Парабрахман — Высший Брахман (см.), запредельный всему сущему. Пракамья — способность к безграничному мысленному и чувственному восприятию. Прана — жизненная сила вообще; в узком смысле — одна из пяти функций (Апана, Вьяна, Прана, Самана, Удана) жизненной силы, оживляющей тело. Пуруша — букв. «человек»; истинное существо человека, субъект сознания, спокойно наблюдающий все движения во внешнем и внутреннем мире. Пурушоттама — Высший Пуруша (см.), запредельный не только движению, но и покою. Садхак — тот, кто вовлечен в Садхану (см.). Садхана — букв. «способ достижения цели»; система, метод, путь Йоги. Сакши — тот, кто наблюдает. Самадхи — йогический транс. Самскары — привычки ума. Сахасрадала — верхняя Чакра (см.). Свабхава — здесь: натура человека. Сиддхи — букв. «совершенство»; здесь: способности, достигаемые на пути Йоги. Сурья — букв. «солнце»; сознание истины. Тригунатита — запредельный трем Гунам (см.). Чакры — силовые центры тонкого тела. Читта — здесь: сердце, эмоциональное начало (верхний слой Читты) и пассивная память (нижний слой Читты). Шакти — сила Ишвары (см.), Божественная Сила. Примечания:4 В своих более поздних классификациях Шри Ауробиндо ставит супраментальное выше духовного. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|