|
||||
|
Возвращение в "потерянный рай"В утробе матери и в раннем младенчестве ребенок переживает уникальный опыт единения с матерью, дающей ему пищу и ласку, покой и чувство защищенности. Это уникальное ни с чем не сравнимое переживание любви, единения, абсолютного покоя и безопасности, воспоминание о котором сохраняется в подсознании, а во взрослом возрасте иногда напоминает о себе, проявляясь совершенно особыми ощущениями. В этих случаях нас охватывает щемящее чувство не то воспоминания, не то ностальгии о неком "потерянном рае", о совершенной всеохватывающей любви, покое и блаженстве, которые должны где-то существовать и в которые мы хотели бы погрузиться, навсегда позабыв о заботах и печалях. В большинстве случаев мы не понимаем, откуда исходит это призрачное и светлое ностальгическое чувство, не отдаем себе отчета в том, что оно - отголосок воспоминаний младенческого, а то и внутриутробного периода, когда наше "я" еще не было сформировано, а не осознающий своей индивидуальности ребенок являлся составной частью Вселенной, представленной его матерью. Взрослея, ребенок утрачивает свой рай. Он начинает отделять себя от матери и остального мира, осознавать свое "я" и свои собственные потребности, которые уже не удовлетворяются в полной мере, так как это было в утробе матери или в раннем младенчестве. Происходит своеобразное "изгнание из рая" в чужой, непонятный, непредсказуемый мир, к которому ребенок по мере своих сил и возможностей более или менее удачно приспосабливается. На чувстве-воспоминании о "потерянном рае" основывается наша потребность в безусловной любви, дающей всеохватывающее чувство безопасности. На нем же частично основываются религиозная вера, потребность в некой мистической "свободе", достижении нирваны или "слиянии с Абсолютом". Оказавшись перемещенными из рая в ад, из блаженства материнского чрева во внешний мир, мы утратили ощущение стабильности, защищенности и покоя. Вполне понятно, что нам хочется отыскать в непредсказуемо изменчивой действительности нечто неизменное и надежное, определенную "точку опоры" - что-то, во что можно было бы беззаветно верить, на что можно было бы полагаться. Кто-то ищет человека, который бы понял и принял его целиком и полностью, любил бы его "таким, какой он есть", кто-то пытается отыскать опору в религии, философии, науке или искусстве. Иллюзия "обретения потерянного рая" нередко возникает в период влюбленности. Связь между чувством влюбленности и воспоминаниями о младенческой связи с матерью ясно просматривается в процитированном ниже отрывке из романа Артуро Переса-Реверте "Дело чести".
Теперь посмотрим, как индийская религия определяют нирвану.
Не правда ли, описание вполне подходит к состоянию, которое испытывает ребенок в чреве матери? Подсознательная потребность в оберегающем и защищающем родителе также становится источником веры в бога. Каким является этот таящийся в подсознании родитель? Согласно воспоминаниям о "потерянном рае", он всемогущ, несказанно к нам добр и милостив, он принимает нас такими, какие мы есть, он дарует нам защиту, ощущение стабильности, покоя и блаженства. Вам ничего не напоминает это описание? Неудивительно, что чувство религиозного экстаза и безграничной любви к Богу, растворения в нем и исходящей от него благодати является полным аналогом младенческого чувства единения с матерью. То, что в детстве мы, сами того не понимая, на подсознательном уровне расценили как "изгнание из рая", породило в нас чувство тревоги и беззащитности, заставляющее нас мучительно искать способ "возвращения в рай" - через любовь, религию, философию или мистические переживания. В процессе поиска "синей птицы" - "потерянного рая" - мы периодически разочаровываемся и отчаиваемся. Мир оказывается "не таким, как должен быть", "любовь обманывает", а привычные представления рушатся под напором изменяющейся действительности. Эти разочарования не удивительны - ведь мы не понимаем до конца, что мы в действительности ищем, и что мы в итоге хотим получить. Невозможно найти то, что не существует, Невозможно получить то, чего нет. Невозможно вернуться в чрево матери и обрести абсолютную удовлетворенность и защищенность, без желаний, страданий, страха смерти, болезненных воспоминаний прошлого и тревоги о будущем. Занимаясь поиском того, чего нет, пытаясь смягчить свою тревогу действиями, не приводящими в итоге к желаемому результату, человек перестает замечать то, что является для него действительно важным, то, что может дать ему реальные радость и счастье. Он забывает о том, что мы - это наше восприятие. Ад и рай в действительности не существуют. Это лишь способы ощущать себя и окружающий мир. Для того, кто научится жить в гармонии с миром, принимать мир таким, какой он есть, и адекватно в нем действовать, окружающий мир станет тем самым домом, тем самым "потерянным раем", к возвращению в который человек подсознательно стремится. Когда я была еще ребенком, мой отец, мастер спорта по альпинизму, каждое лето увозил меня в горы на Кавказ. Альпинисты научили меня воспринимать горы как живое существо, могучее и прекрасное. Я узнала, что горы благосклонны к тем, кто соблюдает определенные правила, и наказывают тех, кто эти правила нарушают. Я училась правильно ходить, правильно лазить по скалам и, главное, правильно себя чувствовать - ощущать с горами неразрывную связь. Горы стали для меня живым существом, с которым я общалась на каком-то особом внутреннем уровне. Иногда это общение настолько захватывало меня, что у меня возникало чувство "воспоминания о потерянном рае", хотя, конечно, в то время я этого не понимала. Бывали моменты, когда я ощущала присутствие гор кожей, всем телом, буквально всем своим существом. Я чувствовала, что горы поддержат меня и помогут мне, если я буду вести себя так, как это необходимо, и не ошибусь, рассчитывая свои силы. Каждое лето в горах гибли альпинисты. Ощущение того, что горы не шутят, что в самом неожиданном месте тебя может подстерегать опасность, обостряли ощущения, но, возможно, из-за детского возраста я никогда не чувствовала страха, лишь вела себя более осторожно, тщательно соблюдая технику безопасности. Потом я стала ездить в геологические экспедиции и узнала людей, которые относились к тайге так же, как альпинисты относятся к горам. Тайга тоже стала для меня живым существом, я научилась соблюдать ее правила и общаться с ней. Чувство "ощущения мира как собственного дома" в чем-то сродни описанным выше переживаниям "единения с горами или с тайгой". Человек, знающий правила игры и изучивший территорию, на которой эта игра проходит, чувствует себя значительно более уверенным, хотя и знает, что выигрывать всегда невозможно. Он понимает, что бывают обстоятельства и случайности, которые он не может контролировать, но это не беспокоит его. Хороший игрок делает то, что от него зависит, и делает это наилучшим образом. Он не тревожится о будущем и не сожалеет о прошлом, а лишь совершенствует свое мастерство игры, наслаждаясь многообразием мира, который является для него источником всех вещей, его матерью и отцом, его убежищем и его богом. "Потерянный рай" в действительности находится вокруг нас. Все, что нам нужно сделать, это разглядеть в мире и в себе самих то, чего в погоне за призрачными иллюзиями мы раньше попросту не замечали. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|