Медитация "мастера игры"

Вернемся к теме, затронутой в предисловии, - отношению к жизни как к игре, главной задачей которой является не столько победа в неких локальных битвах, сколько наслаждение процессом творческого взаимодействия с окружающим миром, непрерывным процессом накопления опыта и совершенствования собственного мастерства, повышением эффективности и результативности своих действий.

Медитация "мастера игры" поможет ввести в вашу модель мира принципиально иное мироощущение, В котором полная эмоциональная вовлеченность в ситуацию заменяется частичной контролируемой вовлеченностью. Действуя в соответствии с обстоятельствами, человек, в то же время, словно со стороны отстраненно наблюдает за происходящими событиями, бесстрастно оценивая собственное поведение, рассматривая вероятные последствия своих поступков и просчитывая возможные варианты развития событий. Делая это, он неизменно сохраняет в душе тонкое чувство легкости и удовольствия от процесса игрового взаимодействия.

Таким образом, он как бы поднимается над ситуацией, подобно тому, как поступил ученик в упомянутой в предисловии истории с лабиринтом. Это дает игроку возможность в каждый момент контролировать свое поведение и при необходимости изменять его таким образом, чтобы достичь желаемых целей с минимальными затратами сил и ресурсов.

В качестве примера рассмотрим ситуацию, в которой человек, к которому вы испытываете неприязнь, но от которого в то же время и зависите, сделал что-то крайне вам неприятное. При полной эмоциональной вовлеченности в ситуацию, характерной для "серьезного" отношения к жизни, не исключено, что вы придете в ярость. Находясь в ярости, вы можете проявить агрессию по отношению к обидчику, выраженную в словах или в действиях. Поскольку вы находитесь в зависимом положении, обидчик в дальнейшем может с ощущением полной своей правоты испортить вам жизнь и, разумеется, не давать вам то, в чем вы нуждаетесь.

Возможен иной вариант развития событий. Если вы слишком зависимы от обидчика или привыкли подавлять агрессивные порывы, считая подобное поведение "недостойным" или "неприличным", вы постараетесь скрыть обуревающие вас чувства. В этом случае обидчик получит психологическое преимущество и сможет наслаждаться ощущением собственной власти и безнаказанности, в то время как вы будете испытывать стресс и ощущать себя униженным.

Существует много других возможных вариантов реагирования "полной вовлеченности", которые мы в данном случае не будем рассматривать.

Человек, научившийся воспринимать жизнь как игру, в значительно меньшей степени эмоционально вовлекается в конфликт. Глядя на ситуацию со стороны, он может подумать о причинах подобного поведения обидчика. В частности, игрок попытается понять, желает ли тот намеренно причинить ему вред или просто сорвался по причине взрывного темперамента, плохого самочувствия или каких-то личных неприятностей.

В зависимости от вывода, к которому он приходит, "мастер игры" изменяет свое эмоциональное состояние, подстраиваясь под ситуацию и одновременно просчитывая различные варианты своих реакций и их возможных последствий.

Вариантов таких может быть множество - от искренне сочувственного вопроса "У тебя какие-то проблемы?" до выражения преувеличенной обиды или возмущения с целью испугать агрессора или заставить его почувствовать себя неловко, что даст вам психологическое преимущество. Можно разыграть подчинение или дружелюбие с тем, чтобы, завоевав доверие, нанести неожиданный удар и поквитаться за предыдущие обиды (в данном случае применяется стратагема "за улыбкой прятать нож").

Человеком со стереотипными эмоциональными реакциями, полностью эмоционально вовлекающимся в ситуацию, очень легко управлять. Для этого достаточно изучить его и понять, каким образом он реагирует на различные стимулы - лесть, вызов, насмешку, подчинение, открытое или пассивное сопротивление, что вызывает его доверие или страх и т.д. Играя соответствующие роли, вы сможете воздействовать на его настроение, состояние духа и поступки.

По мере обретения навыка отстраненного просчитывания ситуаций вы все меньше будете эмоционально вовлекаться в "серьезные жизненные драмы" и все более эффективно сможете решать возникающие задачи.

Медитация "мастера игры" начинается с вхождения в "точку равновесия" - состояние спокойствия со стабильным положительным эмоциональным фоном.

Направьте внимание на какой-либо предмет или пейзаж. Без всякого напряжения, с ощущением удовольствия, постарайтесь "раздвоиться" - одна часть вас созерцает выбранный предмет, полностью вовлекаясь в процесс, и испытывает по этому поводу какие-то чувства и переживания, а другая ваша часть - "сторонний наблюдатель" - наблюдает за первой, вовлеченной в действие частью (назовем ее "участником"), бесстрастно и отстраненно оценивая ее переживания.

Освоив процесс "раздвоения", вы можете перейти к следующей части медитации - воздействии "стороннего наблюдателя" на "участника". Будучи полностью вовлеченным в процесс, "участник" не видит других возможных альтернатив собственных реакций и чувств. В отличие от него бесстрастный "сторонний наблюдатель" рассматривает в теоретическом плане как можно больше возможных вариантов реагирования и эмоционального восприятия данного предмета. Поочередно "сторонний наблюдатель" предлагает "участнику" различные способы восприятия и реагирования, а он, в свою очередь, последовательно их реализует, каждый раз полностью вовлекаясь в процесс.

Для примера рассмотрим медитацию "мастера игры", в которой в качестве объекта созерцания выбран большой кухонный нож.

Созерцая нож, "участник" погружается в эмоциональное состояние, естественным образом возникающее у него при виде ножа. Допустим, нож вызывает у вас страх. Погрузитесь как можно глубже в это состояние. Ощутите, как опасно острое лезвие. Вы можете случайно пораниться об него, или же его может использовать в качестве орудия убийства какой-нибудь маньяк.

Позволив страху завладеть вами, переместитесь в позицию "стороннего наблюдателя" и рассмотрите иной вариант возможного восприятия ножа. Представьте, что вы - профессиональный повар, обожающий свою работу, а этот нож - ваш главный инструмент, позволяющий творить Чудеса. Глядя на него, вы ощущаете творческий порыв, желаете ощутить в руке тяжесть его рукоятки, слиться с ножом в единое целое, словно он является естественным продолжением вашей руки, ловкими точными движениями разделывать свежую форель. Или шинковать овощи изящными тончайшими пластинками. С этим настроением перейдите в положение "участника". После того как вы полностью погрузитесь в новое эмоциональное состояние творческого порыва, снова вернитесь в позицию "стороннего наблюдателя" и в очередной раз измените свою ощущения.

На этот раз вы - серийный убийца, а нож - ваше излюбленное оружие. Его вид вызывает у вас прилив агрессии, ощущение собственной мощи. Сжимая рукоятку ножа, вы чувствуете себя равным богу, орудием судьбы. Вы можете отнять жизнь у любого живого существа или позволить ему прожить еще несколько дней или лет, и эта мысль доставляет вам ни с чем не сравнимое наслаждение.

Вы можете представить себя художником, которого в ноже интересуют исключительно совершенство форм, игра света и тени на его лезвии; ребенком, впервые увидевшим нож и воспринимающим его как новую интересную игрушку; человеком, испытывающим патологическое отвращение к любому виду холодного оружия и т.д.

Отнеситесь к упражнению творчески. Постарайтесь придумать как минимум 100 различных эмоциональных состояний, связанных с ножом (или каким-то другим предметом). Старательно и последовательно проработайте каждое из них. Если вы выполните упражнение правильно, впоследствии при виде ножа у вас будет возникать некое специфическое чувство спокойной отрешенности, в котором будут присутствовать в зачаточной форме множество разных возможных чувств, и из которого вы сможете по своему желанию, осознанно и контролируемо переместиться в любое выбранное вами эмоциональное состояние.

Если, предположим, раньше ножи вызывали в вас подсознательный страх пораниться, то теперь вы сможете, орудуя ножом на кухне, вызвать у себя творческий порыв повара, при необходимости без страха использовать нож для самозащиты и т.д.

Следующий этап упражнения - применение изложенной выше техники к различным ситуациям, в которые некогда вовлекался или вовлекается в данный момент человек, практикующий медитацию "мастера игры".

В частности, вы можете применить описанную выше технику к эмоционально значимым для вас ситуациям прошлого, следствиями которых были психологические травмы или тяжелые переживания. Проигрывая в воображении эти события с разными эмоциональными реакциями на них и разным к ним отношением, вы избавитесь от последствий психологических травм и мучительных воспоминаний.

В качестве примера рассмотрим использование медитации "мастера игры" в приложении к ситуации, описанной в шоу-даосской притче, называющейся "Пять лекарств".

В давние времена в одном торговом городе жил чиновник.

Однажды, когда он проходил по рыночной площади, к нему подошел какой-то оборванец. Выкрикнув бранные слова, бродяга плюнул в лицо чиновнику и убежал.

Не вынес чиновник позора и заболел. Так бы и умер бедняга, но его друзья послали за лекарем, который славился своим умением исцелять душевные раны.

Лекарь дал больному пять лекарств и велел каждую ночь, просыпаясь в назначенный час, принимать одно из них.

Настала ночь. Принял чиновник первое лекарство, и приснилась ему рыночная площадь и то, как оборванец плюнул ему в лицо. От нестерпимого унижения и позора страшно закричал больной и проснулся.

Наследующую ночь принял он второе лекарство и снова увидел тот же самый сон, но вместо позора он ощутил леденящий душу страх.

Тот же самый сон приснился чиновнику и на третью ночь, но ни страха, ни позора уже не было, а почувствовал он глубокую печаль.

Удивился чиновник, но решил следовать указаниям до конца и на следующую ночь выпил четвертое лекарство. Конечно же, он снова увидел тот же сон, но этот сон уже не был таким мучительным, как в предыдущие ночи, и ощутил чиновник только чувство легкого удивления.

На пятую ночь неожиданно для себя самого чиновник испытал радость.

Не зная, что думать, он поднялся с кровати и незамедлительно отправился к лекарю за советом и новыми лекарствами.

- Что ты чувствовал после приема моих снадобий? - спросил целитель.

- Все ночи мне снился один и тот же сон о том, как оборванец плюнул мне в лицо, - ответил чиновник, - но каждую ночь этот сон вызывал у меня новое чувство: я испытывал то позор, то страх, то печаль, то удивление. А в последнюю ночь я ощутил радость и испытываю ее до сих пор. Теперь я растерян и не понимаю, что же я должен чувствовать на самом деле.

Услышав чиновника, засмеялся лекарь и сказал:

- Не важно, что произошло с тобой, если ты можешь относиться к случившемуся так, как считаешь нужным. Ведь только от твоего выбора зависит, будешь ли ты радоваться или огорчаться по любому поводу. Что же касается плевка в лицо, то мудрый человек просто не обратил бы на него внимания, тем более что обидчик твой - сумасшедший, и его плевок не более оскорбителен для тебя, чем порыв ветра, запорошивший пылью твои глаза.

В медитации "мастера игры" роль пяти (или более) лекарств, предложенных чиновнику лекарем, выполняет "второе я" практикующего медитацию - "сторонний наблюдатель".

Если бы чиновник был знаком с медитацией "мастера игры" и умел создавать "стороннего наблюдателя", он избежал бы глубокой психологической травмы, связанной с его полной эмоциональной вовлеченностью в процесс, в котором он видел единственный возможный вариант эмоционального реагирования - ощущение нестерпимого унижения и позора.

Если бы чиновник умел создавать "стороннего наблюдателя", тот подсказал бы ему, что в подобной ситуации можно испытывать самые разные чувства - например, страх, что сумасшедший бродяга мог ударить, а то и убить его; печаль оттого что человечество столь несовершенно и на улице можно столкнуться с подобными типами; легкое удивление от странного поступка совершенно незнакомого ему человека, или же радость от того, что, несмотря на нанесенное ему оскорбление, чиновник не стал обижаться на сумасшедшего и сохранил спокойствие и ясность духа. "Сторонний наблюдатель" мог бы подсказать чиновнику множество других вариантов эмоционального реагирования, и помог бы выбрать из них наиболее оптимальный.

Проработав в медитации "мастера игры" различные эмоционально значимые ситуации из своего прошлого, подобрав и проиграв мысленно наиболее оправданные в каждом конкретном случае способы реагирования, вы научитесь более адекватно действовать в текущих обстоятельствах.

Регулярно применяя тактику "мастера игры" в повседневной жизни, извлекая тонкое чувство радости от развития своих способностей и повышения собственного мастерства, вы откроете для себя массу новых возможностей. Вы сможете увидеть множество заманчивых шансов, которые периодически предоставляет вам жизнь, и которые вы, из-за чрезмерной эмоциональной вовлеченности в малозначимые ситуации, раньше попросту не замечали.







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх