|
||||
|
Универсальный принцип Шоу-дао или Как отбирать программы для введения в вашу модель мира Идея о том, чтобы вводить в свою модель мира программы, соответствующие несвойственным вам или слабо выраженным у вас жизненным ценностям, может показаться достаточно заманчивой, но тут встает совершенно естественный вопрос о том, какими критериями нужно руководствоваться при отборе тех качеств, которые вы хотели бы сделать частью своей личности. Дать в этом вопросе конкретную универсальную рекомендацию, пригодную для всех людей, естественно, просто невозможно. Последователи Шоу-дао привыкли, решая подобную проблему, опираться на интуитивное осознание как срединного пути, так и универсального принципа Шоу-дао. Осознание срединного пути в частности проявляется в предположении, что любое качество, соответствующее новой жизненной ценности может стать полезным в случае, если оно находится в слабой степени интенсивности, достаточно далеко от предельных значений. Так разумная бережливость - близкое к золотой середине проявление жизненной ценности, которое в своем предельном значении обращается в патологическую жадность, а разумная щедрость - это нормальное проявление качества, крайним полюсом которого является безрассудное мотовство. В истории с тремя военачальниками мы видим, что программы сохранения своей чести проявляются в такой степени интенсивности, что двое друзей, устыдившись своей ошибки, предпочитают перерезать себе горло вместо того, чтобы просто извиниться и отдать самому достойному причитающийся ему персик (это было бы действием срединного пути). Универсальный принцип Шоу-Дао - это тема для медитации осознания, и его глубинное понимание вырабатывает интуицию, необходимую для постоянного ощущения срединного пути в своих действиях и решениях. Я приведу отрывок из своей книги "Обучение у воды", в котором Учитель Александра Медведева объясняет ему суть этого принципа.
Не вдаваясь в тонкости применения универсального принципа в технике рукопашного боя, скажу лишь, что, подобно тому, как последователи Шоу-Дао расширяют свою модель мира, вводя в нее новые жизненные ценности и программы, они расширяют свои возможности во время поединков, точно так же, как они делают это в жизни - за счет многозначности решений. В случае, где человек с жесткой и ограниченной моделью мира, с жестким и четко определенным стилем рукопашного боя автоматически найдет лишь один ответ, воин жизни сможет выделить целый спектр возможных решений, из которых его интуиция подберет наилучший выход из данного положения или, в случае схватки, неожиданный и непредсказуемый для противника прием. Приведенный выше отрывок предназначен в первую очередь в качестве информации для размышления. Постарайтесь при его чтении не придерживаться полярных оценок типа "это невозможно применить в реальной жизни" или "это глубокая идея". Попытайтесь оценить его с практической точки зрения так, как если бы вы были самыми разными людьми, найдя множество возможностей его применимости или неприменимости. А теперь вернемся к вопросу, поставленному нами в начале этого раздела - какими критериями нужно руководствоваться при отборе программ, определяющих новые качества нашей личности, которые мы собираемся ввести в нашу модель мира. В соответствии с универсальным принципом "Всадник на спине ветра наблюдает за серединой", это программы, отвечающие самым глубинным естественным потребностям человека, направленные на его выживание, на непрестанное развитие его способности к адаптации, программы, позволяющие с одной стороны наиболее оптимальным способом удовлетворять свои потребности, и, с другой стороны, позволяющие при удовлетворении этих потребностей, по возможности, не вступать в конфликты с внешним миром, социумом и самим собой. Еще раз напомню формулировку универсального принципа: Правильный способ действий определяется интуитивным осознанием того, что в данной ситуации хочет сделать человек, знанием о том, как наиболее простым и безопасным способом осуществить то, что он хочет сделать, и автоматическим запретом на действия, которые могут повлечь за собой опасность для его жизни и благополучия, в случае, если запрет на такие действия не представляет большую опасность, чем сами действия. Ключевым моментом в этом определении являются слова "интуитивное осознание того, что в данной ситуации хочет сделать человек". Попробуйте задуматься над следующим вопросом: "Знаете ли вы, чего именно вы хотите?" Человек, склонный к автоматическим реакциям полярного мышления немедленно с полной убежденностью ответит: "Естественно, я знаю, чего хочу". К сожалению, подобная уверенность далеко не всегда оправдана. Жизнь в современном обществе, наполненная штампами и условностями, в совершенстве научила человека подавлять свои естественные потребности, более того, многие из этих потребностей считаются греховными или порочными. Внедрив в свою модель мира программы подавления, человек потерял связь со своим внутренним миром, потерял интуицию правильных действий, заменив ее стереотипными реакциями, записанными в его модель мира. Древняя притча Спокойных о сокровенных желаниях как раз иллюстрирует неспособность человека полностью отдавать себе отчет в том, чего он на самом деле хочет.
В данном случае мы видим, что самое сокровенное желание мужчины, у которого отсохли руки, представляет опасность для его жизни и благополучия, и, согласно универсальному принципу, оно не должно было бы удовлетворяться. Данное желание является гипертрофированной, болезненной формой деформации естественной потребности в отсутствии излишнего напряжения. Тут мы сталкиваемся с очень важной темой - деформированных и гипертрофированных потребностей, которые искажают модель мира человека, лишая ее гармонии. О них мы поговорим в следующем разделе. Но сначала мы подведем итоги: Постарайтесь проанализировать свои действия в сложных ситуациях, когда от вас требовалось принятие достаточно важных решений, с точки зрения универсального принципа "всадник на спине ветра наблюдает за серединой": Правильный способ действий определяется интуитивным осознанием того, что в данной ситуации хочет сделать человек, знанием о том, как наиболее простым и безопасным способом осуществить то, что он хочет сделать, и автоматическим запретом на действия, которые могут повлечь за собой опасность для его жизни и благополучия, в случае, если запрет на такие действия не представляет большую опасность, чем сами действия. Подумайте о том, в каких случаях вы ошибались в оценке своих собственных желаний и потребностей, по какой причине вам недоставало знаний для наиболее простого и безопасного осуществления своих желаний, и случалось ли так, что исполнение желания приводило к неприятным для вас последствиям. Используйте медитацию осознания для внедрения в свою модель мира универсального принципа, и мысленно "переиграйте" ситуации, в которых вы не смогли действовать в соответствии с этим принципом, представляя, какими были бы правильные действия и к каким последствиям это могло бы привести. Не забывайте о том, что вы можете отыскать несколько самых разных "правильных" решений. Занимаясь подобными упражнениями, вы не только начнете "учиться на своих ошибках", но и сможете очертить круг качеств, недостающих вашей личности и начать расширять свою модель мира за счет программ, соответствующих этим качествам. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|