9-й чжан

Учение о Четырех Стихиях (Сы-Сян)

Что такое "Сы-Сян"? Это "Два Порядка" (Лян-И), каждый из которых порождает по одному Инь и по одному Ян. А Тай-цзи — это то, что порождает Лян-И. Ба-гуа цюань — это также чет и нечет. Обратимся к содержанию Лян-И и увидим, что к каждому из его порядков прибавляется или один чет, или один нечет. Их фигуры символизируют "Великое Инь" и "Великое Ян, "Малое Инь" и "Малое Ян", а общее название им дано "Сы-Сян". Так же и в основе нашего искусства рукопашного боя находится Сы-Сян — это чет и нечет, к каждому из которых прибавлено одно Инь и одно Ян. И различаются они как первоэлементы*(* Первоэлементы — это четыре свойства Космических Начал Инь и Ян, ассимиляция и диссимиляция, твердость и мягкость; в И-Цзине четыре разряда гексаграмм.) "Металл", "Дерево". "Вода" и "Огонь". Во внутренних "полых"- фу органах человеческого организма — это легкие, печечь, почки и сердце. В цюань — это положениe спереди и cзади, слева и справа. Распространенное название этой формы известно как "Двойное изменение ладони"(Шуан хуань чжан). В Четырех Символах Сы-сян не упоминается символ "Земля", который входит в понятие "Тай-цзи". В цюань содержится действие Ци, Цзюнь, Ло, Фань (девятое Яо). Если это действие используем для блокирования удара партнера, назовем тогда его пересечением-Хэн "Хэн" — это то, что вместе с тем является "Землей". "Земля" — это то, что воспроизводит жизнь из поколения в поколение. A "Tай-цзи" — это то, вследствие чего И-Ци движется и функционирует. "Тай-цзи", "Земля" — все едино. В сущности, "Земля" недостижима, но она, безусловно, содержится во всем! Ведь Сы-сян содержит Инь и Ян, а в Ба-гуа они взаимно сочетаются. Там и тут они взаимно сочетаются. Одна гуа уже даст определенное сочетание, а в восьми триграммах эта возможность несравненно возрастает. Восемь гуа взаимно спариваются и, меняясь местами, могут размножиться до 64 гуа. Согласно И-Цзину, в одной гексаграме 6 линий. Нижние три черты — это три характеристики, означающие Космическое, Земное и Человеческое. Сочетание с ними верхних трех черт образует два слоя. Символы Космического, Земного и Человеческого (Тянь, Ди, Жэнь) — это три характеристики, каждая из которых имеет и Инь, и Ян. Этим объясняется в цюань содержание каждого приема врашения влево и поворачивания вправо; все они в каждой форме обладают иньскими и янскими свойствами. Конечно, вращение влево символизируют нижние три черты. Голова, руки и ноги также характеризуются тремя символами — Тянь, Ди, Жэнь. Вращение вправо символизируется верхними тремя чертами. Соответственно в них также три качества — Тянь, Ди, Жэнь, каждое из которых обладает Инь и Ян. Соответственно для восьми триграмм Ба-гуа Сы-сян — это Инь и Ян. В 64 гуа также, соединяясь, сочетается жизненное Ци Инь и Ян. В них Ба-rуa создают двухслойный порядок. Но когда Инь и Ян взаимно сочетаются, они сами могут множиться без конца и совсем не ограничиваться 64 гуа. Хоть тысяча гуа, хоть десять тысяч, но сведенные вместе они не выйдут за рамки 64 гуа. 64 гуа, сведенные воедино, становятся 8 ryа — Ба-гуа, которые сведенные воедино, становятся Четырьмя Стихиями — Сы-сян. Сведение Сы-сян являет Двойной Порядок Лян-И. Лян-И как целое — это поток Единого Ци (И-Ци). Цзы Ян, с которым мы вместе занимались и дружили, как братья, говорил, что Единое Само из Небытия без признаков материи. Лян-И следом открывает Корень Единого. Сы-сян неотделимы от этих Двух Начал. Ба-гуа сообща производят потомство. И 64 гуа порождаются подобно этому. Истинно говорю — это так. На основании этого можно сделать цюань, представленный на ваше рассмотрение.

1- й цзе Сы — Сян Сюэ

Исходная позиция соответствует стойке Лян-И. Не имеет значения, будет ли это вращение влево или поворачивание вправо, — все это изменения Сы-сян или Двойного изменения ладони (Шуан хуань чжан). Сначала возьмем поворачивание вправо. Левая рука впереди, а правая сзади. С севера направляемся по кольцу на запад и назовем это вращением вправо (рис. 8).


2- й цзе Сы — Сян Сюэ

В начале изменения ладони левая нога находилась впереди, теперь шагаем правой ногой и ставим ее впереди. Носок ноги с силой крючком направляется внутрь и опускается вниз симметрично с носком левой ноги. Пятки с усилием стремятся выкрутиться наружу. Поясница оседает, а внутреннее основание бедер стремится вытянуться в обратном направлении. Поза выглядит приостановившейся. Теперь вытягиваем левую руку и полностью выкручиваем ее от себя наружу. Спираль выкручивания приводит большой палец вниз, а мизинец вверх. Сердце ладони поворачивается во внешнюю сторону. Левая нога поднимается и носком вместе с левой рукой выставляется наружу. Они вместе сильно выкручиваются. Опускаясь вниз, левая стопа пяткой образует с носком правой ноги фигуру иероглифа. Ступни располагаются на расстоянии, соответствующем росту человека. Когда нога выставляется от себя наружу, внутреннее основание бедер полностью вытягивается назад и вверх по позвоночнику. Идея заключается в том, что вытягивание производится округло, без заломов, как раскрытое кольцо. Поясница, следуя за левой рукой, направляющейся наружу, скручивается. Внутреннее основание плечей симметрично направляется вниз, сильно сокращая спину. Идея заключается в том, чтобы этим правильно держать грудную клетку; правая рука, как обычно в такой ситуации, опирается на тело. Ее ладонь сердцем повернута наружу и располагается у левой подмышечной впадины. Сделав толчок, она полностью останавливается. Форма хоть и останавливается, но мысль не знает остановки (рис. 10).



4- й цзе Сы — Сян Сюэ

Теперь руки, одинаково сильно выкручиваясь, направляются к себе. В конце закручивания сердца ладоней смотрят вверх. В это время правая рука, следуя под левой подмышкой, протыкает наружу. Правая нога движется вместе с правой рукой, и они одновременно достигают передней границы движения. Носок этой ноги ставится симметрично с носком левой ноги на расстоянии около двух-трех цуней. Правое плечо также следует протыка ющим движением под левую подмышку. Пятки стремятся вывернуться наружу. Внутреннее основание бедер симметрично устремляется назад, а поясница, как и прежде, стремится стечь вниз. Форма не допускает длительной остановки — это, как точка в иероглифе в середине длинной фразы, делает читаемой саму фразу. Идея заключается в том, что это выглядит как остановка Единым Духом (И-Ци), но на самом деле ничто не останавливается (рис. 11).


5- й цзе Сы — Сян Сюэ

Опять действуем правой рукой, которая, выкручиваясь к себе, направляется вверх протыкающим движением. В максимуме протыкания ладонь сердцем повернута к себе, а бицепс касается правого уха. Следуя за рукой, и тело вытягивается вверх. Левая рука действует синхронно и согласованно с правой и, коснувшись ее внутреннего основания, опускается к нижнему ребру. Пальцы левой руки разворачиваются вниз, а тыльная сторона этой ладони опустится на правое бедро. Ладонь протыкает вниз, а сердце ее поворачивается внутрь. Необходимо, чтобы руки, разделяясь, одновременно достигли крайних положений вверху и внизу. Левая нога быстро поднимается синхронно с движением расходящихся рук, а кончики пальцев ее с усилием запрокидываются вверх. Стопа опирается на внутренюю сторону правой голени. В то же время тело стремится сократиться вниз. Взглядом сопровождаем вверх протыкающую правую ладонь. Левая ладонь сильно протыкает вниз. Тело требует стабильности и устойчивого равновесия (рис. 12).


6- й цзе Сы — Сян Сюэ

Снова действуем правой рукой, которая опускается вниз по круговой траектории, с усилием проходя по переднему краю левого плеча. Вместе с ней и тело уходит на более низкую позицию. Руки вновь разделяются, но теперь вперед и назад, как будто расставляем обычные предметы. Ладони с усилием разводятся в разные стороны, противопоставляя друг другу тигровые пасти. Руки согнуты полумесяцем. Левая нога движется вперед синхронно с правой рукой. Ее следует поставить полунаклонно, как мы видим на рис. 13. Низ живота следует свободно распустить над бедрами, взгляд уходит естественно вниз, вслед за передним краем левой ладони. Оба плеча полностью и с усилием сокращены, а внутреннее основание бедер стремится им навстречу. В то же время необходимо, чтобы в животе появилось ощущение вакуумного шара. Так и только так цюань сможет обрести великолепное содержание.


7- й цзе Сы — Сян Сюэ

Снова руки с усилием разворачиваем к себе, достигая поворота ладоней сердцем вверх. Теперь правая рука опирается на тело и протыкает под левую подмышку. В конце протыкающего движения руки составляют Т-образную фигуру. Правая нога движется синхронно с правой рукой и, шагая, достигает симметричного положения с носком левой ноги. Расстояние между ними около двух-трех цуней. Стопы пятками стремятся развернуться наружу. Внутреннее основание бедер с усилием вытягивается назад. Сильно осаженную поясницу скручиваем, как канат, вместе с протыкающей рукой влево. Идея заключается в том, что верх тела перекрывается плотно, как ствол дерева ветвями. Тело достаточно защищено, однако внутреннее содержится в пустоте. С помощью чего можно достичь этой Пустоты? Идея такова, что когда плечи и внутреннее основание бедер сильно сокращают спину, стремясь навстречу друг другу, тогда в груди естественно образуется Пустота, а в животе пропадут причины возникновения болезней из-за зажимов дыхания-И и забитости каналов, по которым энергия-Ци движется и циркулирует в теле человека.


8- и цзе Сы — Сян Сюэ

Тело снова с шагом врашается влево. Сначала делаем шаг вперед правой ногой. Ширина шага, как обычно, соответствует росту шагающего. Вообще, в технике у-шу не имеет значения род движения; является ли это наступлением вперед или это отступление назад; важно, чтобы было естественное достижение выгодной позиции. Правая рука движется синхронно и согласованно с правой ногой. В месте с протыканием она, заменяя другую руку в лидерстве, вытягивается и сильно закручивается от себя. Левая рука, как и правая выкручивается наружу. Ноги движутся в полном согласии с руками. В конце этого движения указательный палец правой руки занимает вертикальное положение на обычном уровне, соответствующем средней линии, проходящей между глаз. Пальцы руки на уровне бровей. Левая рука, как обычно в таком случае, опирается на тело и единым духом достигает левого локтя. Ее указательный палец ставится жестко вверх. Поясница согласованно с правой рукой, как канат, скручивается влево. Взгляд, как обычно, последовательно прослеживает траекторию передней руки. Ладони слегка согнутых в локтях рук направлены вверх, а локти — вниз. Кисти рук стремятся выкрутиться, но не завалены; смысл этого объясняется просто: это не более чем ощущение скручивания. Мысль такова, что, ладонями подпирая вверх тигровые пасти толкаем вперед. Останавливаются они строго синхронно. Плечи также с усилием и симметрично стремятся в противоположном направлении. Скручивание руками можно осуществить и за два-три шага. Допускается также разворачивание в движении со скручиванием рук по кругу. Необходимо лишь этот прием связать в Лян-И, изменив позицию шагом, и чтобы во всех отношениях и внутреннее, и внешнее — все было взаимосвязано И-Ци. Мысль такова, что, упражняясь в Сы-Сян, различаем четыре момента: поднимание-Ци, получение-Чэн, врашение-Чжуань и закрывание-Хэ. Когда все сплошь пронизано Единым Духом — И-Ци, это Дао. Тому, кто занимается, необходимо это осознать.








 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх