|
||||
|
Раздел II. Современное состояние католической церкви По данным на 1987 г. в мире было около 600 млн. католиков (включая униатов) - это около 15% населения Земли. Из них: — католических епископов 3500 чел. (с униатами); — пресвитеров около 400 000 чел.; — членов различных монашеских организаций, «религиозов» около 2 млн. чел.; — кардиналов около 250 чел. В Европе около 250 млн. католиков. Наиболее католические страны Италия, Испания, Франция (80% населения причисляет себя к католической церкви). В Западной Германии около 30% (сейчас ниже) населения католики (всего 30 млн.чел.). На Американском континенте католики в основном живут в Южной Америке, особенно в Бразилии (около 60 млн. чел.) и Аргентине (около 20 млн. чел.). В США католики составляют 20% населения, т.е. 45-50 млн.чел. Именно в США католицизм - наиболее растущая конфессия (в 1945 г. - 15% населения католики, в 1987 г. - 20%). В США активно работают иезуиты. Часть лучших американских университетов и частных школ - католические. В Канаде около 40% населения католики (французы в провинции Квебек). В Мексике примерно 35 млн. католиков. Там после 1918 г. (революция) церковь была отделена от государства, и католики подвергались притязаниям. На Филиппинах (бывшая португальская колония) 75% населения католики. В Индии около 7 млн. жителей католики. В Китае есть католики, но они по светским законам не могут подчиняться папе и находятся в расколе (народная католическая церковь в Китае). Во Вьетнаме около 2 млн. католиков, в Индонезии - 1 млн., также много католиков на Шри Ланке. В послевоенное время активно католизируется Африка. По данным на 1987 г. число католиков возросло с 1924 г. от 2,5 млн. до 34 млн.чел. Глава 1. Папа - глава современной католической церкви В РКЦ папа - последняя решающая инстанция по всем вопросам, включая догматические и нравственные. Никакой церковный орган не может судить папу или его решения. Согласно 1556 канону действующего кодекса «верховная кафедра никем не может быть судима». Догматом католической веры является признание за папой особого дара непогрешимого учительства (определение I Ватиканского собора). II Ватиканский собор (1962-1965 гг.), несмотря на сильное обновленческое течение в своем лоне, со всей категоричностью повторил определение I Ватиканского собора о непогрешимости папских постановлений. Более того, догматическая конституция II Ватиканского собора распространяет на верующих обязанность религиозно подчинять свою волю и ум наставлениям Римского первосвященника и в тех случаях, когда он говорит не с кафедры (ex cathedra). Правда, на II Ватиканском соборе носительницей полной и высшей власти в Церкви была признана также коллегия епископов во главе с папой. Но если коллегия без папы власть осуществить не может, то папа же в осуществлении своей власти свободен всегда. То есть, суть вопроса осталась той же. Папе усваивается право церковного учительства (ma- gisterium). В него входит и провозглашение безошибочных вероучительных и нравоучительных истин. И РКЦ в период междупапствия не являлась носительницей церковного учительства, то есть не могла принимать догматические, вероучительные и нравоучительные решения. Избрание папы.В древней церкви Римский епископ избирался как любой другой епископ. Как правило, это было лицо в сане диакона или пресвитера. Редко переводили епископа с другой кафедры (впервые - в IX в.). Теперь уже несколько столетий (с XI-XII вв.) папа избирается переводом епископа с другой кафедры, а последний случай избрания не из епископа - в XIV веке. Если ранее процесс избрания был в виде хиротонии в Римского епископа, то сейчас просто перевод с другой кафедры. А принятие вдруг неограниченной власти объясняют так: папе полноту власти дает не хиротония, а выборы вместе с согласием принять выбор. То есть, когда епископ дает согласие, то и становатся носителем папской власти, а интронизация - лишь обряд. В 1957 г. Пий XII говорил об избрании: «если бы какой-нибудь мирянин был избран папой, власть учить и управлять так же, как и харизма непогрешимости, были бы сообщены ему в самый момент его согласия». В древности в избрании папы участвовали народ, клир и соседние епископы (обычный канонический способ). С V века на выборы стали оказывать влияние светские монархи (так и на Востоке, и на Руси) сначала Византийские императоры, затем германские (особенно в X-XI вв.). Это начинает вызывать противодействие РКЦ. Римский собор 1059 г. главную роль в избрании отводит кардиналам, хотя и не исключает участия императоров. А Латеранский собор 1179 г. (XII Вселенский собор в РКЦ) постановил избирать папу 2/3-ми кардинальских голосов. Это правило соблюдается и по сей день. Однако, светские монархи окончательно были отстранены от избрания папы только в 1904 г. (до этого они влияли на выборы через австрийских кардиналов, имеющих право на вето). Начиная с 1271 г. папы избираются на конклавах, то есть в помещении, которое заперто. (В 1271 г. 2 года не могли избрать папу - народ закрыл избирателей и не выпускал, пока не изберут папу). Сейчас местом конклавов является Сикстинская Капелла, в которой остется лишь окно для передачи питания. Сейчас теоретически папой может быть избран любой мирянин католик. Но, как правило, папа сейчас избирается из кардиналов, имеющих сан епископа. Так, В 1378 году был избран последний папа не из кардиналов (Урбан VI), а последний папа, избранный не из епископов - Григорий XVI (1831 г.). Вступая в Сикстинскую Капеллу, кардиналы дают клятву не следовать указаниям извне и соблюдать тайну конклава. Сами выборы проходят либо по обычному способу тайного голосования посредством бюллетеней, либо по вдохновению: кто-то вслух предлагает кандидатуру, и все соглашаются (правда, таких случаев не было). Может быть организовано несколько туров голосования, пока кто-то не наберет 2/3 голосов. Тогда выбранного спрашивают о его согласии быть папой. Если согласие дается, то выбранный кандидат становится папой Римским. Затем, по традиции, новому папе меняют имя, выбираемое по его желанию. Такая традиция укрепилась с XI века (имя имеет 60 большое значение для папы). После избрания следует адорация - поклонение кардиналов папе. Ранее этот обряд дополнялся целованием креста, изображенного на туфле папы. Народ извещается об избрании папы белым дымом, идущим из трубы Сикстинской Капеллы. При неудачных выборах дым черного цвета. Избранный папа выходит в белой сутане на балкон Сикстинской Капеллы. Через несколько дней совершается обряд интронизации. На голову папы возлагается папская тиара (корона из двух частей - символ светской и духовной власти, символ двух ключей). Перед папой сжигается клубок льняных ниток со словами «так проходит мирская слава». В избрании папы участвуют все кардиналы, в том числе и больные, которые доставляются в Капеллу и лежат там в кельях. Не имеют права на участие в выборах кардиналы, достигшие 75-ти летнего возраста по причине возможного старческого маразма. По той же причине они не избираются на роль папы. В последние века не было случаев добровольного оставления Римской кафедры (они были лишь в эпоху Возрождения). Папские мессы и папские храмы.Папский цвет - красный. При совершении мессы на папу надевается накидка (фонона) из белого шелка с красными и золотыми полосами по вертикали. Поверх нее возлагается омофор - палиум (любого цвета). Отличительное свойство папы - жезл, имеющий завершение в виде креста, а у епископов жезл загнутый. При торжественных церемониях употребляется переносной трон, правда, редко (несколько раз в год). На торжественных папских мессах (раз в две недели и чаще) происходит опробование хлеба и вина для папской мессы одним из священников, так как были попытки отравить папу даже таким способом. Повседневной формой одежды папы является белая сутана с капюшоном и наплечником. На макушке папа носит белую шапочку. Католические клирики имели обычай выстригать макушку (так было и на Востоке - под скуфью выстригалась макушка). Иногда папа может одевать широкую шляпу. На безымянном пальце папа носит «перстень рыбака» с изображением ап. Петра, закидывающего сети. На груди у папы 4-х конечный наперстный крест. Существует пять римских храмов (базилик), именующихся папскими: — Латеранская базилика, храм Св. Апостола Павла; — Ватиканский храм Св. Апостола Петра; — Базилика Св. Марии Большей; — Базилика Св. Апостола Павла вне стен; — Базилика Св. Лаврентия вне стен. В этих храмах есть папский алтарь, в котором никто не имеет права служить без разрешения папы, и папский трон. Посещение этих базилик считается средством получения особо эффективных индульгенций. Кафедральным собором папы является Латеранская базилика Св. Апостола Павла. Латера (laterani) - дворец древних аристократов в Риме, императором Константином Великим переданный римским епископам. В нем была построена базилика с баптистерием. Современный вид храм приобрел в XVIII веке. Резиденцией папы является Ватикан с грандиозным храмом (базиликой) Св. Апостола Петра. Храм строился с начала XVI в. до начала XVII в. Город Рим стоит на семи холмах. Один из холмов называется Ватиканский. Там жили аристократы, и Ватикан - часть исторического Рима. По преданию на месте Ватиканской базилики погребен св. ап. Петр. Мощи апостолов Петра и Павла находятся там же по спудом. Глава 2. Кардиналы Кардинал - высшая после папы ступень иерархии в РКЦ. Слово «cardinalos» означает «главный, основной». В древней церкви на Западе кардиналами назывались клирики всякого кафедрального храма. Со временем название кардинала закрепилось исключительно за римскими клириками Латеранского храма. И до VIII в. кардиналами могли быть иподиаконы, диаконы, пресвитеры, но не епископы, так как в Риме один епископ. В VIII веке в состав Рима были включены 7 ближайших к городу епархий. И 7 епископов этих епархий включились в состав кардиналов. Они по очереди служили в Латеранской базилике во время отсутствия папы. Дальнейшие изменения в составе кардиналов связаны с возвышением Римской кафедры и характерихуются возвышением самой кардинальской коллегии прежде всего в иерархическом плане: в ней появляется все больше епископов. Эта постепенная епископизация коллегии кардиналов своеобразно сочетается с привязанностью к традициям прошлого. Так, в ранг кардиналов-епископов включались только 7 пригородных епископов. А остальные кардиналы, хотя и имели бы епископский сан, причислялись номинально к рангу пресвитеров или диаконов (то есть, они входят в состав коллегии кардиналов не как епископы, а как пресвитеры церкви Рима, к которой они формально причисляются, и, если служат в Риме, то служат, как пресвитеры ). Этим важно было показать, что папа настолько выше прочих епископов, что в его кафедральном городе и пресвитеры, и диаконы могут иметь епископский сан. В середине XV века за кардиналами утвердилось право участия в соборе с правом решающего голоса, независимо от их сана (например, иподиакон Рима). Если в XII веке кардиналы были поставлены выше архиепископов, то к XV веку они стали выше католических патриархов. Таким образом, близость к Римскому епископу считалась выше степени иерархичности. В этот период (XII - XV вв.) число кардиналов не превышало 30. С XII века изменения в кардинальской коллегии коснулись ее полномочий и, в связи с этим, и ее национального состава. С середины XII века все кардиналы образуют священную коллегию, имеют своего старшину - дуайена (старший кардинал). С 1179 г. кардиналы стали единственными избирателями папы, осуществляя это право на конклаве. По мере того, как Римская кафедра возрастала в своем значении и стала ведать делами всей Западной церкви, кардинальский титул стали получать не только итальянцы, но и представители других региональных церквей, других национальностей и, как правило, лица, занимающие руководящие посты. Номинально они причислялись к какому-либо римскому храму. В XVI веке звание кардинала перестали получать низшие клирики (иподиаконы и ниже). С 60-х годов XX столетия все кардиналы имеют епископский сан. С 1962 г. всем католическим и униатским патриархам было дано достоинство кардиналов. По старшинству они стоят третьими после папы и семи пригородных епископов-кардиналов и не причислены ни к каким храмам Рима. В настоящее время число кардиналов достигает 200. Из них около 30% итальянцев. В 1987 г. трое кардиналов были поляками. Сейчас наблюдается тенденция пап не подчеркивать особой роли Италии в католическом мире. Кроме того, современный папа - первый папа славянского происхождения. Заседание кардинальской коллегии не для избрания папы называется консисторией, которая может быть тайной или публичной. На тайной консистории присутствуют исключительно кардиналы. Консистория считается совещательным органом при папе, но не является административным. Кардиналы различаются на куриальных и епархиальных. Куриальные кардиналы не имеют епархий и занимаются только административными делами. Цвет кардинальского облачения малиновый. Малинового цвета и шапочка с кисточкой - galero. Вне Рима при служении кардиналы могут употреблять мантию (в отсутствии папы). У кардиналов, как правило, есть свой герб (но не обязательно). Обращение к кардиналам - eminentia - «ваше превосходительство». Но сейчас можно обращаться и просто «господин кардинал» (dominus cardinalis). В XX веке опускается обязательное обращение к кардиналам в письме: «целую священный пурпур». Кардиналы назначаются папой единолично. Имя кардинала может быть объявлено, а может быть и тайное назначение in pectore (буквально: «в груди»). Последнее связано часто с возможными осложнениями назначаемого со светскими властями или с другими причинами. С 1970 г. кардинал, достигший 75-летнего возраста, должен подать прошение об уходе со всех занимаемых должностей, оставаясь лишь носителем звания кардинала. Папа может оставить его на должности, но не более, чем до 80-ти лет, чтобы не сказалось личного отношения папы. Заштатные кардиналы могут быть лишь почетными гостями на консисториях. Глава 3. Епископат РКЦ Епископство признается у католиков высшей степенью священства. чин епископов назывался «преемствующим апостольской коллегии». Сами епископы именуются преемниками апостолов. Вместе с папой епископы осуществляют высшую и полную власть над всей Церковью настолько, насколько находятся в единстве с папой. Епископы продолжают вместе с папой основную миссию апостолов - учить, освящать и пастырствовать. За епископом признается право судебных и законодательных решений в пределах епархии при условии, что эти решения не будут противоречить установкам вышестоящих церковных органов. Папа сохраняет за собой решение ряда вопросов, которые изъяты из компетенции епископов. Епископам не разрешается:— давать духовникам полномочия на отпущение наказаний за определенные категории грехов (например, за нарушение тайны куриальных секретов); — давать священникам диспенсацию на занятие медициной или хирургией; — давать самостоятельно диспенсацию на смешанные браки (по закону смешанный брак заключается лишь через Ватикан или, если папа дает церковной власти право на определенное время на определенной территории). Правом поставления епископов с XIV в. в РКЦ обладает только папа или другие епископы при выдаче папского мандата на это. Особая роль в выдвижении кандидата принадлежит легату папы, который представляет в курию список кандидатов со своими соображениями. Другой рекомендующей стороной является местная епископская конференция. Она выдвигает трех кандидатов. В курию, таким образом, поступают независимо друг от друга два списка кандидатов. Папа может все эти кандидатуры отклонить и попросить новые списки. Епископская хиротония совершается через возложение рук епископов или хотя бы одного епископа. Это материя таиннства. Тайносовершительная молитва заимствована из Апостольского Предания св. Ипполита Римского (III в.). Эта молитва сохранилась у коптов и сирийцев, и в РКЦ она считается формой таинства. Знаки епископского достоинства - жезл, перстень и митра (перстень - древний знак церковного союза). По достижении 75-ти лет епископы должны ходотайствовать об освобождении от занимаемых постов. Общее число епископоов в РКЦ сейчас около 3500 чел. Различные виды епископских должностей I. Патриархи Патриархаты восточного обряда (их 6): 1 - Александрийский патриархат коптского обряда (бывшие монофизиты), возник в конце XIX в., насчитывает около 50 тыс. чел.; 2 - Антиохийский патриархат сирийского обряда (из иаковитов и маланкар в Индии); 3 - Антиохийский патриархат мельхитского ообряда (бывшие православные); 4 - Антиохийский патриархат маронитского обряда с центром в Ливане (ветвь, отколовшаяся от маронитов в XIII в. после крестового похода, центр маронитов был в монастыре Марона в Сирии); 5 - Вавилонский патриархат халдейского обряда (бывшие несториане), возник в XVI в., центр в Багдаде, около 1 млн. чел.; 6 - Киликийский патриархат армянского обряда с центром в Бейруте, около 200 тыс. армян-униатов. Патриархаты латинского обряда (их 5): 1 - Иерусалимский (есть реальная область), создан в эпоху крестовых походов; 2 - Венецианский; 3 - Вестиндийский (Американский), центр в Мадриде; 4 - Лиссабонский; 5 - Восточно-Индийский (Индия). Последние три патриархата чисто титулярные. II. Митрополиты и архиепископы Митрополиты, они же архиепископы - суть епископы, председательствующие в церковных провинциях. Митрополиты латинского обряда получаооооо папы палию (омофор западного типа) и право предношения креста. Митрополит председательствует на провинциальном соборе. Униатские митрополиты подчиняются патриарху и особых прав не имеют. Митрополиты, первенствующие в национальной церкви, называются примасами. Примас - это первенство чести. Это обычно старейший из митрополитов в данной церкви. В некоторых странах имеется два примаса. Каждый митрополит возглавляет провинцию, те есть церковно-административную единицу, включающую несколько епархий. Таких провинций в РКЦ около 400. Большинство митрополитов является кардиналами. III. Епископы 1. Епархиальные епископы управляют определенной областью, епархией. Они называются ординариями. Поскольку большинство епархий входит в состав церковных провинций, управляемых митрополитом, то эти епископы именуются еще суффраганами, то есть имеющими право голоса на провинциальных соборах. 2. Титулярные епископы - те, которые носят условные титулы, а епархиями не управляют. Это сотрудники, курии, нунции, легаты. Так, непример, Генеральный секретарь Ватикана - архиепископ Карфагена. 3. Викарные епископы называются еще ауксилиариями (помощниками). У одного епископа может быть несколько викариев. Различают генеральных викариев (первенствующих) и епископских викариев по определенной территории или сфере деятельности (например, книгоизданию). Викарии-коадъюторы (преемники) имеют право наследования кафедры в случае смерти правящего епископа в той же епархии. Епископы той или иной страны периодически собираются на епископские конференции, по сути поместные соборы. С правом голоса на них выступают лишь епархиальные епископы. Остальные епископы - только участники. На таких конференциях присутствуют и легаты, но не являясь их членами (дискутируют, но не голосуют). Решение конференции направляется папе на утверждение. IV. Епархиальные органы 1. Капитул - ведает богослужением кафедрального собора. Членам капитула (совета священников кафедрального собора) усваивается звание каноников. В период между смертью правящего епископа и назначением нового капитул управляет епархией. 2. Пресвитерский совет - основной совещательный орган при епархиальном епископе. В него входят священники, назначенные правящим епископом. 3. Пастырский совет, в который входят священники, монахи, достойные миряне по назначению епископа. V. Церковные должности, близкие по значению к епископам Апостольские администраторы - это или лица, возглавляющие церковно-административные единицы небольшого объема, или лица, временно исполняющие функции правящего архиерея. Они учреждаются часто на миссионерских территориях, где мало католиков. Это могут быть пресвитеры или епископы. Глава 4. Пресвитерство и низший клир РКЦ Пресвитеры В Конституции II Ватиканского собора говорится о помощниках епископов - пресвитерах. Декрет II Ватиканского собора «О служении и жизни пресвитеров» ставит на первом месте долг священника проповедовать Евангелие. Затем идут священнодействие и пастырское попечение. В каноническую обязанность пресвитера входит необходимость ежедневного прочитывания краткого келейного круга богослужения - бревиария, который делится примерно на три части: утреннюю, дневную и вечернюю. Общая продолжительность такого правила около 1,5 часов, включая необходимые чтения из Священного Писания. Пресвитеры делятся на парохусов (парикиев), или настоятелей, и викарий-сотрудников, сослужителей настоятеля. Их назначает настоятель и епископ, который учитывает мнение настоятеля. Если епископ считает неполезным пребывание настоятеля на данном месте, он может перевести его на другое место без канонических причин. По дочтижении 75-ти лет пресвитеры должны подавать рапорт о выходе на пенсию. Священник, несущий попечение о неприходской церкви (больничной, семинарской и др.), носит название ректора церкви. Существует разряд пресвитеров, называемых vicarii foranei, или благочинными. К ним может употребляться также и наименование «архипресвитер». За выслугу лет в настоящее время пресвитерам присваивают звание прелата. Весь клир РКЦ обязан быть целибатным, кроме церквей восточного обряда. Пресвитеров в РКЦ около 500 тыс. чел., из них 1/3 - члены монашеских орденов. Но велико и число снимающих сан по причине вступления в брак. Эта акция, конечно, не одобряется, считается греховной, но брак признается действительным. Ежегодно снимают с себя сан около 800-1000 пресвитеров. Во время хиротонии на голову будущего священника возлагают руки епископ и все присутствующие при этом пресвитеры. В облачение пресвитера входит: длинный легкий стихарь (альба), пояс, стола (орарь-епитрахиль), казула (короткая фелонь, одеваемая только во время мессы). Поверх облачения священник может носить крест, но не обязательно. Диаконы Диаконская степень была восстановлена как самостоятельная степень лишь на II Ватиканском соборе. До этого диаконство существовало как промежуточная степень всего на несколько секунд. Диаконам разрешается нецелибатная хиротония, если сан принимается после 25-ти лет. Если принимающий сан моложе 25-ти лет, то он должен быть безбрачным. Обязанности диаконов: — сослужить епископу или пресвитеру; — читать за богослужением Евангелие; — совершать крещение самостоятельно; — отпевание и погребение; — могут преподавать благословение на брак (так как совершители таинства сами брачующиеся, то диакон может заменить священника и признать брак действительным); — проповедовать за богослужением; — совершать богослужения, кроме мессы. Во время хиротонии диакона руки возлагает лишь епископ, затем вручая ему Евангелие. Причащается диакон, как и пресвитер - под двумя видами. Диакон носит альбу, а столу носит как орарь на левом плече. У коптов один и тот же орарь для всех степеней священства (диакон носит его как орарь, пресвитер - как епитрахиль, епископ - как омофор). К высшему клиру относятся и субдиаконы (иподиаконы). В их обязанности вменяется содержать в порядке престол и сосуды, помогать во время богослужения. Иподиаконы причащаются под двумя видами после диаконов. Для иподиакона обязателен целибат. Низшие степени клира Это номинальные: заклинатели, чтецы, привратники. Реально их на приходах нет. В этих степенях бывают семинаристы в процессе обучения. Внешними признаками принадлежности к клиру (и высшему, и низшему) является тонзура - выстриженная макушка головы. Символ выстрижения — причастность к клиру. У клириков может быть и борода, но традиционно она отсутствует. Глава 5. Состояния совершенства Состояниями совершенства называются монашеские и полумонашеские ордена в РКЦ. Религии (монашеские организации) Организаци монашеского типа называются религиями (religiones). В этих организациях в официальном порядке выражены обеты соблюдения «евангельских советов» о послушании, целомудрии и бедности. В религиях обязателен общежительный устав. Члены религий именуются религиозами (по сути, это монахи). Всего в РКЦ около 1,5 млн. религиозов, из которых 300 тыс. мужчин и 1,2 млн. женщин. Мужских монастырей около 30 тыс., а женских - более 90 тыс. Различаются два вида религий: религиозные ордена и религиозные конгрегации. I. Религиозные ордена В религиозных орденах существуют обеты простые и обеты торжественные. Торжественные обеты даются на всю жизнь и связаны с полным отречением от собственности. Если после этого монах вступает в брак, то брак признается незаконным и расторгается. Простые обеты могут быть пожизненные или временные. При этом человек не отказывается от собственности и не ограничивается использованием собственности. Человек, принявший временный обет, может выйти из ордена по окончании срока обета. Это предосудительно, но не отделяет от РКЦ. Брак, заключенный с нарушением простого обета, предосудителен, но не подлежит расторжению. Практика входа в ордена обычно происходит по следующей схеме. Вначале дается простой временный обет, по окончании которого дается простой пожизненный обет. И лишь через некоторое время (обычно 7-8 лет) дается уже торжественный обет. Члены религиозных орденов именуются: мужчины - регулярами, а женщины - монахинями. Крупнейшие религиозные ордена перечислены ниже. 1. БЕНЕДИКТИНСКИЙ орден основан преп. Бенедиктом Нурсийским в V-VI вв., создателем западного монашеского устава, который был единым на западе до разделения. Основной принцип - молись и трудись. Бенедиктинцы прославились как ученые монахи, особенно в патрологии. И сейчас это ученый орден, ведущий научную богословскую работу. Известен ликёр «Бенедиктин», приготавливаемый из плодов виногардников, принадлежащих ордену. Сейчас орден насчитывает около 12000 мужчин и 7000 женщин. Символика ордена св. Бенедикта - OSB. Ответвления ордена Бенедиктинцев, имеющие право на собственный устав: — Камальдулы; возникли в IX в., принцип жизни - затворничество (встречаются друг с другом только за богослужением и трапезой); — Цистерцианцы или Цистерцы; возникли в 1098 г., занимались ручным трудом, не имели земель и крестьян, носят белое облачение; — Бернардинцы; основал орден Бернард Клервосский в 1115 г., орден активно боролся с ересями, ревнитель католического учения, участвовал в крестовых походах. 2. Орден БАЗИЛИАН восточного греческого обряда. 3. Орден ДОМИНИКАНЦЕВ. Основатель - испанский монах Доминик (1170-1221 гг.), ревностный борец с ересью альбигойцев. Для борьбы с ними был создан орден странствующих проповедников. Впоследствии доминиканцы занимались инквизицией. Они сами себя называли «собаки Господни» (Domini canes). Орден и сейчас занимается миссионерской работой. Членом ордена был Фома Аквинат. Сейчас в ордене более 15000 монахов, которые распределены по всему миру по 40 провинциям (круп-нейшая провинция - в Филиппинах). Символика ордена - OP («орден проповедников»). 4. Орден ФРАНЦИСКАНЦЕВ основан в Италии Франциском Ассизским (1182-1226 гг.). Он учредил мужское сообщество, затем - женское и, наконец, - светское или секулярное отделение ордена св. Франциска. Этот «нищенствующий» орден проповедует евангельские идеалы любви к ближним, бедности. Занимаясь миссионерской деятельностью, члены ордена дошли до Китая. Всего францисканцев - более 50 тыс. чел. Официальное название - OFM («меньшие братья»). Особая роль в жизни РКЦ принадлежит секулярному ордену св. Франциска. Его члены несут иноческий подвиг в миру по уставу Франциска. Есть несколько ответвлений ордена: — минориты (одеяние коричневого цвета); — капуцины (коричневое одеяние с капюшоном). 5. Орден кармилитов и кармилиток возник в XIII в. в Палестине во время крестовых походов. Кармилитки занимаются социальным обслуживанием, медициной. Их около 20 000 чел. Монахами в РКЦ считаются члены только тех орденов, которые являются преемниками древнего монашества. В восточном обряде это базилиане (или василиане, от св. Василия Великого). На Западе - бенедиктинцы и их ответвления. Члены же других орденов (доминиканцы, францисканцы и др.) к монахам не относятся и называются религиозами (членами религии), хотя внешне ничем не отличаются от собственно монахов. Во главе каждого ордена стоит сунериф, которого выбирают различнвми способами. 6. Орден ИЕЗУИТОВ основан испанским дворянином Игнатием Лойолой в 1534 г. Устав утвержден папой в 1540 г. Официальное название ордена - SI («общество Иисуса»). Иезуиты отличаются от прочих орденов тем, что на некоторой стадии приносят обет полного повиновения папе. Орден построен на принципах строгой дисциплины и организации. Во главе ордена стоит генерал-препозит (генерал-настоятель). Ему принадлежит вся полнота власти внутри ордена. Иезуиты не подчиняются епархиальным властям (полностью экстерриториальны). Целью Игнатия Лойолы была борьба с протестантизмом, и в этом направлении иезуиты много сделали (военное противодействие, общественное мнение, подготовка духовенства). Сейчас иезуиты занимаются подготовкой педагогов. Они руководят 94 богословскими и 59 светскими вузами, сотнями колледжей. В их руках Папский Библейский институт, Папский Восточный институт, Ватиканское радио. В руках иезуитов и основные средства массовой информации — журнал «Чевильта католика» и еще около 1000 изданий на 50-ти языках мира. В их ведении более 6000 миссионерских станций. Главный центр подготовки иезуитов - Григорианский университет в Риме. Численность иезуитов не указывается. Есть данные лишь по отдельным странам из неофициальных источников. В США - более 8000, Испании - более 6000, Великобритании - более 5000. Весь мир разделен иезуитами на 50 провинций, во главе которых стоят свои препозиты, подчинябщиеся только генерал-препозиту. По смерти генерал-препозита собираются все местные препозиты и выдвигают 3-х кандидатов, из которых папа выбирает одного. Центр иезуитов и Риме, где находится и резиденция генерал-препозита. II. Религиозные конгрегации В религиозных конгрегациях существуют только простые обеты. Мужчины в них называются религиозами простых обетов, а женщины - сестрами. Могут быть переходы из конгрегаций в ордена, но по благословению епископа. Если человек переходит в орден, то начинает искус сначала. Религиозные конгрегации стали возникать в XVII в., а отнесены к состояниям совершенства только в начале XX века. Они различны по уставам и видам деятельности. Крупнейшие конгрегации: — Салезиане; учреждены в XIX в., название берут от Франциска Сальского (XVII в.), их более 20000, задача конгрегации - помощь учащемуся юношеству (педагогика, воспитание, среднее и высшее образование); — Братья христианских школ; учреждены в XVII в., их около 15000, заботятся о воспитании подрастающего поколения; — Редемптористы; учреждены в XVIII в., их около 10000, задача — содействие делу внутренней миссии, то есть реевангелизации общества католических стран. Безобетные общества Такие общества стали появляться в средние века. В 1917 году они отнесены к состояниям совершенства. Отличие их от орденов и конгрегаций в том, что члены обществ не приносят никаких обетов, но во время нахождения в обществе их исполняют. Это могут быть так называемые третьи ордена, то есть светские придатки к монашеским орденам. Наиболее известные общества: — общество лазаристов, занимающееся медицинской помощью; — белые отцы, занимающиеся миссионерством в Африке. Глава 6. Миряне в РКЦ Роли мирян уделено большое внимание на II Ватиканском соборе. Принято два документа в отношении мирян: «Конституция церкви» и «Декрет об апостолате мирян». Вся совокупность католических организаций, осуществляющих под руководством иерархии апостольство мирян, объединена в Католическую Акцию. Местная организация, входящая в Акцию, должна быть признана правящим епископом, а нацоинальная или международная - папой. Католическая Акция создана в начале XX века Пием X. Сначала она была профсоюзной организацией католиков. При режиме Муссолини Акция подвергалась преследованию и была официально распущена. После второй мировой войны организация воссоздана, но уже в новой роли. В Католическую Акцию входят: — Международная Федерация католиков-мужчин; — Всемирный союз женских католических организаций (более 6 млн. членов только в США), цель - помощь пастору в деле проповеди; — Всемирная Федерация католической молодежи; — Легион Марии, учрежден в 1921 г. в Ирландии, цель - проповедь в духе всецелой преданности Деве Марии, присылка книг, возвращение падших женщин в лоно церкви; — Мир Христов (Pax Christi) возник после второй мировой войны с целью миротворчества и социальной благотворительности; — Дело Божие (Opus Dei) возникло в 1928 г. в Испании, утверждено папой в 1950 г.; цель - распространение принципов католического учения в обществе в целом и, в первую очередь, - в интеллигенции и правящих кругах. Формально Opus Dei не причастно к политике. Члены общества, в основном, власть имущие. Священников около 5%. Opus Dei замкнуто и отчасти засекречено. Число активных членов около 50 тыс. Общество имеет сильное влияние в Испании, заботится о подрастающем поколении. Существовало общество при всех режимах (хотя Франко их не любил). Католическая печать В одной Италии около 1800 различных котолических периодических изданий; во Франции - более 1000; в Испании - около 900; в США — около 500. Среди них наиболее известные: — «Чевильта католика», иезуитский журнал в Италии; — «Осерваторо Романо» («Римский обозреватель»), газета в Италии; — «Ля Круа» («Крест»), французское издание; — «Sunday visitor» («Воскресный посетитель»), газета в США; — «Акты Апостольского Престола» издают все папские документы не позднее, чем через неделю после утверждения; — «Папский ежегодник» включает сведения о епархиях, учреждениях. Образование в РКЦ Духовенство РКЦ, в основном, готовится в семинариях, которые делятся на малые и большие (как у нас средние и высшие). Существуют также богословские факультеты при университетах и самостоятельно. Рим - крупнейший центр католического образования. Здесь находится Григорианский университет, основанный в XVI в. при участии Игнатия Лойолы и руководимый иезуитами. Университет имеет факульиеиы: богословский, канонического права, философский, церковной истории, миссиологический. При университете есть институты социологии и духовной культуры. Всего в университете обучается около 3000 студентов. Около 1/3 кардиналов - выпускники Григорианского университета. В Риме находятся Папский Библейский институт и Папский Восточный институт, учрежденные в начале XX в. Римский университет им. Св. Фомы Аквината готовит богословов. Папская Академия Наук обнимает небогословские дисциплины: физика, биология и др. Это не научный институт,а почетное членство. В Риме же есть десятки колледжей, в том числе и национальных. Например, Руссикон - русский колледж (преподавание на русском языке), руководимый иезуитами. Вне Рима существуют университеты в Бельгии (Лёвен), в Германии (Фрайбург), в Филиппинах (Манила), в Ливане (Бейрут). Глава 7. Центральные учреждения РКЦ Синод епископов Этот новый высший орган создан в 1965 году папой Павлом VI в духе решений II Ватиканского собора. Синод епископов создан по единоличному решению папы как совещательный орган при Римском епископе. Одной из важных его функций является информирование о положении на местах и координация действий. Члены синода делятся на три категории: — епископы, входящие по статусу; — епископы, входящие по избранию; — епископы, входящие по папскому назначению. По статусу членами Синода являются патриархи восточного обряда и некоторые митрополиты восточного обряда. По статусу насчитывается 12 членов Синода. Это показывает возвышение роли униатских католиков, которое, конечно, необходимо для дальнейшего развития унии. До недавнего времени на униатов смотрели, как на католиков второго сорта. По избранию в Синод входят по одному представителю на 25 епископов. Они избираются епископатом отдельных провинциальных церквей тайным голосованием. Если число епископов поместной церкви доходит до 50, то избирается 2 члена Синода. (Провинции достаточно крупные — не два-три епископа.) Таким образом выбирается более 120 епископов. Сюда входят и 10 представителей религиозных орденов - религиозов. На собрании глав монашеских конгрегаций выбирается 10 делегатов от всего числа монашествующих (зачастую выбирают епископов, вышедших из монашеских орденов). Все выборы подлежат утверждению у папы. Число епископов, назначенных в Синод папой, не должно превышать 15% от общего числа членов Синода. Постоянными членами Синода являются лишь епископы, входящие по статусу. Остальные выбираются и назначаются только на одну сессию Синода, так как выбираются лица, подготовленные по данной тематике сессии. Сессии Синода созываются по желанию папы. Они бывают генеральными, чрезвычайные и специальные. Генеральные сессии требуют участия всех членов Синода, но созываются редко. Чрезвычайные сессии служат для принятия срочных решений. На них присутствуют постоянные члены Синода и назначенные папой. Среди выборных членов присутствуют только вызванные папой. Специальные сессии обсуждают местные вопросы. На них присутствуют постоянные члены Синода и представители данной поместной церкви. Рабочим языком сессий (доклады, выступления, материалы) является латинский язык. Таким образом, в Синоде наблюдаются две тенденции: сохранение позиции папы и создание видимости коллегиальности. Римская курия Курия - центральный церковный аппарат, при помощи которого осуществляется руководство Католической церковью. Это по сути правительство с министерствами. Слово «курия» на латыни означает дворец, здание. Так часто называют сотрудников курии. Курия имеет следующие подразделения: 1 - папский государственный секретариат; 2 - совет по внешним делам церкви; 3 - конгрегации (см. главу 8.); 4 - трибуналы; 5 - службы; 6 - секретариаты; 7 - совет по делам мирян; 8 - комиссия «Справедливость и мир». До 60-х годов XX в. членами курии были только кардиналы, в основном италянцы. После II Ватиканского собора в курию входят и не кардиналы, но преимущественно епископы. Состав итальянцев уже не превышает 30%. 1. Папский государственный секретариат В ведении этого подразделения находится администрация Ватикана, центральное руководство финансами Римской церкви, ведение статистики, подготовка папских документов (буллы, энциклики). Секретариат также занимается вопросами информации. Через него проходят все официальнфе издания папского престола. Во главе секретариата стоит государственный секретарь Ватикана (это, как правило, кардинал, второе лицо после папы). По данным на 1987 г. в состав секретариата входило до 80 чел. 2. Совет по внешним делам церкви Совет утвержден в 1967 г. (до этого был совет по чрезвычайным делам, действующий со времен Наполеона). Совет занимается внешними делами с государственными властями. Ему подведомственна вся папская дипломатия, напоминающая Министерство иностранных дел Ватикана. Главой организации является также государственный секретарь Ватикана, назначаемый папой. Ватикан - государство, имеющее дипломатические связи со многими странами. В этих странах назначаются послы Ватикана - нунции. Это, как правило, епископы, но не кардиналы. Нунции совмещают дипломатическую функцию с внутрицерковной функцией, наблюдая за деятельностью епископата в стране, в которой они находятся. Нунции приравниваются к чрезвычайным полномочным послам. Есть пронунции - это временные поверенные в делах (тоже епископы). Нунции назначаются или в католические страны, или в страны, подчиняющиеся Венскому конгрессу XIX в. - то есть в те страны, где нунции признаются старшими из всех послов в данной стране. Если в стране не отдается предпочтение папскому послу, то в нее посылается пронунций. Пронунции, например, есть в Японии, Турции, Ираке. С некоторыми странами Ватикан категорически не имеет отношений (например, с Англией из-за англиканства, с США как чрезвычайно секуляризованной страной). В эти страны посылаются легаты - представители папы в делах церкви, но не государственные послы. Папские наблюдатели существуют и в международных организациях (ООН, ЮНЕСКО). В ведении совета по делам церкви есть специальная комиссия по делам России (pro Russia). В ее ведение входят дела католиков латинского обряда на территории бывшего СССР. 4. Трибуналы Трибуналы занимаются вопросами отпущения грехов и наказания за особо тяжкие грехи, которые может отпускать лишь папа (например, грехи против вероучения). Трибуналы также занимаются выдачей индульгенций. 6. Секретариаты 1). Секретариат по содействию христианскому единству. Учрежден в 1960 г. Его цель - определение отношений между католиками и христианами других конфессий. Секретариат делится на две секции: Восточную (православие) и Западную (протестанство). Этим секретариатом определяется отношение католиков к экуменическому движению. РКЦ не входит во Всемирный Совет церквей - она лишь занимает наблюдательную позицию. Но по инструкции секретариата 1967 г. разрешается совместная молитва католиков с иными вероисповеданиями, исключая евхаристические молитвы (например, молитвы о мире, справедливости в дни национальных празднеств или траура). Допускается общение католиков в Таинствах с восточными христианами при наличии соответствующих условий и в особых случаях: — если католик присмерти в православной стране, он может причащаться у православного священника; — католическим священникам вменяется в обязанность принимать исповедь православных христиан безвозбранно; — католику разрешается принимать участие в православном богослужении до уровня чтеца; — католику разрешено быть восприемником при православном крещении; — православный может быть вторым восприемником при крещении, если один восприемник католик, и крещаемый будет воспитываться как католик; — православный может участвовать в католическом богослужении до уровня чтеца; — всем восточным христианам разрешается пользоваться католическими храмами для совершения Евхаристии; — брак с православным, совершенный в православном храме, не расторгается и признается подлинным. Брак католика с инославным не одобряется, но допускается, если венчание будет совершено по католическому обряду, а супруг некатолик даст письменное обязательство воспитывать детей в католической вере. 2). Секретариат по сношению с нехристианами. Основан в 1964 г. 3). Секретариат по сношению с неверующими. Основан в 1965 г. Исследует проблемы атеизма, атеистического сознания. Им издается энциклопедия современного атеизма: генезис атеизма, психология и т.д. 7. Совет по делам мирян Занимается связями и руководством различными органами мирян. Совет основан в 1966 г. Одним из руководителей в 1970 г. был Карль Войтыло - краковский кардинал (нынешний папа Иоанн-Павел II). 8. Комиссия «Справедливость и мир» Комиссия занимиется связями со странами третьего мира в плане гуманитарной помощи и др. Глава 8. Римские конгрегации После разделения церквей на Восточную и Западную делами Римской церкви занималась коллегия кардиналов. С XVI в. стали возникать административные органы специального назначения, получившие название священных римских конгрегаций. Древнейшей из них является священная конгрегация инквизиции, учрежденная в 1542 г. и реорганизованная в конце XVI в. Конгрегация - постоянный административный орган, занятый смотрением церковных дел определенного круга. В настоящее время в РКЦ действует 10 конгрегаций. Прежде в них входили только кардиналы, сейчас есть и епископы. Во главе каждой конгрегации стоит префект. Юрисдикция большинства конгрегаций распространяется на всю РКЦ с некоторыми ограничениями, касающимися верующих восточного обряда. 1. Конгрегация по вопросам веры. Вероучительная конгрегация - наследница конгрегации инквизиции, или «святой службы». Она была создана для борьбы с ересями и, в первую очередь, - для противодействия распространению протестанства. Параллельно ей действовала конгрегация индекса запрещенных книг (то есть контролировался список книг, которыми нельзя было пользоваться, хранить, читать под угрозой отлучения). Первый индекс был опубликован в 1557 г., последний - в 1955 г. На протяжении веков в индекс попадали все некатолические издания, в том числе и Священного Писания (принцип самодостаточности Вульгаты). После 1955 г. были отдельные высказывания папы относительно отдельных книг, произведений искусства, кино и т.д. (например, запрещено слушать христианину рок-оперу «Иисус Христос - суперзвезда»). То есть, в последнее время получается лишь запретить смотреть или читать, а запрета на издание не получается благодаря демократическому настрою общества. В XX веке конгрегация инквизиции вела борьбу с левыми течениями в самом католичестве. Так, в 50-е годы велась борьба с движением священников во Франции, которые стремились быть поближе к рабочим (в России, кстати, тоже были подобные настроения, давшие впоследствии начало обновленчеству). В 1959 г. конгрегация запретила эту деятельность. После II Ватиканского собора конгрегация была переименована из конгрегации инквизиции в конгрегацию по вопросам веры. Задача ее — попечение о чистоте веры и суд по делам, касающимся преступлений против веры. В нее входят 17 кардиналов и 8 епископов. Конгрегация осуществляет цензуру книг, издаваемых католическими изданиями, и контроль за образованием, в том числе и выдачей лицензий на право преподавания в высших католических учебных заведениях (государственных или частных). В практике лишения лицензии на преподавание в католической школьной системе применяется вначале предупреждение от конгрегации, затем вызов и выслушивание по вопросам несоответствия данного лица. Если эти меры не возымеют действия, то лицо лишается лицензии. 2. Конгрегация по делам епископов. Конгрегация организована в 1588 г. В ее юрисдикцию не входят епархии восточного обряда и так называемые миссионерские территории. 3. Конгрегация по делам восточных церквей. Как самостоятельная конгрегация она создана 1 мая 1917 г. Она ведает делами восточных католических церквей любых обрядов (копты, армяне, униаты и др.). На территориях, где возникают униатские общины, конгрегация направляет так называемых визитаторов для поддержки и развития движения. Крупнейшие униатские группировки из православных греко-византийского обряда: — малабарцы востосирского обряда (изначально несториане); — марониты (маронитский обряд); — арабы мельхиты (мельхитский обряд). Членами этой конгрегации, кроме назначаемых папой, являются патриархи восточных обрядов, а также председатель секретариата по содействию христианскому единству (см. главы 3,7). 4. Когрегация дисциплины таинств. Конгрегация учреждена в 1908 г. Она занимается каноническими вопросами, касающимися совершения и действительности таинств. Подавляющее большинство рассматриваемых дел - рассмотрение вопросов о действительности браков. Компетенция этой конгрегации распространяется на всю РКЦ, исключая церкви восточных обрядов. 5. Конгрегация по делам клириков. (Основана в XVI в.). 6. Конгрегация по делам религиозов и секулярных институций (безобетных обществ). Конгрегация создана в конце XVI в. В начале XVII в. она слилась с епископской конгрегацией, а в 1908 г. восстановила свою самостоятельность. Она ведает делами религиозов и секулярных институций (см главу 5). В эту конгрегацию кроме кардиналов и епископов входят 3 представителя религиозных орденов, которых выбирает сам папа. Генерал ордена Иезуитов непременно входит в конгрегацию на протяжении 25 лет. 7. Конгрегация пропаганды веры (евангелизации народов). Конгрегация создана в 1622 г. Первоначально она занималась обращением в унию некатолических христиан. Потом главным объектом ее деятельности стали нехристиане. Конгрегация осуществляет верховное управление миссиями во всем мире. На миссионерских территориях ей подчинены епископат, образовательные учреждения, отчасти монашество. Миссионерские территории: — Азия, кроме Ближнего Востока; — Африка; — Океания; — некоторые районы Америки, в основном северные; — некоторые районы Европы (Скандинавия, Балканы и др.). Миссии хорошо организованы. В Риме есть высшее учебное заведение, которое готовит миссионеров. Также существует ряд миссионерских семинарий по всему миру, включая и Рим. Число католиков на миссионерских территориях значительно выросло с 1918 по 1987 гг. почти в 9 раз. Например, в Африке только оглашенных около 5 млн. чел. (период оглашения обычно не менее года). 8. Конгрегация божественного культа. Конгрегация занимается вопросами богослужений западного обряда (уставом и др.). Она учреждена в 1588г. Роль ее возросла после II Ватиканского собора. Ей поручено проведение реформы богослужения, включая переводы служб на национальные языки. (Подробнее о богослужении см. в главе 9). Конгрегацией божественного культа после II Ватиканского собора — рассмотрены и одобрены переводы богослужебных текстов на национальные языки; — составлен особый чин крещения младенцев (отличается от чина крещения взрослого иными молитвами); — разрешен допуск женщин к выполнению обязанностей чтецов (ранее был неофициальным); — подготовлен в 1969 г. и утвержден папой новый Римский богослужебный календарь (см. главу 9). 9. Конгрегация процессов прославления святых. У католиков канонизация имеет две стадии - беатификация (причисление к лику блаженных) и канонизация (причисление к лику святых). Эти два процесса имеют судебный характер. В конгрегации создается суд, в котором участвуют и адвокат, и судья, и обвинители из лиц — противников канонизации. 10. Конгрегация католического образования. Глава 9. Богослужение в РКЦ. Римский богослужебный календарь В РКЦ главным ежедневным богослужением является месса (в приходских храмах это единственное богослужение). Месса может совершаться несколько раз в день на одном Престоле одним священником. Мессы могут быть краткие (10-15 минут) и полные (до 40 минут). Католический священник должен каждый день совершать мессу, хотя бы и в одиночку. Такие богослужения суточного круга как вечерня, утреня, часы предназначены для келейного правила священнослужителей. В праздничные дни накануне совершается служба, называемая laules, или хвалитны (остатки утрени). В самый день праздника вечером совершается вечерня с участием народа. Современное чинопоследование мессы изложено в новом Римском служебнике - мессиале («Messiale Romanium»). В нем три евхаристических канона, из которых выбирается один по желанию священника. Разрешается произносить евхаристический канон вслух. В мессиале также расширен круг молитв, произносимых священником перед евхаристическим каноном - префация. Главные части мессы.1. Интракт - входные стихи псалма. 2. Возглас «во имя Отца и Сына и Святого Духа». 3. Молитвенное исповедание грехов: «Исповедаю Всемогущему Богу…». Произносится священником вместе с народом. 4. «Кирие элеисон» поется хором с органом. 5. Глория (gloria) - славословие (похоже на православное великое славословие), бывает различным. 6. Коллекта - всеобщая сосредоточенная молитва, перед которой следует короткое молчание. 7. Чтение Апостола, Псалтири, Аллилуарий, чтение Евангелия. После этого может быть проповедь. Затем - кредо (Символ веры), которое читается хором или поется. 8. Общая молитва верных (остатки ектении, без прошений). 9. Offertorium - предложение. Поются выбранные стихи псалмов. На Престол ставится чаша и блюдо с опресноком. В чашу вливается вино. 10. Secreta - тайная молитва над предложенными хлебом и вином. После II Ватиканского собора читается вслух. 11. Praefatio - предварительное действие. Молитва, читаемая перед евхаристическим каноном (разная в различные дни). 12. Евхаристический канон. Поется «Sanctus» («Свят, свят, свят…»). Произносятся установительные слова Иисуса Христа («Приимите, ядите…»). 13. «Отче наш». Agius Dei - молитва «Агниц Божий, вземляй грехи мира, помилуй нас». 14. Причащение, в процессе которого поются стихи псалмов или иные песнопения. 15. Молитвы по причащении. 16. Заключительные возгласы. Богослужебный календарь.В 1969 г. подготовлен и утвержден папой новый богослужебный календарь. Изменение календаря преследовало две цели. Во-первых, в календаре накопилось много праздников святых, и праздники, необходимые для спасения, затенялись. Во-вторых, были введены новые святые из национальных областей (не итальянцы) и вычеркнута часть старых святых (23 папы и многие римские святые). Были вычеркнуты и святые, о которых нет достоверных исторических сведений и жития которых не могут являться надежным источником назидания. Так были вычеркнуты из календаря, но не деканонизированы, влмц. Варвара, влмц. Екатерина, сщмч. Георгий, св. царица Александра, сщмч. Киприан и св. Иустин. Все календарные дни были разделены на 4 категории. I. Sollemnitates - торжественные праздники: — Пасха, — воскресные дни, — Рождество Христово, Богоявление, Вознесение, Пятидесятница, День Св. Троицы (следующее воскресение по Пятидесятнице), — праздники тела Иисуса, сердца Иисуса, — память Иосифа Обручника, — память Апостолов Петра и Павла, — праздник непорочного зачатия Богоматери, В эти праздники в самый день праздника совершается вечерня. II. Festa - праздники (их 25). К ним относятся общехристианские - Сретение, Преображение, Рождество Богородицы, Воздвижение, память ап. Иакова, архидиакона Лаврентия, ап. Андрея, первомученика Стефана - и некоторые специальные католические праздники (праздник Святого Семейства, праздник Латеранской базилики). III. Memoriae - обязательные памятные праздники (их 62). К ним относятся: — память древних святых (Василия Великого, Григория Богослова, Кирилла и Мефодия и др.); — память католических святых (Фома Аквинат, Франциск Ассизский, блаженная Тереза, Иосафат Кунцевич, папа Пий X (XX в.) и др.); — ряд почитаемых икон Богоматери, например, Мария Розарная (в обрамлении цветочного венка). IV. Памяти необязательные (их 94). Их может быть сразу несколько в один день. К ним относятся: — память свт. Николая Чудотворца, св. Иоанна Дамаскина, Космы и Дамиана, Марии Магдалины; — память некоторых католических святых (Ансельм Кентерберийский, Игнатий Лойола, кардинал Кайетан (XVI в.), кардинал Белармий (XVI в.) и др.); — праздник сердца Девы Марии. Эти 4 категории праздников заполняют 188 дней, то есть полгода. Остальные дни оставлены пустыми, чтобы национальные церкви могли их заполнить праздниками своих святых или вычеркнутых из общего календаря римских святых. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|