|
||||
|
СТАНЦА 1. (продолжение) Шлока (5) ЕДИНА ТЬМА НАПОЛНЯЛА БЕСПРЕДЕЛЬНОЕ ВСЕ, ИБО ОТЕЦ, МАТЬ И СЫН ЕЩЕ РАЗ БЫЛИ ВОЕДИНО, И СЫН НЕ ПРОБУДИЛСЯ ЕЩЕ ДЛЯ НОВОГО КОЛЕСА И СТРАН. СТВИЙ НА НЕМ ВОПРОС — Подразумевается ли под «Тьмой» то же самое, что под "Предвечной Матерью-рождающей" в шлоке (1)? ОТВЕТ — Отнюдь нет. Здесь «Матери-рождающей» соответствует "Беспредельное Все", а Космическое Пространство — это нечто, уже наделенное атрибутами, по крайней мере потенциально. С другой стороны, «Тьма» в данном случае есть то, что не может быть обусловлено никакими атрибутами, это Непознанный Принцип, заполняющий Космическое Пространство. ВОПРОС — Не используется ли в таком случае слово Тьма для обозначения полярной противоположности Свету? ОТВЕТ — Да, для обозначения Непроявленного и Непознанного как полярной противоположности Проявленного и того, что поддается осмыслению. ВОПРОС — Значит, Тьма противопоставляется не Свету, а Дифференциации? И разве она не может символизировать Негативность? ОТВЕТ — Упоминаемая здесь «Тьма» не может быть противопоставлена ни Свету, ни Дифференциации, так как они оба являются закономерным результатом Манвантарной стадии эволюции — цикла Активности. Это "Тьма над Бездною" в Книге Бытия. Бездне в данном случае соответствует "светлый сын Темного Отца", Пространства. ВОПРОС — Значит ли это, что Света нет, или просто нет ничего, что могло бы проявиться, и никого, кто мог бы это воспринять? ОТВЕТ — И то, и другое. Если быть объективными, и Свет и Тьма иллюзии. Майя. В данном случае под Тьмой подразумевается не отсутствие Света, а один непостижимый исходный Принцип, который, будучи самой Абсолютностью, не имеет для нашего интеллектуального восприятия ни формы, ни света, ни вещества, ничего, что можно было бы выразить словами. ВОПРОС — Когда Свет исходит из Тьмы? ОТВЕТ — После того как пробьет час для первого проявления. ВОПРОС — Значит, Свет — это первое проявление? ОТВЕТ — Да, после начала дифференциации. И только на третьем этапе эволюции. Не забывайте, что в философии слово «Свет» имеет два значения: одно для обозначения вечного, абсолютного света in potentia, всегда присутствующего в лоне непознанной Тьмы и сосуществующего с ней в Вечности или, другими словами, идентичного с ней, и другое для обозначения контрастной ей Проявленной разнородности. К примеру, если с пониманием читать "Вишну Пурана", разница между двумя понятиями хорошо видна в образе Вишну, который, будучи един с Брамой, все же отличен от него. Вишну здесь — вечный Х ив то же самое время каждый член уравнения. Вишну по существу есть и материя, и Дух Брамы (безличного). Материя и Дух являются первичными аспектами Брамы, причем Дух и есть абстрактный свет{5}. В «Ведах» же Вишну не пользуется большим почтением, а Брама (мужского рода) вообще не упоминается. ВОПРОС — Каково значение фразы "Отец, Мать и Сын еще раз были единым"? ОТВЕТ — Это значит, что три Логоса — непроявленный «Отец», полупроявленная «Мать» и Вселенная, которая в нашей философии является третьим Логосом, или Брамой, — были во время очередной Пралайи еще раз одним; дифференцированная сущность стала недифференцированной. Слова "Отец, Мать и Сын" не совсем согласуются с христианским "Отцом, Сыном и Духом Святым". Однако в раннем христианстве и гностицизме Дух Святой был женским началом — «Софией». Во время Махапралайи все творческие и сенситивные Силы и результаты воздействия этих Сил, составляющие Вселенную, возвращаются к своему исходному состоянию: Все соединяется в одно. И нет ничего, кроме Абсолюта. И далее: "Кто может описать Его, того, кто не постигаем чувствами, кто лучше всего, что есть. Высшая Душа, самосуществующая, кто лишен всех отличительных особенностей вида, рода и тому подобного, кто свободен от рассуждений, изменений, смерти и разложения, кто есть всегда и один, кто существует везде, и в ком существует все, что есть, и кого зовут поэтому Васудева? Он есть Брама (безличный), Верховный Господь, вечный, нерожденный, неувядаемый, нетленный, единый в своем естестве, всегда чистый, так как Он свободен от порока. Он, этот Брама, есть Все, ибо объединяет в себе Самом и однородное и разнородное". ВОПРОС — Каковы различные значения Отца, Матери и Сына? В Комментарии они объясняются как (а) Дух, Субстанция и Вселенная; (в) Дух, Душа и Тело; (с) Вселенная, Планетная Цепь и Человек. ОТВЕТ — Я только что сделала еще одно дополнение, и, думаю, оно понятно. К этому объяснению добавить нечего, если только не придавать абстрактным понятиям человеческие качества. ВОПРОС — Если взять только последние слова из вышеприведенных рядов, то есть Сын, Вселенная, Человек, Тело, можно ли сказать, что они соотносятся друг с другом? ОТВЕТ — Ну разумеется. ВОПРОС — Являются ли они производными от оставшихся пар троиц, например, Сын от отца и Матери, Человек от Цепи и Вселенной и т. д.? И, наконец, можно ли сказать, что во время Пралайи Сын снова сливается со Своими Родителями? ОТВЕТ — Перед тем как ответить на этот вопрос, хочу напомнить вам, что мы говорим не о периоде, предшествовавшем так называемому Творению, а только о том времени, когда материя начала дифференцироваться, но еще не обрела форму. Отец-Матерь — составное понятие, означающее первичную субстанцию или Духоматерию. Когда Духоматерия, дифференцируясь, переходит из однородного состояния в разнородное, она становится положительной и отрицательной. Таким образом от "нулевого состояния" (или точки Лайям) Духоматерия переходит к состоянию активности и пассивности (а не только пассивности!), и вследствие этой дифференциации (результатом которой является эволюция и последующее возникновение Вселенной) рождается «Сын». Он и есть та самая Вселенная, или Проявленный Космос, который просуществует до следующей Махапралайи. ВОПРОС — Или до конечного состояния в точке Лайям или нулевой точке, как и вначале — до стадии Отца, Матери и Сына? ОТВЕТ — О том, что было до стадии Отца-Матери, в "Тайной Доктрине" говорится мало. Как только появляется Отец-Матерь, состояния Лайи быть не может. ВОПРОС — Можно ли сказать, что Отец-Матерь появляется позже состояния Лайи? ОТВЕТ — Именно так. Отдельные объекты могут быть в Лайе, но Вселенная с появлением Отца-Матери не может. ВОПРОС — Является ли Фохат одной из составляющих триады Отец, Матерь и Сын? ОТВЕТ — Фохат — это общий термин, и он может быть использован во многих значениях. Он есть свет (Дайви-Пракрити) всех трех Логосов как персонифицированных символов трех духовных стадий Эволюции. Фохат есть совокупность всех духовных творческих способностей к порождению идей наверху и всех электродинамических и творческих сил внизу. На Небесах и на Земле. Похоже, что в отношении Первого и Второго Логосов сохраняется много непонимания и путаницы. Первый — это уже присутствующая, хотя еще непроявленная потенциальность в лоне Отца-Матери; Второй — это абстрактная Совокупность Творческих Сил, которую греки называли «Демиургами» или Строителями Вселенной. Третий Логос есть конечная дифференциация Второго и индивидуализация Космических Сил, главной из которых является Фохат, так как Фохат есть синтез Семи Творческих Лучей или Дхиан Коганов, которые исходят из Третьего Логоса. ВОПРОС — Можно ли сказать, что во время Манвантары, когда Сын уже появился или пробужден, Отец-Матерь существуют независимо от Него, или же Они проявлены в Сыне? ОТВЕТ — Слова «Отец», "Матерь" и «Сын» следует употреблять осторожно с тем, чтобы не наделять эти понятия человеческими качествами. Первые два слова означают лишь центробежные и центростремительные Силы, рождающие «Сына». Более того, в эзотерической философии невозможно исключить ни одно из этих понятий из единого общего понятия. ВОПРОС — Если это так, то, видимо, можно признать, что центростремительные и центробежные силы существуют независимо от порождаемых ими следствий. Следствия всегда считаются вторичными по отношению к причине или причинам. ОТВЕТ — Очень сомнительно, что подобная концепция найдет у нас поддержку и применение. Если эти силы существуют, они должны порождать следствия, а если следствия больше не порождаются, силы тоже перестают существовать. Иначе как знать, что они существуют? ВОПРОС — Но ведь они существуют как отдельные единицы для математических целей. ОТВЕТ — Это совсем другое дело. Между природой и наукой, действительностью и философским символизмом существует большая разница. К примеру, мы выделяем в человеке семь принципов, но это не значит, что у него есть семь оболочек, или сущностей, или душ. Все эти принципы — аспекты одного принципа, и даже этот принцип — всего лишь временный, или периодический, луч Одного Вечного и Бесконечного Пламени, или Огня. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|