Иисус Христос — Бог и Человек

Учения о Троице и боговоплощении стоят рядом. Догмат о Троице гласит, что Христос является истинным Богом, а догмат о боговоплощении — что Христос является истинным Человеком. Вместе они провозглашают абсолютную реальность Спасителя, о Котором сообщает Новый Завет, Сына, пришедшего от Отца и по воле Отца, чтобы стать заместителем грешников на кресте (Мф 20:28, Мф 26:36-46, Ин 1:29, Ин 3:13-17, Рим 5:8, Рим 8:32, 2 Кор 5:19-21, 2 Кор 8:9, Флп 2:5-8 ).

Учение о Троице было принято на Никейском соборе (Никейский символ веры 325 г. по Р.Х.), который осудил арианскую ересь, противопоставив ей утверждение, что Иисус и Отец обладают единой «субстанцией», или «сущностью». Различие между Отцом и Сыном существует только внутри Божественного единства, и Сын является Богом в таком же смысле, что и Отец. Заявляя, что Отец и Сын «единосущны» и что Сын «рожден», а не сотворен (что соответствует определению «единородный», Ин 1:14,18, Ин 3:16-18 ), Никейский символ веры однозначно выразил Божественность Иисуса Христа.

Решающим событием для выработки церковью догмата боговоплощения стал Халкидонский собор (451 г. по Р.Х), на котором церковь отвергла как несторианскую ересь о том, что в Иисусе одновременно пребывали не одна, а две личности — Сына Божия и человека, — так и евтихианскую, утверждавшую, что Божественность Иисуса поглотила Его человеческую сущность. Отвергнув оба заблуждения, церковь подтвердила, что Христос — единая богочеловеческая Личность, обладающая двумя природами, или естествами, т.е. двумя разными типами способностей к познанию, самовыражению и действию, что две природы соединены в единой Личности неслиянно и нераздельно и что каждая природа сохраняет свои качества. Иными словами, все, что есть в нас, и все, что есть в Боге, присутствовало, присутствует и всегда будет реально и различимо присутствовать в едином Христе. Таким образом, халкидонская формула решительно отстаивает полную человеческую сущность Господа.

Воплощение — таинственное чудо в сердце исторического христианства — является центральным событием свидетельства Нового Завета. Иисус изначально пришел к евреям, вера которых основана на учении о существовании одного Бога. Апостолы были израильтянами, однако они и новозаветные писатели учили, что следует поклоняться Иисусу Мессии и верить в Него. Тем самым они свидетельствовали, что Он является Богом не менее, чем человеком. Поразительно, что такое свидетельство смогло утвердиться на еврейской почве.

Евангелие от Иоанна предпосылает свидетельству очевидца (Ин 1:14, Ин 19:35, Ин 21:24 ) утверждение (Ин 1:1-18 ), что Иисус является вечным божественным Логосом (Словом), участником акта творения и источником жизни и света (Ин 1:1-5,9 ). Став «плотью», Логос открылся как Сын Божий — источник «благодати и истины» (Ин 1:14 ), «Единородный от Отца» («Единородный Бог» — именно так сказано в тексте лучших греческих рукописей Евангелия от Иоанна, Ин 1:18 ). Это Евангелие содержит множество изречений Иисуса, начинающихся словами «Я есмь» — утверждениями, имеющими особое значение, поскольку слова «Я есмь» (греч.: «эго эйми») использованы в греческом переводе Ветхого Завета (Исх 3:14 ) для передачи имени Божия. Поэтому во всех случаях, где, согласно Иоанну, Иисус произносит «Эго эйми», присутствуют косвенные утверждения Его Божественности. Примерами этому являются стихи Ин 8:28,58 и семь заявлений Иисуса, согласно которым Он:

1) хлеб жизни, податель духовной пищи (Ин 6:35,48-51 ),

2) свет миру, изгоняющий тьму (Ин 8:12, Ин 9:5 );

3) дверь овцам, открывающая доступ к Богу (Ин 10:7-9 );

4) Пастырь добрый, ограждающий от опасности (Ин 10:11-14 );

5) воскресение и жизнь, побеждающие смерть (Ин 11:25 );

6) путь, истина и жизнь, ведущие к общению с Отцом (Ин 14:6 );

7) истинная виноградная лоза, залог плодородия (Ин 15:1,5 ).

И как кульминация всего — исповедание Фомы. «Господь мой и Бог мой» (Ин 20:28 ), после которого Иисус произнес благословение на всех, кто разделяет веру Фомы (Ин 20:29-31 ).

Павел говорит об Иисусе, что «в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол 2:9 ср. Кол 1:19 ); прославляет Иисуса как Сына по образу Отца и как соработника Отца в сотворении и сохранении всего сущего (Кол 1:15-17 ); объявляет Его Господом, к Которому каждый должен обращать свои молитвы о спасении, как обращали их к Яхве (Иоиль 2:32, Рим 10:9-13 ); называет Его «сущим над всем Богом» (Рим 9:5 ), «Богом и Спасителем» (Титу 2:13 ) и молится Ему лично (2 Кор 12:8-9 ), взирая на Него как на источник божественной благодати (2 Кор 13:13 ). Вывод однозначен: вера в Божественность Иисуса — основа богословия и религии Павла.

Автор Послания к евреям, обосновывая совершенство верховного первосвященства Христа, начинает с утверждения полной Божественности и, следовательно, неповторимости Иисуса как Сына Божия (Евр 1:3-12 ). Затем он отмечает совершенную человечность Христа (гл. 2). Совершенство и верховное первосвященство Христа обусловлены, по его словам, соединением бесконечной и неисчерпаемой божественной жизни с полным человеческим опытом искушения и страдания (Евр 2:14-17, Евр 4:14-5:2, Евр 7:13-28, Евр 12:2-3 ).

Новый Завет запрещает поклонение ангелам, но повелевает поклоняться Иисусу, открыто и прямо указывая на богочеловеческого Спасителя и Господа как на объект веры, надежды и любви Религия, не исповедующая этого, не является христианской.







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх