|
||||
|
ПОТОК СОЗНАНИЯ — БАЗОВЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ Список потока сознания является основой потокограммы. Время от времени я буду называть его «базовый перечень», в основном потому, что это сочетание короче, чем «список потока сознания», а с другой стороны, мне не хотелось бы прибегать к жаргонным сокращениям типа «список ПС». Второй урок в рамках программы CoRT[5] для непосредственного обучения навыкам мышления в школах называется CAF («Consider All Factors»). Расшифровывается это как «Учитывай Все Факторы». Я специально использую эту аббревиатуру, поскольку методу CAF обучают. Это своего рода конкретный метод мышления, поэтому он должен иметь собственное имя. С помощью CAF человеку настоятельно рекомендуют учитывать все необходимые факторы, которые нужно проанализировать в процессе рассмотрения конкретной ситуации. Данный процесс очень похож на тот, что используется при составлении базового перечня. В такой базовый перечень, однако, мы включаем факторы и доводы. Если бы вы применяли метод CAF, решая, какое домашнее животное вам завести, ваш перечень мог бы включать следующие пункты:
Если бы вам пришлось составлять потокограмму, связанную с выбором домашнего животного, ваш перечень мог бы быть очень похожим на приведенный выше. Базовый перечень включает в себя идеи, аспекты, черты, первые пришедшие в голову мысли, приоритеты, недостатки, цели и т. д. Вам может показаться, что базовый перечень охватывает весьма широкий круг вещей, но в этом и состоит его суть. Может также показаться, что трудно увязать между собой, например, недостатки и цели. Но такова природа восприятия. В мозге нет ящичков с наклеенными на них ярлычками. Поэтому он и называется перечнем потока сознания. Вы записываете вещи в том порядке, в каком они приходят вам в голову. Со временем ваши базовые перечни будут становиться все лучше и лучше — как отражения ваших восприятий. Я хотел бы еще раз обратить внимание на то, что перечень потока сознания не является анализом ситуации. Я подчеркиваю это здесь еще раз потому, что люди склонны к анализу. Анализ происходит посредством снятия слоя с чего-либо, затем измельчения слоев и т. д. У этого подхода есть свое место и свои достоинства, однако он слишком ограничивает полет мысли, когда речь идет о потокограм-мах. Сравните, к примеру, анализ требований, предъявляемых к блюдам на званом обеде, и перечнем потока сознания. Анализ
Поток сознания
Возможно, аналитик мог бы теперь сказать, что все элементы списка потока сознания могли бы рано или поздно оказаться в достаточно широком аналитическом перечне. Следует заметить, что для этого анализ должен был быть весьма детальным. С другой стороны, многие из элементов аналитического списка могли, в свою очередь, оказаться в списке потока сознания. Важно помнить о том, что список потока сознания строится для иных целей, чем аналитический список. Список потока сознания, или базовый список, необязательно должен быть законченным. Если бы ему нужно было обрести полноту и законченность, он получился бы очень длинным и трудным для обработки. Почему не имеет значения, является ли базовый список полным. Восприятие никогда не бывает полным и законченным. Мы смотрим на вещи с одной точки зрения. Наше внимание задерживается на определенных аспектах какой-либо вещи и не задерживается на других. На рис. 47 изображена цепочка от точки А к точке D. Если бы вы просто соединили стрелкой A и D, эффект получился бы тот же. Это чем-то напоминает голограмму. В голограмме все изображение объекта присутствует в каждой ее части. Подобным образом в мире восприятий целое оказывает влияние на любую свою часть, в результате чего любая часть, перенесенная нами на бумагу, несет в себе отражение целого. В примерах потокограмм, рассмотренных нами выше, базовый список включал около десяти элементов. Может показаться, что элементов в них не так уж много. Вместе с тем даже из такого малого количества удается построить очень полезные потокограммы. Впоследствии мы рассмотрим пото-кограммы, у которых базовый перечень будет включать двадцать и более элементов. По мере того как будет расти ваш навык построения и использования потокограмм, вы начнете вносить в базовый список элементы, которые включают в себя ряд других элементов. Например, составляя базовый список о продовольственном магазине по соседству, вы вряд ли станете перечислять:
Все эти элементы могут быть объединены под одним заголовком — СВЕЖИЕ ФРУКТЫ. Или еще более общим — СВЕЖАЯ СЕЛЬХОЗПРОДУКЦИЯ. Таким образом вы сэкономите место в вашем списке для таких вещей, как УРОВЕНЬ ОБСЛУЖИВАНИЯ, ОТНОШЕНИЕ ПРОДАВЦОВ, ЦЕНЫ и т. д. Следует отметить, что для базового списка лучше использовать концептуальные понятия, однако параллельно он может включать и совершенно конкретные элементы. Имея комбинацию концепций и конкретных объектов, вы обнаружите, что концепции чаще играют роль коллекторов. Элементами базового списка обычно становятся существительные или короткие фразы. Включать единичные глаголы не представляется уместным. Не стоит также использовать в качестве элементов прилагательные или наречия — лучше трансформировать их в существительные. Например, в базовом перечне, посвященном вопросам образования, можно было бы иметь элемент ЖЕЛАЮЩИЕ УЧИТЬСЯ или же просто МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ. Иногда, однако, фразы более красноречивы, чем статические описания. Например, фраза НЕ БЕСПОКОИТЬ ПО ПУСТЯКАМ живее выражает мысль, чем РАВНОДУШНЫЙ. Несмотря на то что само занятие не требует большого труда, качество базового списка улучшается с опытом. Элементы, включаемые в список, оказываются все более значимыми. Однако вам не следует сознательно «изобретать» элементы. Включайте в список только то, что приходит вам в голову. Базовый список по вопросу «Как определить местоположение магазина?» мог бы быть следующим:
В данном списке есть противоречие. Сотрудники подобных магазинов могут вести себя как конкуренты, стараясь направить вас по ложному следу. С другой стороны, аналогичные магазины могут быть заинтересованы в том, чтобы привлекать больше клиентов, заинтересованных в определенном виде товара, в этот район города. Как я говорил ранее, в восприятии не бывает противоречия. Вы просто включаете оба элемента в базовый список. Вам может показаться трудным составить список даже из десяти элементов, не говоря уже о двадцати. Если же, наоборот, вам кажется это слишком простым и элементов оказывается слишком много, возможно, вы работаете на детальном уровне (вроде апельсинов, лимонов и яблок в случае с продовольственным магазином выше). Если это так, продолжайте включать элементы, сколько бы их ни было и каким бы длинным ни казался вам ваш список. Затем еще раз просмотрите список и попробуйте сократить его до удобного размера (десять-двадцать элементов) путем комбинирования различных элементов. Например, базовый список по вопросу образования мог бы выглядеть следующим образом:
Все эти элементы можно было бы объединить в один:
Если бы возникла потребность исследовать эту конкретную область знания, можно было бы составить отдельную потокограмму, посвященную именно этому вопросу. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ Сама потокограмма не является методом решения проблем / принятия решений. Я имею в виду, что если у нас имеется потокограмма, то мы можем использовать ее как основу для решения той или иной проблемы, как я продемонстрировал выше. Опасность здесь, однако, состоит в том, что если вы решите использовать потокограммы исключительно для поиска выхода из проблемных ситуаций и т. п., тогда элементы, включаемые вами в базовый список, будут отражать не столько ваше восприятие самой ситуации, сколько то, что вы желали бы предпринять для решения существующей проблемы. Это может оказаться значительным сдерживающим фактором. В связи с этим гораздо эффективнее сначала строить потокограмму, касающуюся той или иной ситуации, и лишь затем использовать готовую потокограмму как основу для решения проблемы. При решении проблем/принятии решений можно использовать те же методы, которые я использовал выше в примерах, но можно применять и прямые методы «вмешательства», которые будут описаны далее в главе, посвященной внесению корректив в потокограммы. Вы могли бы построить потокограмму, чтобы исследовать свой подход к проблеме или даже традиционный подход. Это даст вам представление о существующих подходах и может послужить основой для определения новых подходов к проблеме. Примечания:5 Программа, разработанная мною для непосредственного обучения мышлению в рамках школьного предмета. — Прим. авт. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|