|
||||
|
ПОТОК ВНИМАНИЯ Вы идете по лугу с высокой травой и вдруг позади слышите шорох. Ваше внимание немедленно переключается на этот шорох. Или вы рассматриваете драгоценное изделие, и продавец приносит вам другое. Ваше внимание переключается на него. Вы разговариваете с девушкой на вечеринке, и вдруг сережка срывается у нее с уха. Ваше внимание немедленно переключается на упавшую сережку. Стоит ли удивляться, что если происходит нечто новое, то это немедленно привлекает ваше внимание? А как быть в ситуациях, когда ничего нового не происходит? Как в таких случаях происходит переключение внимания? Можно прожить в доме в течение многих лет и не замечать в нем какой-либо особенности, пока человек, находящийся у вас в гостях, не укажет вам на нее. У бойскаутов есть игра, которая называется, если я не ошибаюсь, «Kim's Game»: вам показывают поднос с различными предметами, который затем, через несколько мгновений, прячут. Вам предлагается вспомнить как можно больше предметов, показанных вам. Умение запоминать вещи — дело непростое и может потребовать немало тренировок. Студентов-медиков учат замечать как можно больше симптомов у больного, что помогает в постановке правильного диагноза. Конан Дойл применил свое медицинское образование, создавая образ своего героя Шерлока Холмса. Своего рода парадокс состоит в том, что насколько хорошо мозг подготовлен к распознаванию, настолько же нелегко ему удается подмечать мелочи. Взглянув на небольшой фрагмент знакомой картины, человек немедленно узнает всю картину. Прослушав краткий фрагмент, человек узнает всю мелодию. Возможно, никакого парадокса на самом деле нет. Мы замечаем знакомые вещи, потому что мы готовы их замечать. В то же время все необычное также привлекает наше внимание. Все, что посередине, вряд ли легко заметить. В повседневной жизни данное свойство следует считать скорее полезным, чем вредным. Во многих парках развлечений можно встретить водные горки, где струйка воды, текущая по пластиковому желобу, обеспечивает достаточную скользкость, чтобы ребенок с большой скоростью мог спускаться по желобу вниз. Поверхность должна быть очень гладкой. Можно себе представить неприятность, которую доставит, например, выступающая заклепка. Тот же эффект возникает, когда нечто прерывает спокойный поток внимания. Противоположностью прерванного внимания является процесс, когда оно перетекает с объекта на объект непринужденным, естественным образом, являясь составной частью эстетического восприятия. По-своему искусство является хореографией внимания, направляя его сначала сюда, затем туда. То же можно сказать и об искусстве хорошего рассказчика. Есть передний план, задний план и циклы внимания. Например, вы смотрите на красивый дом эпохи короля Георга, окруженный деревьями. Сначала вы обводите взглядом весь пейзаж в целом. Затем вашим вниманием завладевает здание. Затем портик или парадная дверь. Потом в поле внимания вновь оказывается весь дом целиком. Этот «танец» внимания помогает нам пережить приятные ощущения от созерцания красоты. Вполне возможно, что существуют определенные вещи, которые человеческий мозг находит привлекательными в силу присущего ему внутреннего эстетического чутья. Возможно, это правда, что существуют некие пропорции, которые рождают ассоциации с пропорциями материнского лица для ребенка. Возможно, это правда, что определенный ритм оказывает на человека похожий эффект, что и стук сердца матери на плод, который она носит. В остальных вещах большую роль, скорее всего, играет то, что я называю ритмом внимания. В каком-то смысле всякое искусство есть своего рода музыка. Внимание часто представляется нам как некто держащий фонарик для нас и направляющий луч то на один предмет, то на другой. Такое иногда случается. Когда вы находитесь в художественном музее в составе экскурсии, экскурсовод дает вам непосредственные указания, на что вам следует обращать ваше внимание. Посмотрите, как здесь использованы свет и полутени. Обратите внимание на расположение персонажей, на то, как художник использует цвет. Посмотрите, как мастерски он владеет кистью. Посмотрите на выразительность лиц. В данном случае внимание перетекает от одного объекта к другому по известной схеме, что дает возможность рассмотреть многие аспекты окружающего нас мира. Чаще, однако, никаких заведомых схем перехода внимания нет, за исключением случаев, когда мы смотрим на вещи знакомые или легко ожидаемые. По большей части наше внимание перетекает от предмета к предмету по правилам водной логики. Когда внимание в своем течении натыкается на нечто интересное, возникают новые направления и формируются петли внимания. Например, вы разглядываете резьбу в индуистском храме и вдруг замечаете знак свастики. Поскольку свастика ассоциируется у вас с нацистской Германией, она привлекает ваше внимание и внимание «зацикливается» на предмете: образуется петля. У вас возникает вопрос, что этот знак делает здесь, если вам при этом не известно, что на самом деле это древний индуистский символ. В результате того, что поток внимания натыкается на какой-нибудь объект, его направление может меняться. Например, вы смотрите на экспонат в музее, а затем читаете информацию на пояснительной табличке — в результате вы обнаруживаете в экспонате новые стороны, которых прежде не замечали. Так что даже если ничего нового не происходит, внимание может обнаруживать для себя «новые явления». Если внимание действует по правилам водной логики, тогда почему с ним не происходит то же, что с элементами базового списка, которые формировали стабильные петли? Большую часть времени мы узнаем объекты и не удостаиваем их повторным вниманием именно потому, что наш мозг оказывается заключенным в стабильную петлю восприятия. В других случаях поток внимания обнаруживает новые для себя вещи, в результате чего возникают новые петли. Любая новая информация приводит к изменению контекста и потому выводит нас из стабилизированной петли. Поток внимания тесно связан с многогранностью и детализацией воспринимаемого объекта. Впечатляющее богатство резьбы в индуистском храме затрудняет восприятие его как одного большого объекта. С другой стороны, поток внимания у туриста, осматривающего Тадж-Махал, являет собой прекрасный пример плавного перехода от общего к частному, снова к общему, опять к частному и т. д. Когда предмет слишком детализирован, наш мозг — а с ним и внимание — быстро устает. Когда деталей не слишком много, тогда мы больше смотрим на целое и потоку внимания просто нет места — как в случае, когда вы рассматриваете некоторые современные здания. Где-то между слишком большой и малой детализацией находится богатство готического стиля. Можно провести параллель со старинным танцем моррисом,[7] который гораздо сложнее, скажем, современного вальса, хотя и последний может быть богат деталями и нюансами. Разница между восприятием, которое является чисто внутренним явлением, и потоком сознания, направленным вовне, состоит в том, что внимание способно рождать новые восприятия. Такое может происходить и во внутреннем мире восприятий человека, занимающегося, например, творчеством, однако встречается гораздо реже. В последнем случае речь идет о том, что существующие восприятия сами формируют схемы потоков, которые мы пытаемся зафиксировать посредством потокограмм. Когда вы выгуливаете собаку, она время от времени останавливается, обнюхивает различные предметы, изучает территорию, а затем переходит на новую, которую также исследует и т. д. Поток внимания чем-то напоминает этот процесс. На рис. 76 показано, что путь потока внимания — это ряд исследовательских петель-циклов. Принимая во внимание это свойство, на рис. 77 показаны два варианта пути, совершаемого потоком внимания. В одном случае внимание просто бродит от предмета к предмету; в другом случае путь имеет вид петель, возвращающихся к началу и становящихся с каждым разом все шире и шире. Здесь петли сменяют друг друга, но внимание, совершив полный круг, возвращается к той же начальной точке. Предполагаю, что объекты в случае потока внимания, представленного в виде петель, являются более интересными. «ЕСТЬ-НОСТЬ» Индийские философические течения делают большой упор на «есть-ность» — понимание того, что «есть» тот или иной объект. Если вы сядете и начнете размышлять о розе в течение трех часов, то в конце концов вы увидите «розу». В основном внимание играет практическую роль: изучает предмет, пока вы полностью его усвоите, после чего можно двигаться дальше. Как только петля восприятия стабилизировалась, можно двигаться дальше. Поэтому в конечном счете мы видим все-таки не совсем розу, а то, что обычно понимаем под ней. Медитация есть попытка остановить поток внимания и распутать стабильные петли восприятия. Метафизическая польза от этого может быть какой угодно. Несколько похожий эффект производят наркотики, вмешиваясь в нормальный процесс нервной координации в организме, в результате чего знакомые вещи кажутся странными, поскольку установившиеся ранее петли восприятия больше не работают. КОЛЛИЗИЯ Известная картина Сальвадора Дали с плавящимися часами являет собой пример использования коллизии между двумя противоположными сущностями: твердостью, необходимой им для выполнения своей функции точности, и гладкими контурами плавящегося материала. Комбинирование, противопоставление и сопоставление образов с давних времен используются в искусстве. Нечто необычное привлекает наше внимание и заставляет нас задержать взгляд на этом, призадуматься и по-новому воспринять. И это относительно простой метод, используемый также плохими художниками и плохими поэтами для достижения эффекта. Выражение «холодный огонь его натуры» создает противоречие между нормальным восприятием огня как чего-то обжигающего и дополнительным образом, заключенным в слове «холодный». Разум оказывается в затруднении, как бы колеблясь между двумя образами, эффект при этом возникает более сильный, чем от слов «огонь его натуры». Настоящая описательная находка, оказывается, может заключаться в словах «холодный огонь», подразумевающих холодную, расчетливую и беспощадную натуру. Искусство во многом определяется потребностью нарушать обычные представления. Внимание в норме выполняет свою функцию и двигается дальше. Поток внимания обычно играет отсеивающую роль. Искусство стремится выделить главное в окружающем мире, сделать восприятие более обостренным и дать возможность человеку заглянуть в суть вещей. Это достигается посредством нарушения привычных восприятий, сопоставления, казалось бы, несопоставимых вещей, задания новых рамок восприятия. Если бы наше внимание было поваром, оно занималось бы тем, что постоянно готовило бы те же самые блюда. Вмешиваясь в эту кулинарию, добавляя новые ингредиенты и удаляя надоевшие, искусство призвано возбуждать наши вкусовые сенсоры с помощью новых блюд, что позволяет нам по-новому воспринять давно знакомые вещи. Когда импрессионисты впервые начали выставлять свои работы, большинство критиков и знатоков называли их чудовищными, уродливыми. Так было потому, что на их картины смотрели с позиций восприятия традиционной, классической живописи. Людям надо было научиться смотреть на новые картины по-другому, чтобы оценить их красоту. Если рассмотреть крайность, к примеру, выставить кучу кирпичей в художественной галерее в качестве произведения искусства и попросить людей воспринимать это именно так, тогда они действительно станут произведением искусства. Это возвращает нас к тому, что я назвал «есть-ность». Мы обычно воспринимаем кирпичи лишь в качестве обычного строительного материала, но если нам разорвать привычную петлю восприятия, то мы можем увидеть их в новом качестве, сохраняя в своем сознании отдаленное понятие об их назначении в строительстве. СПУСКОВОЙ КРЮЧОК Палец на спусковом крючке способен вызвать выстрел из детского водяного пистолета или же взрыв атомной бомбы. Нет прямой зависимости между силой нажатия на спусковой крючок и мощью вызванного эффекта. Система настроена на пуск, и вы приводите в действие пусковой механизм. Восприятие также оперирует заданными схемами, готовыми быть приведенными в действие. Спусковые крючки, или стимулы, получаемые нами из внешнего мира, приводят в движение потоки сознания, которые формируют стандартные восприятия. Это напоминает детскую головоломку, где от ребенка требуется соединить линиями точки, чтобы получить рисунок. Восприятие зависит от получаемых нами стимулов, прошлого опыта и процессов самоорганизации в мозге. Именно последние рассматриваются в настоящей книге. Эти процессы включают формирование временных стабильных состояний, которые затухают, после чего сменяются аналогичными состояниями, и это лежит в основе потоков водной логики. Последние, в свою очередь, стабилизируются в петли, под которыми мы и понимаем стандартные восприятия. Поток внимания определяется стимулами внешнего мира, а также процессами восприятия, которые определяют, куда нам следует направлять свое сознание с целью определения, отвечают ли стандарты восприятия реалиям ситуации. Это очень напоминает разговор: в процессе разговора вы слушаете, что вам говорят, но ваш мозг при этом размышляет о чем-то другом. Итак, мы обращаем внимание на внешний мир, но наш собственный мозг при этом занят собственными восприятиями и их потоками. Так же как листья на дереве все «перетекают» по веточкам в ствол дерева, так и различные ощущения и сигналы «дренируют» в существующую систему восприятия. УПРАВЛЕНИЕ ВНИМАНИЕМ Поток внимания определяется состоянием внешнего мира, схемами восприятия в нашем мозге, контекстом момента и характером нашей деятельности. Является ли естественный поток внимания наилучшим или наиболее эффективным? Можно говорить о его высокой эффективности для целей долгосрочного выживания видов: не тратьте энергию на то, что вам уже известно или что не представляет большого значения в данный момент времени. Однако в других отношениях его эффективность, безусловно, недостаточна. Главная цель университетского образования — обучить решению более сложных и глубоких задач, что требует умения направлять и фиксировать внимание. Указания экскурсовода в художественном музее, которые я приводил выше, являются самым простым примером управления вниманием. Такой простой подход может показаться слишком грубым и механическим, однако, применяемый умело, он позволяет добиваться неплохих результатов. Самый первый урок в составе программы CoRT для непосредственного обучения навыкам мышления в школах рассказывает о простом методе управления вниманием, называемом ПМИ. Вначале учащийся направляет свое внимание на позитивные аспекты ситуации, затем на негативные и, наконец, на интересные аспекты. Если бы, как утверждают некоторые, это ничем не отличалось от нормального поведения людей, тогда упражнение не давало бы результатов, отличающихся от результатов контрольной группы. Мы же получали поистине огромные различия. Здесь нет никакой загадки. Результатом нормального потока внимания является эмоциональная реакция, которая определяет такой поток внимания, который поддерживает данную реакцию. ПМИ обеспечивает базовое изучение предмета, перед тем как в отношении него выносится суждение. И данный подход нельзя назвать естественным. Естественным являются скорейшие интерпретация, узнавание и суждение. Чем выше скорость этих процессов, тем лучше это для долгосрочных шансов вида на выживание. Потокограммы, представленные в данной книге, являются инструментами управления вниманием в том смысле, что в процессе изучения потокограммы наше внимание оказывается направленным на важные аспекты своего восприятия. ТРУДНОСТИ С какими основными трудностями можно столкнуться при использовании метода потокограмм? Первой проблемой, скорее всего, станет неадекватный базовый список. Он может быть по-настоящему неадекватным или лишь казаться вам таковым. У вас может возникнуть ощущение, что в списке потока сознания не хватает того элемента точности, который вы связываете с обстоятельным анализом. Нет никаких оснований так считать по причинам, которые я описывал выше. Имеет место так называемый «эффект голограммы», подразумевающий, что в сфере восприятия каждый аспект отражает часть целого. Другая причина состоит в том, что водная логика отличается от каменной логики. Добавление к дереву какого-то количества новых листьев сколько-нибудь существенно не меняет структуру дерева. Ваш базовый список действительно может оказаться неадекватным в том смысле, что вы включили в него слишком много деталей и слишком мало концепций. Концепции важны, поскольку охватывают сразу несколько вещей и явлений. Если вам кажется, что вы склонны к слишком большой детализации, еще раз пробежитесь по списку, стараясь заменить отдельные элементы на более широкие понятия — концепции. Например, вместо элемента «туфли» можно подставить более широкое понятие «обувь» или даже еще шире — «материальные потребности». Другой подход состоит в том, чтобы составить еще более длинный список, а затем внимательно просмотреть его и уменьшить количество элементов посредством объединения некоторых из них. В норме бывает нелегко составить базовый список из десяти хороших элементов; список из двадцати элементов — это по-настоящему трудная задача. Если же, напротив, составление списка не вызывает у вас трудностей, следует продолжать, пока ручей новых идей совсем не иссякнет. После этого следует просмотреть список повторно и попытаться сократить. Чтобы научиться составлять корректные базовые списки, необходимо поупражняться. Это похоже на упражнения, необходимые для того, чтобы научиться кататься на велосипеде: не то чтобы трудно, но скорее непривычно, и если тренироваться достаточно долго, в конце концов необходимый навык будет приобретен. Следующей возможной трудностью может стать корректное определение потоков между элементами базового списка. Это может оказаться делом действительно сложным, поскольку наш разум гораздо более ориентирован на «причину и следствие», чем на «поток». При этом вы можете столкнуться с двумя основными трудностями: элементу списка сложно поставить в соответствие какой-нибудь другой элемент или же возможных потоков-переходов для конкретного элемента может оказаться так много, что оказывается сложно выбрать один из них. Если связи между элементами сразу обнаружить не удается, тогда попытайтесь взглянуть на вещи по-другому: какие элементы списка естественным образом приходят в голову после этого элемента? К какой сфере деятельности/знания принадлежит данный элемент, имеется ли какой-нибудь другой элемент из этой же сферы? Что вытекает из данного элемента? Может быть, имеется недостающее или «скрытое» связующее звено, которое способствовало бы наведению мостов? Если не получается с одного конца, зайдите с другого. О каком из всех элементов, менее всего подходящих для рассматриваемой связи, можно сказать, что это свойственно ему менее всего? Под какой элемент можно подвести какое-нибудь обоснование, которое повысит его шансы быть избранным? В случаях, когда число возможных потоков-переходов слишком велико, используйте следующие общие правила. Постарайтесь максимально избегать возвращений к элементу, положившему начало потоку-переходу. Например, если вы соединили А и Н, старайтесь не соединять Н с А. Иногда это неизбежно и необходимо, но в целом было бы слишком просто разворачивать потоки вспять и слишком просто таким образом задавать стабильные петли. Старайтесь не выбирать самую емкую концепцию, поскольку это самое простое. Постарайтесь выбирать самое прочное и обоснованное соединение, а не самое простое. Под самым прочным соединением я понимаю такое, при котором из одного элемента второй вытекает самым естественным образом. Если ваши сомнения по-прежнему сильны, попробуйте составить еще одну или несколько потокограмм, всякий раз с новым набором восприятий. Можно рассмотреть простой пример, чтобы проиллюстрировать приведенные выше соображения. ТЕМАНекто подумывает о новой работе. Пока ему не предлагают ничего подходящего, но он серьезно подумывает сменить место работы. СПИСОК
Начнем с А — НЫНЕШНЯЯ РАБОТА СКУЧНА. По всей видимости, А перетекает прямо в С — НУЖНЫ ПЕРЕМЕНЫ. Здесь также возможна связь с D — НОВЫЕ ЛЮДИ — или с F — НАЧАТЬ ВСЕ ЗАНОВО, если у человека, составляющего потоко-грамму, имеются, скажем, проблемы с коллегами на его нынешней работе или имиджем. Личные нюансы повлияют на то, в какой элемент все же перетечет А В — ЛУЧШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ — напрямую ведет к Е — БОЛЕЕ ВЫСОКАЯ ЗАРПЛАТА В определенном смысле более высокая зарплата является частью лучших перспектив. Элемент С — НУЖНЫ ПЕРЕМЕНЫ — представляет более трудный случай, поскольку может вести назад к А — НЫНЕШНЯЯ РАБОТА СКУЧНА. Другими вариантами являются F — НАЧАТЬ ВСЕ ЗАНОВО — или же /- ПРОБЛЕМЫ/СУЕТА, СВЯЗАННЫЕ С ПЕРЕМЕНОЙ РАБОТЫ, — в том смысле, что любая перемена в жизни сопровождается проблемами и суетой. Выберем вариант F — НАЧАТЬ ВСЕ ЗАНОВО. D — НОВЫЕ ЛЮДИ — может перетекать в F — НАЧАТЬ ВСЕ ЗАНОВО — или А — НЫНЕШНЯЯ РАБОТА СКУЧНА, в зависимости от предпочтений человека, составляющего потокограмму. Если у человека трудности в общении с людьми, тогда F — НАЧАТЬ ВСЕ ЗАНОВО — представляется более подходящим. В иных случаях уместен вариант А — НЫНЕШНЯЯ РАБОТА СКУЧНА. Е — БОЛЕЕ ВЫСОКАЯ ЗАРПЛАТА- легко связать назад с В — ЛУЧШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ, поскольку это почти синонимы. Вместо этого мы выбираем Н — БОЛЕЕ ВЫГОДНОЕ МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ. Это может показаться странным. Идея состоит в том, что более высокая зарплата и более выгодное месторасположение являются основаниями для того, чтобы человек хотел перемен. Связь здесь типа «и». Это в духе потока сознания. F — НАЧАТЬ ВСЕ ЗАНОВО — имеет связь c G — ИЗМЕНИТЬ СОБСТВЕННЫЙ ИМИДЖ. Также можно усмотреть связь с D — НОВЫЕ ЛЮДИ, если для некоего конкретного человека проблему составляют люди. G — ИЗМЕНИТЬ СОБСТВЕННЫЙ ИМИДЖ — может перетекать назад в F — НАЧАТЬ ВСЕ ЗАНОВО, но более прочная связь, без сомнения, имеет место с С — НУЖНЫ ПЕРЕМЕНЫ. H — БОЛЕЕ ВЫГОДНОЕ МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ — может перетекать в В — ЛУЧШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ, являясь по определению лучшей перспективой и фактором более высокого качества жизни. Понятие «качество жизни» выступает неявным связующим звеном. I — ПРОБЛЕМЫ/СУЕТА, СВЯЗАННЫЕ С ПЕРЕМЕНОЙ РАБОТЫ, — ведет к / — НЕТ ГАРАНТИЙ, ЧТО НОВАЯ РАБОТА БУДЕТ ЛУЧШЕ, и лучшую связь подобрать трудно, поскольку оба являются отрицательными аспектами в рассматриваемой проблеме. J — НЕТ ГАРАНТИЙ, ЧТО НОВАЯ РАБОТА БУДЕТ ЛУЧШЕ, — ведет назад к / — ПРОБЛЕМЫ/СУЕТА, СВЯЗАННЫЕ С ПЕРЕМЕНОЙ РАБОТЫ. ПОТОКОГРАММА Потокограмма приведена на рис. 78. Интересно, что она оказалась разбитой на три стабильные петли. Петля C-F-G Данная петля имеет дело с негативными причинами, по которым человек желает перемен. Иными словами, речь идет о причинах, по которым текущее положение вещей не является удовлетворительным: НУЖНЫ ПЕРЕМЕНЫ, НАЧАТЬ ВСЕ ЗАНО-ВО, ИЗМЕНИТЬ СОБСТВЕННЫЙ ИМИДЖ. Другой негативный фактор, «подпитывающий» петлю, состоит в том, что текущая работа скучна. Фактор НОВЫЕ ЛЮДИ может являться негативным, если с людьми на текущей работе трудно или скучно, однако в иных случаях он может рассматриваться в качестве положительного фактора: все зависит от конкретной ситуации и индивидуального восприятия. Петля В-Е-Н Данная петля имеет дело с надеждами на перемены и позитивными аспектами перемен: ЛУЧШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ, БОЛЕЕ ВЫСОКАЯ ЗАРПЛАТА И БОЛЕЕ ВЫГОДНОЕ МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ. Это то, к чему стоит стремиться. Можно возразить, что если текущие зарплата, перспективы и месторасположение являются плохими, то данные факторы приобретают негативный оттенок. Как бы то ни было, они относятся скорее к новой ситуации, чем к текущей. Петли I-J Данная простая петля сводит вместе ПРОБЛЕМЫ/СУЕТА, СВЯЗАННЫЕ С ПЕРЕМЕНОЙ РАБОТЫ, и НЕТ ГАРАНТИЙ, ЧТО НОВАЯ РАБОТА БУДЕТ ЛУЧШЕ. Вполне логично, что эти два элемента образовали свою собственную петлю, поскольку они не зависят от причин, по которым человеку хочется перемен. Решение о переменах в жизни не нужно отделять от трудностей, с которыми сопряжены эти перемены, поскольку иначе данные факторы играют слишком большую роль в принятии такого решения. Построенная потокограмма, кажется, вполне удовлетворительно справилась с задачей графической передачи восприятий, вовлеченных в рассматриваемую ситуацию. У другого человека в подобной ситуации связи между элементами и полученная потокограмма могут быть другими. Например, причиной желания поменять работу может быть плохой начальник или отсутствие в коллективе мужчин/женщин, не состоящих в браке, поскольку, как хорошо известно, очень много людей вступают в брак с людьми из своего трудового коллектива. Восприятия — это всегда вещь сугубо индивидуальная. В конкретных случаях найти связи между отдельными восприятиями всегда легче, чем в абстрактных или общих, ввиду того что в первом случае контекст, как правило, тоже более конкретен. Когда вы смотрите на потокограмму, составленную другим человеком, вам нередко хочется сказать: «Я бы по-другому соединил между собой элементы». Однако вы не вправе говорить человеку, что его потокограмма неправильна только потому, что вы видите вещи по-другому. ОШИБКИ Может ли потокограмма быть составлена ошибочно? Поскольку ни одна потокограмма не претендует на правильность, ей трудно быть и ошибочной. Потокограмма — это гипотеза или предположение. Это вспомогательный способ взглянуть на взаимосвязи между нашими восприятиями. Если нам не нравится то, что мы видим, есть возможность выяснить, что именно нам не нравится. Когда нас что-либо удивляет на потокограмме, может оказаться, что нас посетило откровение: «Я и не подозревал, что это играет такую важную роль в данном случае». Поскольку в основном мы обращаем внимание на точки стока и стабильные петли, есть опасность, что мы обойдем вниманием один из других важных элементов, который не стал стоком, но заслуживает, однако, того, чтобы ему отдали должное. В определенном смысле так и должно быть, поскольку стоки и петли действительно являются доминирующими в восприятии. Нам обычно кажется, что важные моменты должны занимать центральное место в восприятии, но в действительности этого часто не происходит. Потокограмма же является образом того восприятия, какое есть, а не какое оно должно быть. Есть также опасность получить ложную потокограмму, когда мы строим ее, намеренно подбирая элементы и связи между ними, стараясь получить требуемую, как нам кажется, картину восприятия. В таких случаях мы обманываем самих себя. На любую тему можно составить сколько угодно потокограмм. Можно менять связи между элементами и получать разные потокограммы. Можно изменить некоторые элементы базового списка, результатом чего станут новые потокограммы. Исследуйте как можно больше потокограмм и посмотрите, какие уроки можно из них извлечь. Когда вы составляете потокограмму за других, есть риск полностью исказить истинное положение вещей. Всегда следует помнить об этом. Ваше восприятие того, как другой человек воспринимает нечто, может упустить что-то очень важное. Если есть возможность как-то проверить, соответствует ли ваше восприятие истинному положению дел, тогда ее непременно надо использовать. Если нет — тогда разработайте стратегию, которая учитывала бы различные варианты. Или же просто примиритесь с мыслью, что вы, возможно, все неправильно воспринимаете, следуйте некоей стратегии и будьте готовы изменить ее, если она окажется малодейственной. Примечания:7 Народный театрализованный танец; исполняется во время майских празднеств. Мужчины в средневековых костюмах изображают легендарных героев, например Робин Гуда. — Прим. перев. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|