|
||||
|
Тема 5. СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ 5.1. Понятие о содержании воспитания Под содержанием воспитания понимают систему знаний, навыков, способов деятельности, отношений, качеств и черт личности, которыми должно овладеть подрастающее поколение в соответствии с поставленными целями и задачами. Из этого определения следует, что содержание воспитания отражает его цель и задачи, направлено на их оптимальное достижение и обеспечивает готовность формирующейся личности к оптимальному вхождению в социум. Содержание воспитания ориентировано на развитие личности в соответствии с требованиями, которые предъявляются к человеку со стороны общества, государства и мира в целом на данном историческом этапе его развития. Таким образом, в практическом плане содержание воспитания может быть представлено тремя взаимосвязанными подсистемами: 1) нравственные понятия о природе, обществе и человеке, которые должен усвоить воспитанник; 2) привычки, приобретенные в ходе различных видов деятельности и отражающие нормы поведения, принятые в обществе; 3) нравственные чувства, выражающие осознанное индивидуально-личностное отношение воспитанника к тем или иным сторонам окружающей действительности, миру людей и себе самому. В связи с разнообразием воспитательных концепций и множественностью соответствующих им целей и задач в современной педагогической теории и практике сложились разные подходы к рассмотрению содержания воспитания. На сегодняшний день наиболее распространены четыре подхода к определению этого понятия. Первый подход связан с пониманием воспитания как процесса управления развитием ребенка, направленного на позитивные изменения в его взглядах, мотивах и реальных действиях (И. С. Марьенко). В рамках данного подхода выделяются воспитательные задачи, ориентированные на формирование: • личности воспитанника как гражданина мира и страны, представителя определенной национальности, жителя конкретной местности, члена общества и семьи {патриотическое воспитание); • интеллектуальной культуры личности, стойкого познавательного интереса, потребности расширять свой кругозор, постоянно пополнять знания {умственное воспитание); • духовной культуры личности как совокупности норм и правил поведения, принятых в обществе, на улице, в семье, в школе {нравственное воспитание); • потребности в освоении воспитанником проявлений общечеловеческой культуры на индивидуально-личностном уровне {эстетическое воспитание); • потребности в здоровом образе жизни {физическое воспитание) (подробнее об этом см. 5.2). Второй подход связан с пониманием воспитания как средства трансляции культуры (О. С. Газман, А. В. Иванов). Согласно этому подходу воспитание должно быть направлено на формирование базовой культуры личности, которая понимается как достижение личностью некоторой гармонии, обеспечивающей ей полноценную социальную жизнь и труд, а также личностный психологический комфорт. С позиций данного подхода содержание воспитания направлено на формирование следующих базовых культур личности: жизненного самоопределения; семейных отношений; экономической культуры и культуры труда; политической, демократической и правовой; интеллектуальной, нравственной культуры и культуры общения; экологической, художественной, физической (подробнее об этом см. 5.3). Третий подход связан с пониманием воспитания как компонента социализации (И. А. Колесникова, Л. С. Нагавкина, Е. Н. Барышников). При таком подходе целью воспитания является подготовка подрастающего поколения к участию в сложной системе социальных отношений, сложившихся в экономической, политической и духовной сферах. В соответствии с этим основу в определении содержания воспитания составляют социальные роли, которые должен освоить человек, чтобы реализовать себя в системе общественных отношений (семьянин; член детского, подросткового, молодежного сообщества; ученик; патриот своего города; россиянин; человек мира; человек-творец) (подробнее об этом см. 5.4). Четвертый подход связан с пониманием воспитания как формирования ценностного отношения личности к миру, познания мира и взаимодействия с ним (Н. Е. Щуркова). С позиций данного подхода содержанием воспитания выступает деятельность, в ходе которой школьник вместе с педагогом познает мир, взаимодействует с миром, старается полюбить его. Основными ценностными ориентирами этого подхода являются: • педагогический взгляд на воспитание с позиций общечеловеческой культуры; • педагогическое представление о слагаемых воспитательного процесса как об освоении, усвоении и о присвоении мира подрастающим ребенком, входящим в этот мир на уровне современной культуры; • определение содержания воспитательного процесса как системы отношений к ценностям достойной жизни достойного человека, а знаний и умений – как средства проживаемых ценностных отношений человека к миру и с миром; • максимальное расширение поля воспитательного процесса до всей сферы жизнедеятельности ребенка; • поступенчатое разворачивание жизненных проблем в ходе развития личности ребенка как субъекта собственной жизни; • философско-педагогическое представление о содержании жизни достойного человека как бесконечной цепи вечных проблем жизни, решение которых не исчерпывает проблему, но ставит человека перед рядом новых бесконечных проблем (подробнее об этом см. 5.5). Рассмотренные подходы не противоречат друг другу, а характеризуют воспитание с разных сторон. Знание этих подходов поможет воспитателю всесторонне оценить содержание воспитательного процесса и выбрать свой вариант работы с коллективом. Кроме того, проблема содержания воспитания находит практическое выражение и реально возникает при составлении программы воспитательной работы со школьниками. 5.2. Традиционная программа воспитания Традиционная программа воспитания действует в отечественных школах с 1970-х гг. В ее основе лежит программа «Примерное содержание воспитания школьников», разработанная творческим коллективом под руководством И. С. Марьенко. В данной программе содержание воспитания соотнесено с различными направлениями воспитательной работы, среди которых выделяются умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. На современном этапе программа дополнена новыми направлениями воспитательной работы – это гражданское, правовое, экономическое, экологическое воспитание. Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя. Его основными задачами являются: а) формирование гуманистического мировоззрения; б) развитие силы воли, памяти и мышления как основных условий познавательного и образовательного процессов; в) формирование культуры учебного и интеллектуального труда; г) стимулирование интереса к работе с книгой и новыми информационными технологиями; д) развитие личностных качеств – самостоятельности, широты кругозора, способности к творчеству. Задачи и содержание нравственного (этического) воспитания молодого поколения определяются морально-нравственными требованиями общества. В письменной традиции человечества основные постулаты нравственного поведения человека были представлены в Священных книгах (например, в Библии и Коране). Основными задачами этического воспитания являются: а) накопление нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения (в семье, на улице, в школе и других общественных местах); б) разумное использование свободного времени; в) развитие нравственных качеств личности – внимательного и заботливого отношения к людям; честности, терпимости, скромности и деликатности; организованности, дисциплинированности и ответственности; чувства долга и чести; уважения человеческого достоинства; трудолюбия и культуры труда; бережного отношения к национальному достоянию. Трудовое воспитание – это процесс вовлечения учащихся в разнообразные педагогически организованные, общественно одобряемые виды деятельности с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развития у них творческого практического мышления и трудолюбия. Основной задачей трудового воспитания является профориентационная работа, направленная на развитие и подготовку добросовестного, ответственного и творческого отношения формирующейся личности к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека. Трудовое воспитание призвано: а) прививать школьникам уважение к людям труда; б) знакомить их с основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, работы в строительстве, на транспорте, в сфере обслуживания; в) побуждать к сознательному выбору профессии. Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Его цель – развитие эстетического отношения к действительности, которое предполагает способность к эмоциональному восприятию прекрасного. Такое восприятие может проявляться не только по отношению к природе или произведению искусства – человек обязан привносить прекрасное в свою жизнь и жизнь окружающих, в быт, профессиональную деятельность и социальный ландшафт. Средствами эстетического воспитания выступают окружающая жизнь, природа, искусство в различных его проявлениях (музыка, живопись, литература, кино, театр и др.). Физическое воспитание – это процесс включения подрастающего поколения в разнообразные формы занятий физической культурой, спортом, военно-прикладной деятельностью. Цель физического воспитания – гармоничное развитие тела в тесном органическом единстве с умственным, трудовым, эмоционально-нравственным и эстетическим воспитанием. Основные задачи физического воспитания: а) правильное физическое развитие; б) тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата; в) закаливание организма; г) воспитание силы воли и характера, направленное на повышение работоспособности человека. Гражданское воспитание предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье, другим людям, к своему народу и Отечеству. Гражданин должен не только соблюдать законы, но и добросовестно выполнять профессиональные обязанности, вносить свой вклад в процветание страны. Экономическое воспитание – это система мер, направленная на развитие экономического мышления человека в масштабах семьи, производства, всей страны, а также на формирование деловых качеств (бережливости, предприимчивости, расчетливости) и накопление знаний о собственности, системах хозяйствования, экономической рентабельности, налогообложении. Экологическое воспитание основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле. Оно ориентирует человека на бережное отношение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне. Каждый человек должен принять посильное участие в предотвращении экологической катастрофы. Правовое воспитание предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за их несоблюдение, формирование уважительного отношения к законодательству и правам человека и на критическое отношение к тем, кто преступает закон. 5.3. Программа формирования базовых культур личности Данная программа разработана на основе подхода, предложенного О. С. Газманом и А. В. Ивановым и направленного на формирование базовых культур личности. Центральной среди них выступает культура жизненного самоопределения, которая характеризует человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья. Главный компонент самоопределения – выработка позиции творца, преобразующего собственную личность. Самоопределение предполагает самостоятельность, позиционную определенность и программу действий для ее воплощения. В соответствии с этим подходом воспитание должно обеспечивать гармонию человека с самим собой через достижение им гармонии с другими людьми, обществом, природой, человеческой деятельностью. Самоопределение, самореализация, самоорганизация, самореабилитация, являясь важнейшими компонентами саморазвития личности, становятся и основными направлениями педагогической работы. На основе программы формирования базовых культур личности педагоги могут разработать подпрограммы «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг», «Образ жизни». Программа «Здоровье» основывается на том, что педагог должен знать психологические и физиологические особенности развития ребенка на разных возрастных этапах, основные признаки физиологических расстройств организма детей, понимать, каковы причины отклонений в их здоровье. Классный руководитель с помощью школьного врача и родителей составляет личную программу питания и закаливания ребенка, разрабатывает систему физических и дыхательных упражнений, помогает ребенку выработать индивидуальный режим работы и отдыха, определить необходимое время для сна и самостоятельно организовать свой режим жизни. Программа «Общение» предполагает помощь педагога в организации взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми, в разрешении проблем в общении. Беседуя с родителями, педагогу необходимо понять, в какой среде воспитывается ученик, насколько сильны семейные связи, каков стиль взаимоотношений родителей с ребенком, каково его положение в семье. Педагог должен уметь различать как наследственные черты характера ребенка (замкнутый, открытый, болтливый и т. д.), так и социально обусловленные (некоммуникабельный, стеснительный, развязный и т. д.). Изучив положение ребенка в сфере общения, педагог помогает ему разрешить трудности, связанные со взаимодействием; создает условия для коррекции его отношений с товарищами, со взрослыми, с родителями; способствует самоутверждению в коллективе (например, помогает изменить социальную роль ученика как «неудачника», «хулигана», «двоечника»). Программа «Учение» направлена на помощь ребенку в обучении. Для этого педагогу необходимо: а) провести тестирование, направленное на выявление познавательных интересов, способностей, особенностей мышления, памяти, внимания, воли ребенка, его типичных затруднений в учебе; б) на основе наблюдения за ребенком на уроках и во внеурочной деятельности выявить причины его отставания или успеха в учебе; в) в личных беседах с учеником выяснить, каким образом ему помогают родители, товарищи, учителя; насколько самостоятельно он выполняет домашние задания; какая помощь требуется ему от учителя; каким образом дома стимулируют его успешную учебу. На основе полученных данных педагог организует работу по оказанию помощи ученику совместно с учителями-предметниками и завучем. В этих целях он рассказывает им об особенностях познавательной и индивидуально-типологической сферы ребенка, чтобы педагоги при организации индивидуального подхода могли использовать формы и методы обучения, адекватные его возможностям. Программа «Досуг» является важной составной частью деятельности классного руководителя, поскольку она охватывает время отдыха ребенка, направлена на развитие его способностей и интересов, формирование навыков свободного общения с людьми. Благоприятное развитие школьника в сфере досуга происходит, если классный руководитель соблюдает следующие правила: а) формы и содержание досуга не навязываются школьникам, а добровольно выбираются ими; б) досуговая деятельность строится на принципах самоуправления, дети сами выступают организаторами своего досуга; в) разумно чередуются формы организации досуга (от шумной дискотеки – к спокойному общению школьников в своем кругу). Программа «Образ жизни» предполагает воспитательную работу, в ходе которой происходит освоение таких ценностей, как Родина, народовластие, демократия, гласность, семья, труд, гражданская собственность и др. Целью работы в рамках данной программы является осознание школьником себя как части окружающего мира и через природосообразное совершенствование собственной личности. Этот процесс включает овладение экологической культурой, понимание своей ответственности перед будущими поколениями в процессе освоения и преобразования природы, нравственной ответственности за использование продуктов научно-технического прогресса, гражданское отношение к историческим, духовным, нравственным завоеваниям народа, выявление и формирование народных и национальных основ культуры личности. 5.4. Программа освоения социальных ролей Данная программа воспитания разработана на основе подхода, с позиций которого целью воспитания является подготовка подрастающего поколения к освоению социальных ролей и отношений. Согласно данному подходу, воспитательный процесс должен направляться на самореализацию личности в различных социальных сферах, каждой из которых соответствует свое содержание образования, что наглядно отражено в табл. 1. 5.5. Программа воспитания ценностного отношения к миру Данная программа основывается на представлении о воспитании как приобщении и приучении формирующейся личности к самостоятельному выбору жизненного пути и образа жизни и ответственности за свой свободный выбор. Программа состоит из нескольких разделов, содержание которых выстраивается так, чтобы, вступая во взаимодействие со все более познаваемым и осмысливаемым миром, школьник постепенно приобретал способность столь же осмысленно и осознанно выстраивать свою жизнь в согласии (либо в противоречии) с этим миром. Раздел I. Формирование ценностного отношения в природе как общему дому человечества Природа как все сущее, весь мир в многообразии его форм; Вселенная.
Природа как совокупность естественных условий жизни человека, окружающая среда его обитания. Живая природа: растительный и животный мир, совокупность представителей флоры и фауны. Неживая природа. Связь живого и неживого. Единство и гармония природы. Жизнь природы как симфония жизни: созвучие многообразных голосов природы; созвучие противоположных мелодий стихии; сочетание противоречивого. Целостность и прерывистость природы; единый круг жизни; взаимосвязь всего существующего; нарушение связи как причина гибели природного явления. Вечность и предельность природы. Времена года как ритмическая форма предельности жизни. Взаимодействие человека и природы: природа как источник средств существования человека; защита человека от природной стихии; приспособление человека к природным явлениям; использование природного сырья; употребление даров природы как средств к существованию; культивирование природы. Дикая природа и окультуренная природа. Дикие и культурные растения; дикие и домашние животные. Общение человека с природой; «очеловечивание природы»; терапевтическое воздействие природы на человека; способность человека к восприятию природы, красота природы; законы красоты, извлеченные человеком в процессе изучения природы; ритм, гармония красок, пропорциональное соотношение, композиционный центр как простые основы красоты. Сопряжение жизни природы и жизни человека в цивилизованном мире. Экологические проблемы. Участие каждого человека в решении проблем экологии. Забота человека о природе: умение беречь, защищать, приумножать ее богатства. Отношение к природе как к условию жизни человека на Земле. Человек как продукт природы; общие закономерности природы в течение жизни человека. Раздел II. Формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни Гигиеническая культура и приобщение к ней. Уход за своим телом. Культура питания. Культура сна. Уход за одеждой и жилищем. Гигиена девочки и гигиена мальчика. Культура поведения во время болезни. Физическая культура, приобщение детей к физической культуре. Походка, пластика, ритмика, физические упражнения для совершенствования организма. Водные и воздушные процедуры. Культура телодвижений. Язык тела. Сила и гибкость мужского тела. Грациозность и легкость женского тела. Культура поведения человека: научение и приучение (в общественных местах, в художественных заведениях, с незнакомыми людьми, со стариками, малышами, инвалидами, больными, на лоне природы, наедине с собой, в общении с книгой; поведение мужчин по отношению к женщинам). Экологическая культура и приобщение к ней. Природа как источник эстетического наслаждения. Способы общения человека с природой. Общение человека с животными. Уход человека за животными. Поведение животных. Культура умственного труда. Книга как источник знаний. Познание как константа жизни человека. Культура чтения. Отношение человека к книге. Культура восприятия и воспроизведения информации. Культура передачи информации. Культура дискуссии, диалога и монолога. Учение и самообразование. Культура речи. Культура письменной фиксации знаний. Культура постановки и разрешения проблем. Развитие памяти. Развитие воображения. Культура физического труда. Труд как создание материальных ценностей, их сохранение и приумножение. Труд как способ украшения среды обитания. Труд в помощь другому человеку. Труд как обеспечение средств к существованию. Труд как заработок средств к существованию. Труд – забота и труд – работа. Экономическая культура. Деньги как эквивалент человеческого труда. Уважение к финансовым средствам другого человека. Бережливость и щедрость. Иждивенчество малышей и стариков. Экономическая помощь родителям. Благодеяние как материально-экономическая помощь. Правовая культура. Неприкосновенность личности как принцип человеческих взаимоотношений. Органы правовой защиты. Правонарушения и преступления, их последствия для жизни человека и окружающих людей. Духовная культура. Соотношение материального и духовного как средства и содержания жизни. Духовность как «очеловечивание» мира. Поиски смысла жизни и вечные вопросы жизни, стоящие перед человеком. Раздел III. Формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на земле Деятельность как способ существования и выражения «Я» человека. Виды деятельности человека: познавательная, трудовая, художественная, общение, спортивная, ценностно-ориентировочная, общественная. Духовная деятельность как особый вид деятельности по осмыслению своей жизни. Персонажи произведений и выдающиеся люди как пример высочайших духовных достижений человека. Человек и природа. Общение с природой как отдых, духовная работа как наслаждение жизнью. Элементы природы, привнесенные в бытовую жизнь. Отношение к флоре и фауне, содействие их процветанию в окружающей человека микросреде. Одухотворение природы. Общение с природой посредством искусства. Природа как психотерапевт. Человек и семья. Социальные семейные роли (отца и матери, сына и дочери, внука и внучки, бабушки и дедушки). Жизнь близких как забота «моего Я». Человек и его профессия. Профессиональный труд как способ самовыражения. Способности и талант в профессиональном труде. Определение профессиональных интересов. Человек в его многообразных творческих увлечениях: спортивных, конструкторских, художественных, познавательных. Круг интересов человека и его влияние на содержание жизни. Товарищество на основе общих интересов. Человек в общении с другими людьми. Роль «другого» в жизни человека. Правила общения: этические, психологические, эстетические, гигиенические, правовые. Развитие способности к общению. Свободное общение: содержание и форма. Расширение круга знакомств. Человек в отношении к самому себе. Достоинство: проявления и развитие. Способы защиты от посягательств на достоинство человека. Внешность как выражение отношения к самому себе. Зеркало в процессе познания своего «Я». Осознание женской и мужской роли, коррекция ролевого поведения. Самовоспитание: содержание, способы. Человек как носитель идеи. Идея как общее выражение отношения к явлениям жизни. «Безыдейность» животного и безыдейность человека. Осмысление событий как путь формирования идеи. Общение как идеологический обмен. Товарищество как идеологическое единство. Человек как стратег жизни в отношении к прошлому, настоящему, будущему. Цель и мечта, проекты и прожекты. Планирование деятельности. Настоящее как следствие прошлого и элементы будущего. Ответственность человека за свою жизнь перед самим собой. Раздел IV. Формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни Родина как место, где человек родился и познал счастье жизни. Природа Родины. Родной язык. Традиции, нравы, обычаи Родины. История Родины. Понятие соотечественника. Национальные особенности жизни людей. Особенности жизни многонационального общества. Интернационализм как нравственное качество человека. Патриотизм как отношение к Отечеству. Патриотические чувства. Акты выражения патриотизма. Содействие благу Родины как элемент жизни современного человека. Общество как социальная среда человека. Общество как совокупность людей, связанных экономическими, производственными и духовными интересами. Общество как фактор развития человека. Условия духовной жизни в обществе. Основные ценности общественной жизни. Различия людей в обществе: богатые и бедные, добрые и злые, активные и пассивные, нравственные и безнравственные, созидатели и потребители. Различия возрастные, национальные, региональные, профессиональные, психологические, половые. Западноевропейская и восточная культура. Мечта человечества о справедливом обществе. Вечная идея социализма. Исторический опыт создания справедливого общества. Исторические личности в движении за справедливое общество. Память человечества о заслугах героев. Безымянные герои, дань уважения им. Роль личности в развитии общества: что может отдельный человек? Долг человека по отношению к обществу. Долг общества по отношению к отдельной личности. Конкретное выявление общественной жизни в предметно-вещном пространстве, поведении людей, материальном обеспечении, уровне духовных запросов и заботе о духовной культуре. Равновесие материального и духовного как показатель культуры общества. Поступок отдельного человека в контексте общественного развития. Функции профессионально-должностные и функции общественные. Виды общественной деятельности. Бескорыстие как основа общественной деятельности. Общественное событие как показатель социального развития: праздники, достижения, открытия, катастрофы, войны, скандалы. Государство как регулятивный аппарат общественной жизни. Отношение человека к атрибутам государственной власти: праву, суду, армии, милиции, органам управления. Народ и государство. Демократическое государство как власть народа. Мечта человечества о демократическом устройстве государства. Способы взаимоотношений государства и граждан. Пресса, радио, телевидение как выразители общественной и государственной жизни. Роль общественных коммуникаций в жизни отдельного человека. Раздел V. Формирование образа жизни, достойной Человека Цивилизация как совокупность материальных ценностей и средств существования человека. Формирование отношения к материальным ценностям. «Очеловечивание» как взгляд на предмет с позиции человеческой жизни. Забота о сохранности материальных ценностей как забота о благе человека. Добро как общая категория, отражающая законы человеческой жизни, обеспечивающая защищенность каждого человека. Добро – все то, что является благом для другого. Внимание к «другому» как исходное основание для жизни по законам добра. Сотворение добра как творчество. Индивидуальный вариант поведения по законам добра. Истина как общая категория, отражающая закон человеческой жизни. Жизнь как поиск истины. Познание как константа человеческой жизни. Наука как бесконечное открытие истины. Отношение к науке как к ценности. Книга как символ истины и разума. Научная истина и «пошлый» здравый смысл. Ориентация на истину как путь к свободе. Свобода как характеристика достойной жизни. Красота в жизни человека. Красота, помогающая полюбить жизнь. Красота природы. Красота вещей и предметов. Красота человека. Красота человеческого лица («портреты красоты»). Красота движений человека. Красота как характеристика поступков человека. Красота как продукт человеческой деятельности. Деятельность по законам красоты. Изменение реальной действительности как стремление к красоте. Красота мужская и красота женская. Красота детства, юности, зрелости, старости. Человек как творец своего внешнего облика. Умение видеть и создавать красоту. Атмосфера красоты в школе, семье, городе, селе. Добро, Истина и Красота как характеристика жизни, достойной Человека. Относительность этих понятий и бесконечность стремлений человечества к совершенству жизни. Развитие способности к оценке собственной жизни и деятельности с позиции Добра, Истины, Красоты. Достойная и недостойная жизнь как антиподы: широкая палитра достойной жизни; многообразие видов недостойного существования. Добро, Истина и Красота во взаимоотношениях мужчин и женщин: общечеловеческий аспект, половой аспект. Идеал мужчины и идеал женщины: исторические, социальные, психологические, эстетические, физические представления. Раздел VI. Формирование жизненной позиции. Развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути Назначение человека в жизни: мыслить, содействовать благу других, созидать – как принципиальное отличие человека от животного. Мир в его целостном восприятии. Гармония и единство мира. Формирование вкуса к жизни в процессе целостного восприятия мира. Общение с миром как таковым. Преодоление раздвоенности и односторонности в оценивании жизни на земле. Общие закономерности человеческой жизни, отраженные философским воззрением на мир. Мое «Я» в мире и мир в моем «Я»: неповторимость отражений. «Присвоение» мира и забота об устройстве жизни на земле. Участие каждого человека в течении жизни, его влияние на судьбы окружающих. Позиция как дистанция, сопереживание и мера участия по отношению к окружающей действительности. Выявление позиции в поступке. Различие жизненных позиций мужчины и женщины: природное предназначение, иерархия интересов, физический и духовный склад. Образ человека и образ жизни. Смерть как прекращение жизни, ее итог как знак конца жизни и фактор ее ценности. Понятие счастья, совести, долга, свободы как характеристик реальной жизни человека. Судьба и человек как хозяин своей судьбы. Способность выстраивать свою судьбу. Развитие данной способности в практической деятельности. Человек как философ: способность отдавать себе отчет в собственной жизни. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|