|
||||
|
Пень, дом, река Мысли Возмущение — признательность Слабость — сила Инверсия коммуникации Инверсия с деревом Инверсия основных характеристик Памятник себе Компаньон Мотоцикл Зеркало Заброшенный магазин и торговая лавка Подводная пещера Берег моря Темная комната Мудрец Поиск Сумасшествие Человек справа, человек слева Дополнительные возможности ПУТЕШЕСТВИЯ В ФАНТАЗИЮ Каждая из фантазий в этом разделе окажет гораздо более эффективное воздействие, если перед ней будет звучать инструкция, предлагающая занять удобное положение, закрыть глаза и сконцентрировать внимание на внутреннем опыте: войти в контакт с телесными ощущениями, дыханием и т.д. Невозможно полностью погрузиться во внутренний мир, если имеет место напряжение или вовлеченность в воспоминания и мысли о внешней реальности. Воображаемые путешествия принесут гораздо большую пользу, если сразу будут рассказаны кому-нибудь от первого лица в настоящем времени, как будто это происходит в данный момент. Этот рассказ усилит чувство отождествления с опытом в фантазии и поможет вам осознать, что это не «просто фантазия», но важное выражение самого себя и своей жизненной ситуации. Рассказывая о своем опыте в настоящем времени, вы часто будете обнаруживать детали, которые слабо сознавали в ходе фантазии. И слушатель может замечать подробности и нюансы, которые вы упустили или игнорировали, и отмечать пропуски и уклонения, на которые вы не обратили внимание. Таким образом, это прекрасная возможность, чтобы исследовать фантазию глубже и начать, лучше сознавать то, чем вы пренебрегали, то, что избегали и упускали из виду. Другая ценность — в непосредственном сообщении другим о своей фантазии в том, что вы открыто обращаетесь к I другому человеку. Рассказьщая о своих чувствах и переживаниях из фантазии, вы часто можете обнаружить, что это! нечто гораздо более искреннее и личное, чем ваша обычная манера разговора с окружающими. Вы обнаружите очень] много нового о себе и своем бытии, так же как сможете получить и опыт того, как окружающие реагируют на вашу ис-1 кренность. Очень полезно глубоко сознавать себя, но также важно делиться своим сознаванием с окружающими так, I чтобы ваша жизнь была связана с другими людьми в искреннем контакте. Эти фантастические путешествия могут показаться похожими друг на друга, особенно если вы будете просто быстро | читать их, без экспериментирования с ними. С одной стороны, они действительно повторяются; в них во всех используется один и тот же метод — проецирование в воображаемую ситуацию и затем переотождествление во время исполнения ролей и диалогов. Но в то же время разные фантазии действительно отличаются друг от друга, в каждой из этих воображаемых ситуаций вы будете открывать различные вещи. Также вы обнаружите, что некоторые из ваших значимых чувств снова и снова появляются в вашей фантазии, несмотря на отличия в инструкциях. Это еще одно подтверждение того, что все ваши переживания в этих фантазиях — реальное выражение вашего бытия, того, как вы действительно живете, чувствуете и функционируете. 168 Фантазии окажут наибольшую пользу, если у вас будет возможность занять удобное положение с закрытыми глазами, в то время как кто-то будет медленно и с паузами читать инструкцию. Таким образом, ваше внимание не будет разделено между вовлеченностью в опыт и чтением инструкции. Если вы захотите выполнить некоторые из этих путешествий самостоятельно, я советую прочитать инструкцию один или два раза для того, чтобы запомнить структуру эксперимента. Затем закройте глаза и предпримите свое собственное путешествие, не слишком концентрируясь на том, в точности ли вы следуете инструкции. В этих инструкциях нет ничего магического и таинственного. Я описал их в подробностях для того, чтобы помочь вам узнать, что вы можете обнаружить посредством отождествления, исполнения ролей и диалогов с фантазиями. После того как вы получите определенное количество опыта, познавая потенциал этих методов, вы сможете совершать собственные воображаемые путешествия и самостоятельно работать с тем, что в них проявляется. Материал, непосредственно следующий после первого эксперимента с воображаемым путешествием, — дословная транскрипция реакций на эту фантазию небольшой группы и мои комментарии к этим реакциям. Пень, дом, река Сейчас я хочу, чтобы вы представили, что вы — пень, стоящий в горной местности. Станьте пнем. Визуализируйте себя и окружающий мир. (…) Уделите некоторое время на то, чтобы добиться ощущения, что вы на самом деле пень. (…) Возможно, вам будет легче, если вы станете описывать себя. Как вы выглядите? (…) Какой вы формы? (…) Какая у вас кора и корни? (…) Постарайтесь как можно полнее соприкоснуться с опытом существования в качестве этого пня. (…) 169 Что собой представляет ваша жизнь? (…) Что с вами происходит? (…) Недалеко от этого пня есть дом. Сейчас я хочу, чтобы вы стали этим домом. (…) На этот раз я хочу, чтобы вы почувствовали себя домом. Ваша жизнь — это жизнь дома. (…) Какой вы? (…) Какие у вас отличительные черты? (…) Исследуйте свое бытие в качестве дома. (…) Что внутри вас? Что с вами происходит? (…) Уделите некоторое время, чтобы погрузиться в существование в качестве этого дома. (…) } Рядом с домом течет река. Станьте этой рекой. Какая у вас жизнь? (…) Что вы за река, какая вы? (…) Что вы чувствуете? (…) Что вы переживаете в качестве реки? (…) Что вас окружает? (…) Оставаясь рекой, поговорите с домом. Что вы говорите дому? (…) Представьте, что он отвечает вам, что между вами разворачивается беседа. (…) Как река что вы говорите дому и что дом отвечает вам? (…) Теперь снова станьте домом и продолжите беседу. Что вы говорите реке? (…) Некоторое время продолжайте диалог. (…) (Также вы можете провести беседу между пнем и домом или между пнем и рекой.) Сейчас скажите «до свидания» горам. Попрощайтесь с домом, рекой, пнем и возвращайтесь сюда, в комнату, к своей жизни. (…) Откройте глаза, когда почувствуете, что готовы. (…) Сейчас я хочу, чтобы каждый из вас поделился своим опытом. Я хочу, чтобы вы делали это от первого лица в настоящем времени, например: «Я старый и кряжистый пень, когда я был деревом, меня спилили, а сейчас на мне сидят бурундуки и грызут орехи». (…) Не читайте реакции и обсуждения, которые следуют далее, пока сами не выполните этот эксперимент. Отзывы и комментарии Рене (энергично): Это было здорово. Мне действительно понравилось. Я очень высокий пень, высокий и тонкий. Я срублен. Когда меня рубили, то оставили очень высокую часть, и я рос, ветви были… ветви растут из меня, на них распускаются листья, и я знаю, что очень скоро вырасту очень высоким. Я дом. Внутри дома ковер. Внутри меня теплый, оранжевый ковер, у меуня мягкая мебель, и мне нравится…. Иногда во мне… пусто и одиноко. Я люблю, когда внутри много людей, хороших людей внутри дома. Иногда мне нравится слушать шум детей. Но обычно — это голоса друзей, и это мне нравится еще больше. Я река, которая очень мощная в истоке, но потом становится спокойнее, и я останавливаюсь здесь, и я хочу оставаться здесь в одном месте. Я не хочу просто бежать и течь. Я не хочу быть очень длинной рекой и течь. Мне нравится быть рядом с домом, я очень теплая. Ух, мне становится холодно, а мне не нравится быть холодной, и я чувствую, что люблю тепло и хочу, чтобы все люди из дома приходили и наслаждались теплом реки. И мне действительно понравилось… ох, мне очень понравилось, это… это было действительно хорошо. Ведущий (В): Состоялась ли беседа между… Рене: Да, вы знаете, я уже говорила, река сказала: «Я теплая, и я хочу оставаться здесь», а дом сказал: «Мне нравится здесь, я люблю тепло и уют». Это было очень милое путешествие. Эбби (торопливо): Я низкий, широкий, спиленный пень, весь покрытый углем — по каким-то причинам я горел и теперь весь черный. У меня есть глаза, они смотрят вокруг, и я вижу дом, бревенчатый дом, все… В: Есть у тебя что еще сказать по поводу этого пня? Эбби: Нет, ничего нет. В: Что ты чувствовала, когда была пнем? Эбби: Я хотела убраться оттуда. В: Тебе не нравилось быть пнем? Эбби: Скорее всего, когда я была там, я хотела уйти оттуда, и эти глаза высовывались наружу, осматривали все вокруг, искали, как выбраться отсюда, — это ужасное место. И затем я увидела дом, это было огромное облегчение, потому что сразу после того, как я услышала о нем, я подпрыгнула, побежала и стала домом. Я из очень грубых бревен, из огромного дерева, внутри меня коврики, которые лежат на полу. Слева камин, он очень теплый. Во мне люди. Мне нравится, когда здесь люди. Я не люблю, когда они уходят. (Короткий смех.) Затем я становлюсь рекой, мне это нравится, потому что я двигаюсь очень быстро, я люблю быстрое движение. Мне нравится чувство течения, но быть рекой одиноко, потому что здесь нет людей. Время от времени кто-то рыбачит вомне, забрасывает в меня рыболовный крючок. И иногда кто-то толкает меня из лодки, я чувствую себя обиженной, но мне нравится течь быстро. Даже хотя я абсолютно не представляю, где я теку, мне приятно двигаться. Затем я разговариваю с домом, я говорю ему: «Ха-ха, ты! стоишь здесь, а я двигаюсь, ха— ха— ха. Ты знаешь, ты здесь просто застрял на одном месте, а я действительно теку куда-то». А дом отвечает мне. Я говорю: «Да, но посмотри на всех! этих приятных людей, которые здесь, во мне, они разговаривают, сидя у теплого огня, хорошо проводят время и приносят все это внутрь. Здесь лучше». И река говорит: «Да, но люди уйдут, и тебе будет одиноко, и ты никуда больше не попадешь». В: Мне любопытно, ты сказала, что камин в левой части! дома. (Эбби: Ага.) А что справа? Эбби: Не знаю… Ничего. В: Закрой глаза и посмотри. Эбби: Ох, впереди справа кухня и раковина. И как дом я бы сказала: «Да, во мне есть вода в раковине». Но здесь с правой стороны ничего нет, пока не увидишь кухню. 172 В: Что ты чувствуешь относительно правой стороны? Эбби: Я отличаюсь от нее. Я ближе к левой. В: Да. (Смеется.) Эбби: Это что-то значит? Значит ли это, что я «левая»? (Смеется.) Ох! Забавно, потому что… Эй! Это удивительно, потому что, когда ты вначале просил сознавать свое тело, моя левая контактная линза беспокоила меня и левая нога чесалась и… Да! В: Ты сознавала свою левую сторону, но не правую. Эбби: Я сознавала свою левую сторону. Да. Что это значит? В: Это значит, что у тебя нет контакта с правой стороной. (Смех.) (Эбби: И это все?) Что же, возможно, есть что-то еще, чего я не знаю. Но ты можешь открыть это, либо дальше исследуя свой дом, либо войдя в контакт с правой стороной тела. Георг: Хорошо, я очень большой пень, думаю из красного дерева. Я нахожусь очень высоко, отсюда открывается вид на долину, я неровно спилен. Я сильно беспокоюсь… мои корни длинные, я говорю о тех, которые снаружи, они пытаются пробиться в скалу. Мне тяжело быть пнем, потому что я неуверен в руках или ногах, которые являются корнями, цепляющимися за скалу. До сих пор я еще не очень сознаю, что собираюсь соскользнуть с горы, но фактически я думаю, что на самом деле я хочу покинуть гору. Я не хочу быть пнем, просто стоящим здесь. Как дом я очень обеспокоен своей формой. Я стою на четырех ногах или я лежу, будучи уютным домом? Но меня не очень волнует, какой я. Как река, я не знаю, являюсь ли я рекой, которая… рекой, которая начинается здесь, в горах, и впадает в океан, или я только часть реки, или я вода в реке… И дом, и дерево говорят мне: «Ты счастливчик, потому, что впадаешь в море». До этого я не был уверен, что впадаю в море. Есть нечто одинаковое, что присутствует во всем этом, — это неуверенность: кто я на самом деле, что я и какой я? Джин: Я пень, и я… Я в лесу. Я понимаю, что лес сгорел и я сгорел, и продолжаю думать, что это не то, чего бы мне хотелось. Все это не где-то, а внутри меня. Я думаю, что это не я. Но затем я говорю себе: «Нет, это действительно я — сгоревший лес». И у меня нет каких-то определенных чувств по поводу себя в качестве пня, так что я пробую быть домом. Я — дом, и я не могу быть домом. Я просто не могу, ух, я стараюсь думать, что я дом, но ничего не приходит. У меня есть бревна — я бревенчатый дом. Первое, что пришло мне в голову, когда ты сказал о доме, — это то, что я был бревенчатым домом, но я ничего не мог сделать с этим. Я не мог быть внутри, не мог быть домом и не мог чувствовать. (В: Ты перешел в прошедшее время. Говори в настоящем.) Затем я становлюсь рекой, мне нравится быть рекой. Я был действительно счастлив. Во мне были рыбки, и олень… и медведь приходили и пили воду. Меня посещали олень и медведь. (В: В настоящем времени.) Я чувствую свободу, и я пытаюсь говорить с домом, но ничего не получается. Я не смог поговорить с домом. Я ничего не знаю о доме… В: Ты хорошо себя чувствуешь в качестве реки. (Дж: Да. Да.) Но ни с чем другим ты не смог отождествиться. (Дж: Нет.) Ты все время возвращался к прошедшему времени. Это способ отделиться от своего опыта. Еще много в тебе осталось неоткрытым. Джин (шутливо): Дом. В: Твое «существование домом» и твое «существование пнем». Мэри (спокойно): Я небольшой пень, вокруг меня деревья, они нависают надо мной, я вижу маленький кусочек неба, высоко-высоко отсюда. У меня нет абсолютно никаких чувств. Я ничего не чувствую… становясь пнем, домом ли, рекой, я действительно ничего, ничего не чувствую. Я недолго остаюсь пнем. И когда я становлюсь домом, это не очень хорошо, я пустой дом, у меня много окон, но на них нет ни занавесок, ни чего-либо еще. Нет мебели. Я думаю, что больше всего мне нравится быть речкой, потому что я живая река, и во мне есть камешки, по крайней мере это лучше, чем ничего. Мы не можем разговаривать, между рекой и домом нет общения. Думаю, все. В: Хорошо. Ты сказала, что ничего не чувствуешь, но еще ты говорила, что тебе нравится быть рекой и что быть домом «плохо». М: Да, у меня было нечто, что-то вроде неприятного чувства, когда я думала об этом после того, как все это кончилось. В: Таким образом, у тебя были чувства по поводу всего этого. М: Да, но не в то время, когда я была домом. В: Тебе не понравилось быть домом позже. М: Я так не думаю. В: Можешь уточнить? М: Я думаю, мне не нравится идея быть пустой, без занавесок или что-либо еще. Все эти окна, любой может заглянуть в меня. (Смеется.) В: И когда ты была пнем, другие деревья сверху смотрели на тебя. Виржиния (задумчиво): Я старый серый, обветренный пень. Существует какое-то разделение меня на части, потому что я вижу саму себя как имеющую линии и черноту в тех местах, где древесина совсем обветшала. Я на вершине горы, вокруг меня нет деревьев. Но из меня, вопреки моему возрасту, поднимается очень зеленый и крепкий росток с зелеными листьями. В своей фантазии я сознаю множество гор, ясное синее небо и прекрасные пейзажи. У меня есть мысль: 175 «Почему из такого старого пня, как я, поднимается такой здоровый росток?» Но эта мысль просто есть, и меня не волнуют никакие вопросы. Затем я становлюсь домом, я вижу очень новый дом, и я вижу открытые края дома, где бревна отпилены и выкрашены чем-то непонятным, что делает их более светлыми и новыми. В доме нет людей. Сюда могут приходить животные, но он очень новый, и он пуст, и он… (В: Вместо «он» говори «я».) Я очень новый, светлый дом, вокруг нет деревьев, которые могли бы укрыть меня, но я думаю, они мне не особенно нужны. Затем я становлюсь рекой. Я очень счастливая река, я чувствую суть бытия реки — суть всех переживаний. Я взметаюсь в воздух и разбиваюсь о камни, а затем медленно теку и извиваюсь в тихих водоворотах. Ко мне приходит много животных и людей. Иногда я широкая, и во мне. много ребятишек, а иногда я узкая, и люди рыбачат во мне. Я обращаюсь к дому: «Почему ты не свободен и не можешь чувствовать то же, что и я? Почему ты такой новый и просто стоишь здесь?» И дом отвечает: «Я не знаю, зачем меня построили, и я очень новый, но я найду себя на этом пути». Как дом я не чувствовала никакого желания быть рекой. И казалось, что реку все это удовлетворяет. В: Хорошо. Что каждый из вас получил из этого? Виржиния.Я увидела в себе разделенность. Также я заметила это и у других. У меня появлялось что-то слева… Я не знаю, какое это имеет значение, но у меня появлялось что-то слева, что-то справа. Я вижу дом слева от себя, а реку справа. Я отметила это, когда было указано на то, что камин у Эбби слева. Я подумала: «Хорошо, а что же у меня?» Я увидела две стороны — неподвижность и укорененность дома и ярко выраженную свободу реки. Я увидела в своем доме — и это заинтересовало меня — одиночество, новизну, отсутствие знания о том, куда все идет. Отсутствие людей в доме и приносящее радость стечение народа у реки показывает на разделенность, В: Рене, ты сказала, что не заметила у себя никакой раз-деленности. (Рене: Разделенное™?) Да. Виржиния говорила, что она была совершенно разной в качестве дома и в качестве реки. А ты чувствовала себя довольно одинаково во всех трех отождествлениях. Не так ли? (Рене; Да.) Там были тепло, энергия и наслаждение, счастливые события, и не имело значение, чем я просил стать. Мэри: Я могла видеть только одну небольшую часть… одну маленькую часть моего дома, себя, изнутри. Я не знаю, была ли это левая или правая часть. На это не было никаких намеков, но это было нечто вроде какой-то части, но я не знаю, какой именно. Я думаю, это была левая часть, потому что (показывает) это была стена, и все было здесь, но все, что я могла видеть, — это небольшая часть… (В: Небольшая часть левой стороны.) В то время мне не приходило на ум, что это левая сторона, но сейчас я думаю, так оно и было. В: И что ты видела слева? Мэри: Ничего существенного — все эти окна! (Нервно смеется.) Мне не нравится этот дом! (Продолжает смеяться.) Я, наверное, никогда его не забуду, или… Это очень значимо для меня — все смотрят в меня, и та пустая комната — мне не нравится это. Больше всего мне нравится быть рекой, это приносит мне наибольшее удовольствие. В: Большинство людей наслаждается рекой. Река обладает свободой и спонтанностью. Она движется, переливается, взметается и т.п. Мэри: Можно делать свои собственные дела так же, как река. Рене: Я думала — я действительно чувствую, что, если бы сделала это месяц назад, я была бы другим пнем. Джин: Ты была высоким пнем? Рене (энергично): Я была высоким и видела зеленые листья, и… ты знаешь, я чувствовала зеленые листья. Знаете, они собирались распуститься, и ничто им не могло помешать. В: Слышите ли вы «зеленые листья» в ее голосе? (Некоторые согласились.) Рене: Да, они там. Мои мечты тоже похожи на это! В: Замечательно, за этим стоит две основные идеи. Первое — если вы отпускаете себя, просто находитесь с собой, входите в контакт с собой, тогда все — «здесь». Вы можете найти себя, просто оставаясь собой и слушая. И вторая идея -] это говорить «я», чтобы отождествиться со своим опытом. Отождествляйтесь со своей фантазией, своими телесными ощущениями, с эмоциями. Каждый раз, когда вы говорите «я», вы устанавливаете чуть больший контакт с собой. Вот почему я прошу вас отождествляться с фантазией и тогда, когда вы в ней находитесь, и когда рассказываете о ней. Но я не имею в виду то «я», которое говорит: «Я такой замечательный человек и делаю это гораздо лучше других». Это «я» — «ловушка эго», игра в сравнение, которое уводит вас от себя. Я же имею в виду только то, что вы отождествляетесь со своим опытом: «Я переживаю это, я думаю об этом, испытываю эти чувства, совершаю эти действия». «Я пустой дом, в который заглядывает множество людей» или «Я старый трухлявый пень, на мне есть один очень здоровый отросток, поднимающийся вверх». В подобном опыте нет ничего правильного или неправильного. Опыт просто есть. Общество или родители любят говорить: «Это правильно, это неправильно, тебе следует быть этим, но не тем», и, если мы следуем этому, мы теряем контакт с тем, что мы есть на самом деле. Отождествление с фантазией — один из способов восстановления контакта с самим собой, с таким, какой вы есть сейчас. В другое время ваш опыт может быть абсолютно другим. Когда вы рассказываете о своих переживаниях в этой фантазии, становится понятно, что это вы и есть. Когда вы отождествляетесь с фантазией, это уже не «просто фантазия», но выражение самого себя. Возможно, вам будет трудно осознать, что это о вас, особенно если опыт неприятный. Но когда вы рассказываете о своей фантазии, я уверен — некоторые из присутствующих могут заметить, что это действительно ваше самовыражение. Рене: Да, я действительно чувствую, что таким образом узнал некоторых людей. В: Когда нас просят представиться окружающим, то, что мы обычно говорим, по большей части ерунда. Мы сообщаем свое «имя, ранг и серийный номер» — где мы работаем, сколько у нас детей и т.д. Но если вы проделаете небольшое воображаемое путешествие, вроде этого, и отождествитесь с ним, вы действительно представитесь; вы действительно войдете в контакт с тем, что происходит в вас. Я просто попросил вас стать пнем, но взгляните на разнообразие опыта, который получили разные люди путем отождествления с пнем. Для многих пребывание пнем выявило ощущения срубленного дерева — переживания потери или уменьшения возможностей. Однако здесь было два примера того, что как пень оказывался полон жизни и энергии. Все, что вы найдете в своем пне, — ваше, и это прекрасный способ узнать то, что происходит в вас, или, по меньшей мере, обнаружить то, с чем вы не контактируете. Некоторые люди имели трудности в получении контакта с фантазией. Джин, тебе было трудно стать домом и пнем, у тебя было немного чувств, и не произошло диалога между домом и рекой. Мэри, ты контактировала только с небольшой частью левой стороны своего дома, и все остальные имели различную степень контакта с разными элементами своих фантазий. Большинство людей в той или иной степени испытывают разделенность на правую и левую части. Обычно левая 179 часть — это качества, которые наша культура определяет как женские: чувствительность, восприимчивость, принятие, тепло — камин у Эбби был слева. Правая сторона — «маскулинные» аспекты: деятельность, сила, агрессия, общительность, и т.д. Несколько женщин, присутствующих здесь, были в гораздо большем контакте со своей левой стороной, фемининными аспектами личности, и почти не чувствовали правую сторону. Мужчины же обычно — наоборот. Чтобы быть целостным человеком, вы должны быть в хорошем контакте со всеми аспектами своей личности, чтобы вы могли одновременно быть чувствительным и открытым миру и способным что-то делать в этом мире, Я хочу сказать еще одну вещь. Если вы замечаете нечто неприятное в фантазии, это не значит, что вы останетесь с этой неприятностью на всю оставшуюся жизнь. — Это значит, что у вас есть нечто неприятное, с чем вам нужно вступить во взаимодействие, поработать и пережить полнее. То, что! мы обычно делаем, — это избегание неприятного опыта, а| затем мы избегаем тот факт, что мы что-то избегаем. Это процесс отчуждения опыта. Именно так мы отталкиваем проблемы: мы не взаимодействуем с этим болезненным опытом и продолжаем влиять на свою жизнь без сознавания этого. То, что мы делаем здесь, — это просто инверсия отчуждения: отождествление. И вы все сможете открыть еще больше, работая самостоятельно. Вы можете вернуться к этому дому или пню и узнать о своей жизни еще больше. Если вы готовы оставаться с любыми неприятностями, прихо-1 дящими к вам, действительно отождествляться с ними и; входить с ним в контакт, тогда мертвые, разрубленные и со— ] жженные пни начнут расти, и вы ощутите большую подвиж-\ ность и энергию в своей жизни. 180 Мысли Сознавайте любые мысли, слова или образы, возникающие в уме. (…) Представьте, что находитесь в комнате значительных размеров с двумя большими дверными проемами на противоположных стенах. Представьте, что ваши мысли и образы попадают в эту комнату через одну дверь и затем выходят через другую. Просто смотрите, как мысли залетают в комнату, остаются на некоторое время и затем уходят из нее. (…) Какие они? (…) Что они делают, пока находятся в комнате? (…) Как они попадают внутрь и как выходят наружу? (…) Мысли проносятся или на время задерживаются, так что вы можете четко разглядеть их? (…) Теперь сознавайте, что случится, если вы закроете дверь, через которую они выходят. (…) Теперь снова откройте ее. (…) Теперь закройте входную дверь и наблюдайте, что происходит. (…) Теперь откройте ее. (…) Теперь закройте обе двери и заприте несколько своих мыслей в комнате вместе с вами. (…) Рассмотрите их настолько подробно, насколько можете. На что они похожи, как они себя ведут и что делают? (…) Что вы чувствуете по отношению к этим мыслям и чем они отвечают вам? (…) Поговорите с ними (…), позвольте им отвечать вам. (…) Что вы говорите им и что они отвечают? (…) Станьте своими мыслями и продолжайте диалог. (…) Будучи мыслями, на что вы похожи и что делаете? (…) Что вы чувствуете и что вы говорите себе? (…) Теперь станьте собой и продолжайте беседу. Сознавайте взаимоотношения между вами и вашими мыслями и обсудите это в диалоге. К примеру, если вы чувствуете, что расстроены, скажите мыслям: «Вы расстраиваете меня» — и слушайте, что они вам ответят. Меняйтесь местами, когда захотите, и продолжайте диалог. Выясните, что еще вы можете узнать друг о друге. (…) 181 Возмущение — признательность Вспомните кого-нибудь, кем вы действительно возмущены — кто раздражает вас, портит вам жизнь или с кем у вас какие-либо проблемы. Представьте, что этот человек перед вами, обращен к вам лицом и смотрит на вас. Детально визуализируйте этого человека. Во что он одет? (…) Как выглядит его лицо, как он смотрит на вас? (…) Теперь открыто выразите этому человеку свои возмущения: «Боб, я возмущен тем, что…» Будьте очень конкретны и скажите точно, что вас возмущает в этом человеке. Постарайтесь на самом деле добиться чувства, что общаетесь с ним. (…) Уделите некоторое время, чтобы выразить длинный список возмущений и претензий к этому человеку. (…) Сейчас заново пересмотрите этот список, слово «возмущение» замените словом «признательность» и произнесите все это тому же человеку. Делайте паузы после каждой фразы. Отмечайте, что вы чувствуете, когда произносите фразу, выясните, что вы можете понять из этого опыта. Например, если я сказал: «Я возмущен твоей слабостью, потому что мне приходится делать работу за тебя», то, когда я снова вернусь к этой фразе, я могу сказать: «Я признателен тебе за слабость, это придает мне ощущение силы и уверенности в сравнении с тобой». Уделите инструкции несколько минут, выясните, можете ли вы обнаружить признательность в том, на что вы возмущены. Начинайте. (…) Слабость — сила Закройте глаза и обратите внимание внутрь себя. (…) Войдите в контакт с телесными ощущениями. (…) Я хочу, чтобы вы организовали внутри себя беседу между слабостью и силой. Я хочу, чтобы сначала вы стали слабостью, которая обращается с некими словами к силе. Вы можете начать с 182 чего-нибудь вроде: «Я так слаб, а ты так силен, ты можешь делать многое» и т.п. Будьте слабостью и некоторое время разговаривайте с силой, одновременно сознавая свои телесные ощущения. (…) Подробно исследуйте некоторые детали этого опыта. Что значит для вас быть рлабым, адля него сильным? (…) Теперь поменяйтесь ролями и станьте силой, отвечающей слабости. (…) Что и как вы говорите? (…) Что вы чувствуете в этой роли? (…) Что вы чувствуете по отношению к слабости? (…) Сейчас расскажите слабости, что для вас значит быть сильным. (…) Что вы этим приобретаете? (…) Теперь поменяйтесь ролями и снова станьте слабостью. (…) Что вы отвечаете силе и что вы чувствуете, делая это? (…) Теперь расскажите силе, что для вас значит быть слабым? (…) В чем выгода быть слабым? (…) Расскажите ему о силе в вашей слабости. (…) Расскажите о всех преимуществах слабости — как вы можете использовать слабость, чтобы манипулировать окружающими, заставляя их помогать вам, и т.д. (…) Тщательно рассмотрите специфические особенности силы, присутствующей в слабости. (…) Теперь снова станьте силой и ответьте слабости. (…) Что вы говорите и что чувствуете сейчас? (…) Расскажите о слабости в своей силе. Расскажите' о трудностях силы — о том, как другие зависят от вас, пользуются вашей энергией и т.д. (…) Тщательно рассмотрите слабые стороны своей силы. (…) Теперь снова станьте слабостью и отвечайте силе. (…) Что вы чувствуете и говорите? (…) Некоторое время продолжайте диалог самостоятельно. Меняйтесь ролями, когда захотите, но все время поддерживайте этот диалог между силой и слабостью и наблюдайте, что вы можете обнаружить. (…) Такой вид внутреннего диалога может быть весьма полезен для выявления и прояснения отношений, существующих внутри индивида, между любыми парами комплементарных людей, ролей, качеств и аспектов. Это может быть особенно полезно в работе, направленной на достижение 183 понимания между конфликтующими группами, например учителями и студентами. Все наши взаимоотношения с другими людьми заполнены образами друг друга. Если вы можете отождествиться с противопоставлением между вашими собственными образами и добиться некоторой ясности и уменьшения этого противопоставления, тогда вы за своими образами сможете увидеть реальных людей и начать реагировать на них, а не на их образы. Также вы можете использовать подобный эксперимент вдвоем, поочередно играя противоположные роли. Некоторые примеры подобной работы даны в разделе «Работа в парах». Вот ряд других для работы противоположностей: муж — жена, родитель — ребенок, спонтанный — планирующий, незнакомец — близкий, помогающий — беспомощный, искренний — неискренний, начальник — подчиненный, аккуратный — неряшливый, мужчина — женщина, ответственный — безответственный, ум — тело, глупый — умный и т.п. Отметьте, какие трудности есть в вашей жизни, и свяжите эти трудности с определенным человеком, манерой поведения или личностным качеством. Теперь представьте себе противоположность этого человека, поведения или качества и работайте с этим в диалоге. Если вы сможете действительно вовлечь себя в этот диалог, вы обнаружите симметрию и сходство, которые лежат за видимым различием. В предыдущем эксперименте выявлялась сила в слабости, а слабость в силе — две стороны, использующие различное значение, чтобы добиться одной и той же вещи — контроля друг над другом. Инверсия коммуникации Сейчас сфокусируйте внимание на моих словах, которые появляются где-то в моем мозгу, произносятся мной, проносятся по воздуху, пока не попадут в ваши уши и затем в ваш мозг, где вы их поймете. (…) Теперь измените этот процесс. Представьте, что мои слова прямо сейчас появляются в вас (…), идут в ваши уши (…), выходят из них (…) и через воздух попадают в мой рот (…) и затем в мой мозг, где я понимаю их. (…) Осуществляйте эту инверсию еще некоторое время (…), теперь измените все обратно. (…) Инверсия с деревом Сейчас визуализируйте дерево и наблюдайте, как оно меняется с разными сезонами. Представьте воду и другие субстанции, которые из почвы движутся в корни (…), затем вверх по стволу попадают в ветви (…), становятся почками (…), и вырастают листья и новые ростки. (…) Наблюдайте, как листья растут еще ^больше, обдуваемые легким ветерком (…), и затем, с наступлением осени, становятся старыми и, вероятно, меняют цвет. (…) Затем листья опадают на землю и становятся частью почвы во время зимы (…), а затем снова впитываются корнями, когда дерево возвращается к жизни весной. (…) Теперь пройдите этот круг в обратном порядке. Представьте старые, сухие листья, которые поднимаются с земли на ветви (…), становятся все зеленее (…), затем уменьшаются, уходя в ветви (…), проходят вниз по стволу к корням (…) и затем в почву и гнилую листву. (…) Осуществляйте эту инверсию еще некоторое время. (…) Сейчас отождествитесь с измененным деревом. Станьте им, в то время как оно будет меняться с сезонами, которые движутся в обратном порядке (…). Почувствуйте, как ваши листья врастают в верхнюю часть вашего тела и перемещаются вниз к корням, откуда они идут в почву. (…) Побудьте этим деревом еще некоторое время. (…) Теперь продолжайте быть этим деревом, но верните круговорот в нормальное состояние. (…) Почувствуйте, как корни пьют влагу из почвы. (…) Почувствуйте, как она поднимается по вашему стволу и попадает в ветви. (…) Продолжайте переживать этот круговорот еще некоторое время, сознавайте, что вы чувствуете, будучи этим деревом. (…) Инверсия основных характеристик Сейчас подумайте, какие два или три прилагательных вы бы использовали, чтобы описать себя, — два-три слова, которые наилучшим образом передают ваше ощущение себя как личности. (…) Уделите немного времени на то, чтобы найти подходящие слова. (…) Теперь подумайте о словах, противоположных вашим. (…) Станьте человеком, которого можно описать этими противоположными характеристиками. (…) Опишите себя. (…) Какой вы? (…) Что чувствуете? (…) Действительно прочувствуйте, каково это — быть таким человеком. (…) Сейчас снова станьте собо'й и сравните опыты существования этих двух людей. (…) Памятник себе Сейчас я хочу, чтобы вы представили, что находитесь внутри очень темного здания. Вы ничего не можете видеть, но знаете, что находитесь в каком-то музее или галерее. Прямо напротив статуя или скульптура вас, какой вы есть на самом деле. Она может быть реалистичной или абстрактной, но эта статуя каким-то образом передает основные черты вашего бытия. Вглядитесь в темноту, и, когда постепенно начнет светлеть, вы сможете увидеть, что это за статуя. (…) Какой она формы? (…) Какого она размера и из чего сделана? (…) Если возможно, рассмотрите ее еще более подробно — найдите еще больше деталей. (…) Походите вокруг и посмотрите на статую с разных сторон. (…) Подойдите ближе и дотроньтесь до нее рукой. (…) Что вы чувствуете? (…) 186 Станьте этой статуей. Представьте, что вы — это она, поменяйте свою позу, чтобы соответствовать статуе. (…) Что вы чувствуете в качестве этой статуи? (…) На что вы похожи? (…) Опишите себя: «Я…» (…) Какой жизнью вы живете? (…) Что с вами происходит и что вы чувствуете по поводу всего этого? (…) Теперь в своем воображении оживите эту статую. (…) Будучи живой статуей, что вы делаете и на что похожа ваша жизнь? (…) Уделите немного времени, чтобы узнать больше о существовании в качестве этой живой статуи. (…) Теперь снова станьте собой и посмотрите на статую. (…) Отличается ли она сейчас от вас? (…) Изменилось ли что-нибудь? (…) Что вы чувствуете к этой статуе? (…) Не спеша приготовьтесь сказать ей «до свидания». (…) Сейчас попрощайтесь, вернитесь сюда, в комнату, и осознайте полученный опыт. #163;,..) Через минуту или две я попрошу вас открыть глаза и вернуться к группе. Затем я хочу, чтобы каждый из вас по очереди стал своей статуей и рассказал о своих переживаниях. Примите позу своей статуи и расскажите все подробности вашей жизни в качестве статуи и что вы делаете, когда оживляете ее. (…) Теперь откройте глаза и вернитесь к группе. (…) Кто готов начать? (…) Компаньон Найдите спокойное место, где вы можете провести по меньшей мере 10-15 минут наедине с собой. Молча посидите, посмотрите вокруг и войдите в контакт с окружающим пространством. Даже если это знакомое место, действительно войдите в контакт и посмотрите, что вы можете здесь обнаружить. (…) Сейчас закройте глаза и войдите в контакт с тем, что происходит в вашем теле. Уделите некоторое время реальному 187 контакту со своими внутренними физическими ощущениями и чувствами и узнайте о жизни внутри себя. (…) Теперь представьте себе, что здесь рядом с вами ваш партнер и вы постепенно его узнаете. (…) Какой он? (…) Какую одежду он носит, какое у него тело и в каком положении оно находится? (…) Что ваш партнер выражает о себе своей позой, движениями и выражением лица? (…) Что он чувствует? (…) Узнайте еще больше о вашем партнере. Задавайте ему вопросы. Слушайте и наблюдайте, что он отвечает. (…) Расскажите партнеру ,»что вы к нему чувствуете, и узнайте, что он чувствует к вам. (…) Уделите еще некоторое время, чтобы лучше узнать своего компаньона, выясните, чему вы можете у него научиться. (…) Сейчас станьте этим воображаемым партнером. (…) Какой вы? (…) Что чувствуете физически — в какой позе ваше тело, как вы движетесь? (…) Примите положение тела, которое соответствует вашему партнеру. (…) Что вы чувствуете в этом положении? (…) Начните немного двигаться и ещ© глубже войдите в ощущение бытия в качестве вашего компаньона. Что вы за человек? (…) Чем вы занимаетесь и как вы взаимодействуете с окружающими? (…) Сейчас двигайтесь еще интенсивнее (…). Продолжайте быть вашим партнером и медленно открывайте глаза. (…) Еще глубже прочувствуйте ощущение пребывания этим человеком. (…) Мотоцикл Сейчас представьте, что вы мотоцикл. (…) Что вы за мотоцикл? (…) Какая у вас как у мотоцикла жизнь? (…) Где вы проводите большую часть времени и каково это — быть там? (…) Где ваш дом и куда вы двигаетесь? (…) Что вы чувствуете? (…) Еще некоторое время продолжайте исследовать детали своей жизни в качестве мотоцикла. (…) 188 Теперь заведитесь и поезжайте куда-нибудь. (…) Как вы завели мотор и какие звуки вы издаете, когда едете? (…) Что вокруг вас, что вы ощущаете под своими колесами? (…) Сознавайте, как вы функционируете и что чувствуют ваши шины, соприкасаясь с землей. (…) Куда вы едете? (…) Оглянитесь и посмотрите, кто вами управляет. (…) Какой он, этот человек, который сидит у вас за рулем? (…) Какие у вас с ним взаимоотношения? (…) Позвольте своей фантазии развиваться еще несколько минут, еще глубже прочувствуйте все детали вашей жизни в качестве мотоцикла. (…) (Так же вы можете поговорить с человеком, который за рулем.) Зеркало Представьте, что вы в очень темной комнате. Пока вы ничего не можете видеть, кроме огромного зеркала напротив вас. Комната постепенно становится светлее, и вы можете видеть свой образ, отраженный в зеркале. Образ может сильно отличаться от того, что вы обычно видите, но может и совпадать. Просто посмотрите в темноту и позвольте этому образу проясняться по мере того, как становится светлее. (…) В итоге вы сможете видеть его совсем отчетливо. (…) Какой он? (…) Что вы заметили в нем необычного? (…) Какое положение он занимает? (…) Как он движется? (…) Какое у него выражение лица? (…) Какое чувство или настроение выражает этот образ? (…) Что вы к нему чувствуете? (…) Сейчас молча поговорите с образом, представьте, что он может разговаривать с вами. (…) Что вы ему говорите и что он отвечает? (…) Что вы чувствуете, разговаривая с этим образом? (…) Поменяйтесь местами и станьте образом в зеркале. Какой вы? (…) Что вы чувствуете? (…) Как образ что вы говорите себе? (…) Комментируйте взаимоотношения между вами. (…) Выясните,'что еще вы можете узнать из опыта пребывания образом. (…) Продолжайте вашу беседу. Меняйтесь ролями, когда пожелаете, но продолжайте диалог и взаимодействие. (…) Снова станьте собой и посмотрите на свой образ в зерка— I ле. (…) Что вы к нему чувствуете? (…) Изменилось ли что-нибудь по сравнению с тем, когда вы первый раз увидели свой образ? (…) Есть ли что-нибудь, что вы хотите сказать этому образу, прежде чем попрощаетесь с ним? (…) Сейчас ' скажите ему «до свидания» (…) и вернитесь в комнату. Некоторое время спокойно оставайтесь со своим опытом. (…) Заброшенный магазин и торговая лавка Я хочу, чтобы вы представили, что гуляете-по ночному городу под дождем. Вы тепло одеты, и вы можете видеть огни города, отражающиеся на мокром асфальте. (…) Просто идите вперед и смотрите на свой город. (…) Что вы видите? (…) Каков он, ваш город? (…) Что в нем происходит? (…) Что вы чувствуете, гуляя по нему? (…) Прямо впереди вас небольшая заброшенная улица. Спускайтесь вниз по этой улочке, и вскоре вы увидите старый, неработающий магазин. (…) Окно магазина грязное, мутное, оно забрызгано дождем, но если вы присмотритесь, вы сможете увидеть за ним какие-то предметы. (…) Что было оставлено за этим окном? (…) Подойдите ближе и постарайтесь увидеть, что там. (…) Протрите часть окна, чтобы лучше видеть. (…) Ближе рассмотрите эти заброшенные вещи. (…) Какие они? (…) Отмечайте все подробности. (…) Станьте какой-нибудь вещью из этого заброшенного магазина. Что собой представляет ваша жизнь? (…) Почему вас оставили здесь? (…) Что вы чувствуете? (…) Еще глубже войдите в свой опыт, в котором вы являетесь заброшенной вещью. (…) 190 Сейчас снова станьте собой и снова поглядите на заброшенную вещь, которую видно в окне. (…) Заметили ли вы что-нибудь, чего не видели раньше? (…) Не спеша попрощайтесь с этим окном, с тем, что находится за ним, и идите дальше по улицам города. (…) Некоторое время продолжайте исследовать свой город. (…) Впереди снова вырисовывается какая-то незнакомая улица. Прогуливаясь по ней, вы увидите витрину, на которой находится невероятное множество различных вещей — некоторые старые, некоторые новые, а некоторые из них совсем древние. Какие-то из них просто хлам, другие — настоящее сокровище, вы никогда не ожидали увидеть подобное в таком окне. (…) В то время как вы стоите и смотрите на витрину, к вам подходит дружелюбный старик и приглашает зайти в этот магазин. Он объясняет, что это необычный магазин. Внутри этого, с виду маленького, магазинчика находятся все вещи, которые существуют в мире. Любой, кто найдет свой путь в этот магазин, может выбрать любую вещь и взять с собой. Вы не можете взять деньги, также как и продать то, что возьмете здесь. Все, что вы можете, — это взять одну вещь из магазина. Оглянитесь вокруг и посмотрите, что здесь есть. (…) Вокруг всевозможные комнатки и уголки, наполненные вещами, которые вы можете взять с собой. (…) Когда решите, что хотите взять, рассмотрите это получше. Внимательно, во всех подробностях изучите эту вещь (…), потрогайте ее руками, обнюхайте ее. (…) Что вы чувствуете к этой вещи? (…) Когда вы будете выходить из двери, держа в руках вещь, которую решили взять, лавочник снова обратится к вам: «Как я и говорил ранее, вы можете взять эту вещь. Есть только одно условие — вы должны дать мне что-то взамен. Это может быть все, что угодно, из того, что у вас есть, и того, что вам сейчас не нужно, но вы должны мне дать что-то взамен того, что взяли». Что вы отдаете старику? (…) Уделите некоторое время, чтобы решить этот вопрос. (…) Теперь скажите старику, что вы отдадите ему. (…) Выходите за дверь и последний раз взгляните на свой город. (…) Не торопясь попрощайтесь с ним. (…) Вернитесь сюда, в комнату, взяв с собой то, что вы выбрали в магазине. (…) Теперь станьте этой вещью. (…) Какой вы? (…) Какие у вас свойства? (…) Какая у вас жизнь? (…) Что случается с вами? (…) Какие у вас функции и зачем вы нужны? (…) По— ; старайтесь во всех подробностях ощутить опыт пребывания этим объектом. (…) Сейчас снова станьте собой и посмотрите на этот объект. (…) Выясните, можете ли вы узнать о нем что-нибудь еще. (…) Стали ли вы лучше понимать его теперь? (…) Не спеша попрощайтесь с этим объектом и положите его куда-нибудь в вашей памяти (…), некоторое время просто спокойно отдохните. (…) (Фантазию вроде этой хорошо осуществлять, если вы находитесь в месте, где слышны звуки городского движения. Эти шумы будут нарушать течение некоторых других фантазий или навязывать что-то, но к этой фантазии они будут отличным добавлением, они станут частью воображаемого опыта, не внося никаких искажений. Следующий эксперимент — еще один пример того, как включать и использовать шумы, которые в другом случае склонны нарушать ход фантазии.) Подводная пещера (Я написал три альтернативных варианта середины этой фантазии; каждый вариант использует одинаковое начало и конец. Используйте только одну из альтернатив.) (Начало.) Представьте, что вы плаваете с аквалангом в тропическом море недалеко от берега (на другой планете). Прислушивайтесь ко всем звукам и смотрите вокруг, чтобы видеть, что является источником каждого звука в вашем 192 подводном мире. (…) Плавайте в этом подводном мире и изучайте его. (…) Какой он (…) и что вы чувствуете, находясь «здесь»? (…) Что вы видите? (…) Что вы ощущаете руками и кожей? (…) Продолжайте исследование, узнайте больше об этом опыте. (…) (Вариант 1.) Прямо впереди вы можете увидеть вход в подводную пещеру. Подплывая к ней, вы обнаруживаете, что она очень большая и глубокая. На дне этой пещеры что-то спрятано, но свет очень тусклый, и вам трудно увидеть, что там. Не спеша исследуйте эту пещеру, выясните, что находится на дне. (…) Когда что-либо обнаружите, внимательно осмотрите и узнайте, что это за объект. (…) Что вы чувствуете к нему? (…) Сейчас поговорите с ним и представьте, что он может отвечать вам. (…) Что вы говорите ему? (…) И что он отвечает? (…) Расскажите, что вы к нему чувствуете. (…) Поменяйтесь местами. Станьте этим объектом из пещеры и продолжайте беседу. (…) Что вы чувствуете? (…) Взгляните на аквалангиста. (…) Что вы чувствуете к нему и что ему говорите? (…) Что еще происходит меду вами во время этого разговора? (…) Меняйтесь местами, когда захотите, и еще некоторое время продолжайте взаимодействовать и разговаривать друг с другом. (…) (Вариант 2.) Из всех предметов, находящихся в этом подводном мире вокруг вас, какой больше всего привлекает ваше внимание? (…) Какой предмет требует вашего внимания? (…) Чем бы это ни было, подплывите поближе и посмотрите, что вы можете узнать об этом. (…) Что в этом предмете так привлекает вас? (…) Очень внимательно осмотрите этот^предмет. (…) Потрогайте его, если можете. (…) Подвигайтесь вокруг, чтобы рассмотреть его с разных сторон. (…) Теперь поговорите с ним. Расскажите ему, что в нем привлекает ваше внимание. (…) Расскажите, что вы чувствуете к нему. (…) Представьте, что он может ответить вам. (…) Что именно он говорит в ответ? (…) Сейчас поменяйтесь местами, станьте этим предметом и продолжайте беседу. Какой вы? (…) Что вы чувствуете? (…) Что говорите аквалангисту? (…) Что еще происходит между вами во время разговора? (…) Меняйтесь местами, когда захотите, и продолжайте взаимодействовать и разговаривать еще некоторое время. (…) (Вариант 3.) Посмотрите налево, далеко под водой вы увидите нечто смутное и нечеткое, медленно приближающееся к вам. (…) По мере приближения этого объекта вы сможете видеть его все более отчетливо. (…) Сейчас посмотрите направо — вдалеке вы заметите какой-то другой объект, приближающийся к вам. Поначалу он тоже будет неясным, но затем, по мере приближения, он будет виден все лучше и лучше. (…) Продолжайте наблюдать за этими объектами. По мере их приближения к вам вы сможете видеть лучше, что они собой представляют и как движутся. (…) В конце концов они встретятся напротив вас, и, когда это произойдет, постарайтесь сознавать факт их встречи и то, как она произошла и как они взаимодействуют друг с другом. (…) Сейчас станьте объектом, который приплыл слева. Какой вы? (…) Что вы чувствуете? (…) Как вы взаимодействуете с объектом, который приплыл справа? (…) Поговорите с ним. (…) Что именно вы говорите? (…) Что он отвечает? Чем вы отличаетесь? (…) Что вы чувствуете по поводу этих отличий? (…) Сейчас поменяйтесь, станьте другим объектом и продолжайте беседу. Какой вы теперь? (…) Что вы чувствуете? (…) Что вы чувствуете к «левому» объекту? (…) Что вы говорите ему? (…) Меняйтесь ролями, когда захотите, и продолжайте взаимодействовать и разговаривать друг с другом еще некоторое время. (…) (Завершение.) Сейчас станьте собой, аквалангистом, и приготовьтесь попрощаться с вашим подводным миром. (…) Оглянитесь вокруг в последний раз (…) и затем возвращайтесь к вашему существованию в комнате. (…). 194 Берег моря Я хочу, чтобы вы представили, что вы на берегу моря. (…) На что похож этот берег? (…) Погуляйте немного. (…) Что вы ощущаете под ногами? (…) Наклонитесь, потрогайте поверхность земли и попытайтесь побольше узнать о том, каков ваш берег. (…) Подойдите к кромке берега и ощутите морскую воду. (…) Прогуляйтесь вдоль берега и посмотрите, что вынесло на него волнами. (…) Какой запах вы ощущаете? (…) Какая стоит погода? (…) Что вы чувствуете, находясь здесь? (…) Еще некоторое время исследуйте свой морской берег, выясните, что вы можете обнаружить здесь. (…) Сейчас взгляните на море. (…) Какое оно? (…) Оглядите его побережье. (…) Сейчас посмотрите вдаль. Очень далеко есть что-то, что постепенно приближается к вам, вместе с волнами. Сперва вы не будете знать, что это и какого оно размера, но по мере того, как этот объект будет приближаться к вам, вы сможете увидеть, что это такое. (…) Смотрите на этот приближающийся объект, который в конце концов вынесет волнами на песок. (…) Когда он окажется на берегу, подойдите к нему и внимательно осмотрите, выясняя о нем все, что можно. (…) Обойдите его со всех сторон и посмотрите на него под разными углами. (…) Какой он? (…) Потрогайте его, что вы чувствуете? (…) Можете ли вы предположить что-либо о его прошлом и о том, каким образом он оказался на берегу? (…) Что вы чувствуете к нему? (…) Станьте объектом, который вынесло на ваш пляж. Какой вы? (…) Какими качествами обладаете? Опишите себя: «Я…» (…) Что вы чувствуете? (…) Что случилось с вами, по какой причине вас вынесло на этот пляж? (…) Уделите некоторое время, чтобы еще лучше прочувствовать опыт пребывания этим объектом. (…) Сейчас снова станьте собой и посмотрите на этот предмет. (…) Видите ли вы что-либо, что не замечали раньше? (…) 195 Чтр вы чувствуете к этому предмету? (…) В последний раз взгляните на берег моря (…), отмечайте любые изменения. (…) Не спеша попрощайтесь (…) и возвращайтесь сюда, в комнату. Некоторое время посидите молча, побудьте с тем, что пережили. (…) Темная комната Теперь представьте, что вы стоите в конце темной комнаты. Она совершенно темная^ но постепенно вы начинаете ощущать пространство в этой комнате (…). Представьте, что вы наклоняетесь к полу (…) и к стене, чтобы, дотронувшись до нее, узнать, что они собой представляют. (…) Что это за пол, что за стена и комната, в которой вы сейчас находитесь? (…) Сейчас вы начинаете невнятно слышать, что что-то происходит в противоположном конце комнаты, (…) Когда вы внимательно прислушаетесь к этим звукам, они станут отчетливее, и вы сможете предположить, что является их источником. (…) В то время как вы слушаете звуки, свет в комнате постепенно становится ярче, так что вы начинаете видеть источник звуков. (…) Когда вы сможете увидеть его, внимательно осмотрите этот объект. (…) Какой он? (…) Осмотрите его в деталях. (…) В конце концов вы сможете видеть его отчетливо и обнаружите больше деталей, которых не замечали ранее. (…) Что он делает (…) и что вы чувствуете по отношению к нему? (…) Сейчас поменяйтесь местами и представьте, что вы стали этим объектом. Отождествитесь с ним. (…) Какой вы? (…) Какая у вас жизнь? Что вы делаете и какими качествами обладаете? (…) Что вы чувствуете в качестве этого объекта? (…) Что вы переживаете? (…) Поговорите с собой. (…) Как вы реагируете на себя? (…) Будучи этим объектом, что вы говорите себе и что слышите в ответ? (…) Что еще происходит между вами во время этого разговора? (…) 196 Станьте собой и продолжайте диалог и взаимодействие. (…) Что вы сейчас чувствуете? (…) Что вы чувствуете к объекту? (…) Внимательно осмотрите этот объект. Замечаете ли вы что-либо, чего не замечали раньше? (…) Не спеша попрощайтесь со своей комнатой и с тем, что вы обнаружили в ней, вернитесь сюда, к своей жизни «здесь». (…) Некоторое время уделите осознанию опыта. Что вы чувствуете к своей комнате и что обнаружили «там»? (…) Что вы чувствовали, прощаясь с этой фантазией? (…) Мудрец Я хочу, чтобы вы представили, что поднимаетесь ночью по горной тропе. На небе полная луна, которая освещает тропу, благодаря ей вы можете довольно хорошо видеть вокруг. (…) Что это за тропа, по которой вы идете? (…) Что вы видите вокруг себя? (…) Что вы чувствуете, поднимаясь по горной тропе? (…) Прямо впереди вы замечаете маленькую тропинку, уходящую в сторону и ведущую вас к пещере, в которой живет очень мудрый человек, способный ответить на любой вопрос. Сверните на эту тропинку и идите по ней к пещере мудреца. (…) Отмечайте, какие изменения происходят вокруг вас, когда вы поднимаетесь по этой тропинке, все ближе подходя к пещере. (…) Когда вы достигнете пещеры, напротив нее вы увидите небольшой костер, за которым неясно вырисовывается молчаливая фигура мудреца с гуляющими по ней бликами от языков пламени. (…) Подойдите к костру, подбросьте в него дров и сядьте молча рядом. (…) Огонь начинает гореть ярче, и теперь вы можете видеть мудреца более отчетливо. Уделите время тому, чтобы как можно полнее сознавать его — его одежду, тело, лицо, глаза. (…) Теперь задайте мудрецу какой-нибудь важный для вас вопрос. Задавая вопрос, продолжайте смотреть на него и на 197 то, как он реагирует на ваши слова. Он может дать ответ в словах, либо может ответить вам жестом или выражением лица, либо может что-то показать вам. (…) Какой ответ он дает вам? (…) Сейчас станьте этим мудрецом. (…) Какова ваша жизнь? (…) Что вы чувствуете? (…) Как вы относитесь к гостю, который задает вам вопросы? (…) Что вы к нему чувствуете? (…) Что вы своими словами, жестами или действиями говорите гостю? (…) Снова станьте собой и продолжите диалог. Понимаете ли вы, что отвечает вам мудрец? (…) Есть ли у вас еще вопросы к нему? (…) Что вы к нему чувствуете? (…) Теперь станьте мудрецом и продолжите беседу. (…) Есть ли что-нибудь еще, что вы можете сказать пришедшему человеку? (…) Станьте собой. Скоро вам пора будет прощаться. (…) Скажите что-нибудь еще перед тем, как уйти. (…) Когда вы уже хотели попрощаться с мудрецом, он повернулся к старой, поношенной сумке, лежащей у негаза спиной, и что-то начал в ней искать, что-то особенное, что он хочет дать вам. (…) Он достает нечто из сумки и отдает вам. (…) Посмотрите на этот дар. (…) Что сейчас вы чувствуете к этому мудрецу? (…) Расскажите ему о своих чувствах (.:.) и не спеша попрощайтесь с ним. (…) Теперь отвернитесь и начинайте спускаться по горной тропинке, взяв с собой этот подарок. (…) Спускаясь, внимательно смотрите на тропинку, так чтобы запомнить путь к мудрецу. (…) Сознавайте то, что находится вокруг вас, и то, что вы чувствуете. (…) Сейчас сохраняйте глаза закрытыми и принесите ваш дар вместе с собой сюда, в комнату. (…) Изучите его более подробно. (…) Что мудрец дал вам? Узнайте как можно больше об этой вещи. (…) Потрогайте ее (…), понюхайте (…), повертите в руках и внимательно разглядите. (…) 198 Теперь станьте этим подарком. Отождествитесь с.ним и опишите себя. Какой вы? (…) Что вы чувствуете? (…) Какими качествами вы обладаете? (…) Что вы делаете и как вас можно использовать или чем вы ценны? (…) Станьте собой и посмотрите на подарок, попытайтесь узнать о нем что-нибудь еще. (…) Отмечаете ли вы в нем какие-нибудь изменения или что-то, чего не заметили раньше? (…) Сейчас заботливо сохраните этот дар в своей памяти (…) и попрощайтесь с ним. (…) Поиск Я хочу, чтобы вы представили, что ищете что-то очень важное для себя. Возможно, у вас есть какие-нибудь догадки о том, что это, а возможно, и нет. Тем не менее вы знаете, что ищете что-то очень нужное и что ваша жизнь будет неполной без этого. Где вы начинаете этот поиск? (…) Куда вы идете? (…) Как вы ищете? (…) Что происходит с вами? (…) Отмечайте препятствия и задержки, встречающиеся на пути. (…) Сознавайте, как вы взаимодействуете с ними. (…) Что вы предпринимаете? (…) Продолжайте поиск еще некоторое время. Узнайте как можно больше обо всем этом, выясните, насколько близко вы можете подойти к своей цели. (…) Вы можете обнаружить, что поиск меняет характер. Что вы найдете, продолжая искать? (…) Даже если вы еще не достигли цели, вы можете узнать больше о том, что вы ищете. В какой бы вы ни были ситуации, попытайтесь узнать еще больше о том, что ищете. Найдете ли вы то, что ищете, или только увидите, или сможете только вообразить этот объект — изучите его очень внимательно. (…) Сознавайте, что вы чувствуете по отношению к нему. (…) К какой цели вы стремитесь? (…) Что будет после достижения этой цели? (…) Является ли цель сама по себе тем, чего вы хотите, или она просто средство — способ получить что-то еще, что вы желаете? (…) 199 Если бы цель могла говорить, что бы она сказала вам? (…) И что бы вы ей ответили? (…) Поговорите с ней некоторое время, выясните, что еще вы можете от нее узнать. (…) Теперь вернитесь к жизни в этой комнате и посидите спокойно, побудьте со своим опытом некоторое время. (…) Сумасшествие Закройте глаза и направьте внимание внутрь. (…) Сейчас я хочу, чтобы вы представили, что сошли с ума. Станьте в воображении абсолютно невменяемым, узнайте, что это значит для вас. (…) Что вы делаете теперь, когда стали сумасшедшим? (…) Где вы? (…) Что вы чувствуете? (…) Некоторое время уделите тому, чтобы войти глубже в этот опыт. (…) Как вы взаимодействуете с другими людьми? (…) Как другие реагируют на вас? (…) Что дает вам это сумасшествие? (…) И что оно делает с вами? (…) Исследуйте это еще глубже. (…) Теперь станьте прямой противоположностью сумасшедшего. Поменяйте свой опыт сумасшедшего на противоположный. Например, если вы были полностью неконтролируемым, сейчас станьте сверхконтролируемым. (…) Максимально полно исследуйте свой новый опыт. (…) Что вы делаете теперь? (…) Как вы взаимодействуете с другими людьми? (…) Как они реагируют на вас? (…) Изучите это как следует. (…) Человек справа, человек слева У вас за спиной справа кто-то стоит. Поверните голову и посмотрите через правое плечо, узнайте, кто это, выясните о нем все, что можно. (…) Во что он одет? (…) Как этот человек выглядит? (…) В какой позе он стоит, какое у него выражение лица? (…) Что еще в нем вы можете отметить? (…) Сзади слева от вас тоже кто-то есть. Поверните голову налево и посмотрите, кто это. (…) Во что он одет? (…) Как он выглядит? (…) В каком положении его тело и какое у него выражение лица? (…) Что еще в нем вы обнаруживаете? (…) Теперь пусть эти два человека идут вперед по направлению друг к другу, пока не встретятся прямо перед вами. (…) Отмечайте, как они движутся и что делают, когда встречаются друг с другом. (…) Присмотритесь к ним получше, выясните, что они делают. (…) Как они взаимодействуют и что говорят друг другу? (…) Сознавайте все детали того, что происходит между ними. (…) Станьте человеком справа. (…) Какой вы? (…) Что вы чувствуете? (…) Что вы говорите другому человеку? (…) Что вы чувствуете по отношению к нему? (…) Теперь поменяйтесь, станьте человеком слева и продолжайте диалог. (…) Что вы чувствуете? (…) Какой вы? (…) Что вы говорите человеку справа? (…) Что вы чувствуете к нему? (…) Некоторое время продолжайте этот диалог. Меняйтесь местами, когда захотите. Продолжая взаимодействие, выясните, что еще вы можете узнать, становясь этими людьми. (…) Сейчас снова станьте собой и посмотрите на этих двоих. (…) Узнали ли они что-либо друг от друга? (…) Изменилось ли их взаимодействие по сравнению с тем, что было вначале? (…) Не спеша попрощайтесь с этими двумя людьми и возвращайтесь сюда, к группе. (…) Дополнительные возможности Существует бесконечное множество вариантов воображаемых путешествий. Самое лучшее — работать с фантазией, появившейся в данный момент. Вовлекайте себя в нее с помощью отождествления и сознавайте опыт текущего момента. На прошлой неделе я наблюдал, как мой двухлетний сын старался открыть дверь, не выпуская из рук газету, которую он носил с собой. Я подумал: «Что, если бы это было 201 фотографией, на которую я смотрю десять лет спустя после этого события?» Когда я представил, что сцена, которую я наблюдаю, имела место десять лет назад, я почувствовал тепло и заботу к своему сыну — чувства, которые я не сознавал до появления этой фантазии. Далее вам будут предложены короткие варианты воображаемых путешествий, которые вы можете развивать и испытывать самостоятельно через отождествление и диалог. Если вы просто будете делать вид, что вовлечены, думать о фантазии или анализировать ее — это будет бесполезной тратой вашего времени. Фантазия будет полезна только в том случае, если вы будете поддерживать свое сознавание в процессе выполнения упражнения и примете этот опыт как часть себя. Вернитесь к ранним годам своей жизни, которые вы с легкостью вспоминаете, и узнайте, что это значит для вас — заново оказаться в таком возрасте. После того как вы действительно погрузитесь в детство, проведите беседу между собой прежним и собой нынешним. Что дает вам пребывание в молодом возрасте? В деталях переживите самые ранние воспоминания. Сейчас, в этом возрасте, остались ли у вас воспоминания о со— I бытиях прошлого? Если так, переживите их, узнайте, что вы вкладывали в них. Вы прибираетесь на чердаке или в кладовой, всюду пол— I но старых вещей. В этом доме вы уже жили когда-то, так что вы пересматриваете старые вещи, которые были когда-то важны для вас. Найдите старый альбом с фотографиями и взгляните на них. Погрузитесь в это по-настоящему. Вернитесь в свое детство. Сейчас в вашей жизни недостает чего-то, что вы оставили в детстве. Вернитесь в прошлое и узнайте, что это: выясните, можете ли вы ассимилировать это в свою жизнь сейчас. Вы молча сидите на берегу реки. Сознавайте все события, происходящие здесь, сознавайте, что река приносит вам. 202 Вы в долине. Откройте, на что похожа ваша долина и что на ней происходит. Затем посмотрите наверх и обратите внимание на что-то вдалеке, приближающееся к вам. Изучайте этот объект по мере приближения к вам и познакомьтесь с ним. Вы в туманной задымленной комнате. За этим дымом находится что-то очень важное для вас. По мере того как дым будет постепенно рассеиваться, вы сможете увидеть, что это. Узнайте об этом все, что можете, и познакомьтесь. Вы смотрите на пустой экран, и некие образы ваших внутренних чувств начинают появляться на этом экране. Сосредоточьтесь на этом и затем станьте этими образами. Ваш ум подобен стволу большого старого дерева. Представьте, что вы приподнимаете кору и смотрите внутрь. Какие предметы и события вы там обнаруживаете? Сейчас темная ночь, вы убегаете от кого-то или чего-то. Представьте, что преследует вас, затем остановитесь, повернитесь и встретьтесь с «этим» лицом к лицу с помощью взаимодействия, диалога и отождествления. Вы только что совершили аварийное приземление на другую планету. Исследуйте ее. Затем найдите местного жителя. Поговорите с ним и затем станьте им. Вы в театре, в костюмерной комнате. Посмотрите на одежду и аксессуары и выберите что-нибудь, чтобы надеть. Затем придумайте себе новое имя и характер, исследуйте эту новую жизнь. Что это новое бытие дает вам и чего вы избегаете? Вы в длинном тоннеле с закрытой дверью в конце. Найдите ключ и откройте дверь. Узнайте, что находится за ней, а затем станьте тем, что обнаружите. Вы со своей семьей на пикнике. Представьте, что каждый человек, включая вас, превращается в какое-либо животное. Исследуйте, как вы будете общаться друг с другом в этом новом качестве. Представьте животное мужского пола, а затем женского. 203 Вообразите, что они встретились и взаимодействуют, наблюдайте за этим процессом. Затем побудьте каждым из них. Подумайте о ком-нибудь, кого ненавидите, и представьте, что и вы, и он превращаетесь в животных. Наблюдайте, как вы будете взаимодействовать друг с другом и чему вы можете научиться друг у друга. Придумайте животное, которым вы бы хотели стать, и затем станьте им и исследуйте свою жизнь в качестве этого животного. Чем вы уникальны? |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|