|
||||
|
Глава 13. СОСТОЯЛАСЬ ЛИ СВАДЬБА МАСТЕРА И МАРГАРИТЫ? Семья – театр, где не случайно Игорь Губерман Утверждение – женщины хотят выйти замуж, а мужчины предпочитают связи на стороне – старо как мир. Такой взгляд на замужество (женитьбу) связан с мужским менталитетом. Несмотря на бурное влияние феминистических организаций на все сферы жизни, в том числе и нравственную, и до настоящего времени сохранились черты былого отношения к невесте, как к чистой, девственной. Вспомните происхождение слова «невеста»: неведомая, неизвестная, то есть не вступающая в половую связь до замужества.
Всяческие отступления от этого правила жестко карались: «потерявших себя» девиц просто прекращали воспринимать как достойных того, чтобы они, мужчины, властители мира сего, соизволили воспринимать «падших женщин» хоть сколько-нибудь серьезно. Кроме того, «обманутые» подвергались разнообразным унижениям и оскорблениям, начиная от полного игнорирования в хорошем обществе и заканчивая закидыванием камнями. Отличная перспектива для современной женщины, не правда ли?
Вообще, мужчины издревле слишком много прав присвоили себе: они имеют привилегию выбирать себе жену, причем женщина в этом отношении должна вести себя исключительно пассивно (С женишком, как с подожком, а с невестой, как с надолбой); могут совершенно спокойно располагать несколькими партнершами в один промежуток времени и не смущаться по поводу того, как это выглядит с точки зрения совести и морали, выдвигая неизменный лозунг: нам, мужчинам, все позволено (напрягите свою память и вспомните хотя бы, как любвеобильный Петр Первый официально был женат на Наталье Нарышкиной – это его первая жена, закончившая дни свои в стенах монастыря только потому, что стала неинтересна для государя; пользовался «услугами» Анны Монс, жившей по соседству, в немецкой слободе, к тому же не «брезговал» случайными связями, которых при его многочисленных переездах и путешествиях было не так уж мало). Хотя, царей, наверно, следовало бы оставить в покое, ведь их представления о должном и не должном несколько отличаются от наших.
А женщина всегда зависела от мужчины: ей не следует первой заводить знакомство (поверьте, даже сейчас мужчины с некоторым недоверием относятся к женщине, которая берет инициативу на себя в областях, которые принято считать мужскими, и такое поведение не всегда признак неуверенности, а очень часто консерватизма и традиционализма во взглядах), тем более предлагать жениться на ней. Вы только вдумайтесь в словосочетание «взять в жены», то есть жениться, сделать женой – приобрести нечто для себя, любимого, во всеуслышание признать своим и выйти замуж, стать женой – сделаться дополнением, пусть и очень счастливым. Очень часто девушка, выходя замуж, берет фамилию своего мужа – образуется новая ячейка общества, главой которого, по крайней мере формально, делается мужчина. Противоположная же ситуация случается весьма редко.
Именно женщина стремится вступить в брак, то есть получить общественное признание сложившимся межличностным отношениям. Ее не устраивает так называемый гражданский брак (если подходить к этому термину юридически, то нужно отметить неправильное употребление его в народном обиходе: гражданским, с правовой точки зрения, считается обычный, нормальный брак «с росписью в регистрационной книге и кольцом на пальце»; а используется «не по назначению» из-за внешней некрасивости более подходящего по значению слова «сожительство»). Мужчинам же больше нравятся отношения, которые приносят радость, наслаждение (порой очень непродолжительное), но мало к чему обязывающие: когда в любой момент можно собрать вещи и уйти, не утруждая себя по этому поводу многословными объяснениями, которых так ждут женщины.
Ошибка женщин состоит в том, что они хотят вступить в брак, а не полюбить (стабильность половых отношений, их легализация перед обществом для них – гарантия супружеского счастья). Ошибка мужчин в том, что они хотят полюбить, но не хотят жениться, но это, скорее, особенность их психологии. ПРАВИЛО АДАМА: Что такое склероз? Это такое состояние, когда знаешь, что любишь, а кого – не помнишь. ПРАВИЛО ЕВЫ: Смерть да жена Богом суждена. Как правило, для мужчин более, чем для женщин, характерна частая смена партнера, и это опять же объясняется тем, что мужчина – полигамное существо, а женщина – моногамное. Корни этого уходят в глубокое прошлое, когда еще не существовало такого понятия, как семья, то есть во времена первобытнообщинного строя. Мужчина был заинтересован в том, чтобы у него было как можно больше женщин, которые смогут родить много детей именно от него, чтобы его род был как можно больше. За ним также было право выбора; объяснением такого положения было то, что мужчина был сильнее и мог добыть более лучшее пропитание, чем женщина.
Впрочем, такое положение диктовалось инстинктом продолжения рода, но никак не разумом. Однако, несмотря на то, что с того исторического периода прошло много тысячелетий, отношение к этому изменилось незначительно, разве что приобрело несколько иные, более цивилизованные формы. Хотя на данный момент многоженство во многих странах запрещено законом, мужчины продолжают «чтить традиции», предпочитая длительной узаконенной связи нечто кратковременное и свободное от посягательств на его свободу. Однако не стоит все же проводить такую четкую границу между взглядами мужчин и женщин на брачные узы. Очень часто отношение сильного и слабого полов к семейной жизни является не полярным, а тождественным.
Это положение можно проиллюстрировать судьбой католических священников. Римско-католическим священникам запрещено жениться, однако они имеют жен, только тайных. Эти жены вместе со своими нелегальными супругами в сутанах добиваются отмены целибата (узаконенного безбрачия), введенного еще в XI веке Папой Григорием Седьмым. Обе заинтересованные стороны направили Иоанну Павлу Второму открытое письмо, в котором требуют создать трехстороннюю комиссию по рассмотрению данной проблемы (туда должны войти представители святого престола, мужья и их тайные жены).
Вот отрывок из этого письма, принадлежащий одной из боевых подруг: «Сегодня более тысячи женщин в мире вынуждены быть незаконными женами католических священников, и это обрекает наших детей на постыдную безотцовщину. Именно целибат стал одной из причин отказа священников от духовного сана». Однако призывы недовольных вряд ли будут положительно восприняты в Ватикане. Последние несколько лет Иоанн Павел Второй не раз категорически отвергал идею отмены целибата и подчеркивал устойчивость во мнении священного престола об этой проблеме.
Мы уже приводили мнение психологов о том, что женщины больше, чем мужчины, хотят начать супружескую жизнь. Однако это не всегда так: каждое правило имеет исключение. Вот, например, японские женщины выходить замуж не стремятся. Если верить статистике, то в Японии число свадеб в течение года составляет около 700–800 тысяч (небольшая цифра для многочисленного населения страны). Нужно сказать: молодые японские дамы достаточно привередливы, так как большинство из них (80 %) стремятся связать себя брачными узами не со своими деревенскими парнями, а с городскими, причем ростом не ниже 170 сантиметров. Одной из причин выбора неместных женихов является страх перед мужем: в деревне бытует сложившийся тип взаимоотношений между супругами, которое характеризуется всевластным положением мужа при совершенно подневольном порложении жены.
Современные молодые японки не спешат замуж, а стараются насладиться свободой, так как в браке им отводится роль домохозяек. В то время как их мужья могут задерживаться на работе, в гостях, у подружек (дальше список «злачных» мест можно продолжить, используя возможности фантазии), жены не имеют права даже спросить своих благоверных о том, по какой причине они отсутствовали. Японские замужние женщины во всем обязаны уступать мужьям, а до недавнего времени они даже должны были становиться на колени во время разговора с «покровителем». Не удивительно, что японки не хотят выходить замуж. К тому же существует еще один «ограничитель» заключения браков – материальный (да, да, как это ни банально!).
Свадьба в Японии происходит обычно весной или осенью (в дни, которые принято называть счастливыми) в храме, и в среднем свадебная церемония обходится японцам в 75 тысяч долларов. Поэтому японки предпочитают сначала немного подзаработать, чтобы достойно выйти замуж.
Вообще говоря, возраст, в котором молодые люди вступают в брак, исторически и социально регулируется. Например, в России дворяне женились очень рано (в современности такое положение дел характерно для сельских жителей), причем существовала определенная процедура: одобрение (вернее – выбор) родителями молодых будущего супруга (супруги), сватовство, помолвка и в конце концов свадебная церемония. Тогда желание девушки и юноши (а зачастую зрелого мужчины) вступить в брак не учитывалось: все решалось родителями. Согласитесь, было гораздо меньше сложностей: нет необходимости спорить о том, кто больше хочет заключить брачный союз (мужчина или женщина). Молодых людей просто ставили перед фактом, а там «стерпится, слюбится».
Очень часто инициатива заключения брака принадлежит именно мужчинам. К примеру, двадцатидвухлетний Оноре де Бальзак, влюбившийся в сорокапятилетнюю Лору де Берни, мечтал жениться на ней. Приведем отрывок из письма молодого писателя к своей возлюбленной: «О, Лора, я пишу тебе, меня окружает молчание ночи, ночи, полной тобой, и в душе моей живет воспоминание о твоих страстных поцелуях! О чем еще я могу теперь думать? Ты завладела всеми моими помыслами! Да, отныне моя душа неотделима от твоей, и, куда бы ты ни пошла, я всегда буду следовать за тобою! Перед моим взором неотступно стоит волшебное видение, исполненное нежной прелести; я все время вижу нашу скамью; я ощущаю, как твои милые руки трепетно обнимают меня, а цветы передо мной, хотя они уже увяли, сохраняют пьянящий аромат. Ты полна опасений, и тон, каким ты их высказываешь, раздирает мне сердце. Увы, я больше, чем когда-либо, уверен в том, в чем клялся, ибо поцелуи твои ничего во мне не переменили. Впрочем, нет, я и впрямь переменился, я безумно люблю тебя!»
Очень часто мужчина выбирает себе в жены женщину, поражающую своей красотой, хотя, как известно, именно красивые женщины оказываются неверными. Так случилось с римским императором Клавдием. Он влюбился в прекраснейшую из прекрасных – Валерию Мессалину. Она стала его третьей женой и подарила государю троих детей. Однако в скором времени Мессалина стала поражать окружающих своим неблагопристойным поведением. Хотя сами римляне не отличались хорошими нравами, но и для них Мессалина стала символом порочности.
Императрица была не очень изобретательна, предпочитая один вид «веселья». Она приглашала во дворец красивых римских матрон и устраивала безумные оргии, причем заставляла мужей присутствовать на этих отвратительных торжествах и лицезреть падение своих жен. Но и великому терпению мужа пришел конец. Узнав о том, что Мессалина воспылала страстью к одному из почтеннейших и прекраснейших из мужчин – Гаю Силию, развела его с женой, а потом задумала убить самого Клавдия, император приказал уничтожить неверную и дерзкую супругу. ПРАВИЛО АДАМА: Женишься ты или нет – все равно раскаешься. ПРАВИЛО ЕВЫ: Замуж выйти – не напасть, только бы замужем не пропасть. Всем известна история любви Наполеона и Жозефины, хотя, скорее, прекрасное чувство испытывал именно Бонапарт. Он познакомился с французской светской львицей Жозефиной де Богарне, вдовой и матерью двоих детей, на одном из раутов. Брак между двадцатисемилетним перспективным генералом и тридцатидвухлетней аристократкой был заключен 9 марта 1796 года, но медовый месяц молодоженов длился всего два дня: 11 марта Наполеон, став главнокомандующим итальянской армией, отправился в поход, а Жозефина с нескрываемой радостью – в Париж. В своих посланиях будущий император призывает молодую жену приехать, но она отказывается под разными предлогами, вплоть до беременности. Зная о вспыльчивом нраве государя, Жозефина все же решается приехать и «успокоить» мужа. Однако не очень долго пылал огнем любви супруг, хотя на его разрыв с Жозефиной повлияло не только угасание чувств, но и интересы государственной политики: 15 декабря 1809 года их брак был расторгнут, так как государь должен был жениться на инфанте Изабелле. Мужчины, даже женясь по любви, потом иронизируют над своей ролью мужа. Можно припомнить старинную притчу, рассказывающую об истории «награждения» мужчины этой участью Господом Богом.
Однажды к Богу явился мужчина и попросил сотворить ему женщину, чтобы взять ее в жены. Тогда Господь взял немного солнечного света, задумчивое лунное сияние, стройность серны, кротость голубя, красоту белоснежного лебедя, дуновение ветерка, легкость пуха, добавил болтливость сороки, ручьи дождя, раскаты грома и ужасы молнии. Из этой смеси получилась прекрасная женщина. Бог вдохнул в нее жизнь и отдал мужчине: «Бери и мучайся с ней!» Вообще, говоря о браке, мы всегда имеем в виду идеальную семейную жизнь, однако в реальности ничего не бывает гладким, особенно отношения между мужчиной и женщиной. Самые дальновидные представители человечества, имея хорошее представление о жизненных перипетиях, относятся к брачным узам с юмором. Вот, к примеру, парочка анекдотов на эту тему.
Известный древнегреческий философ Сократ тоже относился с иронией к браку, хотя и отмечал его необходимость: «Женись, несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена, будешь исключением, а если плохая – станешь философом». ПРАВИЛО АДАМА: Лучше быть без ума от женщины, чем от природы. ПРАВИЛО ЕВЫ: Выйду замуж за первого встречного: все мужчины одинаковы. Мужчины женятся по многим причинам, и психологи классифицируют всех мужчин, желающих жениться, на несколько групп: 1. Это мужчины, которые в раннем детстве потеряли мать и хотят обрести ее в жене. Если его избранницу устраивает роль матери, то такие семьи бывают очень счастливы. Вообще, в этих семьях женщина, как правило, старше мужчины. Мужчины, рано потерявшие кого-либо из родителей, особенно мать, как правило, не уверены в себе и пытаются обрести поддержку в семье, в которой жена будет решать все их проблемы. Такое отношение к женщине закладывается еще в 14–16 лет, когда мальчик чувствует, что всю жизнь хочет оставаться ребенком. 2. Мужчины, которые устали от одиночества и холостяцкого образа жизни. Жена для них и друг, с которым можно поговорить, и постоянный надежный сексуальный партнер (с хорошо знакомым человеком можно поэкспериментировать в постели в поисках достижения удовольствия), и устроитель домашнего уюта (вкусный обед, чистая квартира и другие детали). 3. Мужчины, которые считают, что они просто обязаны оставить после себя на этой бренной земле след в виде сына или дочки, а может, и обоих сразу. В таком браке женщина является только средством для выполнения поставленной задачи. 4. Мужчины, которым негде жить. Поэтому заключается брак по расчету, который иногда лишь перерастает в дружную семью. 5. Мужчины-домоседы и домостроевцы, которые думают только об увеличении своего хозяйства и опять же больше о потомстве, чем о прекрасной любви. 6. Есть, наконец, еще один тип мужчин, которые думают о своей несчастной перспективе через определенное количество времени и просто озабочены тем, чтобы кто-нибудь при их немощной старости подал им стакан воды, чтобы запить лекарство, или взбил подушку, чтобы было удобнее лежать. Перед вами классификация мужчин, которые хотят жениться. Заметьте, все эти мужчины исповедуют утилитарный подход к женщине. Прекрасной же половине человечества следует выбирать в мужья мужчин, которые хотят связать себя узами брака именно по любви. Хорошо, с мужчинами мы «разобрались». А как быть с женщинами? Почему они хотят выйти замуж? Всех женщин, мечтающих о семейной жизни, тоже можно условно поделить на несколько групп. 1. Женщины, которые хотят построить свою семью, то есть реализовать себя в качестве жены и матери (женщина – хранительница семейного очага). Такие женщины наиболее надежны, так как они именно по своему желанию (а не по чьему-то принуждению или сложившимся обстоятельствам) выходят замуж, прекрасно зная, что им нужно в браке. 2. Женщины, страдающие от неблагополучной обстановки (материальной или психологической) в родительском доме и безумно хотящие поскорее уйти из него. Для них выход замуж – лишь средство избавления от гнетущей атмосферы. 3. Женщины, которые «потеряли честь» и стремятся найти постоянного спутника жизни, чтобы не «пойти по рукам». В этом случае может быть два результата: либо она «остепенится» и станет «примерной» женой, либо – «войдет во вкус» и сделает жизнь своего законного супруга невыносимой. 4. Так же, как и мужчины, женщины могут вступать в брак, чтобы решить свои жилищные проблемы. Вряд ли такая жена будет хорошей. 5. Женщины, которые стремятся к стабильности во всех отношениях (легализация сексуальных отношений и их регулярность, более размеренный образ жизни, уверенность в завтрашнем дне, рождение детей в браке, а значит и их общественное признание), а семейная жизнь с надежным мужчиной может обеспечить им исполнение их желания. 6. Наконец, женщина может мечтать о замужестве, если она устала от одиночества. Женщины, впрочем, как и мужчины, очень тяжело переносят это состояние, если оно вдруг затягивается на неопределенный срок. Особенно несчастны женщины, которым уже «перевалило» за 25–30 и чьи подруги давно замужем. Однако это не значит, что они хуже других. Мы уже выяснили, что люди, выбирая спутников (спутниц) жизни, руководствуются прежде всего идеальными представлениями о будущем партнере (партнерше). Тем, кто стремится построить прочный брак (а не разводиться через несколько дней, недель, месяцев в зависимости от того, на сколько хватит терпения), необходимо быть очень внимательным к своему возлюбленному или возлюбленной. Особенно следует «присмотреться» к потенциальному мужу (жене) в тот период, когда уже существует определенная договоренность о скором вступлении в брак. Именно в это время партнеры «расслабляются» и начинают позволять себе то, что раньше сделать бы не решились.
Статистика утверждает, что хотят жениться лишь 25 % мужчин, остальные 75 % категорически против, но и они в конце концов женятся (по многим причинам, которые были перечислены выше). Из-за того, что большая часть мужчин, в общем-то, не хочет связывать себя узами брака, задачей женщин является очарование сильной половины человечества. И это, надо отдать им должное, очень часто удается слабому полу (как говорил Ф. Ларошфуко: «На свете нет зрелища прекраснее, чем лицо любимой, и нет музыки слаще, чем звук любимого голоса»). Но бывают и такие экстренные случаи, когда даже «очарованный» жених исчезает непосредственно перед тем, как идти в ЗАГС. И это уже можно объяснить только ошибочным поведением женщины перед свадьбой. Подав со своим женихом заявление в ЗАГС, невеста воспринимает своего суженого как собственность, перестает с ним кокетничать и начинает командовать: «Сходи за хлебом», «Помой посуду», «Вынеси мусор» и так далее. От недавних романтических отношений не остается и следа, мужчина просто разочаровывается в такой женщине и бежит от нее, как от огня. Итак, мы поведали вам о разнообразных ситуациях, в которых по-разному проявляются мужчины и женщины в зависимости от сложившихся обстоятельств, от психологии полов и вообще от отношения к жизни. Однако нужно отметить, что не следует слепо следовать ничьим советам. Доверяйте своей интуиции и здравому смыслу!
|
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|