Глава 11. РАЗ КОПЕЙКА, ДВА КОПЕЙКА, ИЛИ КАК ПОТРАТИТЬ МИЛЛИОН?

... не слуг и не друзей В них видит, а господ; и сам им служит. И как же служит? Как алжирский раб, Как пес цепной...

А.С. Пушкин. «Скупой рыцарь»

Деньги – источник многих благ и немалых бед. И мужчин, и женщин одинаково раздражает, злит и заставляет задуматься недостаток средств, их полное отсутствие, необходимость экономить, отказывать себе в тех или иных удовольствиях ради приобретения какого-нибудь жизненно необходимого товара.

Между тем отношение к деньгам вообще, к денежным тратам, к экономии финансовых средств у каждого пола (мужского, женского) свое, неповторимое, особенное, настолько различное, порой даже диаметрально противоположное, что их столкновение вызывает массу споров, ссор. Обозленные на женщин мужчины чаще всего называют их транжирами, ветреными созданиями, бросающими деньги на ветер; но и женщины не остаются в долгу и награждают своих «спонсоров» не менее лестными определениями: «крохобор», «скупердяй», «жмот», «скряга», «жадина», «сквалыга» и т. д. и т. п.

Почему за женщинами достаточно прочно закрепилась репутация расточительниц, мотовок, хотя именно они в браке или союзе партнеров прекрасно справляются с ролью бухгалтеров и экономистов, благополучно планируют совместный бюджет, контролируют траты, покупки? Несправедливо и всех мужчин причислять к подвиду мужчин-скупцов, ведь как показывает статистика, жадина мужского пола – вымирающий тип.

Мужской слоган

Накопленное надо тратить с умом!

Подробный анализ ситуации многое проясняет: хороши и те, и другие. Женщин раздражают мужские привычки, а мужчин женские манеры выводят из себя. А поскольку, несмотря ни на что, мужчины и женщины по-прежнему влюбляются друг в друга, стремятся образовывать постоянные союзы, вступают в брак, то им необходимо научиться быть терпимее к слабостям и привычкам друг друга. Смириться с расточительностью подруги сложно, но можно, ведь она же смотрит сквозь пальцы на то, чем ее партнер жертвует ради приобретения вожделенной «игрушки» – автомобиля.

Мужчины и женщины очень сильно отличаются друг от друга не только в том, как они относятся деньгам, но и тем, как они их хранят.

Мужчина хранит денежки врозь: в карманах, в портмоне, в обложке водительских прав, в ящиках письменного стола, на столике в прихожей, даже на полочке в ванной комнате. Ему больше нравится такая система хранения, да и жизнь не раз доказывала, что безопаснее иметь несколько заначек, чем хранить всю свою наличность в одном месте, как это делает женщина.

Женщина – единственный сосуд, который нам остается наполнять тоской по идеалу.

Гете

Может быть, таким образом он пытается создать иллюзию того, что он – обладатель неиссякаемого источника доходов. По крайней мере, именно такое впечатление создается у женщины, которая видела хотя бы раз, как радуется мужчина извлеченной из потайного места заначке.

От кого и зачем мужчина прячет деньги? От жены, от детей, от навязчивых друзей, регулярно берущих взаймы, в конечном же итоге – от себя самого; и в последнюю очередь – от воров. Годами вырабатывается у мужчины (чаще всего у женатого) эта привычка, со временем приходит профессионализм, и появляется свой собственный почерк – излюбленные места заначивания.

Что за радость – нежданно-негаданно найти вдруг в воскресенье утром в корзине с грязным бельем три-четыре сотни, которые «схоронил» под грудой носков и рубашек еще полгода назад! «Вот радость, так радость! Спрятал, так спрятал, сам забыл и нашел-то лишь по чистой случайности. Вору же с задачкой такой сложности („Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что“) и подавно не справиться», – наивно полагает мужчина.

Женщина стремится хранить всю наличность в одном месте. Есть в этом, по мнению мужчины, что-то маниакальное, но зато как приятно достать из-под стопки белья пачку новеньких, призывно шелестящих зелененьких бумажек, разложить их перед собой веером и почувствовать себя владычицей мира или хотя бы ничтожной его части – дачки в пятидесяти километрах от города, красоткой с обложки модного журнала, просто очаровашкой в новеньком брючном костюмчике и сногсшибательных сережках с «брюлликами».

Мужчину выводит из себя и женская привычка выхватывать из сумочки каждые пять минут кошелек, даже если всего-то и надо сдачу (копеек двадцать) положить. Зачем всем и каждому, по малейшему поводу (положить сдачу, достать календарик, проездной на троллейбус) показывать, сколько денег у тебя в кошельке?

Женщина же считает, что порядок нужен во всем, особенно в хранении сбережений: копейка к копеечке, рубль к рублику, для каждой наличности – свое отделение в кошельке. Кошелек же должно хранить в сумочке, а сумочку держать поближе к телу.

Мне кажется, в любви необходим фундамент – общность взглядов, понятий, ценностей. И – вежливость. Брак, из которого ушла вежливость, – обречен, ибо он становится безнравственным.

А. Блок

Правда, именно за эту свою любовь к порядку ей не однажды приходится поплатиться, но проходит время, высыхают слезы, пролитые над порезанной сумочкой, украденными вместе с дорогим кожаным кошельком деньгами, и все начинается сначала.

Для того, кто хотя бы поверхностно знаком с женской и мужской психологией, поступки тех и других кажутся предсказуемыми, места хранения денег легко определимыми. Воры – прирожденные психологи, с поразительной легкостью они обычно находят деньги, спрятаны ли они мужчиной или женщиной.

Мужские тайники: ящик с инструментами, отверстие вентиляции, гараж, подкладка пиджака, поношенная обувь, корзина с грязным бельем.

Женские тайники: полки бельевого шкафа, книги, рамки семейных фотографий, шерстяные носки, духовой шкаф газовой плиты, баночки для круп и сыпучих продуктов.

ПРАВИЛО АДАМА: Храни деньги врозь, целее будут!

ПРАВИЛО ЕВЫ: Глупо рассовывать деньги по всей квартире, для чего тогда придумали кошелек?!

Процесс накопления у мужчин и женщин также различается. Мужчина копит деньги на что-то конкретное, например на новую стереосистему, на автомобиль, а получив желанный предмет, возвращается к спокойному и размеренному образу жизни.

Женщина чаще всего начинает заниматься накопительством без видимых причин, как считают мужчины, на самом же деле и у нее есть стимулы, чтобы наполнить кубышку доверху золотыми. Все дело в том, что предмет вожделений женщины часто нематериален, а потому и не воспринимается мужчиной всерьез. Попросту непонятно ему.

Женщина копит деньги потому, что «все копят», копила ее мама, бабушка, копит ее подруга; потому что «Нинка-соседка откладывала понемногу целых полгода, а вчера купила роскошное кожаное пальто»; потому что «получает немало, а ни в квартире, ни за душой ничего нет»; потому что «у других доход меньше, а покупают больше»... Начало женской кампании по экономии средств почти всегда – импульс; чем сильнее он, тем дольше женщине удается сдерживать себя, свои желания, эмоции, а значит, больше сэкономить.

Увы, импульс – явление непостоянное, неустойчивое, слишком субъективное и эмоциональное, поэтому накопленные крохи быстро тратятся; копить по-мужски, на что-то конкретное, безусловно, намного эффективнее.

По-разному мужчины и женщины подходят к решению вопроса «на чем именно экономить». Мужчина, решив купить нужную вещь, то есть поставив перед собой конкретную цель, движется к ней по прямой, решительно и бесстрашно преодолевает все преграды и терпеливо выносит все лишения. Он просто-напросто отказывается от одной из статей расходов, например решает не ехать в отпуске на курорт, а сэкономленные таким образом средства потратить на приобретение компьютера со сканером, принтером и модемом.

Женщинам мы обязаны нашими добродетелями; без них мы были бы собственники (эгоисты), пожирающие людей, и алчные тигры, имея вместо богов единственно жажду и голод, заменяя когти, коих мы не имеем, грубейшим понятием, если бы женщины нас не исправили. Без женщины мы не имели бы другого свойства, как грубость без живости, чувствительность нашла бы тройной панцирь около нашей груди, а подлый страх занял бы открытые входы нашей души...

Новиков

Женщина не в состоянии понять, как можно отказать себе в крупном удовольствии, и может бесстрастно потратить немалые деньги на всякую чепуху. Ей более свойственно экономить на всем понемногу, то есть сразу урезать все расходы, но сделать это незаметно, сократить траты на немного, чтобы в конечном итоге было не очень заметно. Подход, конечно, очень оригинальный, но очень действенный, когда его применяет женщина.

Где это видано, чтобы на средства, сэкономленные на спичках, губной помаде и мыле, покупали что-то приличное, достойное, добротное? Есть прецедент? Один к миллиону, что подобного успеха добился мужчина – и ушло у него на это примерно полжизни.

Перед женщиной, отказывающей себе в радости тратить деньги так, как ей хочется, встает масса проблем, например накопленных таким способом денег оказывается чересчур мало, чтобы порадовать себя, любимую; главное же – чтобы стать обладательницей даже этой малости, требуются железная сила воли и врожденная склонность к аскетизму.

В подавляющем большинстве случаев именно мужчина является владельцем состояния, значит эффективность его способа накопления денег доказана на практике.

Быть может, поэтому редко нынче встретишь Плюшкина в женском обличье? А вот скупые рыцари хоть и большая редкость, но имеют место в действительности. Жадный мужчина, имея деньги, неохотно с ними расстается. Интересно, что его тактика ведения боя за финансы сродни той, что ведет обычная женщина: он урезает все расходы, но намного.

Одежду и обувь покупает исключительно в сэконд-хэнде (дешево и прилично), билет в театр приобретает на откидные сиденья в галерке (все равно, мол, пустуют), все лампочки в его доме – по 10 ватт (мимо рта не пронесешь и т. п.), полки в ванной и на кухне уставлены пустыми баночками из-под пива, шампуней и йогуртов, скисшее молоко он превращает в творог, а черствый хлеб в сухарики, обмылки не выбрасывает (их можно залить водой, а в полученном составе прокипятить постельное белье), заваркой удобряет землю в цветочных горшках.

Женщина всегда остается женщиной – натурой эмоциональной, взрывной, увлекающейся, а уже потом банкиром и казначеем.

После того, как в руках у мужчины или женщины появляется определенная сумма денег, возникает вопрос: на что тратит деньги женщина, а на что – мужчина? Самое интересное, что и трата денег у мужчин сильно отличается от женских трат.

Женский слоган

Магазин – это место, где можно как следует поразвлечься.

На что тратит деньги мужчина? Его траты всегда практичны, необходимость приобретения того или иного товара легко поддается логическому объяснению. Для чего ему СD-проигрыватель, если уже владеет аудиосистемой? Что ж тут непонятного – чтобы слушать музыку. Неужели нужно тратить уйму денег на пиво, футбольные мячи, теннисные ракетки или дайвинг-снаряжение? Нужно! Тот, кто хорошо работает и прилично зарабатывает, тот и отдыхать должен достойно! Вот она, мужская логика, не сразу найдется что ей возразить.

Список мужских капиталовложений выглядит примерно так: техника, отдых, жилье, подарки, развлечения, одежда, все для домашнего уюта, образование.

Образование, домашний уют и одежда оказались на задворках. Почему? Потому что мужчина с неохотой тратит деньги на то, что, по его мнению, можно получить совершенно бесплатно. Зачем посещать какие-то там курсы, вкладывать деньги в дополнительное образование, покупать массу ненужных вещей, как-то гардины, коврики, дорогущее постельное белье, когда это не приносит удовольствия и удовлетворения?

Женщина принимает решение – купить ту или иную вещь не умом, а сердцем, каким-то шестым чувством, она готова выложить любую сумму, чтобы стать обладательницей вещи, которая поразила ее воображение. Ее более привлекает предчувствие покупки, чем внутреннее ощущение надежности и защищенности, которое так важно для мужчины. Мужчина делает покупки, чтобы иметь, женщина увлечена самим процессом и тем, каков будет внешний эффект от ее покупки.

Женский список денежных затрат следующий: одежда (косметика, парфюмерия, бижутерия), все для дома, образование, отдых, дом, техника, развлечения, еда, подарки.

Мужчину не привлекает жилище, в котором нет телевизора или музыкального центра с мощными колонками, но ему важно знать, что у него есть дом, его убежище, его крепость, его берлога. Для женщины же важен не столько сам дом, сколько его интерьер, оформление, обустройство и все те безделушки, тряпицы, которыми жилище постепенно обрастает. По этой же причине и одежда стоит на первом месте.

Женщина готова пожертвовать удовольствиями и малыми радостями, работать от рассвета до заката, экономить на развлечениях, жить впроголодь, чтобы приобрести колечко с бирюзой или сапожки и чтобы на маникюр с педикюром деньги остались. Мужчина же считает такие жертвы унизительными, недостойными гордого звания мужчины.

Мужской слоган

Деньги платят за качество товара, а не за его количество!

Зато женщина менее самоуверенна. Если она считает, что настало время сменить профессию, род занятий, решила заняться самообразованием, то обязательно обзвонит или лично обойдет все учебные центры, но отыщет самые лучшие курсы, оплатит услуги самых авторитетных преподавателей.

Просто удивительно, как Создатель сумел все предусмотреть, продумать! Несмотря на то, что мужчина и женщина мало понимают друг друга, постоянно ссорятся, из-за денег чаще, чем по каким-либо иным причинам, они прекрасно дополняют друг друга: пока она наводит чистоту и уют в квартире, прихорашивается перед зеркалом и учит английский, он тащит в дом всю необходимую технику и аппаратуру, разную вкуснятину и думает о том, где и как они проведут отпуск или выходные.

ПРАВИЛО АДАМА: Предпочитаю остаться неучем, но иметь аудио-стерео-CD-проигрыватель с эквалайзером.

ПРАВИЛО ЕВЫ: Лучше недоесть, чем обойтись без модной одежды!

Что делает мужчина, прежде чем отправляется по магазинам? Он обдумывает, что ему нужно купить, какими качествами должен обладать необходимый ему товар, сколько денег приблизительно он планирует потратить на каждое приобретение. Не всегда мужчина может решить все эти вопросы самостоятельно, но и это его не смущает. Он обязательно проконсультируется с «бывалыми», спросит совета у мамы или сестры, сверит полученные знания с каталогами, выслушает советы друзей и монологи продавцов-консультантов, то есть соберет всю имеющуюся по данному вопросу информацию.

То, что человек проматывает, он отнимает у своего наследника, а то, что скаредно копит, – у самого себя. Кто хочет быть справедливым к себе и другим, тот держится середины.

Жан де Лабрюйер

Бесчисленные уточнения и дополнительные вопросы, которые он обращает к интервьюерам, объясняются не недостатком ума или плохой памятью, а основательностью подхода к вопросу вложения денег. Скрупулезный предварительный опрос с конспектированием помогает ему создать четкий образ будущей покупки.

Мужчина обязательно составит список покупок с точным указанием количества (штук, килограммов и граммов, литров, метров), страны-производителя, места продажи (вплоть до ряда полок в супермаркете) товара, чтобы потом, в магазине, не тратить время на обдумывание следующей покупки, а работать методично, быстро и качественно.

Глядя на то, как женщина составляет список покупок, может показаться, что и она отправляется по магазинам для того, чтобы купить что-то конкретное. Отнюдь, этот список – всего лишь видимость, фикция, прикрытие, повод. Женщина выходит из дома, чтобы купить молока и хлеба, а по возвращении просит оценить ее новые туфельки, поздравить с приобретением на распродаже модного купальника.

Женщина – вдохновенный покупатель, мужчина – расчетливый (исключением является лишь приобретение мужчиной продуктов питания и спиртного; мужчина, пожалуй, лишь в этом случае руководствуется не списком, а вдохновением).

Кто возьмется судить, что лучше: вдохновение со своим вечным спутником – разочарованием или расчет, который позволяет совершить удачную покупку, заключить выгодную сделку, но никогда не дает возможности сделать восхитительное приобретение. Каждому свое!

ПРАВИЛО АДАМА: Расчет и информация – гарантия удачного приобретения.

ПРАВИЛО ЕВЫ: Вдохновение – лучший советчик женщины.

Следует обратить внимание на то, что, как правило, женщина всегда в курсе проводящихся в салонах и магазинах распродажах по сниженным ценам, она же главный адресат всевозможных скидок, купонов, широко рекламируемых торговых акций. Сама того не замечая, зачастую она становится и жертвой этих мероприятий. Отправляясь в магазин (одна или с подругой), она ждет праздника, ярких и острых ощущений, впечатлений больше, чем самих приобретений. Для нее шоппинг – это игра и развлечение, поэтому ее так манят красиво оформленные витрины, различные «сюрпризы».

Женское пристрастие к покупкам-развлечениям губительно для них самих же. Сколько раз, увлекшись, находясь в состоянии эйфории от дешевизны (порой только кажущейся выгодной), представших перед ее взором товаров, она делает массу мелких, недорогих и совсем не практичных покупок! Только дома, разложив перед собой все купленное, подсчитав потраченные деньги, она понимает, что их с избытком хватило бы на приобретение чего-то более важного, практичного, этакого капитального. Так вот и получается: пошла на распродажу, чтобы сэкономить деньги, а потратила больше, чем в дорогом фирменном салоне.

Женщина, которая отправляется за покупками, – это женщина, жаждущая приключений; очень часто она идет не в какой-то конкретный магазин, торговый центр, а просто выходит из дома, чтобы что-нибудь купить. Она идет по улице, на которой расположены магазины, магазинчики, торговые лавки, блошиные рынки, барахолки, разглядывает товары на витринах и прилавках.

Женский слоган

Накопленное с умом надо тратить!

Эта прогулка продолжается до тех пор, пока в поле ее зрения не попадет что-то стоящее (по ее мнению), то, о чем она давно мечтала, хотела бы иметь в своем гардеробе, доме, что просто «грех не купить по такой бросовой цене». Не удивительно, что она редко помнит, что где купила, редко становится постоянной клиенткой (скучно ходить в один и тот же магазин, даже если он торгует неплохими вещами).

Мужчине свойственна кардинально противоположная тактика проведения шоппинга. Он идет в магазин для того, чтобы заключить сделку, составить договор с продавцом на покупку того или иного товара, поэтому старается выбирать солидные магазины.

Прежде чем купить запонки или носовой платок, мужчина детально изучает товар, его качество. Любая покупка для него – дело серьезное, ответственное. К приобретению галстука он подходит обдуманно, с не меньшей ответственностью, чем к вложению крупной суммы денег в акции нефтяной компании.

В жизни стоит заниматься всего лишь двумя вещами: ученьем и распутством. Ибо книги есть то лучшее, что нам могут дать мужчины, а бесстыжие ласки – то лучшее, что мы можем ждать от женщин.

Валери Ларбо

По мнению мужчины, нельзя купить что-нибудь стоящее за пять минут, не взглянув даже на ярлык товара, не узнав, как хранить, чистить или стирать, есть ли гарантия на товар и где находится гарантийная мастерская. Для него цена – это еще не все, что необходимо знать о вещи, за которую платишь.

Его девиз – качество. Качество же стоит денег, поэтому и обходятся мужчине покупки недешево. Он же идет не на барахолку, а в магазин с солидной репутацией, который предлагает его вниманию качественный товар, и где он сможет получить любые консультации по поводу данного товара, прежде чем его приобрести.

Мужской слоган

Хороший магазин похож на офис, а не на цирк шапито!

Мужчине не нужна компания, чтобы сделать покупку. Он склонен доверять собственному мнению, при необходимости обращается за советом к продавцу, а не к стоящей рядом и скучающей в магазине-офисе партнерше. Он всегда помнит, где и что купил, знает адрес и телефон магазина, потому что ходит в него уже не первый год. Мужчине льстит, что его узнают, называют по имени-отчеству, знают все о его вкусах и состоянии лицевого счета, он верит, что будучи постоянным клиентом, имеешь меньше шансов быть обманутым, обсчитанным.

Женщина часто отправляется по магазинам с подругой или любимым мужчиной. Подруга нужна, чтобы высказывать восхищение, давать советы (каждая женщина знает, что их следует выслушать, но сделать по-своему), угощать кофе и сплетничать; мужчина проследит за качеством приобретаемой вещицы, а заодно, если очень попросить, и оплатит покупку. Если же хочется получить наивысшее удовольствие, купить то, что нравится, а не то, что супермодно или прилично, лучше делать шоппинг в одиночестве.

ПРАВИЛО АДАМА: Покупки надо делать только в солидных магазинах.

ПРАВИЛО ЕВЫ: Не важно, где купить, важно купить много чего.

Зная отношение мужчин и женщин к деньгам, становится понятно, почему они так часто ссорятся по этому поводу. Все потому, что и он, и она имеет обыкновение заводить разговор о деньгах в самый неподходящий момент, например когда их не хватает или вовсе нет, когда приходится до зарплаты занимать деньги у знакомых, когда кто-то из них совершает необдуманную покупку.

Есть ли такое место на земле, такая статья расходов, относительно которой мужчина и женщина были бы единодушны во мнении? Безусловно. Есть такое чувство или, точнее, черта характера, как азарт, и есть заведение для азартных людей, в котором все равны, – казино. В азартных играх тебе либо везет, либо не везет, пол значения не имеет, но...

С какой целью идет в казино женщина? Что ее манит и влечет туда? Жажда наживы? Вряд ли, для нее казино – это прежде всего чудное, загадочное место, где много красивых мужчин и женщин получают наслаждение от игры, место, в котором можно появиться в роскошном вечернем наряде, блеснуть своей красотой, себя показать и на других посмотреть. Между делом, если повезет, можно и свое материальное положение поправить.

Казино – та же распродажа, на которой женщина привыкла получать удовольствие, оставлять кучу денег, только обставлено все намного привлекательнее, эффектнее, да и спутник чувствует себя намного комфортнее, потому как и ему есть чем заняться.

Мужчина садится за карточный стол, чтобы заработать таким образом деньги. Для него игра – это халява, способ получения денег без особого труда, изнурительных усилий. Он получает от игры удовольствие только в том случае, когда удается выиграть. Для него не важна внешняя сторона игры, обстановка, в которой она происходит, поэтому мужчина одинаково комфортно чувствует себя и в зале огромного казино Лас-Вегаса, и в полуподвальном помещении для нелегальных игр, лишь бы был стол для игры и колода карт.

Женщина никогда не падет так низко. Что ей делать в вечернем наряде в однокомнатной квартире его друга – заядлого игрока, перед кем демонстрировать очаровательную улыбку и новое колье, между прочим – с настоящими изумрудами и бриллиантами?

ЕСЛИ, ТО...

Если женщина говорит: «Пойду прогуляюсь»...,

то ждите ее нескоро, вернется с пустым кошельком и головной болью.

Если женщина интересуется торговой маркой завода-производителя, датой производства товара...,

то это значит, что вещь ей нравится, но средства не позволяют ее приобрести.

Если женщина просит мужчину сходить с ней в магазин, чтобы посмотреть, как она выглядит в понравившемся ей платье...,

то это значит, что ей нужны деньги на покупки, а не мужские советы.

* * *

Если мужчина стал часто наводить порядок в своем ящике для инструментов...,

то это значит, что он прячет там деньги.

Если мужчина говорит, что ему удалось сделать удачное приобретение...,

то сюрприза ждать не следует, это значит, что он купил еще одну «игрушку» для себя.

Если мужчина дарит женщине засушенные цветы, колье со стразами, в ресторане проверяет счет с калькулятором...,

то это значит, что он – обычный скупердяй.







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх