• Глава 8. Новый взгляд на добродетели и достоинства
  • Глава 9. Ваши индивидуальные достоинства
  • Каковы ваши главные достоинства?
  • Часть II. ДОБРОДЕТЕЛИ И ДОСТОИНСТВА

    Мы не враги, а друзья. Нам нельзя быть врагами. Накалившиеся страсти не должны разорвать узы давней привязанности. Таинственные струны памяти, протянувшиеся от полей сражений и могил патриотов к каждому живому сердцу и очагу этой огромной страны, зазвучат еще во славу Объединения, когда их коснутся светлые ангелы, живущие в наших душах.

    (Авраам Линкольн, первая инаугурационная речь, 4 марта 1861 г.)

    Глава 8. Новый взгляд на добродетели и достоинства

    В те времена, когда Север и Юг Соединенных Штатов погрузились в пучину кровавой войны, Авраам Линкольн взывал к «светлым ангелам наших душ», надеясь, что они уведут людей от края пропасти. Величайший среди президентов оратор не случайно закончил свою речь такими словами. Большинство образованных людей в Америке середины XIX столетия разделяли его убеждения и верили, что:

    — у каждого человека свой характер или натура;

    — поступки каждого зависят от его характера;

    — у человеческой натуры есть две ипостаси — дурная и добродетельная, или ангельская.

    Психология XX века почти забыла эти положения, тем не менее история их величия и заката послужит достойным вступлением к рассказу о том, что такое человеческие достоинства и какую роль они играют в позитивной психологии.

    Теория «хорошего характера» была идеологическим базисом многих социальных движений XIX века. Сумасшествие трактовалось как моральное вырождение или отклонение от нормы, а основным методом терапии было «нравственное» лечение — попытки изменить «плохой характер» и сделать человека добродетельным. Движения за трезвость, ограничение детского труда и отмену рабства изначально замешаны на этих представлениях. Сам Авраам Линкольн воспитывался на них, и в этом смысле мы без особых преувеличений можем считать Гражданскую войну в Америке следствием распространения этой идеологии.

    Что же случилось с теорией «плохого» и «хорошего» характера впоследствии?

    Не прошло и десяти лет после Гражданской войны, как Соединенные Штаты столкнулись с новой проблемой — мятежами и бунтами. По всей стране прокатилась волна забастовок и уличного насилия. К 1886 году столкновения рабочих (в основном иммигрантов) с властями приняли эпидемический характер. Кульминацией стало выступление на Хеймаркет-сквер[2] в Чикаго. Какое отношение к забастовщикам и бомбометателям должно было сформировать государство? Ученые и теологи объясняли все безобразия дурными свойствами человеческого характера: нравственной неполноценностью, греховностью натуры, порочностью, глупостью, жадностью, жестокостью, несознательностью, импульсивностью — иными словами, во всем виноват был «плохой характер», и человек нес за него ответственность. Однако в то же время популярность приобретало и новое учение, оставившее след как в политике, так и в науке о человеке.

    Ученые заметили, что насилие и беззаконие творят в основном люди, принадлежащие к низшим слоям общества. Условия их жизни и труда были кошмарны: шестнадцатичасовой рабочий день на жаре или в холоде, шестидневная рабочая неделя, платы едва хватало, чтобы не умереть с голоду, все члены семьи жили и спали в одной комнате. Рабочие были невежественны, плохо знали английский, постоянно страдали от голода и пере утомления. Эти факторы — изнурительная работа, бедность, недоедание, нечеловеческие бытовые условия, отсутствие образования — не были связаны с недостатками характера или аморальностью. Все это относилось к окружающей среде, не зависящей от особенностей конкретного человека. Казалось бы, так естественно предположить, что к насилию людей толкали нестерпимые условия жизни. Но такое объяснение очевидно для нас, современных людей, а сознанию людей XIX века оно было дотоле чуждо и ново.

    И вот теологи, философы и общественные деятели заговорили о том, что бедняков, по всей видимости, нельзя винить за антиобщественное поведение. Преступления стали объяснять принадлежностью к низшим социальным слоям и плохими условиями жизни. Таким образом, на заре XX века в американских университетах появилась новая дисциплина — социология. Ее задачей было мотивировать поведение не особенностями характера, а социальными условиями, и выдвигать контрмеры.

    Социологи решили, что раз преступность порождают городская нищета и грязь, то искоренить ее помогут чистота и повышение уровня жизни. А если тупость и зверство вызваны отсутствием образования, то лучший выход — введение всеобщего и обязательного школьного обучения.

    То, что ученый мир поствикторианской эпохи с таким энтузиазмом воспринял учения Маркса, Фрейда и Дарвина, объясняется, между прочим, теми длинными счетами, давно предъявленными к теории добродетельного характера. Маркс утверждал, что рабочих нельзя винить в забастовках, нарушениях закона и преступлениях, поскольку все это — результат отчуждения труда и классовой борьбы. Фрейд считал антисоциальное поведение следствием конфликта в подсознании. Многие пришли к выводу, что теория Дарвина снимает с индивидуума вину за жадность и стремление к благополучию любой ценой, поскольку человек все еще подчиняется законам борьбы за выживание и естественного отбора.

    Социология не только дала пощечину викторианскому морализаторству, но и утвердила принципы эгалитаризма[3]. От признания того, что во всем виновата среда, только шаг до заявления, что под ее влиянием добродетельный человек может стать дурным (этой проблеме большое внимание уделено в произведениях Виктора Гюго и Чарльза Диккенса). Отсюда следовал вывод, что дурное окружение всегда портит людей, а характер человека вообще не нужно принимать в расчет, поскольку он обусловлен влиянием окружающей среды. Таким образом, социология решила отбросить религиозное, морализаторское и классово-угнетательское понятие о характере и взяться за монументальную задачу обустройства здорового, благоприятного для людей окружения.

    Понятие характера — не важно, хорошего или плохого — ничего не значило для зарождавшегося в те годы нового психологического направления — бихевиоризма. Влияние особенностей человеческой личности отрицалось, над всем довлела окружающая среда. И только одно из ответвлений психологии — изучение личности — по-прежнему не сбрасывало со счетов категории «характер» и «человеческая натура».

    Однако независимо от политических веяний, люди из века в век все же склонны следовать определенным поведенческим стереотипам, и это позволяет предположить, что модели повеления перелаются по наследству. Отец современной теории личности Гордон Олпорт [148,149] начинал с карьеры социального работ ника, который всячески пропагандировал важность понятий «характер» и «добродетель». Однако знакомые формулы показались Олпорту чересчур нравоучительными, викторианскими, и он решил использовать научный, свободный от эмоциональной окраски термин личность. По мнению Олпорта и его последователей, наука должна описывать то, что есть, а не предписывать, как должно быть. Личность — описательный термин, характер — предписывающий. Таким образом, связанные с моралью характер и добродетель сумели тайком, надев маску теории личности, вновь проникнуть в научную психологию.

    Феномен характера не исчез из научных исследований, невзирая на то, что он не вписывался в теорию американского эгалитаризма. Как ни пыталась психология XX столетия — в лице концепции личности Олпорта, фрейдовских подсознательных конфликтов, теории Скиннера и разработанной этологами теории инстинктов — изгнать этот термин из обихода, мы до сих пор активно его используем. Мы оперируем им в политике и законодательстве, воспитывая детей и критикуя чьи-нибудь поступки. По-моему, никакая общественная наука вообще не вправе претендовать на звание серьезной дисциплины, если в той или иной мере она не опирается на понятие характера. Настало время вновь сделать его основой научного изучения человеческой психики. Необходимо показать несостоятельность причин, в силу которых это понятие подвергалось остракизму, а затем создать солидную научную классификацию человеческих достоинств и добродетелей.

    Итак, основные возражения, выдвинутые против понятия «характер», были таковы:

    1. Как феномен, характер обусловлен опытом.

    2. Наука вообще не должна давать рецептов и предписаний, ее дело — изучать и описывать то, что есть.

    3. Понятие «характер» обременено идеологической окраской протестантизма викторианской эпохи.

    Первое возражение потерпело крах вместе с теорией «влияния среды». Утверждение о том, что человек якобы становится таким, каким его делает опыт, было основным постулатом бихевиоризма на протяжении последних восьмидесяти лет. Однако и оно подверглось сомнению, после того как лингвист Ноам Хомский доказал, что способность человека строить и понимать новые фразы (например, «у младенца на попе сидит лавандовый утконос») зависит от врожденных свойств мозга, а не от жизненного опыта. Кроме того, выяснилось, что в результате естественного отбора животные и люди очень чутко воспринимают одни типы связей и зависимостей (например, между фобиями и неприятным вкусом) и не замечают других (допустим, между изображением цветка и электрическими разрядами). Когда же удалось установить, что тип личности (читай: характер) пере дается по наследству, первый из трех аргументов окончательно отпал. Стало очевидно, что характер формирует не только среда. Более того, в данном случае ее влияние ничтожно мало.

    Второе возражение заключается в том, что понятие «характер» связано с моралью, а наука должна занимать по отношению к ней нейтральную позицию. Я полностью согласен, что задача науки — описывать, а не предписывать. Позитивная психология вовсе не обязана учить людей оптимизму, духовности и доброте. Ее дело — описывать результат психологического действия этих качеств. Так, оптимизм сокращает подверженность депрессиям, реально улучшает здоровье и работоспособность, хотя вы имеете полное право заявить, что все это — лишь следствие субъективного восприятия жизни. То, как вы распорядитесь полученными сведениями, всецело зависит от вас.

    Наконец, последнее возражение: понятие «характер» безнадежно устарело, кануло в прошлое вместе с эпохой викторианского протестантизма, оно чуждо терпимости и плюрализму XXI века. Такой провинциальной точке зрения вообще нет места в серьезных исследованиях. Мы вправе изучать как духовные ценности американских протестантов XIX века, так и основы мировоззрения современных белокожих научных работников средних лет. И все же, по-моему, лучше всего начать с изучения универсальных добродетелей и достоинств, присущих людям любой национальности и культуры. С этого мы и начнем.

    Шесть универсальных добродетелей

    В век постмодернизма и духовного релятивизма распространилось мнение, будто добродетели — лишь продукт общественных институтов, и сущность их обусловлена тем, в какую эпоху и в какой стране живет их носитель. Так, в Америке XXI века добродетелями считаются чувство собственного достоинства, ухоженная внешность, уверенность, независимость, индивидуальность, богатство и т. п. Св. Фома Аквинский, Конфуций, Будда и Аристотель не сочли бы добродетелью ни одно из этих качеств, а некоторые даже осудили бы как пороки. Богобоязненность, непорочность, замкнутость, величавость, мстительность — каждое из этих качеств ценилось в свое время в определенной среде, тем не менее для нас все они чужды, а то и противны.

    Можете себе представить, как удивились мы, исследователи, обнаружив, что по меньшей мере шесть добродетелей присущи всем религиям и культурным традициям мира! Но позвольте мне сначала рассказать, кто эти «мы» и каковы наши цели.

    «Я устал финансировать научные проекты, которые обречены вечно пылиться на полках», — сообщил мне по телефону Нил Майерсон, председатель Фонда Мануэля и Роды Майерсон в Цинциннати. Он позвонил мне в ноябре 1999 года, чтобы предложить совместный проект, после того как прочитал одну из моих статей о позитивной психологии.

    Но какой проект и для чего? В конце концов, мы решили начать с финансирования лучших исследований подростковой психологии. Договорились пожертвовать субботой и воскресеньем, чтобы собрать специалистов в этой области и рассказать им о наиболее интересных разработках, а там пусть они сами обсудят, какие из этих работ достойны финансовой поддержки.

    За обедом ученые, как ни странно, пришли к единому мнению. «Каждый проект заслуживает одобрения, — выразил общую мысль Джо Конати, руководитель программы внешкольного воспитания с бюджетом в полмиллиарда долларов, финансируемой Департаментом образования США. — Но давайте делать все по порядку. Мы не сможем заниматься воспитанием характера, пока не будем знать точно, что хотим воспитывать. Для начала необходимо установить принципы классификации и оценки характеров. Советую тебе вложить деньги именно в это, Нил».

    Дело в том, что у этого решения в нашей практике уже был один значительный прецедент. Тридцать лет назад Национальный институт психического здоровья, финансировавший львиную долю исследований умственного здоровья, столкнулся с аналогичной проблемой. У наших ученых и их британских коллег возникли разногласия: пациентам, получившим в Англии диагноз «навязчиво-непреодолимое состояние», в Соединенных Штатах ставили диагноз «шизофрения», и наоборот.

    Разногласия в диагностике всегда порождают сомнения. НИПЗ (Национальный институт психического здоровья) решил выпустить третье, переработанное издание диагностико-статистического справочника психических заболеваний (ДСС-III) как основное пособие для постановки точного диагноза и последующего лечения. Идея сработала, и сегодня, благодаря справочнику, ставить диагноз гораздо легче. Кроме того, этот справочник помогает определить целесообразность того или иного лечения.

    Без единой системы классификации позитивная психология столкнется с теми же проблемами. Бойскауты заявляют, что программа их организации развивает дружелюбие, корабельные психотерапевты делают акцент на доверии, христианские организации проповедуют любовь и доброту, а программы движений против насилия — сочувствие. А может быть, на самом деле создатели всех этих программ говорят об одном и том же, просто называют это по-разному? И как они узнают, что их про граммы эффективны? Памятуя об истории с ДСС-III, мы с Нилом решили спонсировать разработку классификации характеров как основу исследований в области позитивной психологии.

    Я пообещал найти для нашего проекта первоклассного научного руководителя.

    — Крис, — умолял я, — не говори «нет», пока не выслушаешь меня до конца!

    Разумеется, я начал с наилучшей кандидатуры, но в общем-то не рассчитывал, что Крис согласится. Доктор Кристофер Петерсон — известный ученый, автор прекрасного учебника по теории личности, один из ведущих специалистов мира по проблемам надежды и оптимизма и руководитель программы клинической психологии в Мичиганском университете. Вдобавок его программа — одна из самых крупных и лучших в этой области.

    — Я хотел попросить, чтобы ты взял отпуск на три года, пере ехал к нам в Пенсильванию и возглавил новый проект — наш ответ ДСС-III, составление подробной классификации и методов измерения положительных черт характера, — собравшись с духом, объяснил я.

    Ожидая вежливого отказа, я был потрясен, услышав следующее:

    — Какое странное совпадение! Вчера мне исполнилось пятьдесят, и я как раз сидел и грустил по этому поводу, переживая первый кризис «на склоне» и думая, как жить дальше… словом, я согласен.

    Вот так.

    Первым делом Крис дал нам задание ознакомиться с основными религиозными и философскими учениями, выяснить, какие добродетели ценятся в них, а потом вычленить группу совпадений. Таким образом мы заранее оградили от себя обвинения в провинциализме, т. е. в том, что наша классификация отражает взгляды исключительно белых американских ученых мужского пола. С другой стороны, мы, конечно, избегали так называемого «антропологического вето» («племя, которое я изучаю, чудовищно жестоко, значит, доброта ценится не везде»). В таком случае нам оставалось бы искать наиболее распространенные, а не универсальные качества. Не окажись и таковых, нам волей-неволей пришлось бы ограничиться добродетелями, признанными большинством населения Америки.

    Под руководством Катерины Далсгаард мы прочитали Аристотеля и Платона, Фому Аквинского и Блаженного Августина, Ветхий Завет и Талмуд, труды Конфуция, Будды, Лао-цзы, Бенджамина Франклина, кодекс самураев бусидо, Коран и Упанишады — всего около двухсот произведений. И вот, изучив все это многообразие религиозных и культурных памятников (в том числе с трехтысячелетней историей), мы, едва веря собственным глазам, обнаружили шесть общих для всех народов добродетелей:

    1. Мудрость и знание

    2. Мужество

    3. Любовь и гуманизм

    4. Справедливость

    5. Умеренность

    6. Духовность, или трансцендентность

    Конечно, толкование этих добродетелей у разных народов и в разные эпохи не может быть совершенно одинаковым. Самурай понимает мужество не так, как Платон, а гуманизм Конфуция не совпадает с caritas Фомы Аквинского. Конечно, помимо общих есть и другие добродетели, свойственные определенной культурной традиции (например, остроумие у Аристотеля, бережливость у Бенджамина Франклина, аккуратность у американских бойскаутов и месть до седьмого колена в кодексе клингонов — вымышленных созданий из сериала «Звездный путь»). Тем не менее общность и универсальность вышеперечисленных понятий несомненна, что наверняка удивит ученых, воспитанных в традициях этического релятивизма. Теперь понятно, откуда взялось утверждение, что люди — животные нравственные [150].

    Таким образом, шесть добродетелей, признанных большинством религиозных и философских традиций, вкупе создают положительный характер. Однако в таком виде каждое из этих качеств для психологов — только абстракция. Наша задача — научиться их измерять и развивать. Существуют ведь разные способы достижения каждой из этих добродетелей, и их тоже необходимо изучить. Например, гуманизм покоится на проявлениях доброты, филантропии, способности любить и быть любимым, жертвенности и сострадании. Умеренность пред полагает скромность, смирение, дисциплину, самоконтроль, благоразумие и осторожность.

    Поэтому теперь я перейду к рассказу о средствах достижения добродетелей — о наших достоинствах.

    Глава 9. Ваши индивидуальные достоинства

    В этой главе вы научитесь определять, какие достоинства присущи именно вам. Далее мы поговорим о том, как их развивать и использовать в жизни.

    Таланты и достоинства

    Достоинства — например, цельность характера, отвага, оригинальность и доброту — следует отличать от талантов — музыкального слуха, красоты или умения быстро бегать. Позитивная психология изучает и те, и другие. Сходство между ними очень велико, но есть одна существенная разница: достоинства связаны с нравственностью, а таланты — нет. Кроме того (хотя это довольно спорное утверждение), таланты нельзя развить так, как мы развиваем достоинства. Конечно, можно научиться еще быстрее пробе гать стометровку, принимая более выгодную позицию на старте, умелый макияж сделает лицо еще красивее, и часто слушая классическую музыку, мы развиваем и обостряем музыкальный слух. Но все это лишь дополнения к врожденному таланту.

    Зато храбрость, оригинальность, справедливость и доброту можно развить в себе из очень скромных задатков. Думаю, каждый человек, мало-мальски упорный и прилежный, да еще руководимый хорошим наставником, сумеет сделать так, чтобы эти достоинства прочно укоренились в нем и «пошли в рост».

    Таланты даются нам от природы. Либо они у нас есть, либо их нет. Если вы не родились с абсолютным слухом или объемом легких бегуна на длинные дистанции, то, как это ни печально, развить в себе подобное качество сможете только до определенного предела. И в большинстве случаев это будет лишь слабым подражанием истинному таланту. С достоинствами мы наблюдаем обратную картину — только вырабатывая в себе любовь к учению, благоразумие, смирение или оптимизм, мы действительно приобретаем эти качества.

    Таланты проявляются сами собой (вы, не раздумывая, определяете ноту до-диез), тогда как достоинства требуют от нас волевых усилий (например, сказать кассиру, что он дал вам лишних пятьдесят долларов). Талант очень мало поддается изменению — только в том, что касается шлифовки или области применения. Доводилось ли вам слышать или говорить что-то вроде: «Она была очень умна, но впустую растратила способности». Очевидно, у девушки не хватило силы воли. Наличие ума от нее не зависело, но она «зарыла талант в землю», не оттачивая и не используя там, где следовало бы. А вот фраза: «Она была очень добра, но впустую растратила свою доброту» звучала бы довольно дико. Достоинства, или положительные свойства характера, растратить невозможно. Ибо нам самим приходится выбирать, в какой момент то или иное достоинство использовать, развивать в себе или нет, а в первую очередь — хотим ли мы его обрести. При наличии времени, желания и целеустремленности упомянутые мной достоинства способен развить в себе любой, даже весьма посредственный человек. А талант волевым усилием приобрести нельзя.

    Вообще-то с понятием «воля» произошла та же история, что и с характером. Научная психология отвергла их приблизительно в одно время и по одним и тем же причинам. Тем не менее в позитивной психологии понятия воли и личной ответственности играют не менее важную роль, чем характер.

    Почему на душе становится так хорошо, если мы вернули кассиру по ошибке выданные нам пятьдесят долларов? Дело вовсе не в том, что мы восхищаемся своей природной честностью. Просто мы поступили достойно, сознательно избрав более трудную линию поведения, вместо того чтобы втихую прикарманить деньги. Если бы поступок не стоил особых усилий, мы не испытали бы такого приятного чувства. А если поступку предшествовала внутренняя борьба («Для такой сети супермаркетов пятьдесят долларов — пустяк… н-да, но их могут вычесть из зарплаты кассира»), приятные чувства бывают особенно сильными. Мы испытываем далеко не одинаковое воодушевление, наблюдая за Майклом Джорданом, когда он с легкостью побеждает слабого противника или набирает тридцать восемь очков, несмотря на грипп и высоченную температуру. Виртуозная победа без особого труда вызывает восторг и уважение, но не приносит того духовного подъема, который сопутствует преодолению трудностей.

    Иными словами, мы воспаряем духом, если достойный поступок потребовал напряжения воли. И никакие наставления социологии и учений XIX века о «влиянии среды» не в силах ума лить наших заслуг. В самом деле, вам ведь не приходит в голову сказать себе: «Я не заслуживаю похвал за честность, поскольку вырос в хорошей семье, воспитан заботливыми родителями, у меня престижная работа и, отдав пятьдесят долларов, я не буду голодать». В глубине души мы все равно знаем, что всеми достижениями обязаны своему характеру и волевым усилиям.

    Мы можем простить преступника, если он вырос в дурной среде, но вряд ли кто-нибудь станет умалять заслуги Майкла Джордана из-за того, что он одарен талантом, работает с лучшими тренерами, богат и знаменит. Проявление того или иного достоинства связано с усилием воли, поэтому мы считаем похвалу заслуженной и гордимся собой по праву. Достоинства, по мнению современных ученых, зависят от воли и личного выбора, тогда как проявления более низменных свойств характера диктуются внешними обстоятельствами.

    Терапия в позитивной психологии построена на совершенно иных принципах, нежели в традиционной. Цель последней — вылечить заболевание и улучшить самочувствие пациента, поднимая его с отметки минус шесть до минус два. Лечение осуществляется путем воздействий извне. Действие лекарств не зависит от воли и не требует внутренней дисциплины, а психотерапевтические методы не даром называют лепкой или манипуляциями.

    Активные методы психотерапии — такие, как заточение пациента, страдающего клаустрофобией, на три часа в чулан, попытки обнять больного аутизмом ребенка или убедить жертву депрессии, что мрачные помыслы безосновательны, — считаются более эффективными, чем методы пассивные, такие, как психоанализ.

    Однако если мы ставим перед собой цель поднять самочувствие пациента с отметки плюс три до плюс восемь, тренировка воли оказывается важнее, чем изменение внешних обстоятельств. Развитие достоинств и добродетелей, равно как их использование в повседневной жизни, сводится к умению делать выбор. И важнейшим фактором для этого становятся не внешние условия, а собственные свершения и творческая деятельность.

    Далее я предлагаю читателям свой метод «позитивного лечения». Прочитав характеристики основных достоинств, подумайте, какими из них обладаете вы и как их можно использовать в повседневной жизни. Именно с этого для нас начнется путь к счастливой жизни.

    Двадцать четыре достоинства

    Добродетелей, сколько ни искал я в книгах, оказалось довольно мало, ибо авторы часто называют разными именами одно и то же.

    (Бенджамин Франклин)

    Быть добродетельным человеком — это значит проявлять на практике (не без помощи воли) шесть основных добродетелей: мудрость, мужество, гуманизм, справедливость, умеренность и духовность (трансцендентность). Проявляются эти добродетели по-разному: так, справедливость может выразиться в лояльности властям, умении работать в команде, лидерских качествах, способности всегда оставаться добропорядочным гражданином своей страны и т. д. Способы проявления добродетелей я и называю достоинствами. В отличие от более абстрактных добродетелей, достоинства можно приобрести и они вполне поддаются измерению. Далее я попытался коротко описать достоинства, ценимые у всех народов. Ознакомившись с их перечнем, подумайте, какие из этих достоинств присущи лично вам.

    Но какие из положительных человеческих качеств можно причислить к достоинствам? Во-первых, достоинством можно назвать ту черту, которая проявляется в течение продолжи тельного времени и в разных ситуациях. Проявление доброты в одном-единственном случае еще не свидетельствует о гуманизме.

    Во-вторых, достоинства ценны сами по себе. Конечно, их про явление положительно сказывается на нашей жизни: к примеру, лидерские способности приносит известность, продвижение по службе и повышение зарплаты. Но главное здесь то, что достоинства хороши сами по себе, независимо от результатов. Еще Аристотель говорил, что поступки, продиктованные внешними причинами, нельзя назвать добродетельными, так как они совершены вынужденно, под давлением обстоятельств.

    Примеры достоинств мы нередко находим в том, что родители могут пожелать своему новорожденному («Я хочу, чтобы мой ребенок вырос любящим, храбрым, благоразумным»). Вряд ли кто-то пожелает что-то вроде «Хочу, чтобы у ребенка не было психических отклонений» или «Пусть мой сын станет менеджером среднего звена!» — ну, в крайнем случае «…и желаем тебе, дочка, выйти замуж за миллионера». Достоинства — это те качества, ценность которых не нуждается в комментариях.

    Проявление ваших достоинств не уменьшает достоинств других людей. Наоборот, положительный пример вдохновляет окружающих. Люди могут позавидовать вам, но «белой» завистью. Проявление того или иного достоинства, как правило, вызывает у людей крайне позитивные эмоции — гордость за себя или за другого, удовлетворение, радость, ощущение полноты жизни и гармонии. Поэтому проявление таких качеств беспроигрышно: от этого всем хорошо.

    Общество поддерживает демонстрацию лучших черт человеческой личности и закрепляет их при помощи общественных институтов, традиций, басен, афоризмов и детских сказок. Различные игры, кружки, состязания помогают детям и подросткам применить похвальные черты характера на практике, в безопасной ситуации и под руководством наставников. Школьные советы способствуют развитию гражданских и лидерских качеств. Командные игры и занятия дают возможность воспитать в себе чувство ответственности, умение работать в коллективе и преданность общим интересам. Уроки Закона Божьего закладывают фундамент веры. Конечно, иногда взрослые перегибают палку, а то и вовсе сбиваются с верного пути — как, например, хоккейные тренеры, настраивающие подростков на победу любой ценой, или любители конкурсов красоты для шестилеток, — но такие промахи слишком очевидны, и общественное мнение их порицает.

    Все те люди, чьи образы служат нам вдохновляющими при мерами, иллюстрируют какие-либо достоинства и добродетели. Подобные примеры выхватываются из жизни, передаются в легендах, ими наполнены художественные произведения. Любимые спортсмены, литературные герои, известные изобретатели и политические деятели, авторы бестселлеров и герои сериалов являют нам образцы упорства, любви к учению, творческих способностей, доброты, любви к людям, лидерских качеств, самообладания и цельности.

    Иногда мы сталкиваемся со случаями очень раннего проявления тех или иных достоинств в одаренных детях. Последний семинар по позитивной психологии в Пенсильванском университете я начал с того, что попросил студентов рассказать какую-нибудь историю из своей жизни, характеризующую их с лучшей стороны. (Надо сказать, такие занятия разительно отличаются от семинаров по анормальной психологии, где студенты вынуждены рассказывать о психических травмах, полученных в детстве). Сара, бойкая студента выпускного курса, первой поведала нам свою историю. Когда ей было всего десять лет, девочка заметила, что отец часто допоздна засиживается на работе и родители отдалились друг от друга. Она испугалась, что папа и мама могут развестись. Ничего не сказав родителям, Сара пошла в библиотеку и взяла несколько книг по психологии семейных отношений (что само по себе замечательно). Дальнейшая история произвела на нас еще более сильное впечатление. За ужином Сара попыталась превратить обычный разговор в сеанс психотерапии, настаивая, чтобы родители решали все проблемы сообща, приводили обоснованные аргументы, рассказали, чем каждый из них недоволен. При этом она оперировала терминами бихевиоризма и т. д. Десятилетняя Сара оказалась настоящим вундеркиндом в области человеческих отношений и, как вы уже догадались, сумела уберечь родителей от развода.

    Однако наряду с вундеркиндами существует и немало идиотов (этот термин заимствован из греческого языка, в котором он означал «одиночку», «нелюдимого человека»). Такие люди не способны разумно выстроить модель поведения. Их истории весьма разнообразны, и множество примеров можно найти на страницах архивов Комитета Дарвиновских премий (www.darwinawards.com). В отличие от Рэйчел Карсон, чья книга «Тихая весна» свидетельствует о величайшем благоразумии, главный герой следующего сюжета явно лишен этого достоинства.

    Молодой человек из Хьюстона решил поиграть в русскую рулетку полуавтоматическим пистолетом сорок пятого кали бра. Придя в гости к друзьям, девятнадцатилетний Рашад объявил, что хочет сыграть в смертельную игру. Очевидно, парень не знал, что его пистолет, в отличие от револьвера, автоматически досылает патрон, после того как взведен курок. При этом шансы выиграть в русскую рулетку, естественно, равны нулю.

    Наших детей — по крайней мере, по нашему мнению окружают сплошь положительные примеры, так что вопрос, когда и почему они успевают усвоить примеры отрицательные, остается для нас загадкой…

    Последний критерий достоинств — их повсеместность, укорененность почти в каждой культуре мира. Конечно, без исключений и здесь не обойтись. Например, у людей из африканского племени Айк, судя по всему, не особенно ценится такое качество, как доброта [151]. Именно поэтому мы считаем достоинства широко распространенными, но не универсальными качествами. Однако исключения, подобные племени Айк, крайне редки и тотчас бросаются в глаза. Отсюда следует, между прочим, что и многие качества, слывущие достоинствами у современных американцев — красивая внешность, богатство, честолюбие, самодовольство, известность, оригинальность и т. п., — с нашей точки зрения, таковыми не являются. Возможно, эти качества тоже заслуживают изучения, но не в первую очередь, поскольку наша цель — понять, что такое счастливая жизнь не только для американца, но и японца или жителя Ирана [152].

    Каковы ваши главные достоинства?

    Прежде чем я назову вам двадцать четыре основных достоинства, приглашаю всех, у кого есть такая возможность, зайти на мой веб-сайт www.authentichappiness.org, чтобы выполнить следующий тест. Оценка своих достоинств займет у вас максимум двадцать пять минут. Кроме того, вы получите возможность сравнить свои результаты с показателями других людей. Те, у кого нет доступа в Интернет, могут выполнить тест по книге. Привожу сокращенный вариант: вам придется ответить только на два самых важных вопроса из каждой рубрики. На конечный результат это практически не повлияет. Если вы пожелаете побольше узнать о каждом достоинстве — можете обратиться к научной литературе (см. библиографию в конце книги).

    Мудрость и знания

    Первая добродетель связана с мудростью. Я расположил шесть достоинств, помогающих обрести мудрость и знания, по степени возрастания их важности — от любознательности до умения видеть перспективу.

    1. Любознательность, интерес к окружающему миру.

    Любознательность — это желание испробовать что-то новое и терпимость к тому, что непривычно и чуждо. Любознательные люди не только с пониманием относятся к чужим взглядам, но и проявляют к ним интерес. Интерес к окружающему миру может быть весьма узконаправленным (сфокусированным, к примеру, на многоцветковых розах), а может принимать формы любопытства ко всему на свете. Любознательность предполагает активное стремление узнать что-то новое, а не пассивное поглощение информации — как это бывает, когда мы переключаем каналы, развалившись на диване перед телевизором. Черта, противоположная любознательности, — скука и отсутствие интереса к чему бы то ни было.

    Если у вас нет возможности пройти тест на сайте, ознакомьтесь, пожалуйста, со следующими вопросами и выберите наиболее подходящий вариант ответа.

    А. Я всегда любознателен.

    Точно соответствует истине 5

    В общем, это про меня 4

    Нейтрально 3

    Не про меня 2

    Совершенно не про меня 1

    Б. Мне все быстро надоедает.

    Точно соответствует истине 1

    В общем, это про меня 2

    Нейтрально 3

    Не про меня 4

    Совершенно не про меня 5

    Суммарный балл вопросов А и Б:…..

    2. Любовь к знаниям.

    Вам нравится узнавать что-то новое — не важно, от преподавателя или по собственной инициативе. Вы любите ходить в школу, читать, бродить по музеям — словом, все, что приносит новые знания. Существует ли область, в которой вы чувствуете себя специалистом? Ваши знания ценят только друзья или более широкий круг людей? Стремитесь ли вы учиться по собственному желанию или под влиянием внешних стимулов? Например, работники почты превосходно разбираются в значении почтовых индексов, но подобные знания нельзя считать результатом любви к знаниям, поскольку они приобретаются в силу необходимости.

    А. Я с удовольствием узнаю что-то новое.

    Точно соответствует истине 5

    В общем, это про меня 4

    Нейтрально 3

    Не про меня 2

    Совершенно не про меня 1

    Б. Я не посещаю ни музеи, ни другие культурные учреждения.

    Точно соответствует истине 1

    В общем, это про меня 2

    Нейтрально 3

    Не про меня 4

    Совершенно не про меня 5

    Суммарный балл вопросов А и Б:…..

    3. Способность к суждению, критическое мышление и открытость новому.

    Способность обдумать и всесторонне проанализировать то или иное явление — весьма важное для вас качество. Вы не спешите с выводами и, принимая решения, полагаетесь только на веские аргументы. В зависимости от последних вы способны изменить свою точку зрения.

    Под способностью к суждению здесь подразумевается умение объективно оценить информацию, выбирая полезное и отсеивая ненужное. В данном случае способность к суждению выступает как синоним критического мышления. Такая реалистическая установка прямо противоположна «отсутствию логики» у склонных к депрессии людей, всегда преувеличивающих роль собственной персоны («во всем всегда виноват я сам») и не способных к компромиссам («черно-белое мышление»). Свойство, противоположное критическому мышлению, — везде и во всем видеть подтверждение своим взглядам. Критическое мышление — одно из проявлений здоровой способности не смешивать собственные запросы и потребности с реалиями окружающего мира.

    А. В случае необходимости я способен мыслить критически.

    Точно соответствует истине 5

    В общем, это про меня 4

    Нейтрально 3

    Не про меня 2

    Совершенно не про меня 1

    Б. Я склонен к скоропалительным выводам.

    Точно соответствует истине 1

    В общем, это про меня 2

    Нейтрально 3

    Не про меня 4

    Совершенно не про меня 5

    Суммарный балл вопросов А и Б:…..

    4. Изобретательность, оригинальность, практический ум и здравый смысл.

    Проявляете ли вы изобретательность, чтобы достичь желаемой цели? Вас не удовлетворяет традиционный подход к тому или иному занятию? Значит, вы творческая личность, причем не только в искусстве. К этой же группе качеств относится так называемый практический ум, или здравый смысл.

    А. Мне нравится все делать по-новому.

    Точно соответствует истине 5

    В общем, это про меня 4

    Нейтрально 3

    Не про меня 2

    Совершенно не про меня 1

    Б. Большинство моих друзей гораздо более творческие личности, чем я сам.

    Точно соответствует истине 1

    В общем, это про меня 2

    Нейтрально 3

    Не про меня 4

    Совершенно не про меня 5

    Суммарный балл вопросов А и Б:…..

    5. Знание людей и себя самого, умение общаться.

    Знание людей предполагает, что вы понимаете, какие скрытые мотивы и чувства ими движут, и способны правильно отреагировать на их поступки. Вы умеете подмечать различия в настроениях, характерах, целях и желаниях окружающих и действуете на основе этих наблюдений [157,158]. Не стоит путать это достоинство с вдумчивостью и склонностью к размышлениям, знание людей скорее связано с поведением в обществе.

    Знание себя означает, что вы умеете анализировать собственные эмоции и вести себя соответствующим образом. Знание себя и людей, слитое воедино, Даниель Големан назвал «эмоциональной мудростью» [159]. Это достоинство служит основой многих других, таких, как доброта и лидерство.

    Одно из проявлений «эмоциональной мудрости» — умение находить ту «нишу», где вы можете применить свои способности. Подумайте, позволяет ли ваша работа, личная жизнь или хобби применять вам свои способности? Зарабатываете ли вы на жизнь, делая то, что у вас лучше всего получается? Согласно опросу, проведенному организацией Gallup [160, 161], люди, получающие наибольшее удовлетворение от работы, ответили на этот вопрос утвердительно. Вспомните Майкла Джордана, который был посредственным бейсболистом, но нашел себя в баскетболе.

    А. Я могу приспособиться к любой ситуации.

    Точно соответствует истине 5

    В общем, это про меня 4

    Нейтрально 3

    Не про меня 2

    Совершенно не про меня 1

    Б. Я плохо улавливаю чувства других людей.

    Точно соответствует истине 1

    В общем, это про меня 2

    Нейтрально 3

    Не про меня 4

    Совершенно не про меня 5

    Суммарный балл вопросов А и Б:…..

    6. Умение видеть перспективу.

    Речь идет о способности, наиболее близкой к мудрости. Ваши знакомые обращаются к вам как человеку опытному, приходят за советом, когда им надо решить какую-то проблему или что-либо спланировать на будущее. Ваше умение смотреть на вещи и на мир в целом представляет ценность для окружающих. Вы способны дать разумный совет в самой серьезной и ответственной ситуации.

    А. Я всегда способен взглянуть на происходящее в целом, с учетом перспективы.

    Точно соответствует истине 5

    В общем, это про меня 4

    Нейтрально 3

    Не про меня 2

    Совершенно не про меня 1

    Б. Ко мне редко обращаются за советом.

    Точно соответствует истине 1

    В общем, это про меня 2

    Нейтрально 3

    Не про меня 4

    Совершенно не про меня 5

    Суммарный балл вопросов А и Б:…..

    Мужество

    Достоинства, связанные с понятием «мужество», обычно предполагают волевые усилия ради достижения серьезных целей. Нередко мужественные поступки совершаются перед лицом опасности или в трудных обстоятельствах. Эту добродетель почитают все народы, и у каждой страны есть свои герои. Составляющие мужества — храбрость, упорство и цельность характера [165,166].

    7. Храбрость.

    Если человек храбр, он не дрогнет, столкнувшись с опасностью, трудностью или болью. Храбрость — нечто большее, чем стойкость под огнем противника. Она проявляется в любых испытаниях. Исследователи различают моральную и физическую храбрость, храбрость при отсутствии страха и при его наличии.

    Храбрый человек способен разграничить эмоциональную и поведенческую составляющие страха и не пускаться в бегство, не прятать голову в песок, когда ему грозит опасность, несмотря на то, что в глубине души он боится. Одним словом, храбрость — не в отсутствии страха, а в умении его преодолеть [167].

    На протяжении веков понятие храбрости эволюционировало. Если раньше оно означало, в первую очередь, отвагу на войне, на поле брани (физическую храбрость), то теперь оно означает и моральное, психологическое мужество. Моральное мужество — это способность выполнять свой долг, несмотря на грозящие опасности или неприятности. Пример морального мужества — поступок негритянки Розы Парке, отважившейся сесть на переднее сиденье автобуса в г. Монтгомери (штат Алабама). Психологическое мужество позволяет с достоинством, хладнокровно и даже весело переносить серьезные испытания или тяжелую болезнь [168,169].

    А. Я всегда выполняю свой долг, несмотря на любые трудности и опасности.

    Точно соответствует истине 5

    В общем, это про меня 4

    Нейтрально 3

    Не про меня 2

    Совершенно не про меня 1

    Б. Я часто падаю духом перед лицом серьезных трудностей или опасностей.

    Точно соответствует истине 1

    В общем, это про меня 2

    Нейтрально 3

    Не про меня 4

    Совершенно не про меня 5

    Суммарный балл вопросов А и Б:…..

    8. Упорство, трудолюбие, прилежание.

    Человек, обладающий этими качествами, всегда доводит начатое дело до конца, сколь бы трудным ни оказалось пред приятие, и делает это энергично, не жалуясь на тяготы. Он выполняет то, что обещал, и даже больше. Однако это вовсе не значит, что такой человек с тупым упорством будет стремиться достичь недостижимого. Настойчивость нередко сочетается с гибкостью, реалистичным взглядом на жизнь и отсутствием навязчивого стремления к совершенству. Амбициозность бывает как негативной, так и позитивной. Данному набору достоинств обычно сопутствует позитивная амбициозность.

    А. Я всегда довожу начатое дело до конца.

    Точно соответствует истине 5

    В общем, это про меня 4

    Нейтрально 3

    Не про меня 2

    Совершенно не про меня 1

    Б. Занимаясь каким-либо делом, я часто отвлекаюсь от основной цели.

    Точно соответствует истине 1

    В общем, это про меня 2

    Нейтрально 3

    Не про меня 4

    Совершенно не про меня 5

    Суммарный балл вопросов А и Б:…..

    9. Цельность натуры, искренность, честность.

    Вы — честный человек не только потому, что говорите правду. Вы живете, честно следуя своим принципам. На жизнь смотрите трезво и звезд с неба не хватаете. Под цельностью и искренностью я подразумеваю не только умение сказать правду в глаза, но откровенно выражать свои взгляды и намерения в собственных делах и словах [170]. Как писал Шекспир, «Будь верен сам себе, тогда ты не изменишь и другим».

    А. Я всегда исполняю обещания.

    Точно соответствует истине 5

    В общем, это про меня 4

    Нейтрально 3

    Не про меня 2

    Совершенно не про меня 1

    Б. Мне еще никто не говорил, что я реалист.

    Точно соответствует истине 1

    В общем, это про меня 2

    Нейтрально 3

    Не про меня 4

    Совершенно не про меня 5

    Суммарный балл вопросов А и Б:…..

    Гуманизм и любовь

    Эти достоинства проявляются, в основном, в общении: с друзьями, знакомыми, родственниками и просто первыми встречными людьми.

    10. Доброта и щедрость.

    Вы добры и великодушны к людям и охотно откликаетесь на просьбы. Вам нравится делать добро окружающим, даже незнакомым. Часто ли вы принимаете близко к сердцу интересы других? Все достоинства, принадлежащие к категории доброты, основаны на этой способности [171]. Быть добрым — значит жить проблемами ближних, свои собственные оставляя на потом. Есть ли рядом с вами те, за кого вы чувствуете ответственность, — члены семьи, друзья, коллеги? Сочувствие и сострадание — важные составляющие доброты. Шелли Тейлор [172] пришла к выводу, что на неожиданные неприятности большинство мужчин отвечают реакцией «нападения или бегства», в то время как типично женская реакция включает в себя сочувствие и заботу.

    А. Я недавно помог соседу, причем добровольно.

    Точно соответствует истине 5

    В общем, это про меня 4

    Нейтрально 3

    Не про меня 2

    Совершенно не про меня 1

    Б. Я очень редко принимаю близко к сердцу судьбы других людей.

    Точно соответствует истине 1

    В общем, это про меня 2

    Нейтрально 3

    Не про меня 4

    Совершенно не про меня 5

    Суммарный балл вопросов А и Б:…..

    11. Способность любить и быть любимым.

    Для вас крайне важны близкие отношения с другими людьми? Те, кого вы искренне любите, относятся к вам так же? Если да, то вы способны любить и быть любимым. Способность любить подразумевает нечто большее, чем принято думать у нас, — недаром распространенные на Востоке «плановые» браки оказываются более прочными, чем западные браки по любви.

    Нередко люди — особенно мужчины — более склонны любить, чем позволять любить себя (по крайней мере, это наблюдается в нашей культуре). Джордж Вайант, проводивший недавно опрос гарвардских выпускников 1939–1944 годов, обнаружил довольно яркое тому подтверждение. Один из респондентов, врач, показал Джорджу стопку писем, присланных благодарными пациентами. «Знаете, Джордж, — проговорил он со слезами на глазах, — я их не читал». Человек, всю жизнь посвятивший людям, совершенно не умел принимать их ответную любовь.

    А. Среди моих друзей есть те, кто заботится обо мне не меньше, чем о себе.

    Точно соответствует истине 5

    В общем, это про меня 4

    Нейтрально 3

    Не про меня 2

    Совершенно не про меня 1

    Б. Я не часто позволяю себя любить.

    Точно соответствует истине 1

    В общем, это про меня 2

    Нейтрально 3

    Не про меня 4

    Совершенно не про меня 5

    Суммарный балл вопросов А и Б:…..

    Справедливость

    Достоинства этой группы обычно проявляются в общественной деятельности, в отношениях с целой группой людей: семьей, соседями, согражданами и гражданами любых других стран.

    12. Коллективизм, чувство долга, командный дух и преданность.

    Вы — уважаемый член коллектива, преданный его интересам. Вы всегда добросовестно выполняете свои обязанности и переживаете за общий успех. Именно этого требуют перечисленные достоинства. Справляетесь ли вы со своей частью работы? Соблюдаете ли вы интересы коллектива, даже если они идут вразрез с вашими собственными? Уважаете ли вы тех, кто наделен властью в силу общественного положения (учителей, тренеров)? Чувствуете ли свое единство с коллективом? Проявляете ли не бездумную и тупую покорность, а сознательное уважение по отношению к старшим — то «старомодное» качество, которое многие родители хотели бы видеть в своих детях?

    А. Лучше всего я работаю в команде.

    Точно соответствует истине 5

    В общем, это про меня 4

    Нейтрально 3

    Не про меня 2

    Совершенно не про меня 1

    Б. Я еще подумаю, прежде чем решиться пожертвовать собственными интересами в пользу моего коллектива.

    Точно соответствует истине 1

    В общем, это про меня 2

    Нейтрально 3

    Не про меня 4

    Совершенно не про меня 5

    Суммарный балл вопросов А и Б:…..

    13. Справедливость.

    Вы не позволяете чувствам влиять на оценку. Всем людям предоставляете равные шансы. В повседневной жизни вы руководствуетесь либеральными принципами. Благополучие окружающих, даже посторонних, вы цените не менее высоко, чем свое собственное. Считаете ли вы, что одинаковые поступки заслуживают одинаковой оценки? Способны ли вы отбросить предубеждения? [173,174]

    А. Я одинаково отношусь ко всем людям, независимо от их положения.

    Точно соответствует истине 5

    В общем, это про меня 4

    Нейтрально 3

    Не про меня 2

    Совершенно не про меня 1

    Б. Если я кого-то недолюбливаю, мне трудно относиться к нему объективно.

    Точно соответствует истине 1

    В общем, это про меня 2

    Нейтрально 3

    Не про меня 4

    Совершенно не про меня 5

    Суммарный балл вопросов А и Б:…..

    14. Лидерские качества.

    Вы — хороший организатор, умеете наладить эффективную работу коллектива и поддержать добрые отношения между коллегами. Вам хорошо известно, что лидер обязан проявлять особую осмотрительность, «выказывая не злобу, а доброту, но сохраняя твердость».

    Так, национальный лидер должен уметь прощать врагов и применять к ним те же моральные принципы, что и к своим согражданам. (Положительным примером могут послужить достижения Нельсона Манделы, отрицательным — ошибки Слободана Милошевича) Национальный лидер должен также отвечать за свои поступки, освобождаться от заблуждений прошлого и стремиться к миру. Перечисленные качества общенационального лидера, безусловно, распространяются на военачальников, президентов компаний, топ-менеджеров, начальников полиции, ректоров, директоров школ, владельцев приютов для бездомных, председателей студенческих советов и т. д.

    А. Я способен организовать работу коллектива, не изводя сотрудников.

    Точно соответствует истине 1

    В общем, это про меня 2

    Нейтрально 3

    Не про меня 4

    Совершенно не про меня 5

    Б. Я плохо умею организовать работу коллектива.

    Точно соответствует истине 1

    В общем, это про меня 2

    Нейтрально 3

    Не про меня 4

    Совершенно не про меня 5

    Суммарный балл вопросов А и Б:…..

    Умеренность

    Одна из основных добродетелей, умеренность, состоит в самоограничении, сдерживании своих желаний и аппетитов. Умеренный человек не подавляет своих желаний — он ждет удобного момента их удовлетворить, не нанеся при этом ущерба ни себе, ни окружающим.

    15. Самоконтроль.

    Когда нужно, вы легко удерживаете под контролем свои желания, потребности и порывы. Свои представления о том, что хорошо, а что — дурно, вы умеете воплощать в жизнь. Способны ли вы контролировать свои чувства, когда происходит что-то дурное? Умеете нейтрализовать свои отрицательные эмоции? Способны хранить самообладание в трудную минуту?

    А. Я контролирую свои эмоции.

    Точно соответствует истине 5

    В общем, это про меня 4

    Нейтрально 3

    Не про меня 2

    Совершенно не про меня 1

    Б. Я с трудом выдерживаю диету.

    Точно соответствует истине 1

    В общем, это про меня 2

    Нейтрально 3

    Не про меня 4

    Совершенно не про меня 5

    Суммарный балл вопросов А и Б:…..

    16. Благоразумие, скромность, осторожность.

    Вы осторожны и нечасто совершаете такое, о чем впоследствии приходится жалеть. Человек благоразумный, вы взвесите все доводы за и против, прежде чем что-то предпринять. Вам свойственны дальновидность и целеустремленность, умение жертвовать сиюминутными выгодами ради долгосрочных целей [176–178].

    В нынешнем, полном опасностей мире все родители хотят, чтобы их дети росли благоразумными. «Будь осторожен!» — напоминают они во дворе, в автомобиле, в гостях, при выборе спутника жизни или профессии.

    А. Я избегаю занятий, угрожающих здоровью.

    Точно соответствует истине 5

    В общем, это про меня 4

    Нейтрально 3

    Не про меня 2

    Совершенно не про меня 1

    Б. Я часто ошибаюсь, выбирая друзей и знакомых.

    Точно соответствует истине 1

    В общем, это про меня 2

    Нейтрально 3

    Не про меня 4

    Совершенно не про меня 5

    Суммарный балл вопросов А и Б:…..

    17. Смирение и скромность.

    Вы не стремитесь на свет рампы: предпочитаете, чтобы ваши достоинства говорили сами за себя. Вы не считаете себя особенным, и окружающие ценят вашу скромность. Вы — человек без претензий. К чему носиться со своими желаниями, победами и поражениями? Что такое наши промахи или удачи с точки зрения вечности? Вы действительно смиренны, если для вас все это — не показная скромность, а стиль жизни.

    А. Я меняю тему, когда люди начинают говорить мне комплименты.

    Точно соответствует истине 5

    В общем, это про меня 4

    Нейтрально 3

    Не про меня 2

    Совершенно не про меня 1

    Б. Я часто рассказываю о своих успехах.

    Точно соответствует истине 1

    В общем, это про меня 2

    Нейтрально 3

    Не про меня 4

    Совершенно не про меня 5

    Суммарный балл вопросов А и Б:…..

    Трансцендентность (духовность)

    Свободный от религиозных ассоциаций термин «трансцендентность» мы используем для обозначения той группы достоинств, которые традиционно именуются духовностью и включают такие вполне светские качества, как энтузиазм и благодарность. Речь идет об эмоциональных достоинствах, которые помогают нам выйти за пределы собственной личности, соединяясь с чем-то большим и гораздо более долговечным, чем мы сами, — с человечеством, с эволюцией, с Божественным началом, со Вселенной.

    18. Чувство прекрасного.

    Вы замедляете шаг, чтобы понюхать розы. Вы цените красоту и совершенство во всем: в природе, в искусстве, в науке, в событиях повседневной жизни. Нередко к вашим чувствам примешивается благоговение. Спортивное мастерство, моральное благородство, добродетель — все это рождает в вас возвышенные чувства [179].

    А. Недавно я испытал восторг, созерцая произведение искусства (слушая музыку, наслаждаясь спектаклем, спортивным зрелищем, изучая достижения науки).

    Точно соответствует истине 5

    В общем, это про меня 4

    Нейтрально 3

    Не про меня 2

    Совершенно не про меня 1

    Б. За последний год я не создал ничего прекрасного.

    Точно соответствует истине 1

    В общем, это про меня 2

    Нейтрально 3

    Не про меня 4

    Совершенно не про меня 5

    Суммарный балл вопросов А и Б:…..

    19. Благодарность.

    Вы помните все хорошее в своей жизни, но не воспринимаете это как нечто само собой разумеющееся и всегда находите возможность поблагодарить хорошего человека. Благодарность — это признание чьего-то морального превосходства, она предполагает умение удивляться и радоваться жизни. Мы благодарны, когда люди делают нам добро и хорошо к нам относятся, но можем испытывать и более абстрактное чувство признательности («Как хорошо, что ты есть на свете»). Можно быть благодарным и внеличным, внечеловеческим факторам — Богу, природе, животным и т. д. Помните, что слова благодарность и благодать имеют общее происхождение.

    А. Я всегда благодарю людей, даже за мелочи.

    Точно соответствует истине 5

    В общем, это про меня 4

    Нейтрально 3

    Не про меня 2

    Совершенно не про меня 1

    Б. Я редко задумываюсь над тем, кому и за что должен быть благодарен.

    Точно соответствует истине 1

    В общем, это про меня 2

    Нейтрально 3

    Не про меня 4

    Совершенно не про меня 5

    Суммарный балл вопросов А и Б:…..

    20. Надежда, оптимизм, забота о будущем.

    Вы ждете от будущего только хорошего и строите свою жизнь так, чтобы эти ожидания оправдались. Оптимизм, надежда на лучшее, вера в то, что оно обязательно придет, если очень постараться, планы на будущее — все это помогает вам под держивать хорошее настроение, подбадривает, делает жизнь осмысленной [125].

    А. Я всегда и во всем пытаюсь отыскать положительную сторону.

    Точно соответствует истине 5

    В общем, это про меня 4

    Нейтрально 3

    Не про меня 2

    Совершенно не про меня 1

    Б. Я редко думаю о том, что хотел бы сделать в будущем.

    Точно соответствует истине 1

    В общем, это про меня 2

    Нейтрально 3

    Не про меня 4

    Совершенно не про меня 5

    Суммарный балл вопросов А и Б:…..

    21. Вера, осмысленность жизни, религиозность.

    Вы глубоко убеждены в высшем предназначении человека и Вселенной и знаете, какова в том ваша роль. Эта позиция определяет ваши поступки и обеспечивает душевное спокойствие. Имеется ли у вас ясная жизненная философия, определяющая ваше место в этом огромном мире? Испытываете ли вы привязанность к чему-то большему, нежели ваша собственная персона? Наполняет ли это смыслом вашу жизнь?

    А. Моя жизнь подчинена великой цели.

    Точно соответствует истине 5

    В общем, это про меня 4

    Нейтрально 3

    Не про меня 2

    Совершенно не про меня 1

    Б. Я не знаю, в чем мое призвание.

    Точно соответствует истине 1

    В общем, это про меня 2

    Нейтрально 3

    Не про меня 4

    Совершенно не про меня 5

    Суммарный балл вопросов А и Б:…..

    22. Прощение и милосердие.

    Вы прощаете тех, кто причинил вам зло, всегда даете про винившемуся возможность исправиться. Ваш основной принцип — милосердие, а не месть. Вы знаете не понаслышке, что прощение вызывает положительные изменения прежде всего в душе того, кто прощает. Когда человек прощает, его действия по отношению к «обидчику» все более мотивируются добро той, благодушием и щедростью и все менее — негативными чувствами.

    А. Я живу под девизом: «Кто прошлое помянет — тому глаз вон».

    Точно соответствует истине 5

    В общем, это про меня 4

    Нейтрально 3

    Не про меня 2

    Совершенно не про меня 1

    Б. Я всегда свожу счеты с обидчиками.

    Точно соответствует истине 1

    В общем, это про меня 2

    Нейтрально 3

    Не про меня 4

    Совершенно не про меня 5

    Суммарный балл вопросов А и Б:…..

    23. Веселость и юмор.

    Вы любите смеяться и веселить окружающих. К жизни вы относитесь легко. До сих пор речь шла о «серьезных» чертах характера: доброте, духовности, храбрости, изобретательности и т. д. Шутливость и юмор — совершенно особые свойства. Любите ли вы шутить? Есть ли у вас чувство юмора?

    А. Я всегда по возможности перемежаю работу шуткой и веселостью.

    Точно соответствует истине 5

    В общем, это про меня 4

    Нейтрально 3

    Не про меня 2

    Совершенно не про меня 1

    Б. Я редко говорю смешные вещи.

    Точно соответствует истине 1

    В общем, это про меня 2

    Нейтрально 3

    Не про меня 4

    Совершенно не про меня 5

    Суммарный балл вопросов А и Б:…..

    24. Увлеченность, страстность, энтузиазм.

    Вы — пылкий человек, делая что-либо, полностью отдаетесь своему занятию. Просыпаетесь ли вы утром с радостным ощущением, что впереди — новый день, полный интересных дел? Заражаете ли своей увлеченностью окружающих? Часто ли на вас нисходит вдохновение?

    А. Я всецело отдаюсь всему, что делаю.

    Точно соответствует истине 5

    В общем, это про меня 4

    Нейтрально 3

    Не про меня 2

    Совершенно не про меня 1

    Б. Я нередко бываю подавлен и ко всему безучастен.

    Точно соответствует истине 1

    В общем, это про меня 2

    Нейтрально 3

    Не про меня 4

    Совершенно не про меня 5

    Суммарный балл вопросов А и Б:…..

    Итоги

    Итак, вы прошли тест и оценили, насколько каждое из двадцати четырех достоинств свойственно лично вам. Теперь прошу вас еще раз переписать свои результаты, а затем расположить достоинства каждой группы в порядке «убывания» баллов.

    Мудрость и знание

    1. Любознательность

    2. Любовь к знаниям

    3. Способность к суждению

    4. Изобретательность

    5. Умение общаться

    6. Умение видеть перспективу

    Мужество

    7. Храбрость

    8. Упорство

    9. Цельность натуры

    Гуманизм и любовь

    10. Доброта

    11. Способность любить и быть любимым

    Справедливость

    12. Коллективизм

    13. Справедливость

    14. Лидерские качества

    Умеренность

    15. Самоконтроль

    16. Благоразумие

    17. Смирение

    Трансцендентность (духовность)

    18. Чувство прекрасного

    19. Благодарность

    20. Надежда

    21. Вера

    22. Прощение

    23. Юмор

    24. Увлеченность

    Возможно, одно или несколько ваших достоинств получили по 9-10 баллов. Это и есть ваши главные достоинства. Подчеркните их. Те качества, которые вы оценили менее чем в 6 баллов, представляют собой ваши уязвимые места.

    В следующей части книги мы обсудим, как использовать свои достоинства в работе, любви и воспитании детей. Вы увидите, что каждодневная активность ваших достоинств — решающее условие «счастливой жизни». Почти каждый эпизод нашей жизни (см., например, беседу с моей дочерью Никки во второй главе) убеждает нас в том, что наши сильные стороны помогают бороться со слабостями и решать любые проблемы. Чтобы чувствовать себя счастливыми, необходимо почаще пускать их вход.

    Индивидуальные достоинства

    Внимательно рассмотрите пять своих сильнейших достоинств. С уверенностью могу сказать, что большинство из них в действительности характеризует вашу личность. К примеру, моими достоинствами, по результатам этого теста, оказались любовь к знаниям, упорство, лидерство, изобретательность и вера. Из этих качеств я признаю все, кроме лидерства: по большому счету, руководить — не мое призвание. Выполняя такие обязанности, по вечерам я чувствую себя коркой выжатого лимона. Я считаю минуты и бываю несказанно счастлив, когда этот кусок работы заканчивается и я могу вернуться в семью.

    Думаю, каждый человек обладает неповторимым набором индивидуальных достоинств, присущих именно ему. Интуитивно это чувствуя, мы стараемся каждый день использовать их в работе и на отдыхе, в любви и в воспитании детей. Еще раз взгляните на каждое из своих достоинств и подумайте, применимо ли к нему следующее:

    — чувство истинности, неподдельности: «это — действительно мое!»;

    — проявляя его, я вхожу в азарт, особенно вначале;

    — я быстро усваиваю, как использовать это качество;

    — постоянно ищу новые пути его применения;

    — нередко жажду пустить его в ход;

    — я уверен, что оно мне нужно;

    — использование этого качества заряжает меня энергией, а не утомляет;

    — удачное применение этого качества вызывает во мне радость, энтузиазм и даже восторг.

    Если хотя бы одно из этих утверждений применимо к тому или иному качеству, можно смело назвать его вашим индивидуальным достоинством. Пользуйтесь им как можно чаще и в разных ситуациях. Если же ни одно из этих утверждений к вашему пред полагаемому достоинству не подходит — это не та способность, которую вам хотелось бы развивать в работе и личной жизни. Таким образом, счастливую жизнь мы определяем как возможность реализовать в повседневной жизни свои индивидуальные достоинства, получая духовное удовлетворение и достигая истинного счастья. Искусству реализации индивидуальных достоинств посвящена заключительная часть этой книги.


    Примечания:



    2

    4 мая 1886 года на Хеймаркет-сквер в Чикаго анархисты швырнули бомбу в полицейских, которые готовились разгонять демонстрацию рабочих, добивавшихся восьмичасового рабочего дня. — Прим. ред.



    3

    Концепция, обосновывающая требование всеобщего равенства как принцип организации общественной жизни. — Прим. ред.







     

    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх