|
||||
|
Эпилог. МАВЗОЛЕЙ ЛЕНИ Колика трудоголика Лень как национальный симптомокомплекс
Мир устроен по антиподному принципу: все на свете имеет противоположности, начиная с Господа Бога. Лень тоже, само собой разумеется. А поскольку, как убедились мы, видов лени на земле нашей — океан и маленькая тележка, противолень тоже должна быть безгранично многообразной.
Людмила, ваше письмо трогает душу, но стремление к действию в нем идет впереди стремления к пониманию.... Сперва вникнем: в чем состоит психологическое ядро трудозависимости вашего мужа? Каков ее профиль? («Трудозависимость» — полнее и грамотнее, чем «трудоголизм», но «трудоголик» уже вошел в обиходный язык...) Всегда ли он таким был или стал с какого-то времени? Свойственна ли ему повышенная тревожность и сверхответственность? Является ли работа для него главным или единственным источником ощущения своей самости и подпитки положительной самооценки? Кто он — честолюбивый недоверчивый лидер, во всем полагающийся только на себя? Преданный человек команды, служака? Максималист? Перфекционист (человек, не допускающий ни в каком своем действии результата ниже наилучшего, безошибочного, совершенного)? В какой мере действуют традиции и внушения его родительской семьи? В какой степени значим денежный стимул? Является ли его трудозависимость способом ухода от каких-то конфликтов, внутренних или внешних? Средство заполнения вакуума — бегство от внутренней бедности? — следствие неразвитости других интересов? — Наркоидное забвение некоей боли или неудовлетворенности жизнью?.. То, что в нем действует какая-то защита от вас, видно сразу. А вот почему?.. Мне пока непонятно, а вам предстоит разобраться самой. Только поаккуратней... Когда вам станет ясна стержневая основа, вот это самое психоядро, когда профиль трудозависимости обрисуется достаточно четко, — уверен, найдется и правильное помогающее поведение.
Может статься, оно окажется совершенно иным, чем до сих пор было. Вдруг, например, выяснится, что лучше всего упорно действовать от противного: не удерживать от работы, а гнать на нее, пилить, что работает мало и плохо, что дома намозолил глаза... Смешно, да?.. И страшновато слегка?.. Это и можно, и даже нужно разыгрытать вполсерьеза, памятуя и о том, что веселая игривая жена сумрачному трудоголику — в самый раз, и о том, какие многомиллионные армии жен мужей-паразитов, бездельников, трутней могут вам горькой завистью позавидовать... Этого домашнего комического театра будет, надеюсь, достаточно, чтобы намагничивать его подсознание в сторону, противоположную той, в которую оно доныне магнитилось, чтобы натянутые вожжи трудозависимости слегка ослабели — особенно, если в состав этой зависимости входит его защита от вашей зависимости от него... Сложноватенький наворот?.. На то и психология, чтобы распутывать клубки наших взаимозависимостей. Если бы человек был прост, как валенок, то и мы бы с вами не узнали друг друга... Ода небрежности — Если серьезно, Владимир Львович, если отставить стёбы, действительно ли вы сами ленивы?.. Всерьез ли считаете себя нехотяем и недотягой? Ведь судя по количеству ваших пациентов, научных работ, книг, рисунков, стихов, музыки... — Поверьте, совершенно серьезно: по моей внутренней шкале, для себя самого — ленив вопиюще, ленив безмерно, ленив всю жизнь, Нехотяй многообразный, Недотяга-многостаночник. И в то же время осознаю, что в этом своем убеждении-ощущении могу быть необъективным, что сам не знаю, насколько ленив, и вряд ли это с достоверностью о себе знает хоть кто-нибудь. Работоспособность развил изгнанием саможалости, спортивным азартом и парадоксальным самонастроем: заставляю себя лениться и позволяю себе работать. Вот так и отрудоголился ненароком... — Я прочитал у вас похвалу небрежности, меня это удивило. Небрежность, неряшливость — меня, например, всегда бесит... Своя собственная особо. — Не будем неряшливы в понятиях. Небрежность не есть неряшливость, в которой всегда явственна энтропия — избыток лишнего. Небрежность как раз стремится лишнее исключить. Здоровая небрежность красива, это уверенность в себе, доверие к жизни. Тревожные и неуверенные в себе люди нередко склонны к педантизму, в котором уже слышится шорох патологии. Сколько сломавшихся на тщательности!.. Вот посмотрите: одно из совсем свежих писем — от подруги другого трудоголика.
— Вы уже ответили на это письмо? — Пока не успел... Характер у Гоши так называемый эпилептоидный, или, по Фрейду, анальный. У таких людей часты не только запоры, геморрой и кишечные колики, но и сосудистые спазмы, и мышечные, до судорог. Мышление тугоподвижное, вязкое, застревают на всевозможных подробностях, теряют фокус и темп, не отличают существенное от несущественного... — Неужели и в таких случаях можно помочь? — Если человек сам сознает, что нуждается в психологической помощи — тут точнее употребить слово «коррекция» — то дело небезнадежно. Провести хороший анализ и серию тренингов, главным образом как раз на умение быть небрежным, действовать легко, быстро, потоково, с допущением энного процента ошибок, не жестко-завязанно на результат — глядишь, кое-что переменится. Но в жизни вязким эпилептоидам все же лучше держаться таких видов деятельности, которые дают им авансом кусочки вечности, где не надо спешить. Если применить шахматную модель, то им не стоит играть в блиц-турнирах, зато в играх по переписке могут добиться чемпионского звания. — Можете ли вы сказать, что добились хорошей работоспособности не за счет того, что много работаете, а за счет того, что работаете хорошо, решив проблему самоорганизации? — Наверное, разочарую вас. Проблему самоорганизации я не решил и не рассчитываю решить за обозреваемый остаток жизни. Как и у вас, с младых ногтей «драма неорганизованности» Неряха и забываха, рассеянный, глубоко необязательный гражданин. Таким малодостойным субъектом я осознал себя ещё до первого класса, до первой кляксы... Мои родители были другими. Не какие-то сверхупорядоченные, не педанты, нет, люди просто целесообразные, собранные, в ладах со временем и пространством. Какой ценой им это давалось, как долго и вынужденно вырабатывалось, я, ребенок, представления не имел, понимаю только сейчас. Дом наш не был казармой и не сиял, как выставочный экземпляр, но всякая вещь знала своё место, всякое дело — своё время. Иначе жить было нельзя, потому что жизнь держалась тяжким трудом. И я это понял довольно рано. Я понял — но... Аккуратность, порядок и дисциплина жили со мною рядом, наставляли примером, увещевали, бранили, случалось, даже лупили по заднице — но внутрь меня не внедрялись никак. Мальчик вроде бы не тупой, я отличался выдающейся неспособностью распределять время, блюсти режим, класть вещи на место, поддерживать порядок и чистоту, делать что надо, а не что хочется, выполнять обещания, дававшиеся совершенно искренне... Картина вам в общем ясна: избирательная тупость к организационной стороне жизни, и именно своей жизни. По части же организации иных прочих был куда как востер, рано обнаружил лидерскую жилку, соображал быстро и четко, хватало и энергии, и оптимизма — во мне словно рождался кто-то иной — заметил это ещё в пионерском возрасте.
В качестве организатора и поныне все начатое имею глупость доводить до конца, если только это нужно для кого-то, кроме меня самого, — могу быть собранным, проявляю дисциплину и выдержку. Оказалось, короче, что я все могу, ко всему способен, как всякий обычный человек. Только вот не всегда — не во всякой бытности. — Чем объяснить такое... саморассогласование? — Законами ролевой психологии. Разные роли-бытности включают в нас разные самосознания, разные возможности, разные философии и психологии... — Я умею и люблю готовить, делаю это с большим удовольствием. Но только не для себя. Не просто лень, а даже представить тошно, что я мог бы что-то состряпать для собственной вялой персоны. Когда остаюсь один, готовить моментально разучиваюсь. Для вхождения в ипостась Повара мне нужен кто-то другой. — Мне нечего добавить к вашему пояснению, кроме вывода: для торжества духа и воли над ленью необходим смыслород — бытности, роли, миссии, так или иначе выводящие нас за узкие пределы себя, приобщающие к Смысловому Космосу. И более и прежде всего нужна собственная, внутренняя смыслородность. — А что это? — Ну скажем так: вера в возможность смысла... Мавзолей лени: проект Немного полемики иногда не вредит...
— Владимир Львович, а ведь это наезд?.. — Не привыкать... — Прямо хоть в музей социопсихологии: древне-советский менталитет, именно что махровый, в условиях недоношенного капитализма... — Оно, конечно, не без того, все признаки авторитарного образа мыслей... И уже с первых строчек письма стало ясно, что у человека к проблеме лени отношение лично-болезненное. Наверное, подумал я, ребеночек у него образцовый бездельник И угадал: в следущем письме Геннадий об этом поведал, равно как и том, что в отрочестве сам был лентяем что надо... Ответил я вполушутку — и кажется, не обидел. Геннадий, спасибо за позицию. Следуя призыву называть вещи своими именами, приходится признать: письмо ваше — образчик искусства не видеть в тексте того, что в нем есть, а видеть то, чего нет, — мимочтения: ..дамочке., нечего было написать по теме диссертации, не было., подготовки, вот она и прикрыла свою пустоту ленью.. Из письма, которое я привел, имеющему глаза видно, что никакой пустоты и в помине — серьезная подготовка была, материал собран... Не работалось человеку по иной причине, казавшейся ленью — мы вместе постарались понять, по какой именно, и небезрезультатно... Есть и такое занятие: кривочтение — искусство толковать читаемое вкривь, вкось, поперек... ..знаменитый Леви оправдывает лень и призывает терпеть ее, а не преодолевать.. Давайте тогда уж дальше пойдем, составим по вашей методологии текст для первоапрельской новостной полосы газеты «Московская Пробка». МАВЗОЛЕЙ ЛЕНИ СТАНЕТ МАВЗОЛЕЕМ ЛЕВИ Знаменитый Владимир Леви восхваляет Лень, объявляя ее главным достоинством современного человека и спасительницей рода людского. Левикий психотерапевт призывает возвести Лени памятник в столице мировой Лени — городе Москве, на Красной площади. Учитывая менталитет отечественного насеЛЕНИя и нехватку стройматериалов, Леви предлагает воспользоваться имеющимся ресурсом и в качестве памятника Лени использовать мавзолей Ленина, стерев на его фасаде всего лишь одну последнюю букву нынешней надписи. Проект закона о переименовании мавзолея Ленина в мавзолей Лени уже представлен к рассмотрению на одном из ближайших заседаний Государственной Думы. Из осведомленных источников сообщают, что в дальнейшем, заменив в надписи еще одну букву, Леви рассчитывает трансформировать мавзолей Лени в свой собственный, где и будет вести прием огромного количества новых пациентов. Место удобное, на века.
Лень как национальный симптомокомплекс — Что скажете о распространенном мнении, будто бы лень есть специфическая национальная черта русского человека? — Довольно убогий миф. Предрассудок. — Но ведь не бывает дыма без огня. Образ Ивана-дурака, лежащего на печи... Или Ильи Муромца, тридцать лет и три года на печи пролежавшего... — А зато потом как богатыря понесло?.. Мне кажется, ближе к истине наблюдение, высказанное европейцами пару веков назад: русские медленно запрягают, но быстро ездят. Большая инерция, но и большая сила движения и развития, континентальный размах... Ложное же и вредное представление о русских как о народе-лентяе, пожалуй, более всех присуще самим русским. — Хлебом нас не корми, дай себя покритиковать. Только чур сами, от других критики нелюбим. — А кто любит критику от других?.. Что до лени в национальном масштабе, то это такой же общий симптом разных социально-духовных болезней, как рвота и тошнота — симптом болезней телесных. Стоит почитать литературу и публицистику любого народа, чтобы убедиться, что всякий благонамеренный просвещенный критик нации внутри нации, будь это англичанин, француз, немец, китаец, американец, еврей, японец, грек древний или современный, — обрушивает свои разящие стрелы прежде и более всего на лень, считая ее чертой, присущей именно своему народу и главной причиной чуть ли не всех его бед. Гете, например, в одном из писем писал:
А вот Вольтер, тоже в письме — о своих соотечественниках французах:
— Как узнаваемо, только странно, что вместо нас речь о них... Неужели даже и китайцы и японцы считают себя ленивыми? — Еще как! — и не без оснований, что удивительно. Я учился в мединституте с четырьмя китайцами, из которых три были балбесами и шалопаями, то есть нормальными студентами, и только одна милая девушка по имени Яо Пайпай, в которую я был нежно влюблен, воплощала китайскую национальную, как мы полагаем, черту — трудолюбие. Приглядевшись к Яо внимательней, я убедился, что и она не трудоголик отнюдь, а просто организованнее и четче в мышлении, чем остальные ее сокровники, — просто умней... И японца одного знал, лентяя отменного, работавшего в редакции международного журнала. Осклабясь, он сказал мне однажды: «Наса японса такая зе лентяйса как васа. Но улыбаеса!..» — А наша лентяйса не улыбается, это разница, возможно решающая с точки зрения экономики... Что ж, выходит, количество лени на душу населения во всех странах и нациях одинаково? — Да, похоже, основные различия не в количестве, а в распределении, в идеолого-философских обоснованиях, в стилях и физиономиях лени — улыбается или нет, болтливая или сонная, хамская или не слишком... — Недавно я отдыхал в Испании и с удовлетворением отметил, что есть в мире народ, превосходящий мой родной русский по части помойного безобразия на улицах, по уровню бардачности на транспорте и в общественных учреждениях, по ненавязчивости сервиса... Пофигизм и необязательность испанцев, по-моему, не имеют себе равных в мире. — Вы еще не бывали в Зимбабве... — Зато много раз бывал в моей любимой антисанитарной Индии. Там огромные массы людей беспредельно ленивы, религиозно ленивы... — Может быть, вернее назвать это созерцательной пассивностью, ставшей массовой философией. Столько веков замкнутого кастового общества... В таких обществах людям некуда жить и незачем напрягаться. В нашей истории и сегодняшей жизни есть этому созвучность: русский народ тоже долго задыхался в сословных тисках, которые революция сперва взорвала, а потом в новом качестве законсервировала, одни колхозы чего стоили. Удушье сказывается и доныне... Наpoд для опиума, или Душа как двигатель внутреннего сгорания
Илья, рад приветствовать почти единомышленника. «Если ты не за себя, то кто кто же за тебя? Но если ты только за себя, то зачем ты?» — в этом мы сходимся, и «любовь к общественному благу» для вашего покорного слуги тоже не пустые слова. А вот в чем я с вами не соглашаюсь. ..лень никогда не была психологической категорией и надеюсь, никогда не станет.. Лень не категория. Лень — конкретное состояние тела и психики, состояние души, духа — как отдельного взятого человека, так и общности любого масштаба, человечества включительно. Постоянно-переменная составляющая нашего бытия, как, скажем, погода. Исключить лень из сферы психологии?.. Тогда и любовь исключим, и агрессию?.. Сводить лень к роли «индикатора социального здравого смысла» никак нельзя, хотя таким индикатором она может быть. Говоря точнее, индикатором отсутствия смысла. Стоит все-таки отличать понятия политической и социальной пассивности, апатии общества или его слоев от пассивности и апатии индивидуально-личностного уровня, от лени как таковой. ..неверно., искать руку, которая вытащит их за шкирку из лени, «внутри себя».. Почему же неверно? А где же ее искать, эту руку — в мотивировках, поставляемых кем-то извне?.. Мы это уже проходили. Да, можно сподвигнуть людей на деятельность, стимулируя пряником и/или кнутом, опиумом той выделки или иной, социалистической или капиталистической, коммунистической или фашистской, мусульманской или христианской. Война, голод, религиозное исступление, утопии социальной справедливости, всевозможные наркотики — работает все. Но, во-первых, у всех общественных движений всегда остается в пассиве изрядная масса неразбуженных, незадействованных, «неохваченных», как выражались наши коммунистические активники. До толщи лени народной никакие опиумы не добираются. И слава Богу!.. Во-вторых, история показывает: все возбужденные состояния общества неизбежно, по закону маятника, сменяются раньше или позже периодами долгой глухой пассивности, застоя — социальной лени, она же духовная спячка, если не деградация. Да, настоящее Зачем, противостоящее вечной стихии лени, апатии, энтропии, хаоса, разрушения, — не может не выводить человека вовне — за пределы его убогого конечного существования. Но Руке извне должны навстречу протягиваться целых две — изнутри. Душа — двигатель внутреннего сгорания... Падение вверх
Светлана, спасибо, по сути это вопрос, с одной стороны, о лени, с другой — о смысле всего... ..Ощущение., своего «потолка».. Ну конечно, чуть ли не постоянное. Только я знаю, что оно врет, потому что за потолком-то небо! Что с этим ощущением делать? На улицу вытащить вместе с собой. А лучше в поле, в лес, в горы, в море... Можно и выйти из своего я в Другое, что и приходится — принимая людей, отвечая на письма... Еще есть молитва в запасе... Предпочитаю не в церкви, а на природе, в храме искусств божественных — тут быстро вспоминаешь, что ощущение «потолка» следует отличать от душевной усталости, запыленности бытием... Как узнать, что ты дальше не должен, не можешь, не смеешь, не готов делать? Я бы в этом ряду все слова отличал друг от дружки, а не склеивал в кучу. «Не смеешь» поставил бы на первое место. Не смеешь ведь то, что можешь и готов, но... Не смеешь, не набрал духа... Прыжком-наскоком с разбега или постепенными нащупами-пробами такие препятствия обычно берутся. Потом — «не готов». Данность, но изменяемая: неразвернутый потенциал. К чему не готов, в то, если собственное разумение не сработает, ткнет сама жизнь. И правильней для развития полагать себя более готовым (к чему угодно), чем есть. «Никогда не бойся делать то, что не умеешь, иначе ничему не научишься», — сказал я себе однажды и старательно следую этому правилу за исключением случаев, когда дело касается жизни и здоровья других... А «не можешь» — вот только тут он, потолок. Ну да, есть и предел. Только озадачиваться им смысла нет никакого, как собственным рожденьем и смертью — за тебя позаботятся, обеспечат... Есть на свете животные беспозвоночные, и ничего, существуют, а ты себя беспотолочным считай, так то оно веселее, да вдруг над собой взлетишь... Вдохновение — это падение вверх |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|