|
||||
|
Глава 1. Трудно найти настоящего друга В жизни каждого ребенка однажды происходит очень важное событие: он вступает в новый коллектив – идет в детский сад, заводит знакомых во дворе родного дома, находит приятелей по соседству. Не всегда новый круг общения сразу же становится близким, очень часто ребенку бывает трудно найти настоящего друга, и новые впечатления не приносят ему ничего, кроме обид и разочарований. В чем причины этого? Вам всегда казалось, что у вас милый, обаятельный малыш, общительный со взрослыми, бывающими у вас дома, прекрасно ладящий с их детьми. А тут вдруг замкнулся в себе, не хочет идти в детский сад или во двор, потому что ему не нравится играть с другими детьми. Над этим стоит серьезно задуматься. Дело в том, что естественное состояние ребенка – тянуться к ровесникам, к играм с ними. А если он не ищет друзей, не торопится к ним, замыкается в себе, стремится к одиночеству, значит, расстроились его гармоничные отношения с окружающим его миром, с самим собой. Следует как можно скорее разобраться в причинах этой дисгармонии и спокойно, ненавязчиво исправить положение. Ни для кого не секрет, что все дети абсолютно разные. И попадая в новый коллектив, поначалу даже дети, не имеющие проблем в общении, порой теряются. Что же говорить о тех, кто испытывает трудности в общении со сверстниками из-за своих личностных особенностей (повышенной эмоциональности, нарушения самооценки, агрессивности, замкнутости, застенчивости, конфликтности)? Причины возникновения подобных отклонений в поведении ребенка могут быть самыми разными. Например, из-за излишней привязанности к кому-нибудь из членов семьи, чрезмерной опеки со стороны родителей, избалованности, принудительного ограничения общения малыша по самым разным причинам (боязни отрицательного влияния на него со стороны друзей, болезни кого-либо из членов семьи, усталости родителей после напряженного трудового дня, нежелания нарушать порядок в доме и т. д.). Очень часто принудительная изоляция детей становится следствием якобы соблюдения интересов самого малыша или кого-либо из членов его семьи. Зачастую можно услышать такие высказывания «заботливых» мамаш: «Среди соседских ребят нет подходящей компании моему ребенку». Без специального разрешения такому малышу нельзя шагу шагнуть. Ему запрещают двигаться, играть в шумные игры, словом, делают все возможное, чтобы задержать его естественное развитие. У ребенка, насильственно изолированного от общества сверстников, не удовлетворяется естественная потребность общения. Со временем приедаются даже самые любимые игрушки, и он начинает испытывать эмоциональный дискомфорт. Общение с детьми заменяется многочасовым сидением перед телевизором или компьютерными играми. Это, в свою очередь, приводит к тому, что у него начинаются головные боли, ухудшается зрение, нарушается психика. Привыкнув к постоянному уединению, он вряд ли сможет легко общаться с другими детьми. Впервые столкнувшись с непривычной обстановкой, малыш видит вокруг много новых лиц, не похожих друг на друга детей, у каждого свой характер... Вроде со всеми хочется поиграть, подружиться, но что-то не дает емуу чувствовать себя комфортно в этой казалось бы желанной среде. Ничего удивительного в этом нет. Дело в том, что он привык к общению в тесном семейном кругу, где он чувствовал себя защищенным, окруженным заботой, где все внимание уделялось в основном ему. Рядом всегда были мама, папа, бабушка или дедушка, которые объяснят, помогут, пожалеют... Теперь их рядом нет, и малышу приходится самостоятельно решать такие сложные даже для взрослого проблемы, как подход к новым знакомым, выбор друга или подруги. Зачастую первые подобные контакты с ровесниками заканчиваются печально. Одной из наиболее распространенных причин неумения завязать прочные отношения со сверстниками, как вы уже поняли, становится излишняя застенчивость ребенка. И это, пожалуй, не менее серьезно, чем чрезмерный эгоизм и стремление к лидерству. Такая проблема возникает, как правило, в семье, где родители очень властны и нетерпеливы. Замечая в своем ребенке какие-либо недостатки, они стараются оказать давление на него, считая, что разговор на повышенных тонах, нажим способны их искоренить. Такой метод воспитания лишь усугубляет ситуацию, усиливая застенчивость, которая может вызвать «уход в себя» или «тихую агрессивность». В последнем случае протест со стороны малыша будет выражен не в открытой, а в скрытой форме. И не дай Бог, случится, что с самого раннего возраста он исподтишка будет делать все вам назло. Вторая причина зачастую кроется в том, что ребенку кажется, будто ему уделяют слишком мало внимания. Чаще всего с такой проблемой сталкивается дитя, являющееся в семье первым и некоторое время воспитывавшееся как единственное. Ребенок-эгоист – это всегда творение рук его ближайших родственников, с которыми он живет: мамы, папы, бабушки, дедушки. Родительская любовь в иных семьях очень часто сводится к тому, что малыша заваливают игрушками, покупают ему какую-нибудь дорогую собаку или кошку. Единственным близким другом для него и становится это живое существо. Естественно, такое дитя не научено общению с людьми, тем более с ровесниками, которым очень трудно понять и принять его капризы. Привыкнув ко всеобщему вниманию в семье, малыш и в новом коллективе стремится занять центральное место, стать лидером. Сверстники, как правило, не принимают таких детей в компанию, не хотят подчиняться воле «новичка». А что может быть обиднее для ребенка, действия и слова которого в семье всегда воспринимались как руководство к действию? Естественно, привыкнув быть в центре внимания, он не сможет сразу перестроиться и согласиться вести себя «на равных» со сверстниками. Поэтому он замыкается в себе, становится обидчивым, неразговорчивым или же наоборот, слишком агрессивным, несговорчивым, упрямым. Словом, желание семьи ограничиться одним ребенком, чтобы дать ему все самое лучшее, оборачивается порой серьезной проблемой, так как ребенок не может учиться нормально общаться не только с детьми, но и со взрослыми, требуя безоговорочного выполнения всех своих прихотей. И в том, и в другом случае нарушается гармония взаимоотношений с окружающими, поэтому подрастающему человечку порой так трудно находить друзей среди сверстников не только в раннем детстве, но и значительно позже, когда он повзраслеет. В последнее время ко мне все чаще и чаще обращаются растерянные родители, чьи дети своим поведением напоминают улиток или раков-отшельников и живут в своих тесных замкнутых мирках. Любые попытки сверстников вовлечь их в общение заканчиваются тем, что они прячутся в свой «домик» и не поддаются ни на какие уговоры. Вот рассказ одной из мам: «Когда Машеньке было три года, я ушла с работы. Муж прилично зарабатывает, да и дочке хотелось уделить больше внимания. До этого она ходила в детский сад, и я считала, что нескольких часов вечернего общения и совместных выходных недостаточно, чтобы выстроить нормальные отношения. Теперь доченька всегда у меня на глазах, все как-то спокойнее. Что бы я ни делала – готовлю, глажу белье, стираю, – она всегда рядом: то с куклой возится, то рисует. А вот идем гулять – к детям не подходит. Говорю ей, чтобы пошла поиграла с девочками, а она ни в какую. Через год ей в школу идти, а она от меня ни на шаг. Вожу ее в группу для дошкольников, так приходится все время занятий под дверью сидеть, потому что она меня не отпускает». Причина подобного поведения девочки – внушение, пусть невольное, со стороны матери, что ей может быть хорошо только рядом с нею. Еще один пример. На приеме мама с трехлетним сыном: «Уже целую неделю пытаюсь оставить его в детском саду, но мне это не удается. Каждое утро превращается в кошмар. Как только подходим к детскому саду, он „уходит в себя“, перестает отвечать на мои вопросы. Вчера я его все-таки оставила в саду, а в результате он весь день проплакал, ничего не ел, не играл ни сам, ни с детьми»... Я в присутствии мамы побеседовала с мальчиком и отметила, что у мальчика открытый и доверчивый взгляд, он стремится к общению, искренне хочет, чтобы у него появились друзья. В ходе беседы с мамой я выяснила, что мальчик очень развит: считает до 100, знает буквы, читает наизусть много стихотворений. Дома в основном находится под присмотром бабушки, которая во внуке души не чает и ухаживает за ним, как за тепличным растением. В данном случае наблюдается ситуация, когда у мальчика выработался комплекс – он до того привык к заботливому отношению любящей бабушки, что просто боится остаться один в большом незнакомом коллективе. Я посоветовала маме или бабушке несколько дней побыть в детском саду вместе с мальчиком, чтобы он привык к новой обстановке около близкого человека. Через неделю мама пришла на прием одна и сказала, что мальчик совершенно освоился в новом коллективе, подружился с ребятишками. В чем же дело? Почему в присутствии близких дети быстрее осваиваются в новых условиях? Привыкнув к определенному образу жизни и к общению в узком кругу, они должны пройти так называемый адаптационный период, который поможет им понять, что ничего плохого предстоящая перемена им не принесет. Присутствие родных дало ощущение защищенности, которое и помогло вписаться в новую обстановку, увидеть положительные стороны пребывания в коллективе со сверстниками. И в том, и в другом случае ровесникам хотелось подружиться друг с другом, но излишняя привязанность к родителям, бабушке и вызванная этим застенчивость мешали им раскованно вести себя с ровесниками. Причиной трудностей в общении могут быть не только застенчивость, но и различные травмирующие обстоятельства. Малыша могли обидеть, обозвать, дать нехорошее прозвище. После подобных инцидентов новичку вряд ли захочется общаться с ребятишками, а то и вообще находиться рядом с ними. Такой случай произошел с девочками-тройняшками четырех лет, которые отказались ходить в детский сад, когда их обозвали тремя поросятами (девочки были несколько полноваты). Только особое внимание родителей, которые помогли девочкам воспринять свой недостаток с достаточным чувством юмора, и чуткость воспитательницы другого детсада, сумевшей предотвратить подобный инцидент и ввести сестренок в сплоченный детский коллектив, помогли им найти друзей и избавиться от своих страхов. Как же определить, к какому из описанных типов относится ваш ребенок? Конечно, заботливые родители, уделяющие достаточно внимания своему чаду, без труда ответят на этот вопрос. Но случается и так, что в семье дети ведут себя совершенно иначе, чем вне ее, и порой даже наблюдательные родители не могут дать точного ответа на свой же собственный вопрос: каков мой ребенок? Попробуйте провести несложный психологический тест. Предложите детям изобразить себя в полный рост на белом листе бумаги. Детский рисунок по праву считается «королевским путем» познания мира ребенка (недаром им интересуются не только педагоги и психологи, но и историки, философы, этнографы, художники. Первая публикация о психологии детского рисунка вышла в 1887 году в Италии, и с тех пор количество психологических исследований этой темы неуклонно растет). В особенностях детского творчества отражается уровень психического развития малыша, так как он рисует не то, что видит, а то, что понимает. Итак, ребенок нарисовал себя. Если он расположил себя в центре листка и довольно крупно, значит, у него, скорее всего, нет недостатка в оценке собственного «я», он видит себя в центре окружающей обстановки, следовательно, он окружен любовью и заботой. Правда, у него могут возникнуть проблемы, связанные с поиском друга, так как он привык к тому, что должен быть в центре всеобщего внимания. Если же малыш нарисовал себя в виде очень маленькой фигурки в углу листка, стоит серьезно задуматься. Подобное расположение и масштаб рисунка свидетельствуют о неуверенности в себе, о желании быть маленьким и незаметным, спрятаться, стушеваться. Он излишне застенчив, срочно следует заняться корректировкой его самооценки. Упустив момент, вы рискуете потерять его как личность, если он не научится осознавать себя нужным и полезным людям. Можно предложить ребенку нарисовать себя и друзей. При расшифровке этого теста важно обратить внимание на расположение фигур. Если он изобразил себя в центре, значит, у него есть задатки лидера; если все дети держатся за руки и примерно одинаковы по величине, у вашего малыша, скорее всего, нет проблем в общении с другими детьми; если же собственная фигурка изображена где-то в стороне и мельче остальных фигур, задумайтесь – это предупреждение о серьезных проблемах в общении со сверстниками. Можно провести и такой тест: сначала вы сами нарисуйте высокую гору, а затем предложите малышу изобразить на этой горе себя. Если он нарисовал себя в самом низу горы или ниже ее середины, значит, у него заниженная самооценка, он слишком застенчив и неуверен в себе. Если он расположил себя примерно посередине – с самооценкой у него все в порядке. Ему, скорее всего, не составляет особого труда найти общий язык со сверстниками. Если же он изобразил себя на самой вершине горы, выходит, самооценка его завышена, он, вероятно, амбициозен и трудно сходится со сверстниками. И ему тяжело со всеми, и с ним тяжело всем. Существует еще один тип детей. Они не замкнуты в полном смысле этого слова. Им удается общение, но только с определенным кругом людей. Одни из них не могут сойтись со сверстниками, но очень быстро находят общий язык с детьми младше или старше себя. Другие предпочитают находиться в окружении только мальчиков или только девочек, третьи с удовольствием пребывают рядом со взрослыми. Это объясняется психологическими особенностями детей, их воспитанием и другими причинами. Я говорила уже, что дети, привязанные к родителям, трудно сходятся со своими однолетками. Им интересно сидеть в одной комнате со взрослыми и слушать их разговоры, пытаясь иногда вставить свое словечко. Ребятишки, стремящиеся к общению с мальчиками и девочками старшего возраста, очень часто обгоняют в развитии своих сверстников, игры с которыми им просто не интересны. Если сын или дочь любят возиться с малышами, это вовсе не говорит о том, что они отстают в развитии, просто под влиянием воспитания у них сложился определенный стереотип поведения, при котором они испытывают постоянную потребность кого-то опекать. Тяготение к играм исключительно с мальчиками или девочками можно объяснить особенностями темперамента или воспитания. Поведение таких детей тоже требует определенной коррекции. Ведь ребенок когда-то станет взрослым, и ему придется жить в обществе, отнюдь не отличающемся своей однородностью. Поэтому важно с раннего возраста ориентировать детей на общение с разными людьми. Итак, два типа детей особенно предрасположены к трудностям в общении ровесниками: потенциальные лидеры и «тихони». Замечу, что труднее в этом плане придется именно «тихоням». Лидер так или иначе найдет свое место «под солнцем», не приобретет друзей миром, так «завоюет» их. Гораздо сложнее придется застенчивому, значит, именно этому типу детей уделим особое внимание в следующей главе. Замечу сразу, что коррекция поведения – дело не одного дня и даже не месяца. Она требует огромного терпения и постоянных, систематических занятий. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|