ПРЕЗИДЕНТ И ЕГО ПЛАН


Избиратели поддержали Обаму, надеясь навсегда избавиться от «новых демократов» и забыть чету Клинтон как кошмарный сон. Однако, поскольку иных кадров у Обамы нет, именно эти люди станут воплощать в жизнь его идеи.

Барак Обама, несомненно, мечтает стать для Америки новым Рузвельтом. В подражание своему великому предшественнику он начинает свое президентство с поездки через страну на поезде - стазу вспоминаются кадры старой кинохроники, на которых восторженные толпы приветствуют своего лидера, выглядывающего из окна поезда. Впрочем, кадры эти запечатлели Рузвельта уже в качестве победителя: Великая депрессия впереди, а война с нацистской Германией в Европе подходит к концу. Обаме еще предстоит доказать, что он может встать вровень со своим образцом.

«Первый шаг, который должен подтвердить серьезность намерений нового лидера США, был сделан сразу же после инаугурации» Первый шаг, который должен подтвердить серьезность намерений нового лидера США, был сделан сразу же после инаугурации. Было принято решение о закрытии секретной тюрьмы ЦРУ в Гуантанамо и прочих аналогичных тюрем по всему миру. Заключенные отныне получат право на адвокатскую защиту, честное судебное расследование. Были запрещены пытки. Короче говоря, с точки зрения прав человека сделан большой шаг, который приблизит Америку к европейским стандартам цивилизованности.

Но защитить права нескольких сотен жертв ЦРУ, увы, куда легче, нежели решить проблемы экономического кризиса. И не исключено, что в этом вопросе сходство между Обамой и Рузвельтом начнется не с самого приятного обстоятельства. Как известно, последний вынужден был полностью отказаться от своей первоначальной программы, с которой пришел в Белый дом, а затем ему пришлось проводить политику куда более радикальную, чем первоначально планировал. Настолько радикальную, что он сам ее порой не одобрял. Просто иного выхода не было.

Обама еще до инаугурации провозгласил план спасения экономики. План настолько амбициозный и масштабный, что он грозит затмить даже New Deal Ф. Д. Рузвельта и Great Society президента Линдона Джонсона. Новый лидер США потребовал от конгресса немедленно обсудить его предложения. Время терять нельзя, повторял президент, если надо, будем работать по выходным! Положение американской экономики и правда критическое. Производство падает, безработица растет.

После нескольких недель споров американские законодатели решили поддержать план президента, правда, в объеме 780 млрд долларов вместо 900 млрд, первоначально затребованных Обамой. План урезали, чтобы получить поддержку республиканцев, ужасно боящихся роста государственных расходов. Причем 42% денег, выделенных по плану Обамы, - это доход, который правительство недополучит из-за сокращения налогов, и лишь 58% средств составляют дополнительные государственные средства, выделяемые на развитие экономики. Многие детали исправленного плана продолжают дебатироваться, однако один из демократов в конгрессе сообщил, что государство будет тратить деньги на кредитование налогов для покупателей жилья и автомобилей.

Американские избиратели, поверившие в Обаму, ждут от него решительных шагов. Энтузиазм населения был великолепно виден во время церемонии инаугурации, собравшей в Вашингтоне беспрецедентные толпы народу. Опираясь на подобный энтузиазм, президент может добиться многого. Между тем от новой администрации требуется не только решимость, но и четкое понимание целей и задач. Идея перемен вдохновляет, но что скрывается за лозунгом?

Первоначальный «план Обамы» по многим параметрам был весьма радикален. Замысел нового президента не только впечатляет своими масштабами, он ставит перед правительством и обществом принципиально новые, крайне актуальные задачи, соединяя в единое целое заботу о создании рабочих мест и росте производства с решением экологических проблем. Ключевым направлением инвестиций становится энергетическая модернизация одновременных усилий, направленных на экономию топлива и на замену углеродного сырья электричеством, получаемым из альтернативных источников. Надо учесть, что энергозатраты американцев (и в промышленности, и в потреблении) чрезвычайно велики. На единицу продукции в США сжигают куда больше энергии, чем, скажем, в Германии. Так что ресурс экономии здесь есть, даже если не будет никаких технологических прорывов. Но Обама обещает вложить средства в новые технологии, использовать новые компьютерные программы в энергетике, короче, задействовать весь инновационный потенциал Америки на решающем направлении. И технологический прорыв более чем вероятен. Обама прекрасно понимает, насколько безумны были идеологи предшествующего поколения, утверждавшие, будто для процветания страны не нужно производства. Теперь достижения информационных технологий будут направлены в развитие промышленности. Оборудование и материалы, которые потребуются новой, экологичной энергетике, будут созданы в США руками местных рабочих и инженеров. Но рабочие места будут созданы и в научных учреждениях, занимающихся экологически ориентированными техническими разработками.

С другой стороны, программа президента предполагает развитие образования и глубокую реформу здравоохранения, которое в Америке считается самым отсталым и дорогим среди развитых индустриальных стран (российское правительство как раз проводит меры, которые позволят нам приблизиться к этой модели). Фактически государство ничего не делает для организации медицинского обслуживания. Честь бедного населения получает «адресную помощь», но средние слои, составляющие большинство населения, зависят от дерущих большие деньги частных страховых компаний или от своей корпорации (соответственно, при потере работы возникают проблемы и с медобслуживанием).

Множество общественных зданий по всей Америке будет модернизировано в соответствии с экологическими стандартами, обеспечивая беспрецедентное снижение энергозатрат. Обама пообещал оснастить компьютерами и отремонтировать все американские школы (выясняется, что в этом отношении у них те же проблемы, что и у нас). Образование получит дополнительное финансирование. Деньги федерального бюджета он призывает не раздавать направо и налево, помогая попавшим в трудное положение компаниям, а инвестировать в соответствии со стратегическими приоритетами. Президент заявил, что в новой программе не будет места лоббистским интересам, все решения должны приниматься гласно и после публичного обсуждения.

Короче, у Обамы планов громадье. И эти планы действительно открывают новые перспективы не только перед Америкой, но и перед всем миром. Ведь необходимость соединить решение экологических проблем с ростом промышленности существует не только в Америке. Западная Европа осознала это значительно раньше, но именно реорганизация американской экономики дает шанс на реализацию подобного подхода в планетарном масштабе.

В общем, жаль, что из плана Обамы ничего не выйдет. Ибо идеи, изложенные американским лидером, столь же верны, актуальны и необходимы обществу, сколь и невыполнимы в той форме, в какой они сейчас представлены конгрессу. Одно дело - цели, другое дело методы, избранные для их достижения. И если методы находятся в противоречии с целями, если идеи будущего предлагается реализовать с помощью арсенала средств прошлого, ничего не выйдет. Вдобавок ко всему Обама в осуществлении своего плана вынужден опираться на людей, которые не просто не разделяют его взглядов, но и глубоко им враждебны. Достаточно вспомнить, что именно чета Клинтон приложила огромные усилия, чтобы не допустить реформы здравоохранения, которой требовала масса сторонников Демократической партии. И они очень успешно сорвали эту реформу, которая, по логике вещей, должна была бы состояться уже лет 15 назад.

Своих кадров у Обамы нет, он должен опираться на команду Клинтонов, так называемых «новых демократов». Задача Обамы состоит в том, чтобы резко переложить штурвал политического курса влево. Для этого его избрали американцы, и он не скрывает своих намерений, хотя термины «левые» и «правые» старается не употреблять. В свою очередь, «новые демократы» организовались как группа для того, чтобы резко повернуть Демократическую партию вправо. На уровне деклараций они выступали за «прагматизм», в котором будут соединены «лучшие» идеи консерваторов и либералов (как в США называют умеренных левых). На практике от правых взяли экономическую, социальную, финансовую и международную политику, а от левых - демагогию и права сексуальных меньшинств. От республиканцев «новые демократы» отличались только тем, что постоянно бессовестно, взахлеб врали. Это деморализовало их сторонников и открыло Бушу-младшему путь в Белый дом. Теперь избиратели поддержали Обаму на праймериз, надеясь навсегда избавиться от «новых демократов» и забыть чету Клинтон как кошмарный сон. Однако, поскольку иных кадров у Обамы нет, именно эти люди станут воплощать в жизнь его идеи.

Эксперты говорят: ничего страшного. Будет компромисс. Обаме придется немного уступить. Что-то останется из его плана, чем-то придется пожертвовать, вот и выработается средняя линия. Однако ничего подобного не произойдет. Компромиссы легко достижимы, когда в спокойной обстановке нужно согласовать две линии, не слишком отличающиеся друг от друга. Тут речь идет о двух диаметрально противоположных, несовместимых, исключающих друг друга подходах. «Немножко отсюда - немножко оттуда» означает, что все принимаемые шаги будут блокировать друг друга, оборачиваться полной неэффективностью.

Президент США предлагает спасать систему от самой себя, не меняя ее. А это задача безнадежная.

Противоречивость плана Обамы буквально бросается в глаза. Президент предлагает беспрецедентно увеличить государственные расходы, одновременно понизив налоги. Но где взять деньги? Безумное сокращение налогов на фоне роста государственных расходов гарантированно разрушает финансовую систему, а думать, будто в условиях спада снижение налогов обернется повышением деловой активности, могут только люди, мозги которых не промыты даже, а просто смыты начисто неолиберальными учебниками по economics. Попытки стимулировать производство будут парализованы либо инфляцией, либо бесконтрольным ростом государственного долга, который рано или поздно приведет к дефолту (в Вашингтоне уже шепчутся про возможность повторения «российского» или «аргентинского» сценариев). Ответов на подобные вопросы новая администрация не дает. Обама только повторяет, что прежде чем станет лучше, сделается хуже. И тут он прав.

Президент терпеливо разъясняет своим слушателям, что только правительство может решить возникшие в условиях кризиса проблемы. Но тут же обещает большую часть денег отдать частному сектору. Государственному сектору остаются расходы на здравоохранение и образование, а также на ремонт правительственных зданий, который, естественно, будет делаться частными подрядчиками.

Сколь бы новаторским ни был план Обамы, его реализация будет осуществляться на основе старого порочного подхода, который уже привел Америку и мир к кризису: убытки социализируются, прибыли приватизируются. Государство и общество несут расходы, частный сектор считает доходы. Подобная практика на протяжении двух последних десятилетий оправдывалась мифом о неизбежной неэффективности государства. Однако за последние годы частный сектор продемонстрировал такой уровень коррупции, расточительности и безответственности, какой не снился даже самым обнаглевшим бюрократам советского времени. Подобная безответственность была спровоцирована как раз агрессивно-рыночным подходом: государство превратилось в механизм по перекачке общественных средств в частные карманы.

Если общественный сектор и только он, по мнению самого Обамы, может вывести Америку из кризиса, на него и надо делать ставку. Надо стимулировать его рост, позволить ему зарабатывать деньги - только так можно будет оплачивать антикризисные программы, не прибегая к безответственным займам, чрезмерно высоким налогам и печатному станку. Общественные деньги должны идти в общественный сектор. А эффективность его деятельности, результаты принятых программ должны публично и гласно оцениваться гражданами и парламентами. В условиях кризиса это единственно возможный путь. И не только для Америки.

Однако такой подход, хоть и вытекает естественным образом из плана Обамы, встретит ожесточенное сопротивление не только среди консерваторов в конгрессе, но и среди «старой гвардии» клинтоновских «новых демократов». План Обамы публично называют чрезмерно радикальным (и это в нынешнем, уже компромиссном виде). За несколько недель работы с проектом конгресс США сумел этот и без того половинчатый, непоследовательный и компромиссный план резко ухудшить и сделать из реформистского - консервативным (а в силу этого заведомо обреченным на провал). Решение снизить налоги и передать деньги частным корпорациям изначально было уступкой правым в конгрессе. Но в том-то и беда, что подобные уступки сводят на нет сам план. Вернее, уже сейчас есть все основания опасаться, что выполнение плана в его нынешнем виде обернется новой катастрофой и для американской экономики, и для президента.

Политически цена вопроса равна отказу от избранной экономической стратегии. Сторонники Обамы, мечтающие о переменах, убедятся, что компромисс со старым предполагает отказ от нового. Если новый президент смирится с таким итогом, он войдет в историю США просто как человек, которому удалось за беспрецедентно короткий срок потратить беспрецедентно большую сумму денег.

Однако Обама уже показал себя политиком, умеющим преподносить сюрпризы и преодолевать сопротивление своим планам. Кризис очень быстро докажет, что нужно радикально изменить экономическую роль государства, сделав его способным не только тратить средства, но и зарабатывать их. Тут на первый план выходит уже не вопрос о деньгах, даже не неизбежное на определенном этапе падение доллара, которое с однозначностью вырисовывается из обсуждаемых в Вашингтоне мер. Выход из кризиса потребует острой политической борьбы, которая по большому счету только начинается.

Делать прогнозы в такой ситуации до безобразия просто: подобный сценарий повторялся столько раз, что перспектива прорисовывается с полной ясностью. На первых порах администрация будет пытаться идти компромиссным курсом, накапливая нерешенные проблемы и принимая неэффективные половинчатые решения. Экономическое и социальное положение Америки тем временем будет ухудшаться. Но сильный политик может попытаться обернуть эти трудности себе на пользу, дав бой своим политическим противникам, обвинив их в неудаче первоначального проекта. Нетрудно предвидеть, что к концу нынешнего или к началу следующего года администрацию американского президента потрясет кризис, в ходе которого и решится судьба Обамы и его плана. Если ему хватит решимости, чтобы преодолеть сопротивление в собственном лагере, если миллионы его сторонников превратятся из зрителей в участников событий, то он имеет шанс переломить ситуацию. И тогда к концу 2010 года можно надеяться на новый, действенный пакет антикризисных мер. До 2011 года эффекта они не дадут, но у Обамы будет оставаться еще год с лишним до выборов.

Именно по такому сценарию развивалось в 1930-е годы правление Ф. Д. Рузвельта. Того самого президента, которому Обама явно стремится подражать.


Хуже Великой депрессии

Александр Кокшаров, собственный корреспондент журнала «Эксперт» в Лондоне.

Сергей Сумленный, собственный корреспондент журнала «Эксперт» во Франкфурте-на-Майне.

Марк Завадский, собственный корреспондент журнала «Эксперт» в Гонконге.

Кризис уже поразил все основные развитые экономики мира. Реальной угрозой стало наступление в этом году общемировой рецессии. Спад может оказаться глубже и продолжительнее, чем казалось совсем недавно

Администрация Барака Обамы представила масштабную программу борьбы с экономическим кризисом, стоимость которой может достичь 3 трлн долларов. Президенту удалось добиться одобрения Конгрессом стимулирующего экономического пакета (Сенат проголосовал за пакет в 838 млрд долларов, Палата представителей - за 819 млрд долларов).

В тот же день, когда план администрации был одобрен Сенатом, министр финансов Тимоти Гейтнер представил «План финансовой стабильности», нацеленный на стабилизацию финансовой системы США. Этот план предусматривает расширение финансирования банков Федеральной резервной системой с 200 млрд до 1 трлн долларов и создание частно-государственного инвестиционного фонда финансовой стабильности объемом до 1 трлн долларов, которые будут использованы для борьбы с «токсичными» активами в банковской системе. Таким образом, общий объем «плана Гейтнера» может составить 2 трлн долларов.

Интенсивная терапия администрации Обамы должна уменьшить урон от рецессии. В последнем квартале 2008 года американский ВВП сократился в годовом пересчете на 3,8%. В первом квартале 2009?го, по прогнозам, ВВП упадет на 5%, а с апреля по июнь - еще почти на 2%. Если в конце лета в США не возобновится рост, то надежды избежать общемировой рецессии (МВФ прогнозирует рост мирового ВВП всего на 0,5% в 2009 году) исчезнут.

В крупнейших развитых странах рецессия уже стала самой сильной с 1945 года. Как заявил Эд Боллз, один из министров британского правительства и ведущий экономический советник премьер-министра Гордона Брауна, нынешний спад может оказаться даже хуже Великой депрессии - если не для мировой экономики в целом, то для отдельных стран, например для Японии и стран Евросоюза.

Перезапуск экономики

«Если мы не начнем действовать немедленно, то наша страна погрузится в кризис, из которого в какой-то момент мы не сможем выйти», - заявил президент Обама 9 февраля, выступая перед жителями небольшого индустриального городка в Индиане, сердце Среднего Запада США. Его слова были услышаны не только в Индиане, но и в Вашингтоне. На следующий день Сенат проголосовал за пакет стимулирующих мер на 838 млрд долларов, который должен вывести экономику США из состояния комы.

Еще в конце января Палата представителей одобрила пакет на 819 млрд долларов, что дает администрации зеленый свет на выделение средств. Оба пакета весьма сходны, но включают в себя разный набор мер по поощрению потребления (через увеличение госрасходов) и по сокращению налогов.

Так, план Сената содержит больше налоговых мер (включая уменьшение налогов для среднего класса и налоговые поблажки, нацеленные на покупку недвижимости и автомобилей). План Палаты представителей позволит выделить Штатам, столкнувшимся с нехваткой средств в своих бюджетах, деньги на строительство школ и дорог. Эта мера особенно актуальна сейчас, когда над Калифорнией нависла угроза банкротства. Этот штат - самая большая региональная экономика страны - может стать банкротом уже в марте 2009 года.

Окончательная версия законопроекта будет представлена на утверждение президенту Обаме уже в ближайшие дни, что позволит его администрации выделять средства в рамках плана уже в ближайшее время.

«Администрация Барака Обамы видит принятие новой экономической программы как ключевой шаг на пути к восстановлению экономики США, которая уже более года переживает самый тяжелый спад со времен Великой депрессии. Только в прошлом году в США было потеряно 2,6 миллиона рабочих мест. Без пакета мер по стимулированию экономики можно было бы ожидать отрицательного роста на протяжении всего 2009 года, что означало бы потерю еще миллионов рабочих мест. А вместе с падением рынка труда сокращались бы и потребительские расходы. Только в последние три месяца 2008 года они упали на 3,5 процента», - сказал «Эксперту» Найджел Голт, экономист исследовательского центра IHS Global Insight.

Пакет стимулирующих мест должен создать (или, как осторожно отмечают в Вашингтоне, «сохранить») до 4 млн новых рабочих мест. Кроме того, план Белого дома предполагает увеличение пособий по безработице, реконструкцию транспортной инфраструктуры, инвестиции в новые технологии, в том числе в альтернативную энергетику. Последний набор мер должен обеспечить восстановление роста американской экономики в 2010-2011 годах, создав конкурентные преимущества и повысив эффективность экономики.

Контроль над расходованием средств из госбюджета будет осуществлять специальная комиссия. «Независимая комиссия, состоящая из демократов и республиканцев, будет отслеживать использование денег, потому что мы должны быть уверены, что средства не идут на проекты, не помогающие людям», - заявил Обама. Комиссия была создана под давлением республиканцев, которые поначалу практически единодушно отказались поддержать пакет мер, предложенный демократической администрацией.

План Гейтнера

Впрочем, стимулирование экономики стало не единственной мерой, на которую надеются в Вашингтоне. Так, американский минфин объявил о «Плане финансовой стабильности», которого от новой администрации ждали уже несколько недель. Представляя свои идеи, министр финансов Гейтнер отметил, что финансовая система, состояние которой имеет принципиальное значение для экономического роста, существенно подорвана и на ее восстановление потребуется много сил и времени. Сейчас же она работает не на восстановление экономики, а против нее.

В частности, минфин предлагает учредить частно-государственный инвестиционный фонд финансовой стабильности, объем которого может составить 1 трлн долларов. Его учредителями выступят ФРС и Федеральная корпорация страхования депозитов с одной стороны и частный капитал - с другой (государство профинансирует до половины средств фонда). Этот фонд будет выкупать у банков связанные с недвижимостью ценные бумаги, рынок которых потерпел крах с началом кризиса. Привлечение частного капитала будет использовано для того, чтобы инвесторы могли оценить реальную рыночную стоимость бумаг. Таким образом минфин США надеется вновь оживить их рынок.

План Гейтнера также предполагает существенное ужесточение требований к банкам, получающим государственную помощь. Правительство будет требовать от них более трезвой оценки рисков, более устойчивого баланса активов и пассивов, более прозрачной отчетности. В обмен американский минфин будет выступать неким мостом между допущенными к участию в программе банками и частным капиталом.

Согласно плану, ФРС в пять раз увеличит объем своей временной программы выдачи кредитов под залог проблемных ценных бумаг - то есть доведет его до 1 трлн долларов. Будет расширен и список бумаг, участвующих в программе. В частности, в него войдут ценные бумаги, обеспеченные ипотекой по коммерческой и жилой недвижимости. Изначально эта программа ФРС была обнародована в ноябре прошлого года, когда предполагалось, что будет выделено 200 млрд долларов на поддержку ценных бумаг, обеспеченных пулом потребительских кредитов (студенческие кредиты, автокредиты и др.) и кредитами для малого бизнеса.

Разброс мнений

Инициативы американских властей рынки восприняли скептически. Во время выступления министра Гейтнера акции американских компаний ускорили свое падение - индексы закрылись на 4% ниже предыдущего дня. Быстрее всего снижались котировки акций банков и финансовых компаний, поскольку инвесторы опасались, что предложенный американским минфином пакет мер так и не сможет привести в порядок финансовый сектор, сильнее всего пострадавший от кризиса.

«Объявленный минфином план был полон риторики, но в нем не хватало деталей. Инвесторам нравятся цели плана, но у них есть сомнения по поводу объемов капитала, которые будут требоваться от банков по новым, пока еще не объявленным правилам. А прогнозировать, как скажется на финансовой ситуации в банках использование финансирования из бюджета для ликвидации неликвидных активов, сегодня невозможно», - объяснил отсутствие оптимизма у инвесторов Брэд Хинтц, аналитик банка Sanford Bernstein.

Скептически к плану отнеслись не только инвесторы, но и некоторые экономисты. Например, Джозеф Стиглиц заявил, что, создав так называемый плохой банк, в который будут сведены «токсичные» активы, администрация Обамы лишь выбросит деньги на ветер. «Если выплатить банкам за их проблемные активы рыночную стоимость, банки просто обанкротятся», - заявил Стиглиц. Кроме того, по его мнению, правительственные программы привели к чрезмерному увеличению дефицита бюджета и госдолга США. Объем госдолга вырос с 5,7 трлн долларов в начале президентства Джорджа Буша более чем до 10 трлн долларов, а с учетом последних мер будет расти и дальше.

Стиглиц считает, что вместо этого Белый дом и министерство финансов должны заняться устранением корня проблем - плачевной ситуации на американском жилищном рынке. Но на поддержку рынка недвижимости (прежде всего на предотвращение дефолтов по ипотечным кредитам и конфискации жилья) американские власти собираются потратить всего 50 млрд долларов (финансируя программу через ФРС и минфин), что несопоставимо с масштабом ожидаемых вливаний в финансовый сектор и в экономику в целом (в виде пакета по стимулированию экономики).

Впрочем, оптимисты полагают, что агрессивные меры министерства финансов и ФРС оказывают положительный эффект. «Агрессивная денежная политика в США, включая снижение процентных ставок до нуля, привела к значительному улучшению финансовых условий в американской экономике. Это создает возможность для возвращения к нормальному функционированию финансового сектора, включая кредитование инвестиций компаний и расходов домохозяйств, уже в ближайшие месяцы», - сказал в беседе с «Экспертом» Джим О'Нил, главный экономист банка Goldman Sachs.

Страна вечной депрессии

Хотя нынешний экономический кризис начался в США, он быстро распространился на остальных участников мировой экономики. Первыми пострадали ведущие развитые страны, являющиеся главными торговыми и финансовыми партнерами Соединенных Штатов: Япония и страны Европы. Затем кризис затронул экспортеров сырья (Ближний Восток, Россия, Австралия, Бразилия), страны Латинской Америки и новые промышленные страны Азии - от Южной Кореи до Индонезии.

Япония, остающаяся второй крупнейшей экономикой в мире (или третьей, после США и Китая, в пересчете по ППС), столкнулась с самым сильным кризисом со времен 1974 года. В последние три месяца 2008 года сокращение ВВП составило 11,7% в годовом пересчете. При этом сильнее всего пострадал экспорт, который в октябре-декабре 2008 года упал на 23,1%. «Внешний спрос на японский экспорт сократился катастрофически. И хотя мы ожидаем, что хуже всего экономика Японии будет чувствовать себя в первые месяцы 2009 года, не исключено, что рецессия продлится довольно долго», - заявил Такахиде Киути, главный экономист японского инвестбанка Nomura Securities.

Крупнейшие промышленные компании Японии - Toyota, Toshiba, Honda, Nissan, Sony, Panasonic, Hitachi и другие, - столкнувшись с резким сжатием экспортных рынков, уволили десятки тысяч сотрудников, что повысило риски дальнейшего снижения потребления. В декабре 2008 года безработица выросла с 3,9 до 4,4% - самый сильный скачок за 44 года. Массовые увольнения сильно влияют на настроения среди потребителей, которые прекращают тратить и начинают сберегать. С учетом того, что на потребление приходится 53% японского ВВП, это означает ухудшение экономической обстановки в стране.

Индекс потребительских ожиданий уже достиг самого низкого уровня за последние 26 лет. Проблема в том, что реальных мер для борьбы с этим у японского правительства нет - базовая процентная ставка находится на уровне 0,1%, надежд на государственный антикризисный пакет мер после неудавшихся попыток в 1990?х годах не много.

Отсутствие консенсуса в парламенте мешает прохождению правительственного пакета мер по стимулированию экономики на 111 млрд долларов. Банк Японии хотя и снизил процентную ставку в декабре 2008 года всего до 0,1% и начал выкупать акции и корпоративные облигации у банков, не имеет средств, чтобы решить проблему недостаточного спроса на товары на экспортных рынках - ключевую для японской экономики.

«Японская экономика оказалась за пределами контроля политиков. Учитывая политические неурядицы между разными партиями - они не могут даже решить, какого цвета шторы вешать в здании парламента, - не стоит ожидать, что пакет стимулирующих мер будет одобрен в ближайшее время», - сказал «Эксперту» Ричард Джеррам, экономист банка Macquarie Securities. Пока же Япония скатывается в дефляцию: в январе этого года оптовые цены впервые с 2003 года снизились на 0,2%.

Центробежный кризис

В Европу экономический кризис пришел позже, чем в США, но его воздействие на многие страны оказалось более разрушительным. Сильнее всего пострадали очень быстро росшие страны Восточной Европы. В некоторых из них прекращение кредитного бума и обеспечения дешевой ликвидностью привело к катастрофическим последствиям. Так, ВВП Латвии в 2009 году может сократиться на 9%, а общее его снижение в 2008-2010 годах может составить 20%. «Это сравнимо с эффектом системного кризиса после начала рыночных реформ и отказа от плановой экономики. Глубина падения показывает, что рост последних лет оказался спекулятивным, не будучи подкреплен фундаментальными изменениями в производительности труда. Именно поэтому пузырь так быстро сдулся», - считает экономист лондонского центра Capital Economics Нил Шеринг.

Ядро европейской экономики - зона евро, в январе расширившаяся до 16 членов (новым участником стала Словакия), - пока переживает кризис не столь драматично. Но и здесь уже вовсю идет спад: в октябре-декабре 2008 года снижение ВВП составило 1,5% к предыдущему кварталу, что стало самым большим снижением с 1999 года. В США аналогичный показатель составил 1,3%, хотя американская экономика и финансовая система вошли в кризис значительно раньше. В 2009 году снижение ВВП в зоне евро может достигнуть 3%, это тоже выше, чем в США.

«Ожидаемое снижение учетной ставки ЕЦБ до 1,5 процента понизит курс евро по отношению к доллару - мы ожидаем, что он упадет до 1,22-1,24 доллара за евро и задержится в этой стабильной фазе. Но удешевление евро не особо поможет финансовой системе еврозоны. В последние месяцы мы постоянно наблюдали одну и ту же ситуацию: несмотря на снижение учетной ставки, банки не увеличивали объем выдаваемых кредитов. Фактически банки придерживают даже дешевые деньги. Что касается перспектив ВВП еврозоны, то мы ожидаем на 2009 год его сокращения на 1,8 процента», - сказал «Эксперту» аналитик банка LBBW Томас Холленбах.

Европейские аналитики сегодня спорят лишь о том, будет ли предстоящий год просто плохим или очень плохим. «Те, кто говорит, что летом дела пойдут на лад, несут чушь», - без обиняков заявил президент ведущего экономического института страны Ifo Ханс-Вернер Зинн, выступая в четверг перед журналистами в Гамбурге. По мнению Зинна, к осени 2009 года в Германии появятся от 500 тыс. до 700 тыс. новых безработных.

Судьба евро

Начавшаяся рецессия вновь проявила глубину разрыва между разными участниками зоны евро. Одними из наиболее пострадавших оказались страны на периферии экономического блока - Ирландия и Испания. В обеих странах в 2008 году завершился многолетний строительный бум и рухнули рынки недвижимости, на которых сформировались огромные пузыри. Периферийные страны зоны евро стали резко наращивать дефицит бюджета и государственный долг. Следствием стал резкий рост спредов на долговые обязательства этих стран по отношению к госдолгу традиционно финансово ответственной Германии.

Это вновь вызвало опасения по поводу будущего зоны евро как единого целого. Страны лишились возможности девальвировать свои валюты, что могло бы оказать положительный эффект на госфинансы. Поэтому, наращивая долг, правительства лишь перекладывают обязательства на будущие поколения. «Кризис вновь повышает риски выхода из зоны евро ряда стран, например Италии и Греции, с их чрезмерно высоким дефицитом и уровнем госдолга. Тем более что нет законов, запрещающих странам отказаться от единой валюты. Впрочем, я не ожидаю, что в ближайшее время какая-либо из стран решится на такой шаг, поскольку это будет иметь очень серьезные политические последствия. Хотя риск сокращения числа членов зоны евро, конечно, возрастает», - рассказал «Эксперту» Саймон Тилфорд, главный экономист лондонского Центра европейских реформ.

«Пакт стабильности с его ограничениями уровней инфляции, госдолга и бюджетного дефицита очень логичен. Но он писался не для нынешнего кризиса, и сегодня мы видим границы его эффективности. Например, ряд стран может попытаться под прикрытием кризиса прибегнуть на период до трех лет к так называемой процедуре расширенного дефицита - а значит, продолжить свою неразумную бюджетную политику», - размышляет в беседе с «Экспертом» аналитик Deutsche Bank Research Николаус Хайнен.

Валютный комиссар ЕС Хоакин Альмунья уже выступил с предупреждением к четырем государствам еврозоны - Ирландии, Греции, Испании и Франции, а также к двум кандидатам - Латвии и Румынии.

Проблемы отдельных государств еврозоны автоматически становятся проблемами всего евросообщества. «Финансовое положение в таких странах, как Италия, Греция, Португалия или Ирландия, крайне сложное. Этим государствам не удалось решить свои структурные проблемы. Попытки реформ в них привели к социальным протестам, которые мы наблюдали в той же Греции, где население жгло машины на улицах, - говорит Николаус Хайнен. - Ситуация очень серьезная, но я не верю в возможный дефолт этих государств. В самом крайнем случае существует достаточно возможностей поддержать их, например двусторонней помощью или же смягчением европейского законодательства. Конечно, такой выкуп будет сопровождаться определенными условиями, например, Брюссель будет утверждать бюджеты этих государств, и, конечно, эту спасательную операцию придется оплатить другим европейским странам. Но вероятность именно дефолта я считаю ничтожной».

Пекин, Лондон, Берлин

В подготовке статьи принимал участие Сергей Журавлев


Начало конца

Елена Рыцарева, главный редактор «Эксперт Online».

Анна Кустова, автор «Эксперт Online»

Ольга Шевцова, автор «Эксперт Online»

Президент США Барак Обама подписал во вторник план спасения американской экономики, который предусматривает выделение 787 млрд долларов на преодоление последствий финансового кризиса. Церемония подписания документа, получившего название «Закон об оздоровлении национальной экономики и реинвестирования в нее», состоялась в Денвере (штат Колорадо), где американский лидер находится с рабочей поездкой.

«Не хочу делать вид, что сегодняшний день обозначает окончание наших экономических проблем, - сказал Обама перед подписанием законопроекта. - Однако сегодняшний день действительно обозначает начало их завершения. Это начало необходимого процесса создания рабочих мест для американцев».

Окончательный вариант законопроекта предусматривает: создание и сохранение 3,5 млн рабочих мест, повышение конкурентоспособности и энергетической независимости американской экономики; предоставление 95% работающих американцев немедленного сокращения налогов; инвестиции в строительство дорог, мостов, общественного транспорта, энергоэффективных зданий, борьбы с наводнениями, проекты по водоочистке и другие инфраструктурные проекты; возрождение науки и инноваций как основы новых американских технологий, предупреждения и лечения болезней, а также решения неотложных проблем, таких как изменение климата и зависимость от иностранной нефти. Для интересующихся уже создан специальный сайт [1], где Обама будет отчитываться о выполнении своего плана.

Корреспонденты «Эксперта Online» попытались прочитать почти 1000?страничный документ. И вот самое интересное, что нам удалось найти.

Налоги

Около 36% всех средств (288 млрд долларов) будет выделено для сокращения налогов для физических лиц и компаний. Одна из целей данной меры - восстановление покупательной способности американцев, чтобы они вновь смогли приобретать автомобили, недвижимость и другие товары, улучшая таким образом ситуацию в соответствующих отраслях промышленности [2].

В частности, была разработана защита американцев от страшного альтернативного минимального налога (AMT). АМТ - чисто американское изобретение. Это минимальный налог, который платят все индивидуальные предприниматели, компании и корпорации независимо от того, получают они прибыль или убытки. Он платится с недвижимости и собственности, находящейся в доверительном управлении, в случае если он превышает обычные налоговые обязательства налогоплательщика. Налог был создан для того, чтобы богатые налогоплательщики не могли уклониться от выплат, но потом он распространился и на средний класс. Самое главное, что процент этого налога каждый год меняется и не зависит от инфляции. Сейчас, как свидетельствует американские СМИ, от альтернативного минимального налога страдают 26 млн семей среднего класса.

Впрочем, какие-то налоговые поблажки Обаме не удалось провести. Так, для того чтобы получить поддержку республиканцев в сенате, был сокращен размер налоговых льгот по принципу «Платит работа» (Make Work Pay), на сумму 500 долларов для отдельных лиц и 1000 долларов для супружеских пар, уменьшены нормы налоговых вычетов по разным категориям.

Энергосбережение

Для того чтобы уже сейчас вернуть людям работу и уменьшить в будущем зависимость от импорта нефти, планируется увеличить производство возобновляемых источников энергии и отремонтировать общественные здания, чтобы сделать их более энергоэффективными. На инициативы в области энергетики, такие как создание интеллектуальной энергосистемы и передовых технологий выработки и запасания энергии, будет выделено более 30 млрд долларов. С помощью этих инвестиций планируется полностью преобразовать систему энергоснабжения страны.

Для стимулирования энергосбережения и создания экологичных рабочих мест предусмотрены налоговые льготы в размере 20 млрд долларов на ближайшие десять лет. Кроме того, будут предоставлены гранты в размере до 30% от стоимости строительства новых возобновляемых источников энергии для решения текущих проблем рынка возобновляемых источников энергии.

Всего на энергетику и окружающую среду будет потрачен 51 млрд долларов.

Дома и дороги

Более 61 млрд долларов Обама планирует потратить на дома и дороги, или, как это звучит по-американски, Transportation and housing.

Сначала о домах. На них потратят 12,69 млрд из обозначенной выше суммы. Причем упор делается на перестройку и обновление старых зданий. Почти треть из этих денег (около 4 млрд) пойдет на реконструкцию общественных зданий, 2,225 млрд на внедрение «зеленых» технологий, еще такую же сумму хотят потратить на термоизоляцию помещений, 1,5 млрд - на помощь бездомным.

Зато великая стройка развернется в части автомагистралей и мостов - на них собираются потратить 27,5 млрд долларов. На российский взгляд, в США с дорогами и так все в порядке. Но местные жители, с которыми общались корреспонденты «Эксперта Online», жалуются на какие-то ямы. Впрочем, для такой огромной страны, как США, дорог никогда не будет достаточно. Но более интересны второй и третий (по количеству инвестиций) пункты в разделе Transportation - 8 млрд долларов на высокоскоростные магистрали, 8,4 млрд - на развитие и улучшение общественного транспорта. Дело в том, что общественный транспорт развит в США гораздо хуже, чем в Европе. Америка - автомобильная страна. И во многие места даже внутри одного города иначе как на машине доехать нельзя: автобус ходит раз в час, метро или скоростной трамвай есть не в каждом городе-миллионнике. Что уж говорить об одноэтажной Америке. Ближайшая железнодорожная станция на расстоянии 50 миль, последний автобус приходит в семь вечера - это будни большинства населенных пунктов Пенсильвании - ближайшего к Нью-Йорку штата. О Диком Западе лучше вообще не вспоминать.

Расплатился с интернетом

Обама - первый президент США, который активно использовал интернет во время избирательной кампании. В американском технократическом истеблишменте существует точка зрения, что только благодаря поддержке онлайновой общественности Обама и выиграл эти выборы. «Интернет поддержал Обаму. Теперь мы ждем, чтобы Обама поддержал интернет», - такую точку зрения высказала «Эксперту Online» Лаура Ипсен, глава департамента по связям с правительством (GR) корпорации Cisco Systems - одного из крупнейших производителей оборудования для доступа в интернет.

И Обама оправдал ожидания избирателей: 4 700 млн долларов (в ранних редакциях плана эта сумма доходила до 6 млрд) будет потрачено на широкополосный доступ для всех жителей Америки. В стране, где зародился интернет, сейчас наблюдается явное отставание по части проникновения широкополосного доступа: американцев (21,1% по итогам 2007 года) опережают и корейцы (27,4%), и голландцы (32,8%) и даже соседняя Канада (23,7%).

Представители ИТ и телекоммуникаций, несмотря на урезание бюджета на интернет, должны быть довольны. Еще 2 млрд будет потрачено на обновление ИТ-инфраструктуры в медицинских учреждениях.

Медицина и наука

Что касается медицины в целом, то больше всего средств будет направлено на помощь штатам по компенсации медицинских расходов - 90 млрд долларов. Это неудивительно, многие штаты, например Калифорния, уже на грани банкротства. Особое внимание уделяется медпомощи безработным, которые остаются не только без доходов, но и без приличной медицинской страховки. А без медстраховки в Америке фактически никто не лечит.

Самая большая сумма из научного раздела - 9,5 млрд долларов - досталась Национальному институту биомедицинских исследований (NIH). Они пойдут на поиск лекарств от болезни Альцгеймера, Паркинсона, рака, сердечно-сосудистых заболеваний и т. д. 2,5 млрд долларов (в первоначальной версии - 3 млрд) выделяется Национальному научному фонду. Почти в два раза меньше получает NASA - тем для исследований много: изменения климата, усовершенствование шаттла, аэронавтика. Выделили немного средств и на разработку технологий очистки воды - около 1 млрд долларов.

Образование

Обама внял доводам американских экономистов о том, что стратегические инвестиции в образование являются одним из лучших способов помочь стране стать более продуктивной и конкурентоспособной. Подписанный законопроект предполагает осуществление ключевых инвестиций, помогающих американским штатам избежать увольнений учителей и других сокращений, разрушающих образование. Главная цель - сделать образование более доступным.

Для предотвращения увольнений в образовательной сфере планируется создать государственный стабилизационный фонд в размере 53,6 млрд долларов. Кроме того, планируется создание более доступного для людей с низким уровнем дохода механизма получения налогового кредита на образование, максимальная сумма которого составляет 2,5 тыс. долларов. Инвестиции в развитие детей в раннем возрасте предполагают предоставление 1,1 млрд долларов, что поможет обеспечить этой услугой дополнительно 124 тыс. младенцев и детей. Еще 13 млрд долларов выделяется на гранты для обездоленных детей, желающих получить высшее образование.

Помощь безработным

Новым законодательным актом также предусмотрена помощь малоимущим и потерявшим работу американцам посредством распределения среди них пособий по безработице, продовольственных талонов и предоставления им медицинских страховок.

В этом направлении планируется следующее: продлить до декабря 2009 года программу выплат по безработице, увеличить эти выплаты для 20 млн безработных на 25 долларов в неделю, временно приостановить налогообложение некоторых пособий по безработице. Также будет выделено 19,9 млрд долларов на продовольственные талоны.

Противники

У антикризисных мер Обамы есть и противники. В частности, практически все законодатели-республиканцы в конгрессе, за исключением трех сенаторов, голосовали против подписанного законопроекта. По их мнению, в нем недостаточен размер налоговых послаблений, а инвестиции не приведут в скором времени к созданию многочисленных рабочих мест, как это утверждает Обама. Другой минус законопроекта заключается в том, что реализация данного закона, по общему мнению многих экономистов, приведет к увеличению дефицита федерального бюджета до приблизительно 1,5 трлн долларов.

Бывший председатель Федеральной резервной системы США Алан Гринспен также считает, что количество денег, которое получила в свое распоряжение нынешняя администрация, может оказаться недостаточным для решения проблемы.

«Опираясь на опыт Японии 1990?х годов, можно сделать вывод, что сначала необходимо восстановить и оздоровить финансовую систему страны, а потом уже приступать к фискальным стимулам экономики», - заявил Гринспен. Между тем потери банковской системы США пока сильно недооцениваются.

Бывший председатель ФРС считает, что новая просьба Белого дома о выделении новых и крупных государственных денег неизбежна, сообщает Financial Times. Он не назвал конкретную сумму, которая, по его мнению, потребуется правительству США в дополнение к уже выделенным средствам на борьбу с кризисом. Однако он дал понять, что речь идет о «сотнях миллиардов долларов».

Ссылки:

* [1] http://www.recovery.gov/

* [2] http://frwebgate.access.gpo.gov/cgi-bin/getdoc.cgi?dbname=2009_record amp;docid=cr12fe09-147.pdf


Александр Кокшаров: Миссия трудновыполнима

Собственный корреспондент журнала «Эксперт» в Лондоне.

Экономический кризис в США принимает затяжной характер. Экономисты, правда, пока не могут понять, будут «потерянные годы» похожи на 1930-е или на 1970-е

Спустя пять недель после вступления в должность президент США Барак Обама объявил о новых бюджетных планах своей администрации. В 134 #8722;страничном документе Обама представил Конгрессу США планы радикального расширения государственных расходов для смягчения экономического кризиса. Рост расходов приведет к резкому увеличению дефицита бюджета США, который в 2009 году может составить гигантскую сумму - 1,75 трлн долларов (12,3% ВВП). Это самый высокий уровень бюджетного дефицита со времен Второй мировой: лишь в условиях тотальной войны на трех фронтах - в Азии, Европе и Северной Африке - Соединенные Штаты были вынуждены сводить бюджет с бОльшим дефицитом.

Рецессия в американской экономике продолжается уже около 14 месяцев. Согласно последним данным министерства торговли США, в октябре-декабре 2008 года американский ВВП сократился на 3,8% - самое глубокое падение за 27 лет. Марк Занди, главный экономический прогнозист рейтингового агентства Moody's, ожидает, что в первом квартале 2009 года падение может составить даже 5%.

«Экономика США оказалась в состоянии самого резкого кризиса с тридцатых годов прошлого века. Ни одному президенту со времен Франклина Рузвельта не доставалась столь сложная экономическая ситуация. Соединенные Штаты оказались в замкнутом круге, слабость экономики и слабость финансовых рынков усугубляют друг друга», - заявил Лоренс Саммерс, бывший министр финансов в администрации Билла Клинтона и директор Национального экономического совета в администрации Обамы.

Проблемы коснулись всех отраслей экономики и всех регионов страны. Калифорния - самый населенный штат - с трудом предотвратила бюджетный кризис, который угрожал коллапсом госсектора штата с 37 #8722;миллионным населением. Во многих городах и штатах сокращают расходы на инфраструктуру, образование и даже на полицию. В стране растет безработица, закрываются бизнесы, продолжается падение цен на недвижимость.

Даже если усилиями администрации Обамы экономику удастся вывести из кризиса, 2009 год станет самым сложным для десятков миллионов американцев, которые впервые за несколько десятилетий почувствуют себя значительно более бедными и зависимыми от внешних условий.

Проблемы «золотого» штата

За неделю до представления федерального бюджета внимание американских СМИ и политиков было приковано к Калифорнии. Бюджет штата удалось принять лишь после четырех месяцев бурных дебатов. Не обошлось без курьеза: депутатам были выданы зубные щетки и спальные мешки, чтобы они могли оставаться ночевать прямо в здании местного законодательного собрания.

После применения административного ресурса с зубными щетками губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер смог подписать 130 #8722;миллиардный бюджет штата. Бюджет предусматривает повышение налогов, сокращение расходов, а также план заимствований, благодаря которым штату только и удастся залатать в бюджете дыру в 42 млрд долларов. Если бы калифорнийские законодатели не определились с бюджетом до 1 марта, то Калифорнии, уже имеющей самый низкий кредитный рейтинг в США (даже ниже, чем у регулярно страдающей от ураганов Луизианы), грозило бы банкротство.

Бюджетный тупик угрожал потерей 10 тыс. рабочих мест и вынудил власти приостановить программу строительства дорог на 5,5 млрд долларов. Еще в декабре было приостановлено 5,3 тыс. финансировавшихся из бюджета штата строительных проектов.

Причина бюджетного кризиса в Калифорнии - крах на Уолл-стрит. По сравнению с другими штатами доходы Калифорнии гораздо сильнее зависят от налога на доходы (на него приходится 49,1% налоговых сборов местного бюджета). Кроме того, здесь используется прогрессивная ставка налогов. Поэтому в 2006 году 1% самых богатых калифорнийцев заплатили 48% подоходного налога, или 23% всех доходов штата.

Но доходы этой группы налогоплательщиков в основном состоят из бонусов, доходов на капитал и опционов, поэтому налоговая база Калифорнии очень сильно зависит от делового цикла. В хорошие годы штат оказывался в исключительно выгодном финансовом положении, а с наступлением кризиса фискальные доходы стремительно иссякли.

Из-за кризиса на рынке недвижимости сократились и поступления от налогов на сделки по продаже жилья, на которые еще в 2006 году приходилось почти 10% доходов бюджета. Сегодня в этом штате насчитывается 28% всех домов в США, находящихся в стадии конфискации в пользу ипотечных кредиторов.

Калифорния создает 13% всего ВВП США, если бы штат был независимой страной, то его экономика была бы восьмой в мире. Но из-за кризиса сильно пострадали и высокотехнологичный сектор Силиконовой долины, и авиационная промышленность Лос-Анджелеса. Безработица в штате достигла 10% - на четверть больше, чем в среднем по стране.

Власти Калифорнии к резкому снижению доходов оказались не готовы. За минувшее десятилетие в столице штата Сакраменто привыкли к «апрельскому сюрпризу» - неожиданно большим сборам подоходных налогов. Демократы, контролирующие обе палаты регионального парламента, тратили эти деньги на школы, дороги, больницы, полицию и тюрьмы.

Сейчас, когда деньги закончились, законодателям пришлось изыскивать способы сбалансировать бюджет. Ставка налога на продажи в Калифорнии повышена с 7,25 до 8,25%, выросли налоги на автомобили, на 0,25 процентного пункта повышен подоходный налог. В результате доходы штата вырастут на 13 млрд долларов. Бюджет также предусматривает снижение расходов на 15 млрд долларов (половина этой суммы - сокращение расходов на школы и колледжи). Кроме того, Калифорния сможет выпустить облигации на 5 млрд долларов, чтобы финансировать текущий недостаток средств.

Остальные дыры в бюджете удастся покрыть за счет федерального финансирования в рамках подписанного президентом Обамой в начале февраля плана госрасходов на 787 млрд долларов.

«Хотя немедленного банкротства в Калифорнии удалось избежать, пока это лишь отложенная проблема. Расходы и доходы не удастся сбалансировать до тех пор, пока власти штата не сократят расходы на некоторые программы, например на детей. Избиратели также должны будут поддержать сокращение расходов на школы и выпуск облигаций для финансирования дефицита. Если этого не произойдет, то правительству Калифорнии не останется ничего иного, кроме как вновь повысить налоги», - сказала «Эксперту» Элизабет Доггетт, научный сотрудник вашингтонского исследовательского центра Pew Center on the States.

От побережья к побережью

Калифорния не единственный штат, столкнувшийся с нехваткой средств. По данным вашингтонского Центра бюджета и приоритетов политики, в 2009 году из-за ухудшения экономической ситуации средств будет не хватать 46 из 50 штатов.

Одним из наиболее пострадавших от кризиса стал Нью-Джерси, расположенный неподалеку от Нью-Йорка, на другом берегу реки Гудзон. Губернатор штата Джон Корзайн даже издал распоряжение, согласно которому все госслужащие (включая полицейских и учителей) обязаны взять два дня неоплачиваемого отпуска. Быстрых изменений к лучшему здесь не ожидают: проект бюджета штата на 2010 год предполагает сокращение расходов на 10%.

В Канзасе власти прекратили выплачивать возврат налогов самым бедным семьям. В штате начали сокращать госслужащих - от библиотекарей до егерей. Местные власти также решили уменьшить на 13% расходы на колледжи, финансируемые из регионального бюджета. В канзасском департаменте общественных работ (ремонт и эксплуатация дорог и прочей инфраструктуры) уже в январе было сокращено 10% сотрудников.

Кризис общественных финансов коснулся не только большинства штатов, но и городов. Согласно опросу американской Национальной лиги городов, 80% муниципалитетов отмечают сложности с финансированием городских бюджетов. В некоторых городах ситуация сложилась катастрофическая.

Так, Детройт, центр автомобильной промышленности США, столкнулся с дефицитом 300 млн долларов, который вызван кризисом в американском автопроме и постоянным уменьшением населения, покидающего неблагополучный город. С начала 1960 #8722;х население Детройта уменьшилось вдвое - до 900 тыс. человек. Средняя цена дома в Детройте в декабре составила всего 7,5 тыс. долларов - вдвое меньше стоимости нового автомобиля. Расходы городского бюджета с началом кризиса резко подскочили - треть населения города живет ниже черты бедности, и рост безработицы лишь ухудшил состояние городских финансов.

Если этот город, 11 #8722;й по величине в США, не получит финансовую помощь из Вашингтона, он может стать первым из крупных американских городов, который начнет процедуру банкротства. Рейтинговые агентства уже понизили статус муниципальных облигаций до «мусорных». Такой же рейтинг имеют ценные бумаги Нового Орлеана (288 тыс. человек), который до сих пор не может оправиться от последствий урагана Катрина в 2005 году. Банкротство грозит и Бирмингему в Алабаме (245 тыс. человек).

Все больше муниципалитетов и правительств штатов вынуждены сокращать расходы. Первыми жертвами становятся школы и инфраструктурные проекты. Но если кризис затянется, во многих городах США опасаются повторения ситуации 1970 #8722;х, когда были сокращены расходы даже на полицию, что привело к росту преступности, которая сегодня и без того растет из-за увеличения безработицы.

Дна пока не видно

В середине февраля число безработных в США составило уже 5,11 млн человек. Число заявок на выплату пособий по безработице увеличивается со скоростью 36 тыс. в неделю, достигнув в феврале максимума за 27 лет - 667 тыс. обращений.

«Состояние американского рынка труда ухудшается день ото дня. Понимая масштаб нынешнего кризиса, компании уменьшают издержки, в том числе путем сокращения рабочих мест. Но дна экономика еще не достигла. Пройдет еще как минимум несколько месяцев, прежде чем это произойдет», - сказал «Эксперту» Найджел Голт, экономист исследовательского центра IHS Global Insight.

Ему вторит экономист из 4Cast Руди Нарвас: «Рынок труда еще не достиг дна. Ситуация в феврале будет очевидно хуже январской. Весной можно ожидать новой волны сокращений, после того как компании опубликуют финансовые результаты за 2008 год. По нашим оценкам, в феврале безработица достигла 7,9 процента - самого высокого уровня с 1984 года».

С начала кризиса в США потеряно уже 3,6 млн рабочих мест, и большинство экономистов полагает, что к 2010 году безработица в стране вырастет до 9-9,5%.

Рост безработицы сопровождается падением спроса. Так, в январе на 5,2% снизились заказы на товары длительного пользования - это в два раза больше консенсус-прогноза. Спрос на инвестиционные товары в январе упал на 5,4% (после снижения на 5,8% в декабре). Серьезно снизился спрос на продукцию транспортного машиностроения - на 13,5%. Спрос на автомобили в январе упал на 6,4%. По данным отчета министерства торговли США, снизился даже спрос на компьютеры, цены на которые постоянно падают.

«Очевидно, что снижение спроса вызвано общим экономическим климатом. И потребители, и компании сокращают расходы, чтобы пережить кризис. Кредит сегодня гораздо менее доступен, поэтому все пытаются сохранить имеющиеся наличные средства. На потребительском рынке свою роль сыграл сезонный фактор: после расходов перед Рождеством люди меньше склонны тратить деньги. А рост безработицы лишь закрепляет этот эффект. Люди увеличивают сбережения, понимая, что их рабочие места сегодня уязвимы», - рассказал «Эксперту» Пол Эшуорт, экономист лондонского центра Capital Economics.

Новые 1930 #8722;е?

Согласно консенсус-прогнозу Bloomberg, спад ВВП в 2009 году составит 2%, что станет самым глубоким падением с 1946 года. Больше всего уже пострадало автомобилестроение. Так, General Motors, которая надеется получить 16,6 млрд долларов кредитов от правительства США, объявила о новом раунде сокращения рабочих мест. По всему миру будет уволено 47 тыс. человек, закроется пять заводов в США, а бренды Saab, Hummer и Saturn будут проданы.

Глава ФРС Бен Бернанке заявил Конгрессу, что «разумно ожидать» завершения рецессии в 2009 году, если «действия администрации и Федеральной резервной системы по восстановлению финансовой стабильности окажутся успешными». Но многие экономисты полагают, что надежды ФРС и администрации Обамы на V-образную траекторию выхода из кризиса могут оказаться чрезмерно оптимистичными.

«Большинство индикаторов показывает, что нынешний кризис станет самым глубоким и продолжительным со времен Великой депрессии. Этим он будет отличаться от “быстрых” рецессий прежних лет, когда резкое падение сменялось быстрым ростом. Даже если в 2010 году рост возобновится, он будет очень медленным. Это означает, что занятость и потребительские расходы в США тоже будут расти медленно. Кризис может изменить многие механизмы в экономике, в частности снизить ее зависимость от кредитов, по крайней мере в среднесрочной перспективе. Более того, к 2011 году, когда эффект пакета мер по стимулированию экономики иссякнет, в США могут замедлиться темпы роста и даже возникнет риск новой рецессии», - сказал «Эксперту» Роберт Уорд, старший экономист лондонского исследовательского центра EIU.

Впрочем, решительность новой администрации во многих вселяет оптимизм. Так, за день до представления своего бюджетного плана президент Обама объявил о мерах, которые будут приняты властями для помощи финансовым институтам. Например, в тех случаях, когда банки не смогут получать финансирование у частных инвесторов, они получат доступ к средствам минфина. По сути, это означает частичную национализацию банков, опробованную в Британии еще осенью 2008 года.

Позитивно было расценено и заявление Бернанке, который отметил, что участие государства в рекапитализации банков не означает перевода контроля над процессом принятия решений в Вашингтон. Акции американских банков за день выросли на 15%, при этом быстрее всего росли акции 19 крупнейших банков США, которые в случае необходимости получат доступ к бюджетным средствам.

Редкие положительные новости, правда, не меняют общей довольно пессимистичной картины. Падающий фондовый рынок (который вернулся на уровень 12 #8722;летней давности), растущая безработица, сокращающееся производство, нефункциональная финансовая система, дальнейшее падение на рынке недвижимости - именно эти новости сегодня определяют настроения в США.

Лондон








 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх