|
||||
|
ПРОФСОЮЗЫ ВОЗВРАЩАЮТСЯ Трудовой Кодекс, принятый под занавес деятельности предыдущей Государственной Думы, многие считали концом альтернативных профсоюзов. Не случайно, тесно связанная с «Единой Россией» официальная Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) воспринимала этот кодекс как свою историческую победу. Другое дело, что кодекс наносил удар не только альтернативным организациям, которые находились на предприятиях в меньшинстве (собственник теперь мог с ними не считаться), но и по всем, кто пытался отстаивать свои права. Забастовки становились практически незаконными: право на стачку провозглашалось, но его осуществление становилось технически невозможным. С точки зрения руководства ФНПР всё это не имело особого значения, ибо официальные профсоюзы борьбы вести и не собирались. Прошедшие три года показали, что Трудовой Кодекс стал для ФНПР едва ли не большей бедой, чем для альтернативных профсоюзов. Далеко не все местные лидеры ФНПР являются корруационерами и оппортунистами, проедающими членские взносы и торгующими профсоюзной собственностью. Но как только они пытаются заняться чем-то иным, на них обрушивается вся репрессивная мощь нового Трудового Кодекса. Усилилось размежевание внутри ФНПР, многие стали уходить. Наиболее заметным примером стал недавний выход из ФНПР профсоюза завода «Форд Мотор Компани» в Ленинградской области. Проведя две успешные забастовки, рабочие активисты обнаружили, что «собственная» федерация не оказывает им никакой поддержки, и только требует членских взносов. Напротив, альтернативные профсоюзы, с их крайне ограниченными ресурсами и правами, помощь оказывали. Основное ядро активистов альтернативного профсоюзного движения устояло, несмотря на серьезные удары, нанесенные по нему за прошедшее время. Многие организации распались, но крупнейшая альтернативная структура - Всероссийская конфедерация труда - удержалась, хотя и потеряла часть членов. Выжила и леворадикальная «Защита труда». Общероссийскую известность получила забастовка пилотов «Башкирских авиалиний»: выяснились, что можно нарушить требования нового Кодекса, но сделать это таким образом, что нарушителей наказать по закону невозможно. Как часто бывает с плохими законами, Трудовой Кодекс не просто является крайне репрессивным, но и содержит в себе очевидные противоречия и нестыковки с другими частями законодательства, которыми пилоты и воспользовались. Успешные стачки на «Форде» стали, в свою очередь, возможны благодаря обмену опытом с активистами из «Башкирских авиалиний». Другое дело, что кризис налицо. Численность альтернативных профсоюзов заметно сократилась. Руководство, действовавшее в 1990-з годах, повсеместно продемонстрировало неспособность работать в новых условиях. Оно частично ушло, а частично утратило доверие активистов. Появляются, однако, и новые лидеры - такие как Петр Золотарев на Волжском Автозаводе или Алексей Этманов с «Форда». Конгресс Всероссийской конфедерации труда избрал в 2005 году новое руководство во главе с Борисом Кравченко. Симптомом перемен стала межрегиональная встреча профсоюзов работников автомобилестроения, пищевой промышленности, торговли и услуг 23-24 февраля 2006 года. Большиноство её участников оказались представителями предприятий, созданных в России транснациональными компаниями: «Катерпиллар» из Тосно, «Форд Мотор Компани» из Ленинградской области, «Пивоварня Хейникен» в Санкт-Петербург, Сибирская Пивоварня «Хейникен», «Балтика-Ростов». Хотя были, разумеется, и профсоюзы с Волжского Автозавода и завода ЛИАЗ, производящего автобусы и большегрузный транспорт. Новый лидер ВКТ Борис Кравченко уверен, что единственный выход из системного кризиса для профсоюзов состоит в том, чтогбы вести постоянную работу по организации рабочих в новых секторах, где ещё нет профсоюзов. Подобная агрессивная политика в сочетании с восстановлением внутренней демократии, может переломить ситуацию. В том то и состоит главное упущение руководства ФНПР, что наиболее серьезные возможности для профсоюзной борьбы сложились именно на новых предприятиях. В отличие от старых, зачастую - умирающих заводов, сохранившихся с советских времен, где трудящиеся деморализованы, а молодежи почти нет, новые предприятия, порожденные экономическим ростом последних пяти лет, в значительной степени похожи на западные. Там есть условия для эффективной рабочей организации. И её лидеры не видят никакого смысла в сотрудничестве с ФНПР. Возрождение профсоюзного движения в России началось. Оно может одновременно оказаться и началом конца для структур, оставшихся в наследство от советского периода. Специально для «Евразийского Дома» |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|