ТРИ СЦЕНАРИЯ ЕВГЕНИЯ ПРИМАКОВА


Пока журналисты дружно ругают правительство Примакова за бездействие и медлительность, само правительство спокойно работает. Бывший шеф внешней разведки понимает: лучше выслушивать подобные обвинения, чем сталкиваться с серьезным противодействием. А потому кабинет министров фактически ушел в подполье. Информация из Белого Дома практически не выходит, а то, что выходит невозможно назвать информацией… И программы у правительства вроде бы нет, и формировалось оно три недели, что в условиях кризиса кажется немыслимо долгим сроком. Между тем «некомплект» министров отнюдь не сказался на положении в стране. Скорее наоборот: пока пресса и депутаты гадали, кого куда назначат, дела как-то сами собой решались. Медлительность премьера и отсутствие программы не мешало Юрию Маслюкову и Виктору Геращенко работать по 14 часов в сутки. Результаты весьма скромные, но реальные: курс худо-бедно удержали на уровне 15-16 рублей к доллару, импорт кое-как возобновился, спад производства вроде бы замедлился. Массовое недовольство не переросло в бунты. Эмиссия началась, но не в таких масштабах, чтобы перерасти в гиперинфляцию. Начали более аккуратно выдавать текущую зарплату, хотя относительно старых долгов никакой ясности нет.

Короче - получилось нечто вроде стабилизации.

Тем временем премьер показал себя непревзойденным виртуозом аппаратной игры. С Явлинским как бы расплатились за помощь, предложив ему вице-премьерский пост, но такой и в такой форме, что пост остался свободен, а Явлинский угодил в больницу с сердечным приступом. Затем тот же пост предложили В.Рыжкову, опять же в такой форме, что отказ был гарантирован. Теперь можно было во всеуслышание заявить, что пост «бросовый», идти на него никто не хочет… и поставить туда своего человека. Как кролик из цилиндра премьера возникает госпожа Матвеенко и занимает ключевую должность.

Еще одна блестящая комбинация и из правительства «добровольно» исчезает Шохин, который даже в свой новый офис в Белом Доме не успел переехать. Затем как-то тихо, кто по своей воле, а кто по указу президента из правительства уходят другие либералы. Они, быть может, думают, что их будут слезно просить вернуться, но у самого Примакова явно иные планы. К началу октября правительство из право-центристского превращается в лево-технократическое. Причем коммунисты тоже оказываются в стороне: вроде бы их люди присутствуют в кабинете, но само партийное руководство от принятия решений отстранено. Все назначенцы обязаны своими постами не товарищам по партии, а лично премьеру, без которого ничего не делается. Влияние же Зюганова на формирование кабинета практически равно нулю. Если с кем-то советуются, то - с Селезневым, который тоже за последнее время от товарищей по партии сильно отдалился (остается лишь гадать, скоро ли будет объявлено про формирование «Блока Геннадия Селезнева»?).

Как бы ни ругала Примакова пресса, сторонников у него за последнее время прибавилось. Для журналистов «закрытое» правительство - просто беда. Но публике, уставшей от политических дрязг, это даже импонирует. Как и «брежневский» стиль премьера, зачитывающего заявления по бумажке.

Человек, который, по слухам, организовал не один государственный переворот в арабском мире, не даст переиграть себя ни в аппаратной игре, ни в пропагандистской войне. Но самый гениальный аппаратный игрок может оказаться бессильным перед лицом экономических проблем. Ни одно структурное противоречие, породившее катастрофу 17 августа, не устранено. А значит, краткосрочная стабилизация, достигнутая новым кабинетом к началу октября может обернуться новым приступом кризиса.

Противники Примакова прекрасно отдают себе в этом отчет. Показательно, что пресса полна пророчествами относительно ужасных последствий правления левых, которые наступят примерно через два месяца. Откуда столь определенные сроки? Кабинет еще не принял ни одного принципиального решения, а уже известно, что именно через два месяца его политика приведет к потрясениям. На самом деле все просто: еще до того, как фамилия Примакова была произнесена, была очевидна общая динамика кризиса. После первого августовского «удара» неизбежно должно было наступить облегчение (это Примаков теперь может приписать себе), но точно так же было предсказуемо, что при имеющихся золото-валютных резервах финансовый кризис повторится не позднее начала декабря.

Нетрудно понять, что пресловутые «олигархи», за последнее время сильно поиздержавшиеся, но все еще очень влиятельные, рассчитывают, что повторный приступ кризиса позволит им взять реванш и посадить в Белый Дом своего человека. Тем более, что Юрий Маслюков уже явно дал понять, что национализация их собственности является вполне реальной перспективой. Однако подобные надежды вряд ли оправдаются. Рассуждения об ужасных последствиях правления «левых», которые проявятся через два месяца столь же лицемерны, сколь и наивны. Во-первых, общество состоит не из одних лишь идиотов, а потому изрядная часть населения понимает, что кризис порожден более глубокими причинами и нынешнее правительство вынуждено расхлебывать кашу, заваренную его предшественниками. Во-вторых, что важнее, политическое соотношение сил складывается не в пользу либералов. Социальная база сторонников «свободного рынка» в Москве и Петербурге объективно сузилась из-за краха финансовых структур, а значительная часть «среднего слоя» начинает пересматривать свои позиции. Тем временем провинция с каждым днем становится все более «красной». В случае провала Примакова провинциальная Россия будет требовать не возврата Черномырдина или Кириенко, а более радикального левого курса. И наконец думское большинство, которое, не столько думает об идеологии, сколько оглядывается на ту же провинцию, не допустит возврата к либеральному курсу. Что касается следующей Думы, то ее состав предсказать не трудно: она будет еще «краснее» нынешней.

Наконец, в условиях кризиса возврат к неолиберализму просто технически невозможен. Для рыночных решений нужна работающая банковская и финансовая система. Любое правительство нынешней зимой будет обязано думать не о стабильном рубле, а о том, как любыми доступными способами обеспечить отопление, работу транспорта, предотвратить голод. Чем острее кризис, тем больше потребность в жестком администрировании. В такой ситуации серьезные либеральные деятели даже не будут пытаться взять власть. А несерьезные провалятся не за два месяца, а за два дня.

И все же, что будет с правительством Примакова? У него есть три возможных перспективы. Первая, и пока наиболее реальная, это радикализация. Столкнувшись с обостряющимся кризисом, кабинет может, наконец, решиться на целый ряд мер, о которых пока только говорят. Сегодня население пугают возможностью запрета доллара, но на такую меру правительство не пойдет просто потому, что это ничего ему не даст. На самом деле серьезное решение, которое предстоит сделать кабинету, это национализация нефтяных компаний, «Газпрома», цветной металлургии, ликеро-водочных комбинатов и ряда банков. В целом речь идет максимум о двух десятках крупных корпораций. Большая часть подобных компаний накопила значительные валютные запасы, причем немалая часть этих запасов находится в западных банках. На посвященных России слушаниях в Конгрессе США в сентябре американские эксперты утверждали, что нефтяники и «Газпром» укрывали таким образом от налогов около 15% своей валютной выручки, причем эти деньги не уходили на счета частных лиц, иными словами они остаются доступны для государства в случае национализации. Значительная часть западных экспертов и бизнесменов к подобным проявлениям «социализма» относится совершенно спокойно, лишь бы их собственные инвестиции не трогали, а Россия не объявляла себя банкротом.

Парадоксальным образом именно национализация ключевых корпораций позволит выполнить главное требование безуспешно выдвигавшееся либеральными экономистами - понизить налоги. Опасность подобного решения состоит в том, что вслед за компаниями, способными быстро пополнить бюджет, могут быть национализированы и убыточные. Не исключено, что к Маслюкову выстроится очередь из директоров и даже собственников предприятий, требующих, чтобы их национализировали. Руководство «Инкомбанка» уже высказывается в таком духе, причем параллельно требует, чтобы старые хозяева сохранили свои посты в банке после национализации - уже в качестве высокопоставленных госслужащих. Разумеется, некоторые предприятия должны быть возвращены государству для реструктурирования (а некоторые из них потом могут быть повторно приватизированы). Но с огромным числом объектов правительство просто не справится. В чем-то могут помочь местные власти, но и их возможности ограничены.

Не менее очевидно, что без реформы государственного аппарата любая политика будет проводиться крайне неэффективно. Проект реформы госслужбы сейчас готовится, причем работают над ним люди не левого, а скорее прагматического и даже либерального толка. По мнению разработчиков госаппарат сейчас настолько деморализован, что сломить его сопротивление будет несложно. Но сами аппаратчики могут думать совершенно иначе. К тому же для повышения управляемости необходима и административная реформа в регионах, укрупнение субъектов федерации. По этому поводу региональные элиты уже глубоко разобщены: те, кто надеются присоединить кусок территории соседа - очень даже за. А вот те, чьи области могут быть расформированы, почему-то совершенно не радуются.

Наконец, правительство, которое работает полуконспиративно, почти неуязвимо для врагов, но и массовую поддержку мобилизовать не может. А при столкновении с олигархами такая поддержка будет необходима.

Примаков скорее всего будет перетасовывать правительство не один и не два раза. Но откуда ему взять новые кадры? Кадровые ресурсы думской «тусовки» в значительной мере исчерпаны. Власть не опирается на политическое движение, а следовательно трудно ожидать массового притока свежих сил «снизу».

В случае, если правительство не решится на радикальные меры, проведет их непоследовательно или некомпетентно, все может кончиться плачевно. Причем не только и не столько для министров, сколько для всех нас. Поражение кабинета Примакова приведет не к возвращению либералов, а к хаосу. Чувствуя бессилие центральной власти региональные лидеры начнут принимать необходимые меры не оглядываясь на центр. Массовое недовольство примет характер стихийного антимосковского движения. Нормализовать ситуацию сможет лишь диктатура, но тут даже не всякий диктатор справится. Генерал Лебедь и Юрий Лужков, разумеется, ждут в кулисах своего выхода. Все будет сделано, конечно, ради спасения родины и демократии. Может статься, что после неудачных попыток введения диктатуры не останется ни того, ни другого.

Однако этими вариантами выбор стоящий перед правительством, не исчерпывается. Как известно, в жизни не бывает «чистых экспериментов». Власть вполне может принять радикальные решения, но далеко не все, которых ждут сегодня. Аппарат кое-что просаботирует, а что-то проведет. Реформа госслужбы даст некоторые результаты, но меньшие, чем можно надеяться. Кого-то из олигархов экспроприируют, а с кем-то договорятся. Финансовый кризис не преодолеют, но не дадут ему перерасти в катастрофу.

Народное недовольство все равно будет расти, но можно будет показать и заботу правительства о трудящихся.

Опытный политический игрок, Примаков скорее всего и из народного гнева попытается извлечь для себя выгоду. Ведь в конечном счете за все у нас отвечает президент. Это он довел страну до краха. Это он, как мы скоро узнаем, не дает работать хорошему правительству. И вообще нами правит старый больной человек, которого давно пора отправить на пенсию (вариант: выдать на растерзание толпе). А если Ельцин уходит со сцены досрочно, то в Конституции четко прописано, кто будет его наследником.

Для силовиков нынешний премьер - человек не чужой. Для спецслужб - тем более. В Думе его уважают - в отличие от действующего президента. Чем не национальный лидер? На встрече с главами субъектов федерации Примаков говорил про возможность снимать с работы избранных должностных лиц, не справляющихся со своими обязанностями. Вместо того, чтобы возмутиться, слушатели одобрительно закивали. Все почему-то думали не про себя, а про соседа. И главное, у всех в памяти сразу возникло одно, самое главное должностное лицо, которое явно со своими обязанностями не может справиться.

Президент Примаков вполне может продержаться не три месяца, а гораздо дольше. Он не будет явно переписывать Конституцию под себя, а охотно согласится расширить полномочия парламента и правительства (тем самым застраховав нас от амбиций новых, голодных честолюбцев). В условиях кризиса выборы главы государства придется отсрочить или передать какой-нибудь специальной коллегии.

А разбираться с нерешенными проблемами экономики будет новый премьер.








 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх