|
||||
|
ВСЁ ДОСТАЮТ ИЗ ШИРОКИХ ШТАНИН Ничто так не омрачает душу, как мысль о налогах. Причем о тех, которые не заплатил. Можно смело сказать, что неуплата налогов - это наша национальная идея. А вот финны придумали нечто такое, что позволяет им испытывать радость при виде налоговой полиции. Как это им удалось? Во времена, когда товарищ Сталин отобрал у Финляндии часть Карелии и создал Карело-Финскую ССР, ходил в Москве анекдот про то, как искали для новой республики представителей «титульной нации». Нашли двух. Один был Фининспектор, другой - Финкельштейн. Потом обнаружилась ошибка: это был один человек. С фининспекторами в Финляндии, видимо, полный порядок. Несколько дней назад финские газеты опубликовали сенсационные данные. Согласно результатам опросов общественного мнения, 74% граждан удовлетворены налогами, которые они платят. Это вообще звучит странно, поскольку люди в принципе редко бывают удовлетворены чем-либо, а уж налогами - тем более. Хорошо известно, что финны платят добросовестно, уклонение от уплаты налогов - явление почти неизвестное. И не только из-за «северной честности» и «протестантской этики», но и потому, что страна маленькая, все друг друга знают, в бюрократии царит порядок. Но главное, Финляндия - страна с очень высокими налогами. Политики на протяжении нескольких лет говорят о необходимости налоги понизить, обещают, что в связи с тем, что в бюджете сейчас очень много денег, в 2001 году финны будут платить в казну в среднем на полтора процента меньше. А рядовые финны и так вполне довольны. К этому остается только добавить, что, вопреки всем «классическим» теориям, согласно которым высокие налоги замедляют экономический рост и сдерживают инновации, сегодняшняя Финляндия делит со Швецией первое и второе места в мире по количеству пользователей Интернета на душу населения, далеко опережая США. Финны являются одними из мировых лидеров по телекоммуникационным технологиям. А страна на протяжении пяти лет подряд демонстрирует высокий экономический рост (5% в 1999 году), опережая не только большинство европейских соседей, но и США. Самое тяжелое время для финнов было после распада СССР. До этого экономика работала в значительной мере на «южного соседа», которого не любили за зимнюю войну 1939 года, но за счет которого неплохо кормились. Но Советский Союз рухнул, а на российский рынок хлынула масса дешевых импортных товаров. Финская экономика пережила катастрофический спад, безработица, ранее финнам почти неизвестная, достигла 20%. В этом смысле Финляндия, видимо, единственная из развитых западных стран, пострадавшая от распада СССР и реформ в России. И вот десять лет спустя безработица сократилась до 10%, экономика ожила, жизненный уровень резко повысился. И все это как-то получилось без спасительных советов Международного валютного фонда. Правда, вырос и внешний долг, но его регулярно выплачивают. Проблема лишь в том, что сумма долга была зафиксирована в долларах. Если бы не высокий курс доллара по отношению к финской марке, то долг был бы уже выплачен почти полностью. Но вернемся к налогам. Финны платят действительно очень много. Но платят осмысленно. То, что финский налогоплательщик, в отличие от русского, знает, что он получит за свои налоги, является уже банальностью. И в целом такое же сравнение можно отнести и к американскому, немецкому или японскому гражданину. Мы окажемся в компании с латиноамериканцами и жителями большей части Африки, которые, как и мы, твердо убеждены, что деньги, отданные государству, будут потрачены на что угодно, но не на развитие страны и на оказание помощи гражданам. Гораздо интереснее разобраться в том, как все устроено на практике. Кто, сколько и за что платит. Минимальные доходы налогом не облагаются. Если вы превысили минимальный уровень, необходимый для выживания, вы начинаете платить муниципальный налог, причем только с той суммы, которая превышает необлагаемый минимум. В среднем это 17%, хотя многое зависит от конкретного города. Самые богатые берут со своих жителей примерно 15%. Порой же доходит до 19%. При низких доходах вы имеете шанс вообще не платить налоги в пользу центрального правительства. Что же до муниципальных денег, то их распределение происходит вполне открыто - для того и существует демократия. Несколько лет назад в Турку кто-то из местных чиновников предложил разрешить городской администрации использовать бюджетные деньги для игры на бирже, обещая сказочные дивиденды. Вопрос обсуждался публично, и в итоге депутаты от левых и «зеленые» провалили предложение. Спустя примерно год автор проекта попался на финансовых нарушениях и сел в тюрьму. Из муниципальных денег оплачиваются не только поддержание дорог и разные коммунальные программы, но бесплатное образование, бесплатные детские сады. Если вы не хотите отдавать ребенка в детский сад, можете нанять нянечку, город возместит вам сумму, которую он бы затратил на вас, если бы вы воспользовались муниципальным сектором. Частных школ практически нет. И почему-то не слышно жалоб на качество образования. Государство облагает налогами только средние и большие доходы. Налог - прогрессивный и может достичь 60%. Но здесь действует тот же принцип: повышенной налоговой ставкой облагается только та часть дохода, которая превышает определенную базовую сумму. Иными словами, представитель финского среднего класса обычно платит 17% с одной части своих доходов, 20% - с другой и 50% - с третьей. Система сложная, но здесь не может случиться то, что происходит порой в других западных странах с прогрессивным налогообложением, когда человек, получающий более высокую зарплату, может в итоге из-за высоких налогов получить на руки меньше денег, чем его коллега с более низкими доходами. Доходы с капитала облагаются отдельно по единой ставке, составляющей 29%. Финн, живущий только на доходы от своего капитала, может в итоге платить меньше налогов, чем его соотечественник, живущий на зарплату. Государство не только содержит бюрократию и армию и оплачивает всевозможные социальные программы, но и перераспределяет средства в пользу более бедных муниципалитетов, особенно на севере страны. Оно же оплачивает бесплатное высшее образование. Частных университетов здесь нет. Зато есть учебные заведения как на финском, так и на шведском языке. «Шведоязычные» составляют всего около 6% населения (включая часть иммигрантов, которым шведский почему-то дается легче финского), но статус у них с «титульной нацией» равный. Оба языка государственные. А потому финны с недоумением смотрят на братьев-эстонцев, которые отказывают русскоязычным в равноправии. Кстати, православная церковь тоже имеет здесь равный статус с протестантизмом. Если захотите учить ребенка Закону Божьему по православным канонам, расходы оплатит правительство. При подобных обстоятельствах несложно понять, почему финны удовлетворены высокими налогами. В конечном счете для людей главное не то, сколько они платят в виде налогов, а сколько у них остается в итоге. Финские рабочие очень хорошо зарабатывают, профсоюзы сильны, но товары почему-то конкурентоспособны. Другое дело, что меняется структура промышленности. Финский текстиль никто не будет покупать, он оказывается слишком дорог по сравнению с тем, что производят в Китае или Польше. Текстильные фабрики закрываются, превращаясь в жилые кварталы, музеи индустриальной истории или культурные центры. Зато финны делают мобильные телефоны. Ясное дело, что Россия, несмотря на сходство климата, не может жить, как Финляндия. У нас своя этика, свои правила, своя история. Мы всегда будем испытывать недоверие к государству. Предлагать скандинавскую модель в России бессмысленно. Лет десять назад, когда один из перестроечных деятелей выступал перед публикой, доказывая, что нам надо принять «шведскую модель», я не удержался и спросил: где у нас он собирается найти столько шведов? И все же урок извлечь можно. Он исключительно прост. Дело не в том, высоки налоги или низки, а в том, как организована система. Люди из команды Грефа убеждены, что россиянин не платит налоги просто потому, что налоги слишком высоки. Стоит налогам понизиться, как мы дружно понесем наши денежки в копилку государства. Здесь он глубоко заблуждается. Репутация государства не улучшится от введения нового налогового кодекса, дающего скидки богатым и перекладывающего основное бремя на бедных. Те, кто вообще не платил, вряд ли сочтут 13% понижением налогов. Но главное, большинство людей в России не платят налоги не потому, что не хотят, а потому, что это невозможно. Дело не в сумме налогов, а в устройстве экономики. Работнику в конечном счете безразлично, какова его номинальная зарплата. Важно, сколько реально остается в кармане. Предприятия, расплачивающиеся с сотрудниками «черным налом», экономят на налогах огромные суммы. Если бы с зарплаты пришлось полностью платить налоги, это означало бы одно из двух: или увеличение номинальной зарплаты (соответственно - рост инфляции, снижение конкурентоспособности), или снижение реальной зарплаты, причем именно в тех секторах, где сейчас платят «живые деньги». А это мало кому бы понравилось. Работник, оплаченный «черным налом», практически бесправен, ибо в случае конфликта он не может обращаться в суд, не рискуя выставить самого себя злостным нарушителем закона. Все зависит от неформальной устной договоренности с начальником, а это заведомо ставит человека в невыгодное положение. Наконец, даже если работодатель абсолютно готов идти на все издержки, связанные с «правильными» трудовыми отношениями, он все равно может быть не в состоянии открыто платить большую зарплату, ибо он сам значительную часть денег получает «черным налом», а потому заявить их открыто не может. Иными словами, какова экономическая система, такая будет и налоговая практика. Финны по-прежнему будут платить высокие налоги и демонстрировать глубокое удовлетворение. А «большой южный сосед» - скрывать доходы от государства и жаловаться на жизнь. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|