|
||||
|
ПЕЧАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ ПОБЕДЫ Выступления недовольных пошлинами автомобилистов Приморья были подавлены с вполне предсказуемой, но тем не менее скандальной жестокостью. События развиваются в соответствии с привычной и неизменной логикой политической эскалации. С одной стороны, протестующие радикализируются и политизируются. Движение расширяется. Сначала выходили на демонстрации автомобилисты и перегонщики, недовольные новыми пошлинами и запретами (напомним, что перегонка японских машин обеспечивает в Сибири и на Дальнем Востоке десятки тысяч рабочих мест). Затем к ним присоединились те, кто требовал прекратить реформу ЖКХ и вообще все недовольные властью. Соответственно, требование отмены правительственного решения сменилось призывом к отставке самого правительства. Это, кстати, шокировало некоторых из первоначальных инициаторов протеста, которые жаловались на политизацию движения. В свою очередь представители власти начали обзывать организаторов протеста «жуликами», а прикормленные начальством эксперты выступили с глубокомысленным анализом, доказывая, что за выступлениями на Дальнем Востоке стоит мафия или какие-то ещё темные силы, пытающиеся дестабилизировать ситуацию. Легко догадаться, какими будут последствия. Жесткий разгон акции протеста во Владивостоке, возможно, на некоторое время создаст иллюзию победы. Тем более, что приближается Новый год. Люди хоть на какое-то время успокоятся. Однако заявление о том, что доставка изделий отечественного автопрома в Приморье отныне будет субсидироваться государством не могло не вызвать недоумения и обиды у населения Сибири, где существуют совершенно такие же проблемы. Между тем митинги и протесты происходили по всей стране, причем видно, что число их участников растет. То, что для разгона волнений во Владивостоке пришлось использовать ОМОН из Подмосковья и Хабаровска - показательно. В условиях, когда недовольство охватывает всю страну, надежных формирований может просто не хватить. Правительственные чиновники, похоже, не сознают, что они сами неуклонно повышают ставки и сами способствуют политизации протеста. Больше того, именно действия правительства придали второе дыхание почти уже разложившейся либеральной оппозиции, которая теперь нашла свою тему, поддерживая выступления автовладельцев. В свою очередь, далеко не все протестующие симпатизируют оппозиционерам, но в условиях обостряющегося конфликта и усиливающегося давления со стороны правоохранительных органов они готовы принять помощь практически от кого угодно. К счастью, фашистские и националистические группировки этой ситуацией воспользоваться не смогли. Да и странно было бы для них с точки зрения идеологической поддерживать людей, которые ездят на иноземных машинах. Хотя, если покопаться, «Жигули» тоже машина иностранного происхождения, детище итальянского «Фиата». Националисты в данном раскладе проиграли необратимо, ибо в движении сложился определенный баланс сил и все политические группы, примкнувшие к протестам, будут дружно стремиться не допустить их участия в последующих событиях. Однако для власти это окажется малым утешением в январе, когда протесты возобновятся - с новой силой, на более широкой общественной основе. Движение автомобилистов отнюдь не подавлено и не разгромлено. К тому же у него есть время, чтобы реорганизоваться, - новые пошлины вступают в силу только к середине января. А к этому времени по всем регионам прокатится волна повышения коммунальных тарифов. Если в декабре требование прекратить грабительскую реформу ЖКХ выдвигалось участниками акций скорее как попытка привлечь к себе симпатии более широких слоев населения, то в январе станет возможным реальное соединение двух протестов. О том, чем чревато массовое недовольство социальной политикой, можно судить по демонстрациям 2005 года. Но тогда в стране был экономический подъем, а сегодня спад. И массовые увольнения ещё только начинаются. Причем это не только увольнения «белых воротничков», но и сокращения численности рабочих металлургов. Сами власти прогнозируют на январь очередную волну увольнений - вряд ли это будет способствовать социальному миру. Политизация протестов, раз начавшаяся, будет продолжаться. Единственный способ остановить процесс - своевременно пойти на уступки. Опыт 2005 года в этом плане тоже показателен. Как только уступки были сделаны, движение пошло на спад, а его радикальная часть быстро оказалась изолированной, многие лидеры, выводившие тысячи людей на митинги, вдруг оказались генералами без армий. Но уступки должны быть своевременными, они должны быть сделаны до того, как движение консолидировалось и набрало силу. Такая возможность у правительства была - во время заседания в Набережных Челнах, от которого ждали именно этого. Увы, вместо компромисса власть предложила список дорогостоящих и сомнительных мер. А органам правопорядка именно тогда, видимо, был дан приказ задавить движение. Сделав это, власти, скорее всего, перешли «точку невозврата». Теперь, даже если уступки всё же будут сделаны, этим лавинообразное развитие событий уже не остановишь. Решив не уступать протестующим, правительство явно хотело продемонстрировать свою стойкость и «крутизну». Нас не запугаешь протестами и маршами, говорят нам чиновники. Мы сами кого угодно запугаем. Только не исключено, подобная твердость опирается не на подлинную уверенность в своих силах, а на элементарную недооценку ситуации. Не имея контроля над ходом игры, рискованно повышать ставки. А правительство сегодня делает именно это. Специально для «Евразийского Дома» |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|