|
||||
|
БУТАФОРИЯ И ЖИЗНЬ Политика есть борьба за власть. Ну, в крайнем случае, против власти. Эту простую истину в нашем обществе более или менее выучили. Что и стало одной из фундаментальных основ всеобщей аполитичности. Ну кому нужна политика, которая никакого отношения к нашей жизни не имеет? Власти ведь у нас все равно нет. И нам ее все равно отдавать не собираются. А главное, она большинству из нас и не нужна. Те, кому нужна власть, ее имеют. Не все, конечно. Есть еще некоторые, которым не досталось, хотя очень просили. Или имели ее, да потом потеряли. Или их к власти не допускают из-за того, что они отличаются крайней - даже по нашим стандартам - безответственностью. Чтобы не было совсем обидно, они для себя создали потешный орган власти под названием «Национальная Ассамблея». Они там могут заседать не хуже думских депутатов, принимать резолюции, формировать комиссии. Все как у больших! Обществу что «настоящие» депутаты из Государственной Думы, что потешные депутаты (или все-таки делегаты?) из Национальной Ассамблеи, глубоко безразличны. И борьба за власть, которая сводится к самоудовлетворению конкурирующих тщеславий, - тоже. Реальным содержанием общественной жизни становятся всевозможные социальные движения, как правило, локальные и разобщенные, с расплывчатой идеологией, которую при некотором умственном усилии можно назвать «стихийно левой». Однако эта «левизна» участников социальных протестов остается абсолютно неосознанной для них самих, равно как и политическое значение того, что они делают. Да, именно жильцы, которые отстаивают свои права, протестуя против сноса домов и разрушающей города «точечной застройки», подростки, которые сопротивляются введению ЕГЭ, или профсоюзные активисты, добивающиеся повышения зарплаты, по факту создают в России гражданское общество. Только они об этом сами не знают. А официальное «гражданское общество», представленное тщательно подобранной Общественной палатой и живущими на западные гранты неправительственными организациями, так же далеко от повседневных интересов населения, как официальная и оппозиционная политика. В общем, все у нас есть - и политика, и гражданское общество, и депутаты и оппозиционеры. Только никому, кроме них самих, они не нужны. Между тем картина радикально изменится, если задать вопрос: для чего нужна власть, кому и для каких целей служит гражданское общество? Власть далеко не нейтральна и несводима к «технике» управления. Власть - это инструмент реализации экономического и социального курса, проводимого в интересах определенных классов и слоев общества. Точно так же и пресловутое гражданское общество есть не что иное, как организованное выражение этих же самых интересов. Подобные банальные истины должны знать все, кто прослушал базовый курс обществоведения в школе или в институте. Но истины эти, как ни странно, совершенно не осознаны - потому что как невозможно научиться плавать, не входя в воду, так и научиться общественной борьбе нельзя по книгам. Больше того, здесь недостаточно индивидуального или группового опыта. Участия в небольшой политизированной группе тоже совершенно недостаточно. Обществу нужен коллективный и массовый опыт. Именно этот опыт постепенно накапливается в профсоюзах и социальных движениях. И задача политических активистов состоит именно в том, чтобы способствовать его осознанию, создавать условия, когда участники стихийных протестов обнаружат гражданский и политический смысл того, что они делают. Политическая роль левых состоит в том, чтобы способствовать становлению новой - не бутафорской - политики и реального - а не нарисованного - гражданского общества. Это тяжелая повседневная работа, одновременно и просветительская и активистская. Абстрактные поучения никто не будет слушать. Реклама постоянно рассказывает нам про деньги, которые должны работать. Увы, деньги не работают сами: за них работают люди, труд которых с помощью денег организуют в чьих-то чужих интересах. Знания тоже должны работать. Теоретические и практические знания, накопленные левыми активистами, должны работать в интересах социальных движений. Но не только для того, чтобы помочь этим движениям одержать сиюминутную частную победу над очередным вором-застройщиком или самодуром-начальником, а для того, чтобы открыть перед обществом новую стратегическую перспективу. Перспективу новой политики, опирающейся на массовые социальные интересы и нацеленной на изменение нашей жизни. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|