|
||||
|
КАК ПОССОРИТЬСЯ С СОСЕДОМ Похоже, после конфликта с Грузией нам абсолютно необходимо ещё и столкновение с Украиной. Во всяком случае, об этом явно мечтает изрядное число политиков по обе стороны границы. Громогласные заявления московского градоначальника, которому покоя не дает статус Севастополя, вряд ли могут кого-то удивить или всерьез задеть - к ним уже все привыкли. А маячащий где-то вдалеке 2017 год, когда потребуется определить будущее российского Черноморского флота, остается всё ещё за горизонтом повседневной политики: скорее всего, к тому времени и в Киеве и в Москве руководить будут уже совершенно другие люди. Но очередной кавказский кризис обернулся новым и весьма неприятным обострением вопроса о Севастополе, на сей раз уже с украинской стороны. Теперь выход любого корабля Черноморского флота или вылет российского самолета со своей базы обставляется целым рядом явно провоцирующих условий. Командование должно за 72 часа не только уведомить об этом украинские власти, но и сообщить о целях, маршруте своего движения, а также отчитаться об имеющемся на борту вооружении и боеприпасах. Требование, вообще-то плохо согласующееся с режимом секретности, который принято соблюдать в любой армии, тем более в условиях, когда Украина поддерживает тесные отношения не только с НАТО, но и с Грузией, находящейся в конфликте с Россией. К тому же новые условия, выдвигаемые Киевом, никак не обоснованы в существующих договорах о статусе Черноморского флота и Севастополя. Легко догадаться, что рано или поздно какой-нибудь российский корабль не подчинится этим требованиям, а украинская сторона попробует заблокировать ему выход с базы, применив силу. Вот вам и классический casus belli. С другой стороны, славянская манера вести дела почти наверняка разрушит все козни поджигателей войны. В худшем случае россияне будут делать вид, будто отчитываются, а украинцы делать вид, будто верят этим отчетам. В конце концов, корабль мог выйти в Новороссийск, а уж в море получит новый приказ, развернуться на Сухуми или Поти. Однако тенденция настораживает! Неутомимые люди в Киеве и Москве выдумывают всё более откровенные и изощренные способы провоцирования конфликтов. Распускаются слухи о предстоящих вооруженных столкновениях. Отечественная пресса откровенно и цинично пишет, что после завершения операции «по принуждению Грузии к миру» надо будет провести операцию «по принуждению Украины к дружбе». Нынешний российско-украинский конфликт является великолепным опровержением тезиса о том, что тесные экономические связи препятствуют конфронтации. Будучи экспортером нефти, Россия зависит от украинского транзита, а Украина, будучи индустриальной страной с ограниченными ресурсами, остро нуждается в российском сырье и топливе. Однако эта взаимозависимость приводит не к всеобщей гармонии, сотрудничеству и взаимопониманию, а к постоянным ссорам. Что, впрочем, естественно: каждая сторона пытается из этого партнерства извлечь наибольшие выгоды, уступая как можно меньше. Логика капитализма превращает экономическое сотрудничество в разновидность противостояния. Если есть что делить, значит, будет повод для драки. И всё же российско-украинские семейные скандалы были бы скорее комичны, если бы не сочетались с гораздо более значительными поводами для нестабильности. Даже столкновение Москвы с Западом из-за Грузии, которое пять или семь лет назад трудно было себе представить, отражает не только обострение отношений между сторонами, вовлеченными в запутанный узел кавказской политики, но и общий рост напряженности в международных отношениях, сопровождающие каждую широкомасштабную экономическую депрессию. Не нужно быть пророком, чтобы предвидеть: внутреннее положение и Украины и России будет в ближайшие год-два только ухудшаться. Соответственно, будет расти и потребность во внешнем враге. Но даже и это не самое страшное. По-настоящему страшно то, что политики с определенного момента становятся заложниками собственной риторики. Если долго кричать о своей непримиримости, то рано или поздно придется отвечать за свои слова и на деле затеять драку. При этом политики очень заботятся об «общественном мнении», но совершенно не интересуются мнением общества. Ради сохранения своей репутации они готовы на весьма рискованные шаги, но никогда не затрудняются тем, чтобы спросить граждан о том, как им видятся политические перспективы. Иными словами, способность представителей общества повлиять на власть и остановить сползание к конфронтации, практически минимальна. Остается надеяться либо на осторожность и здравый смысл государственных мужей, либо на то, что они просто не успеют натворить ничего катастрофического: кризис заставит их заняться внутренними проблемам раньше, чем они создадут для всех нас внешние. Специально для «Евразийского Дома» |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|