ПО КРУГУ

У России три главных внешнеполитических противника - Эстония, Украина и Грузия. Значимость, репутация и мощь этих противников, видимо, в наибольшей степени соответствуют масштабам государственных задач современной России. Какая держава, такие у неё и соперники.

Внешняя политика уныло ходит по кругу - от конфликта с Эстонией по поводу исторического прошлого к склокам между Москвой и Киевом из-за Крыма и Черноморского Флота, а затем - к конфронтации с Грузией, на границах отделившихся от её сепаратистских республик. Пройдя за прошлый год полный круг, мы вернулись в исходную точку: опять скандал с Грузией.

Раньше российские власти пытались уесть Тбилиси, запретив экспорт вина и минеральной воды. Сейчас послали военные самолеты летать над Южной Осетией. Чье это воздушное пространство, остается непонятным. С одной стороны, Южная Осетия остается юридически частью Грузии, и её независимость не признал никто, включая Россию. С другой стороны, власти грузинской там нет, а потому вопрос о праве российских самолетов здесь летать относится уже к компетенции местного начальства, которое совсем даже не возражает.

Грузия со своей стороны устраивает военные игры, стягивает к границам войска, которые иногда даже постреливают в сепаратистов. А что им ещё там делать?

После того как российские самолеты полетали над Южной Осетией, Тбилиси решил отозвать своего посла. Прямо как перед войной!

Грузино-российский конфликт производит впечатление тошнотворного deja vu, дурной бесконечности, поскольку периодически повторяющийся обмен оскорблениями не ведет ни к чему, кроме очередного всплеска националистических чувств по обе стороны границы. После чего, облив друг друга грязью, обе стороны возвращаются к привычной жизни, как будто ничего и не произошло. Никакой стратегии и долгосрочного курса ни у той, ни у другой стороны не просматривается. Не воевать же, в самом деле, из-за Южной Осетии и Абхазии!

Однако по-настоящему важен вопрос о том, какие внутренние цели преследуются подобными внешнеполитическими скандалами. Для Тбилиси столкновение с северным соседом - хороший повод укрепить позиции правящего режима, сталкивающегося с внутренней оппозицией. В России же серьезной внутренней оппозиции нет. Зачем тогда внешние конфликты?

Ответов может быть два. Либо внешняя политика страны по отношению к её собственным бывшим окраинам определяется стихийной инерцией и необходимостью механически реагировать на внешние раздражители, либо она отражает некую внутреннюю борьбу, только не между властью и оппозицией, а уже внутри самой власти.

Скорее всего, имеет место и то, и другое. Россия в конфликтах с бывшими братскими республиками СССР, как правило, не выступала инициатором. Но на любой внешний раздражитель реагировала с повышенной агрессивностью, даже со своего рода радостью, пользуясь малейшим поводом, чтобы показать свою готовность защищать статус великой державы. Тут и уязвленное самолюбие, и реальные проблемы, оставшиеся нерешенными в 1991 году, когда Ельцин с коллегами торопились поскорее уничтожить Советский Союз, и вполне объяснимое раздражение, вызванное постоянными провокациями лидеров новых независимых государств. Москва очень часто бывает права по сути вопроса, но её агрессивная реакция не только не способствует его решению, но и, наоборот, усугубляет проблему.

Странно, что этого не видят в высших эшелонах власти. Или, наоборот, видят, и действуют сознательно. Проблемы собираются не решать, а использовать.

Политическую истерию вокруг грузинского вопроса в 2008 году раздуть вряд ли удастся. В прошлый раз образ врага из грузина получился неважный. Но на сей раз даже и попытки серьезной в этом направлении не делается.

Зато у Дмитрия Медведева головной боли добавляется. Новый президент ещё не в полной мере разобрался со своими полномочиями, а ему уже подсовывают очередной внешнеполитический кризис, причем явно неразрешимый. Пусть лучше им занимается, а не тратит время на попытки внутриполитических реформ, из которых все равно ничего путного не получится.

Президенту России предстоит заниматься футболом и Грузией. Премьер-министру надо заботиться об инфляции, отопительном сезоне и строительстве жилья. Если с футболом как-то научились справляться, то со всеми остальными проблемами прорыва не ожидается.

И это, похоже, как раз и является новой формулой власти для российской бюрократии. Пусть высшие должностные лица вязнут в бессмысленной рутине. Реальную власть будет осуществлять чиновник среднего звена. И никто ему в этом не помешает.

Специально для «Евразийского Дома»







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх