Пять направлений модернизации российской школы

Без новой школы, без нового образования нет новой России, нет будущего. Но новая школа нуждается в новом учителе. Статус учителя, уважение к учителю – вопрос государственной важности, национального приоритета.

Дайте учителю больше воздуха, доверяйте ему! Уважение к профессии педагога придет тогда, когда молодежь захочет идти в школу. Сейчас у нас с этим беда. И не только в маленьких зарплатах дело.

Андрей Успенский, преподаватель русского языка и литературы (Череповец)

Учителя скорее пользуются талантливыми детьми, чем действительно помогают им. Нам говорят: ищите в Интернете информацию о различных конкурсах, готовьтесь к ним, подбирайте материалы. Понятно, что учителя, у которых помимо проведения уроков масса «бумажной» нагрузки, разнообразной обязаловки, просто не в состоянии полноценно вести еще и эту работу. Чтобы решить данную проблему, нужно принять в школу педагогов специально для работы с одаренными.

Олег Федоров, отец одаренного пятиклассника (Оренбург)

В последнее время школы серьезно озаботились здоровьем детей. Профилактические осмотры все дети в течение десяти лет учебы проходят как минимум пять раз. Хорошие результаты дают оздоровительные кампании на школьных каникулах. Как ни парадоксально, но сегодня школы и поликлиники вкладывают в здоровье детей больше, чем многие родители.

Елена Белобородова, заместитель главного врача детской городской больницы Благовещенска

По своему восьмилетнему опыту работы в школе могу сказать, что необходима срочная школьная реформа. Надо сделать трехступенчатую школьную систему – обычные школы, специализированные школы и школы для одаренных. Последние должны быть по типу пансионов, с общежитиями и организацией досуга. Обязательно должна быть введена серьезная градация учителей, которая бы означала определенный уровень и школы, и учителя.

Сергей Смирнов, учитель истории (Москва)

Сегодня же основной акцент я сделаю на школьном образовании. Оно представляет собой один из определяющих и самых длительных этапов жизни каждого человека. Является решающим как для индивидуального успеха, так и для долгосрочного развития всей страны.

Совсем недавно вместе с профессиональным сообществом мы обсуждали базовые параметры модернизации школы. Ее главным результатом должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. На основе этих предложений будет подготовлена национальная образовательная стратегия – инициатива «Наша новая школа». И ее составляющими станут пять направлений.

Первое направление. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должно соответствовать обновленное содержание образования. Предлагаю в сжатые сроки разработать именно такое, новое поколение образовательных стандартов. Их подготовка затянулась.

Второе. Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.

Третье. Ключевая роль в школе принадлежит учителю. И нам необходимо разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации. Но что еще более важно – для пополнения школ новым поколением учителей. Причем вовсе не обязательно только с педагогическим образованием.

Поддерживаю предложение образовательного сообщества об объявлении 2010 года в России Годом учителя. И хотел бы подчеркнуть: мы сделаем все, чтобы учитель стал уважаемой фигурой в обществе. Но и сами педагоги должны внимательно относиться к ученикам, уважительно относиться к ним. Должны помогать им становиться самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Четвертое. Сам облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно. Если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом.

Обращаю внимание: российская школа не имеет права быть ветхой – и в прямом, и в переносном смысле этого слова. Необходимы не только новые образовательные стандарты, но и новые нормы проектирования школьных зданий и кабинетов, оснащения медпунктов, столовых и спортивных залов. Находиться в школе ребенку должно быть комфортно: и психологически, и физически.

Поручаю Правительству разработать в самое ближайшее время новые принципы работы школ, а также порядок их проектирования, строительства и формирования материально-технической базы. При этом необходимо в полной мере использовать результаты, полученные в ходе реализации национального проекта «Образование».

Пятое. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая. Да, многое, конечно, зависит от условий жизни в семье, от родителей. Но бесконечно кивать только в их сторону нельзя. Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги. Нужно уйти от усредненного подхода в этом вопросе. К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход – минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения. Тем более что к перегруженным программам обучения в обществе тоже много вопросов.

Уверен: если приоритет здорового образа жизни будет в полной мере реализован в школе, то мы гораздо легче справимся и с формированием современной системы здравоохранения в целом. >>>







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх