|
||||
|
Глава 2 Историческая миссия Бенито Муссолини Яркая звезда — ответ на вызов эпохи Бенито Муссолини (1883–1945), выходец из «низов» (сын деревенского кузнеца и учительницы), стал диктатором Италии и лидером одного из определяющих политических движений в мире 20 — 40-х годов XX века. Долгие годы он был кумиром миллионов, многие почитали его как Бога или, по крайней мере, как посланца Провидения. Им восхищались политики, художники и интеллектуалы мирового уровня. Ему воздавали хвалу Черчилль и Рузвельт, римский папа Пий XII, поэт д, Аннунцио и дирижёр Тосканини. Но связь с немецким национал-социализмом и лично с Гитлером, обусловленная не общностью идеологии, а неблагоприятным для Италии стечением обстоятельств, повисла тяжёлой гирей на его ногах. Она привела его к гибели и к зачислению в ряды врагов человечества, сделала символом позора и надолго увлекла в пучину забвения. И лишь спустя десятилетия он вновь стал объектом пристального внимания со стороны историков и политиков. О нём сейчас уже существует богатая литература на многих языках мира. В частности, на русском языке вышли книги: Ильинский М.М. Жизнь и смерть Бенито Муссолини (М., 2000); Белоусов Л.С. Муссолини. Диктатура и демагогия (М., 1993); Мэк Смит Д. Муссолини (М., Нью-Йорк, 1995); Ридли Дж. Муссолини (М., 1999); Хибберт К. Бенито Муссолини (М., 2001). Изданы и главный труд самого Муссолини «Доктрина фашизма», и часть его мемуаров. Как бы ни относиться к Муссолини, он вошёл во всемирную историю как основоположник фашизма — нового учения об обществе, которое быстро укоренилось в Италии и стало распространяться по миру как некий «третий путь» между капитализмом и космополитическим (интернациональным) коммунизмом. Он создал и первое в мире корпоративное государство, ставшее в той или иной мере образцом для ряда ведущих мировых держав в 20 — 30-е годы XX века. В ряде серьёзных исследований убедительно показано, что итальянский фашизм — это одно, а гитлеризм — совсем другое. Сам Муссолини мнил себя пророком, спасителем Отечества, призванным возродить его величие и славу. Во время мюнхенского сговора, решившего печальную участь Чехословакии, он чувствовал себя вершителем судеб Европы. Но, как и все те, кто самочинно возлагает на себя миссию пророка, заблуждался, и это дорого ему обошлось. Муссолини с гордостью говорил, что он сотворил себя сам. Да, он, выходец из самых низов, получил диплом учителя. Стремясь избежать мобилизации в армию, он эмигрировал в Швейцарию, где ему пришлось зарабатывать на жизнь, трудясь то каменщиком, то чернорабочим. Порой он голодал, ночевал на улице, под мостом, в картонных коробках. Его сажали в тюрьму, высылали из страны. Пробовал он себя и на поприще журналистики. Но он много читал, а встреча с Анжеликой Балабановой, одной из близких знакомых российского эмигранта Ленина, проживавшего тогда в Швейцарии, сыграла не последнюю роль в становлении Муссолини как сторонника социализма. Поэтому, вернувшись в Италию, он начал свою политическую карьеру в рядах Итальянской социалистической партии (из которой он был исключён в 1914 году). В армии ему всё же послужить пришлось. Но во время учений взорвался миномёт, четверо солдат были убиты на месте, пятый — Муссолини — получил более сорока осколков. Так что и солдатское житьё-бытьё было ему знакомо не по чужим рассказам. Но не только сам Муссолини ковал свою судьбу. Обстановка в мире после первой мировой войны требовала появления таких деятелей, которые были бы способны создать условия для проведения назревших общественных преобразований — завершения перехода от классического капитализма свободной конкуренции к монополистическому капитализму и империализму, но без новых революционных потрясений. После первой мировой войны почти во всех воевавших странах ненависть широких народных масс к тем, кто развязал эту недавнюю бойню, разруха, безработица, резкое падение жизненного уровня привели к возникновению революционной ситуации. Лозунг «Сделать, как в России!» повсюду становился знаменем миллионов трудящихся. Пример России показывал правящим классам Европы, чем может для них обернуться попытка насильственного подавления недовольства обездоленных. Правящей элите Европы нужно было найти таких деятелей, которые могли бы оседлать революционное рабоче-крестьянское движение, ввести его в приемлемые рамки и ценой минимальных потерь для крупного капитала обеспечить хотя бы на несколько лет политическую стабильность в обществе. И такие деятели появились. В Италии эта роль выпала на долю Муссолини, создавшего в 1919 году Фашистскую партию (то есть «Партию боевых друзей», «Партию товарищей»). Но почему именно он? Потому, что он был не просто голосом фронтовиков, а и выдающимся оратором, который в своей речи или статье был способен соединить доходчивость и пафос, воодушевляя слушателей, ибо сам искренне верил в справедливость того, что он говорил и писал. Муссолини верил, что только созданное им учение и организованная им партия приведут Италию к расцвету. Он мог вчера говорить одно, завтра другое, но и то и другое одинаково искренне. В моральном отношении (как, впрочем, и в бытовом) он не был образцом и сам признавался, что испытывает отвращение к нравственности. Он был демагог, носитель множества пороков. Однако авантюризм сочетался у него с трезвым расчётом, романтизм — с прагматизмом. Главное же — в том, что он великолепно чувствовал настроение и ожидания тех, к кому обращался. Он умел показать себя «своими парнем», но стоящим выше слушателей и читателей, то есть бывшим как бы их мозгом, и направить их чувства, а когда надо — и действия в нужное для него русло. Балабанова впоследствии упрекала Муссолини в том, что его «социализм» основан не на сострадании к угнетённым, а на стремлении стать их вожаком и захватить власть, на желании радикально изменить своё положение в обществе и отомстить тем, кто жил лучше него. Общаясь с рабочими, он не желал вновь стать одним из них, а хватался за любую «интеллектуальную» работу. Но, думается, вряд ли среди лидеров революционных движений мы найдём ангелов. Ни Ленин, ни сама Балабанова, кажется, тоже не помышляли стать рабочими. Да, Муссолини хотел выбиться из «низов», а затем и возмечтал о власти. Но ненависть к богатым осталась у него в душе навсегда, и он хотел бы, чтобы в Италии никто не мог бы владеть большим поместьем или жить во дворце. Выполняя заказ Истории и опираясь на поддержку крупного капитала, он не стал простым исполнителем воли правящих классов, а сумел и их впрячь в колесницу, призванную везти Италию по пути прогресса, каким он этот путь себе представлял. Каким бы эгоистом он ни был, всё же он не отделял себя от Италии, служению которой он себя посвятил, мечтал сделать её великой, достойной признанного во всём мире величественного имперского прошлого (а это его представление о величии нации в целом совпадало с представлением массы обывателей). И вот этой верностью стране и необыкновенным даром ощущать настроения масс объясняется поддержка его массами. В сознании большинства наших современников слово «фашист» однозначно связывается с такими понятиями, как бесчеловечность, насилие над личностью, пренебрежение моралью и т. д. Словом, фашист — это бандит во власти, и жизнь в фашистском государстве — это жалкое, ничем и никем не гарантированное существование, которое бандит, олицетворяющий власть, может прервать в любой момент. Писатель Эдуард Лимонов, приехав в США, был такого же мнения о фашизме, но, получив возможность смотреть документальные фильмы о жизни Италии в 20 — 30-е годы, увидел огромную массу молодых, весёлых, счастливых и сильных итальянцев. О том же говорили политолог Александр Дугин и автор телевизионного фильма «Личная жизнь Бенито Муссолини» Андрей Нянькин. В чём же состояла историческая миссия фашистского диктатора? Вот как излагал доктрину фашизма его создатель, а не советские и постсоветские, особенно либеральные, «популяризаторы», публицисты и критики. Муссолини напоминает, что после первой мировой войны из общих трофеев победителей Италии досталось совсем немного — южный Тироль, часть Истрии и ещё кое-что из мелочей. Экономическое положение страны было очень тяжёлым. И в Италии, особенно среди фронтовиков, было распространено убеждение в том, что «плоды победы в первой мировой войне у нас были похищены бывшими союзниками и экстремистами внутри страны». Всеобщим мнением становилось то, что преодоление трудностей послевоенных 20-х годов не по силам слабому либеральному режиму. Всё чаще можно было услышать: «люди устали от свободы» — нужны порядок, иерархия, дисциплина. В Италии нарастал революционный подъём. В 1921 году была основана Итальянская коммунистическая партия. Муссолини был убеждён в том, что приход коммунистов к власти был бы для Италии бедствием, стана испытала бы ужасы гражданской войны и разгула космополитов, отрицавших все национальные святыни и традиции, как это произошло, по его мнению, в Советской России. Надо было срочно противопоставить космополитической идеологии коммунистов теорию, заимствующую всё ценное из учения социализма, но опирающуюся на национальные ценности. В своей газете «Il Popolo d'Italia» Муссолини писал в те дни, обращаясь и к народным массам, и к буржуазии, рассчитывавшей «оседлать» возникающее фашистское движение итальянских боевых дружин (fascio), поставить его себе на службу:
Именно Муссолини ввёл определение корпоративного государства:
На этой основе и возникла доктрина фашизма. Она вызвала восторг в определённых кругах общества, в том числе среди части российской белой эмиграции. Об этом можно судить по следующим цитатам из предисловия к русскому переводу «Доктрины фашизма» (Париж, 1938):
Доктрина фашизма в формулировке Муссолини В идеологическом отношении в Европе после первой мировой войны потеряли свой авторитет либеральные, демократические и абстрактно-социалистические теории и идеалы. Главными претендентами на роль идеологии нарождающегося корпоративного общества стали космополитический коммунизм и национальный социализм, корпоративизм. И будущее Европы, да и всего мира в немалой степени зависело от того, какое из этих учений возьмёт верх. И Муссолини формулирует свою доктрину, явно имея в виду своего главного противника и подчёркивая положительные отличия фашизма от коммунизма. В то время как коммунистическая теория выставляла на первый план своё материалистическое понимание мира, Муссолини определяет фашизм как явление духовное:
В то время, как в СССР Пушкина «сбрасывали с корабля современности» и призывали «во имя нашего завтра» сжечь Рафаэля и разрушить музеи, фашизм, возвеличивая человека активного, в то же время подчёркивал непреходящую ценность культуры:
Отсюда высокая оценка культуры во всех ее формах (искусство, религия, наука) и величайшее значение воспитания. Отсюда же основная ценность труда, которым человек побеждает природу и создает собственный мир (экономический, политический, моральный, интеллектуальный)». Коммунисты отрицают «абстрактную», внеклассовую мораль, Муссолини формулирует своё моральное понятие жизни:
Коммунисты в СССР повели себя как воинствующие безбожники, объявившие войну религии и Церкви. В Италии, стране традиционно католической, такая позиция советских коммунистов не могла вызвать сочувствия. А Муссолини, вдобавок ко всему, пришлось решать пресловутый «римский вопрос»: он восстановил светское государство римского папы Ватикан, и взамен добился одобрения его деятельности со стороны католической церкви. Муссолини называет фашизм религиозным течением, но фактически трактует его как светскую, гражданскую религию:
Основной упор Муссолини делает на антииндивидуалистическом, корпоративном понимании человека:
С особой силой Муссолини выступает против учения о социализме, основанного на классовой борьбе, и подчёркивает корпоративизм фашизма:
Муссолини выступает против сложившегося буржуазного понимания демократии и нации:
Соответственно он пересматривает и понятие государства, подчёркивая его этическое содержание:
Муссолини — принципиальный противник пацифизма:
Из этих предпосылок вытекают и нормы взаимоотношений, как между людьми, так и между народами: «Фашист любит своего ближнего, но этот «ближний» не есть для него смутное и неуловимое представление; любовь к ближнему не устраняет необходимой воспитывающей суровости и тем более разборчивости и сдержанности в отношениях. Фашист отвергает мировые объятия и, живя в общении с цивилизованными народами, он не дает обмануть себя изменчивой и обманчивой внешностью; бдительный и недоверчивый он глядит им в глаза и следит за состоянием их духа и за сменой их интересов». Муссолини — решительный противник теории классовой борьбы и других основополагающих понятий марксизма:
Столь же резко он выступает против демократических идеологий:
Муссолини, который прежде выступал против монархии, а затем был вынужден смириться с существованием короля как номинального главы государства, так теоретически обосновал это своё отступление:
Муссолини заявляет о решительном неприятии либерализма:
Маркс и коммунисты исходили из перспективы отмирания государства. Окололенинцы, оказавшиеся у власти в СССР в начале 20-х годов, вообще отождествляли государство с бюрократизмом и во всяком стремлении к укреплению государственности видели поползновения российских держиморд. А основное положение фашистской доктрины — это учение о государстве:
Именно в государстве, но в государстве корпоративном, Муссолини видел силу, способную разрешить противоречия капитализма:
Особенно горячо Муссолини отстаивает необходимость империи и требование дисциплины:
Словом, по Муссолини, фашизм — это новое мировоззрение, определяющее нарождающийся общественный уклад XX века и потому имеющее универсальное значение. В то же время фашизм — творение именно итальянского духа, продукт итальянского демократизма как составной части национального характера. И этот демократизм имеет древние корни, идущие ещё из римских времён. В плане военном и государственном итальянцы, конечно, полностью утеряли римские традиции, но всё же подспудно кое-что осталось — тот же демократизм (патриций, обрабатывающий землю — типичная римская картина). Нигде в Европе, пожалуй, аристократическое звание так низко не ценилось, как в Италии — образно говоря, хороший тенор для итальянцев всегда значил больше, чем носитель самых длинных титулов. Италия сохранила имперскую демократическую традицию рекрутирования высших церковных кадров из простонародья (что выглядело нонсенсом в остальной Европе и даже стало одной из причин неприязни к итальянскому клиру). Неудивительно, что и идея фашистского братства была с энтузиазмом воспринята на итальянской почве. Фашизм — это социализм, взявший всё лучшее от социализма, но социализм национальный, не ориентированный на мировую революцию, и государственно-корпоративный, а не стремящийся к отмиранию государства. По сути, Муссолини первым в мировой истории пришёл к выводу о возможности построения социализма в одной, отдельно взятой стране, если этот социализм будет национальным и корпоративным. Сначала Муссолини говорил, что фашизм не предназначен для экспорта в другие страны. Но потом он стал утверждать, что на основе идеи итальянского фашизма надо оплодотворить государственное строительство во всём мире. «Поэтому мы предвидим фашистскую Европу». Эмблема фашизма — ликторские связн — трактовалась им как символ единения, силы и справедливости. Фашизм — альтернатива капитализму и коммунизму Оценивая революцию, происшедшую в России в Октябре 1917 года, Муссолини понял, что с исчерпанием возможностей классического капитализма свободной конкуренции в мире, развязавшего мировую бойню, невозможны ни совершенствование этого капиталистического строя, ни образование всемирного союза социалистических государств на основе коммунистической революции. Единственно верным в новых исторических условиях оказывается «третий путь» — социализация жизни в пределах сложившихся национальных государств, с обузданием аппетитов правящих классов. Это — путь фашизма, превращения монополий, служивших орудием господства крупного капитала над рядовыми тружениками, в корпорации, в которых трудящиеся принимают всё возрастающее участие в управлении обществом. Но Муссолини негативно оценил первые шаги Ленина (с которым он, по-видимому, встречался в Швейцарии). Он критиковал Россию — страну тирании, где царил жестокий режим, отсутствовала свобода слова, были запрещены забастовки. А вскоре он стал называть Ленина предателем истинно революционного пути (хотя, говорят, Лениным он втайне восхищался), всего лишь «новым изданием всероссийского самодержца, если не хуже», который «попросту обращается к народу с лозунгами и взывает к животным инстинктам». Видимо, это обусловлено национальными особенностями русских: «Только татары и монголы могли принять его программу… Русские были примитивным азиатским народом, который следовало бы штыками загнать за Уральские горы». Муссолини в это время не раз позволял себе выпады против «славяно-варваров» (но это было общим местом в речах политиков и идеологов Запада). На самом деле Муссолини, по воспоминаниям его младшего сына Романо, относился к послеленинскому СССР с большим уважением и дома никогда не произнёс ни одного плохого слова о России. Более того, его настольной книгой была биография Ленина. Не принимал же он ленинскую Россию потому, что почувствовал в ней конкурента тому фашистскому строю, доктрина которого только начинала у него складываться. Он уже боялся коммунистической опасности, образующихся по всей Европе групп коммунистов, которыми «через группу интеллигентов» управлял Ленин с его партией. Фашизм или ленинский коммунизм — этот выбор становился всё более актуальным для социалистов Европы. И поэтому Ленин стал для Муссолини «самим отрицанием социализма». Парадоксальным образом слова Ленина «мы пойдём другим путём» — стали в устах Муссолини олицетворением антиленинского курса. Интересно то, что у Ленина, видимо, сохранилось приятное впечатление от встречи с Муссолини. Когда с ним встретилась делегация итальянских коммунистов, он спросил: «А где же Муссолини? Почему вы его потеряли?». Путь к власти Муссолини признавал: «То, что я родился в простой семье, оказалось в моих руках козырной картой. Я человек из народа и понимаю народ, потому что я часть его… Я тоже знаю, что такое голод!». В его детские годы еда их семьи обычно состояла из хлеба и овощей. Но и в Швейцарии, где он работал каменщиком, за гроши, по одиннадцать часов в день, питаться ему приходилось картошкой, запеченной в золе, и вечером он бросался в постель — на кучу соломы — прямо в одежде. Ненависть к богатым, наслаждающимся всеми благами жизни, когда он влачил жалкое существование, была у него в крови. И он жаждал покончить с этой несправедливостью. Когда Муссолини вступил на политическую арену, во главе движения народных масс против существующих порядков стояли умеренные респектабельные «социалисты», не способные на решительные действия, и он даже не пытался скрывать своего презрения к ним. «Такие людиникогда не смогут устранить царящую в мире несправедливость». Они были для него «лакеями буржуазного капитализма», которых следовало бить и бить, пока «их предательство дела пролетариата» не будет разоблачено. Когда Муссолини женился, они с женой жили в убогих комнатах. Коляска для появившейся на свет дочери Эдды стоила половину его недельной зарплаты, — и в оставшиеся дни недели они с женой питались одной капустой. Он получал мало и большую часть денег тратил на газету «Лотта ди классе» — «Классовая борьба», все четыре полосы которой писал сам. И газета вскоре стала влиятельным изданием, её часто цитировала «Аванти!» («Вперёд!») — центральный орган социалистов. Под влиянием идей, заимствованных у разных авторов (в том числе и у русских большевиков) и плохо увязанных между собой, Муссолини постепенно приходил к убеждению, которое вскоре определит всю его последующую жизнь: существующий порядок должен быть свергнут революционной «элитой», действующей от имени народа, и этой «элитой» должен руководить он сам. Но лидеры социалистов с тревогой следили за Муссолини, который пропагандировал «железную необходимость насилия» и во главе толпы совершил марш к городской ратуше и угрожал выбросить мэра из окна, если тот не согласится снизить цены на молоко. Муссолини призвал рабочих приходить на политические митинги с оружием и агитировал не за забастовку, а за революцию. Он возглавил банду, которая в течение двухдневных беспорядков ломала кирками трамвайные линии. После триумфального выступления Муссолини на национальном съезде социалистов о нём заговорили как о «замечательном молодом человеке», которому «уготовано судьбой руководить партией», как о «выразителе чаяний съезда». И вскоре он был назначен редактором «Аванти!». При нём её тираж вырос с 28 000 почти до 100 000 экземпляров. Положение редактора центрального органа партии дало Муссолини возможность заявить всей стране о своих планах, отнюдь не укладывающихся в рамки программы социалистической партии. «Я положил палец на пульс масси сразу же обнаружил состояние полной дезориентированности. Общество ожидало моего появления, и мне осталось лишь дать ему возможность меня узнать с помощью моей газеты». Ячейки фашистов возникали по всей стране, фашизм становился силой, и у него был только один вождь («дуче») — Муссолини. Новая сила готова была взять власть в стране. В 1922 году Муссолини организовал «поход на Рим». Если бы армия выступила против фашистов, судьба Италии могла бы стать совсем иной. Но власть испугалась возможного кровопролития, и король назначил Муссолини премьер-министром. Во главе правительства Муссолини находился у власти 23 года. Время его правления можно разделить на три периода. Первые десять лет были временем довольно быстрого и успешного развития страны. Вторые десять лет можно назвать «периодом застоя» и постепенного размывания основ фашистского строя. А последние три года, после вступления Италии в войну против СССР, стали временем агонии режима. Формально во главе Италии стоял король, духовным лидером не только Италии, но и всего католического мира, считался римский папа. Но правил в стране дуче — вождь фашистской партии. Дуче принял Италию в состоянии крайнего расстройства всех сторон экономической и политической жизни. Армия безработных насчитывала более 500 тысяч человек, а когда по Италии ударил мировой кризис, безработица охватила 1300 тысяч человек. Бюджет многие годы сводился с большим дефицитом. Повсюду процветала преступность, бандиты хозяйничали на железных дорогах, воруя грузы из вагонов, а в Сицилии мафия открыто определяла весь строй жизни. Недовольство сложившимся положением высказывали практически все слои населения. До прихода к власти Муссолини не приходилось управлять даже маленькой фирмой, и остаётся лишь удивляться тому, как ему удалось в короткий срок восстановить порядок в стране, а затем и обеспечить быстрый рост её экономики. Одновременно он провёл невиданные в западном мире социальные реформы, о которых рядовые труженики и спустя многие десятилетия вспоминали, как о лучших впечатлениях их жизни. А ведь многочисленные наблюдатели утверждали, что Муссолини, который и официально совмещал обязанности премьера с руководством всеми ведущими министерствами, при подборе кадров высших управленцев часто предпочитал тупых исполнителей своей воли. Вообще своих ближайших соратников он откровенно презирал, считая, что «все они прогнили до мозга костей». Во всём западном мире кризис набирал обороты. В 1929 году в США разразилась «Великая депрессия», вскоре перекинувшаяся и в Европу. И в США, и в Англии, и в Германии обострение кризиса привело к отставке правительств, а по существу вскоре сменился и общественный строй, о чём мы будем говорить в следующих главах. А Муссолини не только остался у власти, но и мог с гордостью заявлять об успехах его страны. Впервые бюджет оказался профицитным, несмотря на резко выросшие расходы, особенно на военных нужды и на социальные мероприятия, о которых ниже будет сказано подробнее. Число безработных сократилось до 120 тысяч. За 10 лет в Италии были построены 8 тысяч километров автомобильных дорог (в их числе — первая в Европе автомагистраль высшего класса) и 400 новых мостов. Был сооружён колоссальный акведук для подачи воды в засушливую Апулию. Были реконструированы основные железнодорожные магистрали (в частности, Рим — Сиракузы, что позволило сократить время в пути с 30 часов до 15). Ввод в действие 600 телефонных станций позволил обеспечить связь между всеми городами и посёлками страны. Вступили в строй 3 океанский лайнера, быстро рос парк самолётов гражданской авиации. 25 самолётов совершили перелёт по маршруту Рим — Чикаго, вызвавший восхищение во всём мире. Осваивались заброшенные земли, осушались болота под Римом. Развернулись орошение полей в засушливых районах, лесовосстановительные работы, обустраивались фермерские хозяйства. Проводилась даже в небольшом объёме и на добровольной основе коллективизация сельского хозяйства, с целью освобождения крестьян от эксплуатации крупными землевладельцами. В итоге сбор зерновых в стране вырос вдвое, и Италия впервые полностью сама удовлетворяла свои потребности в хлебе. Муссолини, придавая первостепенное значение обеспечению продовольственной безопасности страны, даже намеревался провести «окрестьянивание» Италии, остановить уход сельских жителей в города, которые казались ему скопищем паразитических элементов. Но скоро выяснилось, что города растут, несмотря на все меры противодействия этому. И Муссолини направил большие средства на то, чтобы развивать городское хозяйство, а Рим ему хотелось превратить и в промышленный центр, и в самый величественный город планеты. Не все его решения в области экономики были удачными. Ради повышения престижа страны он установил слишком высокий курс лиры по отношению к фунту стерлингов, и это привело к росту внешнего долга Италии. Но в целом Италия с честью вышла из общемировой депрессии. В чём же секрет такого успеха? Конечно, не в том, что сам дуче отдавал почти всё время работе (он даже на еду тратил минимум времени, на завтрак, например, отводил не более трёх мину). Главным условием успеха была поддержка, которую в первый период оказывал ему трудовой народ Италии. По всей стране рабочие добровольно работали сверхурочно и без оплаты, дуче получал ежедневно тысячи писем с предложением помощи от простых людей. Важную роль в успешном преодолении кризиса сыграло то обстоятельство, что, в отличие от руководителей других европейских государств, Муссолини (как впоследствии и президент США Ф.Рузвельт) принял на вооружение теорию английского экономиста Дж. Кейнса, призывавшего не сокращать, а увеличивать расходы государства, чтобы дать толчок погибающей экономике. В частности, Муссолини за счёт средств бюджета организовал общественные работы для уменьшения безработицы. По-своему он заботился и о развитии демократии — в фашистском её понимании, говоря: «Или вы впустите народ в крепость государства, и он будет защищать его. Или он будет вне государства, и тогда он его атакует… Только государство обеспечит равную защиту всем классам. Всё в государстве, ничего против и ничего вне — это чистая антитеза демократии, плутократии, масонству и всем началам 1789 года». Где, — спрашивал Муссолини, — теперь Жюль-Симон, утверждавший, что государство должно работать, чтобы сделать себя бесполезным и приготовить свою отставку? Где Мак-Кулох, призывавший государство воздерживаться от излишнего вмешательства в управление делами общества? Где Бентам, говоривший, что промышленность просит государство оставить её в покое? По большому счёту, государство — это сам движущийся вперёд народ; непрерывно его преобразующее — даже внешний облик граждан. Такому народу государство должно говорить великие слова, побуждая его на великие дела и великие идеи, а не только заниматься текущими административными делами. Если государство не выполняет эти задачи или допускает, чтобы их у него оспаривали, то оно теряет право на существование. Внешняя политика Муссолини была избирательно агрессивной. В 1924 году он признал СССР. Но, будучи принципиальным врагом космополитического (в 20-е годы) большевизма, он считал своим долгом противостоять ему как в своей стране, так и в других странах Европы. По его словам, «если в Италии социалистическая партия придёт к власти, итальянцами будут управлять из Московского Кремля и должны будут подчиняться указаниям его величества Ленина Первого». Но уже в начале 30-х годов в СССР стали заметны перемены и в составе, и в направлении политики власти. Поэтому в 1934 году между нашей страной и Италией был заключён договор о дружбе и торговле. А в конце 30-х годов он вдруг продал СССР два новейших самолёта-истребителя. Муссолини тщательно изучал русскую революцию, чтобы извлечь из неё уроки для себя. Позднее мы убедимся в том, что и в СССР, в свою очередь, внимательно изучали итальянский опыт — не без пользы для себя. До начала гражданской войны в Испании отношения между Италией и СССР оставались вполне доброжелательными. Когда же в Испании пришли к власти республиканцы (а это были в основном либералы), Муссолини увидел в этом опасность для Италии и для всей Европы. К тому времени позиции «левых» партий оказались сильны во Франции, там образовался Народный фронт, и Муссолини опасался, что победа левых сил в Испании вызовет такой же переворот во Франции, а оттуда эта «большевистская зараза» может перекинуться и в Италию. И всё же он сначала отказал мятежникам, противникам республиканцев, в помощи. Муссолини заявил, что будет оказывать её лишь в том случае, если какая-либо страна станет помогать республиканскому правительству. Гитлер же сразу откликнулся на просьбу мятежников о помощи. Когда СССР стал помогать республиканцам вооружением и военными инструкторами, Муссолини начал помогать генералу Франко и заявил: «Невмешательство противоречит интересам Италии. Я буду до конца придерживаться «политике вмешательства». Поддержка Франко стала ещё одной ниточкой, связавшей Муссолини с Гитлером. И в СССР начали ставить Муссолини в один ряд с Гитлером, называя режимы того и другого фашистскими. Величие Италии было для Муссолини неотделимо от превращения её в империю, достойную наследницу империи Древнего Рима. Это вытекало из его тезиса: если народ хочет жить — ему нужна воля к власти (иначе неизбежно его подчинение чужим народам). Борьба как высший фатальный удел будет всегда основой человеческой природы. Вечный мир не наступит, пока народы не отдадутся во власть христианской мечты о всеобщем братстве. «Яне очень верю в эти идеалы, но и не исключаю их». Превращение в империю — для Италии неизбежность. Но империи нужны колонии. А для завоевания колоний требуются сильные армия и флот. Тот, кто владеет мечом, имеет и хлеб. Наиболее важна для страны — армия. Развитие экономики Италии во многом было подчинено этим целям, а производство оружия стало одним из средств вывода экономики из кризиса. Итальянская армия ещё отставала по своей оснащённости от французской, но для завоевания Абиссинии она уже была достаточно сильной. И вот, 9 мая 1936 года, выступая с балкона своего дворца перед толпой из четырехсот тысяч человек (а по всей Италии его слушали миллионы), Муссолини объявил о великом событии. Окончательно решилась судьба Абиссинии. «У Италии есть Империя…» Эти его слова потонули в диком потоке восторженных возгласов: «Дуче! Дуче! Дуче!». Итальянский обыватель ещё боготворил своего вождя. После выборов 1934 года, когда за официальный список Большого Фашистского Совета было подано 10 миллионов голосов, а против — 15 тысяч, Муссолини возвестил, что «антифашизм умер»… Он был уверен, и не без оснований, что фашистский режим прочно утвердился в стране. Италия бедна природными ресурсами и не имела современной промышленности. Даже то, что было сделано Муссолини для переоснащения вооружённых сил, серьёзно подорвало её экономический потенциал. Во второй период своего правления Муссолини больше декларировал новые идеи, чем осуществлял их на практике. Режим вступил в стадию стагнации. Конечно, в фашистской Италии был террор в отношении противников режима, особенно коммунистов — главных политических конкурентов. Вот как он выглядел на практике, судя по книге Л.Белоусова:
Как видим, за двадцать с лишним лет были осуждены менее пяти тысяч классовых врагов. Далее: «10 тысяч человек были без суда сосланы на острова. Ссыльные имели возможность переписываться с родными и близкими, создавать своеобразные «политшколы», зарабатывать на питание». Как сказали бы более «крутые» диктаторы, «это не ссылка, а курорт!». Дж. Ридли не соглашается с теми, кто считает, что фашистская Италия была диктатурой, но не тоталитарным государством наподобие нацистской Германии или Советского Союза при Сталине. «Это не так, потому что именно Муссолини и его фашистские идеологи изобрели слово «тоталитарный» в 1923 году для характеристики государственной структуры фашистской Италии. В отличие от демократии и других предыдущих режимов фашистское государство было тоталитарным, так как требовало от своих граждан полной преданности и полной самоотдачи». Он также пишет о фашистском терроре, развернувшемся после четвёртого покушения на жизнь Муссолини власти в ноябре 1926 года:
Однако другие пленники писали о зверской грубости фашистских охранников и применявшихся иногда пытках. Эмигранты-антифашисты засылали в Италию из Франции своих эмиссаров для создания подпольных групп, а порой для покушения на Муссолини. Однако ОВРА (тайная полиция) не дремала, и многие были задержаны прямо на границе… По словам Ридли, «Муссолини никогда не истреблял леворадикальное крыло фашистской партии, как Гитлер уничтожил штурмовиков Эрнста Рёма. Тем более он не казнил (до 194Згода) членов своего правительства и руководства партии, как это сделал Сталин». Случались в Италии и политические убийства, но они были всё же редкостью, именно поэтому так много говорилось об убийстве Маттеотти — политического противника Муссолини. Как видим, фашистская Италия в смысле преследований противников режима не особенно выделялась в ряду европейских государств того времени. Первое в мире корпоративное государство Когда разразилась «великая депрессия», теоретики и идеологи, защищавшие капитализм, придумали множество объяснений причин этого бедствия, лишь бы не обвинить сам капиталистический строй. Муссолини же занял в этом вопросе принципиальную позицию: «Капиталистический метод производства себя изжил. Мировая депрессия вызвана основным дефектом капитализма. Поэтому фашистская революция уничтожит капитализм и заменит его, но не большевизмом и не мировым социализмом, а корпоративным государством». 20 марта 1930 года парламентским актом было провозглашено создание в Италии корпоративного государства. Были созданы 22 корпорации — от зерновой и овощной в сельском хозяйстве, стальной и химической в промышленности до корпорации морских и воздушных путешествий и театральной, а также образован Национальный совет корпораций. Как пишет Л.Белоусов, «основная масса взрослых трудоспособных итальянцев была втянута в орбиту фашистского влияния через систему корпораций. В начале 30-х годов Муссолини всерьёз взялся за их организацию и лично возглавил 7 крупнейших корпораций, заявив, что «фашистское государство может быть только корпоративным или оно не будет фашистским». (Выделено мной. — ) Основополагающий принцип фашистского корпоративизма был прост: подчинить интересы классов единому общенациональному (в фашистском понимании) интересу, исключив тем самым социальные столкновения… Так, под флагом «национальных интересов» корпорации одобрили и запрет забастовок — удар по рабочим, и 40-часовую рабочую неделю — удар по карману предпринимателей. В лице Национального совета корпораций государство пыталось взять на себя функции верховного арбитра и регулятора трудовых отношений, однако на деле эта функция чаще приобретала пропагандистский, нежели действенный, характер, а корпорации служили одной из опор системы общественного консенсуса». Д.Мэк Смит также сомневается в эффективности корпораций:
И далее:
Как видим, критики говорят, что корпоративное государство Муссолини — это миф. Из 22 корпораций только одна — разведения скота и рыболовства — работала в действительности, а остальные так и остались на бумаге, став лишь пристанищем для тысяч фашистских чиновников. Возможно, в этом есть доля правды. После громадных работ по модернизации итальянской экономики и колоссальных военных расходов средств на налаживание работы корпораций у Италии не оставалось. Но Муссолини, видимо, считал, что провозглашение идеи корпоративного государства и показ возможности её осуществления хотя бы на маленьком участке — это уже вклад в мировое развитие, который нельзя будет замолчать. А в полной мере эту идею можно будет осуществить при наступлении благоприятных условий. Но почему же Муссолини тратил так много денег на вооружения, а не направил эти средства на повышение жизненного уровня народа и на налаживание эффективной работы корпораций? Ответ на этот вопрос простой: не только Италия, но и все другие «передовые» страны мира львиную долю своих бюджетов расходовали на военные нужды. В этом отношении человеческая природа мало изменилась со времён каменного века. С тех пор, как первый предок человека взял в руки палку, «гонка вооружений» стала законом развития практически любого человеческого общества. Главная причина недостаточной эффективности корпораций заключалась всё же в том, что Муссолини так и не решился на национализацию предприятий и банков или хотя бы на установление действенного государственного контроля над ними. Поэтому у него получилась только полукорпоративная экономика, да и весь государственный строй остался таким же полукорпоративным. Идея корпоративного государства была теоретически разработана и провозглашена как цель, но реализована была лишь в слабой степени. Жизнь народа в правление Муссолини В советских средствах массовой информации не раз поднималась тема тяжёлой жизни трудящихся в фашистской Италии. Да, в 20 — 30-е годы жизнь народов Европы была далеко не благостной, а Италия и прежде по уровню жизни отставала от Англии или Франции (хотя и там он в то время для основной массы населения был весьма невысок). Уже упоминавшийся фильм Франческо Рози свидетельствует, что жизнь в деревне итальянского Юга времён Муссолини была трудной и безрадостной. И всё же у образа жизни итальянцев были привлекательные черты, неизвестные в других, более богатых странах. Вот что об этом говорится в книге Дж. Ридли (которого вряд ли можно зачислить в почитатели дуче):
Вот что о работе «Дополаворо» говорится в книге Л.Белоусова:
А теперь, пожалуй, самое главное у Дж. Ридли:
А вот последнее по времени свидетельство того, что сделал Муссолини для народа Италии. Корреспондент газеты «Московский комсомолец» Мария Лямина, посетившая заботливо охраняемый музей Муссолини в доме, где жил диктатор, пишет:
Да, в эпоху Муссолини в жизни трудящихся Италии появились такие блага, каких не было у них ни до его правления, ни после. Ничего подобного не было и в развитых демократических странах. Стоит ли удивляться тому, что для миллионов итальянцев первый период правления Муссолини остаётся самой светлой эпохой в истории их страны, несмотря на яростную обличительную кампанию либералов? И ещё несколько строк из книги Дж. Ридли:
Недемократично, похоже на действия мафии, но — в интересах трудящихся. Интеллигенцию фашизм не очень стеснял в её профессиональной деятельности. Итальянские кинокомпании выпускали прекрасные фильмы, но каждому кинотеатру был вменён в обязанность показ официальных выпусков новостей. Правительство контролировало прессу, купив контрольный пакет акций в большинстве национальных и местных газет. Запрещалось заниматься журналистской деятельностью не членам Ордена журналистов. Но независимые газеты могли выходить, а их редактор — выражать собственную точку зрения и даже критиковать некоторые аспекты государственной политики, если это сочеталось с общей поддержкой правительства, фашизма и особенно неумеренными похвалами в адрес дуче. Допускались различия во мнениях в вопросах искусства, литературы и науки. Футуристы заявляли, что их искусство — современное, революционное и фашистское, что оно противостоит замшелому привычному искусству старых консервативных буржуазных партий и классов. Эти идеи футуристов отвергались консервативными деятелями искусства. Фашистское руководство не провозглашало какое-то направление официальным «фашистским искусством», которому должны следовать все художники, как это было с «социалистическим реализмом», предписанным всем в Советском Союзе. В среде архитекторов шли споры, действительно ли модернистские здания лучше выражают новый революционный дух фашистской эры, чем классическая архитектура, базирующаяся на стиле зданий Древнего Рима. Подобные споры шли также и среди учёных по вопросам генетики, биологии и антропологии. Такая свобода дискуссий сильно отличала Италию от нацистской Германии и советской России. Муссолини считал необходимым подчеркнуть свою приверженность ценностям «цивилизованного» Запада и провозглашал: «Честь нации — заслуги в деле человеческой культуры». Его эпоха ознаменовалась рядом культурных достижений, а в дальнейшем предполагалось, в частности, издание «Энциклопедиа Италиана», которая должна была быть лучше «Британики» и французского «Большого Ларусса» по полноте и научной глубине. Раньше целью образования было распространение среди народа грамотности. Муссолини же считал, что школа должна «воспитывать характер итальянцев». Для этого, в частности, учебники по истории составлялись так, чтобы показать благородный образ римлян, пока они были воинственными, и их упадок, когда они предались торгашеству и потребительству. И в частных школах, где воспитывались дети высших классов общества, вести обучение надо было с учётом разработанной национальной программы. Обязательным было и религиозное обучение в государственных школах. Долгом учителей, как всех и каждого, было подчиняться дуче и государству. Проблемы образования, равно как и другие вопросы жизни общества, свободно обсуждались в прессе. Правда была проведена чистка учительского состава и учебников, чтобы убрать все следы антифашизма в школах. Из библиотек были убраны произведения ряда классиков мировой литературы. Во всех школах были введены занятия по физической культуре. Физические упражнения сочетались с просветительными беседами о роли фашизма и дуче в совершенствовании физического и морального здоровья итальянского народа. Уже шестилетки обучались в школах читать по букварю, обязательному для всех учебных заведений, и выписывали в разлинованных тетрадях: «Да здравствует король!», «Да здравствует ДУЧЕ, наш вождь и основатель фашизма!» и т. д. По мере взросления полагалось выписывать более сложные тексты, например: «Послевоенные годы были мрачным периодом в истории Италии. В нашу страну пришли из России революционные идеи. Промышленность, торговля и транспорт замерли. Нашей стране грозила полная разруха из-за непрекращающихся забастовок и захвата фабрик коммунистами, когда небеса послали нам человека, возродившего дух нашего народа, — Бенито Муссолини…» В календаре для домохозяек на каждой странице был рецепт какого-нибудь блюда, а в центре — фотографии Муссолини и выдержки из его речей, чтобы подсознательно постоянно ощущалось присутствие дуче и его мудрых слов. В городах, посёлках и деревнях Италии висели лозунги, провозглашённые дуче. Самый популярный из них гласил: «Муссолини всегда прав». А один видный философ писал, что все достоинства и добродетели Александра Великого, Цезаря, Сократа и Платона, Вергилия и Лукреция, Горация и Тициана, Канта и Ницше, Маркса и Сореля, Макиавелли и Наполеона, Гарибальди и Неизвестного солдата воплотились в одном человеке — Бенито Муссолини. Неудивительно, что Муссолини, прославляемый ежедневно со всех сторон, не принял предложение короля — получить титул герцога. Режим Муссолини был довольно прочным. Масса обывателей считала, что Муссолини «установил в стране порядок, многим безработным обеспечил работу, искренне печётся о величии нации и хочет добиться социальной справедливости». Муссолини выработал для итальянцев «фашистский стиль». Он учил: «весь комплекс наших повседневных привычек должен быть преобразован: наши манеры есть, одеваться, работать и спать». «Создав новый стиль жизни, мы сможем вписать страницы в Историю, а не только в хронику событий. Каков же этот стиль? Прежде всего — смелость, отвага, отвращение к миролюбию, готовность дерзать… абсолютная прямота в отношениях… гордость от сознания, что ты итальянец, дисциплина в труде, уважение власти». Хотя порой внедрялись в общество смехотворные нормы поведения и общения. Среди фашистов были отменены рукопожатия, женщинам было запрещено носить брюки, для пешеходов устанавливалось одностороннее движение по левой стороне улицы (чтобы «не мешать друг другу»)… Все итальянцы независимо от возраста, социального положения и пола должны были по субботам заниматься военно-спортивной и политической подготовкой. Муссолини сам являл пример для подражания, устраивая заплывы через Неаполитанский залив, бег с барьерами и скачки на лошадях. На пляже он демонстрировал перед фотокамерами обнажённый бронзовый торс и, как заправский культурист, играл накаченными мускулами рук и тела. Он сам водил автомобиль и самолёт (вместе с которым падал, отделавшись ушибами и переломами), катался на лыжах, играл в футбол и в теннис. Муссолини был отличным фехтовальщиком. (Ещё до того, как стать дуче, он был отчаянным дуэлянтом и больше всего предпочитал поединки на саблях.) Впрочем, воздействие личным примером было характерно для него во всём. Он так же принимал участие и в «битвах за урожай», работая на молотьбе, или с киркой и лопатой трудился на общественных работах, танцевал с крестьянками. В любой момент он мог вдруг решить, что по волновавшему его вопросу надо посоветоваться, например, с крестьянами, садился в машину и один, без охраны, ехал в деревню. Часто он выезжал и на заводы, и в воинские части. Спорт стал доступен миллионам итальянцев. В стране было построено большое количество открытых и крытых стадионов, бассейнов и спортплощадок. Модными и повсеместными стали массовые гимнастические упражнения, ибо движения в едином ритме способствовали выработке чувства коллективизма. Все партийные сборища сопровождались занятиями физкультурой, а иерархи сдавали спортивные нормы. Италия скоро стала одной из ведущих стран в мировом спорте. Муссолини был озабочен «демографической проблемой Италии». Когда немецкий писатель Эмиль Людвиг высказал ему свои соображения о том, что «мальтузианство нужнее в Италии, чем в какой-либо другой стране», он вспылил. «Мальтус! Мальтус с экономической точки зрения — банкрот, а с политической — преступник! Уменьшение населения несет за собой нищету! Когда население Италии составляло всего шестнадцать миллионов, страна была беднее, чем сейчас, когда в стране проживает сорок два миллиона человек». Но и этого, — считал он, — мало, нужно к середине века иметь хотя бы 60 миллионов. Каждая семья, повторял он, должна иметь пять детей, как его семья. Отцы таких больших семей получали более высокую зарплату, чем другие, менее удачливые рабочие, а матери, родившие многочисленных детей, становились почетными членами фашистской партии. Однажды он отменил свой приказ о производстве офицера в генералы, узнав, что тот был холостяком. «Генерал должен лучше других пониматьчто без солдат не может быть дивизий». И в Италии осуществляется беспрецедентная в западном мире программа поощрения рождаемости, охраны материнства и детства. Был установлен «День матери и ребёнка». Устраивались «фашистские свадьбы». Матерям, родившим семерых детей, вручалась медаль, полицейские обязаны были отдавать честь беременным женщинам. Но и мужчинам — главам многодетных семей были установлены преимущества при приёме на работу и в продвижении по службе. Проводились и другие социальные меры — борьба с туберкулёзом, раздача пищи нуждающимся, бесплатная медицинская помощь многодетным семьям и т. д. Наверное, впервые в истории Италии в стране не оставалось умирающих от голода. Муссолини пытался изменить сам склад характера итальянцев, вернуть им доблести древних римлян. Свои речи на эту тему он заканчивал словами: «Вот вам, товарищи, ещё программа: бороться! Мы против удобной жизни!». А для этого нужна была «вера, достигающая религиозных высот». И он её всемерно насаждал. По его убеждению, фашизм уже «внёс нашу долю в творчество истории». Думается, сам дуче не очень верил в успех такого перевоспитания народа. Надо полагать, он читал знаменитую книгу Шпенглера «Закат Европы», где доказывалось, что европейская цивилизация отжила свой век и клонится к закату, и никакие попытки возродить умирающую культуру к успеху не приведут. И меры, которые принимал Муссолини для воспитания (или перевоспитания) итальянцев, не вылились в культурную революцию, подобную той, какая развернулась в СССР. Советская власть открыла широкую дорогу к вершинам знания и культуры миллионам своих граждан, потому что нуждалась в мощном рывке, в превращении отсталой страны в мировую державу, а потому как бы подавала заявку на первенство во всех областях. Италия такой задачи не могла ставить, и потому начинания Муссолини носили половинчатый и дилетантский характер. Роковой шаг Муссолини мечтал об установлении оси Лондон — Париж — Рим, что казалось ему вполне возможным делом, ведь и Чемберлен, и Черчилль, да и многие французские политики были его поклонниками. То, что Муссолини клеймил либерализм и буржуазную демократию, а правящие круги Англии и Франции называл плутократией, в принципе не могло бы помешать такому союзу, поскольку его речи предназначались в основном для внутреннего употребления. Но Англия и Франция со времени прихода Гитлера к власти в Германии уже сделали ставку на бесноватого фюрера как на главную силу, способную сокрушить ненавистный им большевизм. А к режиму Муссолини, поскольку Италия мало подходила на роль тарана для сокрушения СССР, их отношение было более прохладным. Когда Муссолини пришёл к власти, он практически ничего не знал о немецком национал-социализме. Во время визита в Германию он встречался со многими политиками, но никаких контактов с нацистами у него в это время не было. О «пивном путче» гитлеровцев он отозвался как о глупой выходке, появившуюся в Германии нацистскую идеологию, особенно «расовую теорию», называл бредовой. Не принимал он и гитлеровского антисемитизма. Вообще он высказывался тогда в том смысле, что немцы как были варварами во времена Тацита, так и остались ими. И нельзя допустить, чтобы эта нация убийц господствовала в Европе. Но и либеральная Веймарская республика казалась ему опасной для Италии, а потому он, как признавал сам, позднее дал несколько ценных идей и советов Гитлеру и помог нацистам оружием. Гитлер, придя к власти в Германии, сразу же предложил Муссолини заключить союз между двумя странами. Он горел желанием лично встретиться с дуче. Муссолини пять раз отклонял приглашение посетить Германию. И Гитлер сам приехал в Италию. При этом он смотрел на Муссолини как ученик на учителя. Он говорил, что без чёрных рубашек итальянских фашистов не было бы и коричневых рубашек нацистов. Муссолини было приятно слышать, что Гитлер считает его своим наставником. Но это продолжалось недолго. Личных симпатий между ними не возникло, напротив, суждения каждого из них о своём новом партнёре были далеки от восторга. Затем Муссолини приехал в Германию. Гитлер показал Муссолини совсем новую Германию — обладающую великолепно организованной и мощной военной машиной, которая может обрушиться на Запад и на Восток, на Север и (не исключено) на Юг. Так что с Германией лучше дружить, чем иметь её в качестве потенциального противника. К тому же обе страны уже были повязаны совместным участием в свержении законной власти в Испании. В итоге между Германией и Италией был заключён «Стальной пакт». (Возможно, Муссолини не рассчитывал на его долговечность, ведь он всегда говорил: «Вечных договоров не бывает».) Так вместо оси Лондон — Париж — Рим Муссолини пришлось удовольствоваться осью Берлин — Рим, вокруг которой, как было высокопарно заявлено, станут крутиться другие европейские государства. А вскоре, с заключением «антикоминтерновского пакта», эта ось превратилась в треугольник Рим — Берлин — Токио. Муссолини с тревогой следил за поворотами внешней политики Гитлера. Италия и Германия оказались даже на грани военного конфликта, когда Гитлер в первый раз прощупывал возможность аннексии Австрии, которую Муссолини считал зоной своих интересов. Муссолини был возмущён вторжением Гитлера в «латиноязычную» Румынию, которую он тоже считал потенциальной частью будущей новой Римской империи. Заключение Гитлером договора о ненападении с СССР, чему Муссолини противился, убедило его в том, что Германия избежала опасности войны на два фронта, а следовательно, стала непобедимой. Когда началась вторая мировая война, Муссолини не спешил вступить в неё. Его предостерегали от этого рокового шага и Черчилль, и Рузвельт. Но он рассуждал так: «Вступим мы в будущую войну или нет, немцы всё равно займут всю Европу. Если мы не заплатим свою дань кровью, они одни будут диктовать свои условия в Европе. А это будет означать конец латинской культуры». Когда Франция сдалась немцам практически без боя, Муссолини решил, что нельзя упускать такой неповторимый шанс — отхватить от неё кусок территории. 10 июня 1940 года он объявил войну Англии и Франции. Видимо, позднее он об этом пожалел, тем более что его расчёт на территориальные приобретения не оправдался. Муссолини отговаривал Гитлера от нападения на СССР. Когда же Гитлер, не вняв его советам, вторгся в нашу страну, Муссолини не спешил последовать за ним. Но он видел, с какой лёгкостью Гитлер подминал под себя Данию, Норвегию и другие страны Европы. И это рождало у Муссолини опасение, что Германия, нуждающаяся в продовольствии, в один прекрасный момент захочет оккупировать и Италию. К тому же в условиях войны Италия не могла приобретать необходимое ей сырьё на мировом рынке, его можно было получить только из Германии. Эта боязнь оказаться очередной жертвой непобедимой (как казалось почти всему западному миру) гитлеровской военной машины, а также усиливавшаяся экономическая зависимость от Германии вынудили его вступить в войну и против СССР (чего счастливо избежал испанский диктатор генерал Франко — каудильо оказался умнее дуче). Значит, не «родство душ», как нас долго убеждала советская, а затем постсоветская и вся мировая либеральная пропаганда, толкнуло фашистскую Италию на союз с нацистской Германией. Это хорошо показал М.Ильинский:
Этот шаг имел роковые последствия и для Италии, и лично для Муссолини. Расплата К войне в России итальянская армия, даже не имевшая зимнего обмундирования, оказалась совершенно не готова. Её боеспособность была низкой. Немцы считали её скорее гирей на ногах, чем действительным помощником в войне. Итальянские солдаты и офицеры не понимали, зачем они воюют в далёкой России, которая никогда не угрожала их Родине. Война против СССР была непопулярна в Италии. Те, кто получал похоронки из далёкой России, начинали резко критиковать политику дуче. Не прибавило популярности Муссолини и то, что под давлением немцев он вынужден был и в Италии ввести антисемитские законы. Хотя евреев в Италии не истребляли и не заключали в концентрационные лагери, однако несколько тысяч еврейских семей были высланы из страны. Немцы выкачивали из Италии продовольствие и требовали отправки десятков тысяч итальянцев на работы в Германию. В стране начинался голод, экономика рушилась на глазах. И Большой Фашистский Совет отстранил дуче от власти. Муссолини обратился к королю, но тот подтвердил его отставку с поста премьера. По выходе из королевского дворца Муссолини был арестован. По приказу Гитлера был осуществлён план освобождения Муссолини из плена. На севере Италии была провозглашена Итальянская Социальная Республика, руководимая якобы обновлённой Республиканской Фашистской Партией во главе с Муссолини. Но это была уже агония режима. Англо-американские войска высадились в Италии. Почему они открыли второй фронт именно в этом регионе, хотя Черчилль всегда говорил, что главная задача — не пустить Советскую Армию на Балканы? Очевидно, потому, что если бы Советская Армия оказалась в Италии, она была бы встречена там с гораздо большим энтузиазмом, чем где бы то ни было ещё: советский опыт построения социализма не встретил бы там такого неприятия, как, скажем, в Польше или в Венгрии. Трудно сказать сейчас, почему не был осуществлён план вывоза Муссолини из Италии в Испанию, о котором недавно рассказал сын дуче Романо. На поверхность озера Гарда, неподалёку от виллы, где находился Муссолини, должен был приводниться гидросамолёт, посланный генералиссимусом Франко (этот факт в беседе с Романо подтвердил сам каудильо в 1963 году), которого связывали с дуче и общность взглядов, и взаимные симпатии. Но самолёт не прилетел. Тогда немцы попытались вывезти Муссолини из Италии, переправить его в Швейцарию, но итальянские партизаны опознали дуче, переодетого в форму немецкого солдата. Муссолини был приговорён к расстрелу. Приговор был приведён в исполнение. При этом дуче сам попросил, чтобы стреляли ему прямо в грудь. Затем тела Муссолини и не пожелавшей покинуть его любовницы были повешены вверх ногами и выставлены на позор. Позднее тело дуче было захоронено в семейном склепе Муссолини. Надо заметить, что Бенито не оставил семье ни единой лиры и никакого ценного имущества, потому что за все годы своей диктатуры лично для себя не нажил ничего. Люди уходят — идеи остаются Либералы во всём мире постарались, чтобы имя Муссолини было предано забвению, а если он вдруг всплывёт — пусть будет покрыто позором. Ему не могут простить противостояния либерализму вообще, концепции «прав человека», отрицающей роль государства, — в особенности, а также введения в Италии под давлением немцев антисемитских законов. И дуче обвинили во всех смертных грехах. Говорят, что в современном мире и фашизм, и антифашизм — понятия, уже относящиеся только к прошлому. Возможно, так оно и есть. Однако идеи корпоративного и тоталитарного государства, впервые высказанные Муссолини, вовсе не стали только достоянием истории. Ещё при жизни дуче они были взяты на вооружение в ряде стран Старого и Нового Света. Более того, они наложили свой отпечаток почти на всю политическую историю XX века. А некоторые исследователи и политики полагают, что именно они будут определять ход мирового развития и в наступившем XXI столетии. Поэтому проследим их дальнейшее развитие после того, как они были провозглашены в фашистской Италии. Начнём с самого драматического периода в истории США XX века. Неожиданно ответ на поставленный Историей вопрос прозвучал не в СССР, а в других концах света — сначала в уголке Европы, о котором никто всерьёз и не помышлял, потом в Америке, затем в сердце Европы, позднее, опять-таки, на задворках, но уже Азии, аукнувшись и в Африке, и под самым боком у США. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|