XV. Три демократии

В армии следует провести известную демократизацию. Прежде всего надо упразднить феодальные порядки — рукоприкладство и ругань — и добиться, чтобы офицеры и солдаты в повседневной жизни делили друг с другом все радости и невзгоды. Таким путем будет достигнуто единство офицеров и солдат, боеспособность армии колоссально возрастет, и нам не придется бояться, что в этой длительной и суровой войне мы не устоим.

«О затяжной войне» (май 1938 года), Избранные произведения, т. II


Несмотря на скудное материальное обеспечение и бесконечные бои, Красная армия по-прежнему держится твёрдо, и это объясняется не только ролью партийного руководства, но и осуществления в армии демократических принципов. Командиры не бьют бойцов; бойцы и командиры снабжаются одинаково; бойцы пользуются свободой собраний и слова; отменены ненужные церемонии; хозяйство ведётся у всех на глазах… В Китае демократия нужна не только народу, она нужна и армии. Демократический режим в армии является важным орудием разрушения феодальной наемной армии.

«Борьба в Цзинганшане» (25 ноября 1928 года), Избранные произведения, т. I


Курс политической работы в воинских частях состоит в том, чтобы смело поднимая солдатские массы, командиров и всех военнослужащих, развертывать демократическое движение при наличии централизованного руководства и добиваться трёх основных целей — высокой политической сплоченности, улучшения бытовых условий, повышения уровня боевого мастерства и тактической подготовки. «Три проверки» и «три упорядочения»[5], которые ныне с энтузиазмом проводятся в нашей армии, направлены на достижение первых двух целей путем развертывания демократии в политической и хозяйственной областях. Хозяйственная демократия требует, чтобы избранные солдатами представители имели право оказывать помощь командованию роты (не минуя его) в заведовании продовольствием и питанием в роте. Демократия в военной области требует, чтобы во время боевой подготовки командиры и бойцы, да и сами бойцы, взаимно обучали друг друга, чтобы во время боевых действий проводились на линии огня различные собрания и летучки в роте. Нужно под руководством командования роты поднимать солдатские массы на обсуждение вопросов о том, как взять позиции противника, как выполнить боевое задание. Когда бои продолжаются несколько дней подряд, следует проводить несколько подобных собраний и летучек. Такая военная демократия осуществлялась во время Паньлунской операции в северной Шэньси и во время Шицзячжуанской операции в пограничном районе Шаньси — Чахар — Хэбэй и дала огромные результаты. Это свидетельствует о том, что военная демократия приносит лишь пользу и нисколько не вредит делу.

«Демократическое движение в армии» (30 января 1948 года), Избранные произведения, т. IV


В происходящей великой борьбе Коммунистическая партия Китая сможет победить только в том случае, если все руководящие органы партии, её рядовые члены и руководящие работники будут проявлять высокую активность. Эта высокая активность должна находить свое конкретное выражение в творческой деятельности руководящих органов, руководящих работников и всех членов партии, в проявлении ими чувства ответственности и оперативности в работе, в смелой и умелой постановке вопросов, в высказывании своих взглядов, в критике недостатков, а также в контроле над работой вышестоящих органов и руководящих работников — контроле, основанном на бережном к ним отношении. Иначе то, что мы называем активностью, останется пустым звуком. Развёртывание же этой активности зависит от демократизации внутрипартийной жизни. Без внутрипартийной демократии нельзя развернуть активность. Выращивание многочисленных умелых кадров также возможно лишь при наличии демократии.

«Место Коммунистической партии Китая в национальной войне» (октябрь 1938 года), Избранные произведения, т. II


Всякому, кто только не является враждебным элементом и не выступает со злостными нападками, надо разрешать высказываться; нет ничего страшного в том, если он в чем-либо ошибётся. Руководящие работники всех ступеней обязаны прислушиваться к другим. Следует придерживаться двух принципов: 1) если знаешь — скажи, если говоришь — говори всё; 2) предостерегающему — не в укор, внемлющему — в поучение. Без принципа «предостерегающему — не в укор», без подлинного, а не мнимого его соблюдения невозможно эффективно осуществлять принцип «если знаешь — скажи, если говоришь — говори все».

«Задачи на 1945 год» (15 декабря 1944 года)


В партии необходимо проводить воспитательную работу в духе демократии, чтобы члены партии поняли, что такое демократия, какая связь существует между демократией и централизмом и как осуществляется демократический централизм. Только таким путем можно, с одной стороны, по-настоящему развернуть внутрипартийную демократию, а с другой — избежать ультрадемократизма, не сбиться на путь либеральной распущенности, подрывающей дисциплину.

«Место Коммунистической партии Китая в национальной войне» (октябрь 1938 года), Избранные произведения, т. II


Как в армейских, так и в местных партийных организациях внутрипартийная демократия должна служить делу укрепления внутрипартийной дисциплины и повышения боеспособности партии, а не наоборот.

«Место Коммунистической партии Китая в национальной войне» (октябрь 1938 года), Избранные произведения, т. II


Ликвидировать корни ультрадемократизма, показав его теоретическую несостоятельность. Прежде всего нужно разъяснять, что ультрадемократизм несет в себе опасность подрыва партийных организаций вплоть до полного их развала, опасность ослабления и даже полного уничтожения боеспособности партии, что лишит партию возможности выполнять боевые задачи и, следовательно, приведет к поражению революции. Далее, следует разъяснять, что ультрадемократизм уходит корнями в мелкобуржуазную расхлябанность. Проникая в партию, эта мелкобуржуазная расхлябанность питает ультрадемократические взгляды в политике и в организационных вопросах. Эти взгляды совершенно несовместимы с боевыми задачами пролетариата.

«Об искоренении ошибочных взглядов в партии» (декабрь 1929 года), Избранные произведения, т. I


Примечания:



5

«Три проверки» и «три упорядочения» — важное по своему значению движение за упорядочение рядов партии и армии, которое проводилось нашей партией в период Народно-освободительной войны в сочетании с аграрной реформой. «Три проверки» означают: в местных партийных организациях — проверку классовой принадлежности, проверку идеологического состояния и проверку стиля работы; в армии — проверку классовой принадлежности, проверку работы и проверку воли к борьбе. «Три упорядочения» означают: упорядочение организации, упорядочение в идеологическом отношении и упорядочение стиля.







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх