• ВОПРОС ПАТРИАРХУ
  • АНИКА-ВОИН, ПТЕРОДАКТИЛИ И КРОКОДИЛЫ
  • НОВЫЙ ПРЕДОК ЧЕЛОВЕКА
  • РЕЛИГИЯ И ЖИЗНЬ

    ВОПРОС ПАТРИАРХУ

    В №5 за 2009 год «Вестника Пафнутьева Боровского монастыря» есть такие слова: «Светская и духовная власть». Так православная церковь сегодня величает себя и иже с ней. Они, эти власти, постоянно усиливают свое давление на наше мышление, не сознавая, что тем самым становятся для нас еще ненавистнее.

    Начнем с церкви. Ее религия насчитывает гораздо более 1000 лет. Это времена намного ранее живших Хана Мамая и вещего князя Олега. И вот этим старьем церковь пользуется для нашего идейного воспитания…

    Церковники при каждом подходящем случае называют себя и своих «великомучениками», «святыми», «праведниками», «великими преподобными» и так далее (газета «Вестник Пафнутьева Боровского монастыря», №39, 2008 г.; №№21, 23, 2009 г.). Они, церковники, описывают выдуманные в абсолютном большинстве случаев примеры жизни этих «святых» и «преподобных», разных Антониев, Емфимиев, Пафнутиев, весь «подвиг» которых укладывался в их отшельническую жизнь (по всей видимости, соответствовавшей их психике). Жаль, скажу я, что сегодня ни один иегумен не желает «отшелиться»!

    Задним числом «святыми» у церковников стали Александр Невский, Николай II. Мало того, Невского они продвинули даже в «Имя России», хотя каждому школьнику известно, что в XIII веке России как таковой не было, были отдельные княжества. Россией страна стала только с Ивана III, когда было свергнуто окончательно татаро–монгольское иго.

    А Николай II был просто бездарным царем, попавшим под влияние какого–то Распутина, расстрелявший людей в революциях 1905 и 1917 годов, в Ленских событиях, проигравший войны 1904-1905 гг. и 1914-1918 гг.

    «Хобби» церковников – ссылаться на так называемое учение Христа: «Слушайтесь меня, терпите, кайтесь» и т.п. Выдуманные за того же Христа фразы, картинки древних времен, насаждаемые в книгах и в газетах, никому не нужные (кроме них самих!) старые церковные языки, применяемые для одурачивания людей. «Этот Климент Калужский (местный митрополит - М.В.), – сказал однажды мне знакомый, - там, «на экране», бормочет что–то, ничего не понять».

    Вот так, того и гляди со дня на день введут в школах «закон божий» и будут молитвы петь. Курам на смех!

    Нынешняя церковь – государство в государстве. А по конституции РФ она должна быть отделена от государства.

    Церковь была и останется органом подавления жизни народа и тормозом в развитии общественной жизни. Церковь сегодня имеет свои земли (?) (власть дала!), храмы с золочеными куполами (за счет народа!), простирает влияние на школы, институты, армию и флот (для одурманивания детей и подростков!). Она, эта церковь, имеет свои периодические издания. Ее газеты для бесплатного пользования огромными стопками лежат в местах, часто посещаемых народом, например, в отделениях связи, платежных конторах и т.п. Тиражи издания (того же «Вестника», названного ранее), как правило, не указываются (чтоб налоги не платить?).

    Живет церковь, ничего не производя, а деньги имеет! Такие сообщества людей именуются мироедами.

    Но церковники не только мироеды, но и лжецы. В своих изданиях строят из себя обиженных и угнетенных ранее, в Советское время. Не вдаваясь в подробности, скажу, что если и были случаи давления в то время на церковь, то только с одной целью: ограничения распространения лжи и приобщения людей к труду, полезному труду. Разве не ложь, что ни один из так называемых «мучеников», «святых», «великопреподобных» не воскрес за последние 2000 лет, хотя о возможном воскрешении таких людей они, церковники, твердят чуть ли не в каждом своем издании (того же «Вестника»). Да, они пишут о будто бы чудесном (после четырёх дней умертвления!!) воскрешении какого–то Лазаря. А вот как это происходило и что с ним было – ни слова. А где же он теперь, интересно? Или вот, например, описывая нам сцены умирания «мучеников», заявляют, что при захоронении их в церковных пределах, там, то есть в этих пределах, происходили чудеса. Какие чудеса – не сообщается. Видимо, фантазии уже не хватает.

    Наконец, хотелось бы коснуться их взглядов и действий, связанных с культуризацией России, развитием грамотности, введением в школах каких–то ОПК, именуемых курсами православия.

    Об ОПК они, церковники, с участием членов муниципальных администраций разных уровней (бывших в большинстве своем «коммунистами», но бросивших партийные билеты!) твердят не один год.

    Курсы, лекции, методики!

    Думаешь: ох и в бессовестное время живут здравомыслящие люди России! Цикл развития культуры в людях церковь связывает только с развитием религиозности (средние века?). Пособниками в этом деле выступают не только члены администраций (им ведь только бы удержаться на служебной лестнице!), но и другие категории «образованных» людей: новоявленные кандидаты и доктора наук, писатели, писательницы, учителя, кинематографисты и прочие.

    Вот, например, два номера вышеуказанного «Вестника» (№№21,22, 2009 г.) посвящены «Воротам грамотности». В беседе участвовали: кандидат педагогических наук И. Чистюхин из Орла, доктор философских наук В. Коваленко, пресс–секретарь Союза кинематографистов России Т. Москвина, писательница Н. Изюмова, иегумен Игнатий (как же иначе!) из Калужской епархии.

    Так вот, последний, к примеру, говоря об элементах грамотности, применяет в своей речи определение: «скукотища дремучая». Это он о правилах русского языка, которые необходимо заучивать. «Если не будем воспитывать свои вкусы – деградируем окончательно», - заявляет он. Да, «вкус, батюшка, отменная манера» (А.С. Грибоедов).

    Кандидат педагогических наук (он же – иерей, оказывается!) говорит о том, что преподавание русского языка в школах 80-х годов, то есть в советское время, было черствым и казенным. Поэтому у него, у этого Игоря, были проблемы с изучением русского языка. А вот в семинарии, мол, только через греческий стал понимать русский. И далее: «Учась в аспирантуре у протоиерея Ермакова, я (это он, этот Игорь!) духовно окормлялся». Заметьте: «духовно окормлялся». И еще смеет говорить о стремлении к чистоте русского языка!

    А вот у Т. Москвиной в Воронежском педагогическом институте (по ее рассказу) были замечательные преподаватели и были дисциплины, раскрывающие язык с разных сторон: языкознание, старо - славянский, древнерусский, современный русский, диалектология. «Все это в комплексе дало потрясающий результат», - заявляет она. Интересно, в чем же здесь состояло потрясение? Оказывается, она научилась говорить… в нос. «Русский язык являет нам потрясающую свободу мышления». Опять потрясение! Кстати, сегодня потрясения относятся к разряду экстремизма, уважаемая! Тем более – свобода мышления. Центр «Э» быстренько даст команду «фас».

    Ну и наконец Н. Изюмова как бы подводит черту: «Воспитывать личность невозможно без религиозного воспитания». Говоря языком Т. Москвиной, я потрясен!

    «Сейте разумное, доброе, вечное!» - восклицал Н.А. Некрасов, не мысливший обмана в этих словах. И вот через полтораста лет «новые люди» (прикормыши новой власти!) закладывают в эти самые слова настоящий обман.

    Теперь о власти.

    У нее есть тоже глазомер, причем, как сказал один мэтр (читайте Д. Быкова в интернете на сайте «Живописное»), он у нее прекрасный. От себя добавляю: в перспективе – особенно. Без малого два десятка лет она, власть ельцинских–путинских–медведевых языком ей преданных СМИ, твердит: «Все будет хорошо». В 90-е годах «хорошее» относилось к 2010 году, в начале века – к 2020-му году. Это то время, как говорится, когда шах умрет или ишак околеет, или когда в 2025 году погибнет Нью–Йорк, как это предсказал экстрасенс Гамусен, живший в Германии во времена Гитлера и которого последний очень боялся, постаравшись от него избавиться (В. Кандыба «Чудеса и чудотворцы»). Конечно, все это когда–то случится. Но это – когда–то!

    А сегодня?

    Сегодня в России путинский кризис. Окраины его особенно ощутили. Масса россиян мечется, стремясь выжить в его условиях. Россия сегодня на 65-м месте в мире по уровню жизни (совсем не так давно была на 62-ом!). Путин и падение России – налицо. Вот она – путинская демократия! Говоря словами В.В. Маяковского: ему и его клану бублик, а народу - дырку от бублика.

    Власть бессовестна, как церковь. Вспоминать многое, гадкое, прожитое за последние 16-17-18 лет, не стану. Остановлюсь только на письме руководителя рабочей группы по борьбе с коррупцией в высших эшелонах власти при ГД РФ В.М. Кузнецова, которое он 20 апреля 2009 г. направил президенту России. «В России создано и действует организованное международное преступное сообщество должностных лиц, которое, начиная с 1993 года и по настоящее время, вывезло за границу крупную партию золота, серебра, алмазов, нефти, вертолетов, вооружения, КамАЗов, интеллектуальной собственности, других материальных ценностей. Украденные у народа богатства аккумулированы на частных счетах подставных граждан РФ: М. Загребального, Н. Ушакова, Хайрулина, Шакирова…» и так далее. В каких банках размещены ценности, в письме называется. Называются конкретно лица, обеспечивавшие вывоз ценностей и прикрывавшие все эти преступные деяния.

    Это: руководство ЦБ РФ, Генпрокуратуры, МВД и ФСБ в лице известных людей, а именно: В. Устинова, В. Колмогорова, Ю. Бирюкова, Ерина, Куликова, Рушайло, Ковалёва, Жеребчикова, Скуратова, Чайки, Черномырдина, Хаджоева, Чубайса и многих других.

    Не перечисляя всех ценностей и не приводя содержание всего письма (его нужно читать!), сообщу, что «по выводам экспертов, начиная с 1992 года и по настоящее время нелегально из России вывезено около 4,5 тыс. тонн золота, миллионы тонн нефти, драгоценные камни» и многое другое.

    Вскрыты и заказчики громких убийств: Д. Холодова, В. Листьева, Г. Старовойтовой, В. Цветкова, А. Козлова и других людей.

    Письму уже более полугода. Преступники на свободе. Более того, руководят страной (и нами, конечно, непреступниками!).

    Их под трибунал надо! А они, видите ли, трибунал перевести хотят на… президента Белоруссии!

    М.Г. ВОЛКОВ

      P.S.Обращаюсь к патриарху: как Вы ко всему этому относитесь, Ваше Святейшество?

    АНИКА-ВОИН, ПТЕРОДАКТИЛИ И КРОКОДИЛЫ

    Вы не знаете протоиерея Димитрия Смирнова? Если нет, пожалуйста, представляю вам его – главный ньюсмейкер, «говорящая голова» РПЦ. Закончил физико-математическую школу, художественно-графический факультет педагогического института. Диплом защищал по скульптуре. За два года экстерном закончил Московскую духовную семинарию, а за полтора – и саму духовную академию.

    Как человек, превзошедший все науки, занимает ответственные и разнообразные посты: является председателем Отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, проректором Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, деканом факультета Православной культуры (!) Академии ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого, сопредседателем Церковно-общественного совета по биомедицинской этике Московского Патриархата. А еще настоятель восьми (!) храмов, ведущий частного телеканала. А еще и плодовитый публицист! С фотографий смотрит на нас, грешных, пристально и сурово. Впрочем, с нами по-другому и нельзя...

    Уж не знаю, как проявил себя маститый протоиерей на столь многочисленных постах, но вот говорить и советовать, советовать и говорить он может без конца по всякому поводу. Лишь одно информационное агентство «Русская линия» за прошедший год опубликовало штук двадцать комментариев отца Димитрия.

    Разбирается отец Димитрий, напоминаю, в любых проблемах. Как решить проблему с якобы настойчиво пристающими к гражданам завсегдатаями гей-клубов? Переселить гей-клубы на необитаемый остров. Как бороться с нехорошими алиментщиками? Приставить к ним попов, того же отца Димитрия, после службы в десятке храмов время у него и для алиментщиков найдется: «Мы будем их увещевать и взывать к их совести, чтобы они с любовью относились к собственным детям. Мы будем помогать в решении конфликтов между бывшими супругами, примирять эти стороны. Уже есть такой опыт». А с наркоманами, с наркоманами-то как быть, батюшка? Прямо, по-солдатски батюшка отвечает: «Я предложил поливать пестицидами поля маков в Афганистане, а если кто-то будет препятствовать нашей авиации, то тогда применять ракеты... надо, чтобы прилетел самолет, на бреющем полёте полил эти маковые поля, и больше ничего не будет расти. Задача-то несложная. Если американцы начнут сбивать наши самолеты, то тогда мы будем использовать ракеты. Вот и всё. А зачем иначе нам вообще нужны ракеты?». Правда, говорят, с ракетами у нас напряженка. Все их уничтожили по просьбе закадычного друга Обамы. Но декан из ракетной академии, видимо, знает, где заначка.

    Преступность? Введем так называемые «православные народные дружины». «Сегодня – арестовать, завтра – суд, послезавтра – расстрел. И всё. Какие могут быть проблемы?» - поучает милиционеров протоиерей.

    В школе непорядок, преподают, подлецы, Дарвина да Павлова. Язычники, что с них возьмешь. Отец Димитрий бьет наотмашь: «Не водить детей в ту школу, где происходит подобное беззаконие, или же действовать активно – требовать замены директора, завуча, требовать увольнения того учителя, который оскорбляет чувства верующих. Мы хозяева в своей стране, мы можем иметь любую форму обучения – это наше конституционное право». И то верно. Что у «хозяев» конституционное право – у нас, грешных, одна сплошная конституционная обязанность.

    Но это все сплошные слова. А дела? Дела по насаждению военных капелланов идут пока не так, как хотелось бы батюшке. Кто виноват? Советские люди, разумеется. «Дело в том, - делится сокровенным отец Димитрий,- что те люди, которые стоят у руля государства – по-прежнему советские люди. И те люди, которые в армии принимают решения, они тоже остаются во многом советскими людьми. Поэтому им трудно мысленно вписать священника в армейскую структуру». Вписать еще одну высокооплачиваемую единицу с неопределенными полномочиями в штатную систему разрушающейся армии и правда непросто. «Кстати, - блещет эрудицией отец Димитрий, - в мире остается только три армии, где нет военного духовенства – это Северная Корея, Китай и Россия. Везде, кроме этих стран, военные священники есть. Даже во всех прибалтийских странах есть. Порой нет самой армии, а военное духовенство есть». Вот те раз, да ведь эти три страны как раз и обладали в годы «холодной войны» самыми боеспособными и мощными армиями! Мы свою вот дореформировали до ручки. И вправду: армии нет, а военное духовенство есть. А вот китайцы нашим примером почему-то не вдохновляются...

    Роль полкового священника протоиерей определяет так: «Самое главное – священник должен любить военнослужащих, как своих родных, он должен стараться все для них делать. Все, что он может. И не только по духовной части, но и по любой другой. Потому что лучше, чем прийти к голодному солдату и начать ему рассказывать о высоких материях, взять и принести ему печенье». Вот батюшка и проговорился. Мы уже из кризиса почти выбрались, стабилизация, так сказать. Нанотехнологии вовсю развиваются. А, оказывается, солдатики голодают...

    Голодают, правда, больше всего православные. Ведь их, по данным отца Димитрия, в армии аж 83 процента. Еще 13 процентов мусульман, 3 – буддистов, 1 – иудеев. Всего 100%. Но с математикой у выпускника физматшколы нелады. А где же «советские люди», почему они в «100%» не попали? А ведь еще батюшка признает, что в армии есть еще и военнослужащие, не принадлежащие к традиционной религии. Их, в общем-то тоже наших сограждан, отец Димитрий презрительно именует «крокодилами». А как протоиерей называет атеистов? О том газета умалчивает.

    Порадовался за иудеев. Ведь их, согласно переписи, десятая доля процента. А в армии аж в 10 раз больше! Знает ответ батюшка, как священники разных конфессий будут общаться на территории воинских частей: «Да очень просто: «Привет, парень!». Тот отвечает: «Здорово!». Обнялись, пообщались, пошли чайку попили с пряниками». Идиллия! Надо опытом поделиться с участниками все разрастающихся в мире межрелигиозных конфликтов, арабо-израильского, например.

    Правда, Интернет полон сообщениями о самых нелестных оценках мусульманских и иудейских лидеров по поводу введения института военных капелланов. Не удивляюсь мнению мусульман. Ведь стоило им предложить создать татарский полк (он и при царе был!), сразу получили от отца Димитрия нагоняй: «Думаю, из этой затеи ничего путного не выйдет». Пойдут ли после этого татары к отцу Димитрию на пряники?

    Но есть у батюшки свой конек. Не пропускает он случая побольнее уколоть нехороших большевиков. Правда, воюет все больше со стариками. Вот на сайте КПРФ советские офицеры написали открытое письмо Патриарху Кириллу: «Вразумите священников, которые действиями вопреки заповедям Христа предают обманутых и ограбленных». Наболело у ветеранов: пытаются реабилитировать Власова, Бандеру, разрушают памятники, разрывают братские могилы! Председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами России ставит на место стариков: «Невозможно слушать эту ахинею. Опубликовано письмо каких-то советских офицеров, которых уже много лет как в помине нет. Какие-то птеродактили пишут глупость, и не думаю, что Патриарх будет отвечать на это нелепое письмо».

    А ведь Вы, батюшка, из первого послевоенного поколения, поколения моих родителей. Неужели не помните, как в святой День Победы отец поднимал праздничный тост, а мама тайком утирала краем платочка слезы, вспоминая погибших родных? Неужели не сидели на коленях у отца (как я у деда), не перебирали разноцветные медали на его праздничном пиджаке? Неужели не помните одухотворенное лицо соседа-старика, выходившего на коммунальную кухню в орденах – при параде! Неужели ребенком не бывали у нас на Пискаревском кладбище? Помню, с классом убирал там листья. И бесконечность братских холмов, и бой ленинградского метронома делали сопричастной маленькую душу школьника Великой Трагедии страны. Неужели сейчас не екает сердце, когда видите «какого-то советского офицера», с палочкой одиноко бредущего по заляпанной поганой рекламой улице? Его скорбный, как бы ищущий нашей поддержки и участия, но полный внутреннего достоинства взгляд.

    Или и Вы у нас из столь размножившегося в последние годы племени диссидентов-раскулаченных-репрессированных? Из того племени, что столь бесстрашно борется с покойниками. Вот и Вы туда же: «Безусловно, от имени Ленина должны быть вычищены все города, все улицы, все поселки, все колхозы России (в отношении колхозов получается наоборот – «демократическая» власть, похоже, очищает Россию от колхозов и крестьянства! – К.Е.)». А можете еще и так, в духе прибалтийских «товарищей»: «По моему мнению, присутствие трупа этого человека на Красной площади аналогично тому, как если бы мумия Гитлера экспонировалась у Бранденбургских ворот в Берлине. Если бы в Германии о Гитлере говорили так же, как у нас о Ленине, что это наша история, то вся Германия была бы утыкана идолами этого преступника, это еще мало сказано. Поэтому пока мы не освободимся от этого сушеного мяса и изображений этого исчадия ада, в России ничего хорошего не будет, потому что отравляется атмосфера городов. Нужно его имя стереть как проклятие, как сделали немцы в отношении Гитлера». А можете еще и вот как: «Пока мы не преодолеем эту духовную заразу, ничего светлого не будет. Это поклонение диаволу, это настоящий диавол... У Ленина, кроме реакции Вассермана, ничего положительного не было, абсолютно ничего. Это законченный, отпетый, инфернальный, с ненавистью относящийся к России и русскому народу человек. Это проклятие нашей истории».

    Одна беда, еще не было Вас, батюшка, полтора века назад на белом свете. А то вот и метод царя Ирода, избивавшего младенцев, наготове: «Время для захоронения Ленина пришло еще в апреле 1870 года, лучше бы этой сволочи вообще не рождаться».

    Заходится в ярости сей Аника-воин. Пышет святой (как ему кажется) ненавистью... Не слушает и мудрые слова своих коллег, кандидата педагогических наук священника Александра Шумского, например: «Боюсь, что сейчас социальная напряженность в обществе довольно высокая, нарастает недовольство действиями власти. Поэтому захоронение Ленина в этих условиях может спровоцировать ненужные беспорядки».

    Не страшно?

    К. ЕРОФЕЕВ

    НОВЫЙ ПРЕДОК ЧЕЛОВЕКА

    Дарвин оказался еще более прав, чем все думали

    Только что мир облетела новость: журнал Science посвящает спецвыпуск новому предку человека, Ardipithecus ramidus, или, в просторечии, Арди. Двенадцать статей самого авторитетного на свете научного журнала подробно обсуждают анатомию, гастрономию, ландшафт и даже социальную жизнь существа, которое населяло леса Эфиопии 5–4,4 млн. лет назад.

    Главный вывод: Дарвин был прав и не только потому, что верил в эти поиски. Дарвин был прав и еще в одном, на первый взгляд незначительном, но важном нюансе.

    Великий натуралист считал, что лесной предок человека, когда его найдут, не будет похож на шимпанзе. Он понимал, что любой вид приспосабливается к существующей среде, и что современные человекообразные обезьяны должны были далеко уйти от нашего общего с ними предка.

    Палеонтологи следующих поколений достигли невероятных успехов, и очень многое узнали об эволюции человека. Но про шимпанзе ученые стали считать иначе: до сегодняшнего открытия все сходилось к тому, что шимпанзе — это как раз идеальная модель нашего предка, сохранившаяся с тех времен, когда мы жили в лесу.

    Модель — моделью, а кости предка найти не получалось. Лес плохо сохраняет ископаемые — все, что умирает, сразу сгнивает или пожирается. Из-за этого даже возникали совершенно невероятные теории — вроде происхождения человека от водной обезьяны.

    Пробелы в палеонтологической летописи заполнялись постепенно.

    Сначала — в течение всего XX века — находили наших относительно недавних предков – вроде австралопитека по кличке Люси (3,2 млн лет), потому что они жили в сухой саванне, где труп имеет шансы сохраниться, если его занесет песком. Они были гораздо ближе к нам, чем к шимпанзе: существа, хотя и с обезьяньим размером мозга, но уже с человечьими зубами (мелкими и ровными) и уверенной двуногой походкой. Кроме того, удалось установить, что у австралопитеков была важная человечья черта: самцы и самки в меньшей степени, чем у шимпанзе отличались по размеру, и, в отличие от шимпанзе, в стаях было мало агрессии между самцами и много кооперации.

    А еще в течение XX века находили проконсулов — мелких полулесных обезьян, что-то среднее между макакой и гиббоном. Это — очень давний, совсем примитивный, общий для шимпанзе и человека предок: 21–17 млн. лет назад.

    Но как выглядел наш последний общий с шимпанзе предок, оставалось загадкой. Он жил, по разным расчетам, около 6 млн. лет назад и был лесным. Скорее всего, считали ученые, он был похож на шимпанзе.

    В последние годы сильно изменился способ сбора находок. Современными ювелирными методами (о них я напишу на днях) научились находить останки древних лесных животных. И лишь сегодня мы узнали о лесных существах, живших в Эфиопии за миллион лет до Люси, — примитивнее шимпанзе, ближе к проконсулу, и поэтому ученые уверены, что они годятся на роль нашего общего с шимпанзе предка. На шимпанзе они оказались совершенно не похожи.

    Шимпанзе ходят, опираясь на костяшки пальцев. Стопа шимпанзе имеет очень далеко отведенный большой палец — чтобы лазить по вертикальным стволам. Из-за этого они не могут толком на нее опереться на земле — ходить помогают руки. Лазая по горизонтальным ветвям, они раскачиваются на мощных длинных руках.

    Анализ скелета ардипитека показал: они двигались совсем иначе. Эти твари медленно и осторожно перелезали с ветки на ветку, а не раскачивались на руках, как на качелях: их руки не такие длинные и цепкие. При этом они могли, спустившись на землю, прижать большой палец стопы к остальным и идти, толкаясь стопой как единым целым, на двух ногах — шимпанзе так не могут.

    Шимпанзе едят много побегов растений — у них мощные грубые коренные зубы, чтобы перетирать побеги растений. Арди имеет более аккуратный зубной ряд — ближе к человеку. Это значит – более разнообразная диета, много плодов, орехов, мелких зверюшек, птичьих яиц; раньше думали, что такое разнообразие наступило позже – уже в саванне, у Люси.

    Клыки у шимпанзе очень крупные, особенно у самцов — пугать товарищей по партии. Самцы у них гораздо крупнее самок. У Арди клыки мелкие, ближе к человеческим, и самцы не такие мачо, как у шимпанзе. Это значит — совершенно другое устройство стада: самцы не выстроены в жесткую иерархию, и между ними больше кооперации. Раньше думали: этот хипповский способ жить начался с Люси, теперь ясно, что гораздо раньше.

    Я напишу об Арди подробнее — как его искали, какие еще у него нашли особенности. Но пока что хочу поделиться большим удивлением. Мало того, что Дарвин оказался так глубоко прав. Правы оказались и туземные мифы о том, что человекообразные обезьяны — это огрубевшие, испорченные люди (оранг-утан = «лесной человек»; есть на эту тему и античные представления, и в литературе XVI–XVIII вв.). Ну, не совсем люди — испорченные ардипитеки.

    Ведь один из выводов в статьях сегодняшнего Science: от Арди произошли две линии — человекообразные обезьяны и австралопитеки. Австралопитеки освоили открытые пространства и дали Человека, с его колоссальным успехом. А человекообразные обезьяны – альтернативная ветвь эволюции – оказались менее успешны, и им пришлось меняться в другом направлении, чтобы выжить. Они вымирают, сохранившись лишь на тех островках леса, которые остались при иссушении Африки и Азии. Их зубы огрубели, чтобы есть грубую ботву. Их движения стали как у кургузых крабов, особенно на земле. И, главное, испортилась мораль: они колотят и увечат друг друга и своих самок в иерархических разборках с утра до вечера — видимо, выживание в этих трудных условиях требует военной организации стада.

    Ясно, что в итоге и мы, люди, стали очень агрессивны, и друг к другу, и к окружающей среде. Но это уже гораздо более поздняя история. Как выяснилось сегодня, наши древние лесные предки, ардипитеки, начинали с удивительно гармоничных, гуманистических установок. Вот какова наша истинная природа.

    Илья КОЛМАНОВСКИЙ,

    Slon.ru







     

    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх