|
||||
|
Глава 6. Системная экология 6.1. Введение ? Экология – это вид современной человеческой деятельности, включающий в себя науку, проектирование, образование, анализ, экспертизу, контроль и другие компоненты деятельности. Экология, как комплексная человеческая деятельность, регулируется государством. В странах мирового сообщества есть соответствующие уполномоченные государственные ведомства, осуществляющие регулирование экологической деятельности – министерства, департаменты, комитеты и т.п. Экологическая деятельность регулируется на межгосударственном и международном уровне многочисленными соглашениями и деятельностью международных организаций. Надо отметить, что развитие практической экологической деятельности в основном связано с охраной природы. Хотя на международном уровне признана связь и взаимодействие экологической, экономической и социальной политик и на этой основе создаются программы устойчивого развития стран мирового сообщества. Это признание того, что экологические проблемы существуют не только в природной, но и в социальной и экономической сферах или, хотя бы, признание того, что есть смежные проблемы эколого-экономического и социально-экологического порядка. Возможно, что в недалеком будущем это будет повсеместно признано и на уровне управления странами появятся органы, регулирующие социально-экологические и эколого-экономические вопросы. Пока еще, в лучшем случае, зарождается государственное регулирование экономико-экологических проблем в виде экономических механизмов природопользования. ? Теоретическая и научно-прикладная основа для этого создается с большим опережением в экологической науке. Для развития экологии, как науки, можно использовать теорию и метод системной технологии. Если рассматривать экологию, как вид человеческой деятельности, то возникает необходимость в научной работе для упорядочении этой деятельности путем создания соответствующей научной основы для построения системных технологий экологической деятельности. В большинстве случаев экологию определяют, как науку о взаимоотношениях живых организмов между собой и со средой их обитания. Можно сказать, что экономика занимается финансовым хозяйством, а экология – «хозяйством» среды обитания[43] . Используем теорию системной технологии для развития этого тезиса в свете проблем управления общественным развитием. Исходя из сказанного, мы будем рассматривать проблемы экологической деятельности человека в сочетании с проблемами экономическими и социальными. Мы не будем рассматривать приложения системной философии деятельности к другим разделам экологии (напр., к экологии пресных вод, лиманов и моря, к экологии суши, к радиационной экологии и др.); все это предмет специальных работ. ? В каждой сфере деятельности имеются свои проблемы, для разрешения которых используются те профессиональные знания, которые накапливаются в результате соответствующей интеллектуальной деятельности человека. Но все производственные системы разных сфер деятельности взаимодействуют между собой. Эти взаимодействия могут приводить к полезным последствиям, улучшающим или поддерживающим жизнедеятельность систем и к последствиям, которые грозят жизнеспособности систем: социальных, производственных, природных, информационных и др. Полезные последствия – это, как правило, предмет профессиональных забот соответствующих отраслей знания. Последствия, которые ведут к снижению или к потере жизнеспособности систем, – это предмет экологической деятельности: экологической экспертизы, контроля, проектирования, инновационного экологического предпринимательства и т.д. Экологическая наука, изучая взаимодействия систем, в первую очередь обращает внимание на такие влияния систем друг на друга, которые ведут к снижению и потере жизнеспособности систем или к циклам «снижение жизнеспособности – повышение жизнеспособности». Для наглядности можно привести пример Аральской катастрофы. Когда взаимодействие производственных, социальных и природных систем возвращается в «норму», их деятельность становится в большей степени предметом внимания соответствующих узкопрофессиональных областей знания, а экологическая деятельность сводится к мониторингу, научным исследованиям, анализу и другим действиям активного экологического сопровождения производства. ? Исходя из изложенного можно дать следующие определения. Экология, как вид человеческой деятельности, – экологическая деятельность заключается в обеспечении экологической полезности взаимодействий искусственных и природных систем и их частей. Экологическая полезность достигается в том случае, когда не только производимые товары и услуги, но и отходы производства полезны для развития социальной, производственной и природной сред. Частный случай – экологическая чистота, когда производимые товары, услуги и отходы не приносят ущерба социальной, производственной и природной средам. С позиций экологической деятельности любое производство изготавливает некоторый экологический комплекс изделий, который включает в себя не только иэделия, производимые для удовлетворения спроса человеческого общества на знания, товары и услуги, но и отходы производства. Экология, как наука, изучает взаимодействия искусственных и природных систем между собой с целью разработки методов обеспечения экологической полезности всех взаимодействующих систем друг для друга и для окружающей среды. Экологическая наука, изучая взаимодействия систем между собой, должна уделять особое внимание характеристикам экологического комплекса изделий или, что почти тоже самое, экологическим характеристикам комплекса изделий, так как комплекс изделий – это комплекс средств воздействия каждой системы на внешнюю для нее среду. Согласно принципу системности каждая триада взаимодействующих систем должна описываться одной моделью общей системы. Исходя из принципа системности, можно определить, что экосистема – это модель общей системы взаимодействий для триад систем, принадлежащих социальной, производственной и природной средам. Описание экосистемы должно включать и описание экологической модели каждой из взаимодействующих систем. Экологическую модель следует разрабатывать, как модель таких потенциальных воздействий системы (напр., производственной системы) на окружающую среду, которые могут повлиять на развитие других систем. ? Человек, общество в целом решают проблему выживания и развития, создавая все новые производственные возможности экономической системы для удовлетворения своих потребностей, т.е. для удовлетворения потребностей социальной среды. Социальная среда не ограничена изначально в формировании спроса на товары и услуги. Как следствие этого, не ограничен и спрос экономической системы на ресурсы для производства товаров и услуг. В тоже время в экономической науке известен феномен ограниченности и редкости ресурсов. Но этот феномен в экономической науке не изучается или, по крайней мере, до последнего времени не изучался, как экологический фактор, т.е. как фактор, имеющий место независимо от существования производства услуг и товаров. В экономической науке факторы ограниченности и редкости ресурсов рассматриваются, во-первых, как оказывающее влияние на ценовой рынок, а во-вторых, как вполне разрешимые за счет большего объема добычи ресурсов и за счет появления новых видов ресурсов, замещающих старые. С экологических позиций изучаются взаимодействия человека и создаваемых им человеко-машинных систем между собой и с окружающей средой, определяются возможные пределы обмена энергетическими, животными, растительными, водными, информационными и другими ресурсами для определенного состояния комплекса «человек-производство-окружающая среда» и определяются возможные пути совместного выживания и развития. Для экономической науки среда, окружающая производство товаров и услуг – ресурсообес-печивающий компонент экономической системы, некоторая часть рынка ресурсов. По всей видимости, нет и необходимости в том, чтобы экономика преобразовалась в экологию. Задачи экономической системы исключительно важны для решения проблем выживания и развития цивилизации. Но вместе с тем необходимо и взаимодействие между экологией и экономикой. Это взаимодействие в настоящее время бурно расширяется. Возможно, оно приведет к формированию смежных разделов этих наук в виде, например, экологической экономики и экономической экологии (на основе такого развивающегося сейчас раздела экологической деятельности, как экономический механизм природопользования). Такой ход событий был бы вполне закономерным, что показывает опыт взаимодействия других наук. Появление и развитие таких научных дисциплин поднимет статус экологических проблем на строгой научной основе, в дополнение к той основе, которую создают политические решения и неправительственные организации для развития экологической деятельности. ? Приложение системной философии деятельности к экологии дает возможность развития системной экологии и прикладной экологии. Системная экология известна, как результат приложения системного подхода к экологии[44] . Предмет системной экологии, с позиций системной философии деятельности, – исследование и разработка экосистем с помощью моделей общих систем. Общие модели систем дают возможность выделить и исследовать «ключевые» для данной экосистемы процессы и структуры и, на этой основе, предсказать поведение экосистемы. Системная экология является основой для прикладной экологии в современных условиях крупномасштабных экологических систем. Известно, что исследование и научное предсказание поведения крупномасштабных экологических систем возможно только с применением математического моделирования и решения математических моделей на современных быстродействующих компьютерных системах. Прикладная экология – это научно-практическая часть экологической деятельности. Содержание прикладной экологии составляют прикладные экологические исследования, экологическое проектирование и конструирование, а также разработка системы управления реализацией и развитием экологического проекта. Результаты, полученные в предыдущих главах, позволяют развить прикладную экологию на основе Закона и принципов технологизации и метода системной технологии. В этом случае мы получим, прежде всего, Закон экологической технологизации и экологические принципы построения технологий для любого вида человеческой деятельности. В свою очередь, разработка метода системной технологии применительно к прикладным задачам экологической деятельности даст возможность построения прикладного метода экологии, прикладного метода системной экологии. В настоящей главе системная и прикладная части экологической деятельности рассмотрены с позиций системной технологии, что вносит существенный вклад в практику научно-методического обеспечения экологической деятельности. Полученные результаты использовались при построении Казахстанской национальной программы экологического образования, при построении Технико-экономического доклада по экологическому оздоровлению Казахстанской части Приаралья и системы экологического мониторинга Казахстанской части Приаралья[45] , для разработки проекта экологического оздоровления «Экополигон», реализующего Закон и принципы экологической технологизации, для создания учебных планов, программ и системных технологий обучения при подготовке и повышении квалификации экологических кадров в Казахском обществе охраны природы, в Международной экологической академии «ИнтерЭколА». Возможности тех новых разделов системной и прикладной экологии, которые разработаны в настоящей главе, далеко еще не исчерпаны и эффективно используются во всех направлениях практической экологической деятельности, напр., в частности, при проектировании экологических систем очистки воздушных бассейнов больших городов[46] , при построении комплексных проектов производственно-оздоровительных центров на основе новейших конверсионных технологий, при построении технологий оценки имущества с учетом его влияния на окружающую природную среду, при разработке системных технологий экологической экспертизы и аудита, общественного экологического контроля и др. Со всеми этими результатами и перспективами приложений системной и прикладной экологии можно ознакомиться на соответствующих образовательных курсах с помощью современных пособий и методик автора. 6.2. Системная экология Для данного раздела выбраны и описаны наиболее актуальные, по мнению автора, результаты в области системной экологии, которые получены на основе применения Закона и принципа целостности, предложенных в предыдущих разделах. В полном изложении системная экология будет опубликована отдельно. Для облегчения восприятия мы будем использовать частные случаи Закона и принципа целостности в виде Закона и принципа системности. Экологические Закон и принцип системности на глобальном уровне. На основе принципа и Закона целостности сформулируем их экологические версии. Экологическая версия Закона системности может быть построена следующим образом. В социальной среде существуют известные и возникают новые проблемы выживания и развития человека и общества, связанные с формированием и развитием духовно-нравственного, интеллектуального и телесного потенциала человека, нации, мирового сообщества: проблемы образования, здравоохранения, культуры, спорта, досуга, религии, науки, питания, жилища, идеологии, другие. Проблемы эти, как известно, являются вечными и в этом смысле не решаемы «раз и навсегда». Эти проблемы разрешимы на каждом данном «современном» этапе, причем уровень разрешения этих проблем на каждом новом этапе выживания и развития человечества нам представляется все более «высоким». Это свое представление мы связываем с тем, что на каждом новом этапе выживания и развития цивилизации используются все более глубокие знания о человеке и окружающем его мире и объем этих знаний постоянно растет. Разрешение проблем выживания и развития осуществляется путем технологий достижения целей, связанных с конкретными потребностями социальной среды по сохранению и развитию духовно-нравственного, интеллектуального и телесного потенциала. Нынешнее человечество качественно и количественно отличается от человечества прошлых веков. Взаимодействие человека прошлого, будущего и настоящего может быть описано экологическими Законом и принципом системности. Человечество настоящего времени обладает определенным комплексом потребностей, ставит перед собой и реализует определенные цели их удовлетворения. Это приводит к изменению, в основном – к наращиванию его духовно-нравственного, интеллектуального и телесного потенциала. Но одновременно человечество настоящего, формируя свои потребности и реализуя технологии их удовлетворения, тем самым строит и реализует некий глобальный проект изменения социальной, производственной и природной сред. Этот проект, стихийно формируемый из огромного числа намерений и реализованных технологий, является, по своей сути, глобальной технологией производства человечества будущего. Его можно назвать системой-объектом по производству системы-результата, – человечества будущего. Понятно, что при этом нам неизвестны «проектируемые» параметры духовно-нравственного, интеллектуального и телесного потенциала среднестатистического человека будущего. Нахождение этих параметров пока что предмет фантастики или футурологии. Причем в обоих случаях мы как бы присутствуем, как наблюдатели в создании человека будущего, не придавая большого значения тому, что мы сами стихийно создаем этот проект, формируя и реализуя технологии удовлетворения своих потребностей. Эта система-объект рассчитана на использование ресурсов окружающей среды, частями которой являются социальная среда, природная среда и производственная человеко-машинная среда, создаваемая за счет ресурсов социальной и природной сред. Экологический Закон системности человеческой деятельности можно сформулировать следующим образом: человечество настоящего (система-субъект), глобальный комплекс технологий удовлетворения его потребностей (система-объект) и человечество будущего (система-результат) находятся в рамках одной общей системы. Эта общая система является концептуальной системой, т.е. некоторой системой идей, которую мы должны попытаться описать. По меньшей мере, в этой системе идей имеется в наличии искусственная компонента, стихийно формируемая духовно-нравственным, интеллектуальным и телесным потенциалом человечества настоящего. По этой причине данная система носит черты искусственной системы, т.е. системы, созданной человеком. В этой общей системе имеется и компонента «высшего разума», предстающего для нас пока в неявной форме. Судя по следам исчезнувших цивилизаций и по тем преобразованиям лика и недр Земли, которые они произвели, до сих пор основная идея этой общей концептуальной искусственной системы очень проста: все, что родилось разумного, должно умереть. Экологический принцип системности человеческой деятельности. Но если мы способны осознать экологический Закон системности, то мы в состоянии действовать в соответствии с таким принципом системности, который позволит перейти к другой концептуальной искусственной общей системе. Ее основную идею можно сформулировать следующим образом. Человечество наращивает свой духовно-нравственный, интеллектуальный и телесный потенциал за счет потребления ресурсов окружающей среды: солнечной и космической энергии, ресурсов живой и неживой природы, недр Земли. В своих действиях человечество настоящего ставит цели собственного выживания и развития, и пока еще недостаточно учитывает ту реакцию со стороны окружающей среды, которая создает тенденцию к сокращению человеческой популяции. Свой разум человек употребляет только в интересах наращивания своего потенциала, и это обстоятельство является основой для выраженной уже идеи: все, что родилось разумного, должно умереть. По этой причине разум человека должен трансформироваться из разума человека в доминирующую часть разума Планеты и использоваться в интересах выживания и развития Планеты и человечества, в том числе. В отдаленном, пока еще необозримом будущем, Планетарный разум может преобразоваться в часть космического разума; возможно, что тогда он будет представлять собой некоторую компоненту того, что сейчас описывается, как высший разум. (Существует ли высший разум, «может ли природа мыслить» – эти и подобные вопросы здесь не рассматриваются. Подобного стиля вопрос – может ли Машина мыслить, уже изучался. Как известно, ответа нет. Ответа нет по той простой причине, что возможности полно исследовать эти вопросы лежат за пределами той системы знаний, умений и навыков, которая составляет основу человеческого разума и основу его развития). Тогда для разумной деятельности такого уровня должно трансформироваться понятие потенциала человечества: потенциал человечества должен включать в себя потенциал собственно человека и окружающей его среды; окружающая человека среда состоит из природных и искусственных компонент, которые мы уже рассматривали. Назовем этот потенциал комплексным потенциалом человечества. Как сложная система, комплексный потенциал человечества может моделироваться по меньшей мере в двух вариантах. Во-первых, он будет включать в себя комплексный духовно-нравственный потенциал человека и окружающей среды, комплексный интеллектуальный потенциал человека и окружающей среды, комплексный материальный потенциал человека (его телесный потенциал) и окружающей среды. Во-вторых, он включает в себя информационный, материальный, энергетический, финансовый, коммуникационный, человеческий, природный потенциалы и потенциал недвижимости и машин. Экологический принцип системности человеческой деятельности можно сформулировать следующим образом. Человечество настоящего (система-субъект), глобальный комплекс технологий удовлетворения его потребностей (система-объект) и человечество будущего (система-результат) должны описываться одной моделью общей системы в виде глобального суперпроекта выживания и развития комплексного потенциала человечества. Если человечество будет использовать экологический принцип системности, тогда и суммарная деятельность человечества превращается под влиянием общепланетного разума в комплексную общепланетную деятельность, в некий глобальный суперпроект выживания и развития комплексного потенциала человечества. Этот суперпроект предстоит еще создавать. Сейчас можно определить только некоторые его основные черты. Во-первых, этот суперпроект должен предъявить определенные требования к условиям осуществления суперпроектов выживания и развития комплексного потенциала наций стран мирового сообщества. Во-вторых, в нем должны быть сформированы определенные программно-проблемные установки, в соответствии с которыми будут построены модели системы-субъекта (человечество настоящего), системы-объекта (глобальный комплекс проектов удовлетворения потребностей системы-субъекта) и системы-результата (человечество будущего). В-третьих, этот проект должен сформулировать проблемы взаимодействия с окружающей космической средой и проблемы «встраивания» и развития комплексного потенциала человечества в окружающей космической среде. В-четвертых, основой этого проекта должна стать некоторая общая идея, сформированная под влиянием Планетарного разума. Эта идея может формироваться и под влиянием национальных идей стран мирового сообщества. Намерения по созданию такого проекта, процесс восприятия идеи создания подобного проекта и деятельность по осуществлению этого проекта должны привести к трансформации проблем, которые ставит перед собой человек, и, как следствие, к трансформации той «суммарной» деятельности человечества, которую мы наблюдаем сейчас, в проблемно-ориентированную деятельность. Под влиянием трансформированной деятельности человечества должна произойти и трансформация экологического Закона системности человеческой деятельности, который в будущем желаемом виде можно сформулировать следующим образом. Человечество настоящего (система-субъект), глобальный комплекс технологий удовлетворения его потребностей (система-объект) и человечество будущего (система-результат) находятся в рамках одной общей системы, представляющей собой глобальный суперпроект выживания и развития комплексного потенциала человечества. То, что мы здесь называем комплексным потенциалом человечества, является Планетарным потенциалом жизнедеятельности, состоящим из природных и искусственных ресурсов: человеческих ресурсов, ресурсов животного и растительного мира, информационных, материальных, энергетических и других видов ресурсов. Здесь мы намеренно называем его комплексным потенциалом человечества, имея в виду предполагаемую ведущую роль человеческого разума в настоящем и в будущем, когда человеческий разум сохранится, как важнейшая компонента общепланетного разума а, возможно, и «Высшего разума», разовьется и оправдает это свое назначение. Следуя положениям системной технологии можно утверждать, что предназначением системы-результата (человечество будущего), создаваемой в соответствии с глобальным суперпроектом выживания и развития, должно являться удовлетворение потребностей выживания и развития будущего комплексного потенциала человечества – будущего Планетарного потенциала жизнедеятельности нашего общего дома «Земля». Системные технологии создания и реализации глобального суперпроекта должны создаваться в данном случае на основе Закона и принципов развития, предложенных и обоснованных в предыдущих разделах. Принцип и Закон системности можно сформулировать и для изучения моделей взаимодействия человечества прошлого и человечества будущего, человечества прошлого и человечества настоящего, для изучения взаимодействия разных поколений человечества и эпох его жизнедеятельности. Можно, например, сформулировать экологический Закон системности и в следующем виде: Человечество далекого прошлого (система-субъект), глобальный комплекс технологий его выживания и развития (система-объект) и человечество недавнего прошлого (система-результат) находились в рамках одной общей системы. Та обобщенная форма, в которой здесь сформулированы принцип и Закон системности, предполагает, что человечество настоящего имеет возможность аккумулировать весь опыт предшествующих поколений. Модель системной триады, положенная в основу Закона и принципа системности, позволяет перейти к математическому моделированию взаимодействий при разных вариантах построения глобального суперпроекта выживания и развития комплексного потенциала человечества и при разных вариантах сочетаний временных отрезков между прошлым, будущим и настоящим. Формулы Закона и принципа системности могут использоваться для непрерывного и дискретного моделирования процессов взаимодействия человека прошлого, настоящего и будущего. Так, дискретная последовательность может быть описана в целях компьютерного моделирования сочетаниями «система-субъект», «система-объект», «система-результат», «общая система», причем эти системы будут иметь столько наборов параметров и характеристик, сколько точек на оси времени мы отложим в прошлое и в будущее. К примеру, можно точки фиксировать через интервал активной деятельности одного поколения. В предельном случае, когда интервалы между точками становятся ничтожно малы, мы перейдем к непрерывной модели. Возможно, что опыт компьютерного моделирования поможет составить имеющуюся и желаемую модели экологической общей системы в математической форме. Экологические Закон и принцип системности для национальной деятельности. Экологические Закон и принцип системности, полученные в настоящем разделе работы для человеческой деятельности глобального уровня, на этой основе могут быть сформулированы и для деятельности других масштабов: на уровне страны, на уровне управления развитием человеческого, информационного и других видов ресурсов, на уровне отраслей общественного развития, на уровне крупномасштабных экологических программ и т.д. Надо заметить, что экологические принципы системности, сформулированные для какого-либо уровня, помогают созданию системных технологий для другого уровня, но с их помощью нельзя полностью решить проблемы создания системных технологий для любого другого уровня. Именно по этой причине важно создание формул экологических Закона и принципа системности для каждого конкретного уровня, для которого есть необходимость создания системной технологии деятельности. Кроме этого, следует иметь в виду и еще одно важное обстоятельство. Модели вообще и математические модели, в частности, используются в экологии и без системной философии деятельности. Особенность системной философии деятельности в том, что она дает возможность использования моделей на единой фундаментальной основе Законов и принципов системности и технологизации и предлагает универсальную модель экологической общей системы в виде, предложенном в главе 3. Кроме того, системная философия деятельности дает возможность перейти к разработке и реализации комплекса проектов системных технологий экологической деятельности на основе совместного использования Законов системности и технологизации и принципов системности и технологизации. Национальная деятельность (человеческая деятельность на уровне страны) может основываться на экологических Законе и принципе системности, сформулированных следующим образом. Экологический Закон системности национальной деятельности в общей форме: Нация настоящего (система-субъект), национальный комплекс технологий удовлетворения потребностей нации в знаниях, товарах и услугах (система-объект) и нация будущего (система-результат) находятся в рамках одной общей системы. Так же, как и для глобального уровня предложим соответствующую формулировку экологического принципа системности национальной деятельности: Нация настоящего (система-субъект), национальный комплекс технологий удовлетворения потребностей нации в знаниях, товарах и услугах (система-объект) и нация будущего (система-результат) должны описываться одной моделью общей системы в виде национального суперпроекта выживания и развития комплексного потенциала нации. Тогда подобно тому, как это сформулировано для глобального уровня, можно сформулировать экологический Закон системности национальной деятельности в желаемом виде: Нация настоящего (система-субъект), национальный комплекс технологий удовлетворения потребностей нации в знаниях, товарах и услугах (система-объект) и нация будущего (система-результат) находятся в рамках одной общей системы в виде национального суперпроекта выживания и развития комплексного потенциала нации. Здесь приняты следующие определения: нация настоящего — нынешнее поколение населения страны, и мы считаем, что нация настоящего вобрала и творчески переработала опыт предыдущих поколений нации и имеет духовно-нравственный, интеллектуальный и физический потенциал, достаточный для создания национального суперпроекта выживания и развития комплексного потенциала нации; кроме этого, мы считаем, что нация настоящего способна признавать приоритет потребностей будущих поколений нации; образно говоря, способна от «слепой родительской любви» перейти к разумному плану распределения потенциала окружающей среды между собой и многими поколениями своих будущих потомков; национальный комплекс технологий удовлетворения потребностей нации в знаниях, товарах и услугах – совокупность непрерывно создаваемых и реализуемых технологий удовлетворения потребностей в знаниях, товарах, услугах и ресурсах семьи, домашнего хозяйства, предприятий, ценового рынка, рынка ресурсов, государственных органов, регионов страны, страны в целом; этот комплекс технологий присутствует в виде бизнес-проектов, государственных и региональных планов, программ и проектов, государственного бюджета, бюджета семьи или предприятия; этот комплекс технологий приводит, по своей сути, к трансформации духовно-нравственного, интеллектуального и физического потенциала нации и, таким образом к формированию будущих поколений нации; нация будущего — гипотетическая модель нации в будущем; интервалы ее преобразования в будущем целесообразно представить в виде ряда временных «точек»; за единичный интервал между ними можно принять длительность активной деятельности одного поколения (например, 25 лет); возможно, что целесообразно рассматривать следующие интервалы: ближайшее будущее – через один интервал (25 лет), близкое будущее – через два интервала (50 лет), обозримое будущее – через три интервала (75 лет), трудно обозримое будущее – через четыре интервала (100 лет), необозримое будущее – более, чем через пять интервалов (125 лет); возможно, что более продуктивно использование логарифмических или других нелинейных шкал; комплексный потенциал нации — потенциал выживания и развития страны, включающий в себя, с одной стороны, природные и искусственные ресурсы, а с другой стороны – духовно-нравственную, интеллектуальную, телесную компоненты. Национальный суперпроект выживания и развития нации. Если нация будет использовать экологический принцип системности национальной деятельности, тогда и суммарная деятельность нации превращается под влиянием национального разума в комплексную национальную деятельность, в некоторый национальный суперпроект выживания и развития комплексного потенциала нации. Этот суперпроект каждой нации, напр., казахстанской, предстоит еще создавать. Сейчас можно определить только некоторые его основные черты. Во-первых, этот суперпроект должен предъявить определенные требования к условиям осуществления суперпроектов выживания и развития комплексного потенциала нации в регионах страны. Во-вторых, в нем должны быть сформированы определенные программно-проблемные установки, в соответствии с которыми будут построены модели системы-субъекта (нации настоящего), системы-объекта (национальный комплекс технологий удовлетворения потребностей системы-субъекта) и системы-результата (нация будущего). В-третьих, этот проект должен сформулировать проблемы взаимодействия нации с окружающей средой мирового сообщества Планеты и проблемы «встраивания» нации в развитие комплексного потенциала человечества в окружающей космической среде. В-четвертых, основой этого проекта должна стать некоторая общая идея, сформированная под влиянием Национального разума. Эта идея может формироваться и под влиянием национальных идей стран мирового сообщества и идей, связанных с разрешением проблем развития регионов страны. Намерения по созданию такого проекта, процесс восприятия идеи создания подобного проекта и деятельность по осуществлению этого проекта должны привести к трансформации проблем, которые ставит перед собой население страны. Как следствие, должна произойти трансформация той «суммарной» деятельности нации, которую мы наблюдаем сейчас, в будущую проблемно-ориентированную деятельность нации в виде национального суперпроекта выживания и развития нации. Маловероятно, что модели развития, уже использованные развитыми странами, являются приемлемыми для всех других стран, в частности, потому, что они предполагают сначала достижение высокого экономического уровня, а только затем привлечение накопленного капитала для существенного улучшения отношения к окружающей среде. Известны прошлые проблемы со смогом в Лондоне и в Токио, отравление Великих озер, загрязнение Рейна и другие примеры. Может так оказаться, что пока будет идти накопление капитала, загрязнения приведут к необратимым изменениям окружающей среды. В основу такого национального суперпроекта должна быть, видимо, положена некоторая национальная идея, обязательно содержащая экологическую составляющую. Экологические Закон и принцип системности для управления развитием потенциала страны. Основой национального суперпроекта выживания и развития нации должны явиться взаимосвязанные комплексные проекты управления развитием человеческим, природным, информационным, энергетическим, коммуникационным потенциалами, потенциалом недвижимости и машин, материальным и финансовым потенциалами. Все эти виды ресурсного потенциала составляют комплексный потенциал нации. Сформулируем экологические Закон и принцип системности для управления развитием человеческого потенциала нации. Система управления развитием человеческого потенциала нации состоит из соответствующих государственных органов и неправительственных организаций. Человеческий потенциал нации будем рассматривать преимущественно в отношении интеллектуального потенциала; в тех случаях, когда это необходимо, будут сделаны необходимые уточнения. Для более краткого изложения будем считать, что «человек настоящего», «человек прошлого», «человек будущего» – некоторые обобщенные образы человеческого потенциала нации прошлого, будущего и настоящего времени. Теперь можно сформулировать соответствующие экологический принцип системности и экологические Законы системности в общем и в желаемом виде. Экологический Закон системности управления развитием человеческого потенциала нации в общей форме: человек настоящего (система-субъект), национальная система управления развитием человеческого потенциала нации (система-объект), человек будущего (система-результат) находятся в рамках одной общей системы. Экологический принцип системности управления развитием человеческого потенциала нации: человек настоящего (система-субъект), национальная система управления развитием человеческого потенциала нации (система-объект), человек будущего (система-результат) должны описываться одной моделью общей системы в виде национального проекта управления развитием человеческого потенциала нации. Тогда можно сформулировать экологический Закон системности управления развитием человеческого потенциала нации в желаемом виде: человек настоящего (система-субъект), национальная система управления развитием человеческого потенциала нации (система-объект), человек будущего (система-результат) находятся в рамках общей системы в виде национального проекта управления развитием человеческого потенциала нации. Национальная система управления развитием человеческого потенциала нации состоит из системы правительственных и неправительственных учреждений образования, науки, культуры, здравоохранения, труда и социальных отношений и др. Национальный проект управления развитием человеческого потенциала нации должен содержать в себе требования к построению комплекса систем управления развитием человека в разных отраслях: идеология, образование, культура, здравоохранение, другие. Кроме этого, национальный проект должен предъявлять определенные требования к духовно-нравственному, интеллектуальному и физическому потенциалу человека настоящего и будущего для всех стадий их жизненных циклов. Человек настоящего должен рассматриваться на всех стадиях своего жизненного цикла: от зачатия до постфизической стадии; возможно, что вопросы сохранности и полезного использования духовно-нравственного и интеллектуального наследия человека прошлого и настоящего являются одной из существенных сторон модели жизненного цикла человека и системы управления его развитием. Жизненный цикл человека будущего должен рассматриваться в национальном проекте, как жизненный цикл системы от концептуальной до постфизической стадии. Комплекс моделей человека настоящего и человека будущего должен учитывать различия социальных групп населения и региональные различия представителей населения страны. Подобным образом можно сформулировать экологические Закон и принцип системности для всех составляющих комплексного потенциала нации, а также основные требования к построению национальных проектов управления их развитием. Каждый такой национальный проект будет представлять собой комплекс, состоящий из множества проектов развития и системы управления созданием и реализацией всех этих проектов. Экологические Закон и принцип системности для сфер деятельности. Каждая сфера деятельности (образование, промышленное производство, научная деятельность и т.д.) связана с организацией взаимодействия социальной, производственной (экономико-производственной) и внешней (включая природную) сред между собой. Во всех видах человеческой деятельности с позиций системной экологии должны рассматриваться модели взаимодействующих систем, принадлежащих социальной, производственной и внешней средам. При этом необходимо учесть, что рассматриваемые в каждом конкретном случае социальная, производственная и внешняя системы входят в большие по масштабам социальные, экономико-производственные и внешние (окружающие) системы. В социальной среде, окружающей определенную сферу деятельности, формируются проблемы, цели и потребности, для удовлетворения которых нужны изделия данной сферы деятельности (знания, умения и навыки обученных специалистов, цветной металл, изобретения, открытия, «ноу-хау», здоровье населения, машины, оборудование, приборы и инструменты, хлопок, зерно, спортивные достижения и т.д.). Эти изделия социальная среда потребляет или использует для некоторой другой производственной системы (потребление услуг адвокатов, преподавателей, аудиторов и оценщиков для собственных нужд, создание пищевых производств с помощью закупленных машин и т.д.). В связи с этим каждая производственная система производит изделия и продукты по «заказу»: производственная образовательная система производит знания и умения обученных специалистов, металлургия – цветной и черный металл, научное производство – научные результаты, сельское хозяйство – хлопок и зерно и т.д. Все это можно называть полезными изделиями, так как они производятся, по замыслу, с полезными намерениями обеспечения жизнеспособности и развития страны. Но, с другой стороны, каждая производственная система производит некий «побочный продукт», отходы, которые пассивно или активно потребляются внешней системой в виде отходов металлургического производства, выхлопных газов автомобилей, методов организации преступлений и террористических актов, технологий производства самодельного оружия и т.д. По этой причине каждая производственная система, создаваемая, по замыслу для целей выживания и развития человека и природы, приводит и к противоположным результатам. Как известно из ранее сформулированного нами принципа обогащения, предмет труда в каждой производственной системе проходит стадии обогащения, освобождения от ненужного и приобретения полезного. Но полезного, как правило, в исходном «сырье» гораздо меньше, чем вредного и бесполезного с позиций «заказа». Поэтому каждая производственная система производит бесполезное и вредное в количествах, по меньшей мере сравнимых с количеством полезного. Внешняя среда, окружающая производство, пассивно или активно перерабатывает побочный продукт и отходы данного производства, постепенно наращивает отрицательные «вредные» результаты (загазованность воздушного бассейна городов, специфические виды заболеваемости в связи с заражением почвы, воды, воздуха, эрозия почв, снижение показателей биоразнообразия, развитие терроризма и преступности и т.д.) в связи с пассивным отношением производителя и заказчика к этим процессам. И естественным образом наступает период, когда влияние «вредных» результатов приобретает масштабы, угрожающие выживанию и развитию человека и природы. Причем внешняя по отношению к данному производству среда включает в себя социальные, производственные и природные системы. В этот период начинают проявляться признаки регресса всех трех сред, может произойти деградация и исчезновение отдельных систем. Наглядно этот процесс виден на примере Аральской катастрофы. Происходит это по той причине, что одновременно с «заказной» управляемой деятельностью социальной, внешней и производственной систем происходит «незаказная», непредусматриваемая деятельность этих сред по производству и переработке отходов производства – «незаказного» продукта деятельности. Взаимодействие систем, в данном случае имеет две компоненты – «заказную», контролируемую и «незаказную», неконтролируемую. Заказная компонента отражает приоритет интересов социальной среды. Система-результат производственной системы содержит заказную компоненту («полезную», контролируемую) и незаказную («бесполезную», вынужденную). В общем виде экологический Закон системности социальной, производственной и внешней сред для некоторой определенной сферы деятельности можно сформулировать, на основе формулы Закона целостности, в следующем виде: социальная среда ( совокупность систем-субъектов), производственная среда (совокупность систем-объектов), внешняя среда (совокупность потребителей систем-результатов) находятся в рамках одной общей системы. Данная формула Закона системности в экологической форме отражает функцию социальной среды, как инициатора полезных по замыслу изменений в социальной, производственной и внешней среде, функцию производственной среды, как производителя полезных по замыслу изменений и сопутствующих негативных изменений, а также функцию внешней среды, как пассивного или активного потребителя и накопителя негативных изменений во всех трех средах. Экологическая концепция общей системы может быть выражена в виде: приоритет интересов социальной среды ведет к накоплению потенциала деградации и исчезновения социальных, производственных и природных систем. Или: общая система, содержащая искусственную производственную систему, имеет ограниченный во времени физический жизненный цикл. Принцип экологической системности производственной деятельности, осуществление которого ведет к желаемым тенденциям сохранения и развития совокупности производственных систем, можно образно выразить следующим образом: общая система должна иметь, по замыслу, неограниченную физическую стадию жизненного цикла. Надо отметить, что мы рассматриваем в данном случае только искусственные системы. Природные системы мы тоже рассматриваем, как испытывающие на себе влияние человека, т.е. как превращающиеся в искусственные. Формулу экологического принципа системности для жизненного цикла создания и реализации производственной деятельности можно представить следующим образом: социальная среда (совокупность систем-субъектов), производственная среда (совокупность систем-объектов) и внешняя среда (совокупность потребителей систем-результатов производственной деятельности) должны описываться одной моделью общей системы, основной принцип построения которой можно представить в следующем виде: социальная, производственная и внешняя среда должны иметь равные приоритеты выживания и развития. Закон системности в желаемом виде можно для данного случая сформулировать следующим образом: социальная среда (совокупность систем-субъектов), производственная среда (совокупность систем-объектов) и окружающая внешняя среда (совокупность потребителей систем-результатов производственной деятельности) должны действовать в интересах совместного выживания и развития. Математическое моделирование систем и их совокупностей для практических случаев моделирования взаимодействия систем целесообразно осуществлять с помощью общей модели алгебраической системы[47] . Эта модель позволяет подробно и на разных уровнях моделирования – от элемента до полной системы, изучать вопросы взаимодействия систем, их процессов и структур, вопросы построения триады систем в рамках одной общей модели системы и создавать имитирующие модели для разных вариантов сочетаний процессов и структур в системах системной триады. Кроме того, с помощью данной модели можно переходить к взаимодействию систем верхнего уровня, в которые входит общая система и к взаимодействию общих систем одного уровня, в которые по отдельности входят система-субъект, система-объект или система-результат, а также и к изучению взаимодействия триад систем, в которые входят подсистемы какой-либо из систем. При этом имеется возможность, за счет использования универсального математического описания с помощью указанной модели, сохранять все результаты исследований в унифицированном виде. . 6.3. Прикладная экология ? Прикладная экология — это та часть экологической деятельности, которая проектирует преобразования экологических систем на основе комплексного использования достижений в области экологии и других областей знания. Другими словами, прикладная экология – это научно-практическая часть экологической деятельности, результатом которой является экологический проект, пригодный для практического воплощения, и система управления этим проектом. Содержание прикладной экологии составят три крупных блока деятельности: а) прикладные экологические исследования и анализ (научно-технической, социальной, правовой, экономической и др. направленности), позволяющие решить вопросы применимости соответствующих результатов теоретической экологии и других областей знания на практике, а также решить вопросы управления созданием соответствующего проекта; б) экологическое проектирование и конструирование, позволяющее создать проекты технологий для экологически чистых производств, систем очистки воды, воздуха, почвы, для систем экологической информатики и экологического мониторинга, для экологического образования, просвещения, информированности и воспитания, приборы для очистки воздуха и воды, устройства для аналитического контроля загрязнений окружающей среды, проекты социально-экологической деятельности, проекты нормативно-правового обеспечения экологической деятельности и т.д. Эти проекты могут быть самостоятельными, а также могут быть частью других проектов производства товаров и услуг; в) разработка системы экологического управления реализацией и развитием проекта, включая вопросы экспертизы, лицензирования, аудита, контроля, производства экологической направленности. Полученные результаты позволяют построить прикладную экологию на основе метода системной технологии. Разработка метода системной технологии применительно к прикладным задачам экологической деятельности даст возможность построения метода прикладной экологии. Мы получим также формулу Закона экологической технологизации и экологические принципы построения технологий для любого компонента экологической деятельности. Метод прикладной экологии. Метод прикладной экологии построен, исходя из следующих представлений о структуре экологической деятельности. Экологическая деятельность, как и любая другая, в соответствии с системной технологией содержит в себе такие структурные компоненты, как анализ, исследование, проектирование, производство, управление, экспертиза, разрешение, контроль, архив. Экологическая деятельность осуществляется в отношении всех других видов производственной деятельности человека. Можно сказать, что прикладная экология имеет, кроме традиционных разделов, связанных с природными экосистемами, столько разделов, сколько существует разных видов производства и областей знания. Это экология человека, экология здравоохранения, экология сельскохозяйственного производства, экология промышленности, экология образования, экология научной деятельности, экология права, экология страхования, экология энергетики, международные экологические отношения, экология транспорта, экология труда, экологическая статистика, экология архитектуры, дизайна и строительства, экология туризма и спорта, экология этносов, экология языка, экология экономики, экология городов, экология культуры, экология стандартов, экология средств массовой информации, агитации и пропаганды, экология налогообложения, экология таможенного дела, экология обороны и безопасности, экология недропользования и т.д. При осуществлении деятельности человек использует различные виды ресурсов: информационные, материальные и др. Совокупность ресурсов определенного вида, которые используются или могут быть использованы в производстве, можно, как уже отмечалось, назвать потенциалом: информационным, человеческим и др. Такой потенциал представляет собой сложный и крупномасштабный комплекс, способный оказать существенные экологические воздействия и без вмешательства человека или при непредвиденном, злонамеренном или случайном вмешательстве. Наиболее наглядно это заметно на примере оборонного потенциала. Поэтому перечень разделов прикладной экологии будет неполным, если мы не упомянем разделы, связанные с экологией различных видов потенциала, имеющегося в распоряжении человека при осуществлении различных видов деятельности: информационного, материального, энергетического и других. Это экология информационного потенциала, экология энергетического потенциала, экология потенциала недвижимости и машин, экология коммуникационного потенциала, экология материального потенциала, экология финансового потенциала, экология человеческого потенциала, экология природного потенциала. Надо отметить, что на стыке прикладной экологии и соответствующих отраслей знания возникли смежные разделы знания такие, как промышленная экология, экологическое образование, воспитание и просвещение, экологическое право, экологическое страхование и др. Во всех этих разделах прикладной экологии основным объектом экологической деятельности являются взаимодействия с окружающей средой соответствующих производств (промышленных, образовательных, научных и др.), степень полезности и вредности появляющихся воздействий. Метод прикладной экологии направлен на недопущение, предупреждение, упреждение, ликвидацию, снижение или компенсацию нежелательных воздействий на окружающую среду путем создания проектов экологических системных технологий. Для этого используются экологический анализ, экологическое исследование, экологическое проектирование, экологическое производство, экологическое управление, экологическая экспертиза, экологическое лицензирование, экологический аудит, экологический контроль, экологический архив. Для описания компонент метода прикладной экологии полностью применимо описание компонент метода системной технологии. Чтобы избежать повторов в изложении, приведем здесь только специфические особенности метода прикладной экологии на примере экологического анализа, экологического исследования, экологического проектирования, экологического производства и экологического управления. ? Экологический анализ необходим для принятия экологических решений при осуществлении экологической и иной деятельности. Целью экологического анализа является обоснование и формулировка альтернативных вариантов экологических управленческих решений, т.е. решений по управлению экологической деятельностью на всем жизненном цикле экологической проблемы, включая исследования, проектирование, производство, экспертизу и т.д. Экологический анализ основан, в первую очередь, на экологическом мониторинге. Кроме этого, особенностью экологического анализа является то, что подготовка альтернатив проходит, как правило, в условиях, называемых наукой условиями неопределенности; эти условия характеризуются существенной недостаточностью информации о последствиях возможных решений, о возможных методах разрешения проблемы, о причинах возникновения экологической ситуации. Другими словами, для экологического анализа часто не хватает надежных знаний. Системная технология экологического анализа включает следующие взаимосвязанные шаги: 1) анализ экологической проблемы и формулирование целей, достижение которых приводит к ее приемлемому разрешению. Результатом данного шага экологического анализа является некоторая система целей. Часть из целей этой системы являются исследовательскими и это означает, что для разрешения данной экологической проблемы необходимы дополнительные экологические или другие исследования. Часть этих целей могут быть целями проектирования; это означает, что для разрешения данной проблемы есть ряд приемлемых на практике частных решений, а для их реализации необходим соответствующий экологический проект. В данной системе целей могут быть и цели производства (локальное разрешение проблемы возможно за счет производства систем очистки окружающей среды, некоторых приборов и устройств и т.п.), экспертизы (при разрешении данной проблемы возможно использование готовых проектных и производственных решений, но нужна экологическая экспертиза этих решений в привязке к данной проблеме), аудита, контроля и др., 2) анализ ресурсов, которые необходимы для «полнометражной» реализации комплекса потенциальных решений. К этим ресурсам относятся, конечно, материальные, информационные, человеческие, финансовые, природные, коммуникационные, энергетические ресурсы и ресурсы недвижимости и машин. Особенно надо выделить такие компоненты, как степень готовности социальной среды к восприятию возможных решений, уровень экологической грамотности населения, правовое обеспечение проектируемых решений, возможная реакция средств массовой информации, возможность принять решение и поддерживать его реализацию до получения наиболее возможного эффекта. Необходим и прогноз будущих последствий принимаемых решений для состояния всех видов ресурсного потенциала общества, 3) анализ возможных методов принятия и реализации решений. Выбор, в частности, состоит в нахождении сочетания волевых, административных методов принятия решений и системных, сочетающих производственные, экологические и экономические факторы. Для системных методов принятия экологического решения во многих случаях недостаточно информации. Необходимость принятия решений в условиях неопределенности придает особое значение экологическому анализу, который должен привести к системе возможных методов разрешения проблемы, 4) анализ потенциально возможных ограничений на цели, методы, ресурсы рекомендуемых решений. Экологический анализ ограничений должен быть всесторонним. Системная технология анализа ограничений предполагает построение системной модели ограничений, как комплекса моделей границ с окружающей и внутренней средой для систем, вовлекаемых в сферу разрешения данной проблемы, 5) имитация применения варианта решения и 6) анализ целесообразности использования на практике данного варианта решения и передача подразделению, координирующему экологический анализ для архива пока негодных решений или для включения в перечень рекомендуемых, 7) координация экологического анализа. На этом шаге проводится координация шагов 1 – 6 по формированию, имитации и отбору очередного варианта принятия решения, формирование банка решений (в т.ч. и пока негодных) и формирование набора рекомендуемых решений. Системная технология экологического анализа дает возможность моделировать последствия принимаемых решений с использованием моделей систем. Кроме этого, сама процедура экологического анализа наглядно и легко моделируется. Общие для всех компонент прикладной экологии Закон и принципы технологизации отдельно будут изложены в данном разделе. Результатом экологического анализа является отчет, содержащий обоснованные рекомендации по принятию решений для разрешения конкретной экологической проблемы или определенного класса экологических проблем. ? Экологическое исследование, как компонент метода прикладной экологии, в общем случае преследует следующие цели: а) разработка экологической политики, как политики в области развития взаимодействий объекта исследования (производства, потенциала, региона, страны) с окружающей средой, б) выявление спектра надежных знаний, позволяющих создать комплекс методов конкретного прикладного экологического исследования, в) изучение взаимодействий между искусственными (или антропогенными) и природными системами, г) установление границ между экологическими и другими разделами прикладных научных исследований, д) изучение возможностей и разработка предложений по вкладу изучаемого объекта в создание различных вариантов устойчивого развития е) разработка математических моделей исследуемых систем, процессов, структур и изучение вариантов их построения на этой основе, ж) нахождение приемлемых альтернатив развития объекта исследования в гармонии с окружающей средой. Системная технология прикладного экологического исследования для решения поставленных задач состоит из следующих взаимодействующих этапов: 1) формулирование системы целей экологического исследования для конкретного объекта исследования (программа устойчивого развития страны, экологическое районирование регионов, система водоснабжения города или хозпитьевого обеспечения региона, переработка отходов металлургического или энергетического производства, переработка мусора населенных пунктов и т.д.). Цели исследования корректируются в связи с результатами, получаемыми при анализе возможных ресурсов и методов достижения целей, а также по результатам анализа моделирования альтернатив, 2) определение ресурсов системы-объекта, системы-результата и внешней среды, необходимых для достижения системы целей исследования на практике – напр., экологическая емкость окружающей среды, как «способность переработать» воздействия системы-объекта без существенных негативных последствий для себя, или информационные, человеческие, материальные и др. ресурсы, которые система-объект и внешняя среда способны выделить на решение экологических задач, 3) нахождение набора методов использования имеющихся ресурсов для достижения поставленной системы целей. Реализация этого этапа экологических исследований требует, как правило, формулирования варианта принципа системности для данной конкретной ситуации экологических исследований, а также составления математических и иных моделей для каждой системы и для триады «производство – изделие – окружающая среда». Кроме этого, результаты данного этапа постоянно корректируются и увязываются с целями, ресурсами и ограничениями. Результатом этого этапа является определенный вариант системной экологической технологии, 4) установление ограничений на цели, методы и ресурсы. Ограничения, учитываемые при проведении экологических исследований, связаны, во-первых, с возможными объемами использования ресурсов, а, во-вторых, с предельно допустимыми нормами воздействия на окружающую среду. Эти ограничения можно установить, только на основе моделирования совокупности «цели, методы, ресурсы», 5) имитация применения выбранного варианта экологической системной технологии, соответствующей определенному сочетанию «цели, методы, ресурсы». Один из заключительных разделов этого этапа экологического исследования – проведение соответствующих технико-экономических расчетов и обоснований, позволяющих провести затем сравнительный анализ альтернатив, 6) анализ применения выбранного сочетания «цели, методы, ресурсы» и выбор его в качестве альтернативы для развития объекта или признание данного сочетания непригодным (архив). В результате анализа накапливается определенное число приемлемых альтернатив экологических решений для развития объекта исследования. Все «прошедшие» альтернативы передаются в подразделение, осуществляющее этап 7, т.е. координацию исследований, для составления заключительного сводного отчета, 7) координация, в т.ч. взаимосвязанное изучение и корректировка целей, ресурсов, методов, ограничений для построения очередной альтернативы развития. На этом этапе проводится систематизация всех альтернатив, прошедших этап 6 и составление заключительного отчета об экологических исследованиях. Результатом прикладного экологического исследования является отчет, содержащий исследовательский проект развития взаимодействия системной триады «объект-субъект-результат» человеческой деятельности с окружающей средой. Как правило, такой проект должен представлять собой концептуальную систему с набором исследовательских подпроектов и системой управления их реализацией. Одним из видов экологических исследовательских проектов является экологическая программа. ? Экологическое проектирование имеет целью внесение экологически полезных изменений в экосистемы, т.е. изменений, способствующих увеличению физической стадии жизненного цикла экосистем и их частей. Экологический проект представляет собой концептуальную системную модель измененной экосистемы. Существует несколько видов экологических проектов: а) системный экопроект, посвященный построению комплекса экологического оздоровления конкретной экосистемы (напр., Аральской), б) инженерный экопроект, содержащий инженерные экологические проектные и конструкторские решения, позволяющие улучшать какие-либо экосистемы (напр., проект завода для переработки городского мусора, проект прибора для очистки питьевой воды для семьи, проект системы экологического мониторинга воздушного бассейна города, проект ликвидации озоновых дыр, проект озеленения населенного пункта), в) гуманитарный экопроект, предусматривающий систему социальных мер (напр., правовых, управленческих, образовательных, экономических, плановых, организационных, политических) по улучшению функционирования любых экосистем (напр., Закон об охране окружающей среды, Закон об экологической экспертизе, Повестка дня на ХХ1век, национальная программа в области экологического образования, проект системы экологических нормативов качества окружающей природной среды, проект охранной или санитарно-защитной зоны, проект экологического стандарта, проект норм предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, воде, почве, проект норм предельно допустимых вредных химических, физических и биологических воздействий на окружающую природную среду), г) технологический экопроект, предлагающий экологически чистые или экологически полезные системные технологии производства взамен существующих технологий материального, информационного, человеческого, энергетического и других видов производства. Экологический проект должен строиться, как правило, на системе надежных знаний о структуре и процессах проектируемых изменений в экосистеме и обо всех последствиях этих изменений для данной экосистемы и для всех других экосистем. Проектные предложения должны быть апробированны на практике при внедрении проектов других экосистем или должны быть надежно изучены с помощью компьютерных, натурных и других моделей и испытаний. ? Экологическое производство имеет целью создание средств и систем положительного воздействия на окружающую среду, приводящего к увеличению длительности физической стадии жизненного цикла экосистем и/или их частей. Изделия экологического производства создают положительные антропогенные воздействия на окружающую среду, компенсируют отрицательные последствия антропогенных воздействий, содействует восстановлению гомеостазиса природных систем. В общем случае, конечно, экологическое производство должно создавать средства и системы упреждения и компенсации отрицательных воздействий окружающей среды на человека, появляющихся, напр., в результате природных катастроф и чрезвычайных событий (лесных пожаров, нашествий саранчи, землетрясений, наводнений, засухи и т.д.). В экологическом производстве можно выделить: а) экологическое информационное производство, предназначенное для производства экологической информации (напр., системы государственного и неправительственного экологического мониторинга, система экологического информирования населения), б) экологическое материальное производство (напр., производство приборов очистки питьевой воды), в) экологическое энергетическое производство (напр., производство энергии с помощью ветроэлектростанций, солнечных батарей), г) экологическое производство недвижимости и машин (напр., производство экологически чистых жилищ, строительство экологических деревень, производство экологически чистых систем машин и технологий производства), д) экологическое природное производство (напр., производство мальков ценных пород рыб, сохранение и восстановление в природе исчезающих видов растений и животных, восстановление биоразнообразия), е) экологическое человеческое производство (напр., экологическое образовательное производство по выпуску экологов-экономистов, экологов-инженеров, экологов-философов, производство систем здорового образа жизни в согласии с Природой, производство систем экологического воспитания населения), ж) экологические коммуникации (напр., производство обмена экологической информацией, экологическими технологиями производства, передача высоких экологически чистых технологий по Повестке дня на ХХ1 век), з) экологическое финансовое производство (напр., экологическое страхование, экологические технологии налогообложения). Одна из целей экологического производства – превращение человеческого общества в экологически полезное общество. Программа-максимум экологического производства должна состоять из двух частей: первая должна быть направлена на воспроизводство всего того, что в окружающей среде исчезло в связи с деятельностью человека (в связи с производством знаний, товаров и услуг) или в результате природных бедствий (таких, как лесные пожары, наводнения и т.п.), другая должна быть направлена на создание экологически полезных производств. Продукция экологически полезного производства – знания, товары, услуги, отходы должны приносить пользу окружающей среде: Другими словами, в экологически полезном производстве нет отходов в нынешнем понимании этого слова; к производству отходов формируется такое же отношение, как и к производству тех «основных» изделий (пища, одежда, средства транспорта и т.п.), для чего изначально задумано создание производства. Тогда «отходы» – это сопутствующие изделия, потребление которых полезно или, по меньшей мере, безвредно для окружающей среды. ? Экологическое управление имеет целью сохранение и развитие экосистем. Основой экологического управления является экологический принцип системности, формулировка которого может уточняться для каждого вида экосистем. В предыдущем разделе конкретизация формулировок выполнена для глобального, национального уровней и для управления развитием потенциала. Такие же уточнения необходимы при конкретной постановке задачи экологического управления для каждого вида экосистем. С позиций системной технологии экосистемы, как мы уже установили, являются общей системой для триады систем: социальной системы, формирующей заказ на производство товаров и услуг, производственной системы, обеспечивающей производство товаров и услуг и окружающей системы – потребителя произведенных товаров и услуг. Экологическая общая система, экосистема – это система взаимных воздействий социальной, производственной и окружающей систем. С позиций экологического управления эти воздействия изучаются, как содействующие сохранению или гибели экосистем и частей экосистем, их регрессивному или прогрессивному развитию. Экологическое управление приводит к созданию баланса положительных и отрицательных воздействий друг на друга между социальной, производственной и окружающей средами. Принятие решений в сфере экологического управления основано, прежде всего, на экологическом анализе и экологическом исследовании. Системная технология экологического управления строится с использованием экологического анализа и экологического исследования. В нормальном режиме функционирования экосистем нет необходимости в экологическом управлении, в принятии экологических решений; вместо экологического управления проводится экологический анализ, мониторинг систем и их экологическое исследование, экспертиза, аудит, контроль в «пассивном» экологическом режиме. Если экосистема находится в состоянии гомеостазиса, то все проблемы функционирования входящих в нее социальной, производственной и природной систем решаются с помощью других областей профессионального знания, напр., знаний, умений и навыков в области системных технологий управления производством и потреблением товаров и услуг. Тогда используется и другая модель общей системы, напр., модель какой-либо экономической или социальной или природной системы. Если же взаимные воздействия частей экосистемы приводят к «стрессу» экосистемы, к регрессу частей экосистемы, к возможности ее разрушения и гибели, то в таком случае необходимо экологическое управление; система экологического управления переходит в «активное» состояние и к ней переходит приоритетная роль по управлению экосистемой и тогда для моделирования общей системы используется модель экосистемы. Экологическое управление использует тот факт, что экосистемы, как крупномасштабные и сложные системы, до известных пределов способны к самоподдержанию и саморегулированию, т.е. способны сами противостоять изменениям и сохранять устойчивое состояние равновесия, способны самостоятельно сохранять гомеостазис. Взаимодействие круговоротов веществ и потоков энергии в крупномасштабных и сложных экосистемах создает самокорректирующийся гомеостаз; по мере нарастания стресса система переходит в новое состояние равновесия; через несколько таких переходов стресс в экосистеме накапливается и экосистема теряет способность к самоподдержанию и саморегулированию. Тенденция накопления стресса может привести к гибели экосистемы. Из изложенного следует, что экосистема, как большая и сложная система, имеет определенный запас устойчивости и задача экологического управления заключается в том, чтобы создать и поддерживать определенный уровень запаса устойчивости экосистемы. Задача создания запаса устойчивости экосистемы может быть решена только путем внесения целенаправленных изменений в структуры и процессы экосистемы и ее частей. На практике такие задачи для крупномасштабных и сложных систем решаются путем создания и реализации сложных и крупномасштабных проектов (как это происходит, например, для разрешения проблем, связанных с Аральской катастрофой или имело место при осуществлении комплекса проектов очистки вод Рейна). По этой причине экологическое управление экосистемами заключается в последовательном принятии решений по созданию и реализации проектов сохранения и развития экосистем. При такой постановке основой экологического управления явится системная технология управления экологическими проектами. ? Лицо, принимающее экологические решения (ЛПЭР), – ключевая фигура, отвечающая за качество и результативность экологических решений, принимает решения в таких направлениях действий, как: «необходимость создания очередного комплекса проектов восстановления, реконструкции, сохранения или развития экосистемы», «утверждение задания на проектирование», «контроль над ходом проектирования», «обеспечение ресурсами процесса проектирования», «проведение экспертизы экологического проекта», «проведение экологического аудита экосистемы», «допустимость и целесообразность реализации проекта», «целесообразность создания экологического производства для реконструкции экосистем», «мониторинг реконструкции экосистемы» и др. Другими словами, экологическое управление в общем включает в себя действия по подготовке и принятию решений во всех компонентах экологической деятельности. ? Изложенная концепция системной технологии экологического управления полностью применима и для экологического управления отраслями и сферами общественного производства (промышленность, сельское и лесное хозяйство, управление в области радиационной безопасности, образование и культура, экологическое управление обороной и космическими полетами и др.). ? Существует и проблема системы экологического управления, ее нормативного, информационного, организационного, кадрового, научно-методического, финансового и других видов обеспечения процессов экологического управления. Экологическое управление, как и в целом прикладная и практическая экологическая деятельность, нуждаются в создании целостной системы законодательного и иного нормативного обеспечения. В этом направлении и на международном уровне и на уровне законодательства стран проводится значительная работа, в том числе и по управлению соблюдением экологических требований и обязательств, вытекающих из международных конвенций и соглашений и из общегосударственных программ. Эта работа достаточно хорошо освещается в специальной литературе по экологическому праву. Информационное обеспечение экологического управления, как и в целом экологической деятельности, основано на мониторинге экологических систем, на создании банков экологической информации для целей управления, исследований, проектирования, экспертизы, аудита и т.п., на создании систем графической информации с помощью геоинформационных систем и т.д. Информационное обеспечение экологического управления и экологической деятельности в целом – предмет экологической информатики, одного из разделов прикладных экологических исследований. Один из важнейших аспектов организационного построения национальной системы экологического управления – это нахождение рационального взаимодействия правительственных и неправительственных структур, создание структуры социального партнерства в разрешении экологических проблем. Кадровая политика в области экологического управления должна носить системный характер и основываться на системных технологиях подбора, расстановки, продвижения, ротации, подготовки, переподготовки, повышения квалификации экологических кадров. Системные технологии должны быть основой сопровождения экологических управленческих кадров на всем их жизненном цикле, начиная с момента отбора потенциальных кадров в дошкольных учебных заведениях и завершая использованием опыта ветеранов экологической деятельности, находящихся на заслуженном отдыхе. В связи с тем, что процессы разрешения экологических проблем не обеспечены, как правило, надежными знаниями, обязательным компонентом экологической кадровой политики должна быть работа по подготовке и использованию профессиональной экологической элиты. Научно-методическое обеспечение экологического управления будет приводить к построению системных технологий управления экологической деятельностью для типовых проблемных ситуаций. Набор этих ситуаций должен постоянно пополняться и на этой основе необходимо создание соответствующих компьютерных экспертных систем для поддержания процессов принятия экологических решений. Финансовое обеспечение экологического управления включает в себя многочисленные механизмы, основанные на таких принципах, как «загрязнитель платит», развивающиеся механизмы экологического страхования, налоговые механизмы, механизмы нормирования выбросов в окружающую среду, комплекс экономических механизмов рационального природопользования. Необходимо все же заметить, что все имеющиеся на настоящее время экономико-финансовые механизмы создают так называемую отрицательную мотивацию для экологически чистого поведения юридических и физических лиц. Совершенно не прорабатываются вопросы положительной мотивации экологически чистого образа жизнедеятельности юридических и физических лиц. Пока вообще не рассматриваются задачи мотивации для экологически полезного поведения в системе общественного производства. В то же время из теории управления и ее приложений известна несоизмеримо большая эффективность систем положительной мотивации деятельности. В этом направлении еще предстоит создавать системные технологии экологического управления, основанные на методах положительной мотивации деятельности. ? Результатом экологического управления являются принятые и реализованные управленческие экологические решения по сохранению и развитию экосистем в виде решений по созданию и реализации самостоятельных проектов или частей проектов экосистем. Любая экологическая деятельность (экспертиза, проектирование и т.д.) является частью комплексной системы управления, в которой реализуются процессы принятия и реализации разнообразных управленческих решений, в т.ч. и экологических. Закон системности гласит, что субъект, объект и результат управления находятся в рамках одной общей системы. Это означает, что экологическое управление и собственно экологическая деятельность имеют много общих черт и зачастую трудно отделимы друг от друга. Данное обстоятельство связано, в частности, с необходимостью принимать не только управленческие, но и профессиональные решения в областях экологического проектирования, экспертизы, аудита и других. Профессиональные решения также могут оказывать влияния на экологическую деятельность, подобные управленческим. Кроме этого, профессиональные экологические решения – основа для выработки и принятия управленческих экологических решений, а системные технологии принятия любых решений имеют одну методологическую основу. Данное обстоятельство следует иметь в виду при исследовании всех компонент метода прикладной экологии. Экологический Закон технологизации. Экологический Закон технологизации можно сформулировать следующим образом. Экологическая технология – это искусство осуществления экологической деятельности в условиях существенного спроса, экологическая системная технология – это наука об искусстве системного осуществления экологической деятельности в условиях существенного спроса. Можно распространить термин «экологическая технология» на все сферы экологической человеческой деятельности, как термин, обозначающий искусство коллектива людей или одного человека высокоорганизовано (как система машин, в хорошем смысле) осуществлять экологическую деятельность, представляя собой своего рода «интеллектуальную экологическую систему машин» (коллектив людей) или «интеллектуальную экологическую машину» (человек). Конечно, то, что называется экологической технологией, должно удовлетворять определенному набору принципов построения. ? Превращение процессов экологической деятельности в экологические технологии (экологическая технологизация) – один из основных Законов развития экологической деятельности. Это утверждение подтверждается следующими положениями: а) все процессы экологической деятельности содержат компоненты экологического творчества и экологических технологий. Например, для осуществления творческого процесса нахождения вариантов экологического оздоровления Аральской экосистемы привлекалась профессиональная элита многих стран мира, так как для разрешения подобных проблем еще не наработаны унифицированные технологии. После появления концепции экологического оздоровления Казахстанской части Приаралья появилась возможность использовать известные индустриальные технологии для частичного разрешения данной проблемы. Экологическое творчество, как совокупность неформализованных, нерегламентированных процедур, действий, движений, пока еще является основной компонентой прикладной экологии, так как современная экология обладает еще недостаточным объемом надежных знаний. Экологические технологии, напротив, как совокупность формализованных, регламентированных процедур, действий, движений, должны основываться на совокупности надежных знаний. Можно утверждать, что, в отличие от экологического творчества, экологическая технология, как процесс, должна обладать свойством определенности; б) экологическая технология четко определяет результат деятельности – воздействие, которое необходимо для обеспечения экологической чистоты или полезности, т.е. обладает свойством результативности; в) экологическая технология может сделать цель серийно достижимой, т. е. процесс обеспечения экологической чистоты или полезности из уникального, творческого становится массовым, пригодным для экологического оздоровления многих экосистем. Экологическая технологизация сводит исходную уникальную задачу экологической чистоты или полезности одной экосистемы, которая является массово невыполнимой, к массово выполнимой задаче оздоровления многих экосистем с помощью комплекса «простых» процессов производства приборов, средств, систем. Экологическая технология, в силу этого, обладает свойством массовости; г) технологизированные виды экологической деятельности позволяют осуществлять их любому человеку, подготовленному в соответствии со стандартными требованиями; д) экологическая технологизация высвобождает творческий ресурс человека для нахождения, в частности, технологий решения других задач выживания и развития экологических систем и их частей; е) в отличие от технологизированной, творческая экологическая деятельность, которая сейчас преобладает в экологической деятельности в целом, приводит к единичным случаям оздоровления экосистем. ? Перечисленные основные особенности экологических технологий являются проявлениями экологического Закона технологизации, который можно сформулировать в следующей форме: Для удовлетворения экологических потребностей Природы и общества необходима экологическая технологизация, т.е. преобразование процессов экологического творчества, доступного единицам, в технологические системы для экологических производств посредством создания и реализации системных экологических технологий, обладающих свойствами массовости, определенности, результативности, доступности. Экологический Закон технологизации распространит свое влияния на все сферы экологической деятельности. Так, в связи с расширяющимся спросом на экологические знания, должны появиться специализированные технологии экологического образования и должна произойти экологизация технологий в сфере образования, в связи с увеличением спроса на экологическую информацию должны развиваться технологии производства экологической информации, в связи с массовостью процессов деградации и гибели экосистем должны развиваться экологические технологии сохранения, оздоровления и развития экосистем, массовый характер должны приобрести системные технологии производства приборов, средств и систем экологического назначения. В недалеком будущем экологические производства, предназначенные для удовлетворения спроса на сохранение, оздоровление и развитие экосистем, должны будут играть существенную роль в структуре общественного производства. Спрос со стороны экосистем все увеличивается и единственный путь – переход на индустриальный уровень удовлетворения спроса, создание высокотехнологичной экологической индустрии: информационной, человеческой, материальной, энергетической, природной, недвижимости и машин, финансовой, коммуникационной. Литература к главе 6 1. Одум Ю. Основы экологии. М: Мир, 1975, 742с. 2. Салыков К.С., Телемтаев М.М. Системно-технологический подход к экологическому оздоровлению Казахстанской части Приаралья. Алма-Ата.: Вестник НАН РК, 1994, №2, с. 54-61. 3. Телемтаев М.М. Патент РК №1445, 1993, 4с. 4. Телемтаев М.М. Алгебраическая модель технологической системы. Киев.: журн. АН СССР “Электронное моделирование”, 1990, т.12, №4, стр. 3-8. Примечания:4 Русский энциклопедический словарь, издаваемый проф. С.-Петербургского университета И.Н Березиным. СПБ, 1877г. 43 Одум Ю. Основы экологии. М: Мир, 1975, 742с. 44 Одум Ю. Основы экологии. М: Мир, 1975, 742с. 45 Салыков К.С., Телемтаев М.М. Системно-технологический подход к экологическому оздоровлению Казахстанской части Приаралья. Алма-Ата.: Вестник НАН РК, 1994, №2, с. 54-61. 46 Телемтаев М.М. Патент РК №1445, 1993, 4с. 47 Телемтаев М.М. Алгебраическая модель технологической системы. Киев.: ж. АН СССР “Электронное моделирование”, 1990, т.12, №4, стр. 3-8 |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|