• 1.1. Предмет, цель, метод системной технологии
  • 1.2. Постулаты целого, целостности
  • 1.3. Целостный метод системной технологии
  • Литература к главе 1
  • Глава 1. Целостный метод

    1.1. Предмет, цель, метод системной технологии

    ? Предмет системной технологии[6] – объекты деятельности, как целостные, целые, независимо от их природы и формата.

    Или:

    Предмет системной технологии — объекты, субъекты и результаты деятельности, их процессы и структуры, как целостные, целые, независимо от их природы и формата.

    Примеры предмета системной технологии – объекты деятельности, к которым относятся:

    человек, социальные группы, объединения людей по производственным и другим основаниям;

    объекты деятельности в искусственных средах и сферах деятельности, созданных человеком;

    объекты деятельности в естественных средах и сферах деятельности, возникшие независимо от человека, на деятельность которых он влияет.

    ? Цель системной технологии — формирование и развитие объектов деятельности, их структур, процессов и результатов функционирования, как целостных и целых.

    ? Метод системной технологии представляет собой объединение, для достижения поставленной цели, возможностей теорий и практик систем, технологий и моделирования на основе, как уже отмечалось во Введении, представлений о целом, целостности.

    ? Примем следующие определения целого и целостности:

    целое это совокупность частей среды (которые также могут быть целыми), осуществляющая деятельность по собственному выживанию, сохранению и развитию в среде деятельности;

    целостность — свойство части среды (которая может быть целым) осуществлять деятельность в интересах выживания, сохранения и развития другой части среды, в том числе и другого целого.

    ? Часть среды (в том числе и целое), для обеспечения собственного выживания, сохранения и развития, может проявлять целостности трех типов.

    Целостность первого типа это целостность в отношении той «большой» части среды, в которую рассматриваемая часть среды входит, как «малая» часть среды. Назовем целостность первого типа целостностью малого по отношению к большому.

    Целостность второго типа это целостность в отношении той «малой» части среды, которая входит в рассматриваемую часть среды, как в «большую» часть среды. Назовем целостность второго типа целостностью большого по отношению к малому.

    Целостность третьего типа это целостность в отношении той «равной» части среды, которая входит в некоторую «большую» часть среды, одну и ту же или в разные, с рассматриваемой частью среды. Назовем целостность третьего типа целостностью равного по отношению к равному.

    ? Целому, в отличие от других совокупностей частей среды, присущи целостности всех трех типов – целостность малого по отношению к большому (целостность первого типа), целостность большого по отношению к малому (целостность второго типа), целостность равного по отношению к равному (целостность третьего типа).

    Проявление всех этих целостностей должно поддерживать предназначенное данному целому функционирование. В процессе функционирования целого различные его части могут находиться в состоянии выживания, сохранения и развития. Для обеспечения собственного выживания, сохранения и развития в смысле предназначенного функционирования целого в целом должен поддерживаться баланс проявлений различных типов целостностей.

    Если часть среды (в том числе и целое) не целостна по отношению к среде, то деятельность такой части среды (в том числе и целого) противодействует выживанию, сохранению и развитию среды, создает возможности регресса среды.

    При возникновении возможности собственного регресса из-за результатов деятельности части среды (в том числе и целого), среда принимает меры к деградации и гибели части среды (в том числе и целого).

    ? Примем, что существует некоторая универсальная среда деятельности М, в которой создаются, функционируют, отмирают объекты деятельности. Среда М включает в себя социальную, природную, информационную, другие среды.

    Среда М содержит в себе также и проблемы выживания, сохранения и развития. Проблемы могут находится в актуальном (актуализированном) состоянии и в состоянии удовлетворительного решения (разрешения), устраивающего среду деятельности.

    Среда (также, как и части среды) деятельности может находиться в равновесном (сбалансированном) и в неравновесном состояниях, в зависимости от состояния проблем выживания, сохранения и развития.

    В общем случае, если в среде М актуализируется (возникает) проблема (духовная, нравственная, здоровья, образования, жилища, информационная, материальная, финансовая, другие, в том числе и нам неизвестные), то для ее решения на данном этапе необходим определенный результат (продукт, изделие).

    По этой причине для решения проблемы среда М выделяет некоторый объект деятельности для производства результата (изделия, продукта); при этом считается, что результат (продукт, изделие) деятельности объекта обеспечит решение актуализировавшейся проблемы.

    ? Определенную триаду деятельности «объект, субъект, результат» деятельности мы рассматриваем как деятельностную триаду, триаду деятельности, «триединый» объект деятельности.

    Среда М, теперь уже среда функционирования триады деятельности «объект-субъект-результат», представляет себе эту триаду на основе одной общей модели системы, соответствующей цели получения желаемого результата.

    Данная изначально поставленная цель получения результата, необходимого среде М для разрешения актуализировавшейся проблемы собственного выживания, сохранения и развития, является собственной целью среды М.

    Для триады деятельности эта изначально поставленная цель, т.е. собственная цель среды М, не является собственной для триады. Назовем ее миссионерской целью данной триады деятельности. Среда М для достижения триадой деятельности миссионерской цели формирует, как уже отмечалось, субъект деятельности данной триады.

    Наличие миссионерской цели способствует формированию триады «объект-субъект-результат», как целостности в среде М.

    Мы считаем, что наличие миссионерской цели является целостнообразующим фактором для триады деятельности и для ее составляющих.

    Целостнообразующим фактором, в данном случае, мы считаем фактор, оказывающий влияние на формирование и поддержание целостности части среды М., т.е. способности части среды М, в том числе и данной триады, осуществлять деятельность в интересах среды М.

    Фактором целого, в данном случае, мы считаем фактор, оказывающий влияние на формирование и поддержание части среды М, как целого.

    В дальнейшем мы подробнее покажем различия между целостнообразующим фактором и фактором целого.

    Среда М формирует внешние факторы влияния на поддержание данной триады деятельности, как целостной, в процессе управления средой М достижением собственной цели разрешения актуализировавшейся проблемы, как миссионерской цели для данной триады.

    ? С другой стороны, у самой триады деятельности, как новой части среды, формируется собственная цель выживания, сохранения и развития. Эта цель реализуется за счет получения выгод, дивидендов (материальных, финансовых, информационных, духовных, нравственных, иных) производством и реализацией в среде М результата, необходимого среде М.

    Эта цель может не совпадать, а, скорее всего, и противоречить первоначальной цели среды М, так как увеличение дивидендов триады деятельности не означает улучшения качества производимого результата в смысле интересов среды М.

    В то же время деятельность в интересах собственной цели является фактором целого для рассматриваемой триады.

    Фактором целого, в данном случае, мы считаем фактор, оказывающий влияние на формирование и поддержание части среды М — рассматриваемой триады, как целого.

    С другой стороны, собственная цель триады деятельности является миссионерской целью для составляющих триады и может не совпадать с их собственными целями выживания, сохранения и развития.

    Будем считать, что наличие данной миссионерской цели является целостнообразующим фактором для составляющих триады деятельности, как частей среды М.

    Целостнообразующим фактором для данного случая мы считаем фактор, оказывающий влияние на формирование и поддержание целостности составляющей рассматриваемой триады, т.е. способности каждой составляющей осуществлять деятельность в интересах данной триады.

    Данная триада деятельности формирует внешние факторы влияния на поддержание своих составляющих – объекта, субъекта и результата, как целостных, в процессе управления триадой достижением собственной цели выживания, сохранения и развития, как миссионерской цели для каждой из своих составляющих.

    ? Кроме этого, у каждой из трех составляющих (компонент) триады формируется, в условиях данной триады деятельности, собственная цель выживания, сохранения и развития. Эта цель реализуется за счет получения выгод, дивидендов (материальных, финансовых, информационных, духовных, нравственных, иных) путем содействия достижению собственной цели данной триады, а также производством и реализацией в среде М результата, необходимого среде М.

    Эти собственные цели составляющих триады могут не совпадать, а, скорее всего, и противоречат как первоначальной цели среды М, так и собственной цели данной триады, постольку поскольку увеличение дивидендов какой-либо из составляющих деятельности не означает улучшения, как качества производимого результата в смысле интересов среды М, так и качества достижения собственной цели триады.

    В то же время деятельность в интересах собственной цели является фактором целого для каждой из составляющих рассматриваемой триады.

    Фактором целого, для данного случая, мы считаем фактор, оказывающий влияние на формирование и поддержание части среды М — составляющей рассматриваемой триады, как целого.

    С другой стороны, собственная цель составляющей триады деятельности является миссионерской целью для компонент данной составляющей триады и может не совпадать с собственными целями выживания, сохранения и развития компонент данной составляющей.

    Будем считать, что наличие данных миссионерских целей является целостнообразующим фактором для компонент составляющих триады деятельности, как частей среды М.

    Целостнообразующим фактором, для данного случая, мы считаем фактор, оказывающий влияние на формирование и поддержание целостности компонент составляющих рассматриваемой триады, т.е. способности каждой компоненты каждой составляющей рассматриваемой триады осуществлять деятельность в интересах данной составляющей триады.

    Каждая данная составляющая триады деятельности формирует внешние факторы влияния на поддержание своих компонент, как целостных, путем управления процессом достижения собственной цели выживания, сохранения и развития, как миссионерской цели для каждой из своих компонент.

    ? Рассмотрим факторы целого и целостности.

    Мы выявили, что для любой части среды целостнообразующим является воздействие миссионерской цели, а целообразующим – воздействие собственной цели объекта деятельности.

    Введем следующие понятия:

    Целосообразность — характеристика действия какого-либо фактора, которое содействует формированию и поддержанию целого. Другими словами, это воздействие фактора, сообразное целому.

    Такие факторы мы называем факторами целого, целосообразными факторами, целообразующими факторами.

    Как следует из изложенного, выживание, сохранение и развитие совокупности частей среды, как целого, основано на балансе трех видов факторов целого:

    – собственной цели данного целого,

    – собственных целей его частей,

    – собственных целей тех совокупностей частей среды, в которую данное целое входит, как часть.

    Целостносообразность — характеристика действия какого-либо фактора, которое содействует формированию и поддержанию целостности. Другими словами, это воздействие фактора, сообразное целостности.

    Такие факторы мы называем факторами целостности, целосостнообразными факторами, целостнообразующими факторами.

    Как следует из изложенного, выживание, сохранение и развитие совокупности частей среды, как целого, основано на балансе трех видов факторов целостности:

    – миссионерские цели данного целого,

    – миссионерские цели частей данного целого,

    – миссионерские цели компонент части данного целого.

    На основе изложенного мы принимаем следующее утверждение:

    целому присущ баланс факторов целого и баланс факторов целостности.

    Механизмы поддержания этих балансов целого и целостности мы рассмотрим в последующих разделах.

    Итак, в любом объекте деятельности, его частях – структурах и процессах деятельности, а также в субъектах и результатах деятельности, триадах деятельности необходима целостность. Целостность – основа для формирования и осуществления любой деятельности по разрешению проблем, достижению целей, решению задач. Другими словами, любой такой деятельности должна быть присуща целостность формирования и осуществления.

    Для выживания, сохранения и развития деятельности необходимо целое. Целое – основа движения в направлении выживания, сохранения и развития. Другими словами, любая деятельность должна осуществляться в целом при необходимости ее выживания, сохранения и развития.

    1.2. Постулаты целого, целостности

    Постулат (лат. postulatum – требование), как известно, – требование, излагаемое в виде правила, принципа, положения, тезиса, утверждения, аксиомы, Закона. Постулат служит основанием для осуществления содержательных рассуждений и выводов.

    Известны, напр., постулаты практического разума Канта (бессмертие души, свобода воли и бытие Бога); «общие идеи» (аксиомы) Евклида (первая аксиома "равные одному и тому же равны и между собой", пятая аксиома геометрии о параллельных, восьмая аксиома "целое больше части"); тезис Чёрча в теории алгоритмов; основные принципы термодинамики; постулат А.Эйнштейна, согласно которому скорость света в вакууме одинакова во всех направлениях и не зависит от скорости движения источника или приемника; постулаты Бора – основные утверждения, положенные Н.Бором в основу его модели атомного ядра.

    Известны постулаты формальной системы в математической логике – это утверждения-аксиомы и правила вывода новых утверждений.

    К постулатам предъявляются требования непротиворечивости, независимости, минимальности, полноты. Последнее требование можно изложить в следующем виде: множество постулатов называется полным, если к нему нет необходимости добавлять новые постулаты для определения истинности или ложности любого утверждения из заранее обозначенной области применимости постулатов.

    Постулаты системной технологии входят в практику экологического образования после многолетней апробации. И при изучении системной технологии обучающимся предлагается постоянная проверка ее постулатов на практических занятиях, в научно-исследовательской деятельности на применимость для решения конкретных задач экологической науки, образования, практики.

    ? Систематизируем определения, обоснованные нами в предыдущем разделе, а также в других работах[7] .

    1. Деятельность — активность среды деятельности (части среды деятельности), проявляющаяся в связи с актуализацией проблем выживания, сохранения и развития среды либо какой-либо ее части.

    2. Среда деятельности представляет собой множество частей среды деятельности. Собственно среда деятельности также часть (наибольшая) себя, как среды деятельности.

    Среда деятельности состоит из виртуальной и реальной сред, которые также являются средами деятельности. Части среды деятельности, также как и собственно среда деятельности – виртуально-реальные среды.

    3. Процесс части среды (в том числе и целого) является частью данной части среды (в том числе и целого), частью среды деятельности, частью среды процессов.

    4. Структура части среды (в том числе и целого) является частью данной части среды (в том числе и целого), частью среды деятельности, частью среды структур.

    5. По отношению к части среды среда деятельности включает в себя внутреннюю среду части среды и внешнюю, по отношению к части среды, среду – «внутреннюю» и «внешнюю» среды части среды.

    6. По отношению к совокупности частей среды (в том числе и по отношению к целому) среда включает в себя внутренние среды частей данной совокупности, внутреннюю среду собственно данной совокупности, а также внешнюю среду данной совокупности и внешние среды частей данной совокупности.

    Целое, как и части, объединяемые им, находится в среде деятельности. Среда состоит из внешней среды (внешней по отношению к целому, в нее не входят целое и ?его части) и внутренней среды частей целого (внутренняя среда целого – множество внутренних сред частей целого и взаимодействий между ними. Взаимодействия частей целого могут быть в формате целого и вне его формата. Вне формата семьи, как целого, находятся взаимодействия между членами семьи в интересах производственной деятельности). В среде деятельности происходят взаимодействия, не связанные с целым: между внутренними средами частей целого и внешней средой, между внутренними средами частей целого – друг с другом, во внутренних средах частей целого – между их частями.

    7. Состояние среды деятельности (части среды деятельности) может быть равновесным и неравновесным.

    В обоих состояниях среда содержит в себе виртуальную и реальную части (среды).

    В равновесной среде виртуальная среда не актуализирована, реальная среда находится в состоянии равновесия, устойчивого или неустойчивого.

    Неравновесная среда деятельности содержит в себе части среды в динамическом состоянии, в котором они находятся в связи с актуализацией проблем выживания, сохранения и развития, и необходимостью формирования и реализации концепций, идей, проектов, моделей для возврата к прежнему равновесному состоянию или перехода в новое равновесное состояние.

    ? Для оценки устойчивости равновесного состояния среды или устойчивости движения к равновесному состоянию (новому или прежнему) необходимы критерии устойчивости. Основой их построения являются постулаты целого и целостности.

    Одной из известных характеристик (критериев) устойчивости среды (части среды) является запас устойчивости – «расстояние» от точки данного состояния среды (части среды) до точки перехода к неустойчивому состоянию.

    Запас устойчивости обеспечивается воздействием факторов целого и целостности и может быть количественно определен на основе численных мер этих воздействий.

    В результате деятельности, направленной на выживание, сохранение и развитие, среда (ее части, совокупности частей) могут возвращаться в прежнее состояние с прежним или худшим запасом устойчивости.

    Выживание, сохранение и развитие части среды тогда описывается следующим образом.

    Выживание характеризуется способностью части среды возвращаться в прежнее состояние с прежним запасом устойчивости.

    Сохранение характеризуется способностью части среды возвращаться в прежнее состояние с большим запасом устойчивости.

    Развитие характеризуется способностью части среды переходить в новое состояние с большим запасом устойчивости.

    8. Целое это, как уже определено, совокупность частей среды (которые также могут быть целыми), осуществляющая деятельность по собственному выживанию, сохранению и развитию в среде деятельности.

    Другими словами можно определить целое, как объединение частей среды, создавшее и реализующее деятельность для выживания, сохранения и развития такого объединения в среде.

    Можно также определить, что целое это способ (средство) взаимодействия совокупности частей среды со средой для выживания, сохранения и развития данной совокупности в среде.

    Еще один аспект целого – целое это способ (средство) взаимодействия среды со своими частями для выживания, сохранения и развития среды в виде совокупностей частей среды.

    9. Целостность — это, как уже определено, свойство части среды (которая может быть целым) осуществлять деятельность в интересах выживания, сохранения и развития другой части среды, в том числе и другого целого.

    Целость, цельность — состояние целого, наличие качества «быть целым».

    10. Целосообразность — результат воздействия, сообразного целому, фактора целого, целообразующего фактора.

    11. Целостносообразность — результат воздействия, сообразного целостности, фактора целостности, целосостнообразующего фактора.

    ? Сформулируем постулаты деятельности, обоснованные нами в предыдущем разделе, а также в других работах[8] .

    1. Постулат сложности целого:

    Целое, как правило, сложно. Для составления его модели необходимо, как правило, использовать более чем две теории, более чем два языка описания целого, ввиду качественного различия, как правило, внутренней природы частей целого между собой и наличия разных подходов к моделированию частей целого, как объектов различной природы.

    Здесь мы повторяем, по сути, постулат акад. А.И. Берга[9] , в отношении сложных систем, всего лишь распространяя его, практически без изменений, на объекты любой природы:

    «для составления модели сложной системы необходимо, как правило, использовать более чем две теории, более чем два языка описания системы, ввиду качественного различия внутренней природы элементов системы между собой и наличия разных подходов к моделированию объектов различной природы».

    2. Постулат модели целого.

    Общая модель целого является целым.

    Очевидно, что общая модель целого необходима для совокупного описания частных моделей, получаемых с использование различных теорий и языков. Такая модель должна быть целым для адекватного описания целого, его процесса и структуры.

    3. Постулат «об общей модели взаимодействующих целых»:

    Целое и взаимодействующие с ним (в том числе и конкурирующие с ним) другие целые (в том числе и целые, являющиеся его частями) должны, в интересах совокупного выживания, сохранения и развития, осуществлять деятельность в формате некоторой общей модели целого.

    4. Постулат баланса факторов.

    Целому присущ баланс факторов целого и баланс факторов целостности.

    5. Постулат «о балансе целостностей и целых»:

    Целому присущ баланс целостностей и баланс целых, как результатов действия факторов целого и целостности.

    6. Постулат «о целостности деятельности целого»:

    Деятельность, осуществляемая целым, целостна и поддерживает баланс целостности и баланс целого.

    7. Постулат «о деятельности в целом»:

    Деятельность по разрешению актуализировавшихся проблем должна осуществляться целым при необходимости ее выживания, сохранения и развития.

    8. Постулат общей модели целого.

    Для формирования и реализации целостной деятельности необходима общая модель целого.

    9. Постулат «об общей модели объекта деятельности»:

    Для формирования и реализации целостной деятельности формирование и реализацию объекта деятельности необходимо осуществлять с помощью общей модели целого для подобных объектов деятельности.

    10. Постулат «об общей модели субъекта деятельности»:

    Для формирования и реализации целостной деятельности формирование и реализацию субъекта деятельности необходимо осуществлять с помощью общей модели целого для подобных субъектов деятельности.

    11. Постулат «общей модели результата деятельности»:

    Для формирования и реализации целостной деятельности формирование и реализацию результата деятельности необходимо осуществлять с помощью общей модели целого для подобных результатов деятельности.

    12. Постулат «об общей модели триады деятельности»:

    Для формирования и реализации целостной деятельности формирование и реализацию триады деятельности необходимо осуществлять с помощью общей модели целого для подобных триад деятельности.

    13. Постулат существования ядра целого.

    В целом содержится ядро, формирующее направленность целого на собственное выживание, сохранение и развитие, – ядро целого.

    Обоснование. В динамическом процессе перехода целого, как совокупности частей среды, от одного состояния к другому могут изменяться собственно части, состав частей целого, представляющих собой совокупности других частей, может происходить полное обновление, как каждой части, так и перечня частей целого, рождение и гибель частей. Может качественно измениться и среда деятельности целого. Тем не менее, целое сохраняет направленность на собственное выживание, сохранение и развитие в среде.

    Следовательно, в целом, при любых количественных и качественных изменениях целого, содержится условно-постоянная часть, направляющая целое на собственное выживание, сохранение и развитие, называемая нами ядром целого.

    14. Постулат «о существовании кода целого»:

    Ядро целого содержит код выживания, сохранения и развития целого, код целого.

    В коде целого содержится программа выживания, сохранения и развития целого.

    Код целого – часть виртуальной среды деятельности.

    15. Постулат «о существовании носителя кода целого»:

    Программа действий в соответствии с кодом целого осуществляется только при размещении кода целого на реальном носителе данного кода.

    В триаде деятельности носителем кода целого является субъект деятельности.

    16. Постулат «об общей модели ядра целого»:

    Общая модель ядра целого является совокупностью моделей кода целого и носителя кода ц елого.

    17. Постулат «о формирования ядра целого»:

    Ядро целого формируется под влиянием факторов целого и целостности.

    18. Постулат «о целости ядра целого»:

    Ядро целого является целым.

    По отношению к ядрам справедливы все определения и постулаты, принятые в отношении целого.

    Ядро данного целого выживает, сохраняется и развивается во взаимодействии с ядрами других целых. Выживание, сохранение и развитие некоторой совокупности ядер целого приводит к созданию совокупности ядер, как целого (пример – коды людей создают код этноса, напр., части кодов людей создают коды их общественных объединений и т.д.).

    Ядро, являющееся целым, это совокупность ядер целых, осуществляющая деятельность, направленную на собственное выживание, сохранение и развитие, как совокупности ядер.

    19. Постулат «о ядре общей модели целого»:

    Модель ядра целого – ядро (основная составляющая) общей модели целого и для входящих в него частей.

    20. Постулат «о модели ядра целого»:

    Модель ядра целого – основная составляющая общей модели триады деятельности и общих моделей ее компонент – субъекта, объекта, результата деятельности.

    21. Постулат «об общей модели взаимодействующих ядер целых»:

    Ядро целого и взаимодействующие с ним (в том числе и конкурирующие с ним) другие ядра целого (в том числе и ядра целого, являющиеся его частями) осуществляют деятельность в формате некоторой общей модели ядра целого, в интересах совокупного выживания, сохранения и развития.

    Эта модель описывает некий доминантный код баланса взаимодействующих целых. Пример – рассматриваемая в дальнейших разделах ДНИФ-модель.

    22. Постулат зависимости развития целого от развития ядра целого.

    Выживание, сохранение и развитие целого невозможно без опережающего выживания, сохранения и развития ядра целого.

    Выживание, сохранение и развитие ядра целого – это обязательное условие выживания, сохранения и развития целого. При этом для выживания целого необходимо, по минимуму, сохранение ядра целого, для сохранения целого необходимо, по минимуму, развитие ядра целого, для развития целого необходимо, по минимуму, новое качество ядра целого.

    23. Постулат зависимости развития ядра целого от множественности его реализации в виде целых.

    Для выживания, сохранения и развития ядра целого необходима множественная реализация ядра целого в процессах выживания, сохранения и развития многих подобных друг другу целых.

    В то же время в процессах выживания, сохранения и развития целого и ядра целого может происходить смена носителя ядра целого, а выживание, сохранение и развитие первоначального носителя ядра целого и его частей необязательно.

    24. Постулат общей модели процесса и структуры целого.

    Для формирования и реализации целостной деятельности формирование и реализацию процесса деятельности необходимо осуществлять с помощью общей модели целого для подобных процессов деятельности.

    Для формирования и реализации целостной деятельности формирование и реализацию структуры деятельности необходимо осуществлять с помощью общей модели целого для подобных структур деятельности.

    25. Постулат целости внутренних и внешних сред деятельности.

    Для формирования и реализации целостной деятельности взаимодействие внутренних и внешних сред части среды, совокупности частей среды (в том числе и целого) должно быть целостным и должно соответствовать общей модели целого для взаимодействий подобных частей и совокупностей.

    26. Постулат безопасности целого.

    Для безопасности целого необходимо поддержание в данном целом баланса целостностей и баланса целых.

    Целое разрушается, «утрачивает себя», если оно утрачивает свойство целостности, либо хотя бы одна из его частей утрачивает свойства целостности и/или свойство целого.

    Целое и целостность неразрывны. Целое неосуществимо без целостности частей. В свою очередь, целостность неосуществима в полной мере, если части – не целое, не могут отличить собственные цели от миссионерских, «не понимают место своего интереса среди интересов других».

    Можно доказать, что для отдельных видов безопасности целого поддержание баланса целостностей и баланса целых является необходимым и достаточным.

    1.3. Целостный метод системной технологии

    ? Здесь мы рассмотрим основы построения системной технологии – целостный метод формирования и реализации теорий и практик деятельности.

    Сформулировав постулаты целостности и целого, мы заложили новую основу формирования целостного метода, т.е. новые возможности рассмотрения объектов исследования, как целостных, целых. В отличие от уже известного целостного подхода, принятого в психологии[10] , системного анализа и системного подхода[11] , философских представлений о целом, целостности[12] метод системной технологии использует комплекс общих постулатов целого и целостности.

    Метод системной технологии как целостный метод, применяет постулаты целого, целостности и объединяет их с возможностями построения целого, целостности, полученных путем анализа теорий и практик систем, технологий и моделирования.

    ? Применение метода системной технологии позволяет анализировать и исследовать существующие объекты деятельности на соответствие целому, целостности, а также преобразовывать рассматриваемые объекты деятельности, их процессы, структуры, другие части этих объектов в целые, целостные. При этом метод системной технологии позволяет решать весь спектр возникающих при этом задач – от построения необходимой теории до разработки соответствующего проекта и реализации его в виде системной технологии целостной деятельности.

    Так, при анализе и исследованиях конкретного объекта деятельности необходимо, как правило, объединить существующие теоретические представления о данном объекте в целостный научно-теоретический комплекс знаний, для чего необходимы системные технологии целостного анализа и исследований.

    Далее необходим проект целостного и целого объекта деятельности, при создании которого должна использоваться системная технология целостного проектирования.

    Затем необходима реализация данного объекта, как целостного и целого, а также его процессов, структур и других частей, как целостных и целых, для чего должны применяться системные технологии собственно производственной деятельности объекта деятельности, а также системные технологии управления, контроля (мониторинга), экспертизы, архивирования.

    Метод системной технологии формируется и осуществляется в двух направлениях – построение целостных теорий и построение целостных проектов и практик деятельности.

    Раздел метода системной технологии, предназначенный для построения и реализации теоретических основ целостности, целости, т.е. целостных теорий определенного вида объектов деятельности, – метод системной философии.

    Раздел метода системной технологии, предназначенный для решения «конечной» задачи любого метода – построение и реализация целостного проекта и практики его осуществления для практического решения конкретной практической проблемы, задачи, для достижения определенной цели, – практический метод системной технологии.

    Практический метод системной технологии базируется на методе системной философии и трансформирует его применительно к практическому решению определенной проблемы, задачи, для достижения определенной цели.

    ? Системная технология, как научное направление, включает в себя три основных раздела – системную философию, метод системной философии и метод системной технологии.

    Происходит постоянное взаимное обогащение разделов системной технологии и их развитие за счет притока новых теоретических знаний и взаимодействия со сферами практики системной технологии деятельности.

    Системная философия включает в себя целостный метод системной технологии – собственно философию целого, а также комплекс Принципов, правил, Законов, моделей, предназначенный для реализации целостного метода системной технологии в специально-научных областях и в практической деятельности.

    Другими словами, системная философия – философско-методологическая основа, а также совокупность моделей и способов целостного осуществления деятельности, учение о методах системной философии и системной технологии.

    Метод системной философии представляет собой целостный метод теории – методологию построения и реализации теоретических и прикладных разделов целостного специально-научного знания. Метод системной философии использует положения и постулаты целостного метода системной технологии и модели его реализации для определенной сферы специально-научного знания.

    Метод системной технологии – метод построения и реализации проекта системной технологии для практического решения конкретной проблемы, задачи, для достижения определенной цели, совокупность знаний о построении и осуществлении системной технологии деятельности. Метод системной технологии представляет собой целостный метод проектирования, целостный инженеринг.

    Метод системной технологии акцентирован на непосредственное применение части системной философии, посвященной построению Принципов, правил и Законов целостности и развития целого.

    Системная технология, как практика целостной деятельности — практика объединения возможностей систем, технологий и моделей в виде целостной совокупности методов и средств производства определенного вида продукта (результата, изделия).

    Проект системной технологии — совокупность документов (правовых актов), регламентирующих формирование и практическую реализацию системной технологии определенной деятельности.

    Проект для определенной деятельности может быть аналитическим, исследовательским, проектным, производственным, управленческим, экспертным, контрольным (мониторинговым), архивным.

    Теории, проекты и практики системной технологии целостной деятельности могут создаваться для деятельности любых уровней и форматов. Это может быть международная, национальная, региональная, государственная, общественная, партийная деятельность. Проект системной технологии может решать проблемы целостности таких объектов как производственные, научные, образовательные, просветительские, управленческие, конструкторские, проектные. С помощью проектов системной технологии деятельности можно решать проблемы целостности и таких сфер как экологическая, социальная, экономическая, частная, семейная, коллективная, а также любые другие.

    В большинстве случаев удобно выделять две группы проектов — теоретические и практические проекты системной технологии.

    Теоретические проекты – это аналитические и исследовательские проекты, результаты анализа и исследований, создающие основу проектирования практической системной технологии деятельности.

    Практические проекты – это проекты системной технологии производственной деятельности, напр., системной технологии образования, проектирования, мониторинга, управления и др.

    Итак, системная технология – целостное междисциплинарное философско-методологическое, научное, проектное и практическое направление, названное по конечному результату применения, которым является системная технология ц елостной практической деятельности.

    ? Совокупность Принципов, правил, моделей, Законов целого и целостной деятельности и процедур их реализации представляет собой основное содержание метода системной технологии.

    Принцип, в данном случае, рассматривается, как одно из главных условий формирования и осуществления целого, целостности.

    Закон рассматривается, как общепринятое правило поведения целого, частей целого при осуществлении целостной деятельности, совокупность таких правил.

    Системную технологию, а также ее Принципы и Законы, компоненты ее целостного метода можно разрабатывать как специализированные для сфер деятельности:

    – социальная системная технология (для социальной сферы),

    – социально-техническая системная технология (для социально-технических, человеко-машинных систем),

    – инженерная системная технология (для инженерных систем),

    – экологическая системная технология,

    – информационная системная технология, а также энергетическая, промышленная и т.д.

    Целостный метод системной технологии, а также ее Принципы и Законы можно специализировать по видам деятельности – метод системной технологии целостного анализа, исследовательская системная технология, системная технология социального управления, образования, социальной работы, социального аудита и т.д.

    Целостный метод системной технологии можно специализировать по видам научной деятельности – математическая системная технология, физический целостный метод системной технологии и т.д.

    ? Целостный метод системной технологии позволяет реализовать образный девиз «Хочешь выживать, сохраняться и развиваться – будь целым и целостным».

    Для формирования и реализации целого и целостности в некоторой совокупности частей среды необходимо задать код целого, «материализовать» его в виде ядра целого и обеспечить его реализацию в данной совокупности частей среды в соответствии с постулатами кода, ядра целого.

    Одновременно возникает задача – как обеспечить выживание, сохранение и развитие данных частей среды в формате данного кода-ядра целого.

    Ответ – использовать целостный метод системной технологии для теоретической проработки, разработки проекта системной технологии деятельности и реализовать целостную системную технологию деятельности в формате данного кода целого.

    Метод системной философии позволяет задать коды целого и идеи развития для каждой из частей данной совокупности частей, задать и обеспечить материализацию кодов-ядер частей целого, как целых. Тогда эти части выживают, сохраняются и развиваются в формате исходного данного целого, как целая и целостная совокупность ядер целого.

    ? Метод системной технологии использует то очевидное обстоятельство, что в каждой части целого сосуществуют, как минимум, два кода целого — код целого совокупности частей и код целого этой части данной совокупности, которые конкурируют между собой. Существуют также и коды перехода от кода к коду.

    Так, в каждом стадном животном живут и конкурируют два кода целого – собственный код выживания, сохранения и развития, как особи данного вида, и код выживания, сохранения и развития стада.

    Так и в каждом человеке, как целом, живут и конкурируют, как минимум, два кода целого: собственный код выживания, сохранения и развития и код того объединения, группы, как целого, в котором он постоянно участвует, напр., семьи, производственного коллектива, другого высшего по отношению к нему сознания.

    Отсюда – каждая часть целого хранит в себе код целого и поэтому «не забывает» правила устройства деятельности в составе данного целого. Если этого не происходит, данная часть среды «забывает» правила жизни в одном из целых, в котором она участвует.

    Один из кодов целых, хранящихся в части среды, можно назвать доминантным, он сохраняется в части среды и при разрушении данного целого. Одно из подтверждений – возможность клонирования животного и растения из его клетки. В клетке – код целого, по «правилам» которого устроена данная часть среды.

    «В части целого – общая модель целого» и это одно из главных условий применения целостного метода системной технологии.

    В каждой части среды может сосуществовать несколько кодов целого, своего рода «Книга бытия» целого в составе разных целых (постулат множественной реализации кодов).

    Переход от одного кода целого к другому может мотивироваться внутренней средой целого. Этим, например, может объясняться феномен оборотня, как переход целого от одного кода целого к другому.

    Переход от одного кода целого к другому коду целого может осуществляться в соответствии с неким кодом перехода от кода к коду.

    Так, переход некого данного целого от одного кода целого к другому может мотивироваться (управляться) внешней средой целого или целым «высшего порядка», сформировавшим код перехода данного вида целых от одного кода целого к другому. Этим, например, объясняется переход социума, личности от одного типа поведения к другому, напр., от типа личности рабовладельческого социума к типу личности феодального социума, от типа личности социалистического социума к типу личности капиталистического социума. Этот переход зачастую необъясним с позиций традиционного формата деятельности данного целого, направленного на его выживание, сохранение и развитие.

    Можно утверждать, что влияние на приоритеты в пакете кодов целого данного целого (своего рода управление пакетом кодов данного целого) – конкурентный процесс деятельности кодов целого, из которых один становится доминирующим для данного целого в данный период жизненного цикла целого. Это могут быть периоды жизненного цикла целого, как индивида и как вида.

    ? Ранее мы установили, что код целого – целое.

    Для реализации метода системной технологии это означает, что в виртуальной среде кодов целого существует конкуренция. В предыдущем разделе обоснован постулат о том, что код целого – целое. Поэтому каждый код целого в процессе своего жизненного цикла объединяется с другими кодами целого в совокупности кодов целого, которые движутся в направлении создания нового целого.

    В процессе образования таких совокупностей у каждой создающейся совокупности есть выбор «принимать или не принимать» данный код целого, как идею выживания, сохранения и развития целого, в «свою» совокупность. Так и у каждого кода целого есть выбор «входить или не входить» в данную совокупность кодов целых.

    В результате для каждой создающейся совокупности есть несколько «приемлемых» кодов для «принятия» в свой состав. В свою очередь, для каждого кода целого есть возможность участия в нескольких совокупностях кодов, движущихся каждая в направлении создания нового кода целого.

    ? Метод системной технологии принимает во внимание также, что в силу конкуренции кодов целого существует и продуцирующая деятельность кодов целого — каждое целое продуцирует коды целого и размещает их в частях среды деятельности (постулат множественной реализации целого).

    Для целого это один из способов управлять своим выживанием, сохранением и развитием, используя различные носители своего кода целого, заменяя, при необходимости, одни свои части на другие.

    ? При адаптации метода системной технологии к конкретному объекту деятельности необходимо учитывать, что целые и части целых осуществляют деятельность, каждый «в своем ритме», в своем формате времени. При этом форматы времени других целых могут быть значительно больше, значительно меньше форматов времени данного целого, в пределе – бесконечно большими, бесконечно малыми по отношению к формату времени данного целого. Поэтому многие целые могут показаться бездеятельностными, «неживыми» и отнесены к неживой природе. Например, камни, по всей видимости, осуществляют свою деятельность, как целые, гораздо медленнее человека, и поэтому отнесены им к неживой природе. Тогда живая природа состоит из объектов, действующих в форматах времени, близких к человеческому. При определении формата времени объекта деятельности имеет смысл соотносить его с длительностью жизненного цикла вида и как единицы данного вида целого.

    Формат времени может соотноситься также с такими характеристиками, как скорость течения процессов данного целого, длительность определенных процессов активной фазы деятельности данного целого как вида и как единицы целого.

    Можно продолжить исследования формата времени и показать, что существует формат времени мира у данного целого и дать взаимосвязанные определения единицы вида целого, вида целого, мира целого.

    ? Метод системной технологии использует модели целого для формирования направленности совокупности частей среды на выживание, сохранение и развитие данной совокупности, как целого.

    Результат такой направленности определяется представлением о целом – «моделью целого», содержащей в себе код данного целого.

    Например, нация-страна может обеспечивать свое выживание, сохранение и развитие в среде созданием надежных границ с окружающими странами на земле, на воде, в воздушном, информационном, финансовом, других пространствах. Но если она не представляет собой целого, не стремится к выживанию, сохранению и развитию себя, как целого, то ее разрушат внутренние противоречия. Необходим, что очевидно, код целого нации, к осуществлению которого она будет стремиться, как совокупность этносов. В то же время нация сложна и не может быть представлена моделью целого, основанного на одном коде целого – коде целого, как совокупность этносов, в данном случае. Поэтому возникает задача построения модели нации, как целого, содержащего обоснованное множество взаимодействующих и конкурирующих кодов целого.

    ? При построении конкретной модели целого особое внимание уделяется выделению ключевых и узловых кодов объекта деятельности. Узловые – определяют целостность некоторого набора частей объекта деятельности, ключевые – определяют целостность объекта деятельности, действуя через узловые части. Ключевые содержат реализацию общего кода целого объекта деятельности, узловые – частных кодов, кодов частей целого.

    Тогда общество исследуется, как целое, находятся ключевые и узловые коды, в смысле целостностносообразных и целосообразных действий общества.

    Из числа ключевых может быть выбран один «наиболее мощный по действию» в смысле целости и целостности общества код (например, это код ДНИФ-модели), в котором, по мнению системного технолога, содержится «ключ» кода общества, как целого. Может быть выбрана и совокупность «наиболее мощных по действию» ключевых кодов.

    Литература к главе 1

    1. Статьи «Целостность», «Часть и целое» в: Большая советская энциклопедия, третье издание. Изд. «Советская энциклопедия», 1969 – 1978 г.г.

    2. Чернецкий В.И. Большие системы и управление. Изд. ЛВВИКА им. А.Ф. Можайского, Ленинград, 1969, 206 с.

    3. Афанасьев В.Г. Системность и общество. – М.: Политиздат, 1980. – 368 с.

    4. Диалектика и системный анализ/Под ред. Д.М. Гвишиани. – М.: Наука, 1986. – 336 с.

    5. Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. – 3-е изд. – М.: Политиздат, 1986. – 389 с.

    6. Садовский В.Н. Диалектика и системный подход. В кн. Диалектика и системный анализ/Под ред. Д.М. Гвишиани. – М.: Наука, 1986, стр. 27-38.

    7. Вопросы кибернетики, ВК-72/Под ред. Р.М. Суслова и А.П. Реутова. – М.: Научный Совет АН СССР «Кибернетика», 1980. – 141 с.

    8. Богданов А.А. Всеобщая организационная наука (тектология). В 2-х т. – М.: Экономика, 1989, т.1 – 304 с., т.2 – 351 с.

    9. Телемтаев М.М. Исследование аналитической модели организационно-технических систем (системная технология). В кн.: “Вопросы кибернетики”, под ред. Р.М.Суслова и А.П.Реутова; М.: изд. н/с “Кибернетика” АН СССР, 1980, ВК-72, с.124-136.

    10. Телемтаев М.М. Системная технология (основные задачи, принципы и правила разработки). – Вестник АН КазССР, Алма-Ата,1987, № 1, с.46-52.

    11. Телемтаев М.М. Основы теории технологического подхода (системной технологии). Алма-Ата: Каз-НИИНТИ (деп. рук. № 1715), 1987, 82с.


    Примечания:



    1

    Прутков Козьма. Сочинения. М., «Худож. лит». 1976, 381 с.



    6

    Телемтаев М.М. Исследование аналитической модели организационно-технических систем (системная технология). В кн.: “Вопросы кибернетики”, под ред. Р.М.Суслова и А.П.Реутова; М.: изд. н/с “Кибернетика” АН СССР, 1980, ВК-72, с.124-136.

    Телемтаев М.М. Системная технология (основные задачи, принципы и правила разработки). – Вестник АН КазССР, Алма-Ата,1987, № 1, с.46-52.

    Телемтаев М.М. Основы теории технологического подхода (системной технологии). Алма-Ата: КазНИИНТИ (деп. рук. № 1715), 1987, 82с.



    7

    Телемтаев М.М. Исследование аналитической модели организационно-технических систем (системная технология). В кн.: “Вопросы кибернетики”, под ред. Р.М.Суслова и А.П.Реутова; М.: изд. н/с “Кибернетика” АН СССР, 1980, ВК-72, с. 124-136.

    Телемтаев М.М. Системная технология (основные задачи, принципы и правила разработки). – Вестник АН КазССР, Алма-Ата,1987, № 1, с. 46-52.

    Телемтаев М.М. Основы теории технологического подхода (системной технологии). Алма-Ата: КазНИИНТИ (деп. рук. № 1715), 1987, 82 с.



    8

    Телемтаев М.М. Исследование аналитической модели организационно-технических систем (системная технология). В кн.: “Вопросы кибернетики”, под ред. Р.М.Суслова и А.П.Реутова; М.: изд. н/с “Кибернетика” АН СССР, 1980, ВК-72, с.124-136.

    Телемтаев М.М. Системная технология (основные задачи, принципы и правила разработки). – Вестник АН КазССР, Алма-Ата,1987, № 1, с.46-52.

    Телемтаев М.М. Основы теории технологического подхода (системной технологии). Алма-Ата: КазНИИНТИ (деп. рук. № 1715), 1987, 82с.



    9

    Берг А.И. «Вопросы кибернетики», ВК-72/Под ред. Р.М. Суслова и А.П. Реутова. – М.: Научный Совет АН СССР «Кибернетика», 1980. – с.3.



    10

    Статьи «Целостность», «Часть и целое» в: Большая советская энциклопедия, третье издание. Изд. «Советская энциклопедия», 1969 – 1978 г.г.



    11

    Чернецкий В.И. Большие системы и управление. Изд. ЛВВИКА им. А.Ф. Можайского, Ленинград, 1969, 206 с.



    12

    Афанасьев В.Г. Системность и общество. – М.: Политиздат, 1980. – 368 с.; Диалектика и системный анализ/Под ред. Д.М. Гвишиани. – М.: Наука, 1986. – 336 с.; Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. – 3-е изд. – М.: Политиздат, 1986. – 389 с.; Садовский В.Н. Диалектика и системный подход. В кн. Диалектика и системный анализ/Под ред. Д.М. Гвишиани. – М.: Наука, 1986, стр. 27-38.







     

    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх