|
||||
|
ГЛАВА 4. КОММУНИКАЦИЯ С УВАЖЕНИЕМ. Представление о ВИЗУАЛЬНОМ, АУДИАЛЬНОМ, КИНЕСТЕТИЧЕСКОМ, правом/левом мозге – все это подобно инструментам на верстаке. Их функциональная полезность зависит от мастера. Одна из задач НЛП – персонализировать наш подход к каждому ученику, вот почему эта глава начинается замечаниями о различных тонкостях, особенностях использования некрологических индикаторов. Чтобы использовать в процессе разговора (коммуникации) некрологические индикаторы как основу для определения модальности человека, необходимо учитывать, что информация, о которой мы спрашиваем, может быть «СЕЙЧАС ДОСТУПНОЙ» и «СЕЙЧАС НЕДОСТУПНОЙ». Доступная информация не требует ПОИСКА в момент ответа или поиск будет незначительным, соответственно нейрологические индикаторы могут отсутствовать. Недоступная сейчас информация требует поиска и позволяет наблюдать нейрологические индикаторы. Люди демонстрируют поведение, являющееся комбинацией как индивидуальных предпочтений, так и культуральных привычек. Культура рассматривается здесь в широком смысле, это характеристика человека как члена группы, действующей определенным образом. Без разделения этих двух элементов мы рискуем неправильно прочесть предпочитаемую модальность. Например, человек может быстро говорить, потому что он приехал с Восточного побережья, а другой говорит медленно, потому что приехал с Южного. В этом случае скорость речи – культурный индикатор и не определяет модальности. (Культурной группой может быть и семья). Понаблюдайте двух людей из одной культурной группы, опишите общее поведение, свойственное культуре. Заметьте, как каждый из них проявляет общее и отличное поведение. Например, итальянцы обычно близко стоят друг к другу, но стоящий ближе – более кинестетичен, чем другие. Данный пример предотвратит подгонку людей под определенные модальности, и, напротив, стимулирует сравнивать их с другими. Фраза «более кинестетик» гораздо более полезна, чем «кинестетик», особенно в таких межличностных отношениях, как супружеские. Опишите поведение наблюдаемых вами людей с этой точки зрения. Согласно исследованиям Свассинг и Барб, только 22% учеников средней школы предпочитают получение информации по аудиальному сенсорному каналу. Несмотря на возрастание лекционного характера обучения в школе, количество людей, предпочитающих аудиальную модальность, не увеличивается. С другой стороны, подростковое население городов в основном – аудиально-кинестетическое. (Музыка, выражение, сопровождающее рукопожатие – «дай пять» – символизирует аудиальную и кинестетическую культуру.) Как культурная группа, подростки находятся в аудиальной форме развития. Интересно, что у учеников в школе входной аудиальный канал отстает от аудиального выхода. Другими словами, они не могут вспомнить, что говорил учитель, но сами всячески стремятся рассказывать. Чтобы использовать (успешно учитывать) природу подростков, нужна особая гибкость. Этот возраст менее всего склонен к взаимодействию со взрослыми. До 15% не считаются с условиями дисциплины, они не мотивированы ни вознаграждениями, ни наказаниями. С такими учениками нужно устанавливать контакт один на один. Обратите внимание, что в мире взрослых – аудиальных людей меньшинство. На всевозможных встречах люди обычно открывают бумажники и показывают фотографии семьи. Поскольку визуальная модальность у меня не является предпочтительной, я могу гораздо лучше осознавать звуки, чем другие визуально ориентированные люди. Когда на вечеринке мой друг показывает фотографию внука с собакой, я со смехом включаю магнитофон: «Не хочешь ли послушать мою дочь?» или: «Это наша Драмми лает на грузовик». Чаще всего учительский штат из 20 и более человек включает одного аудиала, с которым опасно вступать в спор. Помните, что для него не существует риторических вопросов. Спрашивая из вежливости аудиального-человека, как он провел выходные, вы рискуете потерять 10 минут, а если это был трехдневный праздник, то вы можете слушать 15 минут. Следующий подход известен как «стратегия извлечения» – и полезен, когда при работе с учениками, родителями, коллегами, инструкторами вам необходимо знать, в какой последовательности (с точки зрения использования модальностей) представить информацию. 1. Установить в процессе предварительного разговора раппорт с собеседником («присоединение» к его внутренней организации, состоянию) путем правильного отображения: – отражать 100 % тона, высоты, скорости голоса другого человека, если вы члены одной культуры; – отражать на 75 % выражение его лица; – отражать на 50 % движения и положения тела; – отражать 100 % жестов; Цель раппорта в том, что чем лучше раппорт, тем более ресурсным становится состояние другого человека. Чем более оно ресурсное, тем больше у них доступ к сенсорным системам, и соответственно – большее оживление индикаторов. В результате раппорта вы сможете определить индикаторы, а люди смогут более успешно развивать свои мозги. Начинайте с общих вводных предложений: «Босс, прекрасно, что вы заглянули ко мне во время подготовки, чтобы обсудить идею о том, как …» " или что-то другое. Предложите вопрос с «недоступной» информацией. Пауза перед началом ответа будет включать один или несколько нейрологических индикаторов. Последовательность их проявления указывает на действительную последовательность извлечения информации. Например, начальник смотрит вверх, а затем произносит: «Гм, так». Эта последовательность – визуально-аудиаль-ная. Напротив, человек, двигающийся и раздумывающий перед началом разговора, выказывает кинестетически-визуальную последовательность. Уже имея представление о последовательности репрезентаций человека, сделайте утверждение, включающее предикаты аналогичных модальностей и в аналогичной последовательности. Например: «Если я вас правильно понял, лучший способ обсуждения данной идеи в том, что вы представите мне картину (В) и Затем мы обсудим ее (А)». Цель такого утверждения – увидеть, насколько точно ваше определение процесса (последовательности модальностей). Точность определяется конгруэнтностью ответа человека сразу после вашего предложения. (Конгруэнтность – соответствие внутреннего и внешнего состояний человека). Например, увеличение наклона головы и спокойное дыхание указывают на конгруэнтное согласие; сдерживание дыхания или сморщивание лба укажут на недостаток вашей точности в определении последовательности модальностей. Исследования по образованию показывают, что мы тратим почти половину времени на базовые навыки. Ясно, что выход не в том, чтобы не работать, а в том, чтобы работать эффективнее. Показатель будет только увеличиваться, если система поощрения и поддержки станет более чувствительной к «детям риска». «Дети риска» – это ярлык, прикрывающий детей двух групп: тех, кто квалифицируется по психологическим причинам, и тех, кто квалифицируется в связи с трудностями научения, соответствующими преимущественно визуальной модальности, правополушарному мышлению. Сложности с «детьми риска» можно существенно облегчить. О важности визуализации и необходимости индивидуального переобучения мы уже говорили. Кроме того, надо обратить внимание на: 1) специальное обучение правого полушария, 2) использование невербальной коммуникации и установление раппорта для успешного научения и дисциплинирования. Раппорт можно определить как присоединение человека к миру другого. Учителя старших классов – наиболее левополушарные из всех уровней школьного конвейера, но в работе с правополушарны-ми учениками нам нужно войти в их правополушарный мир (присоединиться). Затем учитель может использовать установленный раппорт, чтобы повести ученика в высокоструктурированную, последовательную и логическую левополушарную атмосферу школы. Оставшаяся часть главы посв ящена тому, как глубже понять правополушарных учеников и развить свою гибкость посредством раппорта и сенситивности (чувствительности). 1. Выявите учеников более или менее неуправляемых стандартной системой дисциплины (обычно это правополушарные ученики). 2. Опишите поведение учеников этой категории. 3. Действуя в неавторитарной ситуации (в холле, во время отдыха), найдите 2-3 позитивные темы, интересные для учеников. Запишите их. 4. В ситуации обучения и переобучения «приправляйте» свою речь словами, фразами из интересных для учеников областей, чтобы сохранить их внимание. Выпишите примеры, как вы это сделали. 5. Запишите, возрастало ли внимание учеников. Поскольку невербальный уровень наиболее эффективен, проиллюстрируем как вербальное, так и невербальное присоединение. Качественное присоединение характеризуется тем, что ученик не осознает, что вы отражаете его психологию и поведение. Выберите трудноуправляемого ученика и проведите присоединение: 1. Найдите интересную для него тему. 2. Определите модальности и их последовательность при обсуждении интересующей его темы. (За помощью вернитесь назад к «Стратегии извлечения».) 3. Отклонитесь от интервьюирования и поболтайте, используя аналогичную последовательность модальностей. (Наблюдайте нейрологические индикаторы.) Запишите использованные вами предложения. 4. Убедитесь, что вы постепенно и качественно отражали тело другого человека. Запишите, какие аспекты невербального поведения вы отражали. 5. Опишите развитие раппорта. Позитивное подкрепление (поощрение, так называемое «поглаживание») часто дает лучший эффект в дисциплинировании, чем негативное подкрепление (выговор). Например, учитель перед проектором призывает учеников смотреть на экран. Он благоразумно помещает Сэма (самого кинестетического ученика) впереди, чтобы удержать его в работе, используя различные способы выравнивания его неуместного поведения. Сэм работает примерно 30-40 секунд, и учителю приходится вмешиваться каждые 60-90 секунд для очередного замечания. Если' же учитель дает периодически позитивное подкрепление (жестами, взглядом, прикосновением), продолжительность времени вовлеченности Сэма в работу возрастает. На практике вам помогут следующие упражнения: 1. Опишите ученика, демонстрирующего неуместное поведение. 2. Проведите обычное дисциплинированно. 3. Как долго ученик остается в работе? 4. Выполните шаг 2, а затем похвалите ученика за то, что он работает, не отвлекаясь. 5. Возросла ли продолжительность работы без отвлечения? Запишите свои наблюдения. Почему нам желательно усилить невербальные сообщения при дисциплинировании (когда мы хотим бороться с отвлекающим поведением)? 1. Правое полушарие более чувствительно и быстрее реагирует, чем левое. 2. Чтобы избежать перегрузки аудиального канала учеников. Потренируйтесь в классе. В течение б дней попробуйте прерывать отвлечение ученика невербально. Причем первые 2 дня используйте визуальные сигналы (без прикасания и издавания звуков). Например, посмотрите с нахмуренными бровями, руки в карманах. Затем 2 дня используйте только кинестетические сигналы, а последние 2 дня – аудиальные сигналы. Это самое трудное, поскольку невербальное аудиальное сообщение передается посредством силы голоса, тембра, паузы, – всего, что слышится помимо слов. Запишите все, что вы делали, и результаты этого. Мы знаем, что чем младше ребенок, тем он кинестетичнее и лучше научается посредством мышечной памяти. Это позволяет нам использовать набор жестов учителя и повторение их учениками вместе с усвоением содержания. Например, учитель обучает класс четным и нечетным числам. Он опускает левую руку вдоль тела и спокойным голосом говорит: «Один». Качая правой рукой, он гораздо громче говорит: «Два». Продолжая так же с другими числами, он обучает учеников использовать символические жесты. Подобная методика подходит для младших школьников, а дальше можете переходить к широкому использованию демонстраций. Когда ученики слышат используемые учителем кинестетические предикаты (в противоположность визуальным и аудиальным), то их тела активируются. С активированием тела СЛЫШАНИЕ качественно ухудшается. Когда учитель говорит: «Возьмите книгу и откройте ее на странице 33», – слова «возьмите…» будут побуждать учеников взять с парт свои книги. Но они могут не услышать номер страницы, и учитель будет вынужден повторить. Можно избежать этого. По мере возможности употребляйте кинестетические предикаты в конце предложений: «На странице 33 вашей книги вы найдете задание…». Когда мы сообщаем информацию для осмысления, а затем демонстрируем результат, то кинестетики испытывают замешательство, поскольку они не могут «видеть» движение информации от одной части к другой. Информация для них появляется, исчезает и появляется вновь в другом виде. Если убрать эту область исчезновения, то кинестетик в классе испытает облегчение. Лучше покажем это на примерах: Мы просим ученика определить подлежащее и сказуемое в предложении, выписывая их справа в колонке, соответствующей каждой категории. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПОДЛЕЖАЩЕЕ СКАЗУЕМОЕ (исчезновение информации) Мальчик бежит появление упорядоченной информации) мальчик бежит Если ученику предоставить возможность определять подлежащее и сказуемое в активном предложении, использовать при этом пространственные ключи (подлежащее обычно перед сказуемым), он гораздо лучше справится с заданием. Кинестетические ученики имеют более низкие оценки при работе с тестами, когда на карточке, в вопроснике, на дисплее компьютера нужно (не вдаваясь в процесс «как») выдать ответ («да», «нет», число или номер ответа). Это для них – максимальное проявление «исчезновения» информации. Гораздо лучше для кинестетика, если он может описать свой ответ. Когда мы прерываем читающего вслух ученика, делая комментарий, а затем возвращаем его к тексту, кинестетик со слабой способностью к визуализации бывает фрустрирован (испытывает тревогу, замешательство), пытаясь найти место, где его прервали. Сложно для них превращение дроби в десятичное число: 4/5……………………………………0, 8 появление ИСЧЕЗНОВЕНИЕ появление в новом виде Особенно если мы используем только доску или экран. Для кинестетиков желательно манипулировать осязаемыми объектами – карточки с цифрами (на доске это могут быть карточки с магнитиками). Кроме того, математические символы могут вызывать фрустрацию, поскольку требуют включения как правого так и левого полушария. В таком случае нужно описывать процесс словами, а над ними писать общепринятые символы: «умножить на» (х), «равняется» (=), и т д… Чтобы «видеть движение информации», часто целесообразно использовать цветовое кодирование, например, в решении уравнения: Х + 4 = 10 Х = 10-4 («4» слева и справа писать другим цветом) Можно применить и дополнительное кинестетическое усиление: писать 4 справа правой рукой, а 4 слева – левой рукой. Попробуйте все это проделать в своем классе. Запишите ваши действия и решения. Большинство учеников владеют визуализацией – различие в том, левополушарная это способность («видеть слова глазами мозга») или правополушарная (способность видеть конкретные объекты). Первая группа обычно успевает в школе, вторая – отстает. Учителю необходимо потренироваться в определении визуальных способностей детей в целом и предпочитаемой модальности. Кстати, в стрессовой ситуации человек склонен закрываться в одном сенсорном канале. Мы выбрасываем за борт наши ценности (способности во всех модальностях) и цепляемся за предпочитаемую модальность. Если человек расслаблен или полон энергии, он открывает все свои каналы. Наша задача – научить человека (ученика) делать это. Выберите 3-5 учеников с разной успеваемостью и попробуйте выяснить их визуальные способности, модальную ориентацию. Каждому задавайте вопросы по интересующей его теме. Например о мотокроссе: Попросите представить любимую модель, спросите о цвете, форме, дистанции, проверьте аудиальную и кинестетическую способности, спросив о звуках, скорости, температуре. Испытывает ли ученик замешательство при использовании какой-либо модальности? Допустим, вы выяснили правополушарную визуализацию. Попробуйте теперь «повести» ученика в левовизуальную обдать, попросите его сфокусироваться на конкретном. Пусть он расскажет о торговой марке, где она находится, какие буквы там написаны. Это поможет ученику развить способности к левополушарному видению – видеть буквы, слова, символы. Запишите все свои действия и полученную информацию. Попробуйте заметить связь успеваемости ученика и его визуальной, модальной ориентации. знаем, что это создает трудности аудиалу. В сущности, система окончательных отметок (особенно, если требуется визуально-кинестетический выход) основывается на том, запомнил ли ученик информацию аудиально или визуально, а не на том, запомнил ли он ее вообще. Какие же характеристики визуальной памяти позволяют мозгу так хорошо справляться с тестами? Это – скорость и движение в одном направлении. Что касается кинестетической памяти – это мышечная память, определение и основное свойство. Обобщим все сказанное. Мы исследовали вход, память (хранение) и выход. Мои собственный опыт показывает, что мы только тогда реализуем значимость «стилей научения», когда сфокусируемся на менее всего понятном, но самом ценном аспекте – памяти |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|